С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.
Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
2. Место психологии в системе наук
Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
3. Основные психологические школы.
Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).
Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.
Так в психодинамическом (психоаналитическом ) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтезР.Ассаджиоли и т.д.
Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.
Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное (Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).
Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.
Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности –гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).
Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология,К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез, Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической, и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.
Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.
Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.
Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».
Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Реферат по психологии
История становления психологической науки
Студент 1курс
очной формы обучения
направления 050100.62
«Педагогическое образование»
профиля «Дошкольное образование»
и «Начальное образование»)
Никифорова А.С.
Самара 2013
1. Введение
2. Предыстория научной психологии. Эпоха анимизма
3. Первый этап. Психология, как наука о душе
4. Второй этап. Психология, как наука о сознании
5. Третий этап. Становление научной психологии. Кризис в психологии, его природа
6. Четвёртый, современный этап. Психология -- наука, состоящая из множества направлений
7. Бихевиоризм
8. Психоанализ
9. Гештальтпсихология
10. Когнитивная психология
11. Гуманистическая психология
Заключение
1. Введение
Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение.
В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Сама историческая мысль также имеет историю. История исторической науки есть историография. Ее предмет - характеристика историков, историографических концепций. Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания, полученные в ходе обыденной практической деятельности, религиозные представления о психике, результаты ненаучных способов умственной деятельности при этом не рассматриваются. В целом развитие психологии от науки о душе к науке о деятельностном происхождении психики и сознания свидетельствует о прогрессе психологических знаний, если критерием прогресса считать степень приближенности к познанию изучаемого объекта - психического. В рамках науки о душе психология была скована понятием души как объяснительным принципом. Отказ от него и переход к изучению сознания связаны с выделением психики в качестве объекта исследования. Психология как наука о поведении была направлена на преодоление субъективизма психологии сознания и вышла на пути объективного исследования. На последнем к настоящему моменту этапе развития психологической мысли восстанавливается единство исторически разорванных сознания и поведения (деятельности) за счет реального осуществления объективного подхода к психологическому познанию.
2. Предыстория нау чной психологии. Эпоха анимизма
Анимизм (от лат. anima - душа, animus - дух), вера в существование душ и духов.
Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, дает ему возможность думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть собой. Так возникло представление о душе, которую часто изображали в виде крылатого существа. Душа независима от тела, она может жить собственной жизнью, например, пока человек спит. Душу связывали с дыханием, которое исчезало у мертвого человека. Считалось, что душа покидает человека вместе с последним дыханием. Это представление отразилось в мифах разных народов и во взглядах древних философов.
3. Первый эта п. Психология, как наука о душе
Первые научные психологические знания сформировались у древнегреческих философов в 6 веке до н.э. Они представляли душу как нечто, похожее на пламя или движение воздуха. Душа отдельного человека лишь слабый отпечаток мировой души - Космоса. Душа - основа идей древнегреческих философов Гераклита (ок. 544-483 до н.э.), Демокрита (ок. 460 - ок. 371 до н.э.), Платона (428-348 до н.э.), Аристотеля (384-322 до н.э.) и др.
Первый труд, посвящённый исключительно психологии, - "Три книги о душе" Аристотеля. психика сознание психология развитие
Итак, психология возникла в античные времена как наука о душе, и в дальнейшем в течение многих веков (с 6 века до н.э. до 17 века н.э.) психологическое знание накапливалось в рамках философской мысли.
Одним из главных вопросов, который волновал философов, размышлявших над сущностью человеческой психики, была проблема связи души и тела. Очень долго господствовала точка зрения, состоящая в том, что природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот.
Французский философ Рене Декарт (латинизированное - Картезий; Cartesius, 1596-1650) также считал, что душа и тело имеют разную природу и действуют по разным законам. Тело, по мнению Декарта, материально и действует по законам механики. Душа же нематериальна, и ее главное свойство - способность мыслить, помнить и чувствовать. Однако не только душа может влиять на тело, но и тело может воздействовать на душу.
Декарт впервые сформулировал представление о рефлексах - закономерных реакциях организма на раздражение.
4. Второй этап. Психология, как наука о сознании
В этот этап (XVII в. - 1879 год) бурно развивались естественные науки.
В психологии понятие «душа» было вытеснено понятием «сознание». Психология стала наукой о сознании. Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания - все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.
Отсюда возник очень важный вопрос, - как, под влиянием чего формируется сознание человека. Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, благодаря чему возникают ощущения, которые затем могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций.
Ассоциация - в психологии - связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Джоном Локком (1698).
Отсюда психология XVII - начала XIX вв. получила название ассоцианизма (ассоциативной психологии). Ассоциации хранятся в памяти. Именно поэтому основное внимание в это время уделялось памяти.
Итак, ассоциативная психология была господствующим психологическим учением в XVII, XVIII веках, а также в начале XIX в.
Соответственно понималось и развитие человека. Известный английский философ Джон Локк (1632-1704), считавший, что «в сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях», рассматривал сознание ребенка при рождении как tabula rasa - чистую доску, на которой жизнь оставляет свои письмена. Эта идея Дж. Локка получила значительное отражение в разнообразных психологических и педагогических теориях, основывающихся на представлении о ведущей роли внешних воздействий, воздействий среды для развития и воспитания человека. Поэтому Дж. Локк придавал большое значение воспитанию, в том числе формированию положительного отношения к хорошим поступкам и отрицательного - к плохим.
5. Третий этап. Становление научной психологии. Кризис в психологии, его природа
Третий этап продолжался с 1879 г. до 20-х годов XX в.
В течение тысячелетий философская мысль ставила и решала психологические проблемы, давала свои ответы на вопросы о сущности человека, о его мышлении и чувствах. Однако эти ответы были чисто теоретическими. К XIX в. развитие научной мысли во многих отраслях привело к пониманию ценности знания, полученного экспериментальным, опытным путем. Так развивались, например, физика, химия. Наибольшее значение для возникновения психологии как экспериментальной науки имело развитие физиологии.
Историю научной психологии принято считать с 1879 г. - года открытия немецким физиологом Вильгельмом Вундтом (1832-1920) в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Психология стала экспериментальной наукой.
Вильгельм Вундт, Эдуард Брэдфорд Титченер (1867-1927) и др. считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это сложное явление на отдельные элементы - ощущения, образы, чувства и выявлять структурные отношения между ними. Поэтому теория, разрабатываемая ими, получила название структурализма (иначе она называется психологией сознания).
Этими учёными были получены отдельные очень ценные результаты, но структурализм, как научное направление психологии оказался несостоятельным, потому что не удалось реализовать научный подход. Предмет изучения был ясен - сознание, а метод - интроспекция (от лат. introspecto - смотрю внутрь) оказался негодным.
Исследователь, который пользуется методом интроспекции, пытается непосредственно наблюдать за явлениями своей собственной психики, как бы "подглядывать" за ними, и поэтому невольно вмешивается в естественный ход психических процессов, вследствие чего неизбежно возникают искажения. Именно поэтому получались неправильные, противоречивые результаты.
Интересно, что в квантовой механике ситуация аналогичная: нельзя наблюдать за квантовомеханическим объектом, не нарушив его состояния. В квантовой механике эта проблема разрешилась: сформулирован принцип неопределённости Гейзенберга. В психологии эта проблема решения пока не имеет. Как бы там ни было, несомненно, что метод интроспекции как научный метод оказался не состоятельным.
Для того, чтобы убедиться в несостоятельности метода интроспекции и, тем самым, структурализма, как научного направления, исследователям понадобилось несколько десятилетий.
В современной психологии может применяться, но не интроспекция, а метод самонаблюдения, который принципиально отличается от интроспекции тем, что непосредственное наблюдение за собственными психическими процессами происходит после того, как психические процессы завершатся, поэтому можно посмотреть вглубь себя и, не беспокоиться, при этом, об искажениях, возникающих в ходе наблюдения.
Другое научное направление конца XIXв. - начала XXв. называется функционализмом. Представителей этого направления прежде всего интересовал вопрос, как действует, как функционирует психика. Наиболее яркими представителями этого направления были Фрэнсис Гальтон (1822-1911), Уильям Джеймс (1842-1911) , Джон Дьюи (1859-1952). Функционалисты основывались на эволюционной теории Чарльза Дарвина и считали, что роль сознания состоит в приспособлении человека к окружающему миру. Поэтому главное для психологов - понять функцию сознания, то, как оно помогает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи. Функционалисты много внимания уделяли практическому применению психологии, в том числе и в практике обучения. Они стали писать книги специально для педагогов.
В частности, Уильяма Джеймса очень интересовали привычки, он считал, что они имеют большое значение для развития ребёнка.
У. Джеймс внес много ценного в психологию эмоций, ему принадлежат также первые исследования самосознания и самооценки, в частности, знаменитая формула самоуважения как отношения успеха, которого достигает человек, к его притязаниям.
И структурализм, и функционализм занимались изучением явлений, доступных осознанию.
Одновременно в конце XIX - начале XX в. было предпринято множество попыток создать физиологическую психологию, изучать психологические явления физиологическими методами. Однако эти попытки во многом оказались неудачными, поскольку точные, однозначные, объективные физиологические показатели трудно было соотнести с субъективными, психологическими -- расплывчатыми, изменчивыми, противоречивыми. Поэтому многие ученые стали сомневаться в возможности научного изучения психологических явлений.
Это обстоятельство, а также неудача структурализма -- целого научного направления, привели к кризису психологии как науки. В начале XX в. возникли два направления, совершившие переворот в психологической науке и разрешившие кризис. Одно из этих направлений - бихевиоризм - обратилось к изучению внешнего поведения, другое - психоанализ - к изучению бессознательных процессов.
6. Четвёртый, современный этап. Психология -- наука, состоящая из множества направлений
Фактом современной психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Именно поэтому психология подразделяется на множество научных направлений, она не является целостной наукой и напоминает лоскутное одеяло.
Впрочем, аналогичное положение дел, правда, много лучшее, в современной физике, где имеются три основополагающих теории: -- теория тяготения, теория электрослабых и теория сильных взаимодействий. Объединяющая их теория до сих пор ещё не создана.
Итак, начало современной психологии связано с преодолением кризиса в психологии и возникновением новых научных направлений, -- бихевиоризма, психоанализа и других, к изучению которых мы приступаем.
7. Бихевиоризм
Название этого направления происходит от английского слова behavior - поведение. Его разрабатывали американские психологи Эдуард Ли Торндайк (1874-1949) , Джон Бродес Уотсон (1878-1958) и др. На развитие бихевиоризма громадное влияние оказало учение русских ученых Ивана Петровича Павлова и Владимира Михайловича Бехтерева о природе рефлексов.
Ученые-бихевиористы считали, что сознание человека, его мысли, чувства, переживания - слишком субъективны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию. Изучать можно лишь то, что можно точно наблюдать в поведении и фиксировать. Психология стала пониматься бихевиористами как наука о поведении.
Основная схема поведения была описана бихевиористами в символах «S>R: стимул > реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией - любое ответное действие. Чаще всего поведение определяется сложной совокупностью стимулов, которые трактуются как окружающая среда, или ситуация. Реакция может быть простой (например, отдергивание руки от огня) и сложной. К сложным реакциям относятся все формы человеческой деятельности, которые содержат какое-либо действие (например, прием пищи, написание текста, игра). Речь человека, как внешняя (вслух), так и внутренняя (про себя), также относилась ими к реакциям.
Такой подход стирает принципиальную разницу между психологией животных и человека. Недаром в работах психологов этого направления вплоть до настоящего времени данные, полученные на животных, непосредственно переносятся на человека.
В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихевиоризма, признали, что формула «S>R: стимул > реакция» не может полностью описать поведение и деятельность, причем не только у человека, но и у животных. Существует множество факторов, влияющих на них. Между стимулом и реакцией, считают современные психологи-бихевиористы, у человека имеется промежуточный механизм - познавательные процессы: мышление, память, воображение. Эти идеи легли в основу необихевиоризма, основными представителями которого являются Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) , Кларк Леонард Халл (1884-1953), Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) и др.
Центральными для психологии бихевиоризма и необихевиоризма на протяжении всей его истории были вопросы научения, т.е. того, каков процесс приобретения индивидуального опыта и каковы условия достижения наилучших результатов. Недаром одно из современных течений бихевиоризма так и называется - теория социального научения. Его основатель Альберт Бандура (р. 1925) считает, что научение у человека может происходить двумя основными путями:
1) прямым; непосредственным подкреплением;
2) подкреплением косвенным, когда он наблюдает за поведением других людей и того, к чему может вести такое поведение.
Бихевиоризму и школе социального научения психология обязана наличием множества четких, проверяемых фактов, тонкими экспериментальными приемами. Во многом благодаря этим направлениям психология стала объективной наукой, использующей точные методы выявления и измерения изучаемых явлений.
Критика бихевиоризма связана с механистическим взглядом его представителей на человеческую психику, игнорированием собственно психических явлений - воли, эмоций, потребностей человека, его активности.
8. Психоанализ
Основателем этого направления стал австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Зигмунд Фрейд был врачом, и первоначально психоанализ возник как метод лечения неврозов. З. Фрейд обратил внимание, что невротические болезни взрослых часто вызваны психическими травмами, полученными в детском возрасте. Для лечения таких заболеваний 3игмунд Фрейд разработал специальный метод, получивший название психоанализа.
Психоанализ состоит из:
* метода свободных ассоциаций, который состоит в следующем. Пациент лежит на кушетке и говорит то, что придет в голову, не думая о том, насколько это глупо, мелко или неприлично, как он может выглядеть в глазах врача. Врач пытается всё это понять и интерпретировать.
* сновидений, содержание которых, по мнению 3. Фрейда, позволяет открыть неосознанные проблемы человека,
* все то, что 3. Фрейд назвал «психопатологией обыденной жизни» - всевозможные ошибки, оговорки, забывание того, что надо было сделать или взять с собой, а также шутки.
Впоследствии психоанализ из психотерапевтической техники превратился в психологическую теорию, а затем и в одно из направлений философии (т.н. фрейдизм). Представление о том, что поведение человека определяется не только сознательными, но и бессознательными мотивами, желаниями, переживаниями, возникшими в результате либо подавления, вытеснения, либо недопущения в сознание определенных переживаний, влечений, мотивов, произвело подлинный переворот в представлениях о человеческой психике и является в настоящее время общепризнанным.
До работ 3. Фрейда люди знали, что существует бессознательное, и только. Заслуга 3. Фрейда в том, что он впервые поставил изучение бессознательного на научную основу.
Характеризуя значение этого переворота, один из биографов 3игмунда Фрейда поясняет: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме».
Критика идей 3. Фрейда связана, прежде всего, с его переоценкой роли сексуальности в развитии психики и придания решающего значения ранним детским переживаниям. На это указывали уже его ближайшие последователи.
Самые известные ученики З. Фрейда, сами являются создателями новых направлений в психоанализе:
* Карл Густав Юнг (1875-1961) создатель аналитической психологии,
* Альфред Адлер (1870-1937), создатель индивидуальной психологии.
Важнейшим ответвлением психоанализа является неофрейдизм. Неофрейдисты отрицали исключительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая существенное значение социальным факторам: особенностям общения ребенка со взрослыми, прежде всего в первые годы жизни [Карен Хорни, (1885-1953), Гарри Стэк Салливен (1892-1949)], характеристикам социальной среды, ее ценностям [Эрих Фромм (1900-1980)].
Среди психоаналитиков, занимавшихся проблемами развития, наиболее ценные результаты получил американский психолог Эрик Хомбергер Эриксон (1902-1994). Он разработал оригинальную концепцию развития личности человека от рождения до смерти.
Психоанализ бурно развивался и развивается. Он не только оказал влияние на множество направлений современной психологии, чрезвычайно велико его воздействие на философию, культуру, искусство, общественное сознание нашего времени.
9. Гештальтпсихология
Гештальтпсихология возникла в начале нашего века в Германии. Название этого направления происходит от слова «гештальт» (нем. Gestalt - форма, образ, структура). Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия . В центре её внимания -- характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
Ее основателями являлись Макс Вертгеймер (1880-1943) , Курт Коффка (1886-1967), Вольфганг Келер (1887-1967) , выдвинувшие программу изучения психики с точки зрения целостных структур -- гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.
10. Когнитивная психология
Название этого направления восходит к латинскому слову cognitio - знание, познание. Его возникновение и развитие связаны с бурным становлением компьютерной техники и развитием кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управления и передачи информации. Когнитивная психология рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем (когнитивных карт), которые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Это направление в настоящее время бурно развивается, и у него нет какого-либо признанного лидера.
Критика когнитивной психологии связана, прежде всего, с тем, что проводимые в ней исследования отождествляют мозг человека с машиной, существенно упрощая тем самым сложный, многообразный внутренний мир человека, рассматривая его как относительно упрощенные схемы и модели.
11. Гуманистическая психология
Гуманистическая психология возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Это направление провозгласило в качестве основной идеи новый взгляд на развитие человека. Оно основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, творческие силы каждого человека, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Именно с этим связано название этого направления, происходящее от латинского слова humanus - человечный.
В то же время, гуманистические психологи считают, что исследование научных понятий и применение объективных методов ведёт к дегуманизации личности и ее дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию, таким образом, это направление приходит к откровенному иррационализму.
Наиболее известными представителями этого направления являются Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) и Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) .
Заключение
Можно ли считать развитие психологических знаний процессом, определяемым лишь собственной логикой познания в соответствии с природой изучаемого объекта - психики? Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые находятся под господствующим влиянием экономического развития. Сложные отношения науки и общества охарактеризовал Л.С. Выготский: «Закономерность в смене и развитии; идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т. п. - может быть объяснено на почве связи данной науки с общей социально-культурной подпочвой данной эпохи, с общими условиями и законами научного познания, с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования».
Анализ развития психологических знаний требует изучения исторического фона. Однако простой синхронизации их с показателями уровня социально-экономического развития недостаточно: социальные условия в значительной степени влияют на выбор проблемы, а также на характер ее решения. История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и др. наук на психологию разнообразны. Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях. Во-вторых, в психологии испоользовались методы этих наук, в частности, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии. В-третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что будущее психологии - это прежде всего ее собственное развитие. Здесь нет противоречия: связь с другими науками не должна превратиться в редукционизм, т. е. сведение психологических закономерностей к закономерностям других наук.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
История развития психологии: античность, Новое время, средние века. Основные направления современной зарубежной психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, трансперсональная, деятельностная, когнитивная и гуманистическая психология.
презентация , добавлен 05.04.2012
Средневековые работы о психологии: вопросы веры и разума. Открытие в 1879 году психологической лаборатории для исследования феноменов сознания методом интроспекции. Теория психоанализа Фрейда. Бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология.
курсовая работа , добавлен 21.03.2011
Эволюция представлений о предмете психологии, анализ основных этапов развития. Составление сравнительной характеристики направлений психологии (гештальтпсихология и бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология): представители, основные понятия.
контрольная работа , добавлен 04.05.2010
Объект, предмет психологической науки. Характеристика этапов становления предмета психологии с античности до периода открытого кризиса. Общая характеристика научных психологических школ в XX столетии. Бихевиоризм. Анализ развития психологических знаний.
реферат , добавлен 28.09.2008
Формирование педагогической психологии, этапы ее становления как науки; разработка основ обучения и воспитания; идеи и теории: ассоциативная, функциональная, когнитивная и прагматическая психология, теория проб и ошибок, бихевиоризм, психоанализ, тесты.
контрольная работа , добавлен 18.05.2011
Основные направления психологии, структурализм. Психология как наука о непосредственном опыте. Функционализм. Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии. Гештальтпсихология. Психоанализ: бессознательное. Гуманистическая психология.
реферат , добавлен 20.01.2004
Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.
контрольная работа , добавлен 16.10.2011
Кризис психологической мысли в начале десятых годов XX века, его предпосылки и причины, этапы протекания и поиски выхода. Сущность бихевиоризма, схемы психологических экспериментов. Гештальтпсихология и ее влияние на развитие европейской психологии.
контрольная работа , добавлен 25.08.2009
Критический пересмотр методологических позиций психологии в постсоветский период. Актуальные вопросы и проблемы современной российской психологии. Тенденции дифференциации и интернационализации психологических знаний и отраслей психологической науки.
контрольная работа , добавлен 11.02.2014
Исторические этапы развития психологии как науки. Главные отрасли и процесс дифференциации современной психологии. Задачи и место психологии в системе наук. Основные направления психологии ХІХ в.: фрейдизм и бихевиоризм. Поведенческая концепция Скиннера.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.
Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
2. Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).
3. Задачи и место психологии в системе наук
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
- научиться управлять ими;
- использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
- быть теоретической основой практики психологической службы.
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.
Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.
Каково же место психологии в системе наук?
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Рис. 1 . Классификация А. Кедрова
Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
4. Основные исторические этапы развития психологической науки
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат . анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н.э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.
В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим наиболее важные моменты в истории развития психологии.
Античная психология
Психология зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. в Древней Греции как часть натурфилософии (науки, изучавшей закономерности всего сущего). В это время считалось, что одушевлен не только человек, но и весь мир (панпсихизм). Душу считали материальной, а ее основной функцией считали энергетическую – приведение в движение инертного (пассивного) тела.
Немаловажную роль в развитии психологии сыграла идея причинной обусловленности (детерминизма), сформулированная Гераклитом. Концепция общего закона (Логоса) способствовала преодолению сакральности и развитию науки вообще, но породила важнейший вопрос о наличии у человека свободы воли и поведения. Мнения по этому поводу разделились – Демокрит отстаивал предопределенность, а Сократ и Платон отмечали, что в таком случае человек лишается критериев нравственной оценки своего поведения. Философская школа стоиков разделила свободу на внутреннюю и внешнюю, тем самым оставляя за человеком возможность нравственного совершенствования.
Позднее античные ученые пришли к выводу, что душа служит источником разума и нравственности, а определяющим фактором, влияющим на психику человека, является культура. Так было установлено качественное различие между психикой человека и животных, что и привело к переходу от материалистической концепции души к идеалистической, заложенному в трудах Сократа, Платона и Аристотеля. Например, Платон выдвинул идею нематериальности и вечности души.
В античности зародилась психология познания. Аристотель выделил познавательные процессы воображения и речи, Платон – памяти. Было положено начало таким направлениям, как сенсуализм (знание базируется на ощущениях) в трудах Демокрита и Эпикура, а также рационализм (ощущения дают знания о единичных вещах, всеобщие знания дает разум) – у Платона, Плотина и школы стоиков. В вопросе регулирования человеческого поведения античные мыслители затронули также проблему эмоций. Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар полагали, что человек стремится к тому, что приносит ему удовольствие. Платон же отстаивал регуляцию разумом.
В период эллинизма важнейшими для психологии являлись вопросы этики и нравственности, взаимоотношений между личностью и обществом. В обсуждении принимали участие школы эпикурейцев, стоиков, киников, платоников. В философии и литературе (пример – «Медея» Еврипида) внимание фокусировалось на ценности отдельного человека и его праве на собственные этические нормы. Проблему свободы рассматривали киники, пришедшие к выводу, что для ее обретения человек должен стать самодостаточным и освободиться от стыда.
Психология в Средние века
Средневековая наука, в том числе психология, была неразрывно связана с религией. В христианском мире в III–VI вв. античные концепции были под запретом, как языческие. Философские школы (Ликей, Сад Эпикура) были закрыты или вытеснены из Европы. Их возвращение состоялось уже в IX–X вв., в том числе через исламский мир. Церковь осуждала как сомнение в своих догматах, так и попытки их доказать. В VI–XII вв. церкви и монастыри являлись средоточием культуры, там работали церковные ученые, имевшие доступ к античной литературе. В XII–XIII вв. возникают первые университеты в Европе, развивается схоластика, служившая теоретическому обоснованию церковных догматов.
Лишь в XII–XIII вв. средневековая психология получила предмет исследования – «телесную душу», отличающуюся от «духовной», изучаемой богословием (так называемый деизм). К XIV–XVI вв. античные труды стали доступны для изучения, их авторы превратились в непререкаемые авторитеты. Средневековая психология изучала процессы мышления, в частности, вопрос универсалий (общих понятий). Реалисты полагали, что общие понятия существовали в уме Бога до сотворения вещей, номиналисты отрицали существование общих понятий в реальности, а концептуалисты доказывали существование универсалий в уме человека. Связь психических и соматических болезней изучал средневековый арабский мыслитель Ибн Сина, заложивший основы психофизиологии и исследования стрессов.
Психология в Новое время
В Новое время на развитие психологии повлияло появление новых подходов к построению науки – стремление к рациональности, доказательности теоретических положений. Психология становится наукой о сознании, не изучает вопросы внешней активности, поведения. Развитие точных наук, в частности физики, повлекло за собой появление такого подхода, как механистический детерминизм (человеческое тело – своеобразная машина, действующая в соответствии с законами физики). Происходила борьба рационалистического (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц) и сенсуалистического (Д. Локк, Т. Гоббс) подходов к познанию.
Р. Декарт обосновал теорию рефлекса (употреблял термин «ассоциации»), объясняя поведение животных и непроизвольные движения человека. Он выделял также пассивные эмоции (страсти), связанные с мышлением и являющиеся одной из составляющих человеческих понятий. Эта концепция послужила основанием для развития когнитивной теории эмоций. Психику Декарт отождествлял с сознанием, допускал самопознание психики (интроспекцию). Он также ввел понятие рациональной интуиции («света разума»), надличностного процесса, необходимого для познания врожденных идей (например, идеи Бога).
Лейбниц ввел принцип активности, опровергая мнение о познании как независимом от человеческих эмоций и мотивов процессе. Его концепция души-монады положила начало изучению области бессознательного (Лейбниц называл бессознательное перцепцией, а сознательное – апперцепцией). Б. Спиноза, изучая проблемы свободы воли и природы человеческих чувств, сформулировал понятие аффектов – желания (влечения), удовольствия (радости) и неудовольствия (печали). Т. Гоббс распространил принцип механистического детерминизма на психическую жизнь человека. В 1590 г. Н. Гоклениус предложил термин «психология».
Психология в XVIII веке
В этот период развитие науки стимулировалось идеями прогресса, развития. В середине XVIII в. возникает первая психологическая школа – ассоцианизм. Ассоциативная психология была единственным чисто психологическим направлением вплоть до начала ХХ в. Ассоциативную психологию развивал Ш. Бонне, который предположил, что ассоциации ощущений и идей – это связи нервных волокон. Ассоцианизм получил свое развитие в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Основателем же этого направления считают Д. Гартли, который создал новую теорию рефлекса, связанную с вибрациями. Ученый выделял большой круг вибраций (от органов чувств к мозгу и мышцам) и малый (в белом веществе мозга, обеспечивающий память, обучение и познание).
Х. Вольф разработал терминологию немецкой психологии, опубликовал книги «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Появляются концепции, связывающие психику с культурным окружением, географической средой (Д. Вико, Ш. Монтескье, И. Гердер), закладываются основы социальной, дифференциальной и этнопсихологии. Ж. Ламетри ввел в научный оборот понятие «потребности», начал изучать внимание. Сенсуалистический подход развивал Э. Кондильяк в «Трактате об ощущениях» (1754 г.), утверждая, что психическая деятельность представляет собой преобразованные ощущения.
К. Гельвеций объяснял различия людей разным социальным положением и воспитанием, считал, что способности приобретаются в процессе обучения. Ж.-Ж. Руссо, напротив, придерживался концепции «естественного человека», согласно которой общество прививает отрицательные качества доброму и честному от природы человеку. Руссо также создал развернутую периодизацию психического развития. П. Ж. Кабанис выдвинул гипотезу о трех уровнях психической регуляции поведения – сознательном, полусознательном и рефлекторном.
Х. Вольф разработал теорию «психологии способностей», пытаясь найти разумное обоснование психических процессов. Его идею о спонтанной активности души развивали И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт, придя в итоге к формированию представлений о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.
Психология в ХIХ – начале ХХ вв
Основатель направления позитивизма в науке О. Конт в своей классификации наук не нашел места психологии, как не обладающей позитивной (то есть научной) парадигмой. Таким образом, перед психологией стал выбор: либо потеря статуса самостоятельной дисциплины, слияние с биологией и социологией, либо трансформация в духе позитивизма. Первоочередным требованием была разработка методологии, так как интроспекция не могла считаться подлинно научной. Появляются метод логики (Дж. Милль), метод проб и ошибок (А. Бэн), метод генетического наблюдения (И. Сеченов), экспериментальный метод (В. Вундт).
Появление дарвиновской теории эволюции повлекло за собой окончательный отказ от механистического детерминизма, принятие идеи, что цель психического развития – адаптация к среде. Стала возможной разработка ряда отраслей психологии – дифференциальной, генетической, зоопсихологии.
Открытия Г. Гельмгольца положили начало развитию психофизиологии. Тупиковой ветвью физиологии оказалась френология - теория (ее сформулировал Ф. Галль) о том, что развитие отдельных участков коры мозга влияет на форму черепа, вызывая появление «шишек». Однако проверка и опровержение этой теории стимулировали развитие экспериментальной психологии. Развивались также психофизика (основатель – Г. Фехнер), служащая измерению ощущений (появляется понятие «порог ощущения») и психометрия (основатель – Ф. Дондерс), измеряющая скорость психических процессов. В 1879 г. в Лейпциге В. Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Экспериментальным изучением памяти на рубеже XIX – XX вв. занимался Г. Эббингауз.
В конце XIX – начале XX вв. психология насчитывала уже ряд школ, представители которой по-разному трактовали ее предмет и задачи, методы. Это были структурализм (Э. Титченер), функционализм (Ф. Брентано, К. Штумпф), Вюрцбургская (О. Кюльпе, Н. Ах) и французская (Т. Рибо, Э. Дюркгейм) школы, описательная психология (В. Дильтей, Э. Штранглер). В частности, работы функционалистов доказывали, что психика – это динамичный поток сознания. Ученые Вюрцбургской школы первыми начали экспериментальное изучение мышления. В. Дильтей разработал подход, получивший позднее название «психологизм». Он предложил не объяснять психику, а понимать, постигать ее.
Психология в ХХ – начале ХХІ вв
В 1910 – 1930 гг. психологическая наука переживала кризис, порожденный несоответствием теоретико-методологической базы накопленным эмпирическим данным. В результате возник ряд новых направлений в психологии:
- бихевиоризм (основоположник – Дж. Уотсон, в переводе с английского behaviour - поведение), изучение поведения экспериментальным путем;
- гештальтпсихология (основатели – М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кафка, в переводе с немецкого Gestalt – целостный образ), изучение психики в целостных проявлениях;
- психоанализ (основатель – З. Фрейд), основное внимание уделялось бессознательному;
- аналитическая психология (К. Юнг), индвидуальная психология (А. Адлер) – развитие идей психоанализа учениками Фрейда;
- социологически-ориентированная психология (Э. Дюркгейм, М. Гальбвакс, Ш. Блондель) - утверждали, что человеческое в человеке есть результат жизни в обществе.
Во второй половине ХХ в. возникает еще ряд психологических школ:
- гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оппорт) – исследование здоровой, творческой личности, стремящейся к самоактуализации;
- когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найссер, Г. Келли) – рассматривает психику как систему, осуществляющую поиск и переработку информации;
- логотерапия (В. Франкл) – утверждает, что движущей силой поведения человека является стремление к поиску и осуществлению смысла жизни.
На базе перечисленных направлений возникли разновидности психотерапии, например, психодрама, психодинамическая и гештальттерапия, психосинтез.
В отечественной психологии с начала 1920-х гг. выделялся прикладной аспект исследований, направленный на повышение работоспособности, уменьшение аварийности и травматизма. Возникают такие отрасли психологии, как психотехника, рефлексология (В. Бехтерев), реактология (К. Корнилов). Поведение изучали М. Басов, П. Блонский, теорию установки разработал Д. Узнадзе, культурно-историческую концепцию – Л. Выготский, психологическую теорию деятельности – С. Рубинштейн и А. Леонтьев, дифференциальную психофизиологию – Б. Теплов, патопсихологию – Б. Зейгарник, нейропсихологию - А. Лурия.
Сегодняшнее состояние психологической науки Дж. Миллер назвал «интеллектуальным зоопарком», подразумевая разнообразие областей психологии, слабо связанных друг с другом. Среди самих ученых нет единого мнения о возможности существования некой объединяющей теории, так как накопленный объем знаний, вероятно, делает ее не только невозможной, но и ненужной.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Истоки психологического знания лежат в античной философии.
Этапы развития психологии как науки:
1)до начала XVIII века психология развивалась как наука о душе в рамках древней философии.(Демокрит, Платон, Аристотель)
2)психология как наука о сознании, относится к "эпохе Нового времени" (сер.XVII – сер. XIX вв.).
В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650)
3)становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века.
Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920).
2. Предмет и задачи общей психологии. Принципы и структура.
Психология-наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Задачи психологии:
Качественное изучение психических явлений;
Анализ формирования и развития психических явлений;
Изучение физиологических механизмов психических явлений;
Содействие планомерного внедрения психических знаний в жизнь и деятельность людей.
Принципы:
Детерминизм;
Единство сознания и деятельности;
Развитие психики.
Структура:
Социально психологическая;
Возрастная психология;
Психология управления;
Инженерная психология (человек и техника);
Психология труда;
Конфликтология.
3. Понятие о психике и сознании. Структура сознания.
Психика-особое св-во высокоорганизованной материи является формой отражения субъектом объективной реальности.
Только человеку присуще высшая форма психического отражения –это сознание.
Основные функции:
Отражение;
Управление и регуляции поведением и деятельностью.
Психические явления делятся на: 1)психическое состояние и 2)психические свойства(темперамент, характер, способности).
Психические процессы делятся на:1)эмоциональные; 2)познавательные(память, мышление, воображение); 3)волевые.
4.Методы исследования в современной психологии.
Выделяют четыре группы методов познания психологических явлений:
Организационные методы: 1) сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т. д.); 2) лонгитюдный метод (обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); 3) комплексный метод (в исследовании объекта участвуют представители разных наук).
Эмпирические методы: 1) наблюдение и самонаблюдение; 2) экспериментальные методы; 3) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); 4) анализ продуктов деятельности; 5) биографические методы.
Методы обработки данных: 1) количественный (статистический); 2) качественный (анализ).
Интерпретационные методы: 1)генетический метод (анализ развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов); 2) структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).
Основные методы психологии. Наблюдение. Метод научно объясняет причины психологического явления, и проводится в естественной ситуации по программе, в которой перечислены ожидаемые действия и реакции наблюдаемых с фиксацией частоты их появления.
Эксперимент - вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт.