Описание праздника
Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 1-7 дней попразднства.
- Сретение Архимандрит Рафаил (Карелин)
- Сретение В. Лосский
- Сретение Н. Попов
- епископ Вениамин Милов
- Библейская энциклопедия
- диакон Андрей Кураев
- митрополит Сурожский Антоний
- протоиерей Серафим Слободской
- Марина Михайлова
- Сретение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Богослужение праздника
- И.И. Туркин
Сказание о Сретении Господнем
В изложении святителя
По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа, и по исполнении дней законного очищения, Пречистая и Преблагословенная Дева Матерь, вместе со святым Иосифом обрученником, пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно было, во-первых, по рождении очиститься чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву, - и, во-вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него установленною ценою (). Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери пишется так: "Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в восьмый же день обрежется у него краиняя плоть его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. По окончании дней очищения своего, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста" ( , ).
А о посвящении Богу первенцев мужеского пола в законе так говорится: "Освяти Мне каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающого ложесна" () . И в другой раз: "Отдавай Мне первенца из сынов твоих" (). Это требовалось за то великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая Египетских первенцев, пощадил Израильских (). Посему израильтяне приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную дань, установленную законом. И опять выкупали их у Бога себе установленною ценою, которая называлась "выкупным серебромъ", и отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как о сем написано в четвертой книге Моисея (). Установленная же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного веса, а каждый священный сикль имел в себе двадцать пенязей . Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем. Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная, нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую Источник чистоты, как могла коснуться нечистота? Христос родился от Нее, как плод от древа; и как древо, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною. Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще более освещает. Не повредил девства Матери Своей и Солнце Правды - Христос. И дверь естественного рождения, чистотою запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту, освятив ее своим происхождением, и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога-Слова. Но дабы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вместе с сим исполненная смирения, Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать вместе с нечистыми женами пред дверьми храма Господня, - и требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц, или двух птенцов голубиных, во всём проявляя смирение и любовь к нищете, и избегая гордыни богатых. Ибо из золота, принесенного волхвами (), Она взяла немного, и то раздала нищим и убогим, удержав для Себя только самое необходимое на дорогу в Египет. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их, по закону, для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего первородного Младенца. "Принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа" () - говорит Евангелист Лука, т. е. возвратить Божие Богу, ибо в законе Господнем написано, что всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, должен быть посвящен Господу (). Держа на руках Своих Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колена пред Господом и с глубоким благоговением, как драгоценный дар, возносила и предавала Младенца Богу, говоря:
Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от меня для спасения рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без Матери, а я по Твоему благоволению, по исполнении лет, родила Его без мужа; вот плод чрева моего перворожденный, Духом Святым во мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня происшедший: Он Первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и собезначальный, первенец Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил (), и с Которым вместе свету возсиять повелел: приими воплотившееся от меня Твое Слово, Которым Ты утвердил небо, основал землю, собрал в соединение воды: приими от меня Твоего Сына, Которого приношу Тебе на сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как Тебе угодно, и да искупишь род человеческий Его плотию и кровию, принятою от Меня.
Произнеся сии слова, Она отдала Свое драгоценное Чадо в руки архиерею, как наместнику Божию, как бы отдавая Его Самому Богу. После сего Она выкупила Его, как требовал закон, установленною ценою, - пятью священными сиклями, число которых как бы предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им на кресте, которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и от работы вражией .
В то самое время, когда Матерь Божия принесла младенца Иисуса для исполнения над Ним предписанного законом обычая, в храм пришел, руководимый Духом Святым, старец Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утехи Израилевой, имевшей наступить с пришествием Мессии . Он знал, что ожидаемый Мессия уже приближается, ибо скипетр перешёл от Иуды к Ироду, и исполнялось пророчество праотца патриарха Иакова, предрекшего, что не оскудеет князь от Иуды, пока не приидет ожидание народов, Христос Господь (). Точно также окончились и Данииловы седмины числом семьдесят, после чего, по пророчеству, должно быть пришествие Мессии. Вместе с тем и самому святому Симеону Духом Святым было обещано не видеть смерти, прежде чем он не увидит Христа Господня. Симеон, посмотрев на Пречистую Деву и на Младенца, бывшего на Ее руках, увидел благодать Божию, окружающую Матерь с Младенцем, и, уведав от Святого Духа, что Сей есть ожидаемый Мессия, поспешно подошёл и, приняв Его с неизреченною радостию и благоговейным страхом, воздавал Богу великое благодарение. Он, убеленный сединами, как лебедь перед своею кончиною, воспел пророческую песнь: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром".
"Не имел я, - как бы так говорил он, - мира в мыслях своих, все дни ожидая Тебя, и все дни пребывал в печали, пока Ты приидешь: ныне же, увидев Тебя, я получил Дар, и, освободившись от печали, отхожу отсюда с радостною вестью к моим отцам: возвещу о Твоем пришествии в мир праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаии и прочим святым отцам и пророкам, неизреченную радость принесу я им, пребывающим доселе в печали; к ним и отпусти меня, дабы, оставив печаль, они возвеселились о Тебе - Избавителе своем. Отпусти меня раба Твоего, после многолетних трудов, успокоиться на лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение Твое, уготованное для всех людей, очи мои видели Свет, уготованный для рассеяния тьмы, для просвещения народов, для откровения им неведомых Божественных Таин, - Свет, воссиявший для прославления людей Твоих Израиля, Который Ты обещал чрез пророка Исаию, сказав: "Дам Сиону спасение, Израилю славу Мою" ().
Иосиф и Пречистая Дева, слыша всё сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись; притом они видели, что Симеон говорит к Младенцу, не как к младенцу, но как к "Ветхому днями" , и молясь обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу, имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни, или удержать в настоящей. Симеон обратился с благословением и к ним, восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и человека, и ублажая мнимого отца святого Иосифа, сподобившегося быть служителем такому таинству. Потом, обратившись к Марии, Матери Его, а не к Иосифу - ибо он прозревал в Ней очами своими безмужную Матерь, - Симеон произнес:
Сей послужит на падение и возстание многим во Израиле: на падение тем, которые не пожелают веровать словам Его, на возстание же тем, которые с любовью примут святую проповедь Его, - на падение книжникам и фарисеям, ослеплённым злобою, на возстание простым рыбарям и людям немудрым. Он изберет не мудрых, мудрых же века сего посрамит, - на падение ветхозаветного иудейского соборища, и на возстание благодатной Церкви Божией. Сей послужит знаменем для пререканий , ибо великий раздор произойдет в людях из-за Него: одни назовут Его благим, другие же скажут, что он обманывает людей; и положат Его, - по слову пророка Иеремии, "как бы целью для стрел" (); повесив на крестном древе, уязвив как стрелами, гвоздями и копьем. В то время, безмужная Матерь, - продолжал старец, - душу Твою пройдет оружие печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденным ко кресту Сына Своего, когда Ты с великою болью в сердце и рыданиями будешь провожать из мира сего Того, Кого в мир Ты родила без болезни.
Здесь же в храме была и Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена Ассирова. Она была вдова, уже сильно состаревшаяся, - ей было восемьдесят четыре года; - она семь лет только прожила со своим мужем и, овдовев, проводила Богоугодную жизнь, не отходя от храма, но в посте и молитве служа Богу день и ночь. Придя в тот час в храм, Анна много пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце, ко всем ожидавшим избавления в Иерусалиме . Слыша и видя всё сие, книжники и фарисеи распалялись в сердцах своих, и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства об Отроке. Они не умолчали, но обо всём случившемся и сказанном в храме известили Ирода царя . Тотчас он послал воинов с приказанием отыскать Божественного Младенца Христа-Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по повелению, данному Иосифу во сне, Он обретался в Египте. Святой Иосиф с Пречистою Богородицею, исполнив в храме всё требуемое законом, не возвращались в Вифлеем, а пошли в Галилею, в свой город Назарет , а оттуда быстро скрылись в Египет (). Отрок же возрастал, и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия пребывала на Нем ().
Празднование Сретения Господня установлено в царствование Юстиниана , ранее же, хотя Сретение Господне и воспоминалось в Церкви , но торжественно не праздновалось. Благочестивый же царь Юстиниан установил праздновать сей праздник, как Господский и Богородичный, наряду с другими великими праздниками. Побуждением к установлению сего праздника были особенные обстоятельства. В царствование Юстиниана в Византии и окрестностях ея, в течение трех месяцев, начиная с последних чисел октября месяца, был сильный мор, так что сначала умирало по пяти тысяч человек в день, а потом по десяти тысяч; тела даже богатых и высокопоставленных людей оставались без погребения, ибо слуги и рабы все вымерли и не кому было погребать самих господ. А в Антиохии к моровой язве, за грехи людей, присоединилась и другая казнь Божия - страшное землетрясение, от которого попадали все большие дома и высокия здания и храмы, и погибло много народа под их стенами; в числе погибших был Евфрасий , епископ Антиохийский, задавленный до смерти при падении храма. В это страшное и погибельное время одному благочестивому человеку было откровение, чтобы установлено было торжественное празднование Сретению Господню, как и прочим Господским и Богородичным великим праздникам. И вот, при наступлении дня Сретения Господня, февраля второго числа, когда начали праздновать со всенощным бдением и исхождением с крестами , смертоносная язва, мор и землетрясение тотчас прекратились, по милосердию Божию и по молитвам Пречистой Богородицы. Ей с родившимся от Нее Христом Богом да будет честь, слава, поклонение и благодарение во веки. Аминь.
Проповедь протоиерея Родиона Путятина. Поучение в день Сретения Господня.
Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день Сретения Господня.
Проповедь митрополита Сурожского Антония. Сретение.
Проповедь архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Сретение Господне, Евр.7:7-17.
Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
Срéтение Гóспода нáшего Иису́са Христá - один из двунадесятых непереходящих праздников; отмечается на сороковой день после Рождества 2/15 февраля. На Западе этот праздник более известен под названием Очищения (purification) Пресвятой Девы. Славянское слово «сретение» означает «встречу». Это событие в евангельской истории знаменует собою встречу Ветхого и Нового Заветов. Как большинство праздников палестинского происхождения, праздник Принесения Христа во храм восходит к древним временам христианства...
Этот день в истории
1904 год. Освящена бронзовая статуя Христа на чилийско-аргентинской границе.
1881 год. Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким.
1989 год. Была изобретена Всемирная паутина (World Wide Web, WWW), более известная как Интернет.
15 февраля все православные верующие отмечают праздник Сретения Господня. В этот великий день младенец Иисус был принесен в иерусалимский храм и посвящен Богу.
Смысл праздника
Слово «сретение » переводится как «встреча». Пресвятая Дева вместе с мужем своим принесли первенца на сороковой день после его появления на свет в храм для принятия таинства крещения. Там их встретил Симеон Богоприимец. Он в лице всего человечества встретился с Богом нашим. Великий и почитаемый человек, он был в храме не случайно. Сам Святой Дух привел его на судьбоносную встречу. В свое время он переводил Святое Писание и удивился пророчеству Исайи. В книге было написано: «Дева примет во чреве своем и родит сына». Ангел небесный спустился к нему и возгласил, что старец не покинет этот мир, пока не узрит свершившееся пророчество. Симеон ничего не стал менять и записал перевод слово в слово. На момент крещения младенца Иисуса старец был в преклонном возрасте и жил, по преданиям, около трехсот лет. Симеон покорился Божьей воле и предсказал удивленным родителям грядущие перемены в жизнях всего человечества.
Празднование Сретения Господня 15 февраля
Ежегодно 15 февраля православные посещают храм и славят Господа нашего. В этот важный для христиан день во всех соборах и церквях проходят праздничные богослужения. Главная молитва от чистого сердца произносится миллионами людей, укрепляя веру в Бога и его милостивую волю:
«Благодатная Богородица Дева, возрадуйся. Из чрева Твоего непорочного появился Господь, освещающий наш путь во тьме. Возрадуйся и ты, старче Симеон, принявший на руки Господа Освободителя душ наших, дарующий им воскресение. Аминь»
В день празднования во время богослужения проходит обряд освещения свечей. Эта традиция уходит корнями во времена раннего христианства, но поддерживается и в наши дни. Освященные свечи каждый забирает в дом и зажигает в течение года до следующего праздника во время молитв, а также болезней и недомоганий. Считается, что они обладают даром исцелять тела и души людей, избавлять их от тревог и напастей. Во время хворей наши предки зажигали такую свечу и ставили ее рядом с иконой в изголовье больного. Чтение молитв способствовало быстрому выздоровлению и благополучной дальнейшей жизни.
В этот светлый праздник необходимо помнить, что радостное событие не должно омрачаться плохим настроением. Помощь нуждающимся в этот день обращается еще большей милостью, поэтому считается хорошим знаком оставить мелочь просящим, а также совершать добрые поступки. Взаимовыручка всегда будет поощряться и возвышать души людские над дьявольскими происками. Любите друг друга и не забывайте нажимать на кнопки и
09.02.2017 03:10
В православном церковном календаре особое место отводится праздникам, посвященным нашему Спасителю. Они напоминают о важных...
В православии каждый праздник напоминает нам о каком-то важном событии из жизни Иисуса Христа, Девы...
В православной, равно как и в католической, христианской культуре есть немало праздников, имеющих большое значение для верующих людей. Одним из них является Сретение Господне. В этот день вспоминается известное многим людям библейское событие. Поэтому вопрос: «Сретение Господне - что за праздник?» - однозначно заслуживает внимания.
Истоки
В русскоязычной православной культуре уже многие годы отмечают 15 февраля Сретение Господне. Этот праздник уходит корнями в традиции западных и восточных стран (IV-V в). Именно тогда Сретение Господне стало одной из двенадцати ключевых дат, которые были внесены в православный календарь. В этот особенный день все, кто имеет веру в Христа, с почтением вспоминают те события, которые в свое время описал евангелист Лука. Речь идет об особенной встрече младенца Иисуса и праведника Симеона.
Что означает Сретение Господне
По сути, само слово «сретение» можно перевести как «встреча». Что касается истории, которая и послужила причиной возникновения праздника, то началась она почти 2000 лет назад, когда Дева Мария пришла в с маленьким Иисусом. Будущему Спасителю мира на тот момент было всего лишь сорок дней от роду. Согласно закону Моисееву, женщина, родившая младенца мужского пола, должна была прийти в Храм и там принести очистительную и благодарственную жертву. Именно это и сделала Мария. Хотя тот факт, что она зачала ребенка от Духа Святого, избавлял ее от необходимости приносить жертву очищения.
Так случилось, что в Иерусалиме на тот момент жил старец Симеон, получивший от Всевышнего следующее откровение: он не покинет эту бренную землю до тех пор, пока не увидит Спасителя мира. Будучи вдохновлен Отцом Небесным, Симеон пришел в Храм именно тогда, когда Мария была там с младенцем Иисусом. Увидев маленького Христа, праведный старец взял Его на свои руки и провозгласил, что его очи увидели спасение от Бога.
Поэтому, отвечая на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - стоит говорить именно о встрече Богомладенца и праведного Симеона в храме Иерусалима. Еще одно значение слова «сретение» - это «радость», причиной которой служит спасение, принесенное нашему миру Христом.
Важность встречи
Тем, кто не искушен в христианстве, может показаться немного странным тот факт, что встрече Симеона и младенца Иисуса придается такое большое значение. На самом деле столь пристальное внимание, уделяемое верующими празднику Сретения Господня, более чем логично.
Суть в том, что почти все ветхозаветные пророки находились в ожидании пришествия Мессии - который освободит свой народ. И поэтому встреча Симеона с рожденным Христом есть не что иное, как исполнение пророчества, в которое верили многие мужи и жены Божьи, жившие во времена
Более подробно о Симеоне Богоприимце
Пытаясь разобраться в вопросе о том, Сретение Господне - что за праздник и в чем его ценность, стоит уделить больше внимания одной из ключевых фигур библейской истории, связанной с этой датой (15 февраля). Если обратиться к преданию, то можно будет узнать, что встретивший Марию в Храме старец Симеон имел возраст 360 лет. Его имя означает не что иное, как «слышание». Более того, он считается одним из 72 книжников, получивших от египетского царя Птолемея II повеление перевести Священные Писания с древнееврейского на греческий язык.
Именно во время работы над переводом Симеон и прочитал пророчество, в котором говорилось, что дева родит сына - Спасителя мира. Израильский пророк хотел изменить слово «дева» (девственница) на «жена» (женщина), но ангел, явившийся ему, не дал этого сделать. Послушавшись небесного посланника, Симеон получил от него обещание, что лично сможет увидеть пророчество исполненным.
День Сретения Господнего стал для пророка воплощением обещанного ангелом.
Анна-пророчица
В Библии есть еще один персонаж, который имеет отношение к известному празднику. Речь идет об Анне-пророчице. Разбираясь в том, что означает праздник Сретение Господне, ей также важно уделить внимание. В день, когда младенец Иисус был принесен в Храм, к его матери - Деве Марии - подошла вдова, которой на тот момент было уже 84 года.
Она часто озвучивала перед горожанами мудрые речи о Боге, за что ее и стали называть Анна-пророчица. Именно эта женщина, подойдя к маленькому Христу, поклонилась ему и, выйдя из храма, стала рассказывать жителям города о том, что пришел Мессия, который избавит Израиль.
Исторические доказательства почитания праздника Сретения Господня
Если изучить рукописи, оставшиеся от прошлых поколений, то можно обнаружить интересный факт. Суть его сводится к тому, что в IV веке западной паломницей Эстерией был написан труд «Паломничество ко святым местам». Это фактически самое древнее исторически достоверное свидетельство того, что Сретение Господне имело церковно-богослужебное чествование на христианском Востоке. При этом рукопись Эстерии не дает празднику собственного литургического заголовка, определяя его как сороковой день от Богоявления. Но зато сам процесс торжества, проводимого в честь Сретения, описывается более чем эмоционально.
А вот второй памятник, который придает празднику специальный литургический характер, уходит своими корнями в Иерусалим. Речь идет об армянском Лекционарии. Именно в нем был засвидетельствован факт богослужебно-уставной практики начала V века. На основе данной информации можно сделать очевидный вывод: в IV-V веках Сретение Господне определялось в Иерусалимской церкви как праздник, почитаемый именно в этой местности.
Актуальные приметы
Если рассматривать вопрос: «Сретение Господне - что это?» - исключительно в народном формате, то можно будет заметить интересный факт: данный праздник является символом встречи зимы и весны. В связи с этим успело появиться немало примет.
Первое, что можно отнести к знакам, на которые обращают внимание 15 февраля, - это погода. Согласно поверьям, если в этот день тепло и солнечно, то стоит ждать раннюю весну. Еще в такой праздник, как Сретение Господне, приметы, касающиеся погоды, могут указывать на стойкие заморозки, если в ночь на 15 февраля будет чистое небо, на котором не видно звезд. А вот в случае звездного небосклона есть все основания ожидать быстрой весны.
Что касается здоровья, то здесь нужно обратить внимание на свечу, зажженную во время праздника: если огонь ровный и почти не двигается, то проблем с физическим состоянием не предвидится, а вот когда пламя приобретает синий цвет и колышется, то есть смысл готовиться к борьбе с заболеванием.
В такой праздник, как Сретение Господне, приметы касаются и дороги. Считается, что если в этот день человек отправился в путь, то вернется он домой нескоро. Объясняется подобное утверждение тем, что 15 февраля погода непредсказуема, может быть все - от сильных дождей до обильного снегопада. Такие осадки, разумеется, значительно усложняют передвижение.
Сретение Господне: традиции
Принято считать, что если в этот праздник от души накормить живность, то она будет быстро расти и даст хороший приплод. Также празднуемое 15 февраля Сретение Господне помогает предсказать обилие урожая: утренний снегопад в этот день является знаком к обильной жатве ранних хлебов, а дневной снег пророчит успешный посев средних.
В этот день обычно готовили семена к посеву, выгоняли живность из хлева в загон и осматривали сбрую. Также среди народа была распространена традиция использовать воду из снега, выпавшего в день Сретения, поскольку считалось, что она способна исцелить от различных болезней.
Вода, стекающая с крыш во время праздника, также имела большое значение. Ее использовали для выпечки коржей, которые после давали тем, кто страдал каким-либо недугом.
Особенности празднования
Для полноценного ответа на вопрос: «Сретение Господне - что это?» - необходимо изучить и особенность проведения этого праздника. Интересен тот факт, что большая часть служб в церкви сосредоточена на личности Богородицы. Из древних религиозных традиций до настоящего времени дошло несколько православных обрядов, не потерявших своей актуальности.
Прежде всего, происходит освящение воды и свечей непосредственно в самой церкви. С этим связано еще одно поверье: если во время грозы освященную свечу поставить перед иконой, то она будет беречь дом от удара молнии. Разбираясь в том, что означает Сретение Господне, нельзя обойти вниманием и яркие традиции празднования, во время которого звучат очень красивые богослужебные тексты. В них раскрывается суть речи пророка Симеона, равно как и прославляется оказанная ему честь увидеть младенца Иисуса. Что касается длительности празднования, то Сретение Господне длится 8 дней: с 14 (предпразднование) по 22 февраля (отдание праздника).
Разбирая вопрос: «Сретение Господне - что это?» - в формате католической традиции, стоит отметить основательный подход к проведению праздника. В этот день в храмах священники облекаются в одежды белого цвета и, перед тем как начинать торжественную мессу, проводят яркую процессию со свечами, а также совершают обряд благословения. Все, кто пришел в храм, поют песни, в которых передаются слова Симеона, сказанные Богомладенцу, а священники, проводя обряд, окропляют поющих.
Для многих верующих этот праздник является достаточно значимым, чтобы готовить поздравление. Сретение Господне фактически являетсяпочитанием пришествия Спасителя, поэтому многие стихи и сценки в этот день говорят о новой жизни, радости и весне, которая оживляет все вокруг.
Иконография Сретения
Значительный для христиан праздник - день встречи Симеона и маленького Иисуса - вдохновил художников на создание многих икон и фресок. Все они описывают тот момент, когда Дева Мария передает в руки старцу своего сына.
Икона «Сретение Господне» изображает Иосифа Обручника, который находится за спиной Богоматери и несет либо в клетке, либо в руках двух, а иногда трех голубей. Анна-пророчица также изображена на иконе за спиной Симеона.
Интересен и тот факт, что икона «Сретение Господне» либо имеет в качестве фона подножие храма, либо изображает встречу старца и Богомладенца возле престола. А на образах, написанных в более позднее время, иногда изображаются муки ада и грядущее спасение (находится в нижней части).
Значение иконы «Умягчение злых сердец»
Есть еще одна икона, которая имеет непосредственное отношение к празднику Сретения Господня. Она называется «Симеоново проречение» или «Умягчение злых сердец». На этой иконе изображен момент, когда израильский муж пророчествует Богородице, что Ей самой оружие пройдет душу. Дева Мария при этом стоит на облаке с семью мечами, которые пронзили ее сердце: три с левой стороны, три справа и один снизу. Количество мечей объясняется тем фактом, что характеризует полноту, в данном случае - страданий, сердечной боли и печали.
В целом, если рассмотреть, что означает праздник Сретение Господне, можно сделать вывод о его значительном влиянии на православную и католическую христианскую культуру. Этот день несет в себе также ощутимое духовное значение, так как символизирует встречу двух заветов: Старого, прообразом которого служит Симеон, и Нового, принесенного Спасителем.
Сретение Господне - это непереходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля (2 февраля по старому стилю) и установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40-й день по рождении для совершения установленной жертвы. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… ». Церковно-славянское слово «сретение » можно перевести на русский язык словом «встреча ». Встреча Ветхого Завета с Новым, встреча Симеона Богоприимца и Анны пророчицы с Господом Исусом Христом. Слово «сретение» наиболее полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто встречу, а встречу меньшего с большим, человека с Богом.
Сретение Господне. Событие праздника
Подробности события Сретения Господня верующие узнают из Евангелия от Луки. По ветхозаветному закону Моисеову первенца, т.е. старшего сына, посвящали Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью.
Во времена рождения Господа было принято за первенца вносить в храм Иерусалимский символический выкуп. Также и женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву - однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили пару голубей (Лев. 12:6-8).
По преданию, после святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона. В храме их встретил старец Симеон , который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285 - 247 до Р. Х.) Когда Симеон переводил слова пророка Исаии «Се Девая во чреве приимет родит Сына…», он решил, что это ошибка, и хотел написать «молодая женщина». В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии.
И вот наступило сретение, встреча Ветхого и Нового Заветов: Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца. С радостью старец воскликнул:
Нн7э tпущaеши рабA твоегw2 вLко, по гlу твоемY с8 ми1ромъ; ћкw ви1дэстэ џчи мои2 спасeніе твоE, є4же є3си2 ўгот0валъ преdлицeмъ всэ< людeй; свётъ во tкровeніе kзhкомъ и3 слaву людeй твои1хъ ї}лz.
Эта молитва читается теперь за каждой православной службой в конце Вечерни.
После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал:
Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2: 34-35).
Таким образом, праздник Сретения Господня напоминает нам и о наступающем вскоре и Страстной седмице - времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном.
Узнала Господа и Анна пророчица - вдова 84 лет, которая жила при храме и служила Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, с верой и надеждой ожидавшим Его пришествия.
Вероятно, поклонение волхвов, которое вспоминается в праздник Рожества Христова, произошло после событий Сретения Господня. Ведь после этого святое семейство бежало в Египет… Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.
Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360 году своей жизни. Он не боялся смерти, ведь обетование, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал на руках Мессию! И шел теперь рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.
Ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка сохраняется и в Православии. Обычно в 40-й день или позднее мать с ребенком приходит в храм. Женщине вычитываются молитвы «сорокового дня», после чего она уже может прикасаться к святыне и молиться в храме (до этого ей положено стоять в притворе). Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь. Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня.
Сретение Господне. История праздника
Праздник Сретения Господня - один из самых древних. Уже в IV веке он торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от , называемого также Эпифания. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие на Святую Землю в конце IV века:
Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст.
Затем праздник распространился во всех поместных Церквях, его стали совершать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. К двунадесятым праздникам его причислили в 544 году.
В VI веке, в правление императора Юстиниана (527–565), Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва - эпидемия оспы, занесенной из Африки. Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно. В этот день была совершена торжественная служба со всенощным бдением и крестным ходом.
О празднике Сретения Господня встречаются упоминания в проповедях священномученика Мефодия Патарского (ок. 260 - 312), святителя Кирилла Иерусалимского (315 - 386), святителя Григория Богослова (329 - 389), святителя Амфилохия Иконийского (около 340 - после 394), святителя Григория Нисского (ок. 335 - 394), святителя Иоанна Златоуста (ок. 347 - 407).
Богослужение праздника Сретения Господня
Сретение Господне - необычный праздник. Он одновременно Господский и Богородичный. Читая тропарь празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице:
Р aдуисz њбрaдованнаz бцdе дв7о, и3з8 тебe бо восіS сlнце прaведное хrт0съ бGъ нaшъ, просвэщaz тeмныz. весели1сz и3 ты2 стaрче прaведныи, пріeмыи на рукY свободи1телz дш7sмъ нaшимъ, дaрующаго нaмъ воскrніе.
Тропарь празднику. Русский текст
Радуйся получившая радость (от Господа), Богородица Дева, потому что из Тебя возсияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся в неведении. Веселись и ты, старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, подающего нам воскресение.
В кондаке мы обращаемся к Господу:
И $же ўтр0бу дв7чю њс™и1въ ржcтв0мъ си2, и3 рyцэ симеHни бlгослови1въ, ћко же подобaше предвари1въ, и3 нhнэ спaслъ є3си2 нaсъ хrтE б9е. но ўмири2 во бранёхъ житіE нaше, и3 ўкрэпи2 цRS, є3го2 же возлюби1лъ є3си2, є3ди1не чlколю1бче.
Кондак празднику. Русский текст
Исус Христос, освятивший Своим Рождением Девичью утробу и благословивший объятия Симеона, как надлежало; поспешивший (спасти нас), и ныне нас спас, Христе Боже. Дай мир обществу среди браней и укрепи возлюбленных Тобою людей, Единый Человеколюбец.
Также и величание празднику, обращенное к Господу Исусу Христу, прославляет одновременно Богородицу:
В еличaемъ тS, живодaвче хе7, и3 чтeм8 пречcтую м™рь твою2. є3ю1же по зак0ну нhнэ принесeсz в8 цRковь гDню.
Праздничные стихеры написаны известными церковными гимнографами - Анатолием ,патриархом Константинаграда (V век); Андреем Критским (VII век) ; Космой Маиумским , Иоанном Дамаскиным , патриархом Константинопольским Германом (VIII век) ; Иосифом Студитом (IX век) и многими другими. Они не просто рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их значение.
Стихеры на вечерни, написанные патриархом Германом, говорят о том, что Младенец, которого держит на руках старец, - Бог, принявший плоть для спасения людей:
Г lи, симеHне, кого2 носS на рукu2 в8 цRкви рaдуешисz; комY зовeши и3 вопіeши, нн7э свободи1хъсz, ви1дэхъ бо сп7са моегw2; сeй є4сть t дв7ы рождeисz. сeй є4сть t бGа бGъ сл0во, воплоти1выисz нaсъ рaди, и3 спасhи чlка. томY поклони1мсz.
«В eтхіи дeньми мLньствовавъ пл0тію …», - поют верующие слова церковных песнопений и удивляются смирению Божию. Господа, давшего людям Закон, Богородица приносит в храм Божий, чтобы исполнить установленное: «…по зак0ну зак0ну творeцъ, законъ и3сполнsz, в8 цRквь прин0ситсz …»
Вот стихера Андрея Критского объясняет нам, что́ означают два молодых голубя, принесенных в жертву в день Сретения Господня: «…ћкw супрu1гъ г0рличища несквeрную цRковь, и3 t kзhкъ н0выz лю1ди. голуби1нна же двA птенцA, ћкw начaлнику вeтхому же и3 н0вому …»
Праздничный канон, написанный Космой Маиумским, имеет краегранесие: «Христа радостно старец объемлет ». Это основная идея канона. В греческом оригинальном тексте первые буквы каждого стиха складывались в эту фразу. Каждый стих канона не просто рассказывает какую-либо деталь праздничного события, но и объясняет его значение, символ. При этом вспоминаются и пророчества, например, Исаии, которому серафим подал горящий уголь, чтобы очистить уста.
N чищaетсz и3сaіz t серафи1ма ќгль пріeмъ. стaрецъ вопіzaше б9іи м™ри, ты2 ћкw клещaми, рукaма просвэщaеши мS. подaвши ми2 є3г0же н0сиши, свёта невечeрнz, (т.е. негаснущего) и3 ми1ромъ њбладaюща (т.е. владычествующего).
Как правило, девятая песнь праздничного канона имеет припев - краткое хвалебное обращение ко Христу или Богородице, в зависимости от праздника. Хор повторяет его перед каждым стихом. Канон Сретению и в этом отличается от прочих: он имеет не один припев для всех стихов, а 14 разных! Это позволяет молящимся глубже понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. «…Б Gон0се симеHне, пріи3ди2 подъи3ми2 хrтA, є3г0же роди2 дв7а чтcаz мRjz. N бьeмлетъ рукaма стaрецъ симеHнъ, содётелz зак0ну, и3 вLку всsческихъ. Н е стaрецъ менE держи1тъ, но ѓзъ держю2 є3го2. т0й бо t менE tпущeніz пр0ситъ. …»
————————
Библиотека Русской веры
→
В паремиях: в 1-й паремии (из книг «Исход» и «Левит») напоминается ветхозаветный закон посвящать Богу первенцев; во 2-й паремии (Исаии I, 1-12) описывается видение пр. Исаии, который узрел Бога Саваофа, седящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии (Исаии XIX, 1, 3-5, 12, 16, 19-21) содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении пред Господом идолов египетских и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополе, языческие боги этого города пали перед Исусом Христом и разбились в прах.
В Апостоле (Евр. VII, 7-17) говорится о превосходстве первосвященничества Христа и жертв Им принесенных перед ветхозаветными жертвами и об отмене Ветхого Завета с пришествием Спасителя. В Евангелии (Лк II, 23-40) повествуется о внесении Христа младенца в храм.
Таким образом, люди, молящиеся не только за Литургией, но приходящие и за вечернюю службу, имеют возможность узнать не только описание, историю события праздника, но понять его смысл и значение для каждого человека.
Сретение Господне. Народные традиции и обычаи
Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который по-разному празднуется старообрядцами и новообрядцами. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста. В древних богослужебных Уставах, по которым до сих пор совершается богослужение у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба совмещается с «постной». А новообрядцы в таком случае переносят праздник на один день раньше, на Прощеное воскресенье. В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно.
Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса. И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания (полиелеоса) молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения.
Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника - «Сретение» - объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом , т. е. начинают ослабевать морозы и в воздухе чувствуется приближение весны. Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок - весною дожжок », - говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер - плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами ». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. е. травы будут дороги. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки.
Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где (например, в Вологодской губернии) крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».
Иконы Сретению Господню
Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432–440 гг., находим в мозаиках римской базилики Санта Мария Маджоре. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется.
Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.
Среди русских иконописных памятников Сретения одной из самых древних является фреска церкви Спаса на Нередице, XII в.
Иконописцы не случайно вводят в композицию престол с киворием. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона.
После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон.
На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами.
Храмы Сретения Господня
Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде . Он был построен в 1533-36 гг., первоначально не имел алтарного выступа. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты. Храм перестраивался в XVIII–XIX вв. Это один из первых бесстолпных новгородских храмов.
В настоящее время только одна старообрядческая церковь освящена во имя Сретения Господня - в селе Черкесская Слава Тульчинского уезда (Румыния). Поздравляем прихожан с престольным праздником!
Как отмечают Сретение Господне. Запреты, традиции, приметы и что нельзя делать в Сретение Господне.Православные верующие в среду, 15 февраля, отмечают Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников. Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова — «радость». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом…
Праздник
Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.
Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией.
Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…»
В праздник Сретения Господня, перед началом Божественной Литургии, в конце чинопоследования 6 часа, на амвоне перед, Царскими Вратами происходит освящение свеч, и последующая их раздача верующим.
Народные верования и традиции на Сретение Господне
Существует ряд церковных и языческих традиций, связанных со Сретением. Очень часто они так тесно переплетены, что сложно найти корни обрядов и обычаев.
Чтобы упростить для славян принятие новой веры, отцы церкви использовали уже существующую аналогию — праздник встречи Зимы и Весны, отмечавшийся в тот же период, что и Сретение Господне. Видоизмененные обычаи этого дня стали церковными канонами.
Главный из них — освящение свечей на Сретение.
По традиции, во время праздничного богослужения в церкви освящают свечи, а после раздают их прихожанам. Такие свечи очень ценились, обязательно приносились домой и хранились в течение года.
в старину считалось, что они способны оберегать дом от бури и смерча, посевы — от града и буйного ветра, а человека — от удара молнии, сглаза и болезней.
Первый раз громничную свечу зажигали сразу после прихода домой из церкви — «чтобы повень весенняя не повредила посевы, а мороз чтоб деревья не побил».
В течение же года свечу зажигали в таких случаях:
- если над домом бушевала страшная непогода,
- если рядом начинался пожар или другой природный катаклизм,
- если возникали сложности в родах,
- если человека «поймала черная болезнь» (эпилепсия),
- если человек умирал (с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых).
Вторая важная традиция на Сретение — освящение воды.
Сретенскую воду из церкви ценили наравне с крещенской. По самой древней традиции, воду не носили святить в храм, а собирали с тающих капающих сосулек.
Сретенскую воду использовали в таких случаях:
- для лечения ран и внутренних болезней,
- от сглаза и ведьмовских чар,
- кропили ею воинов перед боем и чумаков перед походом,
- в начале сезона пасечники кропили ею ульи,
- этой же водой окропляли домашний скот во время первого выгона на пастбище после зимы.
Что нельзя делать на Сретение
Что нельзя делать в Сретение Господне
Молитвы, возносимые в этот день, помогают каждому верующему. В праздник Сретения Господня следует сконцентрироваться на духовной жизни, анализировать свои поступки, просить прощения за грехи и творить благо. Есть и список дел, от которых лучше воздержаться.
Запрет на работу. В Сретение церковь запрещает любые работы, кроме тех, что служат на благо людей. Зарабатывание денег считается греховным занятием 15 февраля. Исключение составляют лишь те профессии, которые направлены на помощь окружающим. Это медицинские, спасательные и иные службы, которые своими действиями приносят благо для жизни людей.
Запрет на алкоголь. Церковь не одобряет спиртные напитки, которые затуманивают разум и делают людей зависимыми от своих вредных привычек. Считается, что весь вред от лукавого, и только спасительные молитвы позволяют христианам ежедневно бороться с дьявольскими искушениями и продолжать праведный путь.
Запрет на домашние дела. Уборка и стирка — удел будних дней. Во время празднования принято посвящать время Богу и молитвам для очищения души и поиска праведного пути. Также это время для общения с родственниками и добрых поступков.
Запрет на ссоры и бранные слова. Сквернословие является одним из смертных грехов и отворачивает Небеса от бранящегося человека. Ругань разрушает связь человека с Высшими силами и лишает его покровительства и защиты.
Запрет на мытье. Мытье в прежние времена доставляло множество хлопот. Нужно было носить воду, колоть дрова и топить баню. Тяжелый труд в праздники не приветствовался, поэтому мыться было принято накануне, чтобы встретить светлую дату чистым не только душой, но и телом. В современном мире церковь не дает запрета на мытье, если оно необходимо. Исключения составляют увеселительные мероприятия и праздное времяпровождение в бане или сауне.
Запрет на рукоделие. За занятием можно забыть о посещении церкви и общении с Богом. Церковь допускает занятие рукоделием, если оно не занимает все время и не отворачивает человека от молитв. Естественно, не возбраняется чинить порвавшуюся одежду или шить ее для того, чтобы носить.
Запрет на гадания и ритуалы. Православные христиане, истинно верующие в Бога, не могут заниматься магией и всячески обманывать судьбу, предначертанную Высшими силами. Попытки посмотреть в будущее ставят под сомнение Божий замысел и являются греховными.
Праздник Сретения Господня ознаменован торжественными церковными службами и освящением свечей. В этот день ваше хорошее настроение и смирение перед Богом очищает душу и способствует обретению счастья.
Народные приметы на Сретение
Так как в славянской традиции Сретение — переломный день, когда Зима встречается с Весной и впервые «борется» с ней, с 15 февраля связана масса примет о погоде, урожае и вообще о том, каким будет грядущий год.
Вот основные приметы на Сретение:
- Если в ночь на Сретение небо чистое и видно все звезды, в этом году следует ждать большой урожай фруктов.
- Если на Сретение начнется оттепель, жди поздней весны.
- Сильный ветер в этот день — плохой знак для урожая.
- Ясная и тихая погода — радость для пасечника, ведь она предвещает крайне удачный год.
- Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
- Коли небо звездное — то весна будет поздняя.
- Если солнце перед закатом выглянет — прошли последние морозы, а если не покажется, то будут сильные власьевские морозы.
- На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет.
- В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).
- На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.