Вдохновение как качество личности — способность находиться в трансовом, озаренном состоянии, при котором возникает необычайный творческий подъем, полная погруженность в свое занятие и отключение от всего постороннего.
Интересно, придет ко мне вдохновение, если я буду писать о нем? Может тема притянет и саму музу, раз я о ней думаю? А о чем я, собственно, думаю? О том чего пока не знаю – о вдохновении.
Мне, как и вам, хорошо известно, что это озарение, состояние эйфории, творческий подъем, капризная муза, которая приходит и уходит когда ей вздумается. Что желательно тщательно подготовится к встрече с желанной гостьей: накрыть стол, украсить его розами, зажечь свечи. Словом, раз вдохновение пришло надо постараться его не «выдохнуть».
Всмотримся и вслушаемся в само слово. Вдохновение – это вдох – новение, то есть состояние, когда в нас вдохнули дар, дух или одухотворение. Первоначально и предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо, овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Человек получает «наитие». Он внезапно проникает в истину, потому что произошло соитие творческой, духовной силы человека с абсолютным знанием Высшего Разума, когда человек осознает себя частичкой мироздания. Это состояние гармонии на всех уровнях: «Я», «Ты», «Мы» и истинного знания.
Зададимся вопросом: ко всем ли приходит вдохновение? Или сначала надо подготовить для оного «посадочную полосу»? Необходимым условием для «посадки» вдохновения служит наш профессионализм, наши знания в той сфере жизни, где мы способны реализовать потенциал вдохновения. К примеру, вы пишите диссертацию. Перед ее написанием вы получили соответствующее образование в школе, университете, а затем в аспирантуре. По своей тематике вы прочитали огромное количество книг, «перелопатили» массу фактического материала, возможно, изучили вашу тему на практике. Словом, по свое тематике вы обогатили свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество. Все, финиш. Если вы и дальше пойдете по пути расширения своих знаний, значит, вы еще ученик.
Безусловно, учиться надо всю жизнь, но все знать невозможно. Люди вообще делятся на тех, которые не знают, и которые не знают, что не знают. На каком-то жизненно отрезке вы должны сказать себе: «Всё! С этого момента я сам себе учитель. Все вопросы я буду задавать только себе. Я покинул мир чужих знаний и ушел в монастырь своей души и разума. Время изложений кончилось. Теперь я буду писать только сочинения». При такой позиции вы уже не ученик, блуждающий по лабиринтам чужих знаний. Теперь ваш единственный консультант – ваша душа. Если ранее вы были сориентированы на чужие знания, то теперь вы и только вы являетесь интеллектуальным капиталом для решения поставленных целей.
Однако, душа будет вас консультировать, если вы заняты любимым делом . Дело, которому вы служите, должно быть праздником, который всегда с вами. Помните, что время, проведенное за любимым делом, бог не засчитывает в срок жизни. Если вам в детстве насильно всучили смычок от скрипки и заставили играть, трудно предполагать, что вы будете вдохновенно исполнять музыкальные шедевры. Скорее всего, будете «пилить» на скрипке, вызывая гнев и ненависть соседей. Моцарт и стал Моцартом, потому что первым его наслаждением была музыка. Мы все мечтаем уходить на работу с радостью, а возвращаться с удовольствием. Трудно вообразить ученого или композитора, которые достигли триумфальных высот в своем деле, не имея к нему любви. Одержимые своей любовью они готовы идти на любые лишения, забывают о сне и еде. Микеланджело Буаноротти четыре года расписывал своды храма, лежа на лесах, в результате чего он почти полностью лишился зрения. Его вдохновение было настолько мощным, что он без колебаний пожертвовал своим здоровьем.
Иными словами, вдохновение станет вашей постоянной гостьей, если вы самодостаточный профессионал, влюбленный в свое дело. Три в одном. Нет хотя бы одного компонента – вдохновения вам не видать.
Таким образом, необходимыми, но еще не достаточными, условиями для прихода вдохновения является:
— ваш в избранном деле;
— отказ от чужого знания и полный уход в себя , к своей душе и разуму;
— любимое дело , работа или занятие.
Вдохновение может вас посетить, если не закрыта дверь. Дверь для вдохновения – ваша душа. Давно замечено, что гениальные творения человеческого разума рождаются, когда душа работает на полную катушку. Написаны тысячи книг и картин, снято множество фильмов и только единицы доставляют нам истинное удовольствие, только некоторые из них остаются в памяти. Все, что сделано с душой, безошибочно улавливается людьми на уровне подсознания. От вдохновенных произведений исходит особая энергетика. От них невозможно оторваться. Душа гениев проявляется в их творениях. В то же время, все, что сделано без души тоже безошибочно определяется потребителем. Сразу видно, что это щирпотреб, общепит или конвейер. Товар, сделанный с душой, в котором видна индивидуальность мастера, всегда высоко ценится. Эксклюзивные вещи делаются не по трафарету.
Мне нравится эпизод из жизни великого русского художника К.Брюллова, где в контексте нашей темы раскрывается разница между гениальным произведением, сделанным с душой или только на основе разума.
Поправляя этюд ученика, художник в нескольких местах чуть тронул его, и плохой мертвый этюд вдруг ожил. «Вот чуть-чуть тронули, и все изменилось», - сказал один из учеников. «Искусство начинается там, где начинается «чуть-чуть», - сказал Брюллов.
За что мы так любим творчество Владимира Высоцкого? Прежде всего, великий бард вложил в свои песни «нерв» свой и общества. Он осознал душевные запросы людей, их настроения и помыслы. Его стихопение – это искусство бардов издревле считалось самой эффективной формой усвоения стиха. Кроме того, Высоцкий работал над каждым словом, каждой фразой, заботясь о предельной простоте формы. Его стихи простые и понятные не потому, что он был простым, как правда. Великий бард сознательно преподнес свое творчество в такой форме ради людей. Именно интерес к людям, их судьбам стал для него источником вдохновения. На примере В. Высоцкого мы отчетливо понимаем, что вдохновение приходит к тем, кто делает свое дело ради людей с душой и на нерве. В единстве души и разума залог вдохновения.
Может мотивацией вдохновения у великих людей были слава, деньги или общественное положение? В какой-то мере, да. Они такие же люди. Ничто человеческое им не чуждо. Но, при всем при этом, их творения – это плоды души и разума. Слава и деньги как атрибуты успеха могли только мешать вдохновению. Они отвлекающий фактор для вдохновения. Любые желания – его враги. К примеру, композитор стремится к славе. Слава для него самая притягательная цель. Уверяю, что с вдохновением у него будет напряженность. Слава – это атрибут цели, а не сама цель. Если он в союзе с вдохновением вложит душу в свою музыку, слава его найдет. Грустно, что иногда слава и деньги находят автора посмертно. Однако, иного пути нет. Здесь не сработает принцип: утром деньги – вечером душу. Сначала душу, а потом деньги и слава. Душа – магнит для вдохновения. Если душа и разум поют в унисон – это самая благодатная атмосфера для вдохновения.
Дети вдохновения всегда прорастают новыми идеями, целями и задачами. При этом их новые цели всегда на ступень выше предыдущих. Они ставят себе вопросы, которые никто никогда не ставил. Они любят неизведанные маршруты жизни. Все новое притягивает их подобно магниту. Они любят экспериментировать. Вдохновение обожает таких людей, и терпеть не может рожденных ползать.
Необходимо отметить, что вдохновение любит творческих людей. Оно готово прийти к любому человеку, если знает, что он способен творить. Обычные люди не имеют творческого опыта и квалификации, поэтому они не дружат с вдохновением. Творческий, одаренный человек соответствующей квалификации может принять пришедшее к нему знание, систематизировать его и, затем, ретранслировать его людям. Это задача далеко не всем по плечу.
Давайте внимательно послушаем одного из фаворитов вдохновения Моцарта: ««Мысли толпятся в моей голове, входя в нее с величайшей легкостью. Как и откуда они берутся, я не знаю и никак не причастен к этому. Стоит только возникнуть теме, как появляется другая мелодия, и сама связывается с первой в соответствии с требованиями композиции. Композиция приходит ко мне не последовательно, не по частям, разработанным в деталях, какими они станут позднее, а во всей полноте , так что мое воображение позволяет мне услышать ее целиком». Моцарт говорит о непонятном ему феномене, какой-то неизвестной сферы сознания, которая целиком, во всей полноте и ясности внезапно озаряет сознание. Все становится понятным и даже возникает досада, как это мне раньше не пришло в голову. Моцарт свидетельствует, что он лишь проводник музыки Вселенной, что его телесная оболочка не причастна к музыке Верховного Сознания. Композитор утверждает, что его роль и заслуга в этом действе состоит лишь в рутинной части творчества – детальной разработки композиции в соответствии с требованиями музыкальной грамоты. И такие визиты вдохновения начались с детства. Маленький Моцарт подбегал к отцу и кричал: «Папа! Меня душат ноты!».
О необъяснимом феномене вдохновения писал Эйнштейн: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое - всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его».
Вдохновение требует предельной концентрации мысли на своем деле. Без полного отрешения от внешних обстоятельств, самоуглубления и полного сосредоточения на своем деле оно невозможно. Человек должен находиться перед приходом вдохновения в состоянии своеобразного стресса. В обычном состоянии у нас мысли порхают вольной птицей. При стрессе мы не можем ни о чем другом думать, кроме причины, вызвавшей стресс. Одна доминантная мысль парализует наше сознание. Влюбленные тоже находятся в своеобразном стрессе. Они тоже думают только о предмете своей любви. Весь мир, все внешние воздействия перестают для них существовать. Именно такое состояние испытывают творческие личности. Доходит до того, что они ни зрением, ни слухом, ни каким-либо иным органом чувств не воспринимают какое-либо раздражение или ощущение. Происходит полное отождествление человека и мысли. Наградой за такую концентрацию мысли и является вдохновение.
Всем известно, что периодическая система химических элементов Д. Менделееву приснилась. Почему она не приснилась Чайковскому, Ленину или зятю химика – Блоку? Потому что Менделеев концентрировал свою мысль в направлении систематизации и поиска связей между химическими элементами. Его мозг интенсивно искал выход и нашел, когда произошла встреча с вдохновением.
В состояние генератора идей, творца шедевров можно войти только с высоким уровнем энергетики . Негативисты, скептики обладают низким уровнем энергетики. Апатия, депрессия и пессимизм не могут быть по определению симпатичными вдохновению. Наоборот, человек с высоким жизненным тонусом ретранслирует в мир свою успешность и, тем самым, привлекает вдохновение.
Казалось, мы учли все капризы вдохновения, однако, забыли о правиле: «чем больше женщину мы любим, тем меньше нравимся мы ей». В страстном ожидании желанной гостьи мы украшаем лепестками белых роз свое рабочее место, забывая, что вдохновение — производное труда. В момент творчества нам необходимо полное спокойствие. Ожидания, нетерпение, жгучее желание скорей достигнуть своей цели лишь выбивают нас из рабочей колеи, разрушая унисон души и разума. Запомните, для вдохновения пугалом служит всякая подготовка, ожидания и стремление быстрей достичь своей цели. Начните работать – оно и придет к вам. Помните рецепт вдохновения от П.И. Чайковского: «Я сажусь за фортепьяно и начинаю что-то играть, хотя бы перебирать клавиши. Я делаю это как угодно долго: до тех, пока не придет вдохновение».
Любимой игрушкой маленького Брамса были оловянные солдатики. Часами он мог выстраивать свою «оловянную армию». Но и став уже взрослым мужчиной и прославленным композитором, Брамс продолжал подолгу играть в солдатиков. — Ах, маэстро, как это можно? — удивлялись друзья. — Вы совершенно не жалеете свое время! — Господа, вы ничего не понимаете ни в творчестве, ни в оловянных солдатиках, — отвечал композитор. — Стоит мне выстроить мою верную армию и скомандовать ей: «вперед», как ко мне немедленно приходит вдохновение, и в то время, как мои солдаты бегут на штурм, я бегу к роялю…
Таким образом, для прихода вдохновения необходимо устранить все элементы избыточной значимости: ожидания, цель работы, подготовка и желания.
Интересно, а когда, в какое время дня или ночи приходит вдохновение? Одна женщина как-то пошутила: «Мой муж уезжает в командировку и ко мне приходит вдохновение». Думается, что самым благодатным временем для прихода вдохновения является момент наибольшего освобождения мозга творческой личности. Малейшие проявления усталости затрудняют наступление момента озарения. Опыт великих людей говорит, что утренние часы (4-5 утра) наиболее благоприятные и плодотворные для творчества. Выдающийся русский поэт Маяковский соскакивал с постели ночью, записывая строчки стихов, которые внезапно приходили ему на ум, и снова ложился спать. В тоже время, легче всего ему писалось в трамвае. Многие творческие люди плодотворно мыслят во время ходьбы. Эйнштейн встречался с вдохновением под душем. Словом, у каждого по-своему.
Пока я излагал свои думы о вдохновении, может быть, оно каким-то образом нашептывало мне в ухо маленькие секреты о себе? Может это не я, а оно мне сказало: «Я приду к вам при таких условиях:
1. если у вас высокий уровень профессионализма в избранном деле;
2. если вы отказались от чужого знания и полностью ушли в себя , к своей душе и разуму;
3. если вы заняты любимым делом , работой или занятием;
4. если вы делаете свое дело ради людей в единстве души и разума;
5. если вы творческая личность;
6. если вы добились предельной концентрации мысли на своем деле;
7. если у вас высокий уровень энергетики :
8. если вы устранили все элементы избыточной значимости: ожидания, цель работы, подготовку и желания».
Петр Ковалев 2013 год
В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень динамично. Состояние творческого вдохновения активизирует весь творческий процесс. «Напрасно я бы старался выразить Вам словами все неизмеримое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разрастаться в определенные формы. Забываешь все, делаешься точно сумасшедшим, все внутри трепещет и бьется, едва успеваешь намечать эскизы, одна мысль погоняет другую». При всей внешне кажущейся «таинственности», непредсказуемости, внезапности вдохновения, оно является продуктом активного отношения к работе, напряженного умственного труда, иногда -- плодом волевых усилий. «Вдохновение -- это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее. Я пишу или по внутреннему побуждению, окрыляемый высшей и не поддающейся анализу силой вдохновения, или же просто работаю, призывая эту силу, которая или является или не является на зов, и в последнем случае из-под пера выходит работа, не согретая истинным чувством. Мой призыв к вдохновению никогда почти не бывает тщетным. Я могу сказать, что та сила, которую я назвал капризной гостьей, уже давно со мной освоилась настолько, что мы живем неразлучно и что она отлетает от меня только тогда, когда вследствие обстоятельств, так или иначе гнетущих мою общечеловеческую жизнь, она чувствует себя излишней. Но едва туча рассеялась, -- она тут как тут. Таким образом, находясь в нормальном состоянии духа, я могу сказать, что сочиняю всегда, в каждую минуту дня и при всякой обстановке». Называя вдохновение капризной гостьей, П.И. Чайковский подчеркивает, что с помощью волевых усилий не только управляет ее «приходами», но и сознательно устраняет свои отрицательные психические состояния, мешающие процессу творчества. «Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю над собой железной волей, и когда нет особой охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься». О роли волевых усилий в преодолении отрицательных эмоциональных состояний свидетельствуют высказывания многих известных композиторов. Так, М.П. Мусоргский, также называя творческие настроения «капризнейшей кокеткой», подчеркивает, что истинный художник должен, вопреки своим состояниям, уметь перевоплотиться в чувства и мысли других людей, отражая их в музыке: «Настроения творческие могут совпадать с личными настроениями художника, но могут и не совпадать. Наивно думать, что поэт может писать о счастье только тогда, когда, по выражению Белинского, сам находится «в благоприятных обстоятельствах»... «отличительная черта, то что составляет, что делает истинного поэта, состоит в его сострадательной живой способности всегда и без всяких отношений к своему образу мыслей понимать всякое человеческое положение». Однако интенсивные творческие состояния не могут быть постоянным спутником всего творческого процесса. Творческая активность зависит от множества внешних и внутренних факторов и в значительной степени детерминирована уровнем развития психических процессов и сформированных на их основе свойств личности. П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков могли произвольно управлять своими творческими состояниями не только благодаря волевым чертам характера, но и вследствие высокого развития внимания. Не случайно В.М. Теплов связывает проблему творческого вдохновения с проблемой внимания. Именно сосредоточение внимания на главном и отвлечение от всего несущественного способствует возникновению устойчивых творческих состояний. В течение всей своей многолетней творческой деятельности Н.А. Римский-Корсаков, например, был занят не только сочинением музыки, но и многочисленными побочными обязанностями, отвлекавшими его от основного дела жизни. Это и служба во флотском экипаже, и курирование музыкальных хоров морского ведомства, и участие в управлении певческой капеллой, и директорство в бесплатной музыкальной школе, и участие в концертно-издательских предприятиях М.П. Беляева, и огромная педагогическая нагрузка в консерватории, и частные уроки. Лишь благодаря изумительному совершенству творческого внимания он высокопродуктивно трудился на основном композиторском поприще наряду с выполнением разнородных административных, педагогических, организаторских обязанностей. Напротив, М.А. Балакирев вследствие неустойчивости творческого внимания вынужден был временно прекращать занятия композиторской деятельностью: «Лира писать было невозможно, и потому я... начал печь романсы... но и эта фабрика прекратилась, ибо меня постигло еще новое бедствие» (конфликт с хозяйкой квартиры -- Л.Б.). Вот подобное свидетельство М.А. Балакирева из другого письма: «Начал было последний антракт, и только недостает нескольких тактов к его окончанию. Но едва что-нибудь напишется в продолжении лета. Я даже и не думаю совсем о музыке; голова так набита разными мелочными гадостями, что как-то странно сделается, когда вспомнишь, что есть на свете Шумана квинтет. Шекспир и др. Писать в Нижнем при такой обстановке нельзя». Отмеченные выше индивидуальные особенности динамики протекания психических процессов, бесспорно, обусловлены типологическими различиями, которые определяют направленность и структуру психических переживаний в целом. Так, вскрытые нами типы мышления композитора (интел-лектуальнообразный, образнообобщенный -- см. выше) способствуют формированию различных по характеру переживаний. Для композиторов с образно-обобщенным типом мышления характерен эмоциональный тип переживания с преобладанием чувственного, аффективного начала, как, например, у П.И. Чайковского, Ф. Шопена, Л. ван Бетховена, Р. Вагнера. Композиторам с интеллектуальнообразным типом мышления, напротив, присущ рассудочный тип переживания с преобладанием аналитического начала, как, например, у И.С. Баха, П. Хиндемита, Д.Д. Шостаковича. Сказанное вовсе не означает, что лишь представителям эмоционального типа переживания доступно творческое вдохновение или что у представителей рассудочного типа переживания отсутствует эмоциональное начало. Типологические различия выражают лишь степень преобладания эмоционального или интеллектуального в психической деятельности. Таким образом, индивидуальные особенности личности композитора получают многостороннее выражение в его психических состояниях и переживаниях, которые могут стать могучими стимулами творческой деятельности.
Источники вдохновения источники вдохновения Наверняка каждый человек хоть раз в своей жизни переживал момент, когда захватывало дух, откуда-то появлялись дополнительные силы, а работоспособность повышалась в разы. Обыватели называют это ощущение вторым дыханием, а творческие люди связывают с появлением музы. Но, к сожалению, не всегда новая энергия посещает нас в тот момент, когда ее так не хватает. И тогда мы задаемся вопросом: где искать вдохновение для реализации очередной грандиозной идеи? Все просто. Если муза не хочет прийти сама – значит, нужно найти те источники, где она обитает. Этим мы и займемся. Откуда можно черпать вдохновение? С точки зрения психологии вдохновение – это появление мотивации к какому-либо действию. Обычно это выражается в особом душевном подъеме, когда человек ощущает неожиданный прилив сил, а мысли его становятся ясными и последовательными. Часто такое состояние называют озарением. Особенно хорошо это чувствуют на себе творческие люди, когда в какой-то момент неожиданно в голове возникает блестящая идея и силы для ее реализации. Но современный мир полон забот и проблем, поэтому дождаться появления долгожданной музы удается далеко не всем. Усталость и душевное опустошение не дают полноценно развернуться творческому мышлению, и приходится ударяться в поиски. Источники вдохновения для человека – это прекрасный способ вернуть необходимый заряд бодрости духа и вновь обрести мотивацию к творческому занятию. Личности, которые не раз сталкивались с капризным характером своей музы, давно нашли эти способы и прибегают к ним каждый раз, когда приближается творческий кризис. А тем, кто столкнулся с такой проблемой впервые, стоит узнать, какие могут быть источники вдохновения и определить для себя самый эффективный. Рассмотрим самые действенные и проверенные способы перейти в творческое настроение: Мотивирующая музыка. Как известно, определенные ритмы мелодий могут активировать мозговую деятельность и улучшать настроение. Также музыка служит прекрасным мостиком в прошлое и может являться напоминанием о хороших и добрых событиях жизни. Вне зависимости от жанров и личных предпочтений, прослушивание музыки может стать прекрасным поводом для появления вдохновения. Мотивирующие фильмы. Бывают картины, которые хочется пересматривать по нескольку раз. Переживания героев, сюжетные линии и происшествия – прекрасные источники вдохновения. Для возобновления своего творческого потенциала можно выбрать два варианта – посмотреть абсолютно новый фильм и обрести новые эмоции, либо выбрать свою любимую картину и предаться приятным воспоминаниям. Книги. Этот источник вдохновения стал постепенно отходить на второй план. Занятость большинства из нас не позволяет обрести такую роскошь как книга. Однако, стоит выделить лишь 15 минут в день на прочтение одной главы и у вас появится прекрасная возможность вдохновиться жизнью и приключениями героев или биографией успешного человека. Природа. Гармонию и единение с окружающим миром еще никто не посмел назвать опасной. Общаясь с природой, особенно находясь в тех местах, куда не дошла цивилизация и рука человека, вы приобретете неисчерпаемую кладезь творческого потенциала. К тому же, пребывание на свежем воздухе полезно не только для физического, но и для духовного здоровья. источник вдохновения поэта Смена обстановки и разнообразие в жизни. Новая обстановка – это уникальный источник вдохновения любого поэта, писателя, художника и прочих представителей творческой среды. Рано или поздно любое занятие может превратиться в рутину. Чтобы этого не происходило, старайтесь хотя бы раз в месяц делать что-то новое, бывать в новых местах, находиться в окружении неординарных людей и делать все, чтобы новые впечатления помогли вам отвлечься и внести в свою жизнь яркие краски. Источники вдохновения окружают нас повсюду. Можно ощутить прилив сил после посещения картинной галереи, а можно обрести душевное равновесие, съездив на остров среди океана. Главное, выбрать, что именно подойдет вам. Каждый творческий человек нуждается в подпитке своего потенциала. Не забывайте об этом, и тогда ценителей вашего творчества станет намного больше.
Вопрос поисков вдохновения волновал и продолжает волновать множество поколений творческих людей. Любой поэт или художник с уверенностью скажет: без «музы» дело не пойдет. Но что делать, если она становится нечастой гостьей в вашем доме? Как ее привлечь и удержать?
Конечно, если творчество – это лишь ваше хобби, можно и просто подождать, когда же руки сами «зачешутся» сотворить что-то новое. Но как быть тем профессионалам, у кого полет фантазии – это основа их работы? Ведь и музыканты, и писатели, и журналисты с копирайтерами, и дизайнеры постоянно должны «творить» в штатном режиме, и от этого напрямую зависит их заработок.
Что же такое вдохновение, и откуда его извлекать?
Вдохновение: что это такое и для чего оно нужно?
Для начала давайте разберемся с самим определением. Если верить словарям, вдохновение – это особое состояние, в которое человек способен войти, и признаками которого являются наивысший эмоциональный подъем, прилив энергии и сил, высокая творческая производительность. Описывая свои ощущения в минуты вдохновения, многие творцы утверждают, что чувствуют состояние несущего тебя потока: ты не всегда можешь понимать происходящее, не в состоянии конкретно прогнозировать будущее и не отдаешь себе отчет, сколько времени прошло. То есть, такая «волна» может нести и пять минут, и час, и сутки, и, независимо от ее продолжительности, человек не ощущает других насущных потребностей – единственной такой остается потребность творить. Наверняка, вы слышали, что творческие люди в порыве вдохновения могут забыть о сне, еде, не замечать никого и ничего вокруг.
Также в состоянии креативного вдохновения человек становится очень харизматичным и сильным, способным влиять на других людей и вести их за собой. Кроме того, в этом особом состоянии нередко к творцам приходят различные просветления и озарения, непонятно откуда возникшие идеи. Большинство людей говорят, что в порыве вдохновения замечают необычайную легкость движения образов и мысли, они проясняются, поражают своей полнотой и яркостью. Душевные переживания обостряются, становятся очень глубокими и всеобъемлющими.
Специалисты объясняют такое состояние особенным ускорением всех когнитивных процессов – восприятия, памяти, мышления. Для творческих людей вдохновение нередко похоже на наваждение, как будто бы что-то «нашло»- человек занимается только одним искусством, забывая обо всем на свете, до момента завершения произведения. Если же человек задумался над решением какой-то трудной задачи, для него вдохновение может прийти в виде неожиданного озарения: как же так, он часами размышлял над вопросом, ничего не мог придумать, и тут – раз – щелчок, и вся картина стала ясна, как божий день! Все паззлы сложились, моментально пришло понимание, как поступить правильно и решить этот вопрос.
Все эти примеры приведены здесь для того, чтобы прояснить одну простую истину: вдохновение нужно не только лишь творческим людям. Зачастую оно не помешает даже в самых рутинных делах, таких как разбор документации или наведение порядка в квартире. По сути, не столь важно, что вам надо сделать: написать стих, придумать новую бизнес-идею, подготовить презентацию, или просто грамотно распланировать свои трудовые задачи. Во всех этих вещах совсем не лишним будет глоток новых сил и вдохновения, правда?
Существует два противоположных «лагеря» теоретиков вдохновения: одни говорят, что оно непременно должно прийти само, а вторые – что его можно и нужно притянуть в свою жизнь. И та, и другая версия работают. И спор на тему «Что первично – вдохновение или творческий процесс?» столь же вечен, как и спор о первичности курицы и яйца. Очевидно, что одно следует за другим, но каким образом?
Поклонники первой теории утверждают, что сначала должно прийти вдохновение, а потом уже можно начинать творить. И всячески стараются это самое вдохновение привлечь. Как они это делают – мы поговорим далее.
Последователи же второй теории склонны думать, что «аппетит приходит во время еды». То есть, мы готовим креативную обстановку, садимся, начинаем что-то делать, и муза приходит сама, так сказать, заходит «на огонек». Самое интересное, что такой способ тоже в большинстве случаев отлично работает!
Поэтому так ли важно выяснить первоисточник? Скорее всего, намного важнее научиться работать и так, и так. Попробуйте – кто знает, какой из подходов окажется ближе именно вашей душе?
Итак, определение и подходы к вдохновению мы с вами уже разобрали, самое время переходить к «вкусненькому» — готовым рецептам получения этого изысканного лакомства!
Специалисты и опыт многих творцов говорят о следующих путях получения вдохновения:
1. Найдите свою музу!
В Древней Греции считалось, что шедевры искусства созданы не мыслительной деятельностью человека, а являются даром богов или муз – существ божественного происхождения, девяти дочерей верховного бога Зевса и Мнемозины. Именно музы вдохновляли творцов на создание новых стихов, картин и песен, одаривали талантом и чувством прекрасного. О таких подарках так и говорили – «поцелуй музы». Эти божественные существа вдохновляли художников, музыкантов, поэтов, воинов, а также людей, ищущих жизненную цель и влюбленных.
Со временем люди стали называть музами каких-то конкретных, вполне земных людей. Часто в их роли выступали женщины из окружения творца: жена, подруга или любовница. Такие «доморощенные» музы вдохновляли мужчин на подвиги, и творческие в том числе.
Кроме того, вдохновить человека на создание чего-то нового могут не только женщины, но и другие люди: родные, друзья, и даже случайные знакомые. Они в подходящей ситуации вполне могут стать огромным источником вдохновения. Их возможности фактически безграничны, их мышление может быть очень глубоким, а характеры поражают своим разнообразием. Поэтому специалисты рекомендуют в минуты нехватки вдохновения найти свою собственную музу, а для начала просто с кем-нибудь пообщаться.
2. Любите!
Такое сильное и вечное чувство, как любовь, само по себе уже способно вдохновлять. Наверняка, вы замечали, что влюбленные люди порой начинают делать совершенно не свойственные им ранее вещи: писать стихи, сочинять песни. Почему бы и вам не воспользоваться таким советом, при этом не только не лишая полноты само чувство, но неизбежно преумножая его и наполняя новыми красками.
3. Право на ошибку
Позвольте себе ошибаться. Это не так уж и просто, как кажется на самом деле. А в вопросах творчества склонность к перфекционизму вообще может загубить на корню что-то, что, возможно, должно было бы стать шедевром. Помните, не все и не всегда обязательно получается с первой попытки. Но, не делая их вообще, вы, конечно же, не допустите ошибку, но и не ощутите радости полета!
4. Творчеству быть!
Разрешите себе быть творческим человеком. Даже если вам кажется, что вам недостаточно знаний, умений, опыта, чтобы что-то делать. Но ведь он и не свалится вам на голову, как снег! Стоит просто позволить себе начать – и кто знает, какие перспективы нарисует вам судьба?
5. Вперед в детство!
Очень хорошим рецептом для привлечения вдохновения является «возврат» в детство. Посмотрите, как ведут себя дети – они рисуют и играют не для того, чтобы кто-то их оценил, и не боятся экспериментировать. Они просто наслаждаются процессом каждый миг. Почему бы не попробовать взять у них пример?
6. Хороший отдых
Достойный труд должен подкрепляться полноценным отдыхом. Не надо пытаться быть продуктивным 365 дней в году, искусственно вызывая «музу». Так вы, скорее всего, получите только полное физическое и нервное истощение. И ваше воображение, и ваше тело нуждается в хорошем отдыхе, не забывайте об этом! Неплохо, если он будет связан со сменой обстановки и полным отвлечением от «дел».
7. Жизнь без репетиций
Не стоит думать, что сейчас вот вы чему-то просто научитесь, понарошку, как бы рисуя «черновик» жизни, а потом уже начнете все делать «по-настоящему». В жизни не бывает репетиций – сразу начинайте играть «всерьез», получая удовольствие от каждого момента. Даже если он не самый приятный для вас сейчас – что же, он пройдет, и появятся новые перспективы, поэтому наслаждайтесь каждым мгновением!
8. Дышим глубоко
Посмотрите, как дышат младенцы – они вдыхают и выдыхают воздух как будто бы всем телом сразу. Доказано, что полное глубокое дыхание, в отличие от привычного нам поверхностного, помогает качественно изменить в лучшую сторону как наше здоровье, так и жизнь в целом. На эту тему есть множество специальных практик. Пробуйте!
9. Окружите себя «интересностями»
Чтобы подружиться с вдохновением, создайте для него подходящую среду. И, как шутят творцы, и «подходящий четверг, пятницу и т.д.». Окружите себя интересными вам вещами, новыми впечатлениями, готовьтесь ко встрече с музой как к свиданию с любимым человеком – и она непременно станет частой гостьей в вашем доме!
10. Расправьте крылья!
Специалисты утверждают, что между вашей осанкой и продуктивностью вашей жизни существует прямая связь. Чем ровнее осанка, тем более энергичным становится тело, и тем больше креативных желаний и мыслей у вас появится. Поэтому – расправить плечи, грудь колесом – и навстречу музе!
11. Общайтесь с теми, кто вам интересен
Однозначно, ваше окружение должно помогать вам двигаться, а не тормозить ваше движение. Черпайте вдохновение из общения с интересными яркими людьми, единомышленниками, творцами, перенимайте опыт, и тогда скука перестанет посещать ваши мысли.
12. Создайте себе креативную обстановку
Если вы творите дома, у вас должно быть место, где вы будете черпать вдохновение. Создайте себе творческую обстановку, украсьте это место теми вещами, которые могут подтолкнуть к новым идеям и просто сгармонизировать: например, яркими картинками, интересными канцтоварами и т.п. Ищите свое, то, что радует и наполняет именно вас!
13. Блокнот всегда под рукой
Даже если вы не относитесь к разряду пишущих творцов, всегда носите с собой бумагу и ручку. А вдруг в самый, казалось бы, неподходящий момент постучится муза с новой идеей? Встретьте ее во всеоружии и сразу же сделайте заметки, которые потом можно будет развить далее.
14. Делайте то, что вы любите
Конечно, сложно призывать вдохновение в ту сферу, от которой вас «тошнит». Намного проще ему проявиться в вашем любимом деле. Поэтому старайтесь заниматься тем, что вам нравится, наполняет вас и радует.
15. Музыку в студию!
Найдите для себя музыкальные композиции, которые будут вас гармонизировать, подталкивать к новым идеям. Возможно, это будет классическая музыка, в ней скрыт огромный потенциал для творческих людей! Но не исключено, что вы найдете что-то свое и в других направлениях – поэтому ищите, слушайте и наслаждайтесь!
16. Да – «несерьезному» общению!
Порой в суете каждодневных дел мы привыкаем иметь дело только с рациональными, серьезными людьми. Конечно, это неплохо, но не забывайте о том, как много можно почерпнуть из общения других уровней – например, с детьми, с домашними животными. Они вполне смогут передать вам такой пласт энергии, о котором вы и не мечтали!
17. Ищите свое предназначение
Об этом написано множество книг. Не будем повторяться, просто подумайте, в чем именно может быть смысл вашей деятельности? Что такого вы должны нести в мир? Если у вас в голове сейчас появляются конкретные мысли, которые наполняют вас радостью, — скорее всего, вы уже нашли свое предназначение! Творите в этом направлении, и вдохновение не обойдет вас стороной!
18. Правильно начинайте день
Простые рецепты на каждый день начинаются с утреннего настроя. Улыбнитесь своему отражению в зеркале. Сделайте легкую зарядку. Скажите себе, что именно сегодня у вас самый счастливый день в жизни, в котором вас ждет поток вдохновения, — и именно так и произойдет!
19. Участвуйте в конкурсах
Хорошими «подстрекателями» творческой активности нередко выступают различные конкурсы и фестивали. Согласитесь, намного проще вдохновиться написать статью для участия в конкурсе, чем просто так в стол. Пользуйтесь таким преимуществом.
20. Действуйте!
И, конечно же, не забывайте о действии! Любой, даже самый сильный, порыв погаснет, если вы не начнете что-то делать. Выбор по-прежнему за вами: хотите – творите, когда муза уже «придет», хотите – просто садитесь и начинайте с чистого листа, а она уже «подключится» по ходу. Но не бездействуйте – ни стих, ни картина не напишутся сами собой, без вашего активного участия!
Вроде бы с поиском вдохновения картина немного прояснилась. Но нередко возникает ситуация – а как начать, если нет конкретной идеи? Откуда ее взять?
Предлагаем вашему вниманию ряд советов по поиску новых идей для творчества:
1. Путешествуйте
Новые города и страны незаметно для вас самих могут подкинуть множество интересных новых идей – вам останется только их записать и потом воплотить в жизнь!
2. Создавайте свою «копилку» идей
Когда человек только стает на путь творца, он нередко задает вопрос: «Откуда брать идеи, если ничего не приходит в голову?». Совет очень прост – заведите себе блокнот идей, в который записывайте все, что вас задело, заинтересовало, понравилось, или, наоборот, возмутило. Со временем вы заметите, что идеи буквально витают в воздухе – стоит только протянуть руку и взять!
3. Встряхнитесь!
Если вы работаете за компьютером, периодически устраивайте себе перерывы. Меняйте традиционные способы поведения – например, если вы привыкли ходить на работу по шумной улице, выйдите раньше, сделайте небольшой крюк и пройдите через парк. Или возьмите ложку не в правую, а в левую руку. Такие «встряски» заставят работать ваше правое, «творческое», полушарие.
4. «Случайно» попадите в незнакомую остановку
Создайте себе какие-то непривычные условия. Придите в новые места, где вы никого не знаете. Начните общение с иностранцем, не зная его языка в совершенстве. Такие нестандартные ситуации научат вас думать и действовать по-другому, не так, как вы привыкли.
5. Визуализируйте
Если у вас есть конкретная творческая цель – например, книга или картина – представляйте ее себе в мельчайших подробностях. Пусть ваше подсознание привыкнет к этой картинке – и она обязательно материализуется в жизни!
6. Делите слона по частям
Не всегда получается сразу найти идею для огромного пласта работы. Поэтому не бойтесь делить всю работу на множество маленьких составляющих, к которым вам будет намного проще найти новые идеи.
7. Изучайте «чужие» работы
Если вы художник – ходите в художественные галереи, если поэт – читайте стихи классиков и современников. Такие занятия не только обогатят вас душевно, но и наверняка подкинут пару-тройку новых идей.
8. Отвлекайтесь
Когда вы чувствуете, что процесс «не идет», отключитесь, займитесь чем-то другим. Можете что-то сделать по дому, затеять уборку, например. Или покататься на велосипеде. Впрочем, вы вполне можете придумать что-то свое.
9. Переключитесь на то, что вы делаете хорошо
Немного похоже на предыдущий пункт, но не совсем то же самое. Если у вас не получается сейчас статья – сделайте что-то, что у вас получается всегда. Например, свяжите салфетку. Таким образом, вы не будете зацикливаться на неудаче – «да, у меня не вышла статья, но вот салфетка получилась!» — и по-прежнему будете чувствовать себя «хорошей».
10. Продолжайте работать
Важный момент в любом деле – не бросайте начатое! Да, вы можете отвлечься ненадолго, но потом продолжайте работать! Помните, что без труда ничего само не придет.
11. Вспоминайте моменты радости
Восстанавливайте в памяти минуты, когда вы были счастливы и наполнены. Возвращайтесь мысленно в то состояние. И к вам обязательно придут новые идеи.
12. На время оставьте компьютер и отключите телефон
Большой поток информации может как помочь в поиске идей, так и навредить. Порой устраивайте себе часы «чистого разума», отключая все коммуникации с внешним миром. И идеи не заставят себя долго ждать.
13. Читайте!
Фактически все успешные творческие люди в один голос твердят: как можно больше читайте! Книги – источник не только житейской мудрости, но и вдохновения.
14. Смотрите хорошие фильмы
Просмотр вдохновляющих кинолент тоже наверняка настроит вас на новые идеи, как и хорошая музыка.
15. Обратитесь к афоризмам и цитатам
Порой хорошие идеи можно почерпнуть из мыслей и высказываний известных людей, не забывайте пользоваться таким доступным источником.
16. Делайте специальные творческие упражнения
Во многих творческих направлениях, например, у писателей, есть специальные креативные приемы. Найти их в Интернете не составит особого труда. Почему бы не попробовать?
17. Наблюдайте за людьми, слушайте их
Нередко мы недооцениваем такой важный и доступный источник идей, как наблюдение за другими людьми. Посмотрите, как они себя ведут, о чем говорят? Вас могут ждать совершенно неожиданные открытия!
18. На зарядку становись!
И не забывайте о своем теле. В здоровом теле – здоровый дух, верно? Поэтому физические упражнения не только сделают выносливым ваше тело, но и освежат ваш ум.
19. Гуляйте на природе
Общение с природой не только придаст сил, но и наверняка наполнит радостью вашу душу. Порой вы сможете заметить то, что раньше не замечали, взглянуть на вопрос как бы со стороны. И пойдут новые идеи.
20. Записывайте яркие сны
Может, это покажется вам немного странным, но во сне тоже иногда приходят интересные идеи. Лучше запишите их – авось когда пригодятся?
21. Ведите дневник
И обязательно ведите дневник своих мыслей и ощущений. Поверьте, этот инструмент сможет стать для вас бездонным кладезем идей и вдохновения. Даже если пока еще кажется, что это не так.
Вдохновение: как найти свой путь?
А теперь переходим к десерту: так много советов, как же найти свой путь? Для этого:
1. Попробуйте все «на вкус»
Проработайте эти рекомендации. Если не все, то хотя бы те, что вам больше всего отозвались. Так вы поймете, что вам подходит, а что нет, и увидите результаты.
2. Будьте в контакте с собой
Ваша цель – не просто «напичкаться» полезностями, а найти именно свой путь к вдохновению. Поэтому прислушивайтесь к своим ощущениям и чувствам.
3. Ищите хорошее
Старайтесь видеть вокруг себя больше позитивного, чем негативного. Поверьте, плохого и так хватает, а для творчества пробуйте все-таки замечать именно хорошее, и собирать его в свою копилку.
4. Избавьтесь от старого
Психологи рекомендуют периодически наводить порядок «на столе и в голове». Проводите генеральные уборки в доме и инвентаризации ценностей в мыслях.
5. Откройтесь новому опыту
Вдохновение всегда несет новый порыв, что-то необычное, нетривиальное. Поэтому старайтесь не отгораживаться от новых впечатлений – кто знает, что они вам принесут?
6. Задайте себе вопрос: «Кто я и зачем я?»
Вопрос вечный и уже поэтому интересный. Живите осознанно, и тогда многие вещи будут происходить «по волшебству». Доказано опытом многих.