- Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.
История развития джаза. Основные течения
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр рэгтайм. Впоследствии ритмы рэгтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джазу.
Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие - к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.
Cлайд 1
Cлайд 2
Джаз (англ. jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.Cлайд 3
История возникновения джаза История развития джаза. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джазу. Колыбелью джаза был американский Юг и прежде всего Новый Орлеан. Особенность стиля джаз - неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза - это импровизация.Cлайд 4
Основные течения Новоорлеанский джаз Термином новоорлеанский, и традиционный джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанскими музыкантами, которые играли в Чикаго и записывали пластинки начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также, как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившихся исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школыCлайд 5
Свинг Свинг (swing) - направление джазовой музыки, наиболее широко представленное в исполнительской практике больших оркестров. Термин «свинг» в джазе имеет несколько смысловых значений. Например, если говорят, что в игре исполнителя нет свинга, то обычно это означает, что исполнение музыканта лишено интенсивной битовой пульсации - волнообразного движения, которое создаётся на контрасте бита и офф-бита, производя впечатление раскачки, или свинга. В терминологии танцевальной музыки этим словом иногда обозначают темп, относящийся к жанру танца с одноимённым названием. Что же касается профессиональных джазменов, то многим из них такое жанровое деление их музыки кажется бессмысленным и даже вредным. Michael Bublé (Frank Sinatra XXI) Frank SinatraCлайд 6
Бибоп Бибоп. Бибоп, би-боп, боп (англ. bebop) - джазовый стиль, сложившийся в начале - середине 40-х годов XX века и характеризуемый быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на обыгрывании гармонии, а не мелодии. Бибоп сделал революцию в джазе, боперы создавали новые представления о том, что такое музыка. Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от танцевальной музыки, основанной на мелодии, к менее популярной «музыке для музыкантов», более основанной на ритме. Боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на обыгрывании последовательностей аккордов, вместо варьирования мелодии. Боп был быстр, резок, он был «жесток со слушателем». Charlie ParkerCлайд 7
Соул Со ул или сол (от английского soul - «душа») - наиболее эмоционально-прочувствованное, «душевное» направление популярной музыки чернокожих жителей США сложившееся в южных штатах США в конце 1950-х годов под воздействием традиции джазовой вокальной импровизации и спиричуэлов. Про музыку соул говорят – «ни джаз, ни блюз». Соул зародился в пятидесятых годах прошлого века как напоминание о временах рабства черного населения США. Чтобы хоть как-то оправдать вопиющие факты истребления рабов, боясь нарушить заповедь «не убий», «набожные» расисты выдвинули «теорию», что притесняемые ими чернокожие рабы – это бездушные животные, и что библейская заповедь на них не распространяется. На волне таких настроений в белом обществе вопрос о душе для черного населения стал вопросом жизни и смерти, и они начали объединяться в соул-братства. Духовные песнопения – госпел и спиричуэл – соединились с ритм-энд-блюзом, так и возник соул.
Спиричуэл Негритянские спиричуэл впервые привлекли внимание музыкального мира около ста тридцати лет назад. Научная экспедиция для изучения культуры и быта чернокожих рабов в южных районах США сделала немало открытий. После неё в 1867 г. вышла книга под названием «Песни рабов Соединённых Штатов». До нашего времени она остаётся одним из важнейших источников сведений о музыкальной культуре американских негров.
Характерные черты спиричуэл: Тонкие ритмические нюансы; Импровизация, сложная ритмическая структура, построение по принципу вопроса-ответа; Выразительная общедоступная мелодия, сочетающаяся со сложной системой свободных полифонических подголосков; Содержание спиричуэл связаны с библейскими образами. Негры передавали их из уст в уста, воспринимали как фольклор и, нередко дополняя их событиями из своей повседневной жизни. В текстах своих духовных песен негры нередко обращались к Богу, к Христу, к пророкам.
Элла Фицджералд (1918/1996) Основоположницей джазовой вокальной стилистики по праву считают Эллу Фицджеральд.Её исполнение послужило замечательным образцом для джазовых певиц последующего времени. По мастерству импровизации и техники вокала она могла поспорить с лучшими исполнителями мира. В течение полувека своим чистым и сильным голосом она демонстрировала ясность и точность интонирования.
Дюк Эллингтон писал, что «её мастерство вызывает в памяти слова маэстро Тосканини, который говорил о певцах, что это или хороший музыкант, или нет. Элла была вне этих категорий». Пела ли она балладу, джазовую композицию или песенку собственного сочинения, она всегда проявляла огромный вкус и изящное мастерство. Безукоризненная дикция позволяла ей чётко произносить слова, наделяя каждое из них глубоким смыслом. Импровизируя на сцене, она могла неожиданно забыть текст песни, но тут же спонтанно ею изобретались слова и новая мелодия. В эти минуты потрясённые зрители награждали певицу бурными овациями.
Блюз В историю мировой музыкальной культуры блюз (blues - «меланхолия, уныние») вошёл одновременно с ранним джазом. Возникший в глубинных слоях афро-американской культуры. Первоначально под ним понималась сольная сельская, а затем городская лирическая песня американских негров обычно грустного содержания. «Блюзовые сцены разыгрываются на фоне хлопковых полей и болот, рабочих лагерей и тюрем. Болезни и безработица, неудачи во всех их разновидностях образуют неизменное содержание блюзовой поэзии» (В.Д. Конен). Главными сюжетами для блюзовых композиций служили темы страдания и несчастной любви.
Луи Армстронг (1898/1971) Знаменитого американского трубача, певца и композитора Луи Армстронга называли «мистер Джаз». Услышав ещё в детстве джазовых исполнителей, он начал петь в уличном вокальном ансамбле и учиться игре на музыкальных инструментах. Вскоре он стал играть в составе духового оркестра и петь в хоре. В 1922 г. он переехал в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, где выступал как трубач и певец с джазовым оркестром. В1925 г. он создаёт свой собственный оркестр и записывает на пластинки блюзовые и джазовые композиции. Именно им было суждено произвести сенсацию среди поклонников джаза. Блестящие джазовые импровизации и виртуозное исполнение Луи Армсторнга становятся классикой этого жанра.
ДЖАЗ И ЕГО ИСТОРИЯ.Выполнила
ученица 8 «А»
Османова Хадыжа.
начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур
и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными
чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация,
полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс
приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие
джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и
композиторами новых ритмических и гармонических моделей.родина
джазаЧто такое джаз вряд ли кто-то решится взяться объяснять, поскольку
этого не стал делать даже великий в истории джаза человек – Луи
Армстронг, который сказал, что это просто нужно понимать и все.
Действительно, джаз, его история, возникновение, модификации и
ветви слишком разноплановы и многогранны, чтобы дать простое
исчерпывающее определение. Но есть моменты, которые проясняют
природу этого музыкального направления.
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и
национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном
виде из африканских земель, а под влиянием развитой западной
музыки и ее течений (блюзы, рег-таймы) и соединения с ними
музыкального африканского фольклора получился стиль, не
умерший и по сегодняшний день - джаз.Джаз живет в ритме, в несогласованности, в пересечениях и в несоблюдениях
тональностей и высоты звуков. Вся музыка строится на конфронтации и
противоречии, но в одном музыкальном произведении это все гармонично
соединяется и поражает своей мелодичностью, особенной привлекательностью.
Первые джазмены за редким исключением создали традицию джазового оркестра,
где есть импровизации со звуком, скоростью или темпом, возможно расширение
количества инструментов и исполнителей, привлечения симфонических традиций.
Много джазменов вложили свое искусство в развитие традиции искусства игры
джаз-ансамблей.Спиричуэлс – песни северо-американских негров
религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы
плантаций, подражая духовным гимнам белых
переселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с
грустным, печальным оттенком.
Регтайм – танцевальная музыка особого
ритмического склада. Первоначально создавалась
как фортепианное произведение.