Гендер
Различия в поведении мальчиков и девочек.
Презентация учителя истории и обществознания
Табашниковой Ю.В.
МБОУ гимназия №10.
г.Челябинск
Почему все дети такие разные?
Наверное, потому, что они делятся на…
мальчиков и девочек.
Пол человека
- Физический Пол - биологическая принадлежность, комплекс поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку.
- Социальный Пол - психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом.
Продолжите фразу:
Традиционно мужчина – это…
Традиционно женщина – это…
Понятие «Гендер»
- Гендер – социальный пол (мужской или женский), который связан с особенностями жизнедеятельности мужчины и женщины в обществе.
- Настоящий Мужчина – какой он?
- Настоящая Женщина – какая она?
- Какие качества должны быть присущи мужчине и женщине?
Нежность
Мужественность
Ласковость
Отзывчивость
Находчивость
Стеснительность
Смелость
Застенчивость
Стремление помочь
Решительность
Гендерные роли
- Модели поведения, характерные для мужчин и женщин, а также те ожидания, которые предъявляют окружающие к людям, выполняющим эти роли.
Девочки
Сделаны наши девчонки? Из платочков И клубочков, Из загадок И мармеладок Сделаны наши девчонки!
Проявление гендерных ролей. Женщина.
Какие роли женщины отражены на картине А.Васнецова?
Мальчики
Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок И картинок, Из стекляшек И промокашек Сделаны наши мальчишки!
Различия в поведении мальчиков и девочек
- Ученые давно спорят: мужчиной и женщиной рождаются или становятся?
- Докажите, что различия в поведении мальчиков и девочек связаны с их природными различиями и воспитанием?
Гендерная социализация
- Воспитание девочек и мальчиков для выполнения предписанных им мужских и женских социальных ролей
Задание. Составьте список наиболее распространенных игр для:
- Мальчик
- Девочек
Работа с текстом
- Легендарный греческий герой – хитроумный Одиссей, чтобы не участвовать в походе на Трою, переоделся в женскую одежду, но был разоблачен. Один торговец привез на остров, где жил Одиссей, украшения и оружие. Девушки стали разглядывать украшения, а переодетый Одиссей – оружие.
- К каким вещам и предметам с детства проявляют интерес мальчики и девочки? Почему?
- Сформулируйте правила воспитания мальчиков и девочек в современном обществе.
- За что нам нравятся девочки?
- За что нам нравятся мальчики?
- Как я дома помогаю
- Кто я в семье?
- Назовите благородные поступки в отношении девочек, в отношении мальчиков
Домашнее задание.
- № 13-14, понятия, характеристика гендера
- Творческое задание: представьте, что вам необходимо подготовить выставку «Роль женщины и мужчины в обществе». Какие сюжеты вы выберете? Опишите их, сделайте коллаж или нарисуйте.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Гендер Различия в поведении мальчиков и девочек. Презентация учителя истории и обществознания Табашниковой Ю.В. МБОУ гимназия №10. г.Челябинск
Почему все дети такие разные? Наверное, потому, что они делятся на … мальчиков и девочек.
Пол человека Физический Пол - биологическая принадлежность, комплекс поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку. Социальный Пол - психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Продолжите фразу: Традиционно мужчина – это… Традиционно женщина – это…
Понятие « Гендер » Гендер – социальный пол (мужской или женский), который связан с особенностями жизнедеятельности мужчины и женщины в обществе. Настоящий Мужчина – какой он? Настоящая Женщина – какая она? Какие качества должны быть присущи мужчине и женщине?
Стремление помочь Нежность Ласковость Мужественность Застенчивость Смелость Находчивость Отзывчивость Забота Решительность Стеснительность Красота
Гендерные роли Модели поведения, характерные для мужчин и женщин, а также те ожидания, которые предъявляют окружающие к людям, выполняющим эти роли.
Девочки Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из платочков И клубочков, Из загадок И мармеладок Сделаны наши девчонки!
Проявление гендерных ролей. Женщина. Какие роли женщины отражены на картине А.Васнецова?
Современная женщина
Мальчики Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок И картинок, Из стекляшек И промокашек Сделаны наши мальчишки!
Современный мужчина…
Несоответствие гендерных ролей
Несоответствие гендерных ролей
Различия в поведении мальчиков и девочек Ученые давно спорят: мужчиной и женщиной рождаются или становятся? Докажите, что различия в поведении мальчиков и девочек связаны с их природными различиями и воспитанием?
Гендерная социализация Воспитание девочек и мальчиков для выполнения предписанных им мужских и женских социальных ролей
Задание. Составьте список наиболее распространенных игр для: Мальчик 1. 2. 3. 4. 5. Девочек 1. 2. 3. 4. 5.
Работа с текстом Легендарный греческий герой – хитроумный Одиссей, чтобы не участвовать в походе на Трою, переоделся в женскую одежду, но был разоблачен. Один торговец привез на остров, где жил Одиссей, украшения и оружие. Девушки стали разглядывать украшения, а переодетый Одиссей – оружие. К каким вещам и предметам с детства проявляют интерес мальчики и девочки? Почему?
Задание Сформулируйте правила воспитания мальчиков и девочек в современном обществе.
За что нам нравятся девочки? За что нам нравятся мальчики? Как я дома помогаю Кто я в семье? Назовите благородные поступки в отношении девочек, в отношении мальчиков
Домашнее задание. № 13-14, понятия, характеристика гендера Творческое задание: представьте, что вам необходимо подготовить выставку «Роль женщины и мужчины в обществе». Какие сюжеты вы выберете? Опишите их, сделайте коллаж или нарисуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности воспитания мальчиков и девочек
Задача семьи - воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. У родителей как воспитателей ничего не получитс...
Правильные ли у вас представления о воспитании мальчиков и девочек
Данный тест раскрывает некоторые наши предрассудки в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель может с его помощью проверить, насколько его представления о воспитании верны....
Слайд 2
Что означает понятие "гендер"?
- "Гендер" - это "не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности". "Социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин" (Энтони Гидденс)
- Наш гендер – это поведение и роли, которым мы научаемся как женщины и мужчины (чтобы быть/реализовать себя как мужчина или женщина в конкретном обществе) !!!Социальное/конструируемое.
Слайд 3
Пол и гендер
- Гендер (социальных, культурных, психологических особенностях позиций женщин и мужчин)
- Пол (физические, физиологические, биологические различия между мужчинами и женщинами).
- "Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обуславливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе.
- Традиционное разведение ролей на "мужские" и "женские", которое принято считать "естественным", обусловленным природными задатками, является результатом определенного типа социализации, воспитания, обучения.
Слайд 4
Патриархат
- Что такое патриархат? (господство мужчин над женщинами).
- Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство (субъект властных отношений).
- Женщине - дом, но и в доме - она - существо подчиненное (объект его власти).
- Что такое эмансипация? Автономное действие субъекта, направленное на его собственное освобождение.
- Принцип взаимодополняемости, в принцип взаимозаменяемости.
Слайд 5
Когда и как возникает вопрос о правах женщин?
- О правах человека, о равенстве всех людей перед законом начинаются и перемены во взглядах на назначение женщин, в оценке их роли в обществе, наконец, в их статусе, который при традиционном порядке держится на их функции продолжательниц рода.
- Женщины отвоевывали три группы прав - политические (гражданские, буржуазные революции), социально-экономические(пром.рев), репродуктивные права (культ.рев).
Слайд 6
Что такое феминизм? (философия или идеология женского равноправия)
- Идея гражданского равноправия женщин и мужчин, назвали "феминизмом".
- "Декларация прав женщины и гражданки".
- "Общество революционных республиканок«-движения за распространение на женщин права голоса, то есть права избирать и быть избранными в структуры власти - суффражизма (от англ. suffrage - голосование).
Слайд 7
Марксисты и "женский вопрос"
- Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Карл Маркс
- (Положение женщин-наемных тружениц есть положение классовое - класс пролетариев; уничтожение любых форм эксплуатации и угнетения - общая цель пролетариев и женщин)
Слайд 8
Гендерное равенство: понятие и категории
- Гендерное равенство/ равенство полов (эгалитарность) предполагает, что женщины и мужчины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам.
- Власть (политическая, экомическая, культурно-символическая)/ресурсы производства/воспроизводства, распределения, контроля.
Слайд 9
Гендерное равенство: концепции и этапы развития
- Равенство и равенство прав женщин и мужчин
- Равенство прав, различий и возможностей женщин и мужчин
- Равенство прав, различий, возможностей, результатов, самоценности и самоидентификации женщин и мужчин
Слайд 10
Гендерная политика в современном Кыргызстане: нормативно-правовая база
- Международный обязательства
- 1995, Пекин - Четвертая всемирная конференция по положению женщин. Присоединение к Пекинской платформе действий
- 1996 – ратификация Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Слайд 11
- Национальный план действий по улучшению положения женщин (1999)
- Указ Президента КР «О дальнейшем совершенствовании кадровой политики по привлечению женщин-лидеров к государственному управлению». 2002
- Закон об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства (2003)
- Закон о социально –правовой защите от домашнего насилия (2003)
- Указ Президента КР «О мерах по совершенствованию гендерной политики» 2006
Слайд 12
Практика реализации гендерной политики
Практика реализации гендерной политики: женщины и мужчины в составе кандидатов и депутатов парламентского уровня.
Кто кандидатки и кандидаты?
Женщины с высшим образованием, средний возраст 45-55 л.:
- руководители государственных структур
- руководители бизнеса
- лидеры НПО и СМИ,
Мужчины с высшим и средним образованием/возрастные особенности - молодые мужчины до 35 лет:
- руководители бизнеса
- временно не работающие/безработные
- руководители государственных структур.
Слайд 13
Практика реализации гендерной политики: репертуар политической активности женщин в ходе избирательной кампании 2004-2005 гг.
- Более 50% агитаторов и в женских, и мужских предвыборных кампаниях кампаниях
- Руководители предвыборных штабов мужчин-кандидатов
- 50% состава членов избирательных комиссий и местных независимых наблюдателей
- Активисты/лидеры народного сопротивления
Слайд 14
- несоответствие между тем, что декларировалось на всех уровнях, включая «высокую» политику в отношении женщин и тем реальным положением, в котором оказались женщины-кандидатки.
- несоответствие между необходимостью нести ожидаемый образ «чистой» женщины и рациональной необходимостью использовать «грязные», «неженственные» методы ведения предвыборной кампании.
Слайд 15
Женщины и выборы: в ловушке двойных стандартов
- несоответствие поведения мужчин-оппонентов тем культурным образцам, которые обычно приписываются мужчинам и ожидаются со стороны женщин
- несоответствие между силой общественного ожидания от женщин-кандидаток следованию образам «безупречной матери» и унижающим отношением со стороны общества и государства к традиционным частной и семейной сферам «женского» влияния, как второстепенным и «мелким»
Слайд 16
Гендерная концепция в Кыргызстане: нарушения смыслообразования
- Этнонационализм и «остатки» советских политических традиций вместо гражданства
- Семейно-родовые связи вместо профессионализма
- «Гендерная политика» как площадка для приручения и использования женского ресурса
- Ориентированность женских НПО на социальную сферу вместо политического участия/формирования субъективности
- Женские практики «ужасного совершенства» и подчинения вместо деконструкции патриархатной системы властных отношений
Слайд 17
Что принимать во внимание?: приметы социо-культурного контекста в регионе:
- социальная некомпетентность населения
- управленческая некомпетентность элит
- разрушение городского культурного слоя и рурализация/архаизация социальных отношений
- усиление партриахальных ценностей и патриархального уклада жизни
- влияние идеологий религиозного толка
- информационное пространство: мифотворчество, разрушение меры
Слайд 19
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятую ООН в 1979 г.
- включить принцип равноправия мужчин и женщин в Конституции и другие законодательные акты и добиваться его практической реализации;
- в случае необходимости использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин;
- принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин;
- обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими, и политическими правами.
Посмотреть все слайды
Цель занятий: знакомство с понятием гендера, различиями между полом и гендером, распространенными гендерными стереотипами, проблемами гендерной социализации, гендерной стратификации
План лекции:
1. Гендер как социологическая категория.
2. Различия между полом и гендером.
3. Основные подходы к изучению гендера.
4. Тенденции к достижению гендерного равенства.
ГЕНДЕР
Социальное значение, придаваемое биологическим различиям между мужчинами и женщинами, а также это социально сконструированные отношения между ними
Признаки гендера:
Социально сконструированный
Приобретенный
Меняется во времени, в отличие от пола
Иерархический (различный контроль над властью)
Исторически определенный
Имеет культурную специфику
Различается в разных культурах и поколениях
Относительный
ПОЛ И ГЕНДЕР:РАЗЛИЧИЯ
Пол (биологический):
◦ Естественный
◦ Мужчина, женщина
◦ Врожденный
◦ Мужчины и женщины внутри рода Гомо Сапиенс идентичны независимо от социального уклада, культуры, традиций конкретного общества
◦ Неизменный, постоянный
◦ Генетические особенности, половые железы, формы тела и анатомия мозга являются характеристиками биологического пола
◦ Операции по смена пола на способны изменить врожденный пол целиком – генетический статус организма остается прежним, изменяется пол паспортный, психологический, гормональный
ПОЛ И ГЕНДЕР:РАЗЛИЧИЯ
Гендер (социальный пол):
◦ Социально сконструированный
◦ Понятия «мужественный», «женственный» характеризуют социальные качества личностей. Причем первое имеет позитивный смысл в отношении и мужчин, и женщин, а второе – позитивно в отношении женщин и негативно в отношении мужчин
◦ Приобретенный
◦ Проявляется в определенных качествах мужчин и женщин, в поведении, социальных ролях и обязанностях. Мужчины и женщины различаются внутри пола в зависимости от расы, этноса, возраста, социального класса, религии, сексуальной ориентации, родительских функций и др.
◦ Изменчивый
◦ В разных культурах при переходе из одной среды в другую гендер меняется. Меняется он и в процессе истории
Основные подходы к пониманию гендера
Гендер как социальный конструкт: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся» Симона де Бовуар
70% бедных людей планеты – женщины, 2\3 неграмотных, 14% - управленческие и административные должности, 10% мест в парламенте, 6% мест в правительстве
Работают дольше, получают меньше
Гендер как культурный символ:
Мужское начало (маскулинность): Бог, творчество, свет, сила, активность, рациональность, доминирование
Женское начало (феминность): природа, пустота, тьма, слабость, пассивность, хаос, подчинение
Гендерные стереотипы
Мужчины (мальчики):
Играют в машинки,
Активные, сильные, агрессивные,
Сдержанные (стыдно плакать),
Главное в жизни – работа,
Кормилец, добытчик,
Доминирующая роль
Женщины (девочки):
Играют в куклы,
Пассивные, слабые, милосердные,
Эмоциональные (не стыдно плакать),
Главное в жизни – дом, семья,
Хозяйка, мать,
Подчиненная роль
Различия между полами
В среднем мужчины на 10% выше, на 20% тяжелее, на 30% сильнее
Средняя продолжительность жизни мужчин равна 74,1 г., женщин – 79,5
В подростковом возрасте для юношей характерно высокое развитие математических способностей, для девушек – вербальных навыков,
Мировые рекорды в марафоне среди женщин (установлен в 2001 г) и мужчин (1999 г) различаются на 13 минут
Уровень интеллекта у мужчин и женщин одинаков,
Гендер с глобальной точки зрения
Кибуци в Израиле: с\х коммуны – пол не имеет значения, достижение равенства, мальчики и девочки воспитываются одинаково, работают сообща,
Исследование М.Мид: племена Новой Гвинеи
Исследование Дж.Мердока: 200 примитивных сообществ – глобальное сходство в определениях фемининности и маскулинности; охота и война – удел мужчины, работа по дому – удел женщин; земледелие – оба пола
В результате индустриализации мышечная сила оказывается не настолько важной, больше возможностей перед людьми, гендерные различия менее сильные
Патриархатная парадигма=содержание гендерных отношений
Неравномерное распределение домашней работы,
Воспитательная функция детей ограничивается материнством,
В структуре иерархической лестницы женщины не допускаются к верховной власти – феномен «стеклянного потолка»,
Манипулирование в распределении мест на рынке труда, оправдываемое необходимостью возврата женщины к семейному очагу,
Ограниченные возможности для девушек в получении образования,
Ортодоксальный подход религии в понимании иерархического взаимодействия полов: женщина должна во всем подчиняться мужчине,
Повседневный сексизм – система и практика дискриминации личности по признаку пола. Система установок, оправдывающих социальное неравенство женщин ссылками на врожденные пороки женской природы.
Институциональный сексизм – часть экономики, когда женщины занимают низкооплачиваемые должности.