Текст сочинения:
Свое отношение к революции и ко всему тому, что за ней последовало, Блок выразил в поэме Двенадцать, написанной в 1918 г. Это было страшное время: позади приход к власти большевиков, четыре года войны, разруха, убийства. Люди, принадлежавшие к круп7 интеллигенции, к которому относился и Блок, воспринимали происходящее как национальную трагедию. И на этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, в которой поэҭ, еще совсем недавно писавший проникновенные лирические стихи о России, прямо говориҭ: Пальнем-ка пулей в Святую Русь.
Современники не поняли Блока и посчитали его предателем своей страны. Однако позиция поэта не так однозначна, как может показаться на первый взгляд, и, более внимательное прочтение поэмы это доказывает.
Сам Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение полиҭических мотивов в поэме Двенадцать, поэма более символична, чем кажется. В центр поэмы Блок ставиҭ вьюгу, которая и является олицетворением революции. В разгуле этой вьюги, снега и ветра поэҭ слышиҭ музыку революции, которая для него противопоставлена самому страшному обывательскому покою и уюҭу. В этой музыке он видиҭ возможность возрождения России, перехода на новый виток развиҭия. Блок не отрицает и не одобряет бунҭ голытьбы разбои, кипение темных страстей, вседозволенность и анархию, которые воцарились в России. Во всем этом страшном и жестоком настоящем Блоку видиҭся очищение России. Россия должна миновать это время, погрузившись на самое дно, в ад, в преисподнюю, и только после этого она вознесется к небу.
То, что Блок видиҭ в революции переход от тьмы к свету, доказывает само название поэмы. Двенадцать это час перехода из одного дня в другой, час, который издавна считался самым мистическим и таинственным из всех. Оҭ того, что происходило в тот моменҭ в России, тоже, по мнению Блока, веяло некой мистикой, словно кто-то неведомый и всемогущий в полночный час принялся за колдовство.
С эҭим же мотивом связан и самый загадочный образ поэмы образ Христа, идущего впереди отряда красноармейцев. Литературоведы предлагаюҭ много трактовок этого образа. Но мне кажется, что Исус Христос у Блока олицетворяет будущее России, светлое и одухотворенное. На это указывает порядок, в котором идуҭ в конце поэмы герои. Сзади всех плетется шелудивый пес, в образе которого легко угадывается самодержавное и темное прошлое России, впереди него шагает отряд красноармейцев, олицетворяющих революционное настоящее страны, а возглавляет это шествие в белом венчике из роз Исус Христос, образ, воплощающий светлое будущее, ожидающее Россию, когда она поднимется из того ада, в котором оказалась.
Существуюҭ и другие интерпретации этого образа. Некоторые литературоведы считаюҭ, что Исус Христос (такая версия появилась в связи с тем, что в имени Иисуса у Блока не хватает одной буквы, и назвать это случайностью или необходимостью стиха нельзя) это Анҭихрист, возглавляющий отряд красноармейцев, а значиҭ, и всю революцию. Такая трактовка также согласуется с позицией Блока относительно революции как переходного периода к царству Божьему.
Поэма Двенадцать до сих пор вызывает множество споров среди криҭиков и читателей. По-разному объясняюҭся сюжет поэмы, ее образы. Однако одно не оставляет никаких сомнений. В моменҭ ее написания Блок относился к революции как к необходимому злу, которое поможет вывести Россию на истинный путь, возродить ее. Потом его взгляды изменятся, но в этот моменҭ Блок вериҭ в революцию, как больной вериҭ в операцию, которая, причинив боль, тем не менее спасет от смерҭи.
Права на сочинение "Оҭношение к революции автора поэмы Двенадцать" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на
Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»
I. Отношение Александра Блока к революции.
II. Изображение революции в поэме. Своеобразие блоковского видения революционных событий.
1. Вселенский размах революционной стихии (символы стихии).
2. Образ времени в поэме:
а) приметы времени в поэме (город, революционный разгул, отряд красноармейцев, плакат «Вся власть учредительному собранию!» — напоминание о разгоне собрания, голод, разруха и др.);
б) герои времени (образ 12 красноармейцев);
в) разрушение старого мира (символика старого мира);
г) мотив пути к будущему, загадка финала.
3. Человек и товарищ в изображении А. Блока. Драма Петрухи.
4. Смысловые и ритмические контрасты поэмы как отражение противоречий времени в символистической поэме.
III. Неоднозначная оценка поэмы в критике.
Отношение Александра Блока к революции
Для Блока в русской революции слышался голос нового мира, создаваемого на его глазах, но поэт никогда не идеализировал революцию. В статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Что же вы думали, что революция идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своём пути? Что народ паинька?.. И, наконец, так бескровно и так безболезненно разрешится вековая распря между белой и чёрной кровью? Между образованными и необразованными, между интеллигенцией и народом?» Блок призывал осознать «грехи отцов» и всем телом, всем сердцем, всем сознанием «слушать ту великую музыку будущего, звуками которого наполнен воздух». Сам поэт, которому удалось зафиксировать возрастающий, «страшный шум» происходящего записал в своем дневнике после окончания поэмы 28 января 1918 года: «Сегодня я — гений».
Блок предчувствовал революцию: «Предчувствую тебя начало \\ великих и тревожных лет» («На поле Куликовом»). В старом мире помимо его жестокости поэт видел нарастание народной стихии. И революция - это воплощение стихии. Азиатское начало (стихийное, необузданное, варварское: «Да, скифы - мы! \\ Да, азиаты мы!) больше не может сдерживаться, потому что «срок настал». В столкновении народной стихии с европейской цивилизацией должна родиться новая Россия - «третья правда».
Революция была воспринята поэтом как желанная буря. Он принял её, работал в различных литературно-театральных комиссиях, был председателем управления Большого драматического театра и Петроградского управления Всероссийского союза поэтов. Но творческая работа в это время почти прекратилась.7 августа 1921 года Блок скончался от смертельной болезни, особенно остро протекавшей в связи с глубокой депрессией, вызванной трагическим разладом с окружающей действительностью. Место творчеству в разгуле стихии не было. А Блок был поэтом.
Символика поэмы.
Символический пейзаж . Символы революции.
Символические мотивы . Ключевыми символическими мотивами являются ветер, вьюга, метель - символы социальных катаклизмов, потрясений. (слово «ветер» в поэме встречается 10 раз, «вьюга» — 6, «снег», «снежный» — 11.)
«Революции приходят опоясанные бурями». За метелью поэт хочет услышать музыку революции.
Чёрный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всём божьем свете!
Космичность пейзажа. Стихия ветра - стихия революции приобретает вселенские масштабы. Маленькая фигурка человека изображена на вселенском ветру. Человек, не красноармеец, а просто человек не может устоять на ногах от ударов ветра, ему некуда укрыться от всепроникающего ветра революции.
Ветер властвует над миром, одних он сбивает с ног, а другим кажется весёлым. («ветер хлёсткий», «ветер веселый», «гуляет ветер»)
10 гл.
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой вьюга, ой вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре шага
11 гл.
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролёт…
Вперёд, вперёд,
Рабочий народ!
12 гл .
Вдаль идут державным шагом…
— Кто ещё там? Выходи! -
Это ветер с красным флагом
Разыгрался впереди…
В последних главах поэмы снова предстаёт символический пейзаж с образами вьюги и ветра. Через вьюгу идут 12 красноармейцев, символизирующих движение России через революцию в будущее. Но будущее во тьме. Над попыткой приблизиться к нему, докричаться до того, «кто там», «вьюга долгим смехом заливается в снегах». «Впереди у двенадцати — ветер, «сугроб холодный», неизвестность и путь «вдаль» под красным флагом, а в авторской оценке «кровавым флагом».
Стихия революции у Блока рушит мир, однако после неё так и не рождается «третья правда» (новая Россия). Впереди кроме Христа никого нет. И хотя двенадцать отрекаются от Христа, он не покидает их.
Символика цвета . «Черный вечер,\\ Белый снег». Символический пейзаж исполнен в чёрно-белой контрастной манере. Два противоположных света обозначают раскол, разделение.
Чёрное и белое - символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Тьма и свет, добро и зло, старое и новое. Понимая и принимая обновление, «белую» сущность революции, Блок в то же время видел кровь, грязь, преступление, т.е. её чёрную оболочку.
«Чёрное небо», «чёрная злоба», и «белый снег». Затем появляется красный цвет: «В очи бьётся красный флаг», «мировой пожар раздуем», красногвардейцы. Красный цвет - цвет крови. В финале красный цвет соединяется с белым:
Впереди с кровавым флагом,
В белом венчике из роз,
Впереди - Исус Христос
Возможно такое объяснение: при столкновении чёрного и белого - кровопролитие, через него - путь к светлому.
Символика времени . В поэме представлено прошлое - старый мир и борьба прошлого с настоящим и путь в будущее.
Настоящее России символизирует отряд красноармейцев, идущих через вьюгу державным шагом. Символическим оказывается образ перекрёстка. Это рубеж эпох, перекрёсток исторических судеб. Россия на распутье.
Старый мир представлен также символично. Образы старого мира - стоящий на перекрёстке буржуй, «паршивый пёс».
В 9 главе образ буржуя, пса и старого мира увязываются между собой.
Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
В 12 главе этот образ-символ появляется снова. Старый мир не остался позади, он «ковыляет» за событиями:
Впереди - сугроб холодный,
Кто в сугробе - выходи!.. -
Только нищий пёс голодный
Ковыляет позади…
Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком поколочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
Провались - поколочу
Он, этот старый мир внутри нового человека. От него освободиться нельзя, он не отстаёт. От этого ещё пристальнее вглядываются двенадцать в будущее, вопрошая, призывая, почти заклиная его:
«Кто ещё там? Выходи!»,
«Кто в сугробе - выходи!»,
«Эй откликнись, кто идёт»,
«Кто там машет красным флагом?».
Убийство Катьки - реальное, но и символическое действие. Этим убийством Пётр стремится уничтожить в себе дух старого мира. Но это ему сначала не удаётся, а затем он снова «повеселел» и наравне со всеми готов к насилию и грабежу, якобы ради революции и уничтожения старого мира.
Будущее - связано с революционными событиями, кровавым путём через вьюгу и с образом Христа. Хотя будущее во тьме, оно неясно: «Приглядись- ка, эка тьма!». Появление в финале образа-символа Христа, символа высокой нравственности, во многом неоправданно, но, видимо, связано с надеждой автора на нравственное возрождение России.
Символика числа. Символично название поэмы.
12 человек в отряде, 12 глав в поэме, 12 - священное число высшей точки света и тьмы (полдень и полночь). 12 — число апостолов Христа, апостолы революции.
Блок использует религиозно-философские символы христианской традиции. 12 красноармейцев соотнесены с двенадцатью апостолами христа. Одного из них зовут Пётр, другого Андрей, в честь Андрея Первозванного, который традиционно считается покровителем Руси. Но христианская символика представлена здесь в перевёрнутом (карнавализованном) виде. Евангельскому сюжету об отречении Петра от Христа в поэме соответствует обратная ситуация. Петька в какой-то момент взывает к Христу как бы случайно («Ох, пурга какая, Спасе!»). Но товарищи обращают на это внимание:
-Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Золотой иконостас?!
Если евангельский Пётр впоследствии возвращается к Христу, чтобы стать ревностным апостолом, то Петька после увещеваний товарищей забывает о Боге, и дальше все направляются «вдаль» уже «без имени святого». В чём логика таких изменений религиозных символов? Религиозные миры старого мира утратили свою спасительную силу и появление Христа в заключительной главе поэмы можно понимать как последнее шествие старого мира. Но эта лишь одна из версий объяснения образа Христа.
Различные трактовки образа Христа.
1. Христос воплощает самые высокие идеалы старой культуры. Это положительный полюс. Отрицательный полюс этой культуры символизирует пёс.
2. Христос - высшее оправдание революции.
3. Христос - враг для красноармейцев, ведь они стреляют по нему. Они нацелены на невидимого Христа, мелькающего впереди с кровавым флагом, который становится в поэме новым его крестом, символом его теперешних распятий. (М.Волошин)
4. красноармейцев возглавляет не настоящий Христос, а антихрист.
5. Христос - символ нравственности народа, он должен привести Россию через кровь, трагедию к возрождению.
6. Христос, воплотивший в себе идеал добра и справедливости, как бы приподнят над бытом, над событиями. Герои тоскуют о нём. Хотя и подавляют эту тоску. Он воплощение гармонии и простоты, о которых подсознательно тоскуют герои.
7. Христос как бы ставит перед героями вопрос об ответственности за их деяния.
Кем только ни был Александр Александрович Блок - поэтом, писателем, публицистом, драматургом, переводчиком, литературным критиком. Кроме этого, А. А. Блок - один из классиков русской литературы двадцатого столетия. Немыслим русский символизм без этого автора. Он внес огромнейший вклад в его развитие и является одним из крупнейших его представителей. А. А. Блок жил в непростые исторические времена, которые были богатыми на события. Одним из них стала Октябрьская революция. Отношение Блока к революции нельзя назначь однозначным, о чем и пойдет речь в этой статье.
Историческая справка - Октябрьская революция
Октябрьская революция не возникла ниоткуда, у нее были свои причины. Люди того времени устали от военных действий, полнейший развал грозил промышленности и сельскому хозяйству, крестьяне все больше нищали с каждым днем при отсутствии решения по аграрному вопросу. Проведение социальных и экономических реформ постоянно оттягивалось, в стране возник финансовый кризис катастрофического характера. Вследствие указанного в начале июля 1917 Петроград сотрясают народные волнения, которые требуют свергнуть Временное правительство. Власть издает указ подавить мирную демонстрацию с применением оружия. Проносится волна арестов, повсюду начинаются смертные казни. В этот момент буржуазия побеждает. Но в августе революционеры отыгрывают свои позиции.
Большевики с июля проводили большую агитацию среди трудящихся и военных. И это принесло свои результаты. В сознании народа укоренилась установка: большевистская партия - это единственный элемент политической системы, который по-настоящему стоит на защите трудящихся. В сентябре большевики получают больше половины голосов на выборах в думы районов. Буржузия терпит крах, так как не имела массовой поддержки. Владимиром Ильичом Лениным начинается разработка плана вооруженного восстания с целью завоевать власть для Советов. 24 октября началось восстание, верные правительству вооруженные части оказались сразу же изолированными от него. 25 октября в Петрограде происходит успешный для большевиков захват мостов, телеграфа, правительственных учреждений. 26 октября оказывается захваченным Зимний дворец, и происходит арест членов Временного правительства. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на две большие стороны - капиталистическую и социалистическую.
Переломное время, тяжелые и глобальные перемены
20 век был сложным периодом в российской истории. Октябрьская революция 1917 года сотрясла общество. Это историческое событие не оставило равнодушным никого. Одной из общественных групп, которые откликнулись на произошедшее, была В 1918 году была написана знаменитая поэма "Двенадцать" Александром Александровичем Блоком.
Отношение к Революции 1917 года автора обсуждается уже многими поколениями, и каждый раз появляются все новые и новые интерпретации его позиции. Никто не может сказать, что А. А. Блок придерживался конкретной стороны (скажем максимально просто: "Благом ли для страны стало восстание?"). Давайте разберемся, в чем противоречивость отношения Блока к революции.
Краткий сюжет поэмы "Двенадцать"
Для тех, кто плохо учился в школе, напомним кратко сюжет поэмы. В первой главе представлена завязка действия. Автор описывает зимние снежные улицы Петрограда, охваченные революцией (зима 1917-1918 годов). Портреты прохожих поражают краткостью, но образностью. По улицам Петрограда идет отряд патруля, состоящий из двенадцати человек. Революционеры обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, который бросил революцию ради пьянок и сошелся с бывшей девушкой легкого поведения Катькой. Кроме разговора про товарища, патрульные поют песню про службу в Красной армии.
Внезапно патруль сталкивается с повозкой, в которой ехали Ванька и Катька. Революционеры нападают на них, извозчик смог спастись, а Катя была убита выстрелом одного из патрульных. Убивший ее сожалеет о случившемся, но остальные его осуждают за это. Патруль двигается дальше по улице, и к ним пристраивается бродячий пес, которого отгоняли штыками. После этого революционеры увидели перед собой смутные очертания фигуры - перед ними шел Иисус Христос.
Не только "Двенадцать"
В тот период времени, когда Блок создавал поэму "Двенадцать", он параллельно работал над поэмой "Скифы" и статьей "Интеллигенция и революция". Отношение Блока к Октябрьской революции в этих трудах было весьма однозначно. Он призывал всех полностью слушать и слышать Революцию.
Восторг - вот что изначально испытывал автор по отношению к произошедшему. Блоку виделись великие перемены, которые должны были в будущем привести Россию к времени расцвета и по-настоящему лучшей жизни. Однако отношение Блока к Революции со временем стало меняться. Ведь иногда надеждам не суждено оправдаться.
Ветер перемен. Новое отношение Блока к революции
В поэме "Двенадцать" автором происходит переосмысление истории. Отсутствует былая восторженность и восхваление. Объективность по отношению к происходящему - вот что выходит на первый план при определении отношения Блока к Революции. Исторические события начинают восприниматься как стихийные явления. Он сравнивает их с бурей, метелью, которые в своем движении и действии не имеют какой-либо определенной цели и направления.
Каково отношение Блока к революции теперь? Из символа новой лучшей жизни она трансформируется в природную волю и неизбежность. Все, что копилось годами, недовольства и претензии, в один момент вырвались на свободу и начали уничтожать все, что стояло на пути. Это причина, по которой в начале поэмы при описании зимних улиц ветер срывает буржуазные плакаты.
Мир, который гибнет
Символизм Блока, олицетворением которого он стал, присутствует и в этой поэме. Предсоветский мир погибает - его представляет "барыня в каркуле", "буржуй" и др., которые чувствуют себя некомфортно под революционным ветром.
Барыня поскальзывается, а буржуй прячет нос в воротник, чтобы согреться. При этом Блок подразумевает не гибель всей большой страны, а именно уход старого уклада жизни.
Контрастные цвета произошедших событий
Природный контраст черного вечера и белого снега переносится и на людей. Их эмоции окрашены в два контрастирующих цвета: злоба делится на черную и святую. Отношение Блока к Революции в поэме "Двенадцать" становится противоречивым, потому что он понимает очевидность того, что революционные благие цели зачастую достигаются насильственным и угнетающим путем.
Везде устанавливается царство грабежей, насилия, убийств и безнравственности. Но при этом через все произведение проносится мысль о том, есть ли все-таки хоть капля надежды на созидательную силу революции.
Двенадцать красногвардейцев
Главным выражением отношения Блока к революции в поэме "12" является образ патрульных. Предназначение патруля - это установить порядок. Однако сами красногвардейцы являются неуправляемыми, как буря или ветер. Они поступают совершенно непредсказуемо, их поступки нельзя предугадать, а эмоции и чувства неизвестны. В этом заключается трагичность ситуации.
Кроме того, внешнее выражение образа патрульных не соотносится с новой лучшей жизнью. Они больше похожи на заключенных - помятые фуражки, в зубах самокрутки. С другой стороны, для поэта патрульные - это простые русские, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради Революции, но конкретно ради какой цели - это остается неясным.
Вопросы нравственности и святости
Революционеры верили в создание нового мира, но какого? Отношение Блока к Революции и новому миру пугает. Во вновь созданном государстве люди грабят, занимаются мародерством, приносят смерть не только виновным, но и совершенно ни в чем не виноватым людям. Это символизирует смерть Катьки, убитой в стихийном порыве патрульного, который поддался вспышке минутных бурных эмоций. Блок не может не подчеркнуть трагизм смерти Кати, так как убивают блоковскую женщину. Святость и грешность в поэме соединяются воедино. В ходе всего повествования патрульные постоянно ведут разговоры об отречении от Христа. Для русского человека всегда было характерно "святое", символ нравственности и душевной чистоты. Но несмотря на все, полностью отречься от Христа гвардейцам не удается. В конце поэмы они все равно с ним встречаются, при этом патрульные ждали врага, а появился святой образ. Важность образа Христа состоит в том, что ступает он нежной поступью. Что равняется тому, как он пришел две тысячи лет назад для спасения душ человеческих. Одно из положений отношения Блока к революции состоит в том, что он понимал и принимал неизбежность происходящего вокруг, но при этом так и не смирился с безнравственными и бесчеловечными революционными методами.
В заключение
Рассматривая двадцатый век, его события и интеллигенцию, которая жила в это время, можно заметить, как она эмоционально и глубоко реагировала на происходящие исторические события. А. А. Блок реагировал на революционные действия одним из первых, и при этом его реакция была сложной и загадочной. В поэме "Двенадцать" эта проблема достигает своего пика. С одной стороны, то, что завершает поэму образ Христа, который несет флаг, дает читателю понять, что революция может быть положительным явлением. Но с другой стороны, сцена убийства девушки сопровождается настоящей и искренней жалостью и состраданием. Катя является образом старого, уходящего мира. Это ведет читателя к тому, что переосмысление Блоком революции становится менее логическим, в нем больше мистического характера. Из исторического события для Блока революция становилась процессом перехода общества в новое, совершенно другое состояние, которое способно привести к перерождению человеческой личности. Столкновение между двумя мирами должно куда-нибудь привести человечество.
Отношение Блока к революции – сложный комплекс мыслей и чувств, надежд и тревог. Из биографии поэта вы знаете, что он – один из немногих среди русской интеллигенции – принял революцию и встал на сторону большевиков. О своем настроении поэт искренне пишет в стихотворном послании «З. Гиппиус»:
Страшно, сладко, неизбежно, надо
Мне – бросаться в многопенный вал...
Мысли о революции и судьбе человека в эпоху колоссальных свершений Блок выражает в статье «Интеллигенция и Революция», в поэмах «Скифы» и «Двенадцать».
Сделаем попытку осознать мироощущение Блока через его вершинное произведение – «Двенадцать». Поэма написана в январе 1918 года. Первая запись автора о ней сделана 8 января. 29 января Блок записывает: «Сегодня я – гений». Это – единственная во всей творческой судьбе поэта самохарактеристика такого рода.
Поэма получает широкую известность. 3 марта 1918 года она была напечатана в газете «Знамя труда», в апреле – вместе со статьей о ней критика Иванова-Разумника «Испытание в грозе и буре» – в журнале «Наш путь». В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» выходит отдельной брошюрой.
Сам Блок вслух не читал «Двенадцать» никогда. Однако в 1918– 1920 гг. на петроградских литературных вечерах поэму не раз читала Л. Д. Блок, жена поэта, профессиональная актриса.
Появление поэмы вызвало бурю разноречивых толкований. Ее решительно и окончательно не приняли многие современники Блока, даже бывшие близкие друзья и соратники. В числе непримиримых противников «Двенадцати» оказались З. Гиппиус, Н. Гумилев, И. Бунин. С восторгом приняли поэму Иванов-Разумник, В. Мейерхольд, С. Есенин. Блоку был передан одобрительный отзыв А. Луначарского.
Самой сложной, тонкой, содержательной оказалась реакция тех, кто, не принимая «злободневный смысл» «Двенадцати», увидел блеск, глубину, трагизм, поэтическую новизну, высокую противоречивость поэмы. Так оценили «Двенадцать» М. Волошин, Н. Бердяев, Г. Адамович, О. Мандельштам и другие.
Послушайте, как выразил свои впечатления М. Волошин:
Поэма «Двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя самому себе, Блок написал глубоко реальную и – что удивительно – лирически объективную вещь. Внутреннее сродство «Двенадцати» со «Снежной Маской» особенно разительно. Это та же Петербургская зимняя ночь, та же Петербургская метель... тот же винный и любовный угар, то же слепое человеческое сердце, потерявшее дорогу среди снежных вихрей, тот же неуловимый образ Распятого, скользящий в снежном пламени... К передаче угарной и тусклой лирики своих героев Блок подошел сквозь напевы и ритмы частушек, уличных и политических песен, площадных слов и ходовых демократических словечек. Музыкальной задачей поэта было: из нарочито пошлых звуков создать утонченно благородную симфонию ритмов.
...В этом появлении Христа в конце вьюжной Петербургской поэмы нет ничего неожиданного. Как всегда у Блока, Он невидимо присутствует и сквозит сквозь наваждения мира, как Прекрасная Дама сквозит в чертах Блудниц и Незнакомок. После первого – «Эх, эх без креста» – Христос уже здесь...
Сейчас ее (поэму) используют как произведение большевистское, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет против большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи.
Блок почувствовал направленность исторического движения и гениально передал это раскрывающееся у него на глазах будущее: состояние душ, настроение, ритмы шествия одних слоев населения и окостенелую обреченность других.
Отношение самого Блока к поэме было довольно сложным. В апреле 1920 г. написана «Записка о «Двенадцати»: «... В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914... Те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы». (Здесь Блок сопоставляет данную поэму с циклами «Снежная Маска» и «Кармен».)
Поэма «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала. Не в защиту, не в прославление «партии переворота» – но в защиту «народной души», оболганной и униженной (с точки зрения Блока), взметнувшейся мятежом, максималистским «все или ничего», стоящей на краю гибели, жестокой кары, – написана поэма. Блок видит и знает происходящее: обстрел Кремля, погромы, ужас самосудов, пожоги усадеб (была сожжена родовая усадьба Блока в Шахматове), разгон Учредительного собрания, убийство в больнице министров Временного правительства Шингарева и Кокошкина. По свидетельству А. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой. Блок в эти «безбытные» недели января 1918 г. считает высшим долгом русского художника, «кающегося дворянина», народолюбца – отдать народу, принести в жертву воле «народной души» даже последнее свое достояние – меру и систему этических ценностей.
Этой жертвенностью, сознанием своей силы, безмерной, нерассуждающей жалостью продиктована поэма. Волошин назовет ее «милосердной представительницей за душу русской разиновщины».
Отношение Блока к революции – сложный комплекс мыслей и чувств, надежд и тревог. Из биографии поэта вы знаете, что он – один из немногих среди русской интеллигенции – принял революцию и встал на сторону большевиков. О своем настроении поэт искренне пишет в стихотворном послании «З. Гиппиус»:
Страшно, сладко, неизбежно, надо
Мне – бросаться в многопенный вал...
Мысли о революции и судьбе человека в эпоху колоссальных свершений Блок выражает в статье «Интеллигенция и Революция», в поэмах «Скифы» и «Двенадцать».
Сделаем попытку осознать мироощущение Блока через его вершинное произведение – «Двенадцать». Поэма написана в январе 1918 года. Первая запись автора о ней сделана 8 января. 29 января Блок записывает: «Сегодня я – гений». Это – единственная во всей творческой судьбе поэта самохарактеристика такого рода.
Поэма получает широкую известность. 3 марта 1918 года она была напечатана в газете «Знамя труда», в апреле – вместе со статьей о ней критика Иванова-Разумника «Испытание в грозе и буре» – в журнале «Наш путь». В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» выходит отдельной брошюрой.
Сам Блок вслух не читал «Двенадцать» никогда. Однако в 1918– 1920 гг. на петроградских литературных вечерах поэму не раз читала Л. Д. Блок, жена поэта, профессиональная актриса.
Появление поэмы вызвало бурю разноречивых толкований. Ее решительно и окончательно не приняли многие современники Блока, даже бывшие близкие друзья и соратники. В числе непримиримых противников «Двенадцати» оказались З. Гиппиус, Н. Гумилев, И. Бунин. С восторгом приняли поэму Иванов-Разумник, В. Мейерхольд, С. Есенин. Блоку был передан одобрительный отзыв А. Луначарского.
Самой сложной, тонкой, содержательной оказалась реакция тех, кто, не принимая «злободневный смысл» «Двенадцати», увидел блеск, глубину, трагизм, поэтическую новизну, высокую противоречивость поэмы. Так оценили «Двенадцать» М. Волошин, Н. Бердяев, Г. Адамович, О. Мандельштам и другие.
Послушайте, как выразил свои впечатления М. Волошин:
Поэма «Двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя самому себе, Блок написал глубоко реальную и – что удивительно – лирически объективную вещь. Внутреннее сродство «Двенадцати» со «Снежной Маской» особенно разительно. Это та же Петербургская зимняя ночь, та же Петербургская метель... тот же винный и любовный угар, то же слепое человеческое сердце, потерявшее дорогу среди снежных вихрей, тот же неуловимый образ Распятого, скользящий в снежном пламени... К передаче угарной и тусклой лирики своих героев Блок подошел сквозь напевы и ритмы частушек, уличных и политических песен, площадных слов и ходовых демократических словечек. Музыкальной задачей поэта было: из нарочито пошлых звуков создать утонченно благородную симфонию ритмов.
...В этом появлении Христа в конце вьюжной Петербургской поэмы нет ничего неожиданного. Как всегда у Блока, Он невидимо присутствует и сквозит сквозь наваждения мира, как Прекрасная Дама сквозит в чертах Блудниц и Незнакомок. После первого – «Эх, эх без креста» – Христос уже здесь...
Сейчас ее (поэму) используют как произведение большевистское, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет против большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи.
Блок почувствовал направленность исторического движения и гениально передал это раскрывающееся у него на глазах будущее: состояние душ, настроение, ритмы шествия одних слоев населения и окостенелую обреченность других.
Отношение самого Блока к поэме было довольно сложным. В апреле 1920 г. написана «Записка о «Двенадцати»: «... В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914... Те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы». (Здесь Блок сопоставляет данную поэму с циклами «Снежная Маска» и «Кармен».)
Поэма «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала. Не в защиту, не в прославление «партии переворота» – но в защиту «народной души», оболганной и униженной (с точки зрения Блока), взметнувшейся мятежом, максималистским «все или ничего», стоящей на краю гибели, жестокой кары, – написана поэма. Блок видит и знает происходящее: обстрел Кремля, погромы, ужас самосудов, пожоги усадеб (была сожжена родовая усадьба Блока в Шахматове), разгон Учредительного собрания, убийство в больнице министров Временного правительства Шингарева и Кокошкина. По свидетельству А. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой. Блок в эти «безбытные» недели января 1918 г. считает высшим долгом русского художника, «кающегося дворянина», народолюбца – отдать народу, принести в жертву воле «народной души» даже последнее свое достояние – меру и систему этических ценностей.
Этой жертвенностью, сознанием своей силы, безмерной, нерассуждающей жалостью продиктована поэма. Волошин назовет ее «милосердной представительницей за душу русской разиновщины».