>Характеристики героев
Характеристики главных героев
Полицейский надзиратель, главный герой рассказа Антона Чехова «Хамелеон». Именно из-за его действий, а точнее из-за его постоянного изменения решения, рассказ назван Хамелеон. Его работа - блюсти порядок в городе, наказывать виновных, быть справедливым.
На примере произошедшего случая, мы видим, что он меняет свои решения в зависимости от того, кто виновен в данном происшествии – обычный человек или большой человек, в данном случае генерал и его брат.
Золотых дел мастер, герой рассказа Антона Чехова «Хамелеон». Вся история, описанная в рассказе, произошла из-за него. По его версии, он шёл и никого не трогал, но вдруг его за палец укусила собачонка. По другой версии, он тыкай ей в морду цигаркой, ради смеха, а она этого не потерпела.
Очумелов, местный полицейский, который случайно оказался рядом вместе с городовым, хотел вступиться за него, и наказать хозяина щенка, но оказалось, что собака принадлежит брату генерала, поэтому...
Елдырин
Городовой, герой рассказа Антона Чехова «Хамелеон».
Щенок
Белая собачонка, породы борзая. Имеет острую мордочку и желтое пятно на спине. Укусил Хрюкина, за то, что тот хотел посмеяться над ним, тыкая цигарку в лицо.
Повар генерала
Именно он смог опознать собаку, которая покусала золотых дел мастера Хрюкина. Он рассказал, что она принадлежит Владимиру Иванычу, брату генерала. В конце рассказа забрал её с собой для хозяина.
Генерал Жигалов
Непосредственно познакомившись с его Хамелеоном. В сюжете данного произведения раскрывается тема хамелеонства, то есть смены красок и отношения к окружающей ситуации в зависимости от того, кто и что находится перед героем. Изучая облик Очумелова, мы видим как надзиратель полиции пытается разобраться в ситуации, где собачонка укусила Хрюкина. Зависимо от своих предположений, кому именно принадлежала собака, надзиратель Очумелов изменял свое отношение как к пострадавшему, которого оправдывал и жалел, думая, что животное дворовое, так и к собаке, где уже обвинял пострадавшего, предполагая, что пес генеральский. Несколько раз герой произведения менял свое решение и в конце все-таки стал на защиту собаки, которая была домашним любимцем генеральского брата. При этом он приказывает отнести собаку хозяину, сообщая, что именно он ее нашел. В итоге хохочущая толпа смеется над Хрюкиным, ведь Очумелов был выше на ступеньку в социальной лестнице. И тут уже видно хамелеонство не только Очумелова, но и всего окружения.
Хамелеон: характеристика Очумелова
Какой перед нами предстает Очумелов в произведении Хамелеон, и какими наделяет его автор? Чехов, создавая Очумелова, наделяет его такими характеристиками, как подхалимство и заискивание перед высшими чинами. Он показывает пренебрежительное отношение к тем, кто ниже него по социальной лестнице. Он жесток и подобен хамелеону, который меняет свою окраску. Так Очумелов, чей облик дополняет речевая характеристика в рассказе, быстро переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству. Характеристика речи Очумелова в Хамелеоне показывает нам, что это необразованный, грубый человек. И его речь грубая и косноязычная. Тон его разговора повелительный, фразы короткие и отрывистые. Как видим, чтобы мы могли лучше увидеть героя, дабы разоблачить его и показать истинное лицо, автор в его речевую характеристику вводит концеляризмы, холопскую речь, просторечия и унизительную лексику. Все это вместе с поведением создают ужасную картину. Картину образа человека, который вообразил себя важной персоной, при этом на самом деле, человек ничего не стоящий. Да и фамилия его кричащая. Она нам также многое рассказывает о человеке где перед нами предстает чумной, глупый, бесшабашный человек, другими словами Очумелов.
В самом неоднозначном, символичном рассказе Антона Павловича Чехова все герои наделены индивидуальными чертами, подчеркнутыми говорящими именами и фамилиями. Универсальные персонажи показывают читателю, насколько часто можно встретить в жизни людей, обладающих аналогичными качествами. Разбор образа и характеристика Хрюкина в «Хамелеоне» поможет школьникам написать грамотное письменное или подготовить устное сочинение для литературного урока.
Читателю автор рассказа подает Хрюкина в «Хамелеоне» как транжиру и пьяницу . В первом же упоминании он предстает в состоянии алкогольного опьянения и жуткого похмелья. Антон Павлович Чехов пытается подать своих героев как неоднозначных людей, наделенных всеми чертами характера, которые можно встретить в каждом человеке. Поэтому одного из главных персонажей также можно назвать меняющей свой окрас при разных обстоятельствах ящерицей.
Актуальность образа Хрюкина в рассказе «Хамелеон» неподвластна времени. Острая тема всего произведения написана на злобу дня.
Неоднозначна и характеристика главной виновницы того, как в рассказе появляется ювелирных дел мастер. Собака, от укуса которой пострадал злополучный пьяница, предстает перед читателями подлой тварью, а иногда чудной собачонкой и нежным зверем.
Несколько сведений о ювелире
Как уже говорилось ранее, Хрюкин - золотых дел мастер, который любит тратить деньги, причем не на полезные вещи, а на выпивку. А также из рассказа читатель узнает о герое иную информацию:
- он любитель поскандалить;
- ему нравится гулять и пить за чужой счет;
- ленивый мужчина;
- ювелир не блещет умом;
- постоянно издевается над животными;
- выпивает предпочтительно в дневное время.
Встретить такого человека можно и сейчас, достаточно обернуться и осмотреться по сторонам. Лживый и лицемерный герой, обидевший бродячую собаку, становится предметом насмешек окружающих, не признающим свою вину перед беззащитным животным. Выставляя себя пострадавшим, он пытается выбить вознаграждение за укус. Но человеку, не имеющему в обществе авторитета и уважения, не удается получить желаемое.
Прочитав текст рассказа, можно составить следующую точную характеристику Хрюкина:
- полупьяный человек в ситцевой крахмальной рубашке и жилетке нараспашку;
- гоняется за собакой, показывая каждому встречному покусанный окровавленный палец;
- простой житель провинциального городка, имеющий свою ювелирную мастерскую;
- вздорный человек нехрупкого телосложения;
- постоянно славится своими проделками, чем известен среди народа, по словам полицейского надзирателя Очумелова;
- нечестный и изворотливый человек, который, подозревая, что его привлекут к ответственности, начинает искать отмазки;
- хвастается своими связями, так как его брат работает жандармом;
- хитрый лицемер, подлизывающийся к Очумелову, говоря тому о справедливости и блистательности ума, чтобы добиться своей цели.
Хрюкин действительно ведет себя как истинный хамелеон. Он меняет поведения, отталкиваясь от обстоятельств и ситуации, собеседника. То он предстает перед читателем воплощением вежливости, то становится настоящим хамом и грубияном.
Причины виновности героя
В рассказе Хрюкин появляется в полупьяном состоянии, когда гонится в неряшливо расстегнутой одежде за собакой по улице. Его палец правой руки поднят демонстративно вверх. Он пытается показать толпе прохожих, как хладнокровно его покусал уличный пес. Главная его цель - не просто наказать виновника появления раны, а получить определенную сумму от владельца собаки в качестве компенсации , ведь ему, возможно, неделю не удастся работать.
Бедный пес всем своим видом показывает невиновность. Сидя посреди толпы, белый борзый щенок с острой мордочкой и маленьким пятном желтого цвета на спине тоскует и боится происходящего.
Зачуяв неладное, пострадавший очумел, оторопел и начал заискивать перед полицейским, показывая толпе, что он приближен к власть имущим . Но это лишь вызывает смех людей. Количество зевак растет, ведь в маленьком городке редко происходит что-то интересное. Кто-то поддерживает Хрюкина, пытаясь «казнить» и обвинить пса. Другие же справедливо оценивают его поступок, называя ювелира вздорным человеком.
Все потуги ювелирного мастера оказываются тщетными, когда Очумелов принимает сторону собаки. Ведь оказывается, что это питомец генерала . Напоследок опозоренному, но уже протрезвевшему Хрюкину, полицейский угрожает расправой, если тот еще раз устроит неприятности.
Название рассказа . Название литературного произведения, особенно у писателя-классика, всегда значимо: в нем в сжатом виде заключено содержание произведения. Название — это «компрессированное, нераскрытое содержание книги, название можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания. Рассказ Чехова назван "Хамелеон", и идея хамелеонства (то есть приспособления к меняющейся обстановке путем изменения цвета кожи) затем развертывается в рассказе в переносном, метафорическом смысле. Совершенно очевидно, что рассказ содержит в себе сатирическое обобщение. Хамелеоны, находим в соответствующих справочниках, — «семейство пресмыкающихся, отряд ящериц; длина до 60 см. Окраска тела может сильно изменяться в зависимости от освещения, температуры, влажности и т. п. В переносном смысле хамелеон — беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки». Однако название имеет, видимо, не только метафорический, но и буквальный план.
Особенности антропонимики (имен персонажей). Говорящие фамилии в рассказе используются как средство характеристики персонажей, выбраны с целью создания комического эффекта. Персонажи рассказа — люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики (о жанровых особенностях рассказов Чехова см. выше), имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте.
«Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке » — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия).
«Елдырин — рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником », он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.
«Золотых дел мастер Хрюкин » — вздорный человек со вздорными претензиями («золотых дел мастер» может иметь такую фамилию, разумеется, только в сатирическом произведении).
Генерал Жигалов — внесценический персонаж, слово “генерал” как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы.
Владимир Иванович Жигалов — брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.
- Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде де-ятельности полицейского надзирателя Очумелова?
- Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика?
- Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.
- Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?
- Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ни м.
- Есть ли в этом рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателем. Назовите их. Определите их роль в повествовании.
- Какую роль в рассказе играют городовой, ге-неральский повар Прохор, толпа?
- Сколько хамелеонов видите вы в этом расска-зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре-шения: хамелеон — Очумелов; хамелеоны — Очуме-лов и Хрюкин; хамелеоны — Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе-тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най-дете четвертое решение?
- Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?
- Найдите в рассказе «Хамелеон» такие собы-тия, которые дали бы возможность охарактеризо-вать участников, наблюдая за их поступками.
- Как люди, окружающие Очумелова и Хрюки-на, помогают нам оценить поведение этих героев?
В самом начале рассказа, в его экспози-ции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним го-родовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание — практиче-ски портрет мелкого взяточника, в изо-бражении которого налицо приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фами-лия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мел-кий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями.
Речь Очумелова подчеркивает удовлет-воренность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавер-шенными репликами: «По какому это случаю тут?..»; «Почему тут? Это ты зачем палец?..»; «Кто кричал?». С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасто-ропности Очумелова и его нежелании за-няться делом.
Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо-бого чиновничьего красноречия: «Чья со-бака? Я этого так не оставлю…»; «…как она могла тебя укусить?»; «У генерала со-баки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер-жать?!.»
Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.
Решения Очумелова стремительно сме-няют друг друга, и название рассказа на-прямую связано с этим калейдоскопом.
Самая первая деталь, на которую обра-щает внимание читатель, — новая ши-нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч-но, не ягоды или овощи — такие предме-ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест-вует по базарной площади. Далее, на про-тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…»; «- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»; «- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…»; «…запахиваясь в шинель, про-должает свой путь по базарной площади ». Так шинель (пальто) четыре раза включа-ется в события на базарной площади.
Первое решение — «А собаку истребить надо».
Второе («собака генерала Жигало-ва») — «…как она могла тебя укусить?».
Третье («нет, не генеральская») — «На-до проучить!».
Четвертое («может быть, и генераль-ская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».
Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».
Шестое (повар продолжает: «Брат их-ний охоч…») — «Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…».
Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена-ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав-тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».
Рассказ «Хамелеон» описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар-ной площади, и все передвижения участ-ников происходят только в ее границах.
На Хрюкине ситцевая крахмальная ру-баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон-ка его укусила: Хрюкин решил пораз-влечься. Кто-то из толпы говорит, что он «…цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…».
В рассказе много как безымянных уча-стников, так и действующих лиц, кото-рых мы так и не увидим на базарной пло-щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле-жит дровяной склад… Хотя они и не по-являются на базарной площади, происхо-дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж-ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп-ределяет развитие сюжета.
Это свидетели событий и отчасти источ-ники необходимой информации. «Голос из толпы» говорит Очумелову, кто все-та-ки хозяин собачки. Эти герои одновремен-но являются фоном событий и участника-ми того, что происходит на базарной пло-щади.
В большинстве классов ученики выби-рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к «побе-дителю». Четвертое решение предполага-ет назвать хамелионами тех героев, кото-рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора. Материал с сайта
В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс-кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе-ней — генерал, который так и не появил-ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.
Сцена, которая происходит на базарной площади, дает возможность точно и под-робно охарактеризовать и оценить всех ее участников. Мы можем показать, где и когда они особенно ярко демонстрируют свое «хамелеонство»: оно очевидно при каждой перемене суждений о том, кому принадлежит собачка; оно очевидно и при наблюдении за поведением Очумелова. В этой сценке суждения и решения, кото-рые принимает Очумелов, демонстриру-ют его «хамелеонство».
Все, кто собрался на базарной площади, активно переживают происходящее собы-тие. Попытка Хрюкина извлечь пользу из того, что его укусила собачонка, очень эмоционально переживается окружающи-ми. Толпа не только наблюдает за про-исходящим, но и активно вмешивается. Именно «голос из толпы» дважды опреде-ляет решение Очумелова.
Окружающие не столько поддерживают героев, сколько помогают им принять ре-шение. Толпа постоянно откликается на решение главных участников спора и этим поддерживает наше суждение об их поступках.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- сочинение современный очумелов
- цитаты из рассказа хамелеон
- характер героя рассказа чехова хамелеон хрюкин
- чехов хамелеон тесты и ответы
- чехов рассказы читать с вопросами и ответами