Как быстро летит время! Еще недавно вы с нетерпением ждали появления на свет вашего малыша, и вот он уже собирается идти в первый класс. Многих родителей волнует вопрос, как подготовить ребенка к школе. Этим действительно стоит озадачиться и не ждать, что в школе все решится само собой. Скорее всего, классы будут переполнены, и учитель просто физически не сможет уделить должного внимания каждому ребенку.
Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Готовность определяется как интеллектуальной, так и во многом его психологической базой. Для освоения навыков, необходимых для обучения в школе, достаточно уделять 15−20 минут в день. В помощь придет огромное количество развивающих пособий и подготовительных курсов.
Гораздо труднее бывает подготовить ребенка с психологической точки зрения. Психологическая готовность не возникает сама по себе, а постепенно формируется годами и требует регулярных занятий.
Когда начинать подготовку ребенка к школе и как это правильно делать, мы поинтересовались у медицинского психолога психотерапевтического центра Елены Николаевны Николаевой.
Важно заранее создать в сознании ребенка положительное отношение к школе: рассказывать, что в школе он узнает много интересного, научится хорошо читать и писать, у него появится много новых друзей. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой, домашними заданиями и отсутствием свободного времени.
Хорошей психологической подготовкой к школе является игра в «школу», где ребенок научится исполнительности, усидчивости, активности, общительности.
Одним из важных аспектов подготовки к школе является крепкое здоровье ребенка. Вот почему закаливание, зарядка, занятия спортом и профилактика простудных заболеваний являются необходимыми мероприятиями.
Для лучшей адаптации в школе ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Должен понимать и признавать авторитет взрослых, адекватно реагировать на замечания сверстников и старших. Понимать и оценивать поступки, знать, что хорошо, а что плохо. Ребенка необходимо научить адекватно оценивать свои возможности, признавать ошибки, уметь проигрывать. Потому родители должны подготовить малыша и объяснить ему правила жизни, которые помогут ему влиться в школьное общество.
Елена Николаева, медицинский психолог
Такую работу с ребенком необходимо начинать заранее, с трех-четырехлетнего возраста. Залогом дальнейшей безболезненной адаптации малыша в школьном коллективе являются два основных условия: дисциплина и знание правил.
Ребенок должен осознать важность и ответственность процесса обучения и гордиться своим статусом ученика, испытывать желание добиться успехов в учебе. Родители должны показывать, как гордятся своим будущим школьником, это очень важно для психологического формирования образа школы – мнение родителей для детей является важным.
Такие необходимые качества, как аккуратность, ответственность и прилежание, никогда не формируются сразу – на это нужно время, терпение и усилия. Очень часто ребенок нуждается в простой поддержке со стороны близкого взрослого.
Дети всегда имеют право на ошибку, это свойственно всем людям без исключения. Очень важно, чтобы ребенок не боялся ошибиться. Идя в школу, он учится учиться. Многие родители ругают детей за ошибки, плохие отметки, что приводит к понижению самооценки дошкольника и боязни сделать неправильный шаг. Если ребенок допустил промах, на него просто нужно обратить внимание и предложить или помочь исправить.
Обязательным условием в работе над ошибками является похвала. Даже за маленький успех или достижение детей необходимо вознаграждать поощрением.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игровая. Через игру он познает мир, примеривает на себя роли нашего взрослого мира, развивает фантазию и воображение, именно фантазия является мощным стимулом для развития мышления. Но к 7 годам ребенок начинает понимать, что игра, игрушки это всё для маленьких, он уже хочет проникнуть во взрослый мир, заняться чем-то серьезным, встать как бы на следующую ступеньку в своем развитии.
Дошкольник осознает, что взрослая жизнь она другая, понимает, что если мама сварит кашу понарошку, то вся семья рискует остаться голодной. Важно чтобы ребенок не боялся пробовать что-то новое, а для этого нужна правильная реакция взрослого, чтобы не отбить охоту у ребенка.
Когда мы осваиваем какую-то новую для нас деятельность, то всем нам очень важна вера в нас и поддержка близких: «Я рядом, я помогу, сразу может не получиться, но со временем ты научишься» и т.д. И тогда ребенок может спокойно воспринять возможную ситуацию неуспеха в начале. А когда у него получается, то ребенку нужно видеть нашу радость, наше одобрение, это важное для него переживание. Это момент личностного развития – он смог, он стал другим, повышается его самооценка. Когда ребенком движет игровая мотивация, например, выиграть в классики, он для того, чтобы выиграть будет сам тренироваться. То же самое и с учебной мотивацией, только вместо выигрыша в школе он будет получать отметки.
У нас в центре, возможно, пройти диагностику на готовность ребенка к школе и получить заключение по результатам.
Так что же такое психологическая готовность ребенка к школе, какого ребенка можно назвать готовым к школьному обучению?
Ребенка, у которого сформированы и мотивационная готовность – т.е. желание учиться и узнавать что-то новое, именно игра задает мотивационную готовность; и произвольная готовность - когда ребенок может регулировать свое поведение, что позволяет ему заниматься и чем-то не очень интересным на уроках; и интеллектуальная готовность – это способность воспринимать знания и обобщать их; и речевое развитие – это и его словарный запас, и способность ребенка различать звуки, т.е фонематический слух.
К сожалению, с появлением гаджетов в нашей жизни и при дефиците общения с работающими родителями, а также с уменьшением времени игры в жизни ребенка, речи просто негде и некогда развиваться. А ведь именно в игре и общении с другими людьми и развивается спонтанная речь.
Следующим важным компонентом психологической готовности к школе является самооценка , она также является и важным показателем развития личности. Самооценка позволяет человеку делать выбор в разных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей и его характер отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает изменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Наиболее благоприятным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому следует уделить особое внимание ее развитию в данный период.
При проведении занятий соблюдаются условия безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.
Для этого нужно:
- позитивно подкреплять идеи, ответы и действия ребенка;использовать ошибку как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей;создавать климат взаимного доверия;обеспечивать ребенку независимость в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.
На занятиях обязательно используется повседневный опыт детей. Это позволяет ребенку почувствовать: то, что с ним происходит сейчас, - это важно. Ребенок еще не способен спрогнозировать свою жизнь, сосредоточиться на том, что пригодится в будущем. Он живет здесь и сейчас, и все разговоры взрослых о будущем не затрагивают малыша. А вот то, что происходит с ним сейчас, - это и есть самое важное.
Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Этот возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей, так как в этот период дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, у детей появляется произвольное владение своим поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».
Что же нужно уметь ребенку к началу школьного обучения?
- К школе ребенку важно уже иметь опыт работы с образцом и по правилу. Дело в том, что школа этот навык не формирует, зато активно его использует.Понимать и говорить на языке, на котором будет вестись обучение.Понимать смысл соответствующих его возрасту текстов, сказок, рассказов.Важно наличие мотивации, познавательной потребности, потребности начать учиться.
Чему будут посвящены занятия?
Наша программа занятий с психологом по подготовке к школе для детей 6-7 лет включает много видов деятельности:
- вместе с детьми будем читать, обсуждать, рисовать, проигрывать и инсценировать прочитанноебудем обсуждать то, что волнует и интересует ребенкабудем складывать оригами, мозаику по образцу, по схемебудем копировать образец (повторять узоры, рисунки)будем отгадывать загадки, решать ребусы, головоломкибудем развивать ориентацию в пространстве (впереди-позади-слева-справа-ближе-дальше-вверху-внизу): отправимся по карте искать подснежники, сосульки, скворечники (да мало ли чего интересного нам захочется поискать!)будем через групповые игры взаимодействовать друг с другом и усваивать правилабудем развивать воображениебудем устраивать интеллектуальные праздники с посвящением в Рыцари и Прекрасные дамы Турнира способностей «Росток».будем играть в логические игры, где нужно увидеть закономерность, продолжить последовательность, выделить лишний предметбудем играть в игры с правилами (наверняка Вы помните те игры, в которые мы играли в детстве «Садовник», «Да и нет», «Съедобное-несъедобное», «Светофор»). Сейчас очень много развивающих настольных игр, которые обогащают наше общение и игровую деятельность ребенка. И это очень естественный для ребенка способ познать мир, чему-то научиться.
Занятия по подготовке к школе ведет опытный детский педагог-психолог Елена Владимировна Нагаева. Елена Владимировна готовит будущих первоклассников к учебе через развитие и поддержку познавательного интереса ребенка, помогает сформировать позитивный настрой.
Что нам поможет подготовить детей к школе?
- богатая разными интересными материалами средаупражнения «Гимнастики мозга»любовь и уважительное отношение взрослыхсоздание безопасной, принимающей обстановки в группемноголетний опыт работы в группах подготовки к школеобучение у лучших специалистов в области дошкольного обученияинтерес к появляющимся новшествамобмен знаниями и умениями с самыми передовыми специалистами в области детской психологии и педагогикиучет возрастных особенностей дошкольниковигровой подход к занятиям
Что ребенок получит в результате занятий по подготовке к школе в нашем центре?
- желание учиться!!!
повышение самооценкиразвитие речи и навыки самопрезентацииуважительное отношение к себе и другимновые знания и умения, расширение кругозораопыт общения в группеудовольствие и радость
Что получит родитель, который приведет ребенка на подготовку к школе к нам в центр?
- желание ребенка начать учитьсяинтерес ребенка к новым знаниямновые знания и умения, расширение кругозора ребенкаконсультирование психолога, индивидуальные рекомендации по вопросам подготовки к школе1,5 часа свободного времениболее спокойное эмоциональное состояние ожидания начала школьного обучения Вашего ребенка
И тут у родителей может возникнуть вопрос: в чем же тогда заключается подготовка дошкольников к письму?
Отвечаем цитатой директора Института возрастной физиологии РАО, академика, доктора биологических наук, профессора, лауреата Премии Президента РФ в области образования Марьяны Михайловны Безруких:
«Гораздо в большей степени, чем прописывание графических элементов, к письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы».
Иероглифы мы также будем использовать на наших занятиях, а также оригами, лепку, аппликацию и прочие радости детской жизни!
Стоимость диагностики готовности ребенка к школе
Диагностика готовности ребёнка к школе проходит в течение двух встреч.
Первая встречаПервая встреча включает в себя:
- 20 минут предварительной беседы с родителями,60 минут (при необходимости с перерывом) длится непосредственно тестирование ребенка.
Стоимость консультации 3500 рублей.
Между встречами психолог обрабатывает результаты и готовит заключение.
Вторая встречаВторая встреча проходит только с родителями, во время которой выдается заключение о готовности ребенка к обучению с рекомендациями. Продолжительность встречи 40 минут, стоимость консультации 2000 рублей.
Обращаем ваше внимание, что предварительная встреча с родителями и тестирование ребенка проходит в один день, а встреча с родителями по результатам диагностики назначается на другое число.
Стоимость двух встреч (20 мин+60 мин+40 мин) составляет 5500 рублей.Стоимость подготовки к школе
Подготовка ребенка к школе проходит 2 раза в неделю, занятия индивидуально и в группе из 3-5 человек. Занятия проходят в нашем центре в Москве.
Стоимость занятий по подготовке к школе:
Услуга | Длительность | Цена |
Подготовка к школе разовое индивидуальное занятие (1-2 ребенка) | 2000 руб. | |
Подготовка к школе индивидуальное занятие (1-2 ребенка) (абонемент от 8 занятий) | два занятия по 40 мин. и переменка 10 мин. (время занятия 1,5 часа) | 1800 руб. /абонемент 14 400 руб. |
Подготовка к школе разовое групповое занятие (3- 5 детей) | два занятия по 40 мин. и переменка 10 мин. (время занятия 1,5 часа) | 1700 руб. |
Подготовка к школе групповое занятие (3-5 детей) (абонемент от 8 занятий) | два занятия по 40 мин. и переменка 10 мин. (время занятия 1,5 часа) | 1600 руб. / абонемент 12800 руб. |
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.
В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.
Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.
Цель курса: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия.
Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 5,5 – 7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи.
Данная программа успешно осуществляется мной в течение трех лет. По итогам психологической подготовки к школе ребята научились принимать учебную задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить. У детей достаточно хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения.
Программа предполагает занятия по 40 минут, в середине занятия предусмотрены два перерыва-разминки на 5 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 3 человек.
В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.
ПРОГРАММА
“Хочу учиться!”
дошкольники
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1. | Развитие внимания Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание. |
12 |
2. | Развитие памяти Вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память. |
10 |
3. | Развитие мышления Образное и логическое мышление, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, уровень обобщений и классификации. |
15 |
4. | Развитие восприятия Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость) |
10 |
5. | Развитие воображения | 7 |
6. | Развитие мелкой моторики рук Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук |
10 |
Всего: | 64 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
“Хочу учиться!”
(психологическая подготовка детей к школе)
дошкольники
4 часа в неделю, всего – 64 часа.
№ | Содержание | Количество часов |
1. | “Знакомство.
Сходства и отличия, память и произвольное внимание” 1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Найди предметы”, “Найди отличия”, “Произвольное внимание”. 2. Развитие памяти: “Гномик”, “Слуховая память”, “Зрительно-образная память”. 3. Развитие мышления, воображения: “Нелепицы”, “Сходства и отличия”. |
4 |
2. | “Недостающие фигуры, память и счет”
1. Развитие внимания, восприятия: “Стрелки”, “Фигурки”. 2. Развитие памяти: “Память и счет”, “Что лежит на столе”. 3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Недостающие фигуры”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
3. | “Лишний предмет, фигуры”
1. Развитие внимания, восприятия: “Нарисуй фигуры”, “Дорисуй картинку”. 2. Развитие памяти: “Магазин”, “Зрительная и слуховая память”. 3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Лишний предмет”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
4. | “Коврики, классификация, запомни
фразы”
1. Развитие внимания, восприятия: “Коврики”, “Развитие объема внимания”. 2. Развитие памяти: “Белочка”, “Запомни фразы”. 3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя фигурка”, “Что лишнее?”, “Классификация”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
5. | “Найди фигуру, память, фрагменты”
1. Развитие внимания, восприятия: “Мячики-цветочки”, “Помоги Бабе-Яге”, “Найди фигуру”. 2. Развитие памяти: “Запомни рисунки”, “Механическая память и осмысленное запоминание”. 3. Развитие мышления, воображения: “Дорисуй фрагмент”, “Четвертая фигурка”, “Ёжики”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
6. | “Каскад слов, домики, классификация”
1. Развитие внимания, восприятия: “Дострой фигуры”, “Улов”. 2. Развитие памяти: “Каскад слов”, “Запоминание цифр, букв, слов”. 3. Развитие мышления, воображения: “Домики”, “Соедини фигуры”, “Классификация”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
7. | “Расставь значки, память, сравнение
предметов”
1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь значки”, “Найди квадрат”. 2. Развитие памяти: “Зрительная память”, “Десять слов”. 3. Развитие мышления, воображения: “Словесно-логическое мышление”, “Сравнение предметов”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. |
4 |
8. | “Пространственное представление,
регуляция деятельности, лишнее слово” 1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “Развитие пространственных представлений”. 2. Развитие памяти: “Слуховая память”, “Произвольная регуляция деятельности”. 3. Развитие мышления, воображения: “Оканчивание слов”, “Найди лишнее слово”. |
4 |
9. | “Наблюдательность, графический
диктант”
1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь точки”, “Наблюдательность”. 2. Развитие памяти: “Графический диктант”, “Быстрый ответ”. 3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя картинка”, “Гибкость ума”, “Определи понятие”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”. |
4 |
10. | “Зрительное воображение, что
пропущено”
1. Развитие внимания, восприятия: “Внимание”, “Расставь значки”. 2. Развитие памяти: “Сочини сказку”, “Зрительное воображение”. 3. Развитие мышления, воображения: “Говори наоборот”, “Бывает – не бывает”, “Что пропущено?”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”. |
4 |
11. | “Найди числа, узор, последовательные
картинки”
1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Наблюдатель”, “Найди числа”. 2. Развитие памяти: “Да и нет”, “Узор”. 3. Развитие мышления, воображения: “Собака”, “Последовательные картинки”, “Пропущенные фигуры”. |
4 |
12. | “Копирование образца, классификация,
закономерность”
1. Развитие внимания, восприятия: “Фрагменты”, “Цифры”. 2. Развитие памяти: “Копирование образца”, “Развитие памяти”. 3. Развитие мышления, воображения: “Последовательные картинки”, “Коврики”, “Классификация”, “Закономерность”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. |
4 |
13. | “Веселые картинки, пропущенные
фигуры”
1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай слова”, “Будь внимателен”. 2. Развитие памяти: “Рассказ”, “Весёлые картинки”. 3. Развитие мышления, воображения: “Продолжи ряд”, “Пропущенные фигуры”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. |
4 |
14. | “Лабиринты, парные картинки,
закономерность”
1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай и запиши”, “Лабиринты”. 2. Развитие памяти: “Запомни и отыщи предмет”, “Парные картинки”. 3. Развитие мышления, воображения: “Закономерность”, “Белочки”, “Настроение”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. |
4 |
15. | “Лестница, третий лишний”
1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай пословицу”, “Корабли”. 2. Развитие памяти: “Зрительная и слуховая память”, “Лестница”. 3. Развитие мышления, воображения: “Третий лишний”, “Смысловой ряд”, “Цвета”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. |
4 |
16. | “Сравни картинки, фигурки”
1. Развитие внимания, восприятия: “Четыре стихии”, “Рыболовы”, “Сравни картинки”. 2. Развитие памяти: “Две картинки”, “Одинаковые рисунки”. 3. Развитие мышления, воображения: “Фигурки”, “Мышонок”, “Печенье”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Занимательная гимнастика”. |
4 |
Литература:
- Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2004.
- Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
- Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991.
- Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
- Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург, 2003.
- Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М. , 2003.
- Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
- Шевердина Н. А. , Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. – Ростов н/Д. , 2004.
- 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002.
Отправляя ребенка в первый класс, любая семья кардинально меняет принятый ранее образ жизни. Особенно это касается самого ребенка, которые начинает чувствовать чрезмерную усталость, порой заболевает, хандрит и даже плачет – вместе с ним начинают переживать и сами родители. Можно ли как-то помочь в этом случае не только первоклашке, но и самому себе? Естественно, любой родитель старается сделать для этого все возможное, однако, далеко не каждый может уверенно говорить о том, что он движется в правильном направлении.
Изначально все начинается в современных «пугалок», когда бывалые родители повествуют тем. У кого еще все впереди, о том, какая сложная программа и завышенные требования ожидают в скором будущем их чад. Это приводит к тому, что едва только ребенок выходит из нежного ясельного возраста, родители стараются усадить их за чтение и счет, в результате чего в школе ребенок и читает, и считает лучше всего класса вместе взятого, однако, меньше проблем от этого у него не становится.
В учебе ребенок вполне может быть молодцом, однако, при этом у него может наблюдаться острый пробел в умении общаться и уверенности в себе.
Только с возрастом к нему придут и понимание, и знание многих вещей. Возможно, ребенок еще не научился фиксировать свое внимание и переключать его на нужные объекты. Ему присущи рассеянность и забывчивость, он не может пока жить по правилам школы и ладить со всеми одноклассниками.
Любой учитель начальных классов может подтвердить, что ребенку порой гораздо больше, чем неумение читать, мешает то, что он медленно переодевается или с трудом собирает портфель.
Родители должны изначально задуматься о том, что ребенка нужно научить в первую очередь общаться со сверстниками, – именно эти навыки пригодятся ему в школе. Кроме того, нужно учитывать, что в любой школе существуют определенные правила, которые в первую очередь касаются взаимоотношений учитель-ученик. Малыш, впервые попавший в такой коллектив, как самый обычный школьный класс, еще не понимает элементарных, казалось бы, вещей, таких как соблюдение иерархии, необходимость поднимать руку для того, чтобы ответить на вопрос или самому что-то спросить, либо вставать в тот момент, когда учитель появляется в классе, для него пока непонятна.
Вот уж школа не за горами, и многие родители обеспокоены судьбой вчерашних дошколят... А готов ли мой ребенок к школе? Сможет ли усвоить насыщенную школьную программу? Что нужно знать? Что усвоить? Как подготовить?..
Дополнительные приготовления к школе « »
Очень важно, пока еще ребенок не является школьником, рассказывать ему, как интересно ходить в школу. Объяснять, что первоклассники – это уже взрослые люди, на которых лежит определенная ответственность и обязанности (например, выполнение домашних заданий). Расскажите своему дошкольнику:
- Кто такой школьник;
- каковы школьные обязанности;
- как важны уроки, их выполнение, оценки и распорядок в школе;
- почему интересны занятия в школе;
- зачем нужны новые знания;
- обучение– это труд;
- какое поведение нужно иметь в школе и почему.
Подобные рассказы полезно практиковать с целью понимания ребенком, что от него потребуется в его жизни в качестве школьника. Психологи замечают, что многие дети не представляют себе всей ответственности обучения. Они хотят стать школьниками по следующим причинам, не относящимся непосредственно к обучению:
- наконец-то уйдут из детсада;
- в школе будут вкусно кормить;
- наконец-то смогут ездить в троллейбусе без сопровождения;
- не будут больше спать днем;
- появится много новых друзей.
Информирование о школьных обязанностях очень важно, а иначе, когда малыш поймет, что в учебном заведении ему придется выполнять какие-то вещи, которые ему не нравятся, он вскоре потеряет всякое желание его посещать.
Не рекомендуется также ругать школу и учителей в присутствии ребенка, иначе вам никогда не добиться энтузиазма своего чада в учебе. А школьные правила и вся обстановка в учебном заведении станут ему в тягость. Вот, что случается с некоторыми детьми:
- уход в свои мечты на уроке;
- невнимание к словам учителя;
- желание поскорее выйти на переменку или уйти домой;
- нежелание отвечать урок;
- нарушение дисциплины;
- обида, когда учитель делает замечания;
- нежелание посещать занятия;
- нежелание делать уроки;
- истерики после школы;
- частые болезни;
- неприязнь к одноклассникам и учителю.
Те же самые симптомы может вызвать и чрезмерная подготовленность ребенка к школе. При условии, что вы усиленно готовили малыша к учебе и вызубрили всю программу для первоклашек назубок, то вашему чаду, скорее всего, станет в классе очень скучно, он начнет неправильно себя вести, что приведет к конфликту с учителями и взаимной неприязни. А это, неминуемо, повлечет за собой неблагоприятные последствия.
Каковы же характеристики отстающих детей? Это те дети, которые:
- имеют слабое здоровье и отстают в развитии;
- никогда не выполняли задания по образцу (конструкторы, не срисовывали и пр.);
- не играли со сверстниками в игры по правилам;
- не понимают, как анализировать и обобщать (то, чему учит лото, например);
- не обучались общей программе подготовки к школьному обучению.
Если все это было в жизни вашего малыша, и он здоров, то вам беспокоиться не о чем.
Как проверить готовность ребенка к школе
Вы можете, при желании, и самостоятельно проверить, готов ли ваш ребенок к школе. Можно дать ему следующие задания:
№1.Предложите своему чаду срисовать графический образец с геометрическими фигурами и элементами прописных букв. Изобразите на белом листе бумаги нужный объект. Скопировать рисунок ребенку следует при помощи простого карандаша на идентичный лист (белый, без линейки и клетки). Ни линейкой, ни ластиком пользоваться нельзя.
№ 2.Предложите вашему дошкольнику поиграть в любую игру, где есть правила. В такой игре сразу обращают на себя внимание дети, которые не хотят следовать правилам, а потому они часто проигрывают. С такими проблемами в игре малыши обязательно столкнутся с ними и в классе.
№ 3. Предложите крохе небольшое количество картинок (3 – 5 штук), расположенных вразброс, а не по сюжету (например, из известной сказки). Пусть малыш сложит из них правильную последовательность и составит рассказ. Только ребенок с достаточно развитым уровнем обобщения способен справиться с подобным заданием.
№ 4.Предложите ребенку игру со словами, где требуется найти произносимый взрослым звук, или определить, что такого звука в предлагаемых словах нет. Взрослый называет звук, который требуется найти (лучше использовать 2 гласных звука и 2 согласных), и предлагает 4 слова для поиска. Требуется четкость произношения с протягиванием нараспев гласных в словах. Если такое задание сложно для ребенка, следует обратиться к логопеду за консультацией.
Перед началом обучения все будущие первоклассники проходят тестирование с целью продиагностировать их готовность к такому важному процессу. Тестирование включает в себя различного рода задания и методики, на основании которых специалисты выносят вердикт об уровне развития ребенка. Затем специалисты сопоставляют тот уровень знаний, умений и навыков, которого ученик способен достичь в процессе обучения в тесном контакте со взрослым и его реальный уровень развития. Если так происходит, что уровень развития малыша ниже той зоны его развития, которая нужна для благополучного обучения школьному курсу, то ребенка считают неготовым к жизни школы, в принципе, потому что слишком велик риск его быстрого попадания в число отстающих. А ведь такая ситуация является психологической и для ученика и для его родителей.
Вообще, Закон разрешает принимать в школу детей по достижении ими возраста 6 лет с половиной. Если вы хотите попасть в учебное заведение с углубленным изучением предметов, то малышу должно быть при этом не менее 7-8 лет. Если вашему малышу меньше 6,6 лет, то для него может подойти специфическое учебное учреждение с послеобеденным сном и активной переменой после 2 урока.
Предварительное собеседование в школе с психологом
Как происходит предварительное собеседование с психологом перед школой? Максимально комфортно для малыша. Ребенок отправляется туда с мамой (для большей уверенности, и как требует Закон) и проводит в кабинете специалиста около 20 — 40 минут. Перед собеседованием не стоит пугать малыша тем, что если он плохо ответит, то его не возьмут учиться. Наоборот, будьте спокойны сами и успокойте ребенка. Скажите ему, что все будет хорошо. С собой в школу, обычно, просят взять листы бумаги формата А4 в количестве 10 штук и папку (скоросшиватель) с файлами в количестве 5 штук. Родителям предоставляется для заполнения анкета, где просят указать следующие сведения:
- дата рождения;
- место работы;
- должность;
- образование;
- состав семьи;
- наличие жилья;
- наличие собственной комнаты;
- наличие отдельного спального места;
- наличие рабочего места;
- хобби ребенка;
- состояние здоровья.
На собеседовании, помимо психолога, присутствует логопед, а также заведующий учебной частью и учитель начальных классов. Малышу задают вопросы и предоставляют задания для выполнения (здесь приведены традиционные вопросы, обычно, задаваемые при собеседовании):
- Давай познакомимся. Меня зовут... А как тебя зовут?
- Сколько тебе лет? Когда ты родился?
- В какой стране ты живешь? Назови свой адрес.
- Расскажи про маму и папу: как их зовут, сколько им лет, где работают... Ты знаешь их номер телефона?
- Кто живет вместе с тобой? У тебя есть братья-сестры?
- Чем ты любишь заниматься?
- Занимался ли в каких-нибудь кружках?
- Ты хочешь учиться в школе? Почему?
- Какое сейчас время года?
- Умеешь считать? Посчитай, пожалуйста, от 0 до 20... А наоборот можешь?
- Что меньше 10 или 8?
- Каких домашних животных/птиц ты знаешь?
- Какие дикие животные/птицы тебе известны?
- Сколько дней в неделе? Назови их?
- Сколько месяцев в году? Какие?
- Который сейчас час?
- Что остается на земле после дождя?
- У собаки ребенок щенок, а у коровы? У лошади? и т.д.
- Какие профессии ты знаешь? Кем хочешь стать сам?
- Какие овощи/фрукты ты знаешь?
- Как назвать одним словом вот эти предметы: платье, шорты, шляпа, носки?
- Нарисовать человека. Психолог сделает акцент на местоположении рисунка, на толщину линий, насколько прорисованы детали: есть ли пальцы на руках, шея, волосы на голове, уши, губы, глаза, брови на лице.
- Продолжить предложение: «Утром мы завтракаем, а вечером...», «На улице темно, значит сейчас...», «Вечером мы ложимся спать, а утром...»
- Сыграть в игру «Да, нет — не говорить». Когда психолог задает вопросы, а ребенок должен на них ответить не употребляя слов «да» и «нет». Мы уже говорили об этой игре и ее примерах в статье с играми на внимание .
- На знание геометрических фигур. Здесь фигурируют такие вопросы, как: «Назови геометрические фигуры, которые ты знаешь?», «Чем отличается треугольник от квадрата?». Или просят нарисовать геометрический фигуры, продолжить логический ряд с ними, или нарисовать нужную фигуру внутри рисунка.
- Предлагают набор карточка и ребенка просят сложить их в определенной последовательности, чтобы получился рассказ. Обязательно рассказать его.
- Психолог называет ряд слов, примерное количество — 10. Ребенок должен проговорить их в том же порядке. На выполнение данного задания дается три попытки.
- Та же игра на внимание и память, только с картинками. По типу мемори. Педагог раскладывает перед ребенком 10 картинок, просит их запомнить, затем убирает картинки. А ребенок должен назвать все картинки, которые запомнил.
- Любимое психологами логическое задание — убери лишнюю картинку. Когда предлагается ряд из 4 картинок и нужно найти «лишний» предмет и обосновать свой выбор. Например, в логической цепочке: самолет, вертолет, поезд, дельтаплан, лишнее слово «поезд», так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.
- Решить простые математические задачи и примеры на сложение и вычитание.
- Просят вырезать картинку по контуру.
- Выполнить графический диктант.
Вы видите, что все вопросы и задания совсем не представляют сложности для достаточно уверенного в себе и подготовленного ребенка. Поэтому школьные собеседования проходят, обычно, довольно успешно.
Марина Таланина,
Подготовка к школе быть должна. Это важный аспект современных реалий. К тому же осуществить это можно совершенно по-разному: дома, в детском центре или даже осуществить подготовку к школе онлайн . Главное, чтобы это было регулярно и с учетом особенностей ребенка.
В завершении разговора предлагаю посмотреть советы и рекомендации психолога о том, как подготовить ребенка к школе, как помочь ему адаптироваться в ней, и как сделать так, чтобы интерес к школе не угас.
Успехов и мудрости вам, родители!
С теплом,