Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет».
Пролог вышел в свет в январской книжке «Современника» 1866 года. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» выполняет функцию экспозиции, то есть знакомит читателя с общим замыслом, с фактами, предшествующими событиями, описанным далее в произведении.
Вступления в «Прологе» начинаются со сказочных, таинственных слов – «В некотором царстве, в некотором государстве». С первых слов уже понятно, о какой стране пойдет речь в поэме, ну конечно о Руси. Сошлись семь мужиков из деревень - Заплатова, Дырявина, Горелова, Неелова, Неурожайки. Названия говорят сами за себя: одна – всегда без урожая, другая – сгорела дотла и так далее. Некрасов неспроста употребляет «говорящие» названия деревень, а для того, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме крепостного права.
Характеристики каждого из семи мужиков говорят сами за себя: они лаконичны, неспешны. Медленный Пахом, которому надо «потушиться» прежде вымолвить слова, «угрюмый, своенравный» Пров. Некрасов сравнивает мужиков с быком:
Мужик что бык: втемяшится
В башку, какая блажь –
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упирается,
Всяк на своем стоит!
Автор говорит нам о том, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели. Все привычные будничные занятия оставлены – так сильна была охватившая крестьян общая забота найти тех, «кому живется весело, вольготно на Руси».
Здесь же, в «Прологе» начинается сказочный сюжет. Пахом подбирает птенчика упавшего из гнезда, прилетает мать птенчика и просит отпустить. И выкупает птенчика скатертью – самобранкой. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти – самобранки, широко распространенной в русских народных сказках. Мужики, исконно трудолюбивые получившие скатерть – самобранку, не просили богатств у волшебной птички. А, попросили обычной, скромной, небогатой еды: хлеба, кваса, огурчиков.
Так начинаются путешествия по Руси крестьян-работяг, желающих найти тех, «кому жить хорошо на Руси». Когда я начал читать пролог, меня так заинтересовала поэма, что я не отрываясь прочитал ее. С прологом из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в сущности, уйдет сказка. Мы, читатели, входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства.
Другие работы по теме:
Поэму Кому на Руси жить хорошо. Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго в течение многих лет он копил и собирал по словечку материал изучал жизнь и быт простого народа.
После реформы года многих волновали такие вопросы как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону стал ли он счастлив. Ответом на эти вопросы стала поэма. Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Некрасов посвятил этой поэме лет своей жизни наИди куда зовут.
Поэма Кому на Руси жить хорошо итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее подобно сюжету народных сказок построен как путешествие крестьян стариков в поисках счастливог.
Центральное место в произведениях. Николая Алексеевича Некрасова занимает крестьянин его быт его судьба. И поэма. Кому на Руси жить хорошо это крестьянская эпопея.
Во всех своих произведениях. Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма. Кому на Руси жить хорошо не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта народ.
Поэма Кому на Руси жить хорошо центральное и самое крупное произведение в творчестве. Николая Алексеевича Некрасова. Произведение начатое в году писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже с Кому живется весело.
Стихи и поэмы Н. А. Некрасова представляют собой подлинную энциклопедию русской жизни 50-70-х годов XIX века. В них встают яркие картины деревенского и городского быта. Наиболее значительными поэмами Некрасова являются те, в которых он воспевает народную жизнь. Многие его стихотворения стали народными песнями.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” является поэмой-эпопеей, итоговым произведением Некрасова. Судьба народа, судьба Родины - над этими вопросами размышлял поэт. Поэма широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя.
Автор: Некрасов Н.А. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его. Крестьянская тема занимает одно из важнейших мест в поэме. В ней Некрасов по¬казывает страдания простых людей, их бесправие, беспомощность, неспособность постоять за себя.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова. Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться.
Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” задумывалась Некрасовым как народная эпопея. В ней отражены думы и чувства, жизнь простого народа в пореформенной России. Вместе с тем из рассказов крестьян мы узнаем об их жизни до 1861 года.
Автор: Некрасов Н.А. Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином... Н. А. Некрасов Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.
Образ Матрены Тимофеевны в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова Автор: Некрасов Н.А. «Крестьянка» подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: «помещик за границею, а управитель при смерти». Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро.
Старая Русь в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Оболт-Оболдуев и князь Утятин. Автор: Некрасов Н.А. Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма "Кому на Руси жить хорошо". В ней много балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество поразительной силы и меткости выражений.
Автор: Некрасов Н.А. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта - народ. Он и прославляет, и осуждает его за то, что он забитый, непросвещенный, за то, что он позволяет относиться к себе как к вещи.
Сердце народное в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор: Некрасов Н.А. “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную жизнь”. Пристально изучая крестьянскую жизнь, он готовился к написанию этой поэмы. В ней он прославляет русский народ, его великодушие, героизм, его огромные духовные силы.
Смысл счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Автор: Некрасов Н.А. Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и искусство. Так и Н.А.Некрасов в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо" попытался раскрыть нам этот загадочный термин.
Л.А. РОЗАНОВА ПОЭМА Н.А. НЕКРАОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» В своей работе о поэме «Кому на Руси жить хорошо» Людмила Анатольевна Розанова стремится дать целостное впечатление о поэтическом мире Некрасова, анализирует свойства его творческой манеры, показывает поэта нового типа. Также здесь рассмотрены вопросы новаторства Некрасова, открытость художника миру, устремленность к труду, свободные проявления таланта, чувство ответственности за судьбу родины.
В поэме "Кому на Руси жить хорошо " Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту.
В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" и каковы пути, ведущие к народному счастью.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" - произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти в своей поэме мимо тех, кто самоотверженно боролся за свободу народа.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Н. А. Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней литературной работы автора.
Княгиня Е. И. Трубецкая (по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины") Автор: Некрасов Н.А. Почему – то, когда речь в России заходит о женском подвиге ради любви, сразу же вспоминают жен декабристов, последовавших за своими мужьями на каторгу в Сибирь.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народника, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. Но крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников.
Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.
"" (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счаcтья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне- не странники-богомольцы.
В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет».
Пролог вышел в свет в январской книжке «Современника» 1866 года. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» выполняет функцию экспозиции, то есть знакомит читателя с общим замыслом, с фактами, предшествующими событиями, описанным далее в произведении.
Вступления в «Прологе» начинаются со сказочных, таинственных слов – «В некотором царстве, в некотором государстве». С первых слов уже понятно, о какой стране пойдет речь в поэме, ну конечно о Руси. Сошлись семь мужиков из деревень - Заплатова, Дырявина, Горелова, Неелова, Неурожайки. Названия говорят сами за себя: одна – всегда без урожая, другая – сгорела дотла и так далее. Некрасов неспроста употребляет «говорящие» названия деревень, а для того, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме крепостного права.
Характеристики каждого из семи мужиков говорят сами за себя: они лаконичны, неспешны. Медленный Пахом, которому надо «потушиться» прежде вымолвить слова, «угрюмый, своенравный» Пров. Некрасов сравнивает мужиков с быком:
Мужик что бык: втемяшится
В башку, какая блажь –
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упирается,
Всяк на своем стоит!
Автор говорит нам о том, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели. Все привычные будничные занятия оставлены – так сильна была охватившая крестьян общая забота найти тех, «кому живется весело, вольготно на Руси».
Здесь же, в «Прологе» начинается сказочный сюжет. Пахом подбирает птенчика упавшего из гнезда, прилетает мать птенчика и просит отпустить. И выкупает птенчика скатертью – самобранкой. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти – самобранки, широко распространенной в русских народных сказках. Мужики, исконно трудолюбивые получившие скатерть – самобранку, не просили богатств у волшебной птички. А, попросили обычной, скромной, небогатой еды: хлеба, кваса, огурчиков.
Так начинаются путешествия по Руси крестьян-работяг, желающих найти тех, «кому жить хорошо на Руси». Когда я начал читать пролог, меня так заинтересовала поэма, что я не отрываясь прочитал ее. С прологом из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в сущности, уйдет сказка. Мы, читатели, входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства.
Заслуживает особого внимания вопрос о первом «Прологе». В поэме есть несколько прологов: перед главой «Поп», перед частями «Крестьянка» и «Пир - на весь мир». Первый «Пролог» резко отличается от других. В ней ставится проблема, общая для всей поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Вот почему И. В. Шамориков и Г. В. Краснов считают необходимым выделить «Пролог» из первой части. К. И. Чуковский и И. Ю. Твсрдохлсбов возражают. Учитывая, что в журнальном тексте 1866 г. «Пролог» не заключался в первую часть, а печатался как самостоятельный раздел, что его задача указать на главного героя - народ, этот «Пролог» следует выделить.
Выбор сюжета также обусловлен стремлением писателя реально изобразить русскую деревню. Сюжет поэмы - путешествие по родной стране в поисках правды и счастья - отличался типичностью, простотой, ярко выраженным народным, национальным характером. Форма путешествия позволяла вводить в поэму самый разнообразный материал. Эта форма узаконивала встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, изложение биографий героев. Проблема поиска счастья связывает все картины и сцены в крепкий сюжетный узел.
Сюжетно-композиционная структура характеризуется и определяется идейным содержанием поэмы: рост политического сознания народа, его переход от стихийной ненависти к организованной борьбе. Изображению крепостной действительности, сюжетно и. типологически подчеркивающему распад дворянского господства (Оболт-Обол-дуев, Шалапшиков, Утятин, Поливанов, Глуховский), противопоставляется развитие характера крестьянина-борца, семи мужиков, характера народных вожаков.
Русский народ от бунтарских действий - Яким, Савелий, Кудеяр - переходят к организованной борьбе.
В поэме нет главного персонажа. Семь мужиков, равно как и все другие персонажи, имеют значение только как часть к целому. Все проблемы, все материалы жизни, все биографии героев находятся в диалектической взаимообусловленности. Объединяющее начало не тот или другой герой, не события той или иной семьи - дворянской, крестьянской, а центральный идейный мотив, которому и подчинено все, в том числе и композиция, порядок следования частей поэмы.
В соответствии с движением замысла поэма «Кому на Руси жить хорошо» характеризуется тремя видами сюжетного построения. Вначале развертывание сюжета строится на рассказах очередных «счастливцев», с которыми встречаются семь мужиков. Так построены главы «Поп», «Счастливые», «Помещик», вся часть «Крестьянка». В таком же. плане была написана глава «Смертушка». Однако каждая из этих частей имеет свою особенность. Ответы иона и помещика по объему краткие и являются прямым ответом на вопрос крестьян. Это рассказы-монологи, изредка прерываемые репликами мужиков, концовки ответа помещика («порвалась цепь великая») - идейный итог не только главы «Помещик», но и всей первой части поэмы.
Глава «Счастливые» осложняется количеством героев, рассказывающих о себе. Глава состоит из десяти небольших рассказов различных лип, появляющихся один за другим. Только рассказ Федосея о Гирине да вводный рассказ самого Ермила передают материалы относительно большие по объему. Остальные обобщения крохо.аые, иногда выраженные несколькими фразами.
Другая композиционная форма развития сюжета заключается в том, что Некрасов сосредоточивает внимание на раскрытии обстановки, обстоятельств, событий, с которыми встречаются семь мужиков. Они никого ни о чем не спрашивают, они
В своих произведениях Некрасов постоянно обращается к судьбам простых русских крестьянок. Например, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич на примере жизни Матрёны Тимофеевны Корчагиной показывает нам существование деревенских девушек....
Гриша Добросклонов – ключевая фигура в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Давайте я немножко расскажу вам о нем. Гриша родился в семье бедного дьяка, человека ленивого и бездарного. Мать же являла собой тип того самого женского образа, нарисованного...
"О, Муза! Наша песня спета. Приди, закрой глаза поэта На вечный сон небытия, Сестра народа - и моя!" В этом, одном из последних, стихотворений Некрасова описан любовный треугольник его поэзии. Треугольник, который состоит...
Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним мирской путь. Н.А. Некрасов В жизни каждого поэта наступают дни, когда талант его щедро открывается перед людьми, а сам он вызывающе дерзко входит в литературу. Проходит время, и творчество его...
Некрасов назвал «Кому на Руси жить хорошо» поэмой. Однако она в жанровом отношении не была похожа ни на одну из известных русских поэм. «Кому на Руси жить хорошо» - народная героическая поэма. Некрасов объединил черты трех жанров: «крестьянской» поэмы,...
Некрасов обращается к жанру эпической поэмы , жанру древнему, который не был широко распространен в современной поэту литературе.
В эпической поэме, или эпопее, на первом плане жизнь не отдельной личности, а целого народа. В поэме Некрасова воссоздана судьба русского народа после реформы, а также народное сознание, крестьянский взгляд на мир.
Характерным для эпической поэмы элементом является пролог , где особую роль играют сказочно-фантастические образы . Это, например, волшебная птичка, скатерть самобранная, а также семь филинов, ворон, ведьма Дурандиха. Эти образы имеют символическое значение. Например, скатерть-самобранка – символ благополучия, земного счастья.
Кроме того, в своем произведении Некрасов использует различные жанры народного творчества . Это волшебная сказка (о скатерти-самобранке – в прологе), песня (особенно много их в частях «Крестьянка» и «Пир на весь мир»), былина (например, рассказ о Савелии), плач (плач Матрены Тимофеевны по Дёмушке), легенда («О двух великих грешниках»), загадка (о снеге, о топоре, о замке, об эхе).
Рассмотрим некоторые сюжетно-композиционные особенности поэмы. Некрасов написал свое произведение в форме путешествия , что характерно для народного эпоса. Кому на Руси...» открывает образ столбовой дороженьки , на которой сошлись семь мужиков-странников.
Поэму отличает полифонизм . Она включает в себя множество сюжетных линий . В ней звучат самыеразные голоса . Следует особо подчеркнуть роль многоголосия в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые», в части «Пир на весь мир». Перед читателем предстает вся крестьянская Россия.
Поэт использует в своем произведении такие художественные средства и приёмы , как образный параллелизм , олицетворения , сравнения ,постоянные эпитеты , и другие художественные приёмы.
Приведем примеры. Прибегая к образному параллелизму , Некрасов уподобляет смерть младенца гибели соловьиного гнезда, рассказ о котором открывает главу «Дёмушка»:
Зажгло грозою дерево,
А было соловьиное
На дереве гнездо...
Ещё одна параллель трагическому событию – рассказ о ласточке, которая вьёт гнездо под берегом:
Ой, ласточка! Ой, глупая!
Не вей гнезда под берегом,
Под берегом крутым!..
Прибегает Некрасов и к такому приёму, как отрицательный параллелизм :
Не ветры веют буйные,
Не мать-земля колышется –
Шумит, поет, ругается,
Качается, валяется,
Дерется и целуется
У праздника народ!
Рисуя солнце после дождя, Некрасов прибегает к олицетворению : «Смеется солнце красное...»
Поэт использует в своем произведении многочисленные сравнения . Например, ночь уподобляется грамоте, которую Господь пишет червонным золотом на небесах:
Ночь тихая спускается,
Уж вышла в небо темное
Луна, уж пишет грамоту
Господь червонным золотом
По синему по бархату...
Народная молва уподобляется синему морю; «облака дождливые» сравниваются с «дойными коровушками».
В поэме встречаются постоянные эпитеты : «ветры буйные», «столбовая дороженька», «солнце красное», «море синее».
В поэме нередки слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами : «дороженька», «птенчики», «матушка», «молодушка», «липочка».
Все эти средства придают «Кому на Руси...» черты, сближающие поэму Некрасова с произведениями народного творчества.
Вопросы и задания
1. Расскажите об истории создания поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Когда поэт начал работать над этим произведением? Завершил ли он его? Какие части поэмы дошли до нас?
2. Какая эпоха нашла отражение в поэме Некрасова? Жизнь каких сословий и социальных групп отразил поэт? Почему мы можем сказать, что жизнь России показана в «Кому на Руси...» в исторической перспективе?
3. Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси...»? Какова авторская позиция в поэме?
4. Назовите основные мотивы некрасовской поэмы и кратко прокомментируйте их. Какой из мотивов является центральным, сюжетообразующим?
5. Определите идейно-композиционное значение семи мужиков-странников. Процитируйте начало поэмы – отрывок, характеризующий этот собирательный образ.
6. Расскажите о Якиме Нагом. Как поэт описывает внешность Якима? Какие противоположные черты соединяются в этом герое?
7. Почему Ермила Гирина мы можем назвать правдолюбцем? Прокомментируйте основные эпизоды, раскрывающие духовный облик этого персонажа.
8. Какие черты Матрены Тимофеевны Корчагиной свидетельствуют о том, что в ее образе Некрасов воплотил свои идеальные представления о женщине-крестьянке? Перечислите и кратко прокомментируйте факты из жизни Матрены, свидетельствующие о трагизме ее судьбы; приведите примеры из текста поэмы. Какие художественные средства использует Некрасов при создании образа героини? Процитируйте высказывания странницы-богомолки и самой Матрены о женском счастье.
9. Почему деда Савелия Некрасов называет «богатырем святорусским»? В чем проявилось богатырство героя? Почему Савелия можно назвать и богатырем духа?
10. Назовите и кратко охарактеризуйте крестьян-холопов. В чем именно проявляется их холопство? Верно ли утверждать, что среди холопов, изображенных в поэме, только комические фигуры?
11. Охарактеризуйте образ попа. Можно ли сказать, что деревенский священник изображен Некрасовым с сочувствием? Аргументируйте свою точку зрения примерами из текста.
12. Какие черты русского дворянства и дворянской жизни в целом отразились в образе Оболта-Оболдуева? Какие художественные приемы использует Некрасов при создании его образа?
13. Почему князя Утятина крестьяне прозвали «последышем»? Как поэт описывает внешность героя? В чем проявляются «чудачества» князя? Какими чертами характера Некрасов наделяет наследников Утятина?
14. Каких еще помещиков изобразил Некрасов в своем произведении? Есть ли среди дворян, описанных в поэме, добродетельные люди, сострадающие народу?
15. Какова роль в «Кому на Руси...» образов Саввы и Гриши Добросклоновых? Кто из реальных лиц, близких друзей поэта, стал прототипом Гриши Добросклонова? В какой форме Гриша выражает свои идеи? К кому обращается автор вместе со своим юным героем?
16. Расскажите о народном календаре, воссозданном Некрасовым в «Кому на Руси...» Как картины природы соотносятся с церковными праздниками и народными приметами? Приведите примеры из текста.
17. Охарактеризуйте жанр «Кому на Руси...» Был ли жанр эпической поэмы широко распространен во времена Некрасова? Какие цели преследовал поэт, обращаясь к этому жанру? Какой элемент «Кому на Руси...» является характерным для эпической поэмы? Какие жанры народного творчества использовал Некрасов в своем произведении?
18. Охарактеризуйте сюжетно-композиционные особенности «Кому на Руси...» Что лежит в основе сюжета произведения? В чем проявляется полифонизм поэмы?
19. Какие художественные средства и приемы использует Некрасов в «Кому на Руси...»? Перечислите их и приведите примеры из текста поэмы.
20. Составьте развернутый план-конспект на тему: «Образы помещиков и крестьян в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».
21. Напишите сочинение на тему: «Традиции народного творчества в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».
Тема 17. М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткие биографические сведения. Сказки