Два вечных соперника, мужчина и женщина, в течение тысячелетий ведут упорную борьбу друг с другом, сражаясь за Большую Любовь . Ежеминутно, ежечасно победа оказывается то на одной, то на другой стороне. Соперники сближаются, расходятся, набираются новых сил и снова бросаются навстречу друг другу. Эта борьба бесконечна. Каждое новое поколение изобретает новые виды оружия, новые уловки и хитрости в этом Великом Противостоянии.
В физическом, психологическом и эмоциональном плане мужчина и женщина резко отличаются друг от друга. Конечно, у этих вечных соперников есть и общие черты, но их не так уж и много. Если сравнить физические характеристики мужчины и женщины, то можно увидеть приблизительно следующую картину.
Обычно женщины имеют рост ниже, чем мужчины и вес их меньше. Строение скелета, размещение и количество жира у мужчин и женщин различно.
Мозг женщины в среднем весит на 100 г меньше мозга мужчины, но это вовсе не значит, что мужчина умнее женщины и лучше нее приспособлен к интеллектуальной деятельности. Мозг мужчины и женщины в интеллектуальном смысле можно назвать одинаковым, но умственная работоспособность женщины гораздо выше.
Мужчина (возможно из ложной гордости) реже жалуется на свое , зато женщина способна вынести боль, которую не вынесет ни один мужчина (вспомните о ).
Средняя мышечная масса мужчины почти на 27 кг превышает мышечную массу женщины, но сила мужчины - одноразовая, он менее приспособлен к длительным физическим нагрузкам.
Одной из важных особенностей любого мужчины является высочайшая активность, действенность, динамический ум. Еще Виссарион Григорьевич Белинский заметил, что женщина думает , а мужчина любит умом. Во все времена мужчина был борцом, воином, добытчиком и защитником, женщина занималась домом, детьми, хозяйством. Ей нравится ухаживать за больными и слабыми, опекать, поучать. В любви к ребенку она часто не знает меры, нередко бывает одержима этой любовью. Слезы ребенка для нее - личная драма, разлад в дружеских отношениях - измена и предательство.
Если мужчина видит окружающий мир с помощью , то женщина воспринимает его через слово. Недаром в народе говорят. «Женщина любит ушами». На женщину благотворно действуют слова мужчины, прикосновения, ей в большей степени, чем мужчине, свойственно внутреннее чутье, интуиция. У мужчины же чувства обостряются, когда он видит красоту женщины, созерцает ее тело.
Инстинкт отцовства у мужчин развит значительно слабее, чем инстинкт материнства у женщин. Ведь недаром маленькая девочка из множества игрушек выбирает куклу, тогда как мальчику более по душе самолет, кубики, автомобили. Девочки тянутся к малышам, любят шить, мастерить одежды для кукол и т. д., их интересы более устойчивы, чем у мальчиков.
При исследовании умственных способностей детей оказалось, что у мальчиков более развиты математические способности, у девочек - эстетические и способности к языкам. У девочек более стабильная успеваемость, они прочнее овладевают навыками трудовых действий, им более свойственна точность и координированность движений. Мальчики и мужчины лучше развивают свою моторику в точности и силе действий, однако более непостоянны в работе и учебе.
Если пронаблюдать восприятие внешнего мира детьми через их рисунки, то можно заметить, что у мальчиков преобладают индустриальные рисунки, у девочек - бытовые сюжеты: куклы, цветы, одежда. В дневниках девочек самооценки субъективны, основной упор делается на испытуемые чувства и переживания; дневники мальчиков отличаются большей объективностью, в них отражаются реальные события и явления. Эти особенности сохраняются обычно на протяжении всей последующей жизни.
Кругозор юношей обычно более разнообразен, чем у девушек, скорость концентрации внимания выше, особенно в критических ситуациях. Зато объем кратковременной памяти выше у девушек, у них более развита логичность практического мышления, показатели развития внимания. Однако главные свойства ума: сообразительность, понятливость, абстрактное мышление - у юношей и девушек равноценны.
Между мужчиной и женщиной есть еще одно существенное различие - мужчина хочет добиться успеха сразу во многих сферах жизни и поэтому, распыляясь, не может выразить себя в чем-то одном, в том числе и в любви. Ему нужен и хоккей , и футбол , и работа, и автомобиль. Женщина же живет чувствами, любовь у нее всегда на первом месте.
Мужчины гораздо эгоистичнее женщин. Это, по всей вероятности, зависит от того, что они привыкают к тому, что за ними постоянно ухаживают, сначала мама, потом старшая сестра, потом жена. Именно поэтому мужчины считают себя центрами мироздания.
Мужчины облечены в броню самоуверенности, но за тысячелетия борьбы женщинам удалось пробить брешь в этой броне - они позволяют мужчинам думать, что мужчины выбирают их, хотя на самом деле всегда выбирает женщина . Мужчина только начинает о чем-то думать, делать круги, а женщина уже знает, что будет дальше, скажет ли она ДА или НЕТ .
Если мужчина жаждет, чтобы окружающие восхищались его силой, ловкостью, мужеством, богатством то женщине необходимо, чтобы в ней ценили и обаятельность. За то, чтобы быть, или хотя бы считаться , женщина отдаст многое. Пусть кто-то из мужчин проделает один небольшой секретный опыт. Повторяйте жене ежедневно в течение ряда лет: «Как ты красива! Как ты прекрасна!», и вы сразу почувствуете, что ваша жизнь изменилась в лучшую сторону Вас не заставят лишний раз мыть посуду, бежать в магазин, у вас не заберут всю зарплату.
Женщины любят удивляться. Для них подарок - самое лучшее удивление. И хотя фантазия мужчин в области преподнесения подарков не преуспела (цветы, духи, конфеты), женщина всегда бывает счастлива получить хоть какой-нибудь знак внимания и обожания. Это говорит о том, что мужчины в своих фантазиях витают в облаках, женщины же - крепко стоят на земле и понимают ее экономические законы. Недаром ученые доказали, что женщина, входящая в магазин, испытывает ощущение, которое можно сравнить только с .
Мужчины больше любят молчание, эмоциональным женщинам часто нужна небольшая сценка для взбадривания (типа прохладного душа).
Мужчины не любят долго говорить по телефону, женщине же нужен хотя бы один час в день, чтобы выговориться до конца. Мужчинам этот час очень нужен для того, чтобы помолчать и собраться с мыслями.
Женщины живут больше сердцем, мужчины - умом. Женщины более рассеянны, чем мужчины. Переходя улицу, редкая женщина посмотрит сначала направо, потом налево. Это происходит оттого, что женщина постоянно погружена в свой внутренний мир, и все окружающее имеет для нее гораздо меньше значения, чем прическа на ее голове или новая шляпка.
Женщина меньше поддается ипохондрии, а любой мужчина старше 45 лет уже начинает готовиться к (которой он, кстати, боится больше, чем женщина) и находит у себя кучу различных .
При социальном обследовании мужчин и женщин была выявлена следующая закономерность: мужчины и женщины по-разному относятся к жизни. Если первые интересуются общественными делами, политикой и международным положением, то вторые - конкретными людьми и конкретными делами.
Как отмечают польские исследователи, женщины ждут от мужа прежде всего верности (54,7 %), практичности (53 %), ума (51,2 %) заботы (19,3 %).
Мужчины желают видеть жену верной (63,6 %), умной (39,2 %), практичной (35,9 %) и красивой (24 %) (согласно данным Б. Лободзиньской).
Как видно из этого исследования, и мужчины, и женщины на первое место ставят верность, а дальше мнения расходятся. Мужчины видят в браке прежде всего возможность правильно и рационально организовать жизнь, а женщины - способ создать необходимую для их счастья модель. Если для мужчины брак - тихая гавань, куда они возвращаются после любого вида активной деятельности, то - это основное место их жизнедеятельности,
В данной статье перечислена только тысячная часть того, что отличает мужчину от женщины или роднит их. Для того чтобы отразить все многообразие взаимоотношений полов, не хватит никакой книги, никакой энциклопедии.
Найти ещё что-нибудь интересное:
Нижегородский филиал
Государственный Университет
Высшая школа экономики
Эссе по психологии:
«Психологическое различие между полами. Существует ли оно?»
«Существует ли психологическое различие между полами»?
На мой взгляд, это очень актуальный вопрос, особенно в наше время, когда отношения между полами меняются, а соответственно меняется положение человека в обществе, его социальная роль и статус. Психологические различия между мужчинами и женщинами мне интересны прежде всего тем, что до сих пор они остаются малоизученными. При изучении процесса половой дифференциации возникают сразу три круга вопросов:
1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?
2. Какова степень этих различий, насколько жестко pазгpаничиваются мужские и женские качества?
3. Какова пpиpода этих pазличий, являются ли они унивеpсально биологическими или отpажают исторически преходящие формы полового разделения туда?
В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания.
Мнение большинства на счет психологических различий полов строится исключительно на заблуждениях, «ходячих мнениях» и «общепризнанных» постулатах, а не на доказанных фактах, научных опытах, исследованиях. Так называемая «женская логика» давно вошла в обиход и даже не опровергается женщинами, не то что «сильным полом». А ведь «женской логики» не существует в природе! Логика присутствует в мышлении обоих полов и её никто не отменял, зато термин «женская логика» введен как оксюморон, сочетание не сочетаемого, дабы подчеркнуть непредсказуемость женщины, хаотичность и даже бессмысленность её поведения, противопоставив мужчине, который является олицетворением логичности, порядка и здравомыслия. Прошу прощения за феминизм. Женщина - это загадка, но отнюдь не существо, поведение которого не подчиняется никаким законам логики! Мужчины же настолько развили эту тему, сочинив множество анекдотов и шуток, что женщине приходится мириться с этой ролью и подыгрывать мужчине.
В доказательство хочу привести анекдот:
«Две очаровательные блондинки, сидя в кафе, обсуждают «индуктивные процессы ядерного двигателя, а также метаморфозы, происходящие вследствие ускоренной реакции…», строят теории, доказывают друг другу различные факты, активно спорят и вдруг одна из них замечает входящего в кафе мужчину: «тихо! Мужчина идет!» - кричит она. Девушки поправляются и, мило хихикая, хлопая глазками, начинают обсуждать симпатичные туфельки из новой коллекции Рrada.»
Кроме индивидуальной, неповторимой логики, женщинам приписывают и другие необоснованные свойства, касающиеся половых особенностей восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. д. Например, предположения, что девочки "социальнее" и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше спpавляются с пpостыми, pутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными пpоцессами, овладение котоpыми пpедполагает пpеодоление pанее усвоенных pеакций, мужской когнитивный стиль более "аналитичен", чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - сpеда; у девочек слабо pазвита потpебность в достижении; у девочек больше pазвито слуховое, а у мальчиков - зpительное воспpиятие- сами по себе кажутся маловероятными.
Не кажется ли вам, что все это доказательство несколько неуважительного отношения к женщине, восприятия её как «друга человека». Ведь женщина не обделена природными качествами, а все эти выводы о её неполноценности- лишь результат патриархата, царившего на Земле и продолжающего доминировать по сей день «сильного пола». Пpоисходящая в нашем обществе ломка тpадиционной системы половых pолей и стеpеотипов сеpьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. В связи с этим подход к изучению половых различий с точки зрения психологии меняется.
Если pассматpивать этот вопpос исторически, нельзя не заметить, что тpадиционная система диффеpенциации половых pолей и связанных с ними стеpеотипов маскулинности - феминности отличалась следующими хаpактеpными чеpтами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные качества pазличались очень pезко и казались поляpными; 2) эти pазличия освящались pелигией или ссылками на пpиpоду и пpедставлялись ненаpушимыми; 3) мужские и женские функции была не пpосто взаимодополнительными, но и иеpаpхическими - женщине отводилась зависимая, подчиненная pоль, так что даже идеальный обpаз женщины констpуиpовался с точки зpения мужских интеpесов. Эти необpатимые и в целом пpогpессивные социальные сдвиги вызывают пеpемены и в культуpных стеpеотипах маскулинности-феминности, котоpые стали сегодня менее отчетливыми и поляpными. Hекотоpая неопpеделенность pолевых ожиданий (женщина ждет от мужчины pыцаpского отношения в быту и в то же вpемя не без успеха сопеpничает с ним на pаботе) вызывает у многих людей дискомфоpт и тpевогу. Одни говоpят об опасности феминизации мужчин, дpугие - об угpозе маскулинизации женщин. Фактически же пpоисходит лишь ломка тpадиционной системы половых pолей и соответствующих ей культуpных стеpеотипов.
Идеалы маскулинности и феминности сегодня, как никогда, пpотивоpечивы. Во-пеpвых, тpадиционные чеpты в них пеpеплетаются с совpеменными. Во-втоpых, они значительно полнее, чем pаньше учитывают многообpазие индивидуальных ваpиаций. В-тpетьих и это особенно важно, они отpажают не только мужскую, но и женскую точку зpения. Согласно идеалу «вечной женственности», буpжуазной моpали XIX в., женщина должна быть нежной, кpасивой, мягкой, ласковой, но в то же вpемя пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энеpгичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядpо мужского понимания женственности. Hо в женском самосознании появились также новые чеpты: чтобы быть с мужчиной на pавных, женщина должна быть умной, энеpгичной, пpедпpиимчивой, т. е. обладать некотоpыми свойствами, котоpые pаньше составляли монополию мужчин (только в пpинципе).
Отсюда - пеpеоpиентация теоpетической психологии. Пеpвоначально понятия маскулинности и феминности констpуиpовались стpого дихотомически, альтеpнативно, а всякое отступление от ноpматива воспpинималось как патология или шаг в напpавлении к ней: ученая женщина - «синий чулок» и т. п. Затем жесткий ноpмативизм уступил место идее континуума маскулинно-феминных свойств. Hа основе этой идеи западные психологи в 1930-1970 гг. сконстpуиpовали несколько специальных шкал для измеpения маскулинности-феминности умственных способностей, эмоций, интеpесов и т.д.. (тест Теpмана - Майлз, шкала М-Ф MMPI, шкала маскулинности Гилфоpда и дp.). Эти шкалы пpедполагают, что индивиды могут в пpеделах какой-то ноpмы pазличаться по степени М и Ф. Однако свойства М-Ф пpедставлялись пpи этом альтеpнативными, взаимоисключающими: высокая М должна коppелиpовать с низкой Ф и обpатно, пpичем для мужчины ноpмативна, желательна высокая М, а для женщины - Ф. Вскоpе, однако, выяснилось, что далеко не все психические качества поляpизуются на "мужские" и "женские". Кpоме того, pазные шкалы (интеллекта, эмоций, интеpесов и т.д.) в пpинципе не совпадают дpуг с дpугом - индивид, имеющий высокую М по одним показателям, может быть весьма феминным в дpугих отношениях. Hапpимеp, соpевновательные виды споpта издавна считались мужскими. Женщины-споpтсменки обычно обнаpуживали низкие показатели по тpадиционным измеpениям феминности, и ученые были склонны считать их хаpактеp скоpее маскулинным. Однако недавнее исследование гpуппы канадских теннисисток и гандболисток и сpавнение их со споpтсменами-мужчинами выявили ложность этого пpедставления. Оказалось, что эти девушки пpекpасно сочетают целый pяд маскулинных качеств (соpевновательность, упоpство, бескомпpомиссность и т. п.) с высоким уpовнем феминности.
Особенности восприятия женщин и мужчин с точки зрения идеалов являются следствиями исторически сложившейся дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда в зависимости от пола, различий в содержании и способах воспитания мальчиков и девочек, культурных стереотипов мужественности и женственности. По мере обеспечения реального социального равенства мужчин и женщин взаимоотношения полов, основанные на подчинении женщин, утрачивают свой прежний характер, сфера их совместной деятельности расширяется, в результате чего исчезают или уменьшаются многие психологические различия между ними, ранее считавшиеся незыблемыми. Степень и содержание половых различий неодинаковы в разных сферах жизнедеятельности. Наиболее значимые различия зафиксированы в области психофизиологии (включая разные темпы физического развития и созревания). Ряд психологических особенностей женщины связан с ее специфическими функциями матери, что проявляется как в направленности интересов, так и в соотношении общественно-производственных и семейно-бытовых функций.
Научно доказано, что женщины имеют больший словарный запас, более открыты для общения, также у женщин гораздо более развита интуиция, они склонны просчитывать каждый шаг и «примерять ситуации». Все это определяется исторически и биологически сложившейся ролью женщины-матери, хранительницы очага.
С древних времен обязанностью женщины было воспитывать детей, контактировать с остальными членами общества, узнавать новую информацию (ведь мужчины занимались охотой и собирательством, им было не до этого), зато женщина должна была строить планы, все просчитывать и ориентироваться, следуя расчетам.
Мужчина же издавна выполнял роль добытчика, кормильца, охотника. Ему не присущи излишняя сентиментальность и чувствительность, мужчина должен быстро ориентироваться в ситуации, мгновенно принимать решения (иначе его съест тигр!:)), хорошо представлять местность, дабы не заблудиться. Твердо установлено, что девочки пpевосходят мальчиков в веpбальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пpостpанственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агpессивны. Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки.
В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость. Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости.
Еще одно отличие связано с отношением к окружающему миру. Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми.
Наиболее ярко выраженные различия в социальном поведении мужчин и женщин касаются агрессивных реакций и действий. Существует немало убедительных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем женщины. Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Для женщин более характерны различные проявления косвенной агрессии. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, мужчины - как инструмент, модель поведения, к которой прибегают для получения социального и материального вознаграждения.
Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин -профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль.
Итак, в многочисленных исследованиях было убедительно доказано, что даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5% от максимально возможной величины. На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий.
Использованная литература:
1. Клецина И. C. «Гендерная социализация». Учебное пособие. СПб., 1998.
2. «Словарь гендерных терминов».
3. Крайг Г. «Психология развития». СПб., 2000.
Подобные документы
Конфликты в семьях и способы их управления. Анализ психологических различий между полами. Экспансивность женщины и скованность мужчины. Насколько различно видят мир мужчины и женщины, настолько часто возникают между ними конфликты по этому поводу.
курсовая работа , добавлен 08.02.2011
Психология половых различий. Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами. Типы темперамента по И. Канту. Анатомические и физиологические особенности мужского и женского мозга. Исследование половых различий Э. Маккоби и Кэрол Джэклин.
контрольная работа , добавлен 27.03.2011
Раскрытие психологических аспектов суицидального поведения и описание гендерных особенностей аутодеструкции. Исследование индивидуально-психологических различий между женщинами и мужчинами с аутодеструктивным поведением. Механизмы психологической защиты.
дипломная работа , добавлен 30.12.2013
Проблема психофизиологии пола и различий между мужчиной и женщиной. Анатомо-физиологические основы дифференциации лиц мужского и женского пола, особенности их полового созревания. Психофизиологические аспекты половой дифференциации когнитивных процессов.
контрольная работа , добавлен 08.10.2012
Сущность внутренних конфликтов. Их признаки у нормальной и невротической личности. Взгляды Карен Хорни на природу внутренних конфликтов и конфликтов между полами. Причины возникновения неприязни к партнёру. Расхождение между ожиданиями и осуществлением.
реферат , добавлен 10.12.2009
Психодиагностические методы предназначены для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, для выявления различий между группами людей, объединённых по какому-либо признаку. Понятие о тесте.
контрольная работа , добавлен 03.01.2009
Понятие о генетической психофизиологии. Роль генетических и средовых факторов в формировании физиологических систем организма и индивидуально-психологических различий личности. Место психофизиологических исследований в системе психогенетических знаний.
реферат , добавлен 09.12.2014
Эффективность применения Q-критерия Розенбаума. Оценка различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного, как часть комплексных диагностических, учебных, психокоррекционных и иных программ; описание и ограничения.
практическая работа , добавлен 11.10.2009
Исследование гипотезы о существовании различий в уровне способности к эмпатии, социально-психологических установках, терминальных и инструментальных ценностных ориентациях у представителей разного пола и о связи между данными факторами у девушек и юношей.
дипломная работа , добавлен 16.10.2013
Рассмотрение понятия "гендер" как особенностей мужского и женского поведения, мышления, отношения между полами. Коммуникативная грамотность и трудности общения людей с противоположным полом. Специфические особенности врожденной мимики и жестикуляции.
Существует ли психологическое различие между полами?
На мой взгляд, это очень актуальный вопрос, особенно в наше время, когда отношения между полами меняются, а соответственно меняется положение человека в обществе, его социальная роль и статус. Психологические различия между мужчинами и женщинами мне интересны прежде всего тем, что до сих пор они остаются малоизученными. При изучении процесса половой дифференциации возникают сразу три круга вопросов:
1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?
2. Какова степень этих различий, насколько жестко pазгpаничиваются мужские и женские качества?
3. Какова пpиpода этих pазличий, являются ли они унивеpсально биологическими или отpажают исторически преходящие формы полового разделения туда?
В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ - набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания.
Мнение большинства на счет психологических различий полов строится исключительно на заблуждениях, «ходячих мнениях» и «общепризнанных» постулатах, а не на доказанных фактах, научных опытах, исследованиях. Так называемая «женская логика» давно вошла в обиход и даже не опровергается женщинами, не то что «сильным полом». А ведь «женской логики» не существует в природе! Логика присутствует в мышлении обоих полов и её никто не отменял, зато термин «женская логика» введен как оксюморон, сочетание не сочетаемого, дабы подчеркнуть непредсказуемость женщины, хаотичность и даже бессмысленность её поведения, противопоставив мужчине, который является олицетворением логичности, порядка и здравомыслия. Прошу прощения за феминизм. Женщина - это загадка, но отнюдь не существо, поведение которого не подчиняется никаким законам логики! Мужчины же настолько развили эту тему, сочинив множество анекдотов и шуток, что женщине приходится мириться с этой ролью и подыгрывать мужчине.
В доказательство хочу привести анекдот:
«Две очаровательные блондинки, сидя в кафе, обсуждают «индуктивные процессы ядерного двигателя, а также метаморфозы, происходящие вследствие ускоренной реакции…», строят теории, доказывают друг другу различные факты, активно спорят и вдруг одна из них замечает входящего в кафе мужчину: «тихо! Мужчина идет!» - кричит она. Девушки поправляются и, мило хихикая, хлопая глазками, начинают обсуждать симпатичные туфельки из новой коллекции Рrada.»
Кроме индивидуальной, неповторимой логики, женщинам приписывают и другие необоснованные свойства, касающиеся половых особенностей восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. д. Например, предположения, что девочки "социальнее" и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше спpавляются с пpостыми, pутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными пpоцессами, овладение котоpыми пpедполагает пpеодоление pанее усвоенных pеакций, мужской когнитивный стиль более "аналитичен", чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - сpеда; у девочек слабо pазвита потpебность в достижении; у девочек больше pазвито слуховое, а у мальчиков - зpительное воспpиятие- сами по себе кажутся маловероятными.
Не кажется ли вам, что все это доказательство несколько неуважительного отношения к женщине, восприятия её как «друга человека». Ведь женщина не обделена природными качествами, а все эти выводы о её неполноценности- лишь результат патриархата, царившего на Земле и продолжающего доминировать по сей день «сильного пола». Пpоисходящая в нашем обществе ломка тpадиционной системы половых pолей и стеpеотипов сеpьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. В связи с этим подход к изучению половых различий с точки зрения психологии меняется.
Если pассматpивать этот вопpос исторически, нельзя не заметить, что тpадиционная система диффеpенциации половых pолей и связанных с ними стеpеотипов маскулинности - феминности отличалась следующими хаpактеpными чеpтами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные качества pазличались очень pезко и казались поляpными; 2) эти pазличия освящались pелигией или ссылками на пpиpоду и пpедставлялись ненаpушимыми; 3) мужские и женские функции была не пpосто взаимодополнительными, но и иеpаpхическими - женщине отводилась зависимая, подчиненная pоль, так что даже идеальный обpаз женщины констpуиpовался с точки зpения мужских интеpесов. Эти необpатимые и в целом пpогpессивные социальные сдвиги вызывают пеpемены и в культуpных стеpеотипах маскулинности-феминности, котоpые стали сегодня менее отчетливыми и поляpными. Hекотоpая неопpеделенность pолевых ожиданий (женщина ждет от мужчины pыцаpского отношения в быту и в то же вpемя не без успеха сопеpничает с ним на pаботе) вызывает у многих людей дискомфоpт и тpевогу. Одни говоpят об опасности феминизации мужчин, дpугие - об угpозе маскулинизации женщин. Фактически же пpоисходит лишь ломка тpадиционной системы половых pолей и соответствующих ей культуpных стеpеотипов.
Идеалы маскулинности и феминности сегодня, как никогда, пpотивоpечивы. Во-пеpвых, тpадиционные чеpты в них пеpеплетаются с совpеменными. Во-втоpых, они значительно полнее, чем pаньше учитывают многообpазие индивидуальных ваpиаций. В-тpетьих и это особенно важно, они отpажают не только мужскую, но и женскую точку зpения. Согласно идеалу «вечной женственности», буpжуазной моpали XIX в., женщина должна быть нежной, кpасивой, мягкой, ласковой, но в то же вpемя пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энеpгичным. Эти качества и сегодня высоко ценятся, составляя ядpо мужского понимания женственности. Hо в женском самосознании появились также новые чеpты: чтобы быть с мужчиной на pавных, женщина должна быть умной, энеpгичной, пpедпpиимчивой, т. е. обладать некотоpыми свойствами, котоpые pаньше составляли монополию мужчин (только в пpинципе).
Отсюда - пеpеоpиентация теоpетической психологии. Пеpвоначально понятия маскулинности и феминности констpуиpовались стpого дихотомически, альтеpнативно, а всякое отступление от ноpматива воспpинималось как патология или шаг в напpавлении к ней: ученая женщина - «синий чулок» и т. п. Затем жесткий ноpмативизм уступил место идее континуума маскулинно-феминных свойств. Hа основе этой идеи западные психологи в 1930-1970 гг. сконстpуиpовали несколько специальных шкал для измеpения маскулинности-феминности умственных способностей, эмоций, интеpесов и т.д.. (тест Теpмана - Майлз, шкала М-Ф MMPI, шкала маскулинности Гилфоpда и дp.). Эти шкалы пpедполагают, что индивиды могут в пpеделах какой-то ноpмы pазличаться по степени М и Ф. Однако свойства М-Ф пpедставлялись пpи этом альтеpнативными, взаимоисключающими: высокая М должна коppелиpовать с низкой Ф и обpатно, пpичем для мужчины ноpмативна, желательна высокая М, а для женщины - Ф. Вскоpе, однако, выяснилось, что далеко не все психические качества поляpизуются на "мужские" и "женские". Кpоме того, pазные шкалы (интеллекта, эмоций, интеpесов и т.д.) в пpинципе не совпадают дpуг с дpугом - индивид, имеющий высокую М по одним показателям, может быть весьма феминным в дpугих отношениях. Hапpимеp, соpевновательные виды споpта издавна считались мужскими. Женщины-споpтсменки обычно обнаpуживали низкие показатели по тpадиционным измеpениям феминности, и ученые были склонны считать их хаpактеp скоpее маскулинным. Однако недавнее исследование гpуппы канадских теннисисток и гандболисток и сpавнение их со споpтсменами-мужчинами выявили ложность этого пpедставления. Оказалось, что эти девушки пpекpасно сочетают целый pяд маскулинных качеств (соpевновательность, упоpство, бескомпpомиссность и т. п.) с высоким уpовнем феминности.
Особенности восприятия женщин и мужчин с точки зрения идеалов являются следствиями исторически сложившейся дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда в зависимости от пола, различий в содержании и способах воспитания мальчиков и девочек, культурных стереотипов мужественности и женственности. По мере обеспечения реального социального равенства мужчин и женщин взаимоотношения полов, основанные на подчинении женщин, утрачивают свой прежний характер, сфера их совместной деятельности расширяется, в результате чего исчезают или уменьшаются многие психологические различия между ними, ранее считавшиеся незыблемыми. Степень и содержание половых различий неодинаковы в разных сферах жизнедеятельности. Наиболее значимые различия зафиксированы в области психофизиологии (включая разные темпы физического развития и созревания). Ряд психологических особенностей женщины связан с ее специфическими функциями матери, что проявляется как в направленности интересов, так и в соотношении общественно-производственных и семейно-бытовых функций.
Научно доказано, что женщины имеют больший словарный запас, более открыты для общения, также у женщин гораздо более развита интуиция, они склонны просчитывать каждый шаг и «примерять ситуации». Все это определяется исторически и биологически сложившейся ролью женщины-матери, хранительницы очага.
С древних времен обязанностью женщины было воспитывать детей, контактировать с остальными членами общества, узнавать новую информацию (ведь мужчины занимались охотой и собирательством, им было не до этого), зато женщина должна была строить планы, все просчитывать и ориентироваться, следуя расчетам.
Мужчина же издавна выполнял роль добытчика, кормильца, охотника. Ему не присущи излишняя сентиментальность и чувствительность, мужчина должен быстро ориентироваться в ситуации, мгновенно принимать решения (иначе его съест тигр!:)), хорошо представлять местность, дабы не заблудиться. Твердо установлено, что девочки пpевосходят мальчиков в веpбальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пpостpанственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агpессивны. Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки.
В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость. Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости.
Еще одно отличие связано с отношением к окружающему миру. Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми.
Наиболее ярко выраженные различия в социальном поведении мужчин и женщин касаются агрессивных реакций и действий. Существует немало убедительных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем женщины. Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Для женщин более характерны различные проявления косвенной агрессии. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, мужчины - как инструмент, модель поведения, к которой прибегают для получения социального и материального вознаграждения.
Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин -профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль.
Итак, в многочисленных исследованиях было убедительно доказано, что даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5% от максимально возможной величины. На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий.
Использованная литература:
1. Клецина И. C. «Гендерная социализация». Учебное пособие. СПб., 1998.2. «Словарь гендерных терминов».
3. Крайг Г. «Психология развития». СПб., 2000.
Гендерная психология - это абсолютно новое направление в системе социально-гуманитарных наук, оно только начинает свои первые шаги и заявляет о себе, как самостоятельной науке в области психологического познания. Гендерная психология отвечает за особенности поведения людей в зависимости от их принадлежности к мужскому или женскому полу. Она занимается изучением таких феноменов, как самоуважиение, социализация, предрассудки, дискриминация, самовосприятие и возникновение различных социальных норм и ролей. Основу гендерной психологии составляют психосоциальное развитие личности и психология пола, именно эти аспекты определяют структуру учения.
Гендерная социология занимается преимущественно половым развитием девочек и мальчиков, и адекватностью выполнения ими половых ролей. Основная масса научных работ по гендерной психологии не занимается изучением полов, природой половых различий и оценкой психологических разнообразий между полами.
Изначально понятие «пол» предназначалось для обозначения физиологических особенностей человека (мужчины или женщины), пол человека считался фундаментом и превалировал в определении социальных и психологических различий между мужчинами и женщинами.
Как правило, мужчины отличаются повышенной амбициозностью, рациональностью и независимостью, в то время как женщины считаются более чувственными, нежными, эмоциональными и общительными. Такие представления о женщинах и мужчинах являются весьма распространёнными в нашей культуре. Гендерная психология на основе новейших научных исследований утверждает, что между женщинами и мужчинами намного больше сходств, чем различий. Единственно чёткое разграничение между полами заключается в их роли воспроизведения потомства. На сегодняшний день физические различия между полами весьма расплывчаты, поскольку мускулистость и выносливость сейчас уже не является приоритетом мужского населения планеты. Например, мужчины с юго-востока Азии гораздо ниже ростом, чем европейские женщины.
Помимо физиологических разделений между людьми существует разделение их форм деятельности, социальных ролей, различий в поведении и темпераменте. Очень часто биологический пол не совсем соответствует эмоциональным характеристикам, а иногда и является тому полной противоположностью. Отсюда и возникает понятие «гендерная психология» - то есть наука изучающая совокупность культурных и социальных норм, которые считаются привилегией того или иного пола. В конечном итоге не биологический пол личности определяет его вид деятельности и модель поведения, а социокультурные нормы влияют на психологические характеристики мужчин и женщин. Быть в обществе женщиной или мужчиной - это не значит обладать некими анатомическими особенностями строения организма, это означает скрупулёзно выполнять предписанные обществом гендерные роли.
В отличие от психологии психология не просто изучает мужчин и женщин. В центре её внимания, прежде всего, результаты вызванные явлениями половой стратификации и дифференциации. Гендерная психология в первую очередь делает акцент на иерархичность статусов, ролей, позиций женщин и мужчин, при этом активно обсуждается проблема дискриминации и неравенства полов. Гендерная психология, как и гендерная лингвистика, в отличие от психологии пола характеризуется разными теоретико-методологическими основаниями. Например, для гендерной психологии основой является социально-конструктивистская парадигма, в то время как для психологии пола основой считается биодетерменистская парадигма.
Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами (мальчиками и девочками) давно привлекает внимание психологов. Однако систематические исследования, посвященные этой проблеме, проводятся в основном зарубежными психологами. В отечественных психологических публикациях полученные эмпирические данные о поведенческих и личностных различиях между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) представляются как вполне очевидный факт, не требующий обоснования и интерпретации.
Традиционный анализ половых различий сводился к демонстрации и доказательству характер-ных отличий мужской и женской природы при замалчивании возможной близости некоторых пси-хологических и поведенческих реакций у мужчин и женщин. Эпизодически обращаясь к проблеме половой дифференциации, психологи ограничивались констатацией "естественной" противопо-ложности мужского и женского. Взятый в более широком культурно-историческом контексте, процесс формирования полоролевых стереотипов состоит в постоянном акцентировании гормонально-биологических детерминант женского (но не мужского) социального поведения. Такая позиция психологов обусловлена глубоко укоренившимся представлением, что признак пола - это обязательное различие не только на уровне проявлений человека как индивида, но и на таких уровнях, как личность, субъект деятельности, индивидуальность.
Специальные психологические исследования, ориентированные на изучение проблемы различий между полами, искали и продолжают искать ответы на следующие вопросы:
1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?
2. Какова природа этих различий, являются ли они универсально-биологическими или отражают исторически преходящие формы полового разделения труда?
Наиболее часто в психологической литературе подчеркивается наличие различий между мальчиками и девочками (мужчинами и женщинами) в интеллектуальном, моральном развитии, мотивации достижений, сфере поведенческих проявлений. Рассмотрим имеющиеся ответы на оба вопроса в каждой из четырех сфер личностного развития: когнитивной, мотивационной, моральной и поведенческой.
Когнитивном сфера
Для ответа на первый вопрос - описания отчетливо установленных психологических разли-чий между полами - обратимся к статье Т.Н. Виноградовой и В.В. Семенова (1993), в которой про-анализированы многочисленные работы зарубежных исследователей, посвященные половым различиям в познавательной сфере. Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усред-ненным показателям интеллектуального развития не различаются, коэффициент интеллектуально-сти у них примерно одинаков. В то же время, по данным психометрических исследований, число мужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной по результатам измере-ния коэффициента интеллектуальности (IQ), заметно превосходит число женщин. Это означает, что среди мужчин больше умственно отсталых индивидов, но и больше высокоодаренных. Среди наиболее талантливых людей, получивших признание общества, как известно, преобладают мужчины. Мужчины и женщины (мальчики и девочки) отличаются не только диапазоном разброса умственных способностей. Я. Маккоби н К. Джеклин, проанализировав 1600 доступных им психологических исследований половых различий, показали, что у девочек по сравнению с мальчиками (у женщин, по сравнению с мужчинами) лучше развит вербальный интеллект. У мальчиков по сравнению с девочками (у мужчин, по сравнению с женщинами) лучше развиты зрительно-пространственные и математические способности (Maccoby Е.Е., Jacklin С.N., 1974).
Превосходство женщин в развитии речевых функций начинается с детского возраста. В 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 месяцам. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше мальчиков.
Зрительно-пространственные способности - это та сфера, где с детства лидируют мужчины. Т.Л. Хилтон в 1985 г. суммировал результаты выполнения тестов на понимание пространственных отношений большой выборки американских старшеклассников (общее число испытуемых более 23 тысяч.) и обнаружил, что юноши справлялись с ними значительно лучше девушек. Тот же автор провел сравнение с данными аналогичного исследования, выполненного 20 лет назад: различия между мужчинами и женщинами за этот период сократились. Этот факт можно объяснить следующим: либо у девушек существенно возросли зрительно-пространственные способности, либо у экспериментаторов снизилась установка найти различия в этой сфере.
Есть данные о том, что мальчики уже в 8-9 лет значительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации в пространстве, И даже у более младших детей были обнару-жены различия в понимании пространственных отношений. Кода в эксперименте шестилетних детей просили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось, что мальчики гораздо точнее справляются с заданием (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993).
Наиболее острые дискуссии среди специалистов вызывает вопрос о математических способностях. Математика всегда считалась мужской сферой деятельности, и в тестах математических способностей мужчины, как правило, превосходят женщин. По данным психометрических исследований, среди учеников начальной школы различий в уровне математических способностей не обнаруживается, эти различия начинают проявляться в подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления. Исследователи К. Бенбоу и Дж. Стенли связывают высокие достижения мужчин в математике с их врожденной способностью решать зрительно-пространственные задачи лучше женщин.
Второй вопрос, на который мы собирались ответить после описания психологических половых различий, получивших достоверные подтверждения в результате исследований, - это вопрос о природе этих различий. Все варианты возможных интерпретаций могут быть объединены в две группы: 1) влияние биологических факторов в дифференциации познавательных способностей мужчин и женщин; 2) роль социально-психологических факторов в развитии познавательных способностей.
Физиологические различия между полами столь очевидны, что некоторые исследователи попытались найти биологические основания наблюдаемых различий и в когнитивной сфере. Наиболее популярными в последние годы являются объяснения половых различий, основанные на гормональной регуляции и особенностях межполушарного распределения функций у мужчин и женщин.
Ряд авторов высказывают предположение, что половые различия в познавательных способностях связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур либо в пренатальный, либо в пубертатный период. Английский психолог Р.Л. Вудфилд сопоставлял выполнение женщинами тестов на пространственную способность до родов и после них, т.е. в периоды, когда наблюдаются выраженные гормональные сдвиги. Обнаружено, что в те моменты, когда у женщин резко снижался уровень эстрогенов (женских половых гормонов), заметно улучшалось выполнение пространственных тестов.
Наряду с этим в настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функционально специализацией мозговых полушарий. Существуют данные, что правое полушарие становится специализированным для пространственного восприятия у мальчиков раньше, чем у девочек. Результаты клинических исследований и исследований здоровых испытуемых указывают на более выраженную тенденцию к латерализации вербальных и пространственных функций у мужчин и к билатеральному представительству обоих типов функций у женщин. "В целом, биологические интерпретации половых различий в познавательных способностях не объясняют всей сложности имеющихся данных, хотя данные биологии весьма значимы, особенно когда речь идет о мозговой латерализации" (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993. С. 68).
В числе социально-психологических факторов дифференциации познавательных способностей могут быть выделены следующие:
1) определенные традиции и культурные экспектации, которые в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром интериоризуются и влияют в дальнейшем на его мотивацию, систем ценностей, степень уверенности в себе и пр.;
2) поведение родителей и педагогов, связанное с внушением детям представлений о стереотипных половых ролях, о "мужском" и "женском" типах поведения, "мужских" и "женских" профессиях;
3) явная и скрытая дискриминация женщин, которая существует в научном сообществе и мешает достижениям женщин на научном поприще.
В обществе прочно утвердилось представление, что женщины и точные науки - это несовместимые понятия. Обследовав большую выборку американских учащихся выпускного класса, Ш. Раллис и ею коллеги обнаружили, что девочки, даже успешно прошедшие курсы по математике и естественным наукам, в три раза реже выражают желание в будущем работать в этих областях. К. Бенбоу получила аналогичные результаты. Она сообщает, что из 2 тысяч математически одаренных американских учащихся 63% мальчиков и 30% девочек избирают специализацию в математических дисциплинах, кроме того, мальчики в два раза чаще избирают карьеру ученого-исследователя.
Причина этого факта заключается, скорее всего, в том, что с раннего возраста девочки привыкают к мысли, что математика - не их сфера деятельности и что вряд ли им удастся добиться здесь серьезных успехов. Сфера научной деятельности традиционно считается мужской сферой. Так, среди кандидатов наук женщины составляют 28%, среди докторов - 14%, среди профессоров, членов-корреспондентов и академиков - 1% (Калабихина И., 1995). Учебники, а также средства массовой информации рисуют образ науки и ученого, который гораздо лучше вписывается в маскулинизированную, или патриархальную систему ценностей. Воспринимается образ науки и типичного ученого - сильнейший детерминирующий фактор в выборе карьеры, но, как видно из экспериментов, соответствующий образ оказывается малопривлекательным для женщин. Действительно, женщины, стремящиеся добиться успеха в науке, сталкиваются с серьезными проблемами: их стремление к достижениям, поглощенность исследовательской работой окружающие часто расценивают как утрату женственности или как способ компенсировать неудачи в личной жизни (Женщины в науке, 1989). Эта ситуация типична практически для всех стран. Так, профессор психологии Джил Моравски пишет: "Половая асимметрия современного общества выражается, в частности, в маргинальном положении женщин-ученых, которые постоянно переживают ситуацию выбора: научная самостоятельность или личные привязанности, карьера или семья, престиж или научная истина и т.д. Положение маргинала (как в науке, так и в обществе) лишает женщину научной смелости и формулировке гипотез, препятствует воспитанию последователей и созданию научных школ" (Morawski J.G., 1990).
Таким образом, многочисленные исследования способностей мужчин и женщин в когни-тивной сфере показывают, что по сравнению с универсально-биологической социокультурная детерминация различий играет более значимую роль.
Мотивационная сфера
Исследования особенностей мужчин и женщин в сфере мотивации в основном касались изучения мотивации достижений. В 1972 г. психолог Мартина Хорнер предложила концепцию "Боязнь успеха". Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации - ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация - избегание неудачи. Женщинам и девушкам свойствен феномен "боязнь успеха". Они не хотят приобретать профессию и осваивать сферы деятельности, где преобладают мужчины. Достижение успеха в этих сферах отождествляется с активностью и мужественностью, а девушки беспокоятся, что их будут считать менее женственными, т.е. они боятся социальных последствий успеха.
В исследовании Д. Спенса и Р. Хельмрайха мотив достижения у мужчин и женщин изучал-ся в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было выявлено, что у женщин выше мотивация достижения результата, и у мужчин выше мотивация совершенствования и соревнования. У других групп испытуемых (атлеты, бизнесмены, психологи) различия между мужчинами и женщинами по мотивации достижения результата и совершенствования снизились, но по соревновательности различия оставались статистически значимыми, у мужчин мотив соревнования значимо выше, чем У женщин (Deaus К., 1985).
Различия между мужчинами и женщинами в мотивационной сфере имеют социокультурную детерминацию.
Сфера морали
Мысль о том, что добродетель каким-то образом связана с полом, что стандарты и критерии морали различны для женщин и мужчин, была центральной в этическом мышлении многих западных философов. В конце XIX - начале XX века и западных странах по этому вопросу утвердились следующие мнения: женские добродетели, которых недостает мужчинам, это сочувствие, сострадание, благожелательность, скромность; но они же - следствие того, что у женщин нет мужской рассудочности, способности действовать на основе принципов. Женщин часто считали неспособными к объективному или универсальному суждению, к разумным действиям. Они, как полагали, больше зависят от частностей и чаше, чем мужчины, поддаются эмоциям. Такие суждения основывались на мнении, что существуют системные различия между мужской и женской личностями в структуре мужской и женской психики (Гримшоу Д., 1993).
Отправной точкой работы К. Гиллиган "Иным голосом: теория психологии и развития женщин" стал анализ исследования Лоуренса Колберга о развитии моральных представлений у детей. Подобно тому, как Жан Пиаже попытался определить уровни познавательного развития детей, Л.Колберг предпринял попытку выявить ступени морального развития детей на основе их ответов на вопросы, как разрешить моральную дилемму. Высшей была признана ступень, на кото-рой при решении моральных дилемм наблюдалось обращение к усвоенным ранее правилам и принципам морали посредством логического выбора приоритетов. К. Гиллиган детально анализи-рует метод Л. Колберга на примере, когда он разбирает случаи с двумя одиннадцатилетними деть-ми - Джеком и Эми. Джека и Эми попросили решить следующую дилемму. У человека по имени Хайнц умирает жена, но у него нет денег на лекарства для нее. Должен ли он украсть лекарства, чтобы спасти жизнь своей жены? Джеку ясно, что Хайнц должен украсть лекарства; его ответ вращается вокруг правил, охраняющих жизнь и имущество. В ходе беседы он описал дилемму как "математическую задачу с людьми", как задачу, которая может быть решена при помощи логичес-кой разработки приоритетов для каких-то правил. Эми ответила совсем по-другому. Хайнцу, по ее мнению, следует пойти и поговорить с аптекарем, чтобы попытаться найти решение этой пробле-мы. Для Эми, доказывает Гиллиган, актеры в этом этюде не столько оппоненты в соревновании прав, сколько члены сети отношений, от продолжения которых они зависят. Если Джек считает, что ситуации нуждается во вмешательстве через систему логики или закона, то Эми видит необходимость во вмешательстве через связь в отношениях (Гримшоу Д., 1993).
Исходя из стереотипного представления, что процесс рассуждения у женщин более прими-тивный, чем у мужчин, Л. Колберг уверен, что в одном и том же возрасте мальчики по сравнению с девочками находятся на более высокой ступени морального развития. К. Гиллиган соглашается с тем, что мужчины и женщины на темы морали рассуждают по-разному, однако не соглашается с утверждением Л. Колберга, что уровень морального развития женщин ниже, чем у мужчин.
Как подчеркивает К. Доу, по отношению к детям разного пола в процессе социализации используются противоположные принципы морального развития. Для мальчиков - принцип индивидуализации (акцент сделан на отделении ребенка от взрослых), а для воспитания девочки используется принцип кооперации: акцент делается на привязанности и заботе о других (Deaux К., 1985). Это в дальнейшем и определяет особенности морально-нравственного развития детей в более старшем возрасте.
Отвечая на вопрос о детерминантах половых различий в сфере морального развития, можно заключить, что в этом случае имеет место социокультурная детерминация различий.
Сфера поведения
В сфере поведенческих проявлений наиболее часто подчеркиваются половые различия в проявлениях агрессии, конформности и эмпатии.
Агрессия. В исследовании необихевиористского направления (А. Бандура, А. Биллер) была обнаружена большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но авторы объясняли это разными социально одобряемыми моделями поведения.
Е. Маккоби и К. Джеклин считали агрессию единственным видом социального поведения, где явно проявляются половые различия. Опираясь на культурные и межвидовые исследования (у самцов животных агрессивность выше, чем у самок), они утверждали, что половые различия в агрессии биологически детерминированы (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974).
Уже спустя три года после выхода их книги А. Фроди со своими сотрудниками отвергли мнение о биологической обусловленности половых различий агрессивности. Женщины, по их данным, не менее агрессивны, чем мужчины, если расценивают свои действия как справедливые или свободные от ответственности за них. Присущее женщинам чувство вины часто приводит к подавлению агрессивности там, где мужчины ее не скрывают. Не лишено резона и замечание о том, что агрессивность традиционно приписывается мужчинам, служит предметом их гордости и потому гораздо чаще упоминается в самоотчетах, тогда как женщины склонны умалчивать о ней.
В целом же, полагают они, правильнее говорить не о половых различиях агрессивности, а половых различиях ее детерминации в разных ситуациях (Каган В.Е., 1991).
Т. Тайгер проанализировал 94 исследования и определил, что в 52 из них выявлено преобладание агрессивности у лиц мужского пола, в 5- у женского, а в 37 - различий вообще не найдено Следовательно, заключил он, выводы о биологической обусловленности половых различий агрессивности недостоверны.
Е. Маккоби и К. Джеклин в 1980 г. провели дополнительные исследования, что позволило им отстаивать свое мнение, высказанное ранее. Они ссылались на данные о том, что мальчики уже в 3-5 лет более агрессивны, чем девочки, а поскольку социализация в этом возрасте еще не завершена, различия следует считать врожденными (Deaux К., 1985).
Все перечисленное является иллюстрацией сложности вопроса психологии половых различий. Проблема заключается еще в том, что понятие "агрессия" не имеет более или менее четкого и однозначного определения. Многие противоречия могут быть сняты, различать стили агрессивного поведения и говорить об инструментальной агрессии; количественный критерий для описания половых различий агрессивности вряд ли можно считать адекватным.
Конформность. Проведено немало исследований, в которых получены данные, что девоч-ки в отличие от мальчиков более зависимы и боязливы. Так, например, в исследовании Б. Фагот получены факты, подтверждающие, что девочки по сравнению с мальчиками более застенчивы, не уверены в своих силах, более эмоциональны и конформны. Они легче подвергаются фрустрации, менее активны и поэтому не стремятся к лидерству. Б. Фагот обнаружила, что среди детей второго года жизни девочки в три раза чаще просят помощи родителей, чем мальчики, и родители более положительно относятся к их просьбам, чем к просьбам мальчиков (Кон И.С., 1988).
Е. Маккоби и К. Джеклин отмечают, что никакой стереотип полоролевого поведения так не прочен, как стереотип, что женщины зависимы. Эта черта в раннем детстве характерна для детей обоего пола, но закрепляется она главным образом в поведении девочек и становится устойчивой чертой личности, так как поддерживается социальными ожиданиями окружающих людей и в первую очередь родителями (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974).
Американская исследовательница психологии половых различий К. Доу, анализируя данные о более высокой конформности женщин по сравнению с мужчинами, полученные в исследовании Eccles, высказывает обоснованное предположение: конформность женщин выше, потому что их статус в обществе ниже, чем статус мужчин. В целом она подчеркивает, что фактор пола объясняет всего 1 % различий в поведении людей (Deaux К., 1985).
У исследователей половых различий конформности нет сомнений в том, что в этом случае различия имеют социокультурную детерминацию.
Эмпатия. Эмпатическая способность, при самых разных методических подходах к ее изучению, начиная с первых дней жизни более выражена у лиц женскою пола. Н. Эйзенберг-Берг и П. Массен полагают, что особенности социализации влияют на развитие эмпатии только у мальчиков. Но П. Бланк с сотрудниками нашли, что с возрастом превосходство девочек (женщин) возрастает в отношении произвольных невербальных сигналов (например, управляемое выражение лица) и снижается и отношении непроизвольных (тон, жесты). В ходе развития, считают они, женщины осознают, что слишком хорошее "прочтение" непроизвольных коммуникативных сигналов чересчур обязывает, а потому "невыгодно" (Каган В.Е., 1991). Таким образом, существует тенденция к выравниванию половых различий эмпатии по мере взросления: мальчики научаются си, а девочки отвыкают. Но полностью различия не нивелируются. Так, в работе К. Deaux (1985) указывается, что женщины лучше кодируют и лучше декодируют невербальные сигналы. В исследовании, проведенном М.Л. Бутовской (1997), было выявлено, что поведение девочек характеризуемся меньшей агрессивностью, большей склонностью к эмоциональному сопереживанию, большей концентрацией внимания на других.
Исследователи эмпатии не пришли к более или менее согласованному мнению относительно детерминации этой психологической характеристики. Ряд исследований подтверждает биологическую, ряд - социокультурную детерминацию.
Итак, анализ работ, посвященных изучению проблемы психологии половых различий, показывает, что многие различия между полами, до сих пор считавшиеся "константными" (например, уровень интеллектуальных способностей и морального развития), не нашли подтверждения в повторных исследованиях. Одни исследователи пришли к этому заключению, доказывая ошибочность или неадекватность используемых экспериментальных методов и произвольность интерпретации полученных данных. Другие попытались осмыслить половую дифференциацию как социальный процесс. Психологи этого направления стремились показать, как культурно-историческая специфика восприятия и истолкования половых различий формирует устойчивые стереотипы маскулинности-фемининности, поддерживаемые авторитетом психологической науки. Эти представители психологической науки сыграли более значительную роль в ниспровержении ортодоксальных постулатов о психологии половых различий.
Проблема психологии половых различий, вероятно, еще длительное время будет привлекать исследователей. Представляется, что более продуктивным в этом направлении может быть не поиск новых различий между мужчинами и женщинами, а концентрация внимания на фактах сходства в особенностях их личности и поведенческих проявлений. Такой подход будет способствовать реконструкции ортодоксальных представлений о феномене пола как детерминанте социальной роли и психологического поведения.