Главные герои повести И.С.Тургенева «Ася» — молодой путешественник Н.Н., от лица которого ведется повествование, его друг Гагин и сестра Гагина, Ася. Имея на руках определенные средства, Н.Н. путешествует по свету, останавливаясь там, где захочется и наблюдая за жизнью людей в разных странах. В одном небольшом немецком городке он встречает соотечественников, молодого человека, представившегося, как Гагин, и его сестру, Асю. Знакомство это перерастает в дружбу, а через некоторое время Н.Н. понимает, что влюблен в Асю.
Но однажды Н.Н. узнает от Гагина историю жизни Аси, которая оказалась сводной сестрой Гагина. Отец Гагина через несколько лет после смерти жены сошелся с ее бывшей горничной, Татьяной, которая и родила Асю. Отец Гагина был человеком благородным и предлагал Татьяне выйти за него замуж. Но она, понимая разницу их общественного положения, ответила отказом. Татьяна самостоятельно воспитывала дочь в доме своей сестры. Когда Асе шел девятый год, ее мать умерла, и Асю взяли на воспитание в барский дом. Мать воспитывала дочь в строгости, а отец ее любил и всячески баловал. Но Ася, не смотря на хорошие условия жизни в отцовском доме, помнила о своем происхождении, и противоречивость ее положения весьма сильно сказалась на ее характере.
Гагину, который периодически приезжал в гости в отцовское имение, отец не говорил правды, а представил Асю воспитанницей. И лишь перед самой смертью он рассказал сыну о том, что у него есть сводная сестра. Так двадцатилетний юноша оказался вынужден заботиться о воспитании сводной сестры, которой к тому времени исполнилось уже тринадцать лет. Он повез ее в Петербург и устроил в самый лучший пансион, в котором Ася воспитывалась до семнадцати лет. После чего Гагин вышел в отставку и уехал с сестрой в длительное заграничное путешествие, в котором они и познакомились с Н.Н.
История, рассказанная Гагиным, поначалу не повлияла на отношение Н.Н. к Асе. Но со временем он стал задумываться о своих чувствах к девушке. С одной стороны, Н.Н. никогда ранее не испытывал подобного чувства и должен был признать, что искренне влюблен в девушку. С другой стороны, открывшиеся обстоятельства ее происхождения и особенности ее воспитания ставили под сомнение возможность брака с Асей.
В определенный момент события стали развиваться стремительно. Н.Н. получил от Аси записку с просьбой о свидании. И вскоре после этого к нему пришел Гагин, сообщивший, что его сестра влюблена в Н.Н. Он пытается узнать у Н.Н., готов ли тот жениться на Асе с учетом известных ему обстоятельств. Н.Н. не дает прямого ответа, но из разговора с ним Гагин делает вывод, что о женитьбе речь не идет. Молодые люди договариваются между собой, что Н.Н. встретится с Асей для окончательного объяснения и на следующий день Гагин и Ася уедут навсегда.
Н.Н. соглашается с этим планом. Он встречается с Асей и говорит с ней о необходимости расстаться, после чего девушка уходит. После разговора Н.Н. мучают сомнения в правильности своего поступка. Он направляется в дом, где жили Гагин и Ася. Там он узнает, что девушка пропала. Вдвоем с Гагиным они безуспешно разыскивают ее. К вечеру Ася нашлась. К этому моменту измученный раздумьями Н.Н. принимает решение, что он женится на девушке. О своем намерении он решил сообщить Гагину и Асе на следующее утро.
Но утром он застал дом, где жила Ася с братом, опустевшим. Н.Н. бросается на поиски. Сначала он узнает, что они уехали в Кёльн и направляется туда. В Кёльне он с большим трудом получает сведения, что брат с сестрой уехали в Лондон. В Лондоне Н.Н. потерял след Гагина и Аси. Он более никогда не встречался с ними, но всю жизнь, которую так и прожил холостяком, он хранил записки от Аси и засохший цветок, который ему когда-то давно подарила девушка.
Таково краткое содержание повести.
Главный смысл повести «Ася» состоит в том, что сословные предрассудки нередко становились причиной крушения искренней, взаимной любви.
Повесть «Ася» учит не поддаваться сомнениям, когда речь идет о настоящем, искреннем чувстве. Не стоит и откладывать важные дела на потом. Н.Н. решил отложить до утра свое объявление о намерении жениться на Асе и, в результате, потерял свою любовь навсегда.
В повести мне понравилась Ася. Это искренняя, жизнерадостная натура, которой интересно все в окружающем ее мире. И не ее вина, что Ася появилась на свет во времена, когда были сильны сословные предрассудки. Надуманные ограничения, которые порождались этими предрассудками привели к тому, что девушке пришлось расстаться с человеком, которого она искренне полюбила.
Какие пословицы подходят к повести Тургенева «Ася»?
Куда сердце лежит, туда и око глядит.
Медлить – дело не избыть.
Старая любовь долго помнится.
Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.
Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.
История написания
Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.
По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».
По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).
Анализ произведения
Развитие сюжета
Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.
Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.
Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.
Главные герои
Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.
Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.
Господин Н.Н.
Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.
После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.
Особенности композиционного построения
Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.
В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.
Повесть «Ася» заставляет читателя еще раз задуматься о любви. Никто не спорит с тем, что любовь - самое прекрасное, возвышенное и благородное чувство на свете, но, к сожалению, далеко не всегда мы в состоянии понять, а действительно ли чувство, испытываемое нами, и есть любовь. Ведь иногда любовь оказывается совершенно непонятной и странной, как это и произошло в повести «Ася». Главный герой встречает девушку, совершенно не похожую на всех, с кем ему доводилось встречаться. Сама жизнь Аси во многом была противоречивой. Отцом девушки был знатный и богатый человек, матерью - простая служанка. Разумеется, разница в положении ее родителей не могла не сказаться на мировоззрении героини.
В повести Тургенева «Ася» писатель выражает свои нравственные искания. Все произведение удивительно чистое и светлое, и читатель поневоле проникается его великолепием. Сам городок 3. показан удивительно прекрасным, в нем царит праздничная атмосфера, Рейн кажется серебристо-золотым. создает в своей повести удивительно яркий, насыщенный колорит. Какое великолепное изобилие красок представлено в повести- «блестящий пурпуром воздух», «девушка Ася, облитая солнечным лучом».
Повесть внушает оптимизм и радостную надежду. Но развязка оказывается на удивление суровой. Влюбленные друг в друга господин Н. Н. и Ася молоды, свободны, но, как оказалось, судьба не может их соединить. Судьба Аси очень сложна, и во многом причиной того является ее происхождение. Также характер девушки нельзя назвать заурядным, она, безусловно, очень сильная личность. И вместе с тем Ася - девушка довольно странная.
Любовь к странной, но очень привлекательной девушке немного пугает молодого человека. К тому же «ложное» положение Аси в обществе, ее воспитание и образование также кажутся ему слишком необычными. Переживания героев в повести показаны очень правдиво и ярко: «Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня… мне предстояло… исполнить трудную обязанность… мысль, что я безнравственный обманщик… так и звенела у меня в голове…» Юноша стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно .
Писатель показывает чувство любви во всей красоте и силе, и человеческое чувство у него кажется похожим на природную стихию. Он говорит о любви: «Она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться». Действительно, любовь переворачивает всю жизнь. И человек не находит в себе сил, чтобы с ней бороться.
В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно, «у счастья нет завтрашнего дня…»
В повести «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.
Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель – собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».
Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”».
Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».
Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.
Повесть «Ася» считается жемчужиной литературного наследия великого русского классика И. С. Тургенева . Она была написана в 1857 году и повествует о несчастной любви господина Н. Н. к нежной и доверчивой девушке, которая была сестрой его друга. Несмотря на то, что произведение небольшое по размеру, оно отличается глубиной содержания и зашифрованным смыслом. Сначала кажется, что весь смысл в том, что главные герои расстались, не найдя общих точек соприкосновения. На самом деле, смысл повести гораздо глубже, и он затрагивает причины неудавшейся любви.
Главный герой произведения господин Н. Н. как-то на студенческой вечеринке «коммерш» в германском городе З. познакомился с двумя русскими, которые ему сразу понравились. Молодой человек представляется как Гагин , а девушка - его сестра по имени Ася . С того дня Н. Н. становится хорошим другом семьи и часто захаживает к ним в гости. Как-то от Гагина он узнает, что у Аси неполное дворянское происхождение. Её мама была крепостной и стыдилась своего происхождения, так и Ася порой вела себя неуклюже в дворянском обществе. В целом, она была веселой девушкой, могла шутить, озорничать, вести себя как капризный ребенок, но временами становилась серьезной барышней.
Эта импульсивность немного пугала Н. Н. Поэтому, когда Ася открыто объявила о своих чувствах, он засомневался в возможности этого союза. Сомнения, как известно, худший враг в любом вопросе, тем более в вопросах любви. На мой взгляд, именно из-за предрассудков, слабого характера и неверия в себя Н. Н. упустил такую девушку, как Ася. И именно поэтому повесть закончилась печально. Со временем главный герой осознал свою потерю. Ведь он так никогда и не встретил девушку, хотя бы отдаленно напоминающую ему Асю. До конца жизни он хранил записки, которые она ему писала.
Есть вероятность, что уже тогда между Асей и Н. Н. были взаимные чувства, но он колебался. Гагин тоже считал, что он не решится на серьезные отношения. Одна только Ася до конца верила в возможность их личного счастья. Она была исключительным человеком с чистой душой и неординарной судьбой. Во время их свидания в домике фрау Луизе она оказалась в объятиях Н. Н., но он вместо того, чтобы открыться навстречу, упрекнул ее в чрезмерной откровенности. После этого он Асю больше не видел. Она сбежала в неизвестном направлении, а все его поиски оказались тщетны.
Повесть Тургенева стала еще одним доказательством того, что любви нужно отдаваться всецело, оставляя позади все сомнения и страхи. Счастье не терпит промедления. Для того чтобы любовь всегда оставалась в наших сердцах, достаточно полюбить. Но для того чтобы любимые были всегда рядом, нужно внимательно слушать свое сердце.