Роман «Война и мир» - крупнейшее произведение мировой литературы. В нем одном сочетается прекрасное изображение исторических событий, великолепно изображена «диалектика души», с большой точностью показаны исторические личности и, наконец, отлично описаны несколько совершенно разных семей. Вообще весь роман протекает по нескольким параллельным сюжетным линиям, так или иначе переплетающимся.
Значит, и главных героев в романе несколько. А именно: Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский. У Пьера семья не очень большая: сестры, дочери его отца и его жена, которую он никогда не любил. Семья Ростовых гораздо больше, но нас интересует семья князя Андрея Болконского. Она поменьше семьи Ростовых, но это не уменьшает интереса к ней читателя и автора. Наоборот, быт и уклад этой семьи описывается даже больше. Первый раз мы сталкиваемся с семьею Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой. Уже с этого момента становится многое понятно об этой семье, о всех ее членах, начиная старым князем и заканчивая m-lle Bourienne. Прежде чем начать описывать членов семьи, следует сказать, что каждый в семье Болконских чем-то по-своему особенный. Если провести параллель с Ростовыми, то сразу можно сказать: это совершенно разные люди.
Ростовы - простые дворяне: добродушный отец, добрая мать, великодушный сын, беззаботные дети. Здесь же все совершенно иначе. Диктатор отец, покорная дочь, боязливая невестка и независимый сын. Образно можно представить себе Болконских как треугольник, на одной вершине которого находится отец, князь Николай Андреевич Болконский, на другой вершине Андрей, а на третьей - княжна Марья Болконская с Лизой, женой князя Андрея. Это три группы, три совершенно противоположные ячейки (если так можно назвать одного-двух человек) в семье.
К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой: князь стал уже стар, более ворчлив и придирчив к своей дочери. Все чаще на нее сыпался его беспричинный гнев, и он чуть не довел ее до побега из дома и скитаний. К княжне Марье постоянно приходили божьи люди, которых старый князь всегда прогонял и за что всегда злился на дочь. Вообще князь полностью отрицал в людях праздность и религию; эти две неотъемлемые детали того времени были запрещены в империи князя Болконского, самому ему праздники заменяла работа за станком, а веру - постижение вершин математики. Такой же он хотел видеть и княжну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры с ней, хотя это и ссорой назвать сложно, ведь княжна всегда была в роли защищающейся, она никогда не посмела бы сама развязать с отцом ссору. И вот, в 1812 году, когда силы Наполеона были на подступах к Смоленску, а значит, и к Лысым Горам, князь решил создать свое ополчение, что закончилось для него ударом, который стал причиной его скорой смерти. И именно смерть заставила князя Болконского извиниться наконец перед дочерью. Таким образом и заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Болконского. А что же Андрей? Ведь именно он является одним из трех главных героев романа-эпопеи. Он, конечно же, тоже сын князя Болконского, но его окружение сильно отличается от его семьи. Он сам по себе великолепная, прекрасно показанная личность. Человек чести, независимый, ведущий правильный образ жизни, патриот, хороший друг и советчик - таковым он и остается на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге, где мы впервые с ним знакомимся, до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти около Наташи. В то же время и у князя Андрея есть что-то противоречивое, как и у его отца: его стремление к славе. Это не очень сочетается с его основными положительными качествами. Но вот наступил переломный момент в его жизни, когда он понял, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Горами». Это эпизод ранения под Аустерлицем, это небо Аустерлица - один из красивейших эпизодов всего романа, незабываемый по своей художественной красоте и мощи. Автор показал в нем свое умение проникать в состояние и души героев: «... совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»
Таким образом природа в романе стала фоном, на котором проходили важные моменты жизни князя Андрея, когда он стоял перед принятием жизненно важных и в силу характера правильных решений. Он стал жить в имении Богучарово и заниматься чисто хозяйственными делами. Все изменила опять красота окружающего мира, а именно дуб, простой старый дуб: «...на краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанною корой [...] только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. "Весна, и любовь, и счастие! - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!.."» А потом, после невольно услышанного восторженного разговора двух девушек, пробудившего в нем какие- то другие, восторженные чувства, князь Андрей увидел новую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. [...] "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год..."» Таким образом, жизнь князя Андрея дважды радикально меняло состояние природы, вся ее красота и мощь.
О семье Болконских нельзя говорить, как о чем-то едином, поскольку все в ней совершенно разные. Семья Болконских - наиболее интересна в романе как с художественной точки зрения, так и с чисто читательской, поскольку всегда интересно читать о людях, столь различных, но тем не менее живущих в одной семье.
В романе «Война и мир» изображение ис-торических событий, «диалектики души» со-четается с описаниями нескольких совер-шенно разных семей, их судеб.
В семье Болконских каждый — личность.
Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то есть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошо знаком. Несмотря на отмену запрета выезда из деревни, которую он по-лучил от нового императора Александра, он никуда уезжать не собирался, поскольку Лы-сые Горы были настоящей его империей, а он был в них императором, более того — самодержавным диктатором. «С людьми, ок-ружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы до-биться самый жестокий человек». Но был та-кой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал и кото-рого князь уважал, несмотря на простое про-исхождение. Он не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже, чем они. «За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу». Это, бесспорно, более чем странно, если обра-тить внимание на его отношение к дочери и слугам.
То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится на m-lle Bourienne в ответ на просьбу князя Андрея на благослове-ние на свадьбу с Наташей Ростовой. Это каза-лось абсурдом, но князь действительно стал приближать француженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше.
Робкая, тихая, не принесшая никому зла, жена князя Андрея умирает. «Часа через два после этого князь Андрей тихими шагами во-шел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отво-рилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок». Даже он, суровый князь Болконский, успел очень привязаться к маленькой княгине. После ее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой успела стать для нее княгиня Болконская. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lle Bourienne и с Жюли Курагиной. Лишь в самом конце она находит долгожданное счастье — Николая Ростова.
К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой, князь стал еще более ворчлив и придирчив к своей дочери. Княжна Марья набожна, а князь полностью отрицал праздность и рели-гию. Эти две неотъемлемый детали того вре-мени были запрещены в империи князя Бол-конского, самому ему праздники заменяла ра-бота за станком, а веру — постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княж-ну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры. И вот в 1812 году, когда Наполеон был на подступах к Смоленску, а значит и к Лысым Горам, князь умирает и перед смертью про-сит прощения у дочери. Так заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Бол-конского.
Князь Андрей — один из главных героев романа. Человек чести, независимый, патри-от, хороший друг и советчик — таков он на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти. В то же вре-мя и князь Андрей проходит через противо-речия, как и его отец: ошибкой было его стремление к славе.
Перелом наступает после Аустерлица, ког-да он говорит, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Го-рами». Небо Аустерлица — первая вершина на пути князя Андрея. Эпизод выписан с нео-бычайным мастерством, тонким психологиз-мом: «...совсем не так ползут облака, поэто-му высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пус-тое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, ус-покоения. И слава Богу!..»
Природа изменила жизнь князя Андрея, и после этого он стал вести совсем другой образ жизни: поселился в имении Богучарово и занялся чисто хозяйственными делами. И вновь все изменила красота окружающего мира — князь Андрей увидел старый дуб: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой... только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и лю-бовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!..» А по-том, возвращаясь, князь Андрей увидел но-вую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь: «Старый дуб, весь пре-ображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...» Андрей Болконский — герой ищущий, изменяющийся и потому по-ложительный у Л. Н. Толстого. Своей по-следней вершины он достигает на Бородин-ском поле, и автор сопоставляет как равные величины апофеоз духа князя Андрея и побе-ду всего русского народа, частью которого Болконский ощутил себя в сражении.
И старый князь, и Андрей, и Марья Болкон-ские — каждый из них интересен автору по-своему, каждый представляет определенный тип, но их объединяет особая духовность, носителями которой в романе являются лишь немногие герои. И можно сказать, что семья Болконских — отдельный, духовный центр романа «Война и мир».
Состав семьи: Андрей Николаевич Болконский, Лиза Болконская, Марья Болконская, Николай Андреевич Болконский, Николенька Андреевич Болконский
Андрей Николаевич Болконский
Имя Андрей переводится как «мужественный», он верный друг, достойный соперник. В начале произведения князь Андрей женат на Лизе, но этот брак не приносит ему счастья, он тяготит его, поэтому он уходит на войну. Князь Андрей возвращается с войны в день родов жены, день рождения Николеньки совпадает с днем смерти матери. После длительной депрессии он влюбляется в Наташу Ростову, после ее отказа выйти замуж он полностью посвящает себя службе и после ранения умирает.
«Князь небольшого роста, красивый молодой человек с определенными сухими чертами». У него усталый, скучный взгляд и тихий мерный шаг. Ему 32 года. Андрея Болконского отличает сдержанность, гордость и честь, патриотизм, независимость.
Николай Андреевич Болконский
Имя Николай пришло к нам из древней Греции, от греческого «ника» - победа, «лаос» - народ, то есть Николай - «победитель народа». Отчество говорит о том, что человек эмоционален и обладает хорошим воображением. Род Болконских - род потомственных военных, а военное дело подразумевает подчинение, строгость, точность, жестокость.
Князь Николай Болконский носил звание генерала-аншефа, такое же, какое в то время было у Кутузова, но потом был отставлен от службы за прогрессивные взгляды. Он отец двоих детей - Марьи и Андрея. Матери у них не было, она рано умерла, все основное воспитание детей легло на плечи отца, отец всегда был идеалом для своих детей.
Николай Андреевич был невысокого роста, с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями. «Ходил в кафтане и пудре в напудренном паричке…» глаза у него умные и молодые, был невысок.
Это очень сухой, деятельный человек, не выносящий глупости и суеверия, у него все расписано по минутам и никогда нет изменений в распорядке дня. Он горд, умен, находчив, патриотичен, сдержан. Для него характерны единство слова и дела, убежденность, сила воли. Он успевает делать все запланированные дела, он уверен в завтрашнем дне, его дела идут в гору, он знает как тратить деньги, поэтому обладает большим состоянием.
Марья Николаевна Болконская
Имя Марья означает «отвергнутая», «печальная», девушки, с таким отчеством обладают сложным характером, они упрямы, настойчивы, ответственны. У нее натянутые отношения с отцом, потому что в их семье строгий режим, отец контролирует все действия дочери, но при этом любит ее, хотя открыто это не демонстрирует, занимается ее образованием, преподает ей математику, хочет научить ее мыслить и анализировать.
Внешность: У Марьи большие, грустные и красивые глаза, худое некрасивое и слабое тело, ей примерно 23 года. Пусть она не была наделена яркой внешностью, но зато обладала высокими духовными качествами, была религиозной и порядочной. На первом месте у нее была семья, она сильно была привязана к родительскому дому. У нее почти не было друзей, потому что она редко покидала приделы дома, она переписывалась с Жюли Курагиной, с нетерпением ждала от нее писем.
Марья Болконская была влюблена в Анатоля Курагина, он хотел жениться на ней из-за денег, но, к счастью, их брак не состоялся. Настоящую любовь Марья обрела с Николаем Ростовым, в последствие она стала счастливой матерью.
Лиза Болконская
Имя Лиза переводится как «почитающая Бога». Лизу в обществе называли «маленькая княгиня», она была беременной, полненькой, маленькой, привлекательной женщиной. У нее была вздернутая губа и темные волосы.
Ее судьба складывается так, что она совсем молодая погибает в родах, она была общительной, энергичной и живой, она чувствовала, что князь Андрей охладел к ней, до его ухода на войну, она не раз говорила, что чувствует, что умрет во время родов.
Николенька Болконский
У него такая же вздернутая губа, как и у матери, темные волосы, он получил прекрасное воспитание в семье Болконских, княжна Марья заменяла ему мать. В эпилоге ему 15 лет.
Символы семьи Болконских: имение в Лысых Горах, генеалогическое древо, особенности воспитания, строгий распорядок дня, неприязнь высшего света, патриотизм.
Вывод: В семье Болконских преобладает сдержанность отношений, но при этом их естественность, патриотизм, близость к народу. В этой семье особое внимание уделяется образованию, все члены этой семье высокоинтеллектуальные и трудолюбивые личности, они отвечают за поступки и слова.
“Война и мир” -- русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л.Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 годы. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная, семейная жизнь героев. Толстой считал, что семья - это ячейка мира, в которой должны царить дух взаимопонимания, естественности и близости к народу.
В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.
Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.
Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.
Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества “ростовской породы”. Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям.
Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.
В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.
На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.
Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому “присягал”. Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками -- лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность. Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. “Твоя дорога-- дорога чести”,-- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.
Марья Болконская очень любит своего отца и брата. Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа. роман толстой семья национальный
И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим -- гибелью Пети.
В романе показана еще одна семья. Это Курагины. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии, безнравственности. Они используют людей для достижения своих эгоистических целей. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни -- удовлетворение своих низменных желаний, Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Во время войны они ведут все ту же салонную жизнь, рассуждая о патриотизме.
В эпилоге романа показано еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер aи Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношении к самым близким людям.
Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские.
Кораблина Ирина, Лазаренкова Евгения
В реферате дается сравнительный анализ любимых семей автора.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реферат по литературе
на тему:
Семья Ростовых и семья Болконских в романе
Л.Н. Толстого "Война и мир"
Выполнили: Кораблина Ирина,
Лазаренкова Евгения,
Ученицы 10 «Б» класса
Руководитель: Лиманская Ирина Анатольевна,
Учитель литературы МБОУ СОШ №7
Г.Сальск
- Взгляды Л.Н.Толстого на взаимоотношения близких людей в романе «Война и мир».
- Душевность семьи Ростовых.
- Духовность семьи Болконских.
- Два разных идеала.
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Для Льва Толстого семья - это та среда, которая дает человеку все начала в жизни, воспитывает его. По-разному представлены семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких. Они отличаются не только степенью знатности и родовитости, но и совершенно различными укладами жизни - то есть привычками, обычаями, взглядами. Свои взгляды на взаимоотношения близких людей, на семейное устройство Лев Николаевич Толстой показывает на примере семей Ростовых и Болконских.
В семье Ростовых можно заметить атмосферу радушия, любви и доброжелательности, так как "в доме Ростовых любовный воздух". Граф и графиня – добрые и простые люди, всей душой и сердцем открытые детям. Они рады каждому, кто приходит к ним. В семье все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Все дети чувствуют родительскую нежность и ласку. Наташа - искренняя, бескорыстная, очаровательная девочка, готовая любить весь мир. Младший сын Петя - добрый, честный. Соня - девушка нежная и чувствительная. Несмотря на то, что она не родная дочь в этом доме, ей здесь уютно, потому что ее так же трепетно любят, как и других детей. Все члены семьи Ростовых необычайно близки друг другу. Толстой показывает нам эту семью и в тяжелые минуты их жизни, когда их судьбы тесно переплетаются с судьбами тысяч русских дворянских семей во время войны 1812 года.
Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства: патриотизм, духовную и душевную щедрость, отзывчивость, искренность, готовность прийти на помощь. Семье Ростовых не присуще лицемерие и ханжество, поэтому все здесь любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их желания. Двери московского дома графини Ростовой были всегда широко открыты для званых и незваных гостей.
В большой семье Ростовых главой является Илья Андреевич - московский барин, добрейший человек, боготворивший свою жену, обожающий детей, довольно-таки щедрый и доверчивый. Несмотря на то, что его материальные дела находятся в расстроенном состоянии, так как он совершенно не умеет вести хозяйство, Илья Андреевич не мог ограничить себя и всю свою семью в привычной роскоши. Сорок три тысячи, проигранные сыном Николаем, он заплатил, как ни тяжело ему было это сделать, ведь он очень благороден: собственная честь и честь детей для него превыше всего.
Вот в такой дружной и доброжелательной семье выросла Наташа. Она похожа на мать и внешне, и по характеру так же как и мать проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца: доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Очень важное качество Наташи естественность. Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом Толстой видел главное назначение женщины, а истоки преданности и доброты, бескорыстия и искренности он видел в семейном воспитании. Любимица всей семьи, Наташа Ростова тонко чувствует добро и правду, красоту человеческой души, русскую природу.
Еще один член семьи Николай Ростов. Его душа проста, честна и порядочна. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. На наших глазах происходит возмужание характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества.
В образе Ростовых Толстой воплотил свои идеал о крепости семьи, нерушимости родового гнезда, дома. Все семейство Ростовых - это воплощенная любовь. Беды и горе, выпавшие на долю Ростовых, не озлобили их. Близость к народу и душевная порядочность составляют суть этой семьи.
В романе описана и другая семья. По духу своему она во многом противоположна Ростовым, но столь же любима писателем. В семье Болконских царит атмосфера напряженной внутренней жизни, несколько суровой.
Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николушка. Болконские - люди деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света.
Каждый в семье чем-то по-своему особенный. Глава семьи, князь Николай Андреевич, со всеми окружающими людьми был резок, и поэтому, не быв жестоким, он вызывал к себе страх и почтительность. Больше всего он ценит в людях ум и деятельность. Поэтому, воспитывая свою дочь, он пытается развить в ней эти качества. Старый князь был русским барином, в нем проявлялось иногда самодурство и деспотизм. Гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству своему сыну. И сын, и отец Болконские разносторонне образованные. Старый князь Болконский никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью, очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни.
Андрей - высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое предназначение.
Князь Андрей прошел сложный жизненный путь: от эгоистических стремлений к личной славе до понимания необходимости всеобщей любви и всепрощения. Он заботится на войне о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в ответ на это в полку его называли «наш князь».
Княжна Марья умна, романтична, религиозна. Она живет в постоянном бессознательном ожидании семейного счастья и любви. Она покорно переносит все издевки отца, смиряется со всем, но не перестает сильно его любить. Княжна Марья не отличалась внешней красотой и изяществом, но она покоряла людей светом «лучистых глаз», своей духовной красотой, высокой нравственностью. «Душа графини всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».
Болконские - истинные патриоты. Старый князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этому всей душой. Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нем развито очень сильно. Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как мог остаться при особе государя.
Третье поколение Болконских - Николушка, сын Андрея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Безухова, говорит себе: "Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен..."
Основы семьи, по Толстому, строятся на любви, труде, красоте. Когда они рушатся, семья становится несчастливой и распадается. И все же главное, что хотел сказать Лев Николаевич Толстой о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, где все тебе дороги и ты дорог всем, и где тебя все время ждут.
Итак, перед нами два типа отношения к миру, к людям, бытующие в семьях Болконских и Ростовых. Толстой постоянно сталкивает их на страницах своего романа. С особой силой противоречие этих двух образов жизни выразилось в отношениях князя Андрея и Наташи. Эти герои, такие разные, тянутся друг к другу и через страдания, ошибки, учатся понимать друг друга. Но их любовь не увенчалась земным счастьем. Толстой награждает семейным счастьем княжну Марью и Николая.
Толстой сплетает судьбы Ростовых и Болконских, подвергая их испытаниям любовью, войной, утратой близких. И его любимые герои достойно выдерживают эти испытания. Так или иначе, эти две семьи - противопоставлены друг другу и в то же время едины. Это некий идеал отношений, изображенных Толстым.
Список использованной литературы:
Большая школьная энциклопедия под ред. Бесносова Э.Л., Ивановой Ю.А., Козмирчук О.Ю., Шаповал С.А., том 2,
М: Русское энциклопедическая товарищество, 2003. – 704 с.
Адреса в Интернете: