И.С. Тургенев широко известен как один из лучших писателей, воспевших красоту родной природы. Чуткий и тонкий художник, Тургенев ярко рисует красоту даже самого простенького пейзажа, показывает, как красота природы влияет на душевное состояние героев.
В повести «Ася» И.С. Тургенев описывает природу Германии, на берегах Рейна, где развивается действие. Герой не любит, как он признается, красот природы: «необыкновенных гор, утесов, водопадов». Однако он не остается равнодушным к неброской прелести старинного городка и летнего вечера на берегу Рейна. «Я любил бродить тогда по городу: луна, казалось, пристально глядела на него с чистого неба; и город чувствовал этот взгляд и стоял чутко и мирно, весь облитый ее светом, этим безмятежным и в то же время тихо душу волнующим светом. Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом, …виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград…, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь поневоле все глубже и глубже дышала, и слово «Гретхен» …так и просилось на уста». Этот пейзаж навевает на героя романтические мысли о любви, о счастье.
На фоне пейзажа гор, уютных домиков с черепичными крышами, обвитых виноградными лозами, происходит общение героя с Гагиным и Асей. Ася любит карабкаться по крутым тропинкам в развалинах старинной башни, и даже местная старушка восхищена ее ловкостью. А прощание героев при переправе через Рейн тоже наполнено таинственностью и романтическими мечтами: «лунный столб… тянулся золотым мостом через всю реку». Кстати, Ася тоже великолепно чувствует красоту и гармонию пейзажа: именно она кричит Н.Н.: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили».
Еще одним символом природы стала маленькая статуя мадонны с пронзенным сердцем, печально выглядывавшей из ветвей огромного ясеня на крутом берегу реки. Там любил сидеть, мечтая, герой, и мимо этого же места проезжает он, мысленно прощаясь с памятными для него местами. Как и скала, с которой, по преданию, Лорелея бросилась в воду от несчастной любви, эти места напоминают героям о чьих-то трагедиях и служат поводом задуматься о собственных чувствах и жизни.
Другие работы по теме:
Нет сомнений в том, что Тургенев знал до тонкостей психологию интеллигента, воспитанного в атмосфере романтико-философской настроенности. Еше до "Рудина" он изобразил смешные стороны этого типа в повести "Андрей Колосов", в рассказах "Татьяна Борисовна и ее племянник" и "Гамлет Щигровского уезда" ("Записки охотника").
Больше пятидесяти лет русский писатель Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы. По словам самого Тургенева, он «в течение всего этого времени... стремился воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом его наблюдений».
В творчестве И.С. Тургенева выделяется целая галерея образов, условно названных «тургеневскими девушками». Это, как правило, героини незаурядные, с богатым внутренним миром, полные искренности, любви и самоотверженности. Одна из таких «тургеневских девушек» – Ася, героиня одноименной повести.
Автор: Тургенев И.С. «Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин.
Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта.
Герой повести «Ася» И.С. Тургенева – молодой человек двадцати пяти лет, от лица которого ведется повествование. Надо отметить, что рассказчик гораздо старше, он просто вспоминает свою молодость и ту историю любви, которая с ним случилась.
И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.
«Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы.
Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».
Судьба Герасима (по повести И.С. Тургенева "Муму") Автор: Тургенев И.С. Герасим был "самым замечательным лицом". Автор писал о нем: "Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения".Одарен он необычайной силой. Работал за четверых- всё спорилось в его руках.Вот чем отличался Герасим от другой челяди барыни, которая побаивалась его.
Автор: Тургенев И.С. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Образ Петербурга в изображении Н.В.Гоголя (цикл "Петербургские повести")
Харктеристика образов мальчиков ("Бежин луг") - Федя, Костя, Павел Автор: Тургенев И.С. В повести Тургенева "Бежин луг" повествование ведется от лица охотника Ивана Петровича. Ближе к ночи он, заблудившись, забрел на Бежин луг, где встречает пять деревенских мальчишек. Охотник, слушая их разговор, выделяет у каждого мальчика свои особенности и замечает их даровитось.
Описание Павлуши и Илюши (по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг") Автор: Тургенев И.С. В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» говорится о том, как охотник заблудился в лесу и набрёл на Бежин луг. Он увидел пять мальчиков Илюшу, Павлушу, Ваню, Костю и Федю. Они стерегли табун, сидя вокруг костра и рассказывая разные истории.
В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних проявлений, не в интриге, а в сложном мире человеческой психологии, в конечном счете определяющей истинный драматизм отношений между людьми.
Мое восприятие повести И.С.Тургенева "Ася" Автор: Тургенев И.С. Недавно я прочитала повесть Ивана Сергеевича Тургенева "Ася". Я не знала о чем она и, увидев название, подумала, что речь будет вестись от лица главной героини - Аси. Но, как видно, я ошибалась.
Образ тургеневской девушки в повести "Ася" Автор: Тургенев И.С. Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно-либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога, появились в повести «Ася», в которой автор, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма.
Моё прочтение повести "Ася" Автор: Тургенев И.С. Великий русский писатель Тургенев Иван Сергеевич плыл в лодке по реке Рейн мимо небольшой развалины и увидел двухэтажный домик. Из окна нижнего этажа смотрела старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Он стал придумывать, кто эта девушка, какая она, какие её отношения к старухе.
Анализ очерка И.С. Тургенева "Бирюк" Автор: Тургенев И.С. Я решила проанализировать произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк». Оно состоит из нескольких связанных между собой эпизодов, включающих описание природы и крестьянского быта. Портретные характеристики и речь героев, составляют большую развернутую картину, которая дает возможность представить нищенское существование зависимых от господ крепостных.
Тема любви в повести И.С. Тургенева “Ася” Читая повесть И.С.Тургенева “Ася” мы видим, что когда Ася влюбилась в Н.Н., то она готова была забыть о себе. Автор пишет, что для её любви “нет завтрашнего дня”. К тому же у неё “ни одно чувство не бывает вполовину”.
Мнение читателя: противоречие между читательскими ощущениями и эмоциями по поводу "Аси" и высказанными Чернышевским положениями. Причины критического отношения Чернышевского.
Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” изобилует описаниями природы, самых разных характеров и социальных типов. Невозможно представить себе какое-либо художественное произведение без окружающей его героев атмосферы.
Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения.
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.
Анализ двенадцатой главы повести И.С. Тургенева " Первая любовь". Автор: Тургенев И.С. Повесть " Первая любовь"- автобиографическое произведение Тургенева. Прототипом молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш покорный слуга".
Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. Мнения и суждения Тургенева... дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.
«Когда я перевернул последнюю страницу повести И. С. Тургенева "Ася", у меня появилось ощущение, что я только что прочел стихотворение или услышала нежную мелодию» - так отзываются многие об этой повести.
В повести И.С. Тургенева «Ася» рассказывается история главного героя, которого автор условно называет Н.Н. Повествование ведется от лица Н.Н., и читателю ясно, что речь идет о событиях прошлого. Герой теперешний, повзрослевший и многое переживший, критически относится к себе тогдашнему, двадцатипятилетнему.
Самое главное в произведение - это поэтизация любви как самого прекрасного, возвышенного чувства, любви как вечной человеческой ценности. Талант и мастерство Тургенева позволяют нам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполне акт
Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883), русский писатель, член – корреспондент Петербургской АН (1860).
Цели урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе повторения признаков однородных членов предложения; закрепление умения постановки знаков препинания при однородных членах.
Планируемые результаты:
1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и
рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.
операции анализа, сравнения, обобщения).
3. Предметные: организовать поисково-исследовательскую работу учащихся по лингвистическому анализу литературного произведения;активизировать знания учащихся об однородных членах предложения; совершенствовать навыки общения, вовлечь в активную деятельность, формировать культурно-эстетические навыки, воспитывать внимательных читателей, чутких к художественному слову, любящих и понимающих природу.
Тип урока: урок- исследование; интеграция русского языка и литературы
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
Таблица “Функции пейзажа в литературном произведении”.
Репродукции картин русских художников.
Карточки-задания с примерами описания природы из повести “Ася”.
Эпиграф:
Человека не может не занимать природа, он связан с нею
тысячью неразрывных нитей: он сын её!
И.С.Тургенев.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
И.С. Тургенев говорил: “Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!..” Эту связь с природой – “тысячью неразрывных нитей” - мы ощущаем постоянно на протяжении всей жизни: она и в смене времён года, и в строгой последовательности периодов человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, и во влиянии на физическое и психическое состояние человека, и в экологической обстановке, так грозно заявившей о себе в последнее время.
Природу мы ощущаем и в особой гармонии музыкальных звуков, и в неповторимом колорите живописных полотен, и в лирических описаниях художников слова. Но не всегда мы, к сожалению, способны понять её, раскрыть свою душу навстречу её величию и красоте.Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в этом.
2. Сообщение учащегося . С самого начала своего творчества, начиная с “Записок охотника”, И.С. Тургенев прославился как мастер пейзажа. Его пейзажные зарисовки не просто высоко художественны, натуралистически верны и подробны, но и всегда “не случайны” в тексте произведения. Кисть мастера - художника слова - удивительно талантлива. Разнообразны и неповторимы все комбинации изобразительно-выразительных средств языка, используемые писателем в пейзажных зарисовках. Пейзаж в его произведениях всегда играет совершенно определенную роль. Он то лирический, то социальный, то романтический, то психологический, когда внутренний мир героев воссоздается не прямо, а через отношение к природе. Вечна Жизнь и вечна Любовь, и вечна Природа, которая сильнее смерти
Для И.С. Тургенева два слова: “Писать” и “Любить” останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо вместе с 40-летним мужем французом Виардо приезжает из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидает головокружительный успех, “всеобщее опьянение восторга”. Замечательно, что более чем через тридцать лет после первых встреч с Виардо, Тургенев начал одно из своих чудных стихотворений в прозе строками стихотворения поэта Метлева, с которым три десятилетия назад восхищался Полиной Виардо и ее бархатным изумительным голосом.
Прежде чем мы начнём работу с текстом, послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева “ Как хороши, как свежи были розы…”.
3. Чтение стихотворения “Как хороши, как свежи были розы…” - Скажите, что вы увидели или услышали? О чём это стихотворение? - Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль играет пейзаж в повести И.С.Тургенева “Ася”. Анализируя эти отрывки, мы повторим признаки однородных членов предложения и сделаем вывод об использовании однородных членов предложения в художественном тексте.
4.Вопросы к учащимся:
1) Что такое пейзаж? (Пейзаж - описание природы в художественном произведении.)
2) Какова роль пейзажа в художественном произведении? (Фон, на котором развиваются события; помогает передать состояние героя.)
3) С какой целью Тургенев вводит в повесть пейзаж? (Пейзаж в произведении является не просто фоном, на котором происходит развитие событий; природа помогает писателю передать внутреннее состояние героя; его переживания.)
4) Как вы думаете, почему И.С. Тургенева называют мастером в создании пейзажа? (У Тургенева пейзаж психологический: с помощью описания природы писатель передаёт внутренний мир героя.)
5. Поисковая деятельность. Работа с текстом. Задание.
Найдите во 2 главе описание природы. Прочитайте первый отрывок, соблюдая правильную интонацию. Выпишите предложение с однородными членами и проанализируйте его по следующей схеме:
а) подчеркните однородные члены;
6) определите смысловые отношения между однородными членами;
в) объясните постановку знаков препинания;
г) составьте схему предложения.
Первый отрывок.
1) С обеих сторон, на уступах, рос виноград; солнце только что село, и алый топкий свет лежал на зеленых лозах, на высоких тычинках, па сухой земле, усеянной сплошь крупным и мелким плитняком, и на белой стене небольшого домика, с косыми черными перекладинами и четырьмя светлыми окошками, стоявшего на самом верху горы, по которой мы взбирались.
Второй отрывок.
Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката.
2) Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля.
3) Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха.
4) Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте.
Третий отрывок.
5) День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом, ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.
Гагин велел принести бутылку рейнвейна; мы её роспили не спеша. Музыка по-прежнему долетала до нас, звуки ее казались слаще и нежнее; огни зажглись в городе и над рекою. Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула, а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; я, однако, видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном.
6) Наконец луна встала и заиграла по Рейну; всё осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском.
7) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным, душистым теплом, повеяло от земли.
Зачитайте другие картины природы. Что изобразил писатель?
Какие изобразительно-выразительные средства использует Тургенев для описания природы?
Что можно сказать об использовании в описании однородных членов?
6.Работа с таблицей “Функции пейзажа в литературном произведении”.
Функции пейзажа в литературном произведении.
1) способствует созданию образа лирического героя;
2) служит одним из средств создания местного колорита;
3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;
4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;
5) является источником философских рассуждений писателя;
6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
7) служит средством характеристики социальных условий жизни;
8) может приобретать символическое значение.
Какие из данных функций выполняет пейзаж в повести “Ася”?
7.Физкультминутка.
8.Задание для проверочной работы.
Учащиеся получают карточки с заданием по русскому языку:
вставить пропущенные знаки препинания,
подчеркнуть основы предложений и однородные члены предложения.
составить схемы предложений.
Примеры предложений из текста для проверочной работы:
1. Я спал дурно и на другое утро встал рано привязал походную котомочку за спину и объявив своей хозяйке чтобы она не ждала меня к ночи отправился пешком в горы, вверх по течению реки, на которой лежит городок 3.
2. Я прошёл мимо куста где пел соловей я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и моё счастье.
3. Впрочем, я старался о них не думать; бродил не спеша по горам и долинам засиживался в деревенских харчевнях мирно беседуя с хозяевами и гостями или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака, благо погода стояла удивительная.
4. Шепот ветра в моих ушах тихое журчанье воды за кормою меня раздражали и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков.
5. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на небо то на виноградники.
6. Гагин добрался до знакомой уже мне долины присел на камень и начал срисовывать старый дуплистый дуб…
7. Природа действовала на меня чрезвычайно но я не любил так называемых её красот необыкновенных гор утёсов водопадов…
Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку. Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы. Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым... Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал...
Я был счастлив.
Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. – Разве я не влюблен?” Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул, как дитя в колыбели.
Рефлексия:
Как заканчивается 2 глава?
Какие чувства испытывает герой?
Как описание природы помогает передать состояние героя?
Какие функции выполняет пейзаж в повести “Ася”?
Каково значение пейзажа в литературном произведении? В чём своеобразие тургеневского пейзажа? (Своеобразие пейзажных картин Тургенева заключается в особой лиричности, задушевности, свойственной его писательскому стилю.)
Домашнее задание. Подготовка к сочинению
Урок: Роль пейзажной зарисовки в повести И.С. Тургенева «Ася»
Цель: 1. Образовательная - расширить и углубить для учащихся понятие «пейзаж в
литературном произведении»;
2. Развивающая - формировать навыки анализа содержания художественного
текста;
3.Воспитательная - суметь увидеть красоту и одухотворённость природы,
оценить её влияние на внутренний мир человека.
Ход урока:
I. Слово учителя.
Мы заканчиваем разговор по творчеству И.С. Тургенева, подводим итоги бесед, споров по повести «Ася». Хотелось бы, чтобы важное замечание, сказанное на первом уроке о том, что писатель был человеком чутким к поэзии и красоте природы, не осталось незамеченным.
В повести «Ася» немало пейзажных зарисовок. Зная «золотое правило» единства художественного мира произведения, мы не можем не задаться вопросом: «Зачем писатель обращается к состоянию природы? Какую роль играют пейзажные зарисовки в повести «Ася»?
II. Сконцентрируем своё внимание на X главе повести. Прочитаем её. Она невелика.
(Подготовленный ученик читает главу наизусть).
- Не ошибаюсь ли я, называя данную главу пейзажной зарисовкой? Что такое пейзаж?
Утверждение, что X глава – пейзажная зарисовка, спорное. Но основное содержание главы посвящено описанию реки, неба, ветра, звёзд, пения соловья. Это соответствует определению пейзажа в литературном произведении.
На доске определение пейзажа.
Пейзаж (франц.) - (буквально – страна, местность) – картина природы, имеющая различное художественное значение. Пейзаж выступает частью всей изображаемой картины, соотносится с настроением действующих лиц.
Итак, вникнем в то, что изображает автор.
На что делается упор в описании природы?
- Река.
2) Что увидел Н.Н. на реке? Назовите конкретные слова.
- Царственная (эпитет) река; река понесла (олицетворение); тёмная, холодная глубина.
- Так ли река темна и холодна?
- Нет, в ней колышутся и дрожат звёзды, отражённые с небес.
«Тревожное оживление мне чудилось повсюду..». А это высказывание кажется совсем не о реке..
- Н.Н. облокотился на край лодки. Зачем?
- Вероятно, поближе рассмотреть состояние воды.
- Что же он увидел?
- Затронуто уже не столько зрение, сколько слух (шёпот ветра в моих ушах – олицетворение), тихое журчание воды за кормою. Также обострено обоняние, ощущение (свежее дыхание волны – и опять приём олицетворения). И всё. Ещё лишь упоминание о соловье, который запел на берегу.
- А что же дальше?
- Дальше до конца главы дано описание состояния самого героя. И только последнее предложение говорит о том, что «лодка всё неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклоняясь над вёслами».
III. Итак, пейзажная зарисовка невелика
- Что увидели мы, читатели?
- Небо, реку, отражение в реке.
- Пожалуй, перед нами обычная картина природы. Но так ли это для Н.Н.?
Докажите, что окружающая природа вызывает у него сильное волнение.
- «Глядя кругом я почувствовал тайное беспокойство на сердце..» «..но и в
небе не было покоя: испещрённое звёздами, оно всё шевелилось, двигалось,
содрогалось(олицетворение), «тревожное оживление мне чудилось повсюду – и
тревога росла во мне самом», «шёпот ветра в ушах, тихое журчание воды меня
раздражало, свежее дыхание волны не охлаждало меня»
- Герой абсолютно не спокоен, он очень взволнован, и поэтому совсем не случайно
следующее предложение: «Слёзы закипали у меня на глазах, но то не были слёзы
беспредметного восторга». Следом Н.Н. сам поясняет их причину. Как?
- « Что я чувствовал, было не то смутное, ещё недавно испытанное ощущение
всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она
понимает и всё любит Нет! Во мне зажглась жажда счастья Я ещё не смел назвать его по имени, - но счастья, счастья до пресыщения – вот чего хотел я, вот о чём томился»
- Что же происходит?
Герой фактически признаётся сам себе, оформляет в своём сердце возникшую неодолимую потребность – жажду счастья, счастья до пресыщения. И сам же уточняет, что это уже не то смутное, ещё недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний..»
Что же было создано автором такого, как он построил события, что у Н.Н. возникли такие движения души, оформилась такая мысль?
(Обратим внимание на начало главы)
- Где был и что делал Н.Н.?
- Весь день прошёл как нельзя лучше. Мы веселились как дети. Ася была мила и проста. Гагин радовался, глядя на неё. Я ушёл поздно.
Вывод: день был замечательный, насыщенный. Все остались довольны друг другом. В этой ситуации вполне может возникнуть то «ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит». Тем более, что именно в этот день произошло духовное сближение Н.Н. и Аси.
Во время пути домой в душе Н.Н. происходит качественная перемена – «в нём зажглась жажда счастья..»
- Что случилось по пути домой? Чем этот путь отличается от тех каждодневных путешествий, которые совершал Н.Н.?
- Н.Н. впервые не просто пересёк реку, а попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению.
- Удивительным оказалось движение по реке. Оно коренным образом изменило состояние героя. Что он увидел?
- Река предстала перед ним во всём царственном великолепии. Она ожила. Герою повсюду чувствовалось тревожное оживление. И тревога росла в нём самом.
- Почему возникла тревога? (высказывание о реке, что это – сама жизнь.
Жизнь всякого человека можно сравнить с рекой, начало коей ощутимо для всех;
дальнейший же бег её и её назначение, когда она змеёй извивается по широким плоскостям, может различить один только Всевидящий. Сольётся ли она с соседними реками, увеличивая их объём, или примет их в себя? Останется ли она безымянной речкой; будет ли она питать своими мелкими водами вместе с миллионами других речек и рек какую-нибудь великую реку? Или из неё образуется новый Дунай или Рейн и потоки вод её явятся вечной пограничной линией на земном шаре, оплотом и водным путём для целых государств и материков? Мы этого не узнаем; нам известно лишь одно, что путь её лежит в Великий Океан.. (Т. Карлейль).
Впервые Н.Н. не пересёк эту «жизнь», занимая привычную для него позицию стороннего наблюдателя. Он оказался в «гуще самой жизни» - на середине Рейна. Всё в этой жизни «шевелилось, двигалось, содрогалось». Жизнь полна событий, нет в ней спокойствия, предсказуемости, равновесия. Всё это и вызывает тревогу у Н.Н.
Но в то же время познать все эти сложности и противоречия бытия – это и значит прожить жизнь. Почувствовав, как всё движется и живёт кругом, Н.Н. и сам вдруг ощущает жажду счастья, жажду жить в полную силу. Таким образом, именно состояние природы помогает герою понять себя, сформировать мысль, которая станет, возможно, основой его дальнейших действий.
И последнее. Какова роль перевозчика в этом отрывке?
- Он помогает перебраться через реку.
- А если рассмотреть на символическом уровне, предполагая, что река – это сама жизнь, а лодка – это движение в ней одного человека?
Н.Н. не в состоянии править своей судьбой. Для этого он не приспособлен. А в момент движения лодки по реке перевозчик дремлет, наклонясь над вёслами. Значит, лодка (жизнь Н.Н.) течёт по реке (жизни в общем смысле) произвольно. Нет управления своей судьбой, нет цели. Отсюда возникает предположение о личностной несостоятельности Н.Н.
А на вопрос: сможет ли он перестроить свою жизнь, взять на себя ответственность за судьбу Аси, стать для неё опорой, её героем, мы можем дать, вероятно, лишь отрицательный ответ.
IV. Вывод.
Таким образом, пейзажная зарисовка, которой посвящена X глава, приобретает большее значение, выходя за рамки пейзажа и его роли в художественном произведении.
В тетради необходимо в ходе или в конце беседы сделать следующие записи:
Роль пейзажной зарисовки.
Утверждение огромного влияния животворящей силы природы на душевный мир человека.
Герой почувствовал полноту жизненных ощущений.
В душе героя оформляется жизненно важная мысль, которая может стать основой его дальнейших действий.
Предположение о несостоятельности героя в решении своей судьбы.
Данный урок является прикладным в базовой системе уроков по изучению повести И.С. Тургенева «Ася», поэтому домашнее задание предполагает переход к новому блоку уроков по творчеству другого писателя (например, подготовить сообщение по биографии).
3) Как понимаете слова рассказчика “Что за хамелеон эта девушка!”?
Домашнее задание:
Итак, Ася как будто освещает все вокруг, с ней мир оживает, человек становится счастливее.
(приглашает полюбоваться природой)
(Он счастлив. И забыл о “жестокой красавице”)
– Послушайте стихотворения в прозе Тургенева, созданные им в конце жизни.
12) Зачем приходит к герою Гагин в 3 главе?
2) выписать реплики – характеристики Аси, данные Гагиным, сделать вывод о нраве и характере героини;
– Что объединяет эти стихотворения повестью “Ася”?
Похожи ли два это городка? Докажите текстом.
1) знакомство с основными направлениями творчества Тургенева; с героями повести “Ася”;
9) Докажите, что у Тургенева портрет в первую очередь психологический.
Что изменило его настроение?
Но в этой главе нет описания природы! Почему? Когда герой начинает восхищаться природой?
10) Тургенев рисует Асю романтической девушкой, тонко чувствующей красоту и поэзию окружающего мира. В эпизоде прощания Аси и Гагарина после первой встречи (конец П главы) есть много символов. Величественная река – символ жизненного пути; лунная дорожка – небесный путь, освящение свыше. И Ася отмечает: “Вы в лунный столб въехали. Вы его разбили!” Голос судьбы прозвучал, но герой его не услыхал. Почему?
Что значит “жил без оглядки”?
(Не похожи. В городке Л. жизнь бьет ключом. Здесь “праздник жизни”. Звучит музыка).
(по имени главной героини)
Этим – неповторимостью, грациозностью, обаянием – будут отличаться все “тургеневские девушки”.
Учитель: Природа и музыка – вечные спутники влюбленности. Своих героев автор наделяет тем, что умел сам: чувствовать и понимать окружающий мир.
Прочтите портрет Гагина. Определите для него ключевое слово (”мягкий).
Одна из особенностей тургеневского портрета – ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании.
Ответ оставил Гость
Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна.
В раскрытие глубин духовного состояний любящего человека Тургеневу помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души» .
Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающее за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать: романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.
Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хот до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе.
Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг: ? «огнистый» , потом ясный и алый; вино «заблестело таинственным блеском» , освещенные деревья имеют «праздничный и фантастический вид» и, наконец, «лунный столб» через реку, который разбивает герой.
«Вы в лунный столб въехали, вы его разбили» , – засвигала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.
Продолжающиеся знакомство с Ганиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» . Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым и довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» . Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей…» . Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу.
Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо» . Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда») , нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры.