СТЕПАН ГРИГОРЬЕВИЧ ПИСАХОВ
Даты жизни
: 3 октября 1879 - 3 мая 1960
Место рождения
: город Архангельск, Россия
Русский писатель, этнограф, сказочник и художник, преподаватель живописи.
Известные произведения
: Известен главным образом историями из жизни поморов. Путевые очерки, рассказывающие об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники. Сказки
Степан Григорьевич Писахов родился 13 (25) октября 1879 года в Архангельске. Отец пытался приучить мальчика к ювелирным и гравёрным делам. Когда Степан Писахов потянулся к живописи, это не понравилось отцу.
В гимназию Писахов не попал (по возрасту), окончил всего лишь городское училище. После окончания городского училища в 1899 году он устремляется вначале на Соловки, потом поступил на лесозавод рубщиком потом - Казань, неудачная попытка поступить в художественную школу. Писахов уезжает в Петербург и поступает в художественное училище барона Штиглица. Преподаватели высоко оценили дарование Писахова, и он несколько лет занимался живописью под руководством академика Александра Новоскольцева.
Революционные события 1905 года не миновали и Писахова. За речь, произнесенную им против самодержавия, Писахов, не закончивший курс обучения, из училища был исключён. Ему было запрещено учиться в России, а на учёбу за границей были нужны деньги. Не имея на руках диплома о праве занятия учительской должности (аттестат был выдан в 1936 году), лишённый всяческих источников существования, Писахов готов признать ошибочным свой выбор пути художника.
Он обращается к поиску «Божией правды», сначала у святынь Новгорода, затем - на арктическом Севере, Новая Земля, становище Малые Кармакулы. Осенью 1905 года Степан Писахов попал в Иерусалим, остался без гроша. Потом Египет. Три зимы после путешествия на юг 1907-1909 гг. Писахов провёл в Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата. Летом - Карское море, Печора, Пинега и Белое море. Самыми памятными поездками Писахов считал плавание в 1906 г. по Карскому морю на корабле «Св. Фока», участие в 1914 г. в поисках Георгия Седова, исследование земли саамов, присутствие при основании первых станций радиотелеграфа на Югорском Шаре, Маре-Сале и острове Вайгач.
Всё увиденное Писахов запечатлел в пейзажах, которые выставлялись в Архангельске, Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Очень любил бывать на Кий острове.
Первая мировая война прервала художественную деятельность Писахова. В 1915 г. он был призван в армию. Впервые записывать свои рассказы Писахов стал ещё до революции. Теперь Писахов решил попробовать свои силы в жанре очерков. Основным заработком Писахова до войны и после войны были уроки рисования. Известность С. Г. Писахов снискал как автор изумительных, поистине неповторимых сказок.
После демобилизации в 1918 году вернулся в Архангельск. Писахов берётся за перо. Впервые записывать свои рассказы Писахов стал ещё до революции по совету Иеронима Ясинского - писателя, журналиста, известного как редактор журналов «Беседа» и «Новое слово». Тогда эта попытка закончилась неудачей. Теперь Писахов решил попробовать свои силы в жанре очерков («Самоедская сказка» и «Сон в Новгороде»), где воссоздаёт портреты современников. Оба эти очерка были опубликованы в архангельской газете «Северное утро», которая издавалась поэтом и журналистом Максимом Леоновым.
3 мая в «Северном утре» был опубликован очерк девятнадцатилетнего Леонида Леонова под названием «Поэт Севера» с подзаголовком «У художника С. Г. Писахова». 21 июля в Архангельске городе открылась персональная выставка картин Писахова.
В ноябре - декабре 1919 года в «Северном утре» были опубликованы три очерка Степана Писахова - «Первый день боя», «На фронте» и «В. Н. Давыдов на фронте». В них рассказывается о поездке Писахова к линии фронта в район Плесецка на поезде тяжёлой артиллерии «Деникин», о спокойной уверенности офицеров и солдат, противостоявших «красным», о выступлении артистов на передовой.
В ночь на 19 февраля 1920 года в Архангельск вступили части Красной Армии. Леонид Леонов сразу же покинул Архангельск, перебрался на юг России; Бориса Шергина пригласили в Москву в Институт детского чтения; Писахов же не в силах был покинуть родной дом и любимый Север.
В 1920-м, после окончательного установления в Архангельске советской власти, Писахов начинает активно работать. В 1920-1921 годах он подготовил 5 своих выставок. Губисполком поручает ему приведение в порядок музеев Архангельска.
Осенью 1920 года участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру. В 1923 году Писахов ведёт сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве.
В 1924 году в сборнике «На Северной Двине» была опубликована первая сказка Писахова «Не любо - не слушай…». В 1927 году северные сказки в записи и с комментариями Писахова были опубликованы в альманахе «Советская страна».
В 1927 году его картина «Памятник жертвам интервенции на о. Иоканьга» занимала центральное место на всесоюзной выставке «10 лет Октября», за неё он был премирован персональной выставкой, состоявшейся через год в Москве. Две его картины были приобретены ВЦИКом и помещены в кабинете Михаила Калинина.
Но повседневная жизнь Писахова по-прежнему остаётся неустроенной. Денег не хватало. Писахов берётся за преподавание живописи, которое многие годы было для него основным источником дохода.
Несмотря на то, что Писахов более всего известен своими сказками, ни пробиться на страницы столичных журналов, ни опубликовать их отдельной книгой ему долгое время не удавалось. Лишь в 1935 году он сумел опубликовать несколько своих сказок в журнале «30 дней». Они вышли в 5 номере журнала под заголовком «Мюнхаузен из деревни Уйма». Публикации в «30 дней» ускорили издание первой книги Писахова, которая вышла в Архангельске в 1938 году.
В 1939 году, когда Степану Григорьевичу уже было 60 лет, его приняли в Союз советских писателей. Вскоре появилась и вторая книга (1940). В две эти книги вошло 86 сказок.
В 1939-1940 годах в Москве, в Государственном издательстве художественной литературы подготовили книгу его сказок, но издать не успели - началась война, и книга так и осталась в рукописи.
Годы войны Писахов провёл в Архангельске, разделяя со своими земляками все невзгоды тыловой жизни. Часто вместе с другими литераторами был желанным гостем в госпиталях.
После войны Писахов приносит в Архангельское издательство рукопись, состоящую из ста написанных им сказок. Её «два года перечитывали…» и наконец отобрали девять сказок. Эту маленькую книжечку, опубликованную в 1949 году.
За несколько дней до 70-летнего юбилея Писахов получил предложение от музея Арктического института продать записи, черновики, зарисовки, а также все картины, которые он хранил у себя дома.
Дом Степанова Писахова (ул. Поморская, 27),
который снесли в 60-е годы
Лишь в 1957 году в издательстве «Советский писатель» появилась первая «московская» книга Писахова, выразительно оформленная художником Иваном Кузнецовым. К писателю приходит всесоюзная известность.
Майским днём 1960 года его не стало. Похоронен на Ильинском кладбище Архангельска.
Перу Степана Григорьевича принадлежат интересные путевые очерки, рассказывающие об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники, опубликованные в большинстве своём после смерти писателя.
Сказки Степана Григорьевича Писахова переиздавались неоднократно. Они выходили отдельными сборниками в Архангельске и в Москве. Последнее наиболее полное издание Писахова вышло ещё при жизни писателя в 1959 году.
"На Двине. Ночь" 1910-е годы
"Белое море. Кий-остров"
Большая часть жизни Степана Писахова была отдана живописи.
Главной темой работ Степана Писахова оставался Русский Север. Русский Север характернее всего отражён в беломорских пейзажах, большинство из которых было написано на Кий-острове близ Онеги, куда художник выезжал в 1910-е годы почти ежегодно на несколько месяцев. Бывал он там и позднее, в конце 1940-х годов, будучи уже в преклонном возрасте.
В его картинах беломорского цикла - ощущение бесконечности мироздания. Природа раскрывается перед человеком, сливается с его существом. Картины просты по сюжету: камни, берег моря, сосны, среди которых выделяется одна - высокая и сильная. Особый свет: серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом. Удивляет умение показать бесчисленное множество оттенков белого.
Зимние пейзажи Писахова создают особенно лиричный образ серебристой русской зимы, как на картине «Туман надвигается» (1911). Художник лепит форму пастозным мазком, живописно передавая характер гнущихся под тяжестью снега ветвей. Работа сдержанна по цвету, красочная гармония картины основана на сочетании холодных, сероватых оттенков снега с жемчужным небом.
Иногда художник пытается отобразить и то новое, что вошло в жизнь советской Арктики: радиостанции на Новой Земле, памятник Ленину на мысе Желания. Но в художественном отношении новоземельские пейзажи Писахова 1930-х годов слабее его ранних работ.
Писахов сам никогда не иллюстрировал свои сказки. А чужим иллюстрациям от души радовался. Считал, что каждый имел право на своё прочтение его сказок. Этим он и дорожил. Десятки художников их оформляли, почти у каждого есть находки.
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ С.Г. ПИСАХОВА.
Для обучающихся 5-6 классов
«В ГОСТЯХ У ПИСАХОВА».
Силинская Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы филиала МБОУ « Кехотская СШ» « Нижне –Койдокурская ОШ»
ЦЕЛЬ: - прививать учащимся интерес к чтению художественных
произведений;
Формировать нравственные качества через литературу и культуру
родного края.
ЗАДАЧИ: - обратиться к творчеству одного из самобытных северных
писателей;
- помочь увидеть (наглядно показать) живую связь сказок
Писахова с народными, их языковые и художественные
особенности;
Развивать самостоятельную творческую деятельность учащихся.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
Портрет С.Г. Писахова.
Иллюстрации к сказкам (работы учащихся).
Высказывания о Писахове и его творчестве:
«Добрый архангельский колдун» (С. Маршак)
«Северный волшебник слова» (Ю.Казаков)
« Он был поистине поэтической душой Севера»
(Вл. Лидин)
ОФОРМЛЕНИЕ СЦЕНЫ:
Стол, на котором самовар, чайные приборы, блюдо с калачами, пирог с северными ягодами, ваза с вареньем из морошки.
Сундук, в котором элементы русских народных костюмов.
Макет русской печки.
Ухват, чугунок.
Домотканый половик.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Все участники праздника занимают свои места: жюри и члены команд садятся за столы, зрители – болельщики рассаживаются в зале.
СЕНЯ МАЛИНА (ученик – старшеклассник) допивает чай, встаёт из-за стола, выходит на середину и рассказывает сказку С.Г.Писахова « Не любо – не слушай»(отрывки):
Про наш архангельский край столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать всё, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу – всё правда. Кругом земляки, соврать не дадут. К примеру, река наша Двина в узком месте тридцать пять вёрст, а в широком – шире моря…
…У нас летом солнце –то не закатывается: ему на одном месте стоять скучно, ну, оно и крутит по небу.
… Морошка крупна, ягоды по три фунта и боле…
…Сёмга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся.
… Народ у нас добрый…
К Сене Малине подходит ведущий и задаёт вопрос школьникам:
Ребята, а кто это такой?
Какую сказку сказывал вам сейчас Сеня Малина?
Сеня Малина уходит.
Ведущий: Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о замечательных сказках С.Г.Писахова – «северного волшебника слова», как назвал Писахова Ю. Казаков, «доброго архангельского колдуна», как назвал Степана Григорьевича С. Маршак. Работа с произведениями сказочника пройдёт в форме игры. В ходе её вы покажете знания сказок, умение находить черты русской народной сказки и сказки литературной, понаблюдаете за художественными и языковыми особенностями произведений, проявите свои творческие способности.
Оценивать работу команд и участие болельщиков будет жюри (представление жюри; выдать критерии оценок)
Итак, отправимся в гости к Писахову – сказочнику.
Ведущий: Первое испытание командам – дать название команде, представить всех участников, выбрать капитанов. Не забывайте, что речь сегодня идёт о сказочном творчестве Писахова. Включите воображение, используйте названия сказок, сказочных персонажей.
(на выполнение задания отводится 5 минут)
Пока команды готовятся, проводится викторина для болельщиков по творчеству С.Г. Писахова. Жюри выделяет самых активных зрителей.
Назовите адрес Писахова в Архангельске (Поморская,27 ).
Кем был отец сказочника? (Еврей по национальности, ювелир ).
Как Писахову удалось заработать деньги для поступления в Казанский университет? (Всё лето складывал доски и подметал мусор на одном из лесозаводов).
Почему Писахову не удалось получить художественное образование?(За участие в студенческих волнениях его исключили из училища и лишили права вообще получать художественное образование где бы то ни было).
Сколько лет было Писахову, когда он признался, что пишет сказки?(14).
Кто и что повлияло на творчество сказочника?(Дедушка Леонтий; встреча с крестьянином Семёном Кривоноговым, жителем деревни Уйма).
Где работал Писахов, живя в Архангельске?(В гимназии №3 учителем рисования; в школе для детей с умственными отклонениями).
Ведущий: Испытания для болельщиков не закончились. Им ещё предстоит показать знания сказок С.Г.Писахова.
Итак, представление команд.
(Оценки жюри).
Ведущий: Капитаны команд определены. Подойдите, пожалуйста, ко мне и возьмите задания для конкурса капитанов. Вам необходимо поработать со сказкой Писахова и определить в ней черты народной и литературной.
(Капитаны садятся за отдельные столы. Работают 5 минут)
Ведущий: А пока капитаны готовятся, «Разминка» для членов команд.На столах у вас сигнальные карточки. Ими вы воспользуетесь, когда будете готовы дать ответ на задание. Я предлагаю вашему вниманию начало названия сказки, вы должны его закончить:
«Северно…»( сияние)
« Звёздный…»( дождь)
«Баня…»( в море)
«Сахарна…»( редька)
«Собака…»( Розка)
« Поросёнок…»( из пирога убежал)
« Громка…»( мода)
«Царь…»( в поход собрался)
«Как поп…»( работницу нанимал)
«Пирог…»( с зубаткой)
Ведущий: Попросим жюри подвести итоги первого конкурса и разминки.
(выступление жюри).
А сейчас конкурс капитанов. Им была предложена сказка «Пирог с зубаткой». Попросим Сеню Малину прочитать сказку!
(Звучит сказка)
Ведущий: Слово капитанам! Члены команд могут дополнить ответы своих капитанов. Жюри учтёт ваши дополнения.
Черты народной сказки : небольшая по объёму,социально – бытовая, герои – бабка и дед, юмористическая, гиперболична.
Черты литературной сказки: особенный язык сказки, северный диалект(диалектизмы, фонетические особенности), изменена традиционная концовка сказки.
Ведущий: Просим жюри подвести итоги конкурса капитанов и назвать общий счёт.
Итак, впереди у нас ещё два испытания. Вы сейчас,ребята, правильно указали на такую особенность сказок Писахова, как особый язык. Сейчас мы поработаем с диалектной лексикой сказок Степана Григорьевича и выясним, насколько хорошо вы знаете значение диалектных слов. Принимают участие в этом состязании и болельщики, но только в том случае, если члены команд неверно ответят.
(Командам и болельщикам раздаются листки, на которых в одной колонке диалектизмы, в другой - их толкование, но не по порядку. Необходимо соединить диалект и его правильное толкование. Та команда, которая справится быстрее, поднимает синюю карточку).
Подволока чердак
Паужна застолье между обедом и ужином
Вышоркала деревянный настил за печью и стеной в избе
Полати в шутку
Рыбник расписные сани
Порато вытерла, протёрла
Взаболь очень
Розвальни праздник с большим количеством людей
Гостьба пирог с рыбой, треской
Шаньги плюшки с картофельной начинкой
Ведущий: Итак, что у вас получилось? Слово команде, первой справившейся с заданием.
(Жюри подводит итоги конкурса, называет общий счёт. Отмечает активных болельщиков).
Ведущий: Остался последний этап нашей игры – домашнее задание. Командам было предложено приготовить инсценировку сказки С.Г.Писахова.
1 команде – « Лень да Отеть»
2 команде – «Подруженьки»
Ребята покажут нам свои творческие способности, умение понимать авторскую позицию, использовать особенности северной народной речи.
(Команды готовятся, пользуясь «волшебным сундучком»).
Ведущий: Ну что, зрители, последний конкурс для вас. Узнайте сказку Писахова по её строчкам. Проведёт конкурс Сеня Малина.
« Бабы да девки с бани дёргают, а робята с заборов. Надёргают эки охапки! Оно что – дёрнешь, вниз головой опрокинешь – потухнет, мы пучками свяжем, на подволоку повесим, и висит на подволоке, не сохнет, не дохнет…»(«Северно сияние»)
«Да ведь слово не воробей, выпустишь – не поймаешь, а песня,что соловей, прозвенит – и вся тут. К нам письма слали и заказны, и просты, и доплатны…» « Пойте больше, песни заказывам, пароходы готовим…» («Морожены песни»)
« Я разбежался, в вагоны толкнулся да так поддал, что вагоны догонили – таки поезд, и у той самой станции, где им отцепляться надобно. Покеда бегал, вагоны толкал, зубна боль из ума выпала, зубы болеть перестали».(«Сахарна редька»)
« Мы три зимы щуку ели.Я в городу пять бочек солёной щуки продал. Вот пирог на столе, думаешь, с треской?»(«Собака Розка»)
« Сама перестарок, а идёт фасонисто, как таракан по горячей печи. Голос у неё такой пронзительной силы, что страсть!»(«Перепилиха»)
«Посмотри на старопрежних картинках, в прежних журналах, увидишь, каки широки юбки носили. Под юбками малы ребятишки хороводы водили»(«Громка мода»)
Жюри оценивает болельщиков.Подводит результаты. Сеня Малина обращает внимание на иллюстрации к сказкам С.Г.Писахова, которые вывешены на доске. Вручает грамоты всем, кто принял участие в выставке.
Сеня Малина награждает победителей - болельщиков – дарит книгу «Сказки Писахова».
Ведущий: Пришло время посмотреть инсценировки. Первой выступает команда, заработавшая большее количество баллов.
Выступления команд.
Подведение итогов. Слово жюри. Команда – победитель получает грамоту. Каждая команда получает пирог с ягодами. Вручает пироги Сеня Малина и приглашает всех участников к столу:
Мы сейчас посмотрели, как пьют чай «подруженьки» Писахова. Ругаться мы не будем, как героини сказки, но чаю попьём. Прошу всех к столу!
Он в старом корабле летал
Не по волнам, а в поднебесье,
Слагал «мороженые песни» -
и Север в сказках расцветал!
Этими строчками архангельского поэта В. Бедного хочется начать рассказ об удивительном сказочнике и замечательном художнике Степане Григорьевиче Писахове.
Родился он 25 октября 1879 года в Архангельске. Отец, выходец из Белоруссии, был ювелирных дел мастером, чеканщиком и обладал незаурядным художественным вкусом. Этот дар перешёл к сыновьям, Павлу и Степану. Мать была коренной пинежанкой. Бабушка Хиония Васильевна, уроженка деревни Труфанова гора, что на Пинежье, знала и рассказывала северные былины. А брат бабушки дед Леонтий и вовсе был сказителем-профессионалом. «Я был среди богатого северного словотворчества, не записывал, просто рос с этим словотворчеством», – вспоминал С. Г. Писахов.
В возрасте шести лет мальчик компоновал пейзажи из глины и папоротника, а в отроческие годы овладел кистью и много рисовал. В 1899 году Степан Писахов после окончания городского училища поехал в Казань, надеясь поступить в художественную школу, но потерпел неудачу. Лишь в 1902 году он поступил в художественное училище барона Штиглица в Петербурге. Однако за участие в студенческих волнениях 1905 года Писахова исключили и лишили права продолжения художественного образования в России.
Степан Григорьевич много путешествовал по Северу, участвовал в различных научных и поисковых экспедициях, неоднократно приезжал на Новую Землю, бывал на Земле Франца Иосифа, изъездил много селений на Мурмане, Печоре, Онеге, Мезени. «Коротко говоря, – писал капитан В. И. Воронин, с которым он совершил десятки рейсов, – Север и Арктику художник Писахов избороздил и изучил в совершенстве». Впечатления от этих поездок легли в основу путевых очерков и живописных полотен. Степан Григорьевич сроднился с суровой, но по-особому прекрасной природой Севера, стал её живописцем, её поэтом.
Совершал С. Г. Писахов и путешествия в дальние края. В качестве паломника он побывал в Египте и Палестине. Писахов видел Италию, Францию, Грецию. Много разных мест повидал Писахов, но не было для него ничего милее родного Севера!
За десятилетие между первой русской революцией и Первой мировой войной он окончательно созрел как художник. В Архангельске и Петербурге организовывались персональные выставки картин художника. На его полотнах изображена наша северная природа: сосны, берёзы, Белое море с айсбергами, ледниками, торосами, Северная Двина и суда у архангельского причала, северная деревня. Особняком стоит серия картин «Сны», которая поражает воображение и таит в себе загадку. Последняя крупная выставка живописных полотен художника состоялась в Москве в 1923 году. Ныне большая часть картин Степана Григорьевича Писахова хранится в Архангельском музее изобразительных искусств.
Исследователь творчества Писахова Ирина Пономарёва пишет: «В первую половину жизни расцвёл и раскрылся талант Писахова-художника, во вторую – Писахова-сказочника». Первая небылица «Не любо – не слушай» была опубликована в 1924 году в сборнике «На Северной Двине». Затем сказки Писахова стали появляться в местных газетах. А в тридцатые годы их регулярно публикует московский журнал «30 дней». В 1938 году в Архангельске вышла первая книга сказок Писахова, в 1939 году сказочника приняли в члены Союза писателей.
Писаховские сказки очаровали всех, неуёмная фантазия и язык просто ошеломляли! До этого ничего подобного в литературе не было. Сказки Писахова о Севере, любимом Архангельском крае. Место их действия – деревня Уйма. Упоминаются также Жаровиха, Лявля, Глинник, Заостровье, Кегостров, районы и улицы Архангельска. Сказки С. Г. Писахова передаются от лица рассказчика, весёлого балагура Сени Малины, крестьянина деревни Уйма. Человек он бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и даже на кирпичном заводе работал, и в Москве, и в Питере бывал, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал. Опытному читателю Сеня Малина напомнит созданного Э. Распэ персонажа – гениального выдумщика барона Мюнгхаузена. Сходство есть, но Писахов ни в коем случае не подражает немецкому писателю: его сказки глубоко оригинальны.
У Сени Малины был прототип Семён Михайлович Кривоногов, житель деревни Уйма. «В 1928 году, – пишет С. Г. Писахов в предисловии к первому сборнику сказок, – я был у него. Это была наша единственная встреча». Однако вряд ли можно поставить знак равенства между прототипом и героем-рассказчиком. Борис Пономарёв писал: «…мне думается, что Сеня Малина – это сам Степан Писахов с его неуёмной фантазией, с его гиперболичностью, с его великолепным знанием архангельского говора, живой и яркой северной речи, густо замешанной на фольклоре». У С. Г. Писахова есть сказки задорные, искромётные, весёлые, есть едко сатирические, бичующие, злые, есть лукаво-добродушные, есть торжественные. Завершаются они всегда счастливо. Созданные на материале устной народной поэзии, сказки Писахова «уходили в народ», передавались из уст в уста.
Писахов любил детей. Они без спросу приходили к нему на квартиру, в городском саду и на набережной, где обычно отдыхал писатель, его окружали дети, которым Писахов рассказывал сказки и истории. Почти четверть века С. Г. Писахов проработал в школе – преподавал рисование. Его ученики поступали в художественные вузы, что Писахов считал своей «наградой».
Борис Пономарёв вспоминает: «Я с детства наслышан о Писахове. Юношей нередко встречал сказочника на архангельских улицах и всякий раз удивлялся его оригинальной, запоминающейся внешности. Был он приземист, широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос.
Мне казалось тогда, что Писахов (а я его помню только стариком) словно вышел на городскую улицу из древней русской сказки».
В последние годы жизни Степану Григорьевичу часто нездоровилось, болели ноги, он не мог ходить. 25 октября 1959 года писатель праздновал свой юбилей – ему исполнилось 80 лет. Телеграммы шли со всей страны: «Поздравляем милого волшебника-сказочника». 3 мая 1960 года Писахова не стало.
Несмотря на всеобщую народную любовь и славу Писахова, что-то окружало его имя уже после смерти каким-то негласным запретом. В предисловии к изданной в 2005 году книге И. Пономарёвой «Главы из жизни Степана Писахова» С. И. Левин пишет: «Сказки его печатались, но почти все его картины и рисунки лежали в запасниках, в печати (особенно архангельской!) о нём упоминали кратко и как-то сквозь зубы, с неохотой, архив его долгое время был закрыт, ни доски на доме, ни бюста в сквере (было такое предложение!) так и не появилось. По городу непрерывно ползли слухи о каком-то грехе Писахова в период интервенции (то ли хлеб-соль подносил англичанам, то ли даже «из пушечки по большевичкам палил»). Но никаких доказательств никто не приводил, а на вопрос – да как же такой человек уцелел в десятилетия репрессий, в городе, где всё на виду, – в ответ слышно было только о гуманности и милосердии власти, а равно о кротости и незлобивости чекистов».
Музей С. Г. Писахова был открыт лишь в мае 2008 года. Дом, в котором писатель прожил всю свою долгую жизнь (Поморская, 27), не сохранился до наших дней. Музей расположился неподалёку – на Поморской, 10 – в старинном здании, где когда-то был большой дом-магазин купца Буторова. Несомненно, Писахов заходил сюда не раз.
А на пересечении улиц Поморской и проспекта Чумбарова-Лучинского в 2009 году установлен памятник сказителю «Здравствуйте, люди добрые» работы заслуженного художника России Сергея Сюхина. Сюхин признался, что о возможности пожать руку Степану Писахову мечтал ещё будучи студентом – а ныне поздороваться с северным сказочником может каждый желающий. Сюхин является также автором установленной рядом с памятником писателя задорной скульптуры «Малина на налиме», изображающей рассказчика и главного героя писаховских небылиц Сеню Малину.
Вот уже много лет нет с нами Степана Григорьевича Писахова, но звенят струны его сказок, особые волшебные струны.
Список литературы:
- Бражнин И. Степан Писахов и Семён Малина / И. Бражнин // Недавние были / И. Бражнин. – Архангельск, 1972. – С. 116–126.
- Галимов Ш. Волшебник слова / Ш. Галимов // Уроки человечности: литературы и Север / Ш. Галимов. – Архангельск, 1984. – С. 9–25.
- Личутин В. Без вас не мыслю Севера / В. Личутин // Дивись-гора / В. Личутин. – М., 1986. – С. 253–266.
- Пономарёв Б. Буйство писаховской фантазии / Б. Пономарёв // Литературный Архангельск / Б. Пономарёв. – Архангельск, 1989. – С. 72–84.
- Пономарёва И. Главы из жизни Степана Писахова / И. Пономарёва. – Архангельск, 2005. – 323 с.
- Сахарный Н. Степан Григорьевич Писахов. Биографический очерк / Н. Сахарный. – Архангельск: Кн. изд-во, 1959. – 85 с.
- познакомить с личностью северного сказочника С.Г.Писахова,
- расширить представление о его литературном творчестве,
- заострить внимание на особенностях его сказочного творчества, поэтике его произведений.
Оборудование:
- Портрет С.Г. Писахова
- Викторина по сказкам С.Г.Писахова
- Выставка книг С.Г.Писахова
- Иллюстрации к сказкам С.Г.Писахова
1) Вступление.
Чтение высказывания писателя В. Лидина, близко знавшего Писахова:
“Степан Григорьевич Писахов был поистине поэтической душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора – всё, что составляет самую глубокую природу северного края…
По существу, для Севера Писахов был примерно тем же, чем Бажов для Урала. В его шкатулке – пусть не малахитовой, а из северных валунных пород – хранились сказки и легенды, лёгкие, озорные, вместе с тем передававшие самые заветные думы народа”.
Что вы знаете о С.Г.Писахове?
Какие его произведения вам знакомы?
2) Биографическая справка.
С.Г.Писахов (12 окт. 1879 – 1960) прожил в Архангельске всю жизнь и любил повторять, что “родился в той комнате, в которой живёт до сих пор”, в доме по ул. Поморской, принадлежащем его отцу.
Отец, ювелирных дел мастер, приехал в Архангельск из Белоруссии. Мать была местной, с Пинежья.
С детства Писахов хотел стать художником, но отец считал, что “и без художников люди проживут”, и не поддержал стремлений сына.
Хотя творческая биография Писахова сложилась так, что сначала он завоевал известность как талантливый живописец, певец северной природы. Ещё до революции картины Писахова экспонировались в Москве и Петербурге. (См. приложение 1)
В 1902 г. Он поступил в художественное училище в Петербурге. В 1905 г. его за вольнодумство исключили из училища и лишили права продолжать художественное образование в России, он два года путешествовал по дальним странам: Греция и Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов понял, что не может жить без Севера.
Охоту к перемене мест Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на Новую землю, в Карское море, на Землю Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень.
Писахов изучил быт и культуру Севера, как никто другой знал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки.
В Архангельске Писахов был заметной фигурой, его считали “достопримечательностью” города. Когда он шёл по улице, архангелогородцы узнавали знаменитого сказочника:
“Был он приземист и широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос”.
Дети нисколько не боялись его, приходили к нему в дом на улице Поморской целыми классами – “за книжками”. И он дарил им свои “сказки”, сколько экземпляров находилось.
Писахов почти 25 лет проработал в школе. Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г. Архангельска.
Наиболее известные его картины:
- “Сосна, пережившая бури”
- “Серебристый день”
- “Берег Белого моря”
- “Прибрежные сосны”.
Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике “На Северной Двине”.
- В 1932 году Писахов послал сказки в Москву в журнал “30 дней”, где они попали к писателю Лазарю Лагину. И затем в течение нескольких лет сказки Писахова издавались в этом журнале.
- В 1938 г. вышла целая книга сказок.
- В 1939 г. Писахов был принят в Союз писателей.
3) Викторина “Откуда эти строки?”
- “Спи – отдыхай” (“Как поп работницу нанимал”)
- “В стары годы морозы были градусов на 200-300. На моей памяти доходило до 500. старики сказывают – до 700 было, да мы не очень верим”. (“Морожены песни”)
- “Просто дело – снег уминать книзу: ногами топчи и всё тут. Я вот кверху снег уминаю”. (“Снежны вехи”)
- “Я долго не думал. Столкнул баню углом в воду, в крышу воткнул жердину с половиком – вышла настоящая мачта с парусом”. (“Баня в море”)
- “На что волки вредны животные, а коли к разу придутся, то и волки в пользу живут”. (“Морожены волки”)
- “Выспался я во всю силу, проснулся, ногами в поветь упёрся и потянулся лёгкой потяготой. До города вытянулся – до города не сколь далеко, всего 18 вёрст”. (“Брюки 18 вёрст длины”)
- “Дома за мужа взялась, и пилила, и пилила. В мужике сквозна дырка засветилась”. (“Перепилиха”)
- “ Вот приехала к нам городска кума Рукавичка, она привередлива была, важничала; чаю не пила, только кофей, и первы 18 чашек без сахару”. (“Сахарна редька”)
- “Верёвка деревню удержала, по берегу вытянула. Так теперь и стоит. Не веришь – сходи проверь. Пока с одного конца до другого дойдёшь, не раз ись захошь”. (“Угольно железо”)
- “ У меня вот ружьё, тоже своедельно – ствол калибру № 2. Как бы ещё чуть пошире, я бы в ствол спать ложился. А так в ём я сапоги сушил, провиант носил”. (“Оглушительно ружьё”)
- “Я разгорячился! Да так разгорячился, что бок ожгло! Хватил рукой, а в кармане у меня бутылка с водой была, так вода от моей горячности вскипела.” (“Морожены волки”)
4) Общая характеристика сказок С. Писахова.
а) Сказки о севере – Писахов прекрасно знает и горячо любит свой суровый архангельский край.
б) Обозначено место действия почти всегда точно. Большинство сказок имеет один и тот же адрес: деревня Уйма, что в 18 верстах от Архангельска.
в) Основной герой его сказок – народ.
г) Сказки Писахова передаются от лица подставного рассказчика, весёлого балагура Малины.
Сеня Малина – крестьянин деревни Уйма. Это человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник; И в Москве, и в Питере был, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал.
Из его рассказов узнаём, что живёт он как все мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как у всех, “справная”, с которой “спорить – время терять”, что детей у него “семеро на лавке, пять на печи”.
Сеня Малина хорошо знает крестьянскую жизнь, знает все нужды мужика, его думы и чаяния.
Сердце Малины согрето любовью к родному краю, который “и в старо время был самолучшим”. Малина влюблён в родную деревню и твёрдо уверен, что были бы мужики “первеющими богатеями”, если бы “злыдни” проклятые, чиновники, урядники да попы не грабили народ.
д) Образ Сени Малины имел реальный прототип. Имя героя не выдумано. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.
“С Сеней Малиной я познакомился в 1928 г. Жил Малина в деревне Уйма, в 18 километрах от города. Это была единственная встреча. Старик рассказывал о своём тяжёлом детстве. На прощание рассказал, как он с дедом “на корабле через Карпаты ездил” и “как собака Розка волков ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 г.”
(Писахов)
е) О чём же повествует Малина?
Ведёт разговор о делах житейских, будничных:
об охоте, о рыбном промысле, как новую дорогу вешил, как новую шубу себе шил.
Вот тут и начинаются сказки: быль переплетается с небылью, самые обыденные факты с самыми удивительными вымыслами.
ж) Сказки Писахова оригинальны по форме. Их нельзя подогнать ни под одно деление сказок.
Эти сказки одновременно и волшебные, и сатирические, и исторические, и бытовые, и авантюрные; в них действуют и люди, и животные, и конкретные исторические лица (Наполеон, Мамай…)
Одного нет: нечистой силы, чертей и ведьм, ибо не верит Малина ни в бога, ни в чёрта, а верит только во всемогущие руки свои да в крепкий разум.
з) Оригинален художественный мир сказок:
Характерная поморская лексика
Много сравнений
Преувеличений…
5) Пересказ подготовленных фрагментов сказок учащимися.
- составить словарь сказок Писахова (выписать не только слова и их значения, но и пример употребления слова),
- выполнить иллюстрации или составить викторину по сказкам.
- сочинить сказку.
Корнишина Полина Константиновна
Вопрос об использовании диалектных слов в литературных произведениях на протяжении долгих лет не оставлял равнодушными многих ученых и писателей. Одни высказывались "за", другие "против" употребления диалектизмов в художественных произведениях Таким образом, существовали противоположные точки зрения на вопрос об использования диалектизмов в литературных произведениях.
Цель нашего исследования – определить роль диалектной лексики в сказках С.Писахова и Б.Шергина. Поставленная цель определяет задачи:
1. Проследить, как отражается родной язык писателей в сказках, выявить диалектную лексику.
2. Определить тематические группы диалектных слов, используемых в сказках.
3. Выявить закономерности употребления диалектизмов у С. Писахова и Б. Шергина.
4. Определить способы и приемы, к которым прибегают писатели при введении диалектной лексики.
Стали сказки С.Писахова и Б.Шергина, в которых использованы диалектизмы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Диалектные слова в сказках С.Писахова и Б.Шергина Исследовательская работа Выполнена: ученицей 7 а класса, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Конёвская средняя школа» Корнишиной Полиной Константиновной Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Конёвская средняя школа » Чернокова Валентина Леонидовна
Цель исследования - определить роль диалектной лексики в сказках С.Писахова и Б.Шергина. Задачи: Проследить, как отражается родной язык писателей в сказках, выявить диалектную лексику. Определить тематические группы диалектных слов, используемых в сказках. Выявить закономерности употребления диалектизмов у С. Писахова и Б. Шергина.
Сказка «Волшебное кольцо»: Оногды (сь) - иногда. (Идет оногды с этими деньгами, видит - мужик собаку давит Матица, брус, лежащий поперек избы, на который настилался потолок; средняя потолочная балка в избе. Сидеть под матицею, быть свахою, сватать в доме невесту. (Наша сватья стала середи избы под матицу) Бажоны, бажоной от бажать - уважаемый человек, 2)крестный отец. (Они, бажоны, никаких слов не примают) Оболокать (ся) - одевать. (Ну, мама, - Ванька говорит, - оболокись помоднее) Прежни, прежной – былые, прошлые. (…а Ванька с мамкой, с собакой да с кошкой в прежной избушке оказались). Диалектная лексика в произведениях Б. Шергина
Сборник «Для увеселения»: Вож - морской лоцман, проводник. Чтобы провести большое судно с моря к городу Архангельску или от города до моря, нужны опытные лоцманы. В старину эти водители судов назывались корабельными вожами. («Корабельные вожи ») Носник - речной лоцман, см. вож. Твой дедушка был карбасник, носник. («Корабельные вожи »). Матерая – материковая. И вот хлеб доели, воду выпили – утром, с попутной водой, изладились плыть на матерую землю. Взводень – высокая волна. Взводень, вал морской, выхватил карбас из каменных воротцев, сорвал с якорей и унес безвестно куда. Корга – подводная каменная мель. Определили место личутинского корга (подводная каменная мель). Канун Ивана Купала шкуна стояла у берега. Взведенок – небольшая волна. В тишине плеснул взводенок – признак отмели. Диалектная лексика в произведениях Б. Шергина
Шаньга – лепешка. («Не любо – не слушай», «Северное сияние»). Подволока – чердак («Морожены песни»). Погребица – настил над ямой погреба. Весной, чтобы занапрасно льдина с прорубью не таяла, ее на погребицу затаскивали - квас, пиво студили (Не любо – не слушай) Поветерь – попутный ветер. На коньках бежим, ветру рукавицей помахивам, показы-вам, куда нам поветерь нужна. (Баня в море) Мокреть – сырость. В сутки раз пятьдесят обернется, а коли погода хороша да поветерь, то и семьдесят; коли дождь да мокреть, так солнце отдыхат, стоит. (Не любо – не слушай) Тресда – треска. Порозны, порозный – пустой. Семга да тресда сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают да днища заколачивают. Взаболь – честно, по правде. Да это не сказка кака, а взаболь у нас так: кругом народ читающий, знающий, соврать не дадут (Звездный дождь) Заделье, задеть – деловой разговор, сделать дело. Диалектная лексика в произведениях С. Писахова
1. В произведениях С.Писахова и Б.Шергина отражены основные особенности диалектов их родного края, Архангельского севера. 2. С помощью диалектизмов и Б.Шергин стремятся передать не только особенности речи героев, но и деревенского уклада, показать предметы быта, особенности жизни архангельского севера. 3. Способы введения собственно диалектной лексики в исследуемых произведениях разнообразны: в речи герое, в авторской речи писатель добавляет какую-нибудь выразительную подробность, образную деталь, яркое сравнение. Наиболее распространенным из них является контекстуальный. Выводы:
Предварительный просмотр:
Вопрос об использовании диалектных слов в литературных произведениях на протяжении долгих лет не оставлял равнодушными многих ученых и писателей. Одни высказывались "за", другие "против" употребления диалектизмов в художественных произведениях Таким образом, существовали противоположные точки зрения на вопрос об использования диалектизмов в литературных произведениях.
Цель нашего исследования – определить роль диалектной лексики в сказках С.Писахова и Б.Шергина. Поставленная цель определяет задачи:
- Проследить, как отражается родной язык писателей в сказках, выявить диалектную лексику.
- Определить тематические группы диалектных слов, используемых в сказках.
- Выявить закономерности употребления диалектизмов у С. Писахова и Б. Шергина.
4. Определить способы и приемы, к которым прибегают писатели при введении диалектной лексики.
Фактическим материалом исследования стали сказки С.Писахова и Б.Шергина, в которых использованы диалектизмы.
Основными методами исследования являются метод наблюдения и метод сплошной выборки диалектной лексики.
Методом сплошной выборки извлекался материал из текстов сказок С.Писахова и Б.Шергина. Сопоставительный анализ использовался для выявления разницы в использовании лексики в произведениях сказочников.
Новизна данного исследования состоит в том, что в данной работе деется сопоставительный анализ употребления диалектной лексики.
Рабочая гипотеза исследования: В художественном произведении писатель использует диалектную лексику для того, чтобы передать подлинную живую северную речь, национальный колорит, но каждый это делает по-своему.
Обращение к диалектной лексике в произведениях сказочников является актуальным , так как диалектизмы точно и образно передает национальный колорит, материальную и духовную культуру архангельского севера. С.Писахов и Б. Шергин считали, что «лучше, чем сказал народ (обозвал ли кого, сравнил, обласкал, послал куда подальше), не скажешь».
Объектом исследования является язык сказок С.Писахова и Б. Шергина, предметом – диалектная лексика архангельского севера.
Ярко использует диалектную лексику в своих произведениях Борис Викторович Шергин.
Вот какие слова мы нашли в сказке «Волшебное кольцо»: оногды, матица, бажоны, оболокаться, прежной, паужна.
В сборнике « Для увеселения» нашли следующее: вож, братчина, носник, пособить, кряду, розна, матерая, взводень, тёлгас, корга, взведёнок, лахта, поветерь и другие.
Итак, мы видим, что у Шергина в большинстве сказок - речь северян, жизнь и работа которых связана с морем, то есть поморов.
Работа Шергина над народным словом - это, как бы сказал Бажов, «дело мешкотное», а не рысистое. Но это дело прочное, надежное.
Язык сказок
Писахову
, по его признанию, ближе, чем обычный литературный язык. Рассказывая, Степан Григорьевич останавливается на каком-нибудь особенно понравившемся ему слове, произносит его на разные лады, любуется им со всех сторон и заражает и вас этой своей влюбленностью в крепкое, звонкое, меткое русское словцо.
- Девок на выданье на Пинеге зовут "хваленки". Ну, что
за слово.
О сказках Писахова можно сказать: в них - не просто русский дух, в них - северный русский дух, - так ярко ощутим в них колорит края, так приросли они к Северу: шаньга, подволока, погребица, поветерь, мокреть, порозной, взаболь, заделье, воймую, теперича, голоменье, бахилы.
Итак, у Писахова в сказках - речь северного крестьянина. И хотя в сказках события происходят часто в море, на морском берегу или на реке, лексики, связанной с морем, в сказках мало, в основном это слова, характеризующие быт северного крестьянина. Он писал только то, что видел собственными глазами. Древняя красота пришла к нему из любви и знания настоящего.
Исследуемый материал диалектной лексики подтверждает тезис о том, что они похожи на свою родину. Они отразили в речи своих героев, в авторской речи те диалектные черты, которые характерны для их родного края.
Авторы вводят диалектную лексику ненавязчиво, не перегружают ею произведения, а используют мастерски, как органическую часть всего текста с целью придания ему местной окрашенности. Они заботятся о том, чтобы каждый введенный элемент говора был понятен читателю.
У Писахова - речь северного крестьянина, у Шергина - исконная поморская речь, речь людей, жизнь и работа которых связана с морем, то есть поморов. Сам Писахов вспоминал, что в отроческие годы речь Бориса Шергина была "с речью давней схожа".
Выполняя работу, мы пришли к следующим выводам:
1. В произведениях С.Писахова и Б.Шергина отражены основные элементы диалектизмов Архангельского севера.
2. С помощью диалектной лексики С.Писахов и Б.Шергин стремятся передать не только особенности речи героев, но и деревенского уклада, показать предметы быта, особенности жизни поморов.
3. Способы введения собственно диалектной лексики в исследуемых произведениях разнообразны: в речи герое, в авторской речи. Наиболее распространенным из них является контекстуальный.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. В художественных произведениях, в частности в сказках, С.Г.Писахов и Б.В. Шергин используют лексику Архангельского края для того, чтобы передать подлинную живую речь, национальный колорит, но каждый это делает по-своему.
Итак, язык развивается по своим законам, но создатель языка, его хозяин – народ. Благодаря писательскому мастерству литературный язык обогащается за счет народной речи. Поэтому изучение диалектных элементов в языке художественного произведения остается актуальным для русского языка. Особенно важно такое изучение в сопоставлении, поскольку это дает возможность определить, как общие принципы использования диалекта в языке писателей, так и своеобразие, самобытность каждого из них.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы можно использовать на уроках русского языка при изучении диалектной лексики, а также на уроках литературы при изучении портретной (языковой) характеристики персонажей.