Большинство жителей России хотя бы раз в своей жизни летали на самолете. Вспомните свои ощущения перед первым полетом в качестве пассажира – страх чего-то нового, легкая боязнь полета, в голове мелькают мысли о том, что надо было ехать поездом. Но к счастью все заканчивается благополучно и по окончании полета пассажиры благодарят аплодисментами экипаж воздушного судна за удачно проведенный полет. И не зря, ведь именно мастерство членов экипажа обеспечивает безопасный, комфортный и быстрый перелет из одной точки мира в другую. Человек мечтал летать всегда, но только с 1922 года была открыта первая постоянная авиалиния Москва–Кенигсберг, а сегодня авиалинии доставят пассажиров в любую точку земного шара. Учитывая значимость воздушных перевозок в жизни страны, Указом Президента с 1992 года каждое третье воскресенье августа отмечается как День Воздушного флота России.
Самолеты, вертолеты
Покоряются пилотам.
Чтобы в небо их поднять,
Надо многое понять:
Как работает машина,
Что такое дисциплина,
Где в кабине есть штурвал
И куда сигнал пропал.
Вам желаем от души,
Чтоб сбывались все мечты.
Чтоб любая высота
Вам давалась без труда.
С Днем Воздушного флота России
Всех работников я поздравляю.
Искренне очень, без всякой там лести
Успехов на службе я им пожелаю!
Пусть работа приносит вам радость,
Дарит вновь вдохновение семья,
И удача пусть сопровождает
Вас повсюду во все времена!
Поздравляю с Днём Воздушного флота России и от души желаю всегда владеть нужной информацией, всегда контролировать любую ситуацию, всегда знать верный курс к успеху, всегда быть на высоте - высоте своего мастерства и мужества.
День Воздушного флота России,
Отмечает вся страна,
Истребители красиво
Полетят на небеса.
Это праздник для пилотов,
Капитанов, стюардесс,
Всех, кто раз бывал в полёте,
Поднимался до небес.
Пожелаем, чтоб не знали,
Вы ни бурь и ни штормов,
Чтобы на земле вас ждали,
Все с букетами цветов!
Чтобы небо вас любило,
Было чистым, как слеза,
Чтоб страна вас не забыла
И судьба вас берегла.
Средь неба голубых просторов,
Парит, как птица, самолёт,
С Земли мы слышим гул мотора,
Эй, лётчик, нас возьми в полёт!
Желаем с курса не сбиваться,
Путь - только лучший находить,
Мечтам, желаньям - исполняться,
И в небе мирном лишь парить!
Что пожелать можно тем, кто летает,
Тем, кто совсем чувство страха не знает,
Кто близкий путь к облакам получил,
Тропы небесные все изучил -
Стойкости, нервов стальных, как канаты,
Да соответствующей крупной зарплаты,
А чтобы исполнить любую мечту,
Везде и во всем сохранять высоту.
Поздравляем тех, кто небо знает,
Открывает его снова день за днем,
Знает цену взлетам и падениям
Да так часто сверху видит дом.
Радости вам чистой и высокой,
А здоровья - так уж крепкого всегда.
В небе синем, чистом и далеком
Огорчениям - ну просто грош цена!
К новым высотам чаще летать!
Разные страны вам повидать!
Удачу за хвост, как комету, поймать!
Если громко самолеты
Целый день с утра гудят,
Если выстроились в небе
Ну как будто на парад,
Значит, день пришел серьезный,
День воздушных сил пришел.
Я поздравлю их скорее,
Пока праздник не прошел!
Этот праздник - очень важный,
И всем лётчикам почёт.
День свой нынче отмечает
Русский наш Воздушный флот.
Поздравляем вас, ребята,
И желаем мирно жить,
Чтоб без страха наше небо
Можно было бороздить.
Поздравляем всех пилотов!
О воздушном нашем флоте
Забывать нам не к лицу.
Должны каждому спецу
Рапорт мы сейчас отправить -
Авиацию прославить.
Воздух, небо - твоя жизнь!
Обозначь цель и держись,
Корректируй свой полет
... каждый в жизни поворот.
Радостно все дни встречай,
Улыбайся и взлетай!
Взлетает в небо самолет -
Красивый лайнер серебристый,
Поздравлю я Воздушный флот,
Пусть будет небо ясным, чистым.
И я желаю всем, всем, всем -
И стюардессам, и пилотам,
Не омрачались чтоб ничем
Их все высокие полеты!
Поздравлений: 52 в стихах, 10 в прозе.
Памятные даты
ЕЛИСЕЕВ Сергей Павлович - полковник в отставке, кандидат исторических наук (Москва. Е-mail: [email protected])
О двух датах празднования Дня Военно-воздушных сил Вооружённых Сил РФ и Дня Воздушного Флота СССР
К 100-летию создания отечественной авиации
12 августа 2012 года в России будет отмечаться столетие Военно-воздушных сил Вооружённых сил РФ. Какие исторические события столетней давности послужили этому причиной? Ведь известно, что первые военные лётчики в России появились уже в 1910 году, а годом позже и первые авиационные подразделения. Почему День Военно-воздушных сил ВС РФ приходится на последний месяц лета, почему выбрана именно эта дата? Ответы на эти вопросы связаны с историей развития авиации в нашей стране.
В советские времена с 1933 по 1972 год 18 августа1 отмечался День Воздушного флота СССР. О его учреждении в № 6 журнала «Вестник воздушного флота» за 1933 год сообщалось следующее:
«По представлению Начальника Военных воздушных сил РККА т. Алксниса Революционным военным советом СССР было возбуждено ходатайство перед Правительством об установлении Дня праздника Воздушного флота.
По этому поводу состоялось постановление Совета народных комиссаров СССР, согласно которому днём ежегодного праздника Воздушного флота назначен 18 августа.
Праздник приурочен к концу летнего периода боевой подготовки Военных воздушных сил, что позволяет совместить праздник с целым рядом состязаний и соревнований по авиационной технике, по технике пилотажа, огневой и тактической подготовке.
День Воздушного флота также может быть использован для широкой популяризации военной и гражданской авиации среди трудящихся масс Советского Союза. На массовом празднике авиации, в котором должны принимать участие ВВС РККА, Гражданский воздушный флот, советская авиационная промышленность и Осоавиахим, будут демонстрироваться достижения в области авиационной техники и авиационного строительства как могучего средства социалистической стройки, развития техники и укрепления воздушной обороны Советского Союза»2.
Само постановление удалось обнаружить в одном из фондов Российской государственной библиотеки3. Обращают на себя внимание лаконичность текста и отсутствие каких-либо ссылок на документы, послужившие поводом для издания данного постановления от 28 апреля 1933 года за № 859.
После обнародования этого сообщения Военно-воздушные силы РККА, Гражданский воздушный флот СССР, Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР, предприятия авиационной промышленности и другие учреждения и заведения страны стали готовиться к первому празднованию Дня Воздушного флота. Самым торжественным и ответственным мероприятием, намеченным на 18 августа, было проведение авиационного праздника в Москве, на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе.
Первое празднование Дня Воздушного флота прошло на высоком организационном уровне. На аэродроме и вблизи него собрались москвичи, гости столицы, представители зарубежных государств. В ходе праздника были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным. С этого дня 18 августа стал всенародным праздником, однако, несмотря на то, что был объявлен День «всего» Воздушного флота, то есть всей авиации СССР, включая авиацию ВМФ, ГВФ, Осоавиахима и др., Военно-воздушные силы РККА и по численности, и по многообразию решавшихся задач играли в этом празднике ведущую роль.
По мере же роста значения других составляющих Воздушного флота СССР появились День Гражданской авиации СССР (9 февраля), День авиации ВМФ и др.
Логично было бы предположить, что и Военно-воздушные силы, призванные решать боевые задачи на сухопутных, а также морских театрах войны (дальняя авиация), захотят иметь именно «свой» День.
Отвечая на просьбы военных авиаторов, Президент РФ своим указом от 29 августа 1997 года за № 949 объявил дату 12 августа Днём Военно-воздушных сил Вооружённых сил Российской Федерации.
Однако не всем известно, почему выбрана именно эта дата. Ведь первые военные лётчики в России появились летом 1910 года, а первые авиационные отряды в 1911 году. Первый показ возможностей авиационной техники в столице - «первая авиационная неделя» - состоялся в Петербурге в апреле 1910 года, а уже в мае началось обучение полётам русских офицеров-воздухоплавателей в только что созданном Авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине. Авиаотдел с 1914 года стал Гатчинской военной авиационной школой.
В ноябре 1910 года близ Севастополя, на берегу р. Кача, под патронатом великого князя Александра Михайловича было создано второе авиационное учебное заведение: Севастопольская офицерская школа авиации, но она в отличие от Гатчинской функционировала на общественных началах. Поэтому самолёты для Гатчинской школы закупались за границей военным ведомством, а самолёты для Севастопольской школы приобретались там же, но на добровольные пожертвования населения.
В 1911 году Главное инженерное управление (с 1913 г. - Главное военно-техническое управление - ГВТУ) создало два первых авиаотряда при воздухоплавательных частях. Правда, полёты в них начались только в 1912 году. Таким образом, первые ростки авиации зародились в Воздухоплавательной службе, которая относилась к инженерным войскам.
Однако 30 июля (по новому стилю - 12 августа) 1912 года приказом военного министра (при одобрении Николая II) за № 397 авиационные отряды передали в ведение Главного управления Генерального штаба (ГУ ГШ)4. Это было знаменательное событие, так как авиация официально была признана в качестве самостоятельной «Авиационной службы», выполнявшей в войсках задачи разведки и связи, причём независимо от Воздухоплавательной службы.
В результате из экспериментальных авиаотрядов, приданных некоторым воздухоплавательным частям, авиация стала самостоятельным структурным образованием с соответствующим положением и штатами. Для управления авиационными и воздухоплавательными частями осенью 1912 года в ГУ ГШ был сформирован Воздухоплавательный отдел, который имел авиационное и воздухоплавательное отделения. Общее название отдела - «воздухоплавательный» не должно дезориентировать читателей, так как под понятием «воздухоплавание» подразумевали (примерно до 1920 г.) «летание по воздуху» вообще, независимо от того, на каком летательном аппарате, тяжелее или легче воздуха, оно осуществлялось.
Вскоре, в конце 1913 года, произошла децентрализация управления авиационными отрядами: их подчинили в техническом отношении ГВТУ, а в организационном (прежде всего, в плане комплектования и боевого использования) - Главному управлению Генерального штаба. В связи с этой реорганизацией у некоторых авиаторов (и у некоторых авиационных историков, в том числе и современных) сложилось мнение, что авиация снова оказалась в инженерных войсках. В действительности согласно планам русского Генштаба в случае войны авиационные отряды должны были выступить на фронт и выполнять там боевые задачи по разведке и связи, находясь в оперативном подчинении штабов корпусов и армий. С началом Первой мировой войны всё так и произошло. Поэтому авиация де-факто стала родом сухопутных войск.
Но, несмотря на это, статус Военного воздушного флота России всё-таки строго не был определён, что было одной из причин созыва весной и летом 1917 года Авиационных съездов, сначала солдатского, а затем общего, с участием офицеров.
На съездах было рекомендовано День Воздушного флота отмечать 2 августа, в День пророка Ильи. Большевики, придя к власти, называя себя «воинствующими атеистами», стали выступать против этой даты: не к лицу Рабоче-крестьянскому Красному Военному воздушному флоту отмечать свой день в религиозный праздник.
Поэтому в двадцатые годы «День авиации» стали отмечать в июле, чаще всего приурочивая его ко Дню взятия Бастилии, то есть к 14 июля.
После первого большого показа авиационной техники И.В. Сталину, а случилось это 21 мая 1931 года, вновь назначенный начальник ВВС Я.И. Алкснис поблагодарил лётчиков за отличные полёты перед вождями партии, страны и армии и впервые назвал лётчиков «сталинскими соколами». И в самом деле, с этого времени И.В. Сталин лично взял на себя шефство над советской авиацией, что и стало поводом к определению её как «сталинской».
И.В. Сталин, понимая, что могущественный Воздушный флот - это и престиж страны, и воспитание молодого поколения, поручил Я.И. Алкснису изучить вопрос о написании новой истории авиации, в которой должна была быть показана руководящая и направляющая роль партии большевиков в деле её создания. Само собой разумеется, что в этой истории не должны были упоминаться бывший председатель РВСР Л.Д. Троцкий и его роль в создании советской военной авиации. Выполняя указания И.В. Сталина, Я.И. Алкснис создал специальную историческую группу во главе с одним из организаторов Красного Воздушного флота М.П. Строевым. В эту группу вошли бывший председатель Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания А.В. Можаев, бывший член Коллегии по управлению ВФ Республики Н.Д. Анощенко и другие участники создания РККВВФ в 1917-1920 гг.
В результате работы названной комиссии в конце 1932 - начале 1933 года в «Вестнике воздушного флота» появились несколько публикаций о создании советской военной авиации в 1917-1918 гг. Кроме того, в июньском номере журнала 1933 года в разделе «Хроника СССР» было напечатано сообщение, содержание которого приведено в начале данной статьи.
В некоторых исторических документах говорится, что Реввоенсовет СССР во главе с К.Е. Ворошиловым, начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис и руководство ВВС, объясняя выбор этой даты, исходили из того, что вторая половина августа - наиболее подходящее время для празднования Дня Воздушного флота, так как примерно в это время Военно-воздушные силы заканчивают летний период обучения в лагерях на полевых аэродромах и после совместных учений с сухопутными войсками возвращаются на постоянное место дислокации, где и проводится праздник с участием не только военных, но и гражданских властей и общественности. <…>
12 августа отмечается День Военно-воздушных сил России, учрежденный указом президента РФ от 29 августа 1997 года "Об установлении Дня Военно-воздушных сил".
Согласно указу президента России от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации", День ВВС получил статус памятного дня .
Дата празднования была определена по дате найденного в архивах приказа по Военному ведомству России от 12 августа (30 июля по старому стилю) 1912 года, согласно которому в Главном управлении Генерального штаба была сформирована специальная воздухоплавательная часть. Этот день и принято считать отправной точкой в создании военной авиации России.
Первые самолеты, пригодные для использования в военных целях, появились в начале XX века. С 1910 года Военное министерство России начало приобретать самолеты и готовить военных летчиков. К августу 1914 года в русской военной авиации имелось уже 263 самолета .
Первая мировая война значительно ускорила дальнейшее развитие военной авиации. На полях сражений были подтверждены широкие возможности боевого применения самолетов: вначале для разведки и корректировки артиллерийского огня, а затем для поражения наземных и воздушных целей. К концу Первой мировой войны военная авиация России из вспомогательного средства разведки и связи превратилась в самостоятельный род сухопутных войск, включавший в себя разведывательную, истребительную и бомбардировочную авиации. На завершающем этапе войны воздушные силы принимали участие во всех крупных фронтовых и армейских операциях и оказали существенное влияние на характер боевых действий.
Советские ВВС создавались вместе с Красной Армией. В Наркомате по военным делам 2 января 1918 года (20 декабря 1917 года по старому стилю) была учреждена Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики, на которую возлагалось руководство формированием авиационных частей, центральных и местных управлений Воздушного Флота, сохранение и сбережение авиационного имущества, подготовка авиационных кадров, организация материально-технического обеспечения. В ходе демобилизации старой армии удалось сохранить только 33 авиационных отряда. К декабрю 1920 года в ВВС имелось 83 авиаотряда, в том числе 18 морских. Всего в годы Гражданской войны на фронтах одновременно действовало до 350 советских самолетов.
После ее окончания за короткий срок были восстановлены и частично расширены авиационные предприятия, налажен выпуск самолетов отечественных конструкций. В 1924-1933 годах на вооружение поступили истребители И-2, И-3, И-4, И-5, разведчики Р-1 и Р-3, тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.
В 1930-е годы на вооружение были приняты истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, ДБ-3 (ДБ-Зф). В 1940-1941 годах начался серийный выпуск новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2.
Совершенствовалась организационная структура ВВС. В 1924 году в ВВС основной организационной единицей стала эскадрилья, с 1927 года началось формирование авиационных бригад, в 1933 году были созданы авиационные корпуса тяжелобомбардировочной авиации, а в 1936-1938 годах — оперативные объединения тяжелобомбардировочной авиации (три армии особого назначения). В 1939-1940 годах ВВС были переведены с бригадной организации на полковую и дивизионную .
К июню 1941 года в военно-воздушных силах СССР имелось 79 авиационных дивизий и пять авиационных бригад, было сформировано 19 авиационных полков, вооруженных новыми типами самолетов. ВВС имели в своем составе 53,4% самолетов-истребителей, 41,4% бомбардировщиков и штурмовиков, 3,2% разведчиков, 2% транспортных самолетов.
В первые дни Великой Отечественной войны советская авиация понесла значительные потери. В тяжелых условиях принимались меры по укреплению ВВС, перестройке авиационной промышленности, подготовке авиационных кадров. В короткие сроки удалось значительно увеличить мощь советских ВВС. К середине лета 1943 года советская авиация прочно завоевала стратегическое господство в воздухе.
За годы войны советские ВВС совершили около 3125 тысяч боевых самолето-вылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и технике. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 57 тысяч самолетов противника .
В послевоенный период произошел переход от поршневой авиации к реактивной, продолжалось совершенствование организационной структуры частей и соединений. Одним из компонентов стратегических ядерных сил стала дальняя авиация, основу которой составили сверхзвуковые ракетоносцы. Фронтовая авиация, оснащенная сверхзвуковыми всепогодными истребителями, истребителями-бомбардировщиками, бомбардировщиками, разведчиками, боевыми и транспортными вертолетами, была способна выполнять различные задачи с применением обычных и ядерных средств поражения .
Военно-транспортная авиация перевооружилась на турбовинтовые самолеты большой грузоподъемности и дальности полета. Армейская авиация получила на вооружение различные типы вертолетов.
В 1991 году в составе Военно-воздушных сил СССР имелось 20 объединений, 38 дивизий и 211 авиационных полков .
Произошедший в конце 1991 года распад Советского Союза и последовавшие за ним события заметно ослабили Военно-воздушные силы.
Значительная часть авиационной группировки (около 35%) осталась на территории бывших союзных республик (более 3400 самолетов, в том числе — 2500 боевых). Также на их территориях осталась наиболее подготовленная для базирования военной авиации аэродромная сеть, которая в сравнении с СССР сократилась в РФ практически вдвое (в первую очередь — на Западном стратегическом направлении). Резко снизился уровень летной и боевой подготовки летчиков ВВС.
В этот период боевой состав ВВС был представлен почти исключительно самолетами четвертого поколения (Ту-22М3, Су-24М/МР, Су-25, Су-27, МиГ-29 и МиГ-31).
В 1992 году Россия приступила к строительству Военно-воздушных сил как неотъемлемой части собственных Вооруженных Сил.
В соответствии с указом президента Российской Федерации от 16 июля 1997 года "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствования их структуры" к 1 января 1999 года был сформирован новый вид Вооруженных Сил — Военно-воздушные силы, в котором были объединены два самостоятельных вида Вооруженных Сил: Военно-воздушные силы и Войска Противовоздушной обороны (ПВО).
В 2003 году в состав Военно-воздушных сил была передана армейская авиация, в 2005-2006 годах — часть соединений и частей войсковой ПВО, оснащенных зенитными ракетными системами С-300В и комплексами "Бук". В апреле 2007 года на вооружение ВВС была принята зенитная ракетная система нового поколения С-400 "Триумф".
В 2009-2010 годах в организационной структуре ВВС произошли серьезные изменения: был осуществлен переход к двухуровневой (бригадно-батальонной) системе управления .
Были ликвидированы авиадивизии и авиаполки. Созданы .
Одновременно происходило активное обновление самолетного парка. На смену самолетам четвертого поколения стали приходить их новые модификации, а также современные типы самолетов (вертолетов), имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики.
С 1 августа 2015 года Военно-воздушные силы и Войска воздушно-космической обороны были объединены в новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации — Воздушно-космические силы России.
© Минобороны РФ
![](https://i1.wp.com/cdn24.img.ria.ru/images/148802/42/1488024284_7:0:1912:1080_600x0_80_0_0_e599d4471eb2ef10cd023f64f46b418a.jpg)
© Минобороны РФ
Современные ВВС предназначены для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск (сил); поражения войск (сил) и объектов противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск (сил) других видов и родов войск.
Начиная с 1935 года авиапарады, посвященные Дню Воздушного Флота СССР, проводились в Тушино в выходные дни, то есть не были жестко привязаны ко дню 18 августа, а иногда переносились на другой день или вообще отменялись по метеоусловиям. Даже во время Великой Отечественной войны страна праздновала День Воздушного Флота СССР, но воздушные парады не проводились.
В период с 1947 года по 1961 год День Воздушного Флота отмечался, как правило, в один из воскресных дней июля и сопровождался проведением воздушного парада в Тушино. С 1962 года праздник отмечался без ежегодных воздушных парадов (исключая 1967 и 1977 годы) 18 августа, а с 1972 года — в третье воскресенье августа.
Однако традиция проведения воздушных праздников, посвященных Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне . Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском, Монино, Кубинке и в других городах авиационной принадлежности.
По мере роста значения составляющих Воздушного флота СССР появились День Гражданской авиации СССР (9 февраля), День авиации ВМФ (17 июля) и др. В 1997 году, отвечая на просьбы военных авиаторов, президент РФ установил своим указом День Военно-воздушных сил.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. 2004.)
От "Ильи Муромца" до ПАК ФА: прошлое и настоящее ВВС России
© РИА Новости / Максим Блинов / Военно-воздушные силы России призваны обеспечить отражение возможной агрессии и защиту от ударов с воздуха объектов государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, а также важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны. На фото: многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, принадлежащий к поколению 4++.
![](https://i0.wp.com/cdn24.img.ria.ru/images/149998/23/1499982337_0:77:2200:1324_600x0_80_0_0_ea61ff756484f4da6b29c66a0172b77f.jpg)
1 из 21
Военно-воздушные силы России призваны обеспечить отражение возможной агрессии и защиту от ударов с воздуха объектов государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, а также важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны. На фото: многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, принадлежащий к поколению 4++.
/ ВВС России могут использоваться для обеспечения боевых действий других родов войск и поражения объектов и сил противника обычными и ядерными видами вооружений. На фото: модернизированный стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МСМ ВКС РФ, оснащенный крылатыми ракетами Х-101, во время выполнения задач в небе над Сирией.
![](https://i1.wp.com/cdn25.img.ria.ru/images/149998/25/1499982545_0:53:958:597_600x0_80_0_0_c687b3b35cf6cdc398cd440040c4d99b.jpg)
2 из 21
ВВС России могут использоваться для обеспечения боевых действий других родов войск и поражения объектов и сил противника обычными и ядерными видами вооружений. На фото: модернизированный стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МСМ ВКС РФ, оснащенный крылатыми ракетами Х-101, во время выполнения задач в небе над Сирией.
/ Военно-воздушные силы с августа 2015 года входят в состав Воздушно-космических сил России. На фото: десантирование с тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 во время совместных учений ВДВ России, Белоруссии и Сербии "Славянское братство-2016".
![](https://i1.wp.com/cdn24.img.ria.ru/images/149998/27/1499982726_0:184:3076:1929_600x0_80_0_0_f7a07967b2357a2d3e4f445f29427e2a.jpg)
3 из 21
© РИА Новости / Владимир Астапкович / Глубоко модернизированный многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35 поколения 4++ с двигателем увеличенной мощности и поворотным вектором тяги. Эти машины обладают передовой информационно-управляющей системой, а также радиолокационной станцией с большой дальностью обнаружения нескольких воздушных целей.
![](https://i0.wp.com/cdn22.img.ria.ru/images/149998/31/1499983153_0:219:3076:1964_600x0_80_0_0_c2b79674a0ab467d3e7273a052f29a21.jpg)
6 из 21
Глубоко модернизированный многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35 поколения 4++ с двигателем увеличенной мощности и поворотным вектором тяги. Эти машины обладают передовой информационно-управляющей системой, а также радиолокационной станцией с большой дальностью обнаружения нескольких воздушных целей.
© РИА Новости / Максим Блинов / Новейший российский многоцелевой легкий истребитель МиГ-35 впервые был публично представлен на прошедшем в июле Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском. По дальности полета он превосходит предшественников в 1,5 раза. Истребитель развивает скорость более 2,2 Маха, бортовой радар МиГ-35 может сопровождать до 30 целей на расстоянии до 160 километров.
![](https://i0.wp.com/cdn21.img.ria.ru/images/149998/34/1499983442_0:140:2236:1398_600x0_80_0_0_0b2d59081adac4ab04ddba69b414267d.jpg)
7 из 21
Новейший российский многоцелевой легкий истребитель МиГ-35 впервые был публично представлен на прошедшем в июле Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском. По дальности полета он превосходит предшественников в 1,5 раза. Истребитель развивает скорость более 2,2 Маха, бортовой радар МиГ-35 может сопровождать до 30 целей на расстоянии до 160 километров.
© РИА Новости / Сергей Пятаков / Транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ "Терминатор" предназначен для транспортировки личного состава и грузов внутри кабины и на внешней подвеске как днем, так и в ночное время. Особенность вертолета - усиленная бронезащита. На Ми-8АМТШ можно установить комплекс управляемого вооружения.
![](https://i2.wp.com/cdn24.img.ria.ru/images/149998/35/1499983592_0:254:2864:1878_600x0_80_0_0_7aa9c5f0c6091e8d3e563ebcab03a97f.jpg)
8 из 21
Транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ "Терминатор" предназначен для транспортировки личного состава и грузов внутри кабины и на внешней подвеске как днем, так и в ночное время. Особенность вертолета - усиленная бронезащита. На Ми-8АМТШ можно установить комплекс управляемого вооружения.
© РИА Новости / Максим Блинов / Истребитель пятого поколения, который получил название Су-57, проходит сейчас летные испытания. Он сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя. ПАК ФА малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью и способен маневрировать с большими перегрузками. Установочная партия этих самолетов будет состоять из 12 машин и начнет поставляться в 2019 году.
![](https://i1.wp.com/cdn23.img.ria.ru/images/149998/39/1499983933_0:95:2199:1342_600x0_80_0_0_8b96228cb1359d3d71d75cb8773a4cc3.jpg)
9 из 21
Истребитель пятого поколения, который получил название Су-57, проходит сейчас летные испытания. Он сочетает в себе функции ударного самолета и истребителя. ПАК ФА малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью и способен маневрировать с большими перегрузками. Установочная партия этих самолетов будет состоять из 12 машин и начнет поставляться в 2019 году.
/ Ударный вертолет Ми-28НМ является модернизированной версией "Ночного охотника". В числе главных преимуществ этой машины - маневренность и повышенная огневая мощь. Это всепогодный и всесуточный вертолет, его навигационный комплекс, новая оптика и система управления позволяют осуществлять "слепую" посадку. Кроме того, вертолет отличается минимально возможной заметностью для наземных средств ПВО.
![](https://i2.wp.com/cdn24.img.ria.ru/images/149998/41/1499984103_0:279:3072:2007_600x0_80_0_0_03b83f71862395652201273ab83c2614.jpg)
10 из 21
Ударный вертолет Ми-28НМ является модернизированной версией "Ночного охотника". В числе главных преимуществ этой машины - маневренность и повышенная огневая мощь. Это всепогодный и всесуточный вертолет, его навигационный комплекс, новая оптика и система управления позволяют осуществлять "слепую" посадку. Кроме того, вертолет отличается минимально возможной заметностью для наземных средств ПВО.
© РИА Новости / Министерство обороны РФ / Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 "Николай Кузнецов", или "Белый лебедь", как его прозвали летчики, является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжелым боевым самолетом в мире. На данный момент ведется работа по созданию его модернизированной модели Ту-160М2.
![](https://i1.wp.com/cdn23.img.ria.ru/images/149998/42/1499984251_0:0:1177:662_600x0_80_0_0_93128fc09ed8ee98d76850fee4a3290e.jpg)
11 из 21
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 "Николай Кузнецов", или "Белый лебедь", как его прозвали летчики, является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжелым боевым самолетом в мире. На данный момент ведется работа по созданию его модернизированной модели Ту-160М2.
© РИА Новости / Евгений Одиноков / Учебно-боевой Як-130 позволяет курсантам летных училищ отрабатывать пилотирование, взлет и посадку, а также имитацию воздушного боя с захватом и сопровождением воздушных целей и пуском ракет. В случае войны самолет способен выполнять задачи легкого штурмовика - уничтожать наземные объекты и малоскоростные воздушные цели.
![](https://i0.wp.com/cdn24.img.ria.ru/images/149998/44/1499984405_0:0:3072:1742_600x0_80_0_0_b01a7a03658f893b6df294f00ac0cf84.jpg)
12 из 21
Учебно-боевой Як-130 позволяет курсантам летных училищ отрабатывать пилотирование, взлет и посадку, а также имитацию воздушного боя с захватом и сопровождением воздушных целей и пуском ракет. В случае войны самолет способен выполнять задачи легкого штурмовика - уничтожать наземные объекты и малоскоростные воздушные цели.
© РИА Новости / Виталий Аньков / Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. Модернизированные модели истребителей получили новую систему управления вооружением и бортовую радиолокационную станцию, способную обнаруживать до десяти воздушных целей на расстоянии до 320 километров.
![](https://i0.wp.com/cdn24.img.ria.ru/images/149998/46/1499984602_0:0:3464:1964_600x0_80_0_0_1bb3eea40db81cf36e356d76caba234f.jpg)
13 из 21
Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. Модернизированные модели истребителей получили новую систему управления вооружением и бортовую радиолокационную станцию, способную обнаруживать до десяти воздушных целей на расстоянии до 320 километров.
© РИА Новости / Рамиль Ситдиков / Советский штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории - их было выпущено более 36 тысяч штук. Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 "бетонным самолетом", а солдаты вермахта называли его "черной смертью". Броне-корпус самолета закрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты.
![](https://i2.wp.com/cdn25.img.ria.ru/images/149998/47/1499984759_0:108:2999:1809_600x0_80_0_0_36c8becf10a04906ffd795733ec8d4e5.jpg)
14 из 21
Советский штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории - их было выпущено более 36 тысяч штук. Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 "бетонным самолетом", а солдаты вермахта называли его "черной смертью". Броне-корпус самолета закрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты.
© РИА Новости / Пресс-служба Северного флота / Разведывательно-ударный вертолет Ка-52К, разработанный для морского базирования, имеет намного более мощную РЛС и вооружение, чем базовая версия "Аллигатора". Это позволяет ему уничтожать бронетехнику противника не входя не только в зону действия ПЗРК, но многих систем ближнего ПВО. Вертолет отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей.
![](https://i1.wp.com/cdn21.img.ria.ru/images/149998/48/1499984850_0:112:3095:1867_600x0_80_0_0_3251951d78885c449e47e8c86fa73497.jpg)
15 из 21
Разведывательно-ударный вертолет Ка-52К, разработанный для морского базирования, имеет намного более мощную РЛС и вооружение, чем базовая версия "Аллигатора". Это позволяет ему уничтожать бронетехнику противника не входя не только в зону действия ПЗРК, но многих систем ближнего ПВО. Вертолет отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Многоцелевые истребители четвертого поколения МиГ-29 состоят на вооружении ВВС с начала 1980-х годов. Модернизированные варианты МиГ-29СМТ имеют принципиально новый комплекс бортового оборудования, расширенную номенклатуру вооружения и увеличенную дальность полета.
![](https://i0.wp.com/cdn21.img.ria.ru/images/149998/50/1499985089_0:140:3114:1907_600x0_80_0_0_cf8028db17ce19434dfa082edd474d5d.jpg)
16 из 21
Многоцелевые истребители четвертого поколения МиГ-29 состоят на вооружении ВВС с начала 1980-х годов. Модернизированные варианты МиГ-29СМТ имеют принципиально новый комплекс бортового оборудования, расширенную номенклатуру вооружения и увеличенную дальность полета.
© РИА Новости / Евгений Биятов / Истребитель поколения 4+ Су-30СМ предназначен для уничтожения воздушных целей в любых метеоусловиях, а также при применении активных и пассивных помех. Эти самолеты обеспечивают контроль воздушного пространства, блокирование аэродромов противника, их можно использовать при завоевании господства в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных и надводных целей.
![](https://i1.wp.com/cdn22.img.ria.ru/images/149998/52/1499985200_0:109:2200:1356_600x0_80_0_0_b1113071a6700fac207af531ce9f6c51.jpg)
17 из 21
Истребитель поколения 4+ Су-30СМ предназначен для уничтожения воздушных целей в любых метеоусловиях, а также при применении активных и пассивных помех. Эти самолеты обеспечивают контроль воздушного пространства, блокирование аэродромов противника, их можно использовать при завоевании господства в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных и надводных целей.
© РИА Новости / Игорь Михалев / Первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик "Илья Муромец" выпускался на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914-1919 годов. Под этим названием производились несколько серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, которые оснащались различным вооружением. Данный экземпляр находится в Музее Военно-воздушных сил в Монино.
![](https://i1.wp.com/cdn22.img.ria.ru/images/149998/53/1499985397_0:0:3023:1715_600x0_80_0_0_331fb395b840be69a81d113394fa67b1.jpg)
18 из 21
Первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик "Илья Муромец" выпускался на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914-1919 годов. Под этим названием производились несколько серий четырехмоторных цельнодеревянных бипланов, которые оснащались различным вооружением. Данный экземпляр находится в Музее Военно-воздушных сил в Монино.
© РИА Новости / Михаил Воскресенский / Одномоторный самолет Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. Бомбардировщик производился с октября 1942 по декабрь 1948 года. Данный экземпляр находится на постоянной экспозиции, посвященной авиаполку "Нормандия-Неман", в музее авиации и космонавтики в Ле Бурже.
![](https://i1.wp.com/cdn23.img.ria.ru/images/149998/55/1499985504_0:288:3076:2033_600x0_80_0_0_f3c12905604ae500b9e6e7f4fea2ab48.jpg)
19 из 21
Одномоторный самолет Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. Бомбардировщик производился с октября 1942 по декабрь 1948 года. Данный экземпляр находится на постоянной экспозиции, посвященной авиаполку "Нормандия-Неман", в музее авиации и космонавтики в Ле Бурже.
© Sputnik / Асатур Есаянц / Многоцелевой ударный вертолет Ми-24 "Крокодил" выпускается с 1971 года. Он активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. На данный момент на вооружении в России стоят 178 таких вертолетов разной модификации.
![](https://i2.wp.com/cdn22.img.ria.ru/images/149998/57/1499985741_0:159:1600:1067_600x0_80_0_0_46ba2248d0b0c4f447ba54287a56df7c.jpg)
Флаг Военно-Воздушных Сил СССР. Тот, что в сердце.......
Вчера через «Одноклассники» получил поздравление от своего однокашника по военному училищу. Он поздравил меня с началом праздничной недели. При этом вполне логично заметил, что если у подавляющего большинства представителей, так сказать, обычных профессий только один праздник в году, то у военных авиаторов их два:-). Одним праздником эта неделя начинается, с воскресенья 12-г о, и другим заканчивается, в воскресенье 19-го .
Я как –то раньше этому не придавал значения. Наверное потому, что никогда не жил в России с тех пор, как она стала отдельным самостоятельным государством. Как говорится, моя Родина – Советский Союз. А тогда у нас, армейских, был только один день авиации . Тот самый, который установил еще Сталин в 1933 году. Тогда это был день 18 августа.
С тех пор День воздушного флота СССР праздновался каждое третье воскресенье августа. Причем больше этот праздник ассоциировался именно с 18-м числом. Был еще и день Аэрофлота (точнее гражданского воздушного флота) – второе воскресенье февраля, но мы тогда его своим не считали (вобщем-то и правильно) и многие о нем даже и не слышали.
Потом день Аэрофлота в 1988 году отменили и совместили его с августовским днем авиации . А еще через три года перестал существовать Советский Союз. Социализм, так толком и непостроенный, канул в лету… Тогда рушилось все вокруг, начиная с экономики и кончая многолетними историческими и духовными традициями.
Советская авиация, к сожалению, не избежала этой участи (причем не только военная, но и гражданская). Потери, которые она понесла наверное не сравнишь даже с потерями во время боевых действий. Особенно во второй половине 90-х и в начале 2000-х годов.
Больно и горько было на все это смотреть. Каждое хоть сколько-нибудь положительное действие и любое, даже малое движение вперед, воспринималось с большой надеждой. И вот теперь, кажется, эти надежды начинают оправдываться.
Наша заслуженная, теперь так же, как и когда-то в первые годы своего существования, российская авиация , всегда имевшая много побед и выдающихся достижений начинает опять расправлять свои крылья.
12 августа, ровно 100 лет тому назад царским указом было официально сформирована первое военное авиационное подразделение. Так родились Военно-воздушные Силы России. А с 31 мая 2006 года Указом Президента Российской Федерации этот день стал официальным праздником, Днем Военно-Воздушных Сил (имеет статус памятного дня). Совершенно правильное и логичное решение:-).
Как видите, все хорошее возвращается:-). Российская авиация начинает восстанавливать свою былую мощь и совершентсво. Очень хочется верить, что этот процесс будет только ускоряться и пойдет в нужном направлении, а значит есть и будет, что праздновать. И мы это обязательно сделаем:-).
Теперь, ведь, у нас две праздничные даты: 12-е и следующее за ним 19-е (официально утверждено, кстати, в 1992 году Верховным Советом Российской Федерации). День ВВС и День Воздушного Флота России. И даже не знаю, надо ли их делить. Все это для меня просто День авиации .
И сегодня в преддверии этих двух больших праздников я хочу поздравить всех с днем 100-летия наших славных Военно-Воздушных Сил и с наступающим Днем Воздушного Флота России.
Поздравляю всех, кто имел и имеет великое счастье (именно так!) прикоснуться к таинствам пятого океана, тех, для кого небо стало вторым домом, а его нежная голубизна и белоснежность легких облаков любимыми цветами по жизни.
Поздравляю всех, кто «на ты» с мощными, тяжелыми и, подчас, грозными машинами. Благодаря вашей наземной работе, часто очень нелегой и даже неблагодарной, самолеты поднимаются в воздух и там превращаются в легких небесных птиц:-).
С праздниками всех, кто создает сложнейшие современные летательные аппараты, строит их на гигантах-заводах, кто так или иначе обеспечивает возможность повседневной летной работы авиации России.
С праздниками всех авиаторов, бывших, нынешних и будущих. Хотя, конечно, бывших авиаторов, как и бывших офицеров не бывает….
Поздравляю всех, кто понимает, кто помнит, кто знает…
Силы ВВС предназначены для того, что бы производить разведывательную деятельность в отношении противника, обеспечивать превосходство в воздушном пространстве, защищать от ударов врагов по наземным объектам с воздуха, Поддерживать сухопутные войска и флот, перевозить грузы, вооружение и т.п.
История зарождения праздника Военно-воздушных сил
Воздушные войска России имеют долгую и интересную историю. В 1912 году, именно в этот день был издан приказ, согласно которому начал действовать Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.
В Российской империи воздушный флот образовался в 1910 году. А в 1913 году Сикорским был спроектирован и построен первый четырёхмоторный биплан Русский витязь Именно в это время начались закупки французских самолетов и обучение профессиональных пилотов. Пусть просуществовал он лишь до 1917 года, но вошел в историю как один из самых сильных и высококвалифицированных.
Во время хода Первой мировой войны в его составе насчитывалась уже 263 летательных аппарата. Они использовались как в разведывательных целях, так и для воздушных атак. А к 1917 году количество самолетов достигло 700 штук. Революция в 1917 отрицательно повлияло на армию и авиацию России.
Начался новый этап развития авиации в 1918 году с образования Рабоче-крестьянский воздушный флот. Во время процесса индустриализации в СССР быстрыми темпами началась модернизация боевой авиации. В конце 30-х годов начался массовый выпуск истребителей И-15 и И-16 и бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-2 и ТБ-3.
К тому времени как разгорелась Великая Отечественная Война, несмотря на заявление Сталина, что промышленность СССР отстает от западной, ежедневно выпускалось порядка 50- боевых самолетов, а к концу сентября 1941 года эта цифра достигла 100 единиц. Цифра внушительная, значительно превосходящая возможности противника.
История развития в послевоенное время Военно-воздушных сил России
После того как была одержана победа над фашистской Германией начался период активной модернизации техники. Велось и совершенствование тактики ведения боя. К концу 80-х годов ВВС СССР насчитывали уже около 10 тыс. летательных аппаратов. Это вывела ее на первое место в мире.
В результате распада СССР в 1991 году силы ВВС были разделены между Россией и прочими республиками. В распоряжение России оказалось порядка 40% техники и 65 % личного состава советских ВВС. При этом в ее распоряжение оказалась стратегическая дальняя авиация.
В настоящее время силы ВВС это прогрессивный, новый вид Вооруженных сил. Войска ПВО и ВВС с 1999 года преобразованы в один вид военных сил, подчиняющийся непосредственно главнокомандующему России. Это важный шаг,позволяющий усилить эффект от применения сил.
Следующее важное качество, отличающее ВВС России это то, что в большинстве своем они ракетоносные. Основное применяемое в истребителях оружие это ракеты класса воздух-воздух, с высокой точностью поражения цели. При этом современные ракетные комплексы способны поражать цели при дальности до нее 150 км и на высотах до 40 км.
Дальняя авиация, по мере модернизации, становится мощнейшей ракетоносной авиацией. Она способна с высокой точностью поражать подвижные объекты в море, на суше, находящиеся на расстояниях в тысячи километров.
Подписывайтесь и читайте наши лучшие публикации в Яндекс.Дзен . Смотрите красивые фотографии со всех уголков планеты на нашей странице в Instagram
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.