Еще в 6-5 вв до нашей эры баснописец Эзоп написал свою басню Ворон и Лисица. Это одна из его работ, что раскрывает человеческие пороки.
Эзоп Ворон и лисица
Для того, чтобы ответить на вопрос: какова мораль работы Эзопа, следует вернуться к тексту произведения Ворон и Лисица. И здесь мы видим Ворона, который отыскал мясо. Он сел на дерево, дабы полакомиться своей добычей. Но, тут как тут, Лиса. Она прекрасно понимает, не отдаст ей мясо птица за просто так. И она начинает расхваливать Ворона. Лиса говорит, что он мог бы быть царем среди птиц и делает акцент на его прекрасном голосе. Льстивые речи Лисы привели к тому, что Ворону захотелось похвалиться перед рыжей красавицей и показать, какой у него замечательный, как утверждает Лиса, голос. И здесь птица начинает петь. Но мы ведь понимаем, каким может быть пение ворона. Уж вороны никогда соловьями не были. Закаркала птица и выпустила мясо, которое Лиса быстро унесла.
Мораль басни Эзопа Ворона и лисица
И вот здесь Эзоп в своей басне выносит следующую мораль: лесть, как притворная похвала, целью которой является лишь корысть, очень опасна. Она имеет большую силу, которая, как в случае описанного сюжета, привела к потере наживы. Поэтому не стоит развешивать уши и вестись на лесть, в противном случае, вы как и Ворон, останетесь ни с чем.
Послушать текст басни Эзопа Ворона и лисица вы можете посмотрев видеоролик ниже
«Ворона и лисица».
Эзоп «Ворон и лисица»
МОУ СОШ №4
Тема урока: «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»
Задачи: Познакомить с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа «Ворон и
Развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление,
Учить сравнивать басни Эзопа и И.. А. Крылова.
Ход урока.
Организационный момент. Активизация опорных знаний.
1) Фронтальная беседа
Что объединяет этих людей?
Кто такие баснописцы?
Дайте определение басни.
Прочтите мораль басни Эзопа.
В чем главное отличие басни Крылова от басни Эзопа?
2) Работа в парах.
Взаимная проверка домашнего задания по тетради.
Изучение нового материала. Анализ басен И. Крылова и Эзопа.
1) Слушание басни, в исполнении актера.
Кто знает, как называется басня и кто ее автор?
Сегодня знакомимся с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа
«Ворон и лисица». Слайд 4
2) Чтение басни учащимися.
3) Словарная работа. Слайд 5.
Прочитайте начало басни.
Как называется эта часть басни?
Прочитайте нравоучение басни.
Мораль басни Ворона и лисица И. Крылова
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Как баснописец представляет своих героев.
Почему именно эти слова?
В каких словах лисы слышится лесть?
Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.
(слушание басни в аудиозаписи)
5) Выразительное чтение басни учащимися.
С какой интонацией?
На какие знаки препинания нужно обратить внимание?
6) Чтение басни по ролям.
Рассмотрите иллюстрацию, сделанную художником к басне. Слайд 6.
Какие особенности изображения передают характер героев?
Представьте себя на месте героев басни.
Прочитаем басню по ролям.
7) Самостоятельное чтение учащимися басни Эзопа «Ворон и лисица»
8) - Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.
9) (слушание басни в аудиозаписи)
Прочитайте мораль басни Эзопа?
Мораль басни Ворон и лисица
«Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове – ничего тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
10) Сравнение басен Крылова и Эзопа
Басня Ворона и лисица – анализ
Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?
Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.
Итог урока.
Что вы знаете о басне?
5. Домашнее задание.
Выучить басню Крылова наизусть.
ВОРОН И ЛИСИЦА
Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».
Не верь врагам - проку не выйдет.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».
Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
ЖУК И МУРАВЕЙ
В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, - а ты смеялся надо мной, - не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».
БЕДНЯК
У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», - молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя - ты не помог мне, хлопнул об угол - послал великое счастье».
Кто обращается с негодяем ласково - останется в убытке, кто поступает с ним грубо - в барыше.
ДВА ГОРШКА
Река несла в своем течении два горшка - глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, - просит глиняный горшок медного. - Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».
Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.
БЫК И ЖАБА
Бык пошел пить и раздавил детеныша жабы. Приходит на то место его мать - ее там не было - и спрашивает своих детей: «Где ваш братишка?» - «Он умер, матушка, - говорят они, - сейчас приходил огромный зверь о четырех ногах и раздавил его». Надулась жаба и спрашивает: «Что, будет тот зверь с меня величиной?» - «Перестань, мама, - слышит она в ответ. - Не сердись, - скорей ты лопнешь, чем сравняешься с ним».
Опасно слабому тягаться с сильным.
КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ
В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». - «Должно быть, там зарыт клад», - думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Цели :
- расширять знания детей о литературном жанре, о баснописцах;
- правильно понимать, оценивать, охарактеризовать, смысл басни, воспитывать любовь к басням;
- развивать речь детей, логическое мышление.
Оборудование: портрет И.А.Крылова с годами жизни; карточки с краткой биографией Эзопа, А.П.Сумарокова, Жана де Лафонтена; тексты басен.
ХОД УРОКА
I. Задание: определить литературный жанр (отрывки).
1. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Загадка)
2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Стихотворение)
3. Что написано пером, того не вырубить топором. (Пословица)
4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. (Басня)
II. Беседа. Постановка проблемы.
Дети, а каких баснописцев вы знаете? (И.А.Крылов). Назовите басни И.А. Крылова (Дети называют басни: “Стрекоза и Муравей”, “Мартышка и очки”, “Ворона и лисица” и др.). А ешё каких баснописцев вы знаете? (Дети затрудняются).
Побуждение к проблеме, название темы: “Баснописцы”. Предлагается басня для обсуждения “Ворона и лисица”.
Работа с карточками по группам.
Дети делятся на пять групп.
№1. Карточка: краткая биография Эзопа, басня “Ворон и Лисица”.
№2. Карточка: краткая биография Жана де Лафонтена, басня “Ворон и лисица”.
№3. Карточка: краткая биография А.П.Суморокова, басня “Ворона и лисица”.
№4. Повторение № 1.
№5. Повторение № 2.
Каждой группе даётся по 10 минут на выполнение заданий.
III. Поиск решения. Каждая группа знакомит детей с краткой биографией баснописца, читает басню, выносит на обсуждение класса свои выводы по содержанию текста.
1. Обсуждение краткой биографии Эзопа. Диалог “учитель–ученики”, “ученики–учитель” по содержанию басни Эзопа “Ворон и Лисица” (работа с текстом):
а) вместо сыра – кусок мяса. Почему? Люди охотились, основное занятие людей в 6 веке до нашей эры – охота;
б) басня написана в прозе (что такое проза?);
г) образ Ворона и Лисицы в басне Эзопа;
д) обсуждение выражений из текста: “стать царём над птицами”, “…и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.
2. Обсуждение краткой биографии Жана де Лафонтена. Диалог “учитель–ученики”, “ученики–учитель” по содержанию басни Жан де Лафонтена “Ворон и лисица” (работа с текстом):
а) басня написана не в рифму, сложным языком;
б) в клюве у ворона – сыр. Почему? Изготовляли сыр;
в) вывод в басне делает лис;
г) обсуждение выражений из текста: “благородный ворон”, “Феникс наших дубрав!”.
3. Обсуждение краткой биографии А.П.Суморокова. Диалог по басне А.П.Суморокова “Ворона и Лисица” (работа с текстом):
а) басня по объёму больше, чем басня Эзопа;
б) много старых русских слов (“сыру кус”, “не вспряну”, “уста”, “паче”, “в сию минуту”, “из роту” и т.д.);
в) басня в прочтении – сложная;
г) много сравнений, эпитетов (дети зачитывают сравнения, эпитеты);
д) в названии не ворон, а ворона;
е) нет вывода в басне.
Ученики делают вывод о баснописцах, о басне “Ворона и лисица”.
3. Физкультминутка.
Беседа о И.А.Крылове. Диалог по содержанию басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”.
Сценка басни “Ворона и лисица”. (Ученики готовят сценку к уроку)
4. Обсуждение басни И.А.Крылова, её отличие от басен других баснописцев. (“Ворона и лисица”):
а) басня И.А.Крылова читается легко, интересно, написана в рифму;
б) басня начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни;
в) басня – народная; доступна для детей;
г) образ вороны и лисы в басне И.А.Крылова.
IV. Подведение итогов. Закрепление поставленной темы.
Опрос, вопросы к детям по уроку и их ответы.
1. Назовите баснописцев.
2. Биографии писателей – баснописцев.
3. Басня “Ворон и Лисица”, “Ворона и лисица” (ответы по содержанию).
4. Что нового и интересного узнали на уроке?
Итог урока. Оценка.
Д/з на дом: Чтение басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”, нарисовать иллюстрацию к басне.
Оборудование к уроку:
№1. Карточка
а) краткая биография Эзопа, басня “Ворон и Лисица”.
Эзоп – древне-греческий баснописец VI века до нашей эры. Древнейшие басенные сюжеты появились в греческой литературе ёщё в VI–VII веке нашей эры, но окончательное оформление жанра устной басни относили к VI в. до н. э. и приписывали народному мудрецу Эзопу – личности легендарной. Легенды говорят, что Эзоп жил в Древней Греции на острове Самос. Он был рабом, безобразным горбуном. Но, благодаря своему уму, Эзоп добился свободы. Он написал много сборников, тексты их видоизменились и свободно перерабатывались, до нас дошло свыше 100 рукописей.
б) Особенности басни Эзопа.
Басня Эзопа “Ворон и Лисица”
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон. Кабы у тебя ещё и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”.
№2. Карточка
а) краткая биография Жан де Лафонтена (1621–1695 гг.). Басня “Ворон и лисица”.
Жан де Лафонтен учился в парижской ораторианской семинарии. В 1647 г. в 26 лет отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1680 г. он издал двенадцать книг Басен и в 1683 г. был избран членом Французской Академии.
Великий французский поэт, баснописец в своей творческой деятельности обращается к басне не сразу, сначала писал героические поэмы, стихи. В XVII веке Жан де Лафонтен пишет развёрнутые, полные жизни, действий, остроумные повествования. Лафонтен в баснях опирается на народную мудрость, стремится передать взгляд простого человека, басни замечательны своим разнообразием.
б) Особенности басни Лафонтена.
“Ворона и лисица”
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своём клюве сыр.
Дядюшка лис, привлечённый запахом,
Повёл с ним такую речь:
“Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! Что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья,-
То вы – Феникс наших дубрав!”
Ворону этого показалось мало,
Захотелось ему блеснуть и голосом.
Разинул клюв – и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: “Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, -
Вот урок вам, а урок стоит сыра”.
И поклялся смущённый ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.
№3. Карточка
а) краткая биография А.П.Суморокова (1717–1777 гг.).
Александр Петрович Сумороков родился в Москве в известной дворянской семье. До 15 лет обучался и воспитывался дома. В 1732–1740 г. учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи. А.П.Сумороков утвердил в русской поэзии жанр басни. Смело вводит в свои произведения народные выражения, пословицы. “Склад басни должен быть шутлив” – пишет Сумороков. Для баснописца характерна резкость сатирических красок, страстность обличения ненавистных ему пороков.
“Ворона и Лисица”
И птицы держатся людского ремесла:
Ворона сыру кус когда-то унесла,
И на дуб села. Села,
Да только лишь ёщё ни крошечки не ела.
видела лиса во рту у ней кусок,
И думает она: “Я дам вороне сок:
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок”.
“Здорово, – говорит лисица, –
Дружок воронушка, названая сестрица:
Прекрасная ты птица;
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша;
И попугай ничто перед тобой, душа;
Прекраснее стократ твои павлиньих перья;
Нелестны похвалы приятно нам терпеть.
О если бы ещё умела ты и петь!
Так не было б тебе подобной птицы в мире”.
Ворона горлушко разинула пошире,
Чтоб быти соловьём,
“А сыру, – думает, – и после я поём:
В сию минуту мне здесь дело не о пире”.
Разинула уста
И дождалась поста:
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела;
Хотела есть, не ела:
Причина та тому, что сыру больше нет:
Сыр выпал из роту лисице на обед.
Кифаред
Один бездарный кифаред пел свои песни с утра до вечера в доме с оштукатуренными стенами; голос отражался от стен и казался ему необычайно благозвучным. Это придало ему духу, и он решился выступить в театре.
Но когда он вышел на сцену и невыносимым голосом завел свою песню, его забросали камнями и выгнали.
Так и некоторые риторы: пока они в школе, то кажутся талантливыми, но едва возьмутся за государственные дела, как оказываются ничтожными.
122. Воры и петух
Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу.
Но воры сказали:
«Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать».
Басня показывает: все, что полезно хорошим людям, бывает особенно ненавистно дурным.
123. Галка и вороны
Одна галка была ростом больше всех других галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.
Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.
124. Ворон и лисица
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос.
Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом.
А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
«Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
125. Ворона и ворон
Вороне было завидно, что ворон дает людям знаменья при гаданиях, предсказывает будущее, и за это люди даже в клятвах его поминают; и решила она добиться того же и для себя. И вот, увидев прохожих на дороге, села она на дерево и начала громко каркать. Обернулись путники и удивились, но один из них воскликнул:
«Идемте, друзья: это ворона, а от ее крику - никакого толку».
Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачи и становятся посмешищем.
126. Галка и лисица
Голодная галка уселась на смоковницу. Там она увидела смоквы, зимние, недозрелые, и решила дождаться, пока они созреют.
Увидела лисица, что галка сидит и не улетает, узнала у нее, в чем дело, и сказала:
«Напрасно ты, любезная, на что-то надеешься: потешиться такой надеждой, пожалуй, можно, но насытиться - никогда».
Против человека, ослепленного жадностью.
127. Ворона и собака
Ворона приносила жертву Афине и звала собаку на жертвенный пир. Собака ей сказала:
«Зачем тратишься на напрасные жертвы? Ведь богиня тебя ненавидит, что даже знаменьям твоим не дает веры». Ответила ворона:
«Оттого-то я и приношу ей жертву: я знаю, что она меня не любит, и хочу, чтобы она ко мне смягчилась».
Так многие из страха готовы услужить собственным врагам.
128. Ворон и змея
Ворон, не видя нигде добычи, заметил змею, которая грелась на солнце, налетел на нее и схватил; но змея извернулась и его ужалила; и сказал ворон, испуская дух:
«Несчастный я! такую нашел добычу, что сам от нее погибаю».
Басню можно применить к человеку, который нашел клад и стал бояться за свою жизнь.
129. Галка и голуби
Галка увидела, как голубей в голубятне хорошо кормят, и покрасилась белилами, чтобы зажить вместе с ними. И пока она молчала, голуби принимали ее за голубя и не гнали; но когда она забылась и каркнула, они сразу узнали ее голос и выгнали ее прочь. Оставшись без голубиного корму, вернулась галка к своим; но те не признали ее из-за белых перьев и не пустили жить с собой. Так галка, погнавшись за двумя выгодами, ни одной не получила.
Следственно, и мы должны довольствоваться тем, что имеем, памятуя, что алчность ничего не приносит, а только отнимает последнее.
130. Живот и ноги
Живот и ноги спорили, кто сильнее. Ноги каждый раз хвастались, что столько в них силы, что они и самый живот на себе носят; но живот отвечал:
«Эх, любезные, кабы я не принимал пищу, ничего бы не могли вы носить».
Так и в войсках количество ничего не значит, если воины лишены благоразумия.