Хохломская роспись, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области -- центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 -- начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях -- алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне -- синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи -- “верховая” (красным и чёрным на золотистом фоне) и “под фон” (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).
По данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.
Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.
Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.
Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.
Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.
Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.
Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров. В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.
На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта. Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.
В искусстве орнамента Хохломы утверждаются характерные для народного декоративного творчества черты: большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная строгость и скупость художественных средств. Наиболее ярко они проявились в травных орнаментах, преобладавших в росписи посуды. Усваивая новые приемы орнаментации, мастера сохраняли и более ранние традиции украшения посуды.
С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве хохломской росписи, В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет. Рисунки хохломской травки, позволявшие наиболее эффектно использовать "золотую" окраску, получают в это время еще большее развитие. Мастера Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов, наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы. Происходит ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то теперь основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой.
Часто приходится слышать о том, что мастера использовали красную и черную краски лишь потому, что они не выгорают в печи при закалке. Это верно только отчасти. Коричневая, зеленая и желтая краски также не меняют свой цвет при высокой температуре, однако их применение становится весьма ограниченным. Художники предпочитали сочетание красного, черного и золота, прежде всего, в силу его особых декоративных качеств. Такую цветовую гамму ценили и мастера древней Руси. Но была и другая причина. Получавшийся у мастеров золотистый цвет уступал цвету золота по яркости и не имел желаемого оттенка теплоты. Этот недостаток мастера стремились сделать возможно менее заметным, нанося роспись красной и черной краской, создававшими с золотистым фоном звучный цветовой аккорд. Огненно-яркая киноварь придавала большую теплоту золотистому фону, а черная краска способствовала тому, что он казался светлее и ярче.
Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим значительную часть поверхности вещи. Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами. Ограничение красочной гаммы травного орнамента, отказ от оживок белилами и плоскостная силуэтная трактовка мотивов, казалось, должны были бы способствовать утрате качеств живописности. Однако этого не происходит. Хохломская травка воспринимается нами как орнамент живописный, а не графический благодаря тому, что в основе ее композиции остаются ритмически расположенные цветовые пятна. Живописность узорам травки придает и мягкость тональных отношений, которая достигается соединением в орнаменте мотивов, написанных широким мазком, и введением мелкой травной приписки, исполняемой легким прикосновением кисти.
Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его исполнение свободно от руки кистью. Теперь, когда мастера перешли к работе на широких поверхностях золотистого фона, могла еще более ярко проявиться свойственная темпераменту русского орнамента листа склонность к широте письма. Смелый кистевой мазок становится одним из основных элементов травного узора. По-разному сочетая удлиненные мазки красной и черной краски, крупные и мелкие, сочные корпусные и легкие, мастера создавали мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального почерка мастера становятся критерием художественных достоинств произведения. Исполнение росписи от руки кистью вырабатывало у мастеров привычку свободно варьировать орнамент. На особенности травных узоров влияли и формы точеной деревянной посуды. Мастера искали приемов декорировки, экономных в отношении затрат труда и обеспечивающих наибольший художественный эффект. В процессе их работы для каждого вида изделий в Хохломе были найдены типовые композиции росписи, наиболее соответствующие характеру их формы и размерам. Расскажем о некоторых из них.
На крупных чашках и блюдах мастера часто исполняли один из видов травного орнамента - "осочку". Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как бы склоненных порывом ветра. "Осочки" располагались по бортам чашек и блюд, обрамляя розетку с "пряником". Динамический ритм стеблей и трав на вогнутой сферической поверхности чаши был особенно ощутим благодаря статичному узору "пряника". В рисунках "осочки" проявлялась любовь мастеров к природе. Многие мастера рассказывают о них как о самых любимых в промысле видах травного орнамента. "Мы всегда охотно его исполняли, - вспоминает старейшая мастерица А.Н. Тюкалова. - В этом рисунке простора много, а чашка не изляпана и очень богата". В скупых и метких словах мастерицы содержится народное понимание красоты орнамента. Ощущение простора, радующего нас в природе, достигается в рисунках "осочки" благодаря свободному размещению мотивов на золотистом фоне высоких покатых стенок блюд. Просвечивающий сквозь ажурный узор листьев и ветвей "осочки" золотистый фон придает росписи праздничный и богатый вид.
Лишь во второй половине XIX века, в связи с развитием в Хохломе производства мебели, техника росписи "под фон" получает более широкое распространение. Орнаменты с золотыми цветами и птицами на черном фоне, исполнявшиеся особенно часто на детских столиках и стульях, привлекают внимание красотой узора, нанесенного свободными движениями кисти. Как и в травных рисунках, в росписи "под фон" появляются свои четко выработанные приемы орнаментальной скорописи. Композиции становятся строже, лаконичнее и вместе с тем эмоционально выразительнее.
Приемы исполнения орнамента "кудрины" менее трудоемки, чем роспись "под фон". С середины XIX века ими уже широко владели многие хохломские мастера. Рисунки "кудрины" писали на чашках и на больших "артельных" блюдах.
Во второй половине XIX века в Хохломе создавалось довольно много видов изделий. Здесь делали большие плашковые блюда, достигавшие в диаметре метра, известные под названием артельных или бурлацких, чашки и тарелки различных размеров, поставцы, солонки, кандейки, совки для муки и другие изделия. В это время промысел представлял собой грандиозное ремесленное производство расписной посуды. Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда.
В конце XIX - начале XX века наступили для Хохломы тяжелые времена. Стал быстро снижаться спрос на деревянную росписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричной продукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода. Трудное положение в народных промыслах заставило Нижегородское земство принять экстренные меры. Особое внимание оно обратило на Хохлому. Туда были посланы художники, пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей. В это время в среде русской интеллигенции возникает глубокий интерес к памятникам русской старины. Их начинают изучать, коллекционировать. Это приносит популярность и изделиям народных промыслов. Чтобы обеспечить продажу изделий Хохломы, художники стали изготовлять для нее образцы "под старину".
Так появились на промысле ковши, причудливые по формам, напоминающие змей и драконов, стулья и диваны с головами лошадей, громоздкие столы и буфеты с тяжелыми токарными ножками, коробки для рукоделия, похожие на чугунные гири. При декорировке этих изделий искажались мотивы росписи "под фон" и "кудрины". Появился орнамент "славянской вязи" - неудачное подражание рисункам старинных рукописных заставок. Ему были свойственны сухие стилизованные формы и грубая пестрая раскраска. Приемами, привычными для Хохломы, писать его было нельзя, поэтому в работе мастеров появились трафареты. Травная роспись в это время исполнялась лишь в тех мастерских, где продолжали красить дешевые чашки и блюда для сельского рынка. "Травка" получает пренебрежительное название простой окраски или "мужицких" рисунков. За травную роспись платили вполовину дешевле.
Народное искусство промысла не погибло и до сих пор, часто можно увидеть огромное количество изделий расписанных под Хохлому, радующих наш взор своим золотистым орнаментом.
Хохлома - что это такое? Прежде всего это старинный Хохломская роспись, золотая хохлома, обширный пласт культуры российской. Символом росписи в стиле "хохлома" является огненная персонаж. Столица промысла - город Семенов, расположенный к северу от Нижнего Новгорода. В отличие от гжельского художественного производства, которое объединяет 27 сел и деревень в один "куст", хохлома была сосредоточена в одном месте. Поэтому ее развитие продолжалось достаточно долго. Художественная составляющая промысла также имела значение, поскольку талантливые мастера встречаются не часто, а обучения, как такового, не было.
История Золотой хохломы
Художественный промысел хохлома уходит корнями в конец 17 века, во времена бурного расцвета иконописного искусства. Период заселения Новгородских земель старообрядцами, которые не приняли церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов золочения икон. Именно в нижегородских землях, деревнях и селах научились расписывать иконы золотом, но без применения драгоценного металла. Деревянные оклады икон посыпали серебром, растертым в пыль, затем покрывали слоем льняного масла и ставили в печь. Серебряное покрытие чудесным образом превращалось в сверкающее золото. Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную. Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации. Заготовки вытачивали одни мастера, грунтовали и прожигали их другие, а расписывали третьи. Но в любом случае результаты совместного труда были хорошими и производство процветало.
Зарождение высокого искусства
Так на Волге появилась золотая роспись хохломы. От икон быстро перешли к производству посуды из дерева, покрытой золотыми рисунками. Серебра не хватало, и его заменили оловом. Рисунки хуже не стали, наоборот, роспись приобрела благородный матовый оттенок, а после полировки краски начинали сверкать подобно солнцу. Семеновские художники стали объединяться в артели, роспись "под хохлому" приобрела широкую известность далеко за пределами Один за другим приезжали купцы, заказывали мастерам расписную деревянную посуду огромными партиями, и промысел стал развиваться бурными темпами.
Первое время вырезались из липы и раскрашивались хохломскими узорами ложки и черпаки. Благодарные потомки даже возвели памятник Семёну-ложкарю как дань уважения мастерам и художникам того времени. Ремесленники трудились, не покладая рук, нижегородскую посуду привозили и успешно продавали на великом Макарьевском торжище, самой известной российской ярмарке. Доходила посуда и до Москвы. В столице России в то время постоянно присутствовали иностранные представители купечества, немцы, франзузы, англичане. Они сразу обратили внимание на необычные хохломские товары.
Хохлома - что это такое с точки зрения мировой общественности?
В середине 19 века хохломская роспись на посуде, мебели и одежде стала известна за рубежом. Всемирная выставка в Париже, прошедшая в 1889 году, открыла путь Золотой хохломе по всему миру. Хохломская роспись пошла на экспорт широким потоком. Рынки Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, а позже и северо-американского континента торговали изделиями российских народных промыслов.
Высокий спрос на изделия заволжских мастеров стал стимулом для дальнейшего развития Золотой хохломы. Ассортимент производства вырос многократно, кроме ложек производились блюда и тарелки, бочонки, крынки для специй, солонки, различные поставцы, бокалы и кружки. Особенно ценились на Западе так называемые братины - огромные посудины в форме ладьи с дюжиной ковшей. Название говорило само за себя, эта посуда предназначалась для братского пиршества. Праздничная тема всегда сопутствовала хохломским изделиям. А неисчерпаемый источник сюжетов и тем для них - это вся Россия. Хохлома же неразрывно связана и с самим источником, и с его историей.
Посуда и не только
Кроме посуды, большими сериями выпускались предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, небольшие мебельные изделия, теремки, шкафчики, столики и скамеечки. Золотую хохлому можно было заказать, стоило это на порядок дороже, но цена никого не смущала. К концу 19 века хохлома стала дорожать, так как ее производство заметно усложнилось. Появились которые продолжали исконные традиции, но одновременно несли в себе тот особый природный стиль художественного письма, которым и отличается хохлома. Картинки, сделанные в те далекие времена художниками-энтузиастами, зарисовки и эскизы подтверждают развитие новых направлений в искусстве хохломской росписи.
Хохломские изделия заметно укрупнились, их расписывали уже в манере "кудрины", с золотыми листьями и цветами, в стиле рисунка женского платка, когда орнамент состоит из нескольких фрагментов, сливающихся в одно целое изображение. Одним из самых почитаемых хохломских рисунков было "травное письмо", а в первой половине создали "хохломской орнамент". Так появилась классика стиля. Колорит рисунка при этом еще более усложнился, штрихи стали тоньше, а сюжет приобрел признаки определенности. Художественный стиль под названием "хохлома", картинки и зарисовки которого это подтверждают, продолжал свое развитие. Тогда же в средней полосе России стали появились похожие на хохломскую роспись, федоскинские миниатюры и Немного позже заработали заводы по производству гжельской керамической посуды, которая вскоре стала такой же популярной, как хохломская деревянная. Художественные русские народные промыслы успешно развивались, гжель, хохлома, жостово, федоскино - это далеко не полный перечень ремесел, которые можно сравнить с высоким искусством.
Техника
Искусство хохломы - это достаточно сложный процесс, сопряженный с множеством технических тонкостей. Недостаточно правильно раскрасить изделие - его форма и параметры также должны быть совершенными. Если мастер решил вырезать из дерева братину в виде лебедя и раскрасить ее в стиле золотой хохломы, то в первую очередь полученная форма должна повторить все изящество благородной птицы, а ее шея непременно должна быть с "лебединым" изгибом, какой мы наблюдаем в природе.
Хохлома - что это такое с технической точки зрения? Руководствуясь правилом подлинности изделия, его соответствия определенным канонам высокохудожественного уровня, специалисты ЗАО "Хохломская роспись" вывели формулу качества своей продукции, которая легла в основу производства хохломских изделий. Таким образом, все технологические процессы на предприятии подчиняются не требованиям рынка, стимулирующим поточное производство, а законам художественной конъюнктуры, ориентированной на покупателя, обладающего вкусом. Такая политика руководства уже принесла свои плоды, заказы стали поступать не от сувенирных магазинов, а от известных художественных салонов и галерей.
Процесс изготовления художественных изделий в стиле хохломы - это сложнейшая технологическая цепочка. Древесина используется только твердых пород, при этом предпочтение отдается липе, как наиболее пластичному и отзывчивому материалу. Материал проходит этап естественной сушки на открытом воздухе в течении одного года, затем бревна и комли распускаются на болванки, которые досушиваются в течение еще трех месяцев. После этого древесина уже годна для механической обработки на токарных станках. Отборные куски идут на изготовление матрешек, большие вазы вытачиваются из цельных кряжей. Для ложек и ковшей годится древесина заболонной части, она достаточно легко режется и не растрескивается.
Выточенные и вырезанные заготовки называются "бельем", перед покраской это "белье" просушивается еще раз, уже при температуре около 100 градусов. После этого изделия грунтуются и вновь загружаются в печь, нагретую до 120 градусов. Затем заготовки шлифуются, сколы и выбоины на поверхности шпаклюют и покрывают тонким слоем олифы. Незадолго до полного высыхания заготовку покрывают порошком алюминия и растирают его так, чтобы вся поверхность была покрыта равномерно. Далее серебристо-матовые чашки, ложки и блюдца, вазы и пиалы поступают к художникам для окончательной отделки - хохломской художественной росписи.
После росписи изделия три раза покрывают лаком, с промежуточным нагревом до 130 градусов. При этом алюминиевое покрытие приобретает золотой оттенок, изделие готово к упаковке и отправке.
Виды росписи
В 18 веке хохломская роспись достигла своей кульминации, спрос на художественные изделия все возрастал, а нижегородские мастера в то время уже находились на вершине своего творчества. Тогда-то и сложились два основных вида росписи Золотой Хохломы - "верховой" и "фоновый".
Хохлома, узоры которой были нарисованы в манере "верховой" росписи, это рисунок по золотому полю, выполняемый черной и красной красками. Художник тонкими мазками прорисовывает ажурный рисунок, следуя при этом какому-либо одному из нижеперечисленных стилей:
- "Пряник" - стилизованное изображение солнца, заключенное в геометрическую фигуру, квадрат, ромб или граненую окружность. Способ на первый взгляд простой, однако от солнечного круга, в обрамлении лучей-завитушек, взгляда было не оторвать, настолько органично сочеталось великое светило с окружающими его рамками.
- "Травник" - травяной орнамент, рисунок осоки прибрежной или луговой травы.
- "Листок, под ягодку" - роспись с множеством листиков и ягод, цветов и стебельков, причудливым образом переплетающихся друг с другом.
В отличие от "верховой", хохлома, узоры которой наносились золотом на основу красного или черного цвета, считалась "фоновой". Наиболее интересной разновидностью росписи по фону является "кудрина", которая заключается в стилизованном изображении листьев и цветов. Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные. Этот стиль росписи примечателен еще и широким использованием в рисунке контурных штрихов, выгодно оттеняющих отдельные детали.
Каталоги
С середины 20 века хохломскую роспись стали систематизировать, печатались каталоги с наиболее интересными экземплярами, а самые лучшие удостаивались сертификата. Работы мастеров-художников в стиле "хохлома", фото и зарисовки которых печатались в прессе, становились участниками всевозможных конкурсов и выставок. Авторы художественных изделий получали призы и премии за свое творчество. На таких выставках каждый желающий мог приобрести изделие, выполненное в художественной манере под названием "хохлома". Фотография на память с мастером-изготовителем делалась тут же. Долго еще потом красивая лакированная вещица радовала своего хозяина.
Хохлома глазами ребенка
Детские дошкольные учреждения, сады и даже ясли в советское время получали мебель, выполненную в стиле хохломской росписи. И хоть этот художественный стиль всегда считался "взрослым", дети искренне радовались каждому столику, разрисованному художником. Разумеется, это была не ручная работа, изделия раскрашивались на мебельной фабрике, методом трафаретной печати. Но впечатление высокого искусства хохломской росписи присутствовало, и детей это радовало. Вместе с малышами радовались их родители. Таким образом, детская хохлома была ничем не хуже "взрослой".
Тема для школьных сочинений
Программы обучения разнообразны. Хохлома - что это такое, с точки зрения преподавателя? В школах Москвы и Московской области, а также в других российских городах в обучающие программы включена тема русских народных художественных промыслов, где на первом месте находится искусство хохломской росписи. Ее многовековая история и всемирная известность дают возможность ученикам выразить свое личное мнение, изложить его на бумаге и получить оценку. Это может быть целое сочинение на тему или короткий рассказ. Хохлома как искусство продолжает успешно развиваться, она вполне достойна внимания школьников-старшеклассников. Впрочем, младшие классы тоже могут поучаствовать в дебатах.
Хохлома в песенном жанре
Изобразительное искусство нередко совмещается с другими категориями творчества. Искусство хохломской росписи не является исключением. Песня "Хохлома" давно завоевала популярность. Ее исполняют певицы и певцы, хор и отдельные солисты. Мелодия красивая, стихи тоже проникновенные, написанные от души. На конкурсах песня "Хохлома" не раз занимала почетные места.
История золотой хохломы. Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.
Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
Посуда хохлома.
На территории предприятия стоит памятник легендарному Семёну-ложкарю. Скульптурное изображение - это дань уважения всему трудовому люду заволжского края, тем, кто трудился, не покладая рук, развивая свое ремесло. Нижегородской посудой торговали на великом торжище - Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России. Начиная с 60-х годов XIX века, хохломская посуда и мебель постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. После всемирной выставки 1889 года в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Искусно выточенная и рас писаная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии.
В начале XX столетия русские хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. Ассортимент отличался большим разнообразием. Изготавливали различную посуду: ложки, блюда, тарелки, бочата, поставки и солонки, кружки, бокалы, шкатулки, трости, табакерки и даже мебель в русском стиле - столы с ножками балясинами, шкафы-теремки. Покупатели всегда ценили лёгкость и прочность хохломских изделий, красоту росписи. В XIX веке её мотивы были достаточно просты: чашки украшали поясками из геометрических фигурок, но к концу века роспись усложнилась. На крупных вещах на заказ создавали орнаменты кудрины с золотыми цветами и листьями округлых форм изделия для продажи в город расписывали узорами в духе ситцевых платков, старинных набоек или орнаментов рукописных книг. Самым распространенным и любимым было «травное» письмо. Уже в 30-е годы XX века на основе лучших традиций росписи был создан новый хохломской орнамент. Современная роспись обогатилась НОВЫМИ мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения.
Ложка хохлома.
За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений, что отражалось на судьбе его мастеров. Дороговизна леса, конкуренция металлической и фаянсовой посуды, зависимость от скупщиков - всё это не способствовало росту благосостояния самих ложкарей и художников. Положение изменилось, когда в 1916 году при поддержке Нижегородского земства в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева. Её возглавил талантливый художник Г. П. Матвеев. На базе этой школы была организована кооперативная артель «Кустарь - художник», которая впоследствии переросла в крупное производственное объединение «Хохломская роспись». Благодарные потомки помнят о заслугах Матвеева, на территории предприятия ему установили памятник и сохранили заложенные Матвеевым традиции наставничества. «Хохломская роспись» патронирует семёновский Художественный лицей № 30, где готовят будущих мастеров по росписи и деревообработке. В 1931 году артель получила название «Экспорт», поскольку 70 % продукции продавали за границу. В 1961 году артель получила статус фабрики, а в 1971 году - производственно-художественного объединения. В настоящее время крупнейшее в России предприятие народных художественных промыслов «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 1000 наименований изделий утилитарного и декоративно-сувенирного назначения. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, в том числе: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина), подсвечники, вазы, поставки, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки. Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты, а это значит, что из хохломской посуды можно пить и есть, не опасаясь за здоровье. Под заказ выполняются изделия с геральдикой, эмблемами, портретами.
Часы с узором хохломы.
На предприятии работает более полутора тысяч человек, в том числе 400 художников. Многие из них - по-настоящему одаренные, талантливые мастера. И у каждого свое осмысление богатого творческого наследия, свое видение рисунка и особый почерк. Ряд художников имеют почетное звание: «Заслуженный художник РФ», являются членами Союза художников России, награждены государственными премиями. На предприятии с 1964 года действует творческая лаборатория, где рождается новый ассортимент и уникальные высокохудожественные изделия. Через лабораторию проходят подающие надежды молодые мастера. Настоящими виртуозами росписи называют художниц М. Иванову, Е. Зайцеву, О. Разумову, Н. Воронину. На их работы обращают внимание специалисты на многих российских и международных выставках. По эскизу заслуженного художника РФ Таисии Белянцевой ко дню 40-летия полетов из Лондона в Москву фюзеляжи восьми лайнеров авиакомпании «Бритиш Эйэрвэйз» были украшены хохломским узором.
Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс. На основе Традиционного способа изготовления хохломских изделий был разработан и усовершенствован " современный технологический процесс, позволяющий достигнуть высокого технического уровня продукции.
В производстве используется дерево разных пород, в основном - липа. Древесину сначала выдерживают на открытом воздухе не менее года. Затем ее распиливают на кряжи, изготавливают болванки, из которых вытачивают чашки, поставки, бочата, вазы, матрешку, вырезают ложки и ковши. Некрашеную посуду называют в промысле «белой» или «бельем». Прежде всего, ее надо высушить, чтобы изделие не дало трещин. Поэтому в помещениях предварительной обработки постоянно поддерживается температура около 30 градусов, а в сушильных камерах, где на широких полках-«колосниках» досушиваются белые точеные изделия, - до 100 градусов. Затем, некрашеные чашки покрывают специальным масляным грунтом красновато-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. После грунтовки изделия 2-3 часа сушат в электропечи при температуре 120-130 градусов. Далее - шлифуют, шпаклюют, олифят. Последняя подготовительная операция - лужение. Исполняют ее также, как и все предыдущие операции, вручную. Пока верхний слой олифы не высох окончательно и грунт не утратил вязкости, изделия натирают алюминиевым порошком. Луженые чашки становятся матово блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.
Золотая хохлома в Семенове.
Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком с промежуточной закалкой при температуре 120-130 градусов. Чтобы получить нужный эффект от закалки, необходимо точно рассчитать её время, которое зависит от сорта дерева, и от габаритов изделия. Таким образом, серебро превращается в «золото», и расписанные деревянные чаши и вазы становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду, отличающуюся особенной красотой и неповторимостью. В современной хохломской росписи сохраняется стиль и колорит традиционного орнамента, «верхового» и «фонового», но цветовая гамма - расширена. Кроме черного, красного и золотого цвета - традиционного триколора, пришедшего из иконописи, используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. Художники имеют возможность экспериментировать. Так появляются новые направления в хохломском искусстве. Это миниатюрная хохломская роспись, хохломское панно с живописью, иконы. В 1993 году в продолжение традиций в технике иконописи по хохломскому «золоту» на фабрике была создана иконописная мастерская и начато изготовление икон. Канонам иконописи художники обучались в Троице-Сергиевой Лавре и получили благословение на писание икон от митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. В 1999 году иконописная мастерская предприятия ЗАО «Хохломская роспись» была удостоена высокой чести войти в состав «Патриарших мастерских» под омофором Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Хохломскими иконами украшены многие храмы Нижегородской области.
Сравнительно недавно в 2004 году на предприятии «Хохломская роспись» начали изготавливать концептуально новые изделия - панно с живописью. Это авторские работы, совмещающие в себе два вида искусства: живопись и декоративно-прикладное искусство - хохломскую роспись. В 1992 году был открыт цех по изготовлению семёновской матрешки.
На предприятии выпускают не только декоративные изделия и посуду, но и мебель с хохломской росписью. Детские столы, стулья и скамейки, столы интерьерные, сервировочные и журнальные. Детская мебель соответствует требованиям ГОСТа и является незаменимой при обустройстве групп детских садов и детских жилых комнат. Также изготавливают и мебель столярную: различные виды мягких и жестких стульев для дома, офиса или кафе, а также группы обеденные, столы и кровати. Столярная мебель рассчитана на широкий круг покупателей.Золотая хохлома иконы
В настоящее время ЗАО «Хохломская роспись» стабильно работает и развивается, увеличивая объемы производства и продаж. За счет собственных капиталовложений в производство внедряются новые виды изделий, приобретается оборудование, расширяются цеха, организуются новые рабочие места. Более 1000 фирм от Владивостока до Калининграда являются партнерами предприятия. Продукция экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Казахстан, Беларусь, Украину, Туркменистан, США, Канаду, Францию, Германию, Англию, Японию, Испанию и другие. Для туристов на фабрике организованы увлекательные экскурсии, знакомящие гостей с историей промысла, технологическим процессом на всех этапах рождения хохломских изделий. Здесь можно познакомиться с лучшими мастерами и принять участие в увлекательном мастер - классе по росписи матрешки. А также заказать обед по индивидуальному меню. К вашим услугам - просторная столовая или банкетный зал, интерьер которого оформлен в хохломском стиле, а блюда подают в «царской посуде». На фабрике есть ассортиментный кабинет, где с 1972 года хранятся образцы уникальных изделий, среди них огромная хохломская ложка - 2 метра 67 см и полутора - метровая чаша. А также магазин, в котором по доступным ценам можно купить все, что производится на фабрике. Ещё одно достижение хохломичей - ежегодный всероссийский фестиваль «Золотая Хохлома», приехать на который в город Семёнов могут все желающие в июне.
Генеральный директор ордена «Знак Почета» ЗАО «Хохломская роспись» Николай Васильевич Короткое, заслуженный работник культуры РФ. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством " IV степени. В 2003 году Российский союз товаропроизводителей присудил ему высшую экономическую премию им. А. Н. Косыгина.
Хохломская роспись возникла в XVII веке в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино и Хрящи. В Хохломе была крупная ярмарка, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы.
Техника окраски дерева в золотой цвет без применения золота была известна русским иконописцам еще в XII веке. В Заволжье она проникла с иконописцами — «раскольниками», искавшими прибежища в лесах Заволжья, и их сотоварищами — мастерами, которые владели токарным делом и знали рисунки древнейшего орнамента. Таким образом, искусство хохломы формировалась как драгоценный сплав традиций, сложившихся в народных ремеслах и принесенных мастерами древней живописи.
От народных ремесел хохлома унаследовала классические формы деревянной токарной посуды и четкие по ритму композиции геометрического орнамента, основанные на тонком понимании пластики вещи. Иконописцы принесли в хохлому мастерство «тонкой кисти» — каллиграфические навыки свободного письма и рисунка богатейшего растительного орнамента, характерные для декоративной живописи XVII—XVIII веков. В орнаменте этого времени можно увидеть те виды растительных узоров, которые впоследствии получили новую жизнь в искусстве росписи хохломской деревянной посуды.
На основе русского растительного орнамента XVII—XVIII веков и сформировались свойственные хохломе разновидности росписи, сохранившиеся до наших дней.
Вероятно, в тот же период мастера хохломы впервые применили в Заволжье при окраске деревянной посуды приемы, позволяющие получить золотистый блеск без золота.
В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области, где с XVIII-го века до начала XX-го торговали расписной деревянной посудой, изготовленной в деревнях и селах. Для хохломской росписи характерны золотой, черный, красный, зеленый, иногда коричневый и оранжевый цвета.
Секретом «золота» хохломы является применение алюминиевого (серебряного или оловянного) покрытия. Именно этот металлизированный слой в сочетании с лаковым покрытием и прогретым до высокой температуры, дает впоследствии золотистый эффект.
Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь.
Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.
Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. Суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию.
Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась по Холмогорскому тракту. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», Или просто «хохлома».
Технология изготовления «хохломы»
Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII—XVIII столетиях. В основном этот процесс сводится к следующему.
1. Сначала из просушенной древесины вытачивают на на токарном станке белую деревянную посулу («бельё»).
2. После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — «вапой», как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунал в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирал в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно.
Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.
3. Следующий этап — лужение, то есть втирание в поверхность изделия серебра или олова, (в настоящее время используют алюминиевый порошок). Выполняли его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.
4. После росписи изделие снова натирали олифой, дважды покрывали лаком и ставили на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 °С. Чтобы краски не потеряли цвет, они должны быть термостойкими. Благодаря прочному лаковому покрытию хохлома не боится ни жара, ни холода, ни воды, поэтому в хохломской посуде можно подавать различные блюда, в том числе и горячие.
Роспись под Хохлому
Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делали из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
В Хохломе используют роспись «верховую» (когда узор наносится красной или черной краской на золотистую поверхность фона) и «фоновую» (наоборот, красным или черным цветом закрашивают золотой фон, а сами узоры остаются золотыми. Его проводят в два этапа: сперва вырисовывают контуры узора, затем закрышивают фон, оставляя сам узор золотистым, под цвет фона. Этот способ еще называют «письмо под фон»).
Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
- «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
- «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
- «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап» (узор «ягодки»), который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется.
Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Хохломские изделия
Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды".
Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат резные ложкарные изделияи токарная посуда: чашки, миски, подставцы, бочата, солоницы, ложки. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни - подставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища - декоративные блюда, панно. В отделке хохломских изделий народные мастера используют несколько вариантов. Все они отличаются температурными режимами, продолжительностью сушки и закалки, тонкостями выполнения приемов. На примере одной из разновидностей отделки видны операции, через которые проходит каждая вещь.
Процесс изготовления Хохломы
Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы. Из просушенного дерева - тонкомерных "стульчиков", распиленных на толстые плахи "кряжей", вытесывают болванки и "чураки". В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, "чурак" как бы тает под резцом мастера, все лишнее отлетает с легкой белой лентой стружки. Выточенное изделие еще раз сушат и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.
Полуфабрикат сушат при температуре 22-28 °С в течение 3-20 дней, в зависимости от размера изделия. Когда влажность древесины достигнет 6-8 процентов, сушку заканчивают. Если влажность окажется больше, изделие может получиться недоброкачественным: с пузырьками - разрывами лаковой поверхности.
Просушенные изделия шпаклюют. Делают это либо по старинке вапом, либо специальными шпатлевками.Вап - мелкозернистая отмученная глина, разводимая до густоты очень мутной воды. В раствор добавляют 25-50 процентов мела. Проще применять шпатлевку из жидкого мучного клейстера. В приготовленный раствор макают кусок шерстяной ткани и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют еще раз. Окончательная сушка длится 6-8 часов.
Грунтуют изделие льняным маслом, которое наносят полотняной тканью. После этого ему дают вылежаться 40-50 минут и только потом обтирают лоскутом, снимая излишки масла. После грунтовки изделие на 4-6 часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40-50 °С. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30-120 °С. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.
Следующий ответственный процесс - покрытие изделия олифой. Для этого берут натуральную, сваренную из льняного или конопляного масла олифу. Ее равномерно размазывают на руках и слегка потирают ими изделие так, как будто моют его. После сушки в течение 2-3 часов при температуре 22-25 °С, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало, достаточно проолифить изделие два раза. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.
Для нанесения полуды применяют с модельные приспособления - куколки, представляющие собой тампон, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После полудки изделие приобретает ровный металлический блеск. В таком виде оно и поступает на роспись.
Хохломская роспись
К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски - охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень. Разбавляют их очищенным скипидаром.
В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность.
Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в какую угодно сторону с любым наклоном. На столе удобно располагают кисти, краски, палитру и находящиеся в работе вещи. Для нанесения простого орнамента применяют штампики, которые вырезают из шляпного войлока, гриба-дождевика и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов "ягодка", "цветок" часто используют круглые тычки из свернутой капроновой ткани.
Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях.
Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.
Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента -"верховой" и "фоновый".
"Верховая" роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.
Другая разновидность верхового письма - "под листок". В ней широко применяются более крупные растительные формы - округлые листики, ягодки, располагаемые симметрично у стебля.
Для "фоновой" росписи характерно применение фона - черного или цветного, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Часто по окрашенному фону пишут мелкий травный узор - "приписку". Более сложным типом фонового письма является "кудрина", названная так за изобилие круглых завитков, которые создают сказочные формы растений, цветов и птиц.
Отделка Хохломы
После росписи изделие поступает в окончательную отделку, во время которой его натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 °С.
Современная Хохлома
В настоящее время хохломская роспись получила большое распространение. Широко известны два ее крупных центра - Семинская фабрика художественных изделий "Хохломской художник" и Семеновское ордена "Знак Почета" производственное объединение "Хохломская роспись", находящиеся в Горьковской области.
Семинские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Они расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду. Семеновские мастера, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи "под фон". Они любят точный контурный рисунок и широко используют разнообразные штриховки для моделирования мотивов. Но наряду с основными центрами хохломской росписи возникло много новых производств, выпускающих изделия "под золото".
Изделия отличаются большим разнообразием. Простые формы деревянной посуды - мисок, чашек и бочат, поставков и кандеек - восходят к традиционной русской утвари. Красивые по пропорциям, крепкие и устойчивые, они создают в доме атмосферу уюта и праздничности. Сельские мастера не склонны к поискам новаторских, эффектных решений, предпочитая набор привычных предметов, оптимальные размеры и пропорции которых стали классическими. Такую отобранную столетней традицией токарного ремесла и уже обладающую высокими художественными достоинствами посуду мастерицы расписывают растительными узорами.
Живописцы великолепно владеют всеми видами хохломской росписи, они знают и любят золотые узоры кудрины, древнее травное письмо с раскидистыми черными и алыми стеблями, нанесенными каллиграфически точными мазками. Однако в своей работе мастера отдают предпочтение росписи с чернолаковым фоном и чаще пишут знакомые и столь близкие сельскому жителю изображения садовых и луговых цветов, плодов и листьев. Художницы соединяют в одном произведении красоту весеннего цветения природы и ее осенней щедрости, в поэтических образах воплощая мечту земледельца о богатом урожае, благодаря чему расписываемые ими предметы становятся своеобразными символами пожелания благополучия. Столь любимый мастерицами черный фон помогает им достигать большей звучности цветовой гаммы росписи, и растительный узор четче выделяется на нем.
В своей работе они широко используют особый прием моделировки - наносят на изображаемые растения цветной контур мягкого оттенка, который сиянием обволакивает мотивы, придавая им сказочность. Такой загадочно мерцающий орнамент покрывает не только вещи подарочного назначения, уникальные произведения, которые мастера готовят на крупные смотры народного художественного ремесла, - вазы, братины, ковши, но и массовую продукцию колхозного промысла.
Поверхность ковша-утицы с навесными ковшиками, расписанного ведущим мастером колхозного промысла Антониной Васильевной Разборовой, снаружи и изнутри покрыта узором ветвей лесной яблоньки-дикуши с маленькими румяными яблочками и золотистыми звездочками соцветий. Подобные пятилепестковые цветы, разные по размерам, написаны рядом с земляникой и яблоком, плодами малины, хмеля и крыжовника, гроздьями рябины. Но они настолько органично входят в орнамент, что не возникает сомнений в правомерности таких сочетаний.
Наглядные примеры Хохломской росписи
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Родиной хохломы считается село Хохлома, Ковернинского района Нижегородской области.
Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
Роспись бывает «верховая» - на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом; и «под фон» - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, при этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым. Когда покроем лаком, серебристое покрытие превратится в золотистое и станет похоже, как будто оно сделано из золота:)
Потренируемся в верховой хохломской росписи? Для этого нужно распечатать лист с понравившимся узором или посудой. А там - берите в руки кисть и краски и вперёд!
Травка - узор из крупных и мелких травинок. Элементы узора: осочки, травинки, капельки, усики, завитки и кустики.
Травный орнамент.
Узор листочки - стебельки и листики.
Узор ягодки включает в себя орнамент: брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка.
Орнамент «пряник» обычно рисуют внутри чашки или блюда, это геометрическая фигура (квадрат или ромб), украшенная травкой, ягодами, цветами.
В росписи "под фон" чаще используется элемент "кудрИна". Роспись «кудрина» представляет собой богатый, пышный узор с круглыми, затейливыми завитками, напоминающими кудри. Рисуют не сами узоры, а темный фон. А получившийся сам собой узор дополняют мелкими цветными элементами (приписками). Процесс этот гораздо более трудоемкий, чем верховая роспись.
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150 +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».