Народный праздник Кузьминки осенние отмечается 14 ноября 2019 года (дата по старому стилю - 1 ноября). Верующие православной церкви в этот день чтут память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии.
История праздника
Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) были родными братьями. Мать воспитала их в христианстве, и они проповедовали эту веру в родном городе. Когда браться достигли юношества, их отдали учиться врачебному делу. Каково же было удивление многих, когда они стали исцелять от болезней людей, обреченных на смерть. Однако плату за свои старания браться не брали.
Однажды они излечили от смертельного недуга женщину, и та в благодарность, во имя Господа Бога, попросила Кузьму принять у нее 3 яйца. Тот не смог отказать ей и принял дары. Тогда брат обиделся на него, сказав, что Кузьма нарушил данный ими обет и запретил хоронить себя рядом с ним.
После их смерти христиане задумались об исполнении завещания Демьяна. Пока они ломали головы, в толпе появился верблюд, которого браться когда-то спасли. Он заговорил человеческим голосом и повелел положить их вместе, поскольку дары женщины Кузьма принял не из корыстных побуждений. Так и были похоронены братья в одной могиле.
Традиции и обряды
В этот день было принято обмениваться курами, как подарками. Таких кур никогда не забивали, пока они сами не умирали, кормили их овсом или ячменем. Считалось, что яйца, которые снесет такая курица, будут целебными. Некоторые люди верили, что ноги убитого в этот день петуха, заброшенные на крышу дома, помогут в увеличении поголовья домашней птицы.
Девицы 14 ноября устраивали Кузьминские вечеринки. За несколько дней до праздника они снимали избу, собирали продукты и варили пиво. Вечером приходили молодые люди и начиналось веселье, пляски и заигрывания. Когда продукты заканчивались, молодежь шла воровать курей. В этот день такие кражи считались простительными.
На Кузьминки осенние справлялись последние свадьбы.
Женщины начинали заниматься пряжей.
Кузнецы в этот день не работали, так как это считалось большим грехом.
Приметы
Если днем стоит теплая погода, то зима будет теплой.
Если на Кузьминки осенние деревья полностью не сбросили листву, то зима будет лютой и урожай не уродится.
Если пошел снег, то весной река разольется.
14 ноября православные верующие вспоминают святых Кузьму и Демьяна. В народном календаре эта дата получила название осенние Кузьминки, Курятник.
Кто такие святые Кузьма и Демьян?Кузьма и Демьян были братьями и жили в III веке. Отец их рано умер, воспитывала мальчиков мать – святая Феодотия. Став взрослыми, братья обучились врачебному делу. За праведный образ жизни, который они вели, Господь даровал Кузьме и Демьяну дар исцеления. С немощных и больных, которых лечили, браться никогда не брали плату, за что в народе их прозвали бессребрениками.
Обряды и традиции этого дняНа Руси Кузьму и Демьяна считали покровителями домашней птицы, ремесла и брака. Именно поэтому 14 ноября играют много свадеб.
Тем, кто держит домашних птиц, в этот день надо окропить святой водой курятник, чтобы курочки водились и не болели. А потом забить несколько птиц, и приготовить разные блюда. Куриное сердце дают съесть самому чахлому или младшему члену семьи, тогда он весь год будет крепким и здоровым.
В день осенних кузьминок после того, как скупали малыша, нельзя выливать воду на улицу – он будет много плакать и беспокойно спать.
Если будете подавать милостыню нищим 14 ноября, не смотрите им в глаза, иначе бедности не миновать.
Как молиться сегодня за здоровье близких?Для каждого человека нет ничего важнее, чем семейное благополучие, счастье и здоровье близких. Чтобы все было хорошо у любимых людей, надо ежедневно молиться Господу Богу, Пресвятой Богородице и Ангелам-Хранителям. Но 14 ноября день особенный, с древних времен на Руси было принято просить у святых Кузьмы и Демьяна мира своему дому и здоровья всем членам семьи. Можно еще в этот день провести несколько несложных обрядов на здоровье родных.
Чтобы в семье никто не болел, проведите этот сильный обряд. Понадобится небольшой лоскут черной ткани. Самый старший член семьи должен отправиться сегодня в осиновую рощу и отыскать там дерево, которое недавно засохло. Черную тряпку завязывают с восточной стороны дерева и читают заговорные слова:
«Богородице милая, святые Кузьма и Демьян, молюсь вам о счастье и здоровье моей семьи. Пусть никто из моих близких не болеет, пусть все хвори обходят мою семью стороной. Пусть уйдут все болячки с лица и рук, с живота и ног. Как это дерево засыхает, так и болезни моих родных пусть пропадают. Аминь».
После этого надо развернуться и быстро уйти. Очень важно на обратном пути ни с кем не останавливаться и не разговаривать, не проходить через перекрестки. С этого дня в течение года нельзя из дома отдавать соль и хлеб, даже самым близким соседям и родственникам.
Обряд на яблоко
Возьмите большое спелое яблоко, помойте его родниковой или талой водой, и прочитайте заговор: «Здоровье и сила да прибудут к нам. Помоги нам матушка-природа с бедами и хворями бороться. А мы обещаем всегда чтить все живое и помогать ему произрастать». После чего яблоко разделите на такое количество долек, сколько членов в семье. Каждому раздайте по кусочку, которые сразу же надо скушать.
Обряд на мылоВозьмите новый кусок мыла и прочитайте над ним заговорные слова: «Как это мыло вещи наши стирает и дом от грязи отмывает, так пусть от всех, кто тут живет, болезни напрочь ототрет и навеки уберет». После чего используйте мыло по назначению.
Народные приметы 14 ноябряКошка размяукалась в этот день – к невезению.
Теплый день на Кузьму и Демьяна означает, что настоящая зима придет лишь в последней декаде декабря и будет малоснежной, не суровой.
А вот если к 14 ноября еще не все деревья листву скинули, то зиму нужно ждать лютую, морозную.
В народе говорят, что все сны на осенние кузьминки обязательно вещие.
@ Абрамович Оксана, писатель
Косма и Дамиан родившиеся в Асии (часть Малой Азии). Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее века. Их отец грек и язычник умер, когда они были еще малыми детьми. Воспитанием братьев в христианской вере занималась мать - Феодотия. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Считается, что Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа : «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками .
По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет . Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо : к людям пришел верблюд , которого когда-то святые вылечили от бешенства , и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.
Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме
Косма и Дамиан - братья родом из Рима , врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине ( -). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней. Своим добрым отношением к людям братья многих обращали к вере в Христа. За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами».
Духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь , привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. По легенде, услышав об этом, христиане попросили Косму и Дамиана укрыться на время ради людей, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.
В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».
Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!». Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться в христианскую веру. Святые исцелили его. После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.
Но старый врач-наставник, у которого братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.
Косма и Дамиан Аравийские
Косма и Дамиан Аравийские были почти современники римским. Родина их - Аравия . Они также занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа.
Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия , было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию , они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам . Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный гегемон велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.
Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.
Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти с достоверностью неизвестно: считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана .
Косма и Дамиан в католической традиции
Согласно Католической Энциклопедии, они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками. Также указывается, что являясь христианами, они многих обращали к вере во Христа.
Во время правления императора Диоклетиана Косма и Дамиан были арестованы по приказу префекта Киликии Лисия, который применил к нем пытки с целью добиться их отречения от своей веры. Однако, согласно легенде, они вынесли все испытания и те не оказали им никакого вреда. Тогда они были казнены через отрубание головы. Вместе с ними были казнены их младшие братья: Antimo , Leonzio и Euprepio , которые следовали за ними в течение всей жизни.
Одно из самых известных деяний святых - операция по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов, ногой недавно умершего мавра (эфиопа?). Этот сюжет нашел свое отражение во многих произведениях средневекового искусства.
Этот эпизод описан в тексте инкунабулы из жизни святых, который появился в Аугсбурге в году, следующим образом: "Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были хирургические инструмента и мазь. Один спросил другого: «Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?» Тот отвечал: «Сегодня будут хоронить чёрного мавра со здоровой ногой». Первый сказал: «Принеси её». Он отрезал ногу мавра, приставил её к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Косму и Дамиана" .
Уже начиная с IV века в честь святых строятся церкви в Иерусалиме , Египте и Месопотамии . Их реликвии, считавшиеся чудотворными, были захоронены в городе Кирас (Cyrus ) в Сирии. В честь святых были постороены церкви Патриархом Проклусом и императором Юстинианом I (527-565), который восстановил Кирасу и посвятил это деяние святым, но мощи святых перенёс в Константинополь. Юстиниан построил в Константинополе церковь в честь святых, которая стала местом паломничества . В Риме Папа Феликс IV перепосвятил Библиотеку Мира в базилику в честь святых Космы и Дамиана в Форуме Веспасиана . В этой церкви, которая хорошо сохранилась, имеются мозаики века иллюстрирующие жизнь святых.
Головы святых почитают в женском монастыре Кларис в Мадриде , в котором они находятся с тех пор как были подарены в г. дочери Императора Священной римской империи Карла V - Марии. До этого в X столетии они были доставлены из Рима в Бремен . Также считается, что черепа святых хранятся в Церкви святого Михаила в Мюнхене. Согласно надписи у раки с мощями, последняя была изготовлена около 1400 года в Бремене и затем в году перенесена королем Баварии Максимилианом I (родившегося приблизительно 100 лет спустя, в г.) в Церковь Святого Михаила в Мюнхене .
Косма и Дамиан считаются покровителями врачей и хирургов и иногда помещаются на медицинских эмблемамах. В Бразилии святые братья считаются покровителями детей и 27 сентября детям раздаются пакетики с конфетами, на которых изображены Косма и Дамиан. В городе Изерния (Италия) они почитались в рамках фаллического культа , призванного даровать плодородие и изобилие.
Косма и Дамиан также считаются покровителями города Эссена , где нахдоятся их мощи в сокровищнице Эссенского католического собора. Они были перенесены еписком г. Хильдесхайма Альтфридом († ), основателя первого монастыря в Эссене.
Вопрос о числе святых и их различении
Память святых бессребреников Космы и Дамиана православная церковь совершает трижды, а дважды в год - 1 ноября и 1 июля (по старому стилю) - почитает их особыми службами . В месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре - «иже от Асии», а в июле - «в Риме мучившихся». Это прибавление наводит на вопрос: одни ли и те же бессребреники воспоминаются церковью или разные?
В древних списках после описания их жизни иногда помещалось такое обращение к читателю:
«Ведомо же буди всем, творящим памяти святых Космы и Дамиана, яко три суть версты (пары, четы) святых, но теми же имены нарицаемы, и врачевскую хитрость умевающи, нареченныя безсребреники» .
Указание на различие их можно видеть и в Четьях-минеях святителя Димитрия. Под 17-м днем октября там сказано: «Три суть двоицы свв. безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие. Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (1 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе, аки собирати былие, и камением поби их (1 июля). Третии же сии, ихже почитается ныне память (17 октября), бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющии» .
Особенно наглядное указание на различие их всех представляют наши древние подлинники. В них после одежд так описывается наружный вид святых бессребреников.
- Бессребреники от 1 ноября «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокея».
- Бессребреники от 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват… в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы».
- Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».
Таким образом, православная церковь полагает, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (1 ноября) скончались мирно, другие (1 июля и 17 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1 ноября более торжественная.
В других странах
Икона из монастыря с изображением Святых Космы и Дамиана
Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия – христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: “Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь ” (1Тим.5:5).
Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов.
Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, даром, во исполнении Христовой заповеди: “даром получили, даром давайте ” (Мф.10:8) . Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно и благочестно скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей жизни, но и по смерти, и суть теплые предстатели и добрые целители наших болезней, душевных и телесных.
О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание:
Некоторая женщина, по имени Палладия, в течении многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертию. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений.
Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние, она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить, по крайней мере, одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар; взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар, ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святый Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиною сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление.
XV век, Вологда
Святый Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной.
Люди были в затруднении – где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его.
В то время как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия.
Таким образом, честные мощи их были положены вместе, в так называемом Феремане .
Помощь святых Космы и Дамиана
Однажды, во времена жатвы, один из жителей тех мест вышел жать на ниву свою. Изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему чрез открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то почувствовал страшную боль от того, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданий, стал кричать, чем пробудил от сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем однако не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Косме и Дамиану и воскликнул: “святые врачи, Косма и Дамиан, помогите мне”! Святые тотчас поспешили с своею помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видавшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и, с помощью святых бессребреников, выздоровел совершенно.
Малх
Был в том месте другой муж, по имени Малх. Он жил близ храма святых врачей, Космы и Дамиана, в Феремане. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей:
– Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Космы и Дамиану: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхощет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе.
Поручив таким образом жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней, Диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: “пришлю тебе знак и возьму тебя к себе”.
Показывая ей сей знак, Диавол велел идти за ним к мужу.
– Меня, – сказал он, – прислал твой муж за тобою, чтобы привести тебя к нему.
Женщина сказала:
– Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла.
Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и клялся, говоря:
– Клянусь силами Космы и Дамиана, – не причиню дорогою тебе зла, но приведу тебя к мужу твоему.
Женщина, услышав клятву, поверила лживому бесу, бывшему в образе знакомого человека, и пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел оскорбить ее там и убить. Она, видя себя в крайнем бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу, говоря:
– Боже, по молитвам святых твоих, Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши избавить меня из рук сего убийцы!
И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники, Косма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее.
Женщина, кланяясь им, говорила:
– Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас, – скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей.
Они сказали:
– Мы – рабы Христовы, Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж пред отправлением в путь, потому мы и поспешили к тебе на помощь и избавили тебя, по благодати Божией, от Диавола.
Слыша это, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых рабов Его, Косму и Дамиана. Придя в храм, она припадала со слезами к иконе святых и рассказала всем о том, что было, – как Господь явил к ней милость по молитвам Своих угодников. Молилась же она такими словами:
– Боже отцов наших, Авраама, Исаака, Иакова и семени их праведного! Ты угасил огненную печь для трех отроков , Ты помог рабе Твоей Фекле на позорище ; благодарю Тебя, что избавил и меня грешную от диавольской сети чрез угодивших Тебе Косму и Дамиана. Покланяюсь Тебе, творящему дивные и преславные чудеса, и славлю Тебя, Отца, Сына и Святого Духа, во веки. Аминь.
КУЗЬМА-ДЕМЬЯН . Кузьмодемьян, Кузьминки - день памяти святых братьев Космы и Дамиана (1/14.XI). Согласно легенде, родом они были из Малой Азии; их отец-язычник умер, когда они были еще детьми, и мать, христианка, воспитала их в христианском благочестии. Когда братья выросли, они получили хорошее образование и стали искусными врачами: они «стяжали благодатный дар Духа Святого силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей», лечили даже животных, и при этом за исцеление никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте». Слава о братьях гремела по всей округе, и в народе их называли «бессребренниками». Но однажды святых позвали к одной безнадежно больной христианке, и после усердных молитв братьев она исцелилась; святые, по своему обыкновению, не взяли с нее никакой платы, однако она, желая хоть как-то отблагодарить их, тайно пришла к Дамиану, принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Святой Троицы, Дамиан не посмел отказаться, но Косма, узнав о случившемся, очень опечалился, решив, что брат нарушил их строгий обет, и когда ему пришло время отходить к Господу, завещал, чтобы брата не хоронили с ним рядом. Когда умер и Дамиан, люди никак не могли решить, где будет его могила, но тут пришел верблюд, которого братья когда-то вылечили от бешенства, и человеческим голосом сказал, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана вместе с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради имени Божьего». По легенде, святые братья и после смерти совершили немало чудес. Рассказывали, например, как некий муж, отправляясь в дальний путь и оставляя свою супругу одну, в молитвах своих поручил ее небесному покровительству этих двух святых; когда же один из его друзей (в которого, по народному убеждению, «вселился враг рода человеческого») замыслил погу-бить его жену и она, увидев, что ей грозит опасность, воззвала к Богу, два грозных святых явились перед ней, и ее обидчик, бросившись в страхе бежать, упал в пропасть.
Очевидно, в связи со всеми этими легендами Косма и Дамиан на Руси повсеместно считались покровителями брака, домашней птицы и многих ремесел, в первую очередь - лекарства (имена этих святых нередко упоминались в восточнославянских заговорах, произносимых при разных болезнях) и кузнечного дела. В византийской традиции святые братья не были связаны с кузнечным ремеслом; однако на Руси народ, вероятно, связал по созвучию имя Кузьма со словом кузнь, кузница, и таким образом Кузьма стал кузнецом, а так как кузнецы обычно работали в паре (мастер и подручный), то Демьян, брат Кузьмы, тоже стал восприниматься как кузнец.
Косма и Дамиан (именуемые обычно Козьмой и Демьяном) чрезвычайно почитались на Руси. При этом, в народном представлении, Кузьма и Демьян нередко сливались в единый образ Кузьмы-Демьяна, Кузьмодемьяна, Божьего Коваля, предания о котором были весьма близки к древним преданиям о Свароге, боге-кузнеце, покровителе брака и победителе Змея. Так, согласно украинскому поверью, Божий Коваль - Кузьма-Демьян - некогда сковал людям первый плуг, ухватил клещами за язык Змея и запряг его в плуг, заставив пропахать землю от моря до моря, отчего образовались «Змиевы валы» (древние укрепления в Среднем Поднепровье). В русской традиции святые Кузьма и Демьян «ковали» свадьбу и брак, и в свадебных песнях к ним обращались с просьбой «сковать свадьбу крепкую» и «случить молодых». Кроме того, святые «ковали» и ледяные мосты поздней осенью на реках: «Закует Кузьма-Демьян - до весны не расковать», «Не заковать реку зиме без Козмодемьяна», «Кузьма-Демьян - кузнец, кует лед на земле и на воде» и т.п.
Вероятно, по той причине, что святые Косма и Дамиан почитались как «кователи брака», их праздник на Руси относился к числу девичьих праздников. Девушки отмечали его широко и, по возможности, разгульно: на весь. праздник (длившийся иногда по три дня) загодя снимали избу, где собирались справлять кузьминскую вечеринку, а потом ходили по домам и собирали продукты к ужину. На праздник каждой девушке полагалось принести из дома что-нибудь съестное в сыром виде - картофель, масло, яйца, крупу и пр.; кроме того, девушки нередко обходили и чужие дома, выпрашивая припасы на пиршество. Когда продукты оказывались собраны, девушки сообща готовили угощение и варили пиво. «Ссыпчины» эти устраивали преимущественно для себя; однако к вечеру на вечеринку обычно приглашали парней, и тогда начиналось веселье - совместные игры, ухаживания и «жениханье». Праздновали Кузьминки «до света», причем парни, расправившись с приготовленным угощением, нередко отправлялись воровать соседских кур, которых девушки потом жарили им в «жировой» избе. При этом, конечно, в полной тайне держалось, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода в крестьянской среде принято было относиться снисходительно: «если и бранятся, то только для порядка».
В некоторых местах существовал даже обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Космы и Дамиана полной хозяйкой дома: она приготовляла для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавала куриную лапшу. Вообще, обязательными обрядовыми блюдами в этот день считали разные блюда из курятины: их подавали в честь святых - покровителей кур. Нередко обязательным блюдом на Кузьминки считалась и каша. Объясняли же это одной народной легендой, согласно которой святые Косма и Дамиан были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда и ни с кого не требовали платы, а просили лишь, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Этим преданием, известным на Вологодчине, объясняли и тот обычай, по которому на домолоткax хозяева считали за правило варить кашу, а работники требовали ее с хозяев, как нечто должное; домолачивая последний овин, они обычно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок».
Из-за этих двух обрядовых блюд (каши и курятины) праздник Космы и Дамиана в народе именовали иногда «кашником» или «курятником». Впрочем, последнее название, очевидно, было связано еще и с тем, что самих святых Кузьму и Демьяна, покровителей домашней птицы, также нередко называли «курятниками» и «куриными богами». День памяти этих святых мог именоваться и «кочетятником», «курячьим праздником», а также «курячьими именинами». В этот день в курятниках служили молебны и священник кропил святой водой домашнюю птицу. Кроме того, на Косму и Дамиана во многих местах обязательно резали кур («Кузьма-Демьян - куриная смерть»), как бы принося жертву святым покровителям; так, например, в Курской губернии резали «трех куренков» и ели их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась».
Особыми обрядами, связанными с размножением и благополучием домашней птицы, обставлялась трапеза, во время которой подавались блюда из курицы. Так, хозяева, когда за обедом ели курятину, старались не ломать куриных костей, полагая, что иначе на следующий год цыплята могли родиться уродливыми (при этом в некоторых местах хозяйки полагали еще, то если на Кузьминки зарезать двух петухов или петуха и курицу и, съевши их, провертеть на их кобылках дыры, а затем бросить в курятник, то на будущий год все куры непременно будут с дырявыми кобылками). Кроме того, усаживаясь за трапезу, хозяева считали должным пригласить и святых разделить с ними угощение: «Кузьма-Демьян, приходите к нам кашу есть»; в некоторых же местах трапезу начинали следующей молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились».
В некоторых местах празднование Кузьминок сопровождалось еще особым обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». Состоял он в том, что девушки в «жировой» избе делали чучело, тело которого состояло из набитых соломой мужской рубашки и шароваров; на чучело надевали «чапан», опоясывали кушаком, а затем клали его на носилки и несли в лес, за село. Там чучело раздевали, рассыпали солому и на ней плясали.
Со дня Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу; а так как святые братья иногда воспринимались и как покровители женского рукоделия, к ним обращались с просьбой помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Козьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».