Проектирование урока
Тема: Сильные и слабые позиции гласных звуков
Проектная группа: Кузина А.В., Фетисова С.Н., Ширяева Г.В.
Консультант: Восторгова Е.В.
Цель: выявить принципиальные отличия между двумя обнаруженными позициями гласных звуков (в одной из них могут работать все известные гласные звуки – это сильная позиция, в другой – лишь часть из них, это слабая позиция)
Результат: Учащиеся должны осознать основание различения сильных и слабых позиций звуков (возможность появления всех звуков – не всех звуков) и различать сильные и слабые позиции гласных звуков (знать признак сильной и слабой позиции гласных звуков: под ударением – сильная позиция, без ударения – слабая).
Вводный комментарий: Этот урок является ключевым для двух разделов программы 2 класса, посвященных изучению сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков. Именно на этом уроке должно быть введено общее понятие о сильных и слабых позициях звуков, как о позициях (местах в слове), где могут встречаться любые звуки (из известных детям звуков) – это сильная позиция звуков, и о позициях, где есть какие-либо ограничения, и некоторые звуки не могут работать, - это слабая позиция. Так, например, в безударной позиции по законам русского литературного произношения не могут появиться звуки [о] и [э] (исключение составляют некоторые заимствованные слова – эмульсия, боа и пр.) Вместе этих звуков в безударной позиции работают другие звуки: вместо звука [о] после твердого согласного обычно появляется звук [а] (д[о]м – д[а]ма ), после мягкого согласного – [и] ([в’ол]- [в’ила] ); вместо звука [э] после твердого согласного работает звук [ы] (шест – ш[ы]сты ), а после мягкого – [и] ([л’ес] – [л’иса] ). Именно потому, что в безударной позиции есть ограничения, она считается слабой позицией звуков. Ударная позиция, в которой может встречаться любой из известных второклассникам шести гласных звуков, считается сильной позицией звуков. Такое понятие сильных и слабых позиций в последствии при изучении сильных и слабых позиций для согласных звуков должно стать инструментом их обнаружения: если работает любой звук из пары по звонкости-глухости (зубы – супы ) – это позиция сильная, если есть ограничения и работает только один звук из пары (например, только глухой на конце слова – зу[п]-су[п] ) – это позиция слабая. Таким образом, от того, насколько корректно и глубоко будет проработано общее понятие сильных и слабых позиций на примере гласных звуков на данном уроке, во многом зависит и успешность изучения следующего раздела – сильных и слабых позиций согласных звуков.
Проектируемый ход урока
Этапы | Примечания |
|||||||
1.Организационный момент. 2. Подготовительный этап к постановке учебной задачи. 3. Формулировка учебной задачи и ее решение. 4.Этап рефлексии. | Фронтальная работа. Учитель обращает внимание на предыдущий урок. Ребята, только ли звуки [о] и [э] не могут встречаться в безударных слогах? Индивидуальная работа в тетрадях (ч. 1 стр. 28, задание 3) Задание: Запишите звуками (в столбик, друг под другом) изменения слов, поставьте ударение: [слон] [ о ] [сланы] [ а ] [л"эщ] [ э ] [л"ищ"и] [ и ] [грач"] [ а ] [к"ит] [ и ] [сыры] [ ы ] [супы] [ у ] А теперь давайте запишем во второй столбик первые гласные звуки, которые встретились под ударением. (учитель спрашивает 2-3 учеников). А в третий столбик выпишите безударные гласные звуки (учитель обращает внимание на то что, дважды один и тот же звук записывать не следует). А теперь давайте внимательно посмотрим и ответим на такой вопрос: «В какой позиции встречаются («работают») все звуки? (под ударением). (в позиции без ударения).
А слабой позицией? (позиции, в которых возможны не любые звуки). Обобщение. Сравнивая количество гласных звуков, встретившихся в ударной и безударной позиции, ученики убеждаются в том, что есть позиция гласных звуков, где возможны любые известные звуки, и есть такая позиция, где любые звуки невозможны. Первую из них назовем сильной позицией, вторую – слабой. Затем учитель предлагает детям небольшие карточки, в которых учащиеся без ограничений в течение всего периода формирования письма с пропусками орфограмм слабых позиций смогут фиксировать все выделяемые признаки в единой таблице.
Признаком сильной позиции для гласных звуков дети назовут местоположение в ударном слоге, признаком слабой позиции – безударность слога. Кто мне скажет, что такое сильная позиция (это такая позиция, в которой могут встречаться любые гласные звуки). Как мы ее обозначаем? | На доске вывешивается схема: [о] и [э]. Учащиеся записывают число, делят тетрадь на 3 столбца. Один человек работает у доски, остальные в тетради. Проверка осуществляется с помощью карточек «согласия-несогласия» (учителю необходимо больше давать детям самостоятельности, т.е. должен строиться учебный диалог). Фиксация таблицы на доске учителем обязательна. Учитель делает небольшую паузу перед тем, как подвести детей к выводу. Фиксируем вывод в виде схемы на доске и табличках, которые предложил учитель. |
Анализ проекта и его реализации:
Этап 2. Подготовительный этап к постановке учебной задачи
На этом этапе учитель фактически повторяет все то, что были сделано на предыдущем уроке. При этом этот этап проводится в самой неэффективной форме – фронтальной (дети отвечают по одному, в основном учитель фиксирует обсуждаемый материал на доске, большинство детей пассивны).
Как известно, первые 7-10 минут – самое ценное время на уроке, учащиеся еще не устали, концентрация их внимания максимальна. Это время – самое продуктивное для активной работы, постановки или решения новой задачи – на данном уроке оно, к сожалению, тратится практически впустую. Ведь все те выводы, на повторение которых было затрачено на этом этапе около 12 минут, можно было восстановить на словах, которые дети выполняли в задании на следующем этапе урока (слон – слоны, лещ – лещи ). Лишним, по-видимому, на данном уроке было и обсуждение количества гласных и слогов в слове сентября , которое дети записывали в тетрадях для оформления классной работы. Урок подобного типа должен быть крайне монолитным и содержать лишь тот материал, который необходим для решения его задач. В противном случае есть большой риск «размывания» основной задачи, решаемой на этом уроке, неоправданной потере времени, которого впоследствии не хватает в конце ключевого урока для важнейших выводов.
Этап 3. Формулировка учебной задачи и ее решение
Несмотря на указание формулировки задачи урока в проекте, в реализации данного урока не прозвучало достаточно четко, зачем, с какой целью детям нужно записывать такое количество слов и анализировать их. Задача этого этапа – проверить, какие звуки могут работать в безударных слогах (ведь на прошлом уроке дети обнаружили, что некоторые звуки в этой позиции работать не могут).
Хорошо, что дети выполняют работу в определенной степени самостоятельно (1 ученик на доске, остальные - в тетради и проверяют друг друга). Однако досадно, что очень существенная часть работы - списки гласных звуков, работающих под ударением и без ударения – на уроке не была зафиксирована на доске. А ведь это именно тот материал, на основе которого дети должны прийти к выводу, о том, что в одних позициях работают все звуки (представлен весь список известных детям гласных звуков), а в других позициях - не все. Именно из-за того, что на доску не были вынесены все гласные звуки, главный вывод для детей не был очевиден.
В отношении главного вывода в самом проекте не были расставлены достаточно четко основные акценты:
«- А теперь давайте внимательно посмотрим и ответим на такой вопрос: «В какой позиции встречаются («работают») все звуки? (под ударением).
В какой позиции встречаются («работают») не все звуки (в позиции без ударения).
Люди договорились одну из этих позиций называть сильной, а другую слабой.
Как вы думаете сильной называют какую позицию? (сильной называют, ту позицию, в которой могут встречаться любые звуки).
А слабой позицией? (позиции, в которых возможны не любые звуки)».
На самом деле предполагалось, что дети заметят, что под ударением работают все звуки, а без ударения – не все. Вот текст из учебника:
«Какие гласные звуки работают в этих словах под ударением? А какие гласные работают в тех же словах без ударения? Запишите в один столбик все гласные звуки, которые могут встречаться под ударением, а во второй – гласные звуки, которые встречаются в безударной позиции.
Такие позиции, в которых могут встречаться любые звуки, называются сильными позициями . Позиции, в которых возможны не любые звуки, называются слабыми позициями .»
Таким образом, в реализации урока оказалось первичным, что сильная позиция – это позиция под ударением, а слабая – без ударения. Это, конечно, верно, если говорить о признаке сильных и слабых позиций для гласных звуков. Однако понятно, что подобный критерий неприменим к понятию сильных и слабых позиций для согласных. Само же понятие о сильных и слабых позициях (см. определение в учебнике) - на уроке оказалось вторичным, и в силу недостаточности фиксации, не очень понятным для детей.
Этап 4. Этап рефлексии.
Этот этап был последним в реализации урока, он проведен в соответствии с проектом и представляет собой лишь фиксацию признака сильных и слабых позиций для гласных звуков.
Краткое резюме:
Безусловно, данный урок – один из самых сложных в курсе 2-го класса. Нельзя не признать, что трудности проектирования и реализации данного урока довольно типичны. И основная сложность – именно в расстановке акцентов. Естественно, что для учащихся (да и для учителя) на первом плане оказывается признак сильных и слабых позиций для гласных звуков (ударение) как практический ориентир для дальнейшего действия письма (с пропуском), а общее понятие сильных и слабых позиций, являющееся инструментом их обнаружения – на втором. На уроке вводится и общее понятие сильных и слабых позиций и признак этих позиций для гласных, однако, акценты, все же смещены. Отсюда и ощущение, что главный вывод все-таки вводится как бы в готовом виде.
Позитивно, что урок в целом проводится в достаточно деятельностной форме, учащиеся большую часть работы выполняют самостоятельно, проверяют работу ученика у доски, возражают и задают вопросы друг другу, формулируют свои наблюдения.
Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:
Этапы | C одержание |
||||||
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок. На парте у Вас должны лежать учебник русского языка и тетрадь. |
||||||
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | Открываем тетради, отступаем от предыдущей записи 2 строчки вниз, на третьей посередине пишем – 27 сентября (учитель обращает внимание на правописание слова – СЕНТЯБРЯ). Давайте с вами вспомним на чем мы остановились вчера? Мы заметили, что звуки [о] и [э] не могут работать в безударных слогах (т.е. не могут работать без ударения). Пример: [кот] [каты] [шэст] [шысты] [о] // [а] [э] // [ы] А сейчас давайте с вами проверим могут ли работать в этой позиции (безударной) остальные гласные звуки. Разделите вашу тетрадь на 3 столбца, как я это сделала на доске. Запишите звуками (в столбик друг под другом) изменения слов (один человек у доски, остальные в тетр.). [слон] [ о ] [сланы] [ а ] [л"эщ] [ э ] [л"ищ"и] [ и ] [грач"] [ а ] [к"ит] [ и ] [сыры] [ ы ] [супы] [ у ] Какие гласные звуки «работают» в этих словах под ударением? (все) Запишите во второй столбик все гласные звуки, которые могут встречаться под ударением. Какие звуки вы будете выписывать? А в третий столбик, те гласные звуки, которые могут встречаться в безударной позиции. Дважды один и тот же звук записывать не надо. Хорошо. В какой же позиции встречаются (работают) все звуки? (в позиции под ударением) А в какой позиции встречаются (работают) не все звуки? (в позиции без ударения). Люди договорились одну из этих позиций называть сильной, а другую слабой. Как вы думаете сильной называют какую позицию? (сильной называют, ту позицию, в которых могут встречаться любые звуки, т.е. под ударением). А слабой? (позиции, в которых возможны не любые звуки). Хорошо. А теперь я вам раздам небольшие карточки, в которых мы будем отмечать какие звуки в сильной позиции и какие в слабой.
|
||||||
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА | Кто мне скажет, что такое сильная позиция? (это такая позиция, в которой могут встречаться любые гласные звуки). Как мы обозначаем ее на письме? А слабая позиция? (позиция, в которой возможны не любые звуки). Как мы ее обозначаем? |
Если звук произносится и слышится отчетливо, может явиться смыслоразличительным, то он находится в сильной позиции. Сильной позицией для гласных фонем является положение их под ударением. Именно в этой позиции различаются пять гласных фонем: lt;иgt;, lt;эgt;, lt;оgt;, lt;аgt;, lt;уgt;. Например: соль - [о], реки - [э], мял - [а].
Гласные под ударением подвергаются воздействию предшествующих и последующих согласных, и потому сильные гласные фонемы выступают в разных своих аллофонах. Такое воздействие выражается в различного рода передвижках гласных по зоне образования или в приобретении гласным напряженности, закрытого характера.
Гласный [м] является аллофоном фонемы lt;иgt;, а не самостоятельной фонемой русского литературного языка. Такое положение [ы] определяется:
- между [и] и [ы] нет никакого иного различия, кроме передней-непередней зоны образования, которая зависит от мягкости-твердости предшествующего согласного;
- и [ы] не могут выступать в одной и той же фонетической позиции: [и] выступает только после мягкого, а [ы] - только после твердого согласного;
- в тех случаях, когда начальный звук [и] оказывается в положении после твердого согласного, на его месте произносится [ы]: [и]щет - [сы]щик, [и\збы - [в-ы]збу, [и]го - по[д-ы]гом.
Сравним слабые гласные фонемы lt;оgt;, lt;эgt;, lt;аgt; в первом предударном слоге: стакан [стккан], домой [дкмдй], пятак [п’иэтак\, весной [в’иэсндй]. Из сравнения видно, что слабая гласная фонема lt;аgt; реализуется в аллофоне [л] после твердого согласного и в аллофоне [нэ] - после мягкого согласного. Таким образом, гласные [л] и [и3] являются аллофонами одной слабой гласной фонемы.
Слабые гласные фонемы lt;цgt; и lt;уgt; в первом предударном слоге реализуются в тех же аллофонах, что и сильные фонемы lt;цgt; и lt;уgt;. Например: lt;иgt;: [игрок], [вино], [ныр"ат’], [сырдк], [с’ин’эт’]; lt;уgt;: [упал], [курок], [л’убдй], [кур"йпГ], [л’уб’йт’].
В остальных безударных слогах слабые гласные фонемы lt;оgt;, lt;эgt;, lt;аgt; реализуются в аллофонах [ъ] после твердых и [ъ] после мягких согласных. Например: во втором предударном слоге: городской [гъркцкой], садовод [съдквдт], лесовоз [л’ъсАвдс], мятежа [м’ьт’иэжа], перевод [п’ьр’иэвдт]. В заударном слоге: выдал [выдъл], город [гдрът], вытяну [выт’ьну], вынесу [вын’ъсу].
В остальных безударных слогах фонемы lt;иgt; и lt;уgt; те же, что и под ударением.
Порядок действий при определении основного варианта гласной фонемы:
- определить, какую позицию гласный звук занимает в слове;
- если позиция слабая, то необходимо подобрать такое родственное слово или его форму, в котором гласный звук окажется в сильной позиции, т. е. под ударением. Например: [дърагдй] - [ддрък], на [в’иэтру] - [в’бт’ьр], [стркна] - [страны].
СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Для глухих и звонких согласных слабыми позициями оказываются позиции на конце слова или перед другими согласными.
На конце слова звонкие согласные становятся глухими, оглушаются. Столб мы произносим как стол[п], поход – как похо[т] , гараж – как гара[ш] . То же самое происходит и перед глухими согласными. Сказка читается как ска[с]ка , а лодка – как ло[т]ка.
С глухими согласными наоборот – перед звонкими они сами озвончаются. На месте фонемы С в слове просьба звучит [з ].
В какой же позиции удаётся увидеть настоящую фонему? Это позиция перед гласной или сонорными согласными (суперзвонкие звуки[ р,л, м, н, j ], в которых голоса больше, чем шума).
Подберём проверочные слова для наших слов: превратим столб в стол б ик, поход – в похо д ный , лодку – в ло д очку , а просьбу – в про с ить . Вот тогда мы и поймём, какую букву нужно записывать на месте слабой согласной, чтобы сохранить основной принцип русской орфографии – запись настоящей фонемы.
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Рядом гласный подставляй!
Слабые и сильные позиции есть и у твёрдых и у мягких согласных . По законам русского языка, во многих случаях последующий мягкий согласный заставляет смягчаться предшествующий твёрдый. И твёрдому приходится уступать.
Вот, к примеру, слово мост . Все согласные в нём твёрдые. Но стоит измениться согласному т и превратиться в мягкий, как тут же смягчение распространяется и на соседний [с ] – мо[с’т’]ик . тот же процесс происходит и в парах слов лесной – ле[с’н’]ик, бант – ба[н’т’]ик . Люди по незнанию могут вставлять в этих случаях между двумя мягкими согласными мягкий знак. Делать этого не нужно, поскольку мягкость первого согласного – не настоящая, а приобретённая, «мягкость от соседа».
Бывают случаи, когда в слабых позициях фонемы вообще пропадают . Если рядом оказываются несколько согласных, то средний звук вообще не произносится. Прислушайтесь к словам местный, туристский, голландцы, праздничный . Все ли написанные буквы, отражающие фонемы, реально произносятся? Можно ли подобрать к этим словам такие, в которых фонемы оказались бы в сильной позиции (напоминаем, что главная из них – перед гласной)?
Мес т ный – мес т а, турис т ский – турис т ы, голлан д цы – голлан д ец, праз д ничный
Порой в словах встречается
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, неясно вам…
Чтоб знать, как писать,
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется сильной . В сильной позиции различаются следующие гласные: [а] – [дам], [о] – [дом], [э] – [эм] (название буквы), [ы] – [дым], [и] – [им], [у] – [ум].
В безударных слогах гласные произносятся менее отчётливо, короче, поэтому положение гласного в безударном слоге называется слабой позицией. Сравним произношение корневых гласных в словах бегать, бежать, выбежать . В первом случае гласный [э] находится в сильной позиции, в ударном слоге, поэтому слышен чётко. Его нельзя перепутать ни с каким другим. В словах бежать и выбежать гласные в корне находятся в слабой позиции, т.к. ударение переместилось на другие слоги. Мы уже не можем сказать, что в этом случае слышим гласный [э], т.к. его звучание ослабляется, уменьшается в продолжительности, и его произношение приближается к [и]. Причём в слове выбежать гласный произносится ещё короче, теряя свои основные признаки. Такое позиционное изменение гласных называется редукцией .
Редукция – это ослабление произношения гласного, связанное с изменением его долготы и качества звучания в слабой позиции. Редукции подвергаются все гласные в безударных слогах, но степень редукции и её характер различны для разных гласных. Различают редукцию количественную и качественную .
При количественной редукции гласные хоть и произносятся не так ясно, теряя часть долготы (т.е. изменяясь количественно), но не утрачивают своего основного качества, не становятся совсем неясными: пу ть – пу ти́ – пу тево́й; ли ́ ца – ли цо́ – ли цево́й; пры ́ гнуть – пры жо́к – вы́пры гнуть . Количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В любой позиции они произносятся достаточно узнаваемо.
При качественной редукции изменяется сам характер звучания гласных: они теряют своё основное качество, становясь практически неузнаваемыми. Так, в словах болеть и враги нет гласных [о] и [а], встречающихся в сильной позиции ([бол`], [врак]). Вместо них произносится звук, похожий на ослабленный [а], а следовательно, для него нужно своё обозначение - [L] (а-палатка). В слове цена гласный звук в слабой позиции похож одновременно на [ы] и [э]. В транскрипции он обозначается [ы э ] ([ы] с призвуком [э]). Если сравнить слова болевой , враждовать , ценовой , оказывается, что гласные в корнях, находясь достаточно далеко от ударных слогов, становятся совсем короткими, неразличимыми. В транскрипции такой гласный обозначается [ъ] (ер). (Кстати, изменения в слабых позициях зависят не только от удалённости от ударного слога, но и от положения гласного после твёрдого или мягкого согласного. Так, в той же позиции, что и болеть, враги , в слове часы произносится звук, средний между [и] и [э] - [и э ], а в слове часовой - звук, обозначаемый [ь] (ерь)).
Таким образом, в зависимости от положения гласного по отношению к ударному слогу, выделяются 2 типа качественной редукции: их называют 1-я степень редукции (или 1-я слабая позиция) и 2-я степень редукции (2-я слабая позиция).
1-й степени редукции подвергаются гласные, находящиеся в таких позициях:
а) 1-й предударный слог: [пLл`а́] (поля) , [трLва́] (трава) , [п`и э та́к] (пятак) , [шы э сто́й`] (шестой) ;
б) 1-й неприкрытый слог, независимо от удалённости от ударного слога: (один) , (одинокий) , [ы э та́ш] (этаж) , [ы э тLжы]́ (этажи) ;
В) рядом стоящие одинаковые гласные (так называемое «зияние» гласных): [зLLл`э́т`] (заалеть) , [нLLгLро́т] (на огород) .
2-й степени редукции подвергаются гласные в остальных случаях:
а) 2-й, 3-й и т.д. предударный слог: [кърLнда́ш] (карандаш) , [къръндLшы́] (карандаши) , [с`ьд`ина́] (седина) , [т`ьл`и э фо́н] (телефон) ;
б) все заударные слоги: [ма́мъ] (мама) , [ло́жъч`къ] (ложечка) , [мо́р`ь] (море) , [бо́р`ьмс`ь] (боремся) .
Обозначение в фонетической транскрипции гласных, подвергающихся качественной редукции, можно схематично представить так:
Напомним, что гласные [и], [ы], [у] качественной редукции не подвергаются, поэтому в фонетической транскрипции они в любой позиции будут обозначаться [и], [ы], [у]: [л`ис`и́цъ] (лисица) , [к`ирп`ич`и́] (кирпичи) , [с`и́н`ий`] (синий) , [рыч`а́к] (рычаг) , [рыч`и э жо́к] (рычажок) , [лы́сый`] (лысый) , [кукуру́зу] (кукурузу) .
Вопросы и задания
1. Чем обусловлено позиционное чередование гласных?
2. Что такое редукция? С чем она связана?
3. Назовите типы редукции. Чем они отличаются?
4. Какие гласные подвергаются количественной редукции?
5. В чём суть качественной редукции?
6. С чем связано существование двух степеней качественной редукции?
7. Как изменяются и обозначаются гласные 1-й степени редукции? гласные 2-й степени редукции?
8. Измените слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы гласные, находящиеся в сильной позиции, сначала оказались в 1-й слабой, а затем во 2-й слабой позиции: дом, шесть, царь, тянется, целый, тёмный .
9. Определите позиции гласных звуков. Затранскрибируйте слова. Разделите их на слоги: водянистый, беззаботный, шестерёнка, явление, замёрзший, праздник, язык, счастье, вокзал, незабудка .
10. Какое фонетическое явление лежит в основе появления омофонов: компания – кампания, посветить - посвятить, шила – шило, поласкать – полоскать, чистота – частота ? Затранскрибируйте слова.
11. Прочтите слова. Сделайте их буквенную запись: [л`у́л`къ], [й`и э нта́р`], [р`и э шэ́н`ий`ь], [б`и э р`о́скъ], [й`и э ш`:о́], [ръзр`и э д`и́т`], [цы э по́ч`къ], [пъдрLжа́т`] . Во всех ли случаях возможен только один вариант буквенной записи?
12. Затранскрибируйте текст1. Укажите случаи количественной и качественной редукции. Дайте полную характеристику гласных звуков в подчёркнутых словах.
Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Коротышка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.
1. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости.
Сильные и слабые позиции согласных звуков разнообразны. Различают сильные и слабые позиции согласных
по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
Сильной позицией согласных по звонкости-глухости является та позиция, которая не оглушает и не озвончает звуки
– перед гласными и сонорными, и звуками [в], [в`], а также у звонких перед звонкими, а у глухих перед глухими: подбирать [пъдбират`], слон [слон].
Слабая позиция по звонкости-глухости
- в абсолютном конце слова: дуб - [дуп], зуб - [зуп], лов - [лоф], а также у глухих перед звонкими (кроме сонорных и в) и у звонких перед глухими: снег [сн`эк].
Абсолютно сильная позиция
бывает у согласных при совпадении сильных по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Абсолютно слабая позиция
бывает у согласных при совпадении слабых по звонкости-глухости и твердости – мягкости позиций.
Слабые позиции по глухости / звонкости:
1) на конце слова: ко[с] от коза и коса;
2) перед шумным глухим: ло[т]ка, но ло[д]очка;
3) перед шумным звонким: [з]дать, но [с]верить.
Сильные позиции по глухости / звонкости:
1) перед гласным: [г]од, [к]от;
2) перед сонорными согласными: [c]лой, [з]лой;
3) перед [в], [в]: [т]вой, [д]вое.
2. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных.
Позиционная мена для согласных звуков
находит отражение в следующих звуковых законах:
1. Фонетический закон конца слова
: шумный звонкий на конце слова оглушается. Такое произношение приводит в образованию омофонов: порог
[ п/\ро´к] – порок
[п/\ро´к]; молот
[мо´лът] – молод
[мо´лът]. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласных оглушаются: груздь
[гру´с´т´] – грусть
[гру´с´т´], подъезд
[п/\дjэ´ст] – подъест
[п/\дjэ´ст].
2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости.
Ассимиляция
- это уподобление одного звука другому. В современном русском литературном языке ассимиляция имеет регрессивный характер, то есть предыдущий звук уподобляется последующему: глухой перед звонким парным становится звонким: к деду [гд´э´ду], парный звонкий перед глухим становится глухим: ложка
[ло´шкъ]. Заметим, что озвончение глухого перед звонким встречается реже, чем оглушение звонкого перед глухим. В результате ассимиляции создаются омофоны: дужка [ду´шкъ] - душка [д´шкъ], везти [в´ и э с´т´и´] – вести [ в´ и э с´т´и´].
Ассимиляция происходит:
1.На стыке морфем: сделал
[з´д´э´лъл],
2.На стыке предлога со словом: с делом
[з´д´э´лъм],
3.На стыке слова с частицей (постфиксом): год-то
[го´ттъ],
4.На стыке знаменательных слов, произнесенных без паузы: раз пять
[расп´ат´].
Все парные по мягкости смягчаются: перед гласными переднего ряда: [б´э´лый], [х´и´трый], [в´и э сна´].
Ассимиляция по месту образования
Ассимиляция зубных перед шипящими [ж], [ш], [ч´, [ш´] и заключается в полном уподоблении зубных [з] и [с]:
1.
На стыке морфем: сшить
[шы´т´], разжать
[р/\ ЖА
´т´], счет
[шо´т], с шаром
[ ША
´ръм], без жара
[б´ и э ЖА
´ръ];
2.
Внутри корня: позже
[по´ЖЪ
], езжу
,
3.
Зубные [д], [т], находясь перед [ч], [ц], уподобляются последним: отчет
.
4.Сокращение групп одинаковых согласных.
При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, на стыке корня и суффикса сокращаются до двух: с ссылки
[ссы´лк´и].
Ассимиляции согласных по мягкости-твердости.
Перед мягкими согласными обычно смягчаются зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] : [в´ и э з´д´э´], [с´н´э´ к], [гро´с´т´], [ус´п´э´х], [м´э´с´т´].
Однако ассимиляция по мягкости происходит непоследовательно. Так, зубные [з], [с], [н], [д], [т] перед мягкими зубными и [ч´], [ш´] смягчаются в корнях: [з´д´э´с´], [с´т´э´п´]; зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях и на стыке приставки и корня: [с´в´э´т], [м´ и э д´в´э´т´], [из´м´а´т´]. Однако иногда в одной и той же позиции согласный может произноситься и мягко, и твердо: [в/\з´н´и´к] - [в/\зн´и´к]. Не смягчаются перед мягкими согласными заднеязычные и [л].
Поскольку ассимиляция по мягкости не имеет характера закона, можно говорить не о позиционной мене, а о позиционных изменениях согласных по мягкости.
Парные по твердости мягкие согласные могут подвергаться ассимиляции по твердости. Позиционные изменения по твердости наблюдаются на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: [с´л´э´сър´], но [с´л´ и э са´рный]. Перед губным [б] ассимиляция не происходит: [про´з´бъ].
Ассимиляции по твердости не подвергается [л´]: [н/\по´л´ный].
3. Позиционная мена согласных с нулем звука.
Другими словами - нейтрализация фонемы, представленной согласным нулем, и отсутствия фонемы. Здесь есть несколько случаев.
1.Сочетание фонем (стн) и (здн) реализуется звукосочетанием [сн], [зн]: честен - честный - че [сн] ый, звезда - звё [зн] ый.
Сравним:
че[сн]ый и те[сн]ый; слышим в обоих случаях [сн], но в сильной позиции (не между [с...н]) есть различие: честен, но тесен. Значит, в словах че(стн)ый и те(сн)ый фонемосочетания (стн) и (сн) совпали по звучанию; фонема (т), реализованная в позиции между [с...н] нулем, совпала с отсутствием фонемы!
Эти чередования хорошо отражают рифмы (из стихотворений Н. А. Некрасова; рифма у поэта точная): известных - чудесных, бесстрастна - прекрасна, честный - тесный, несчастной - безгласной, самовластно- прекрасна, прелестней - песней, ненастный - ясный.
Замечания требует слово бездна. Это, собственно, не одно, а два слова. 1) Бездна - много. Слово бытовой речи: У меня бездна всяких дел. Произносится: [б’эзнъ]. Вряд ли можно говорить, что здесь фонема (д) представлена нулем согласного, так как связь с сочетанием без дна в настоящее время у этого слова бездна отсутствует.
Другое подобное же чередование: сочетание (нтк) реализуется звуком [нк]: студе[нк]а, лабора[нк]а. Такое чередование является позиционным (т. е. представлено во всех словах с фонемосочетанием (нтк)) лишь у некоторых лиц, владеющих литературным языком, преимущественно старшего поколения.
Такие слова, как стройка, строю, строй, строящийся или трамвай, трамваю, трамвайный; или свой, своя, свое... явно имеют корни, оканчивающиеся фонемой (j); она реализуется неслоговым гласным [и]. Но в словах строить, строитель, строишь; трамваи; свои никакого йота не слышно. Это потому, что фонема (j) в позиции после гласного перед [и] представлена нулем: свои - [свай] = (cBojft).
В словах могут быть сочетания двух одинаковых фонем, например(нн): ванна - [ван:ъ] = (ванна);
Такие сочетания реализуются долгими, «двойными» согласными (они не обязательно в два раза длиннее кратких, обычных [н]). Но долгие согласные возможны только между гласными, один из которых (предшествующий или последующий) является ударным. Когда же такое сочетание двух одинаковых фонем, например (нн), попадает в соседство с согласным, то вместо долгого звучит краткий: финны (с [н:]) - финский (с [н]); манная крупа - манка, тонна - двухтонка и т. д. Здесь даны примеры, где чередование
отражено в орфографии, но оно существует и там, где орфография не отмечает этого чередования: ветер в два ба[л:]а - двухбалльный (с обычным кратким [л’]). ;
Следовательно, в позиции «рядом с согласным» \ сочетание фонем типа (нн), (лл) и т.д. представлено кратким согласным; одна из фонем реализована нулем.
Нередко, говоря о позиционных чередованиях, употребляют глаголы подчеркнуто процессуальные: «ударный гласный [о] без ударения переходит в [а]», «звук [з] на конце слова превращается в [с]» и т. д. На самом деле налицо синхронные отношения, а не процессы. Правильные формулировки такие: [о] ударный в безударных позициях меняется на гласный [а]; звонкий согласный [з] чередуется с глухим согласным [с].