идеология большевизм сталинизм
Продолжателем дела и теории Ленина был Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953), давший название одной из разновидностей большевизма - сталинизму. Сталинизм - идеология марксизма-ленинизма, дальнейшего его приспособления к условиям социалистического строительства, господствовавшая в СССР в период с середины
1920-х до середины 1950-х гг. Последствия сталинизма и созданной им социально-политической и духовно-нравственной системы ощущаются в разных проявлениях до сих пор. На уровне идеологии мы используем термин «сталинизм», на обыденном уровне, с точки зрения функционирования обыденного сознания, - «сталинщина» .
Среди оценок сталинизма как идеологического и социально-политического феномена бытуют две точки зрения. Согласно первой (ее отстаивают А. Антонов-Овсеенко, Р. Медведев и др.), Сталин не был марксистом, а использовал марксизм-ленинизм для маскировки своих антинародных целей. Сторонники второй позиции (В. Селюнин, А. Ципко и др.) придерживаются того, что Сталин воплотил марксизм-ленинизм в практике социалистического строительства. Мы не рассматриваем здесь в качестве научной точку зрения, согласно которой Сталин был всего-навсего психически больным человеком, и психическое заболевание определяло все его политические и человеческие поступки (при таком подходе проблема сталинизма и Сталина снимается с обсуждения).
Сталин как общественно-политическое явление появился и формировался по мере укрепления и эволюции тоталитарной системы, которая и породила его. В свою очередь тоталитаризм стал детищем Сталина, тщательно им охранялся и оберегался. Они не существовали друг без друга (тоталитаризм и сталинизм охватили 30-летний период существования в классическом виде - с середины 1920-х до середины 1950-х гг.; в дальнейшем речь идет о наследии, остатках и т.п. тоталитаризма и сталинизма) .
На наш взгляд, исходя из анализа различных, порой противоположных подходов к сталинизму, Сталин последовательно реализовал марксистско-ленинскую теорию в советской действительности, доведя в теории ряд марксистско-ленинских положений до крайности, возведя их в ранг политического курса советского, социалистического государства. Сталин (это признавал он сам, признавалось это в качестве основополагающей официальной доктрины) был верным, последовательным учеником Ленина. Ленинизм - это российский марксизм, а сталинизм - это советско-большевистская разновидность марксизма-ленинизма, марксизм периода строительства социализма (хорошо известно положение «Сталин - это Ленин сегодня»).
По каким основным направлениям развил марксистско-ленинскую теорию Сталин? Во-первых, Сталин продолжил марксистскую теорию насилия в новых исторических условиях, когда политическая власть перешла в руки пролетариата, т.е. на практике было реализовано марксистское положение о диктатуре пролетариата. Развивая марксистскую теорию насилия как абсолютного действия, Сталин сделал вывод о том, что «сопротивление классового врага будет принимать тем более острые формы,... чем больше успехов будет у социализма...» . Эта теория стала идейным основанием дальнейших репрессий против советского народа.
Во-вторых, Сталин довел идею Маркса о диктатуре пролетариата до диктатуры партии (большевиков), партийной номенклатуры, вождя (лидера партии), принявших на практике уродливые, гипертрофированные диктаторские формы наподобие средневековой восточной деспотии. В послесталинское время (начиная с Хрущева) эта форма получила весьма неточное и неопределенное определение - «культ личности Сталина», не отражавшее реального состояния феномена личной диктатуры Сталина.
В-третьих, Сталин укрепил марксистско-ленинский тезис о примате политики над экономикой, о том, что путем проведения политики нет необходимости учитывать объективные экономические законы. На этом положении основывалась и Октябрьская социалистическая революция в стране, не достигшей достаточного уровня развития производительных сил, необходимых для ее осуществления, вся последующая политика форсированного строительства социализма. Эта идея возобновлялась и во второй половине 1980-х гг. в государственно-партийной стратегии ускорения. В результате в СССР сложилась идеологизированная экономика, игнорировавшая объективные экономические законы.
В-четвертых, общим в марксизме и сталинизме было отношение к человеку: Маркс видел в человеке рабочую силу и рассматривал человека с точки зрения рабочей силы, производящей стоимость, товар; Сталин считал человека «винтиком», средством для достижения основной цели - построения коммунизма. Труд рассматривался как средство перевоспитания (перековки и т.п.) человека. Человек как ценность, как личность был ликвидирован в тоталитарно-советской системе, он был лишен нормального разума, ибо жил в иллюзорном мире советской пропаганды, лишен чувств, воли, характера, зрения, слуха, превратившись в действительности в неприметный винтик в огромной партогосударственной машине. На основе общественной собственности в СССР формировалось и обобществленное сознание, лишенное индивидуальных проявлений. Те слои, отдельные личности, которые не воспринимали идейных суррогатов сталинизма, подлежали физическому уничтожению .
На пути к установлению единоличной власти Сталина стояли прежде всего такие силы, как самостоятельное российское крестьянство, не зависящее от самодержца, вечно сомневающаяся и ищущая справедливости российская интеллигенция. Эти социальные силы были уничтожены в первую очередь в ходе коллективизации и культурной революции, которым предшествовала тотальная национализация и гражданская война (Ленину все-таки удалось претворить в жизнь свой лозунг о превращении империалистической войны в гражданскую, который он выдвигал накануне первой мировой войны).
По своей структуре идеология сталинизма включала в себя следующие компоненты: утопическое сознание народа, в котором выражались социальные идеалы всеобщего равенства (уравнительности), справедливости, формально провозглашенные в октябре 1917 г. в лозунгах большевиков; нацеленность утопического сознания на будущее (на этом основывались большевистские обещания коммунизма, светлого будущего, наступление рая на земле и т.п. политическая демагогия); вульгаризация отдельных положений марксизма, примененных к социалистической действительности, законов диалектики (в частности, механистическое понимание и практическое использование закона единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания); курс на административное решение социально-экономических, политических, культурных и иных задач, стоящих перед обществом, в духе радикальной их трактовки, стремление простыми способами решать сложные общественные задачи .
Формирование сталинизма как господствующей идеологии было сопряжено с рядом факторов. Во-первых, в советском обществе были сильны царистские настроения, складывавшиеся веками в условиях господства самодержавной власти. Сталин воплощал в себе (в политике, в образе, в поведении и окружении) верховного вождя, обладавшего поистине властными функциями самодержца. В советском обществе, пострадавшем в период гражданской войны от безвластия, анархии, вновь вложился феномен тоски по сильной личности, отождествлявшейся в самосознании русского народа с царем (верховной властью монарха-самодержца, вождя и т.п.). Сильные, непреходящие царистские настроения масс нашли воплощение в пословицах и поговорках русского народа: «Без царя - земля вдова», «Без царя - народ сирота», «Бог знает да царь», «Все во власти божьей и государевой», «Богом да царем Россия сильна» и др. Царь, самодержец в России (на Руси) наделялся идущими от верховной власти божественными атрибутами и символами (так, пышностью и торжественностью сопровождались выходы царя к народу и т.п.). Божественными характеристиками по традиции наделялись и вожди большевизма (Ленин, Сталин). Народ анархии и безвластию предпочитал тирана, деспота; из этого ожидания и явился в середине 1920-х гг. Сталин как явление.
Во-вторых, в российском (советском) обществе всегда значительную роль играло утопическое сознание масс, утопические, мифологические иллюзии и образы ожидания светлого будущего. Надежду на лучшее всегда лелеют и питают все люди, все народы. Но в России это ожидание прихода светлого завтра имело особые черты: оно было сопряжено с низким уровнем жизни народа, тяжелым повседневным трудом, с невозможностью найти выход из беспросветной нужды (отсюда и феномен русского пьянства, создающего иллюзорно-утопическое настроение среди безрадостных будней). Здесь отметим и особый характер русского народа, легко поддающегося всякого рода обманам (особенно если обман исходит от носителей верховной власти).
Что такое тоталитаризм? Под тоталитарным режимом обычно подразумевают политический строй, при котором государственная власть в обществе сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно политической партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции. При таком режиме правящая группа полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному порабощению населения.
Под тоталитарным государством понимают такую форму государства, которая характеризуется полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод.
Понятие «тоталитарная система» включает следующие элементы:
Насильственное установление однопартийной системы;
Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии;
- «захват государства партией», т. е. полное сращивание партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии;
Ликвидация системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;
Уничтожение гражданских свобод;
Построение системы всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом;
Унификация (приведение к единообразию) всей общественной жизни;
Культ национального вождя;
Массовые репрессии.
Именно такая система, окрашенная национальной и идеологической российской спецификой, сложилась в СССР к середине 30-х гг.
Партия - ядро тоталитарной системы. Уже в период гражданской войны на всех государственных постах в стране находились члены правящей большевистской партии. В результате партийная и государственная власть сосредоточились в одних и тех же руках. На всех «этажах» управления страной был обеспечен партийный контроль над государственными органами, армией, промышленностью. Назначением и смещением государственных деятелей ведали не государственные, а партийные инстанции. Даже юридическим правом выдвижения кандидатов в депутаты Советов различных уровней пользовались (по Конституции 1936 г.) исключительно партийные и руководимые ими общественные организации. Многие государственные функции оказались переданными партийным инстанциям (например, вопросы планирования и организации производства решались не в наркоматах или Госплане, а в отраслевых отделах ЦК и в Политбюро).
Происходило слияние родственных государственных и партийных структур (например. Центральной Контрольной Комиссии ВКП (б) и Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции, обеспечивших в рамках единого органа - ЦКК- РКИ партийно-государственный контроль в стране). Многие учреждения партии действовали за счет не только ее средств, но и государственных ассигнований. Значительные средства государства направлялись за границу на нужды «мировой революции».
Только партийные органы решали вопросы структуры государственной системы. Политбюро принимало окончательные решения о создании новых и закрытии старых наркоматов, о назначении и снятии наркомов и других руководителей. Ни один закон в стране не мог быть принят без предварительного одобрения его в Политбюро. Суды и внесудебные органы, созданные для преследования инакомыслящих, были сформированы исключительно из членов ВКП(б) по решению соответствующих партийных органов. Члены партии, работающие в государственных и судебных органах, обязаны были беспрекословно выполнять прежде всего решения вышестоящих партийных инстанций.
Государственная машина активно использовалась для охраны положения правящей партии и ее места в политической системе.
В 30-е гг. в стране сложилось положение, когда было совершенно невозможно разграничить, где начинается государство и где кончается партия (и наоборот). Даже партийная символика приобрела официальный статус-красный флаг большевиков стал, так же как партийный гимн «Интернационал», государственным.
К концу 30-х гг. ВКП(б) в значительной мере изменила и свой собственный облик, утратила остатки демократизма в своей внутрипартийной жизни. С последними политическими процессами в ней исчезли дискуссии, диспуты, воцарилось полное, но весьма относительное «единство». Рядовые члены партии, а в ряде случаев и члены ЦК всех выборных органов были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата. И даже не всего их состава, а лишь узкого круга руководителей. «В составе нашей партии,- говорил Сталин в 1937 г.,- имеется около 3-4 тысяч высших руководителей. Это, я бы сказал,- генералитет нашей партии. Далее идут 30-40 тысяч средних руководителей. Это - наше партийное офицерство. Дальше идут около 100-150 тысяч низшего командного состава. Это... наше партийное унтер-офицерство». Все это соответствовало в полной мере высказанному еще раньше сталинскому положению о том, что «властвуют не те, кто выбирают и голосуют, а те, кто правят», «те, которые овладели на деле исполнительными аппаратами государства, которые руководят этими аппаратами».
Таким образом, государственная власть в стране к середине 30-х гг. полностью оказалась в руках узкого круга партийной элиты, а сама ВКП(б) составила ядро тоталитарной политической системы.
Идеологизация общественной жизни. К середине 30-х гг. идеология марксизма-ленинизма становится не только партийной, но и официальной, государственной идеологией. Об этом говорилось и в Конституции 1936 г. как об одном из завоеваний социализма.
Ее новый статус означал усиление борьбы с инакомыслием в стране. Для решения этой задачи широко использовались прежде всего приемы, связанные с дискредитацией «враждебной» идеологии, каковой считалось все, что не вписывалось в официальную идеологическую доктрину.
Особую роль здесь играл партийный контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение.
Изменениям подверглась и система образования. Были полностью перестроены структура учебных планов и содержание учебных курсов. В их основе теперь лежала марксистско-ленинская интерпретация не только обществоведческих курсов, но порой и естественных наук.
При помощи «железного занавеса» была решена проблема проникновения иных идеологических взглядов извне.
Курс на отделение церкви от государства в конце 20-х - начале 30-х гг. сопровождался массовым уничтожением церквей и самих служителей культа с целью ликвидации инакомыслия в его религиозном варианте.
Если до середины 20-х гг. в стране еще издавались работы политических и идейных оппонентов большевиков, то с начала и в особенности с середины 30-х гг. вся эта литература была изъята из библиотек и уничтожена.
Под безраздельным партийным влиянием оказалась творческая интеллигенция, идеологический контроль за деятельностью которой, наряду с партийными органами, осуществлялся пропартийными творческими союзами.
Таким образом, идеологический аппарат партии и государства превратился в 30-е гг. в одну из важнейших опор тоталитарного режима.
Система массовых организаций. Модель общества, сложившаяся в 30-е гг., характеризовалась также тотальным охватом населения официальными массовыми организациями, ставшими еще в начале 20-х гг. «приводными ремнями» от партии к массам.
Почти все трудоспособное население страны состояло в профессиональных союзах. В отношении профсоюзов партийное руководство допускало самое настоящее командование, мелочную опеку, подмену выборных структур. В начале 30-х гг. ВЦСПС были переданы государственные функции ликвидированного к этому времени наркомата труда. Тогда же общественные организации были по существу подчинены соответствующим наркоматам и ведомствам по профилю их деятельности. Не соблюдался принцип коллективности руководства. С 1932 по 1949 г. съезды профсоюзов и всесоюзные профсоюзные конференции не проводились ни разу. Лишь раз в год созывались пленумы ВЦСПС. Происходили неоправданно частые реорганизации профсоюзных органов, кадровые чистки в них. Политическим обвинениям, а затем и репрессиям подверглась большая часть профсоюзных работников, в том числе С. Лозовский, Я. Рудзутак, Д. Рязанов, М. Томский и др.
То же самое можно сказать и о крупнейшей молодежной организации - комсомоле. Уже к середине 20-х гг. становится очевидным стремление Сталина установить между партией и комсомолом такие отношения, при которых этот союз находился бы в прямом, беспрекословном подчинении партии. В 30-е гг. вся идейно-воспитательная работа комсомола (как, впрочем, и всех других массовых организаций) была сориентирована на возвеличивание «отца народов», на поиск и уничтожение многочисленных «врагов народа» в комсомоле, на идеологическое обоснование проводившегося в стране сталинского политического курса.
Работа общественных организаций год от года утрачивала свой первоначальный творческий, добровольный характер, превращалась в формальный, ритуальный акт.
Массовые организации были созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, физкультурников, ученых, литераторов, театральных деятелей, музыкантов, художников, школьников, множества других категорий. Ими было охвачено практически все население страны, начиная с 8-9-летнего возраста. По своей структуре и задачам они становились как бы «продолжением» партии, лишь адаптируя официальную идеологию и политику с учетом профессии, особенностей возраста, пола, специфики деятельности различных слоев населения.
Точно так же как единственной партией в стране была ВКП(б), в профессиональном движении была монополия огосударствленных профсоюзов, в молодежном движении - ВЛКСМ, в детском - пионерской организации и т. д.
Все это вело, естественно, к унификации общественной жизни.
Репрессии. Наряду с идеологическими учреждениями тоталитарный режим имел и другую надежную опору - систему карательных органов для преследования инакомыслящих.
30-е гг. стали едва ли не самой кровавой страницей в отечественной истории последних столетий.
В начале 30-х гг. прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков - бывшими меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря.
В конце 20-х гг. «шахтинское дело» послужило сигналом для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно-технической интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства. С начала 1930 г. развернулась массовая репрессивная кампания против кулачества и середняков.
Дискуссии в партии прежних лет были объявлены борьбой Сталина против «антипартийных уклонов», а их участники осуждены. Многие из них погибли.
В 1936 г. состоялся первый из крупнейших московских процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье подсудимых были ближайшие соратники Ленина - Г. Зиновьев, Л. Каменев и др. Их обвиняли не только в убийстве 1 декабря 1934 г. члена Политбюро ЦК и секретаря ЦК и Лениградского обкома ВКП(б) С. Кирова, но и в попытках убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть. Прокурор А. Вышинский в заключительном слове заявил: «Взбесившихся собак я требую расстрелять - всех до одного!» Суд удовлетворил это требование.
С ноября 1934 г. стали действовать для вынесения приговоров по делам «врагов народа» и членов их семей внесудебные органы - так называемые особые совещания (из 2-3 человек), отправившие в лагеря и на смерть многие тысячи советских людей.
С декабря 1934 г. был введен «упрощенный порядок» рассмотрения дел «врагов народа», по которому следствие должно было закончить свою работу в течение десяти дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до суда, дела слушались без участия сторон, а просьбы о помиловании запрещались.
В 1937 г. состоялся второй процесс, в ходе которого была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». В том же году была репрессирована большая группа высших офицеров во главе с маршалом М. Тухачевским.
В марте 1938 г. были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин.
Каждый из таких процессов вел к раскручиванию маховика репрессий для десятков тысяч людей, прежде всего для родственников и знакомых, сослуживцев и соседей по дому репрессированных.
Только в высшем руководстве армии были уничтожены:
из 5 маршалов - 3;
из 5 командармов I ранга - 3;
из 10 командармов II ранга - 10;
из 57 командиров корпусов - 50;
из 186 комдивов - 154;
из 16 армейских комиссаров I и II ранга - 16;
из 26 корпусных комиссаров - 25;
из 64 дивизионных комиссаров - 58;
из 456 командиров полков-401.
Вслед за ними были репрессированы 40 тыс. офицеров Красной Армии.
Тогда же был создан секретный отдел в НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом. В августе 1940 г. по приказу Сталина был убит Л. Троцкий. Жертвами сталинского режима стали многие деятели «белого» движения, монархической эмиграции, невозвращенцы из числа резидентов за рубежом.
В тюрьмах не хватало свободных мест. Начала формироваться широкая сеть концентрационных лагерей. Со второй половины 30-х гг. аресту и суду подвергались не только политические оппоненты власти, но и «потенциальные» враги, которых судили не за конкретные действия, а за потенциальную опасность для режима. Такая «мера социальной защиты» вела к «срезанию» целых слоев общества.
Быстро почувствовав экономическую выгоду от бесплатного труда заключенных, власть начинает формировать целую индустрию, основанную на его применении. Одной из главных социальных функций «большого террора» было стремление обеспечить не только политическую лояльность, но и высокую производственную дисциплину членов общества. С 1939 г. в концлагеря, кроме политических заключенных, стали направлять нарушителей трудовой дисциплины на производстве.
Террор должен был стать достаточно убедительным, чтобы работала вся система внеэкономического принуждения.
По официальным данным, в 1930-1953 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности были вынесены осуждающие приговоры в отношении 3778234 человек, в том числе 786 098 - смертных. По другим данным, только в 1930-1941 гг. было репрессировано до 20 млн. «врагов народа».
ДОКУМЕНТ
Из обращения к членам партии М. Н. Рютина 1
С помощью обмана, клеветы и одурачивания партийных лиц, с помощью невероятных насилий и террора, под флагом борьбы за чистоту принципов большевизма и единства партии, опираясь на централизованный мощный партийный аппарат, Сталин-отсек и устранил от руководства все самые лучшие, подлинно большевистские кадры партии, установил свою личную диктатуру, порвал с ленинизмом, стал на путь самого необузданного авантюризма и дикого личного произвола и поставил Советский Союз на край пропасти.
1 М. Н. Рютин - один из руководителей Московской организации ВКП(б), в числе первых открыто выступивший против сталинской диктатуры.
Вопросы и задания: 1. В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима? 2. Какие субъективные факторы способствовали этому? 3. Докажите, что ВКП(б) являлась стержнем тоталитарной системы. 4. Приведите примеры сопротивления тоталитарному режиму в 30-е гг. 5. Какая роль в тоталитарном государстве отводилась общественным организациям?
Расширяем словарный запас:
Унификация - приведение чего-либо к единой норме, к единой форме, к единообразию.
Похожая информация.
Со смертью Ленина в новом государстве началась борьба за верховную власть. На роль вождя претендовали сразу несколько кандидатов: Зиновьев, Каменев, Троцкий, Бухарин, Сталин. С приходом к власти Сталина борьба за главенство в партии прекращается по весьма простой причине — полном уничтожении оппозиции. С 1923 года в СССР начинается формирование нового политического строя – тоталитаризма. Из-за ряда характерных особенностей эта форма правления получила впоследствии название « » — по имени руководителя и фактического создателя данной системы.
Сталинизм стал олицетворением единоличной формы правления под маской демократической партийной системы. Весь период сталинизма разбит на четыре основных этапа:
Название | Основные черты |
|
---|---|---|
Становление сталинизма | Зарождение режима сталинской диктатуры, формирование его основ и тенденций |
|
Развитие сталинизма | Реализация основных идей как в гражданском обществе, так и в политике; закрепление тоталитарной формы власти |
|
Отступление сталинизма | В период Великой отечественной войны на первый план выходит народ |
|
Расцвет сталинизма, его пиковое восхождение и резкое падение со смертью Сталина | Тоталитаризм власти достигает своего максимального значения |
Признаки тоталитарной системы, а точнее, сталинизма, проявлялись в самых различных сферах жизни общества – от политики до межнациональных отношений. Ниже в таблицу сведены основные характеристики самых главных из них.
Область применения | Основные черты |
---|---|
1. Экономика | Государство – единственный собственник производства в стране; тотальный контроль как над средствами производства, так и над рабочей силой |
Государство регулирует производственно-трудовые отношения: определяет величину заработной платы и условия труда |
|
Государство контролирует выпуск продукции, определяя потребности граждан |
|
2. Политика | Однопартийная система управления; фактическое отсутствие других политических объединений |
Сливание партии и государства; фактически понятие «партия» становится тождественным понятию «власть» |
|
Культ личности партийного главы — вождя |
|
Отсутствие политических противников, оппозиции как таковой |
|
Политически-идеологическая изоляция страны |
|
3. Социально-духовная сфера | Партийная идеология постепенно подменяет религию |
Государственная цензура; полный контроль над СМИ |
|
Государственный контроль над системой образования; воспитание молодежи с соответствующими идеологическими взглядами |
|
Деятельность любых объединений подчинена партийной системе |
|
Требования к гражданам определяются идеологией |
О минусах и недостатках сталинской системы говорилось многое. Однако нельзя отрицать и положительные стороны режима: именно жесткая авторитарная форма правления позволила вывести страну из послевоенных экономических кризисов в кратчайшие сроки.
Исследование архивных материалов Кремля показало, что Сталин был не только жестким руководителем, но и инициатором и автором большинства сколь-нибудь значимых государственных идей. Опираясь на партийную систему, Сталину удалось создать мощную государственную структуру с максимальной централизацией. В этой системе Сталин стал не просто лидером, но олицетворением государственной партийной идеологии. В этом свете развитие культа личности предстает вполне закономерным явлением.
Особенности сталинизма
Марксизм, из которого брала начало партийная идеология большевиков, стал лишь внешней оболочкой сталинизма. В реальности идеи Маркса и Энгельса имели с тоталитарным видом социализма имели мало общего.
Государственная цензура на всех уровнях полностью исключала какое-либо инакомыслие.
Идеалы партии постепенно заменяли религиозные догмы. Стремление заменить коммунизмом религию привело к массовой борьбе против церкви.
Постановка перед народом четких задач позволяла направить энергию населения в нужное русло. При этом материальное вознаграждение заменялось идеологическими преференциями.
Была сформирована четкая идеологическая иерархия, куда вовлекался каждый член общества буквально с детского возраста (пионеры, комсомольцы, коммунисты). Слияние партии и государства позволяло осуществлять руководство народом с самых низов.
Для поддержания требуемых настроений у населения был создан образ «врага народа». Необходимость непрерывной классовой борьбы как внутри государства, так и вне его стала основой для репрессивных мер и утверждения новой системы ценностей.
Сталинизм как политическая доктрина и концепция социализма
Сталинизм -система государственного управления и совокупность государственнойполитической системы иидеологии , получившие название по имениИ. В. Сталина .
Сталинизм - политическая система и идеология, возникшие в результате перерождения рабочего государства, рожденного Октябрьской революцией 1917 года. Сталинизм образован от имени Иосифа Сталина, который, будучи генеральным секретарём ЦК ВКП (б), идейно и организационно возглавил процесс перерождения большевистской партии и советского государства. В этом Сталин опирался на партийно-государственный аппарат, советскую бюрократию, превратившуюся в касту привилегированных управленцев.Сталинизм характеризуется господством авторитарно-бюрократических методов управления государством и обществом, слиянием партийных и государственных органов власти, жёстким идеологическим контролем над обществом, применением репрессивных методов принуждения против врагов и оппонентов существующего строя и правящего режима.
По некоторым сведениям, термин был впервые использован Л. Кагановичем (заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров) для обозначения формы, получившей теоретическое развитие приИ. В. Сталине , от имени которого образован. ВСССР начал официально использоваться с началом политикигласности .
В более широком смысле используется по отношению к странам, политическая система которых во многом напоминала политическую систему СССР времён Сталина (например, к режимамМао Цзэдуна вКНР ,Ким Ир Сена иКим Чен Ира вКНДР ,Хо Ши Мина иЛе Зуана во Вьетнаме,Энвера Ходжи вАлбании и др.), а также к политическим партиям, идеализирующим подобную политическую систему. Среди сторонников некоторых направлениймарксизма , например,троцкизма , термин «сталинизм» используется для обозначения идеологии и политической системы, существовавшей в СССР и других социалистических странах как во время жизни и нахождения у власти И. В. Сталина, так и в последующий период до распада СССР и реставрации капитализма. При этом сталинизм рассматривается как идеология и политика, искажающая марксизм.
Согласно выводам историков, сталинская диктатура представляла собой крайне централизованный режим, который опирался прежде всего на мощные партийно-государственные структуры, террор и насилие, а также на механизмы идеологической манипуляции обществом, отбора привилегированных групп и формирования прагматичных стратегий. Анализ решений Политбюро показывает, что их главной целью была максимизация разницы между выпуском продукции и потреблением, что требовало массового принуждения. Появление избытка в экономике повлекло за собой борьбу различных административных и региональных интересов за влияние на процесс подготовки и исполнения политических решений. Конкуренция этих интересов отчасти сглаживала деструктивные последствия гиперцентрализации.
Сталин был не просто символом режима, а лидером, который принимал принципиальные решения и был инициатором всех сколько-нибудь значимых государственных мер. Каждый член Политбюро должен был подтверждать своё согласие с принятыми Сталиным решениями, при этом ответственность за их исполнение Сталин перекладывал на подотчётных ему лиц. Из принятых в 1930-1941 гг. постановлений, менее 4000 были публичными, более 28000 секретными, из них 5000 настолько секретными, что о них было известно только узкому кругу. Значительная часть постановлений касалась мелких вопросов, таких как местоположение памятников или цены на овощи в Москве. Решения по сложным вопросам часто принимались в условиях нехватки информации, в особенности реалистичных оценок затрат, что сопровождалось стремлением назначенных исполнителей проектов завысить эти оценки.
Природа сталинизма глубоко противоречива, поскольку сочетала заложенный революцией экономический и социальный фундамент (государственная собственность, монополия внешней торговли, плановое хозяйство) с политическим господством правящей госбюрократии. Интересы последней требовали замены режима социалистической демократии бюрократическим централизмом, для которого характерны авторитарные методы управления государством и обществом.
После смерти Сталина в 1953 году политический режим в Советском Союзе смягчился, некоторые «перегибы» сталинской эпохи были подвергнуты критике. Перемены, впрочем, были не столь значительны. Они практически не коснулись привилегий бюрократии, которая сохранила политическую власть вплоть до распада СССР в 1991 году.
В связи с тем, что в 20-м веке похожие формы имели место и в других странах, термин «сталинизм» стал применяться марксистскими теоретиками для характеристики обществ, в которых политическое господство бюрократии сочетается с прогрессивным экономическим и социальным базисом (государственная собственность, плановая экономика). В частности, такие современные государства как Куба и Северная Корея несут в себе существенные черты сталинизма.
В коммунистическом движении сталинистами называют течение, разделяющее основные идейные принципы правящей советской бюрократии, преимущественно сталинской эпохи. Исходя из этого, приверженцы сталинизма признают возможность быстрого развития производительных сил («построения социализма») в одной, отдельно взятой стране. Как правило, современные сталинисты отрицают утверждения о перерождении партии и государства в СССР и считают, что Советский Союз в 30-е годы прошлого века достиг социалистической стадии развития.
Тем не менее, факт развала СССР требует от сталинистов объяснения. В связи с этим распространена теория, согласно которой перерождение советского строя началось после смерти Сталина с приходом к власти «ревизиониста Хрущёва». Предпринимая попытки объяснить причины «поражения социализма» в СССР, сталинисты, как правило, не прибегают к марксистскому анализу: они отрицают реакционную роль бюрократии в процессе быстрого развития производительных сил, сводя процессы перерождения к таким субъективистским факторам, как враждебные действия иностранных разведок, предательство партийного руководства, недостаточном внимании к теории марксизма и тому подобное. Неспособность приверженцев сталинистской традиции к марксистскому анализу связана с многолетней практикой приспособления теории для оправдания обратным числом политических зигзагов правящей бюрократии.
Под сильным влиянием сталинистской традиции, идейной и организационной, находится Компартия Украины. Партия рассматривает СССР как социалистическое государство, кроме того, КПУ придерживается организационных принципов, характерных для сталинистской традиции.
Наиболее известным критиком сталинизма являлся Лев Троцкий .
Утверждения о наличии у сталинизма т.н. "положительных черт" чаще всего основываются на специфической трактовке событий эпохи. Многолетняя массовая истерия вызванная культом личности , к примеру, трактуется как периодбеззаветной преданности народа "великому вождю ". В подобном ключе, положительными чертами сталинизма определяются:
1. Переход России от аграрно-индустриального строя к промышленному;
2. Повышение потенциала армии;
3. Повышение уровня защиты страны от внешних захватчиков;
4. Наличие ядерного оружия у советской армии.
Сталинизм, по сути дела, представлял собой новое представление о том, что такое переход к социализму, представление наиболее упрощенное. На первый взгляд, казалось бы, сталинские представления не отличаются от представлений многих марксистов (и многих течений домарксова социализма, начиная с Платона): на смену одному общественному строю должен прийти другой, предопределенный, предусмотренный, предугаданный, обладающий неизмеримыми преимуществами. Специфика сталинского взгляда на социализм, которая особенно ярко проявилась на рубеже 20-х и 30-х гг., заключалась в следующем: для появления этого нового строя, обнажения его неоспоримых преимуществ, необходимо и достаточно разрушить старые формы, старые общественные отношения (рынок, индивидуальное крестьянское хозяйство, частное производство, частную торговлю в городе и т. д.).
Казалось бы, после того как была провозглашена окончательная победа социализма в нашей стране, этот элемент сталинистского мышления должен был сойти на нет: ведь исчезли те злокозненные старые формы, которые мешали проявиться преимуществам социализма. Уничтожать, вроде бы, больше было нечего. Но этого не произошло: один из важнейших родовых элементов сталинистского экономического мышления сохранился, хотя и не играл той роли, которая отводилась ему в начале 30-х гг. В начале 50-х гг. Сталин провозгласил, что главным препятствием на пути к коммунизму является колхозная форма собственности, которая не столь совершенна, как общегосударственная.
Путь к социализму для сталинизма – это разрушение старых форм, причем разрушение, идущее на глазах, в сжатые сроки. Поэтому и переживаемая эпоха – это эпоха непрерывной ломки, переделки, это – растянувшаяся во времени революция. Хозяйственную систему этой революции не следует представлять как законченную систему, с равновесием входящих в нее элементов: одни элементы системы должны расти, другие уничтожаться. Отсюда – острая враждебность Сталина и сталинистов ко всем попыткам найти условия равновесия в советском хозяйстве, к теории равновесия, которую защищал Бухарин. Итак, свобода от равновесия, от сбалансированности, от объективной обусловленности принимаемых хозяйственных решений. Отсюда – глубокий волюнтаризм сталинистского экономического мышления.
Историки экономической мысли нередко рисовали такую идиллическую картину. Сначала советские экономисты полагали, что при социализме объективных экономических законов не будет, потом постепенно постигли, что объективные законы присущи любому способу производства, правда, толковали они эти объективные законы сперва... субъективно, ну, например, утверждали в начале 30-х гг., что законом является план или что объективным законом выступает диктатура пролетариата. Лишь постепенно они пришли к выводу, что объективные законы социализма присущи ему независимо от плана и от надстройки (диктатуры пролетариата), но долго спорили, действуют ли эти законы, когда они еще не познаны, или же вступают в действие лишь будучи познанными. Сталин и сам, несмотря на весь свой субъективизм, в 1951 г. признал действие объективных экономических законов, зафиксировал это признание в своей брошюре «Экономические проблемы социализма в СССР» и с тех пор перед экономической наукой раскрылись бескрайние просторы для теоретических построений и изысканий.
Такую картину рисовали историки-экономисты, но реальная связь идей была иной. Отношение сталинистского мышления к объективным закономерностям весьма противоречиво. С одной стороны, всякую переживаемую эпоху сталинизм объявляет эпохой переходной, эпохой ломки, преддверием чего-то более высокого и более совершенного, ради чего все и делается, ради чего и приносятся жертвы. Поскольку переживаемая эпоха переломная, переходная, то нет нужды беречь старые формы, нет нужды считаться с их закономерностями, с закономерностями старого строя, которые проявлялись через рынок, через равновесие между элементами хозяйства, через воспроизводство всех секторов экономики. В этом смысле сталинизм отвергает закономерности, объективные условия, объективные экономические законы.
С другой же стороны, сталинизм апеллирует к новой, наступающей эпохе, обладающей огромными, невиданными и неслыханными преимуществами, раскрывающей необозримый простор для развития. Благодаря чему эта новая эпоха, новый общественный строй обладают названными преимуществами? Благодаря своим законам и закономерностям! Нам бы только дойти до той черты, где начинают действовать эти новые законы, и тогда... тогда наши темпы будут еще выше, жизнь еще лучше! А этот новый строй уже наступает или даже уже наступил, закономерности его уже заработали, преимущества уже неоспоримы и т. д. Закономерности нового строя сталинизм никогда не отрицал, но эти закономерности не связывают, а, наоборот, развязывают руки экономической политике, открывают перед ней фантастические возможности.
Политическая система сталинизма
Определение :а) сталинизм – разновидность тоталитарного политического режима в СССР; б) синоним личного диктаторства и тирании; в) сталинизм - система идеологических взглядов, догматическое развитие марксизма-ленинизма, а их практическая реализация – сталинщина.
СТАЛИНИЗМ. Одно из наиболее сложных явлений общественной и политической
жизни России ХХ
века, получившее название по имени своего творца - И.В.
Сталина. Впервые о
сталинизме как о теории и практике создания тоталитарного
режима заговорили на
Западе. По мнению меньшевистской эмиграции (Л. Мартов,
Б. Николаевский, Ф. Дан
и др.), суть сталинизма заключалась «в полном отказе от
тех традиций, которые
были заложены в социал-демократии». Автор наиболее
подробной в отечественной
литературе политической биографии Сталина Д.
Волкогонов определяет сталинизм
как «тоталитарную форму отчуждения человека
труда от власти, от участия в
управлении государством, производством, другими
общественными процессами». Он
выделяет следующие характерные черты
сталинизма: безальтернативность развития
(сталинизм стал олицетворять отрицание
всего, что не соответствовало
представлениям самого «вождя»); незыблемость
«законов» личной диктатуры (в
основе режима личной власти лежит опора на
НКВД КГБ, армию); культовость («сталинизм
стал своеобразной советской
религией»); антигуманистичность (признание за
человеком только функций
инструмента, средства, «винтика»); абсолютизация
диктатуры политики «над
экономикой, социальной и духовной жизнью, культурой»;
спекуляция на вере
народа в лучшее будущее; силовое воспитание «нового человека».
Эти черты (в
той или иной степени) были присущи всем политическим
лидерам советской эпохи.
Признаки сталинизма как разновидности тоталитаризма :
- Насильственное установление однопартийной системы.
- Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии.
- «Захват государства партией», т.е. полное сращивание партийного и государственного аппарата, превращение государственной машины в орудие партии.
- Ликвидация системы разделения законодательной и судебной властей.
- Уничтожение гражданских свобод.
- Построение системы всеохватывающих массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивает контроль над обществом.
- Унификация (приведение к единообразию) всей общественной жизни.
- Культ национального вождя.
- Массовые репрессии.
Периодизация :
I период. Утверждение. 1928 – 1934 г. От «умирания» НЭПа до XVII съезда «победителей».
II период. Перерождение. 1934 – 1941 гг. От XVII съезда до начала Великой Отечественной войны.
III период. Частичное отступление сталинизма. 1945 – 1948 гг. Годы Великой Отечественной войны и послевоенного периода ожиданий и надежд.
IV период. 1948 – 1953 гг. Ужесточение режима и консервация сталинизма, апогей сталинизма.
Составляющие сталинизма
В политической области: ВКП (б) из политической организации рабочего класса (как декларировалось) постепенно превращается путём сращивания с государственным аппаратом в своеобразный идеологизированный орден. Политические приоритеты в жизни общества стали абсолютными. Сталинизм затем довёл до абсурда примат политики над экономикой, государства над обществом. Здесь находятся глубинные корни того, что стало называться командно-бюрократической системой. Возник своеобразный «политический абсолютизм», когда волевое решение совсем не обязано было считаться с хозяйственной целесообразностью, материальными возможностями, интересами народа.
В социально-экономической сфере: возникла коллективная бюрократия, к4оторая постепенно переросла в тотальную. Её главные признаки – отчуждение от экономической целесообразности и всевластие аппарата. Сам Сталин стал порождением бюрократии. Тотальный бюрократизм для людей, которых воспитывали в духе несвободы, лжи и закрытости, по-своему удобен: в жизни всё расписано, определено, установлено. От работы, твёрдого (хотя и полунищенского) заработка до того, когда и что сеять, какой рапорт готовить «наверх» и т. д. Наступила «эпоха торжества Директивы».
В области духовной: Традиционный догматизм большевиков привёл купрощению марксизма, формированию обширного слоя элементарно мыслящих людей. Стало возможным настолько приблизить философское учение Маркса-Энгельса к народным массам, что истины были превращены в мумии, диалектика – в формальную отмычку, с помощью которых формировался специфический тип человека, отчуждённого от власти, свободы и средств производства. Мумии сталинских догм – одно из средств превращения людей в тот тип, который китайцы называли хунвейбинами, т. е. обладающих цитатным, катехизисным мышлением. Именно ложная диалектика целей и средств объясняет сущность сталинизма.
Социально-политическая сущность сталинизма : сталинизм – это своеобразный цезаризм, сохранивший внешние, формальные атрибуты народовластия. Сталинизм, как разновидность цезаризма, в конечном счёте сделал социальное бытие одномерным, экономическую жизнь - директивной а духовную сферу – догматически примитивной.