Изготовление столярных изделий
Структура предмета. Прежде чем начать изготовление столярного предмета, нужно продумать его структуру, от которой зависит организация рабочего места, система обработки деталей, порядок склеивания и сборки.
Все столярные изделия собирают из деталей. Простые изделия склеивают из деталей за один раз (например, настенная полка из досок), более сложные изделия собирают из узлов или каркасов, соединяемых между собой деталями, которые всегда состоят из одного куска дерева, тем или иным образом обработанного. Так, табурет состоит из двух узлов в виде пары ножек с царгой и проножкой, соединенных затем между собой деталями других царг и проножек, идущих под прямым углом к каркасам, и верхней крышкой. Письменный тумбовый стол состоит из нескольких законченных конструктивно объемных элементов, называемых комбинатами (тумба, крышка, ящик) и т. п.
Такое последовательное расчленение столярного изделия - от простого к сложному, умение выделить в нем законченные самостоятельные части очень помогают рациональной работе. Поэтому прежде чем приступить к изготовлению столярной вещи следует выяснить: может ли эта вещь быть склеена за один прием или лучше ее собирать из узлов. Взять тот же табурет. Он может быть склеен из деталей и за один прием, но такая склейка значительно сложнее, чем склейка из двух готовых узлов-каркасов. Также и рама для картины может быть склеена из двух угловых узлов и склеена сразу целиком, что труднее. Возможность разбивки изделия на узлы и комбинаты существенно облегчает работу по сборке и тем улучшает качество.
С появлением мебельных щитов (из ДСП или заводских столярных) количество деталей резко уменьшилось. Если раньше карнизный узел шкафа представлял собой рамку с вставным дном и контурной облицовкой, то теперь это просто щит, оклеенный по торцам шпоном. Количество деталей уменьшилось здесь в пять раз.
Количество типов сборочных узлов в мебели невелико. В однотипных предметах они отличаются только формой и размерами, а принцип их устройства один и тот же.
Основные мебельные сборочные узлы следующие: рамочная дверка или стенка, гибкая крышка (щитовая дверка представляет собой деталь), спинка стула, боковина стула (кресла, дивана), основание шкафа (цоколь), верх шкафа - карниз, ножная рама стола или подстолье целиком, ящичный блок, тумба, крышка стола, решетчатая стенка пристенного шкафа или стеллажа (рис. 24). Этот перечень вполне исчерпывает потребность мастера при изготовлении мебели любого образца и стиля.
Рис. 24. Столярные узлы, каркасы и комбинаты, виды соединений
1 - комбинаты шкафа: а - карнизный; б - щиты стенок и дверок; в - цокольный; 2 - устройство вставных ящиков; 3 - соединение комбинатов шкафа между собой: а - клиновое (народный тип) ; б - на уголках из металла; в - на болтах с упором; 4 - схема устройства пристенных шкафных секций, стеллажа: а - несущий поперечный щит (щека, лесенка - при решетчатой конструкции щита); б - карнизный брус; в - верхний вставной ящик; г - пример крепления ящика на сквозном болте; д - крышка подшкафника; е - нижний вставной ящик; ж - примеры наружной окантовки полок из ДСП; з - примеры крепления полок к поперечным несущим щитам (шканты, крючки, уголки, рейки); 5 - соединение стенок и дверок в шкафных устройствах; 6 - каркасы стульев: а - боковина стула щитового типа с опорным бруском для вставного сиденья; б - боковина кресла каркасного типа с подлокотником: в - каркас задней спинки; 7 - устройство стула народного типа с вставными ножками
Сборочный узел - рамка дверки (или стенки) с точки зрения структуры может быть рассмотрена с двух позиций: во-первых, как щит, в котором вырезано отверстие для стекла или более легкой чем щит деревянной вставки (филенки) небольших размеров, и, во-вторых, как замкнутая обвязка из брусков соответствующего профиля. В первом случае лицевая текстура должна иметь одно направление волокон (сверху - вниз) для всех элементов как вертикальных, так и горизонтальных. Не должно быть заметно никаких линий стыков в угловых соединениях. Из-за того, что щит представляется зрителю как особо широкая доска, структура которой ясно выражена направлением внешних волокон, вырез в нем должен зрительно учитывать конструктивную работу оставшейся части на изгиб, сжатие и скалывание. Он должен быть небольших размеров, с тем чтобы остались поля. В таких вырезанных щитах горизонтальные участки должны быть значительно более широкими, нежели вертикальные, а переход во внутренних углах выреза - плавный, скругленный. В противном случае появится зрительное неудовлетворение, недоверие к конструктивной прочности из-за несоответствия формы и работы детали. Поэтому все оклейки шпоном каркасных рамок «в рост», т. е. в одном вертикальном направлении являют собой элементарную столярную неграмотность, довольно распространенную. Щитом может выглядеть относительно тонкая рамка с широкими обвязками, оклеенная шпоном. Стекло или филенку здесь вставляют недалеко от наружной плоскости и закрепляют с двух сторон тонкими штапиками. Массивные штапики будут выглядеть излишне прочными и грубыми. Кроме того, это создает зрительное недоверие к конструктивному устройству и прочности самой дверки.
Сборочный узел рамка дверки , сделанная из брусков, должна иметь направление волокон вдоль бруска. Профилировка брусков вокруг стекла или филенки, выполненная из того же дерева, усиливает зрительную надежность рамки. Для стекол и филенок в такой рамке с внутренней стороны выбирают четверть, а стекло или филенку вставляют ближе к внутренней кромке. Для простоты работы такая дверная брусчатая рамка может быть выполнена из прямоугольных брусков на шипах, а профилировка вклеивается во внутренний проем и в углах соединяется «на ус».
Узел спинка стула состоит из двух ножек, верхника, средника и задней царги. Между верхником и средником может быть вставлена деревянная решетка или фасонная вставка, составляющая основное украшение стула. Верхник либо вклеивают между ножек, либо накрывают им их. (Фасонный верхник всегда накрывает ножки.) Средник и царгу вклеивают между ножками. При широком верхнике средника может и не быть. Средник делают также при мягкой спинке.
Узел боковина стула состоит из передней и задней ножек, боковой царги и проножки. При широкой царге и наличии подлокотника (в этом случае передняя ножка делается высокой) проножку не вклеивают. Царгу и проножку вклеивают между ножками; подлокотник можно вклеивать так же, но можно и накрывать им переднюю ножку сверху. Если боковина выполняется из брусков, то направление волокон текстуры должно идти по длине брусков, если боковина стула выполнена как щит, в котором сделаны вырезы для ножек и боковины спинки (так выполнялись стулья и кресла в стиле ампир), то направление оклейки лучше делать так, как показано на рис. 24, чем просто сверху вниз («в рост»). Последний прием является довольно распространенным, но он менее грамотен. Без намека на каркасную сущность узла боковина выглядит непрочной.
Узел ножная рама стола состоит из двух ножек, между которыми вклеены царга и проножка. Если проножки не должно быть, то такой стол собирают из отдельных деталей, склеивают сразу целиком, вкруговую на ровной плоскости ножками вверх.
Узел крышка стола бывает двух видов: первый - это щитовая плоскость, оклеенная по контуру фасонным бортом из брусков, и второй - крышка, с приклеенной к ней непрерывной круглой или овальной царгой с внутренними бобышками или брусьями, в которые вставляют ножки.
Узел основание шкафа представляет собой рамку с вставным дном и наружной облицовкой. Если узел развит по высоте (для вставки в него выдвижных ящиков), то он превращается в комбинат, состоящий из двух однотипных рамочных узлов, связанных между собой вставкой из широких досок и разделительной стойки для ящиков (см. рис. 24,1),
Узел крышка шкафа представляет собой также брусчатую рамку с вставным дном и лицевой архитектурной оклейкой фасонными деталями (карниз).
При облицовке цоколя шпоном или массивом направление волокон текстуры должно следовать направлению волокон досок основания, т. е. быть горизонтальным, так как в нижней части необходимо выявить впечатление прочности, а оно всегда связано с конструктивным направлением волокон. Зритель должен как бы прочитывать устройство основания шкафа. Крышка шкафа должна иметь горизонтальное направление волокон текстуры лишь в деталях примыкания к стенкам и дверкам, где проглядывает контурная рамка узла. Выше можно применять любое направление волокон в соответствии с декоративным характером отделки (резьба, профилировка, плоскость, оклеенная шпоном), так как конструктивной работы эта часть узла не совершает. Соединение цоколя, стенок, крышки может быть неразъемным (в небольших шкафчиках). Тогда применяется шиповая связка или связка на шкантах. В шкафах, где стенка идет на всю высоту, цокольной коробки не делают, и шкаф по сути дела представляет собой ящик, поставленный вертикально.
Встроенные шкафные стенки состоят из таких сборочных узлов: решетчатых или глухих несущих стенок, имеющих упоры и вырезы для установки полок, шкафных комбинатов разного рода, деталей цоколя и карниза, а также навесных дверок, выдвижных ящиков. Ящичный комбинат (см. рис. 24,4) представляет собой пространственную систему из стенок, связанных горизонтальными поперечными рамками, между которыми вставлены ящики. Он также может быть в виде щитового открытого жесткого ящика, с боковыми направляющими рейками, на которых висят выдвижные ящики. Эти сборочные части изделия являются основой письменных столов, картотек, инструментальных, посудных шкафов и комодов разного рода.
Следует упомянуть еще об одном сборочном узле изделия - гибкой крышке , состоящей из планок, с профилем или без него, наклеенных плотно на прочную ткань. Крайняя планка делается толще остальных и в нее вклеивается ручка - грибок.
Ящики всех родов сборочных узлов внутри себя не образуют и бывают собраны из деталей - четырех стенок и дна, так что по сути являются комбинатами. Короткие и высокие вставные ящики, чтобы уменьшить перекос в проеме, и, следовательно, усилия при вытягивании, следует снабжать пазом на боковой стенке, прорезанным по уровню ручки ящика, в котором ходит направляющая планка.
Изображенные на рисунках структуры основных сборочных узлов и деталей мебели даются лишь для ориентировки и не являются рекомендацией по обязательному изготовлению точно таких вещей. Могут быть придуманы и иные структурные схемы предметов.
Определение структуры предмета особенно важно при изготовлении нескольких одинаковых вещей, когда приходится изготовлять серии идентичных деталей. Чаще всего это встречается при столярной отделке помещений и устройстве встроенной мебели.
Определив структурные характеристики предстоящего изделия, которое нужно выполнить, продумывают организацию процесса и технологию. Мастер-столяр в своем лице здесь должен соединять и руководителя работы, и технолога, и еще целый ряд смежных вспомогательных профессий. Организацию работы и последовательность операций целесообразно записать, сам предмет должен быть отражен в чертеже с учетом местных поправок на помещение, материал, фурнитуру и инструмент. На основании этих двух документов подбирают материал. А в столярном деле - это чрезвычайно важный этап, так как в ряде случаев наличие того или иного материала может существенно повлиять на замысел и соответственно на результат. Например, при нехватке ценного дерева на все изделие придется ограничиться крышкой или дверками, а остальную поверхность - оклеить шпоном. Следовательно, потребуется хвойный материал на основу под оклейку и соответствующий шпон и т. д. Не следует приступать к изготовлению части изделия с расчетом на то, что остальное доделается потом, когда материал будет. Это расхолаживает мастера, затрудняет оценку работы, приводит к излишнему захламлению помещения, а иногда и к поломке изготовленной части.
Одновременно подбирается лицевая и крепежная фурнитура: ручки, замки, ключевины, защелки, задвижки, полкодержатели, стяжки, петли вкладные и накладные. Нужно сказать, что украшение столярного изделия за счет фурнитурных деталей (развитых петель, оковок) свидетельствует о недостаточном использовании художественных возможностей дерева.
Для крупных изделий применяется фурнитура, имеющаяся в торговой сети, для маленьких - приходится самим изготовлять петли и обрамление ключевин, что является таким же увлекательным занятием, как и само столярное дело. Иногда умело сделанная ключевина служит украшением всей вещи. Накладки ключевин делают из металла, кости, перламутра и обрабатывают как инкрустацию. На рис. 25 показаны некоторые виды самодельных предметов столярной фурнитуры.
Рис. 25. Мебельная фурнитура
1 - пяточные петли: а - прямые; б - выносные; в, г - приемы установки дверок на петлях; 2 - карточные петли: а - общий вид; б - расположение на дверке; в, д - изогнутые петли (угловая и средняя); г - установки для двух дверок на торце поперечного щита; 3 - изготовление миниатюрных петель: а - лужение; б - обжим; в - спайка; г - прорезание карт; д - выем гнезд; е - забивка оси; 4 - примеры деревянных ручек ящиков; 5 - ключевины: а - крепление ключевины на потайных кляммерах изнутри; б - ограничитель подъема крышки; в - конец ограничителя
Организация рабочего процесса. Подобрав материал, следует организовать рабочее место. Основное внимание здесь уделяется распределению инструмента относительно верстака так, чтобы его удобно было брать и класть обратно, режущие части инструмента находились бы в сохранности и инструмент не засыпался бы стружкой и опилками. Пилы следует вешать на стену, рубанки всех видов укладывать боком на щит с упором или бортами против соскальзывания, стамески и долота - в стойку или гребенку. Молоток и киянку кладут рядом с рубанками, точильные камни - в отдалении, у источников света. При наличии постоянного верстака нужно сделать для этого подверстачную полку. Если верстак съемный, делают специальный щиток, располагаемый рядом на козелках или табуретах. Под стружки и опилки, падающие на пол или сметаемые туда, следует уложить клеенку для того, чтобы они застревали в каких-либо предметах и щелях, откуда их пришлось бы долго вычищать. Для уборки необходимы мягкая щетка или небольшой веник и пылесос.
Следует приучить себя к твердому правилу - класть инструмент каждый раз на одно и то же место. Вначале это довольно трудно, так как желание ускорить работу над материалом отвлекает от заботы об укладке освобождающегося инструмента на место.
Чтобы наиболее рационально разместить инструмент вокруг себя, нужно сделать несколько проб - вариантов раскладки и выбрать наилучший.
Организовав рабочее место, можно приступить к обработке деталей по правилам, перечисленным выше. Здесь следует лишь продумать маркировку деталей для сборки, обозначение лицевых кромок и сторон, предназначенных к склеиванию, мест вырезки. Систему маркировки каждый раз менять нельзя, должна быть выработана привычка одну и ту же позицию метить всегда одинаково. Например, кромка или сторона под оклеивание шпоном может обозначаться кружками, вырез - крестом; углы маркируют цифрами или штрихами всегда по часовой стрелке и т. п. Для обеспечения точного совпадения при сборке, смежные детали прочерчивают наискось. Каждый мастер вправе принять и иные обозначения, но, раз выбрав, должен придерживаться их постоянно.
При смене характера работы, подготавливая соответствующий инструмент, нужно убрать освободившийся. Не следует все держать на рабочем месте. Так, при склеивании под рукой должны быть струбцины, ваймы, сжимы; верстак закрывают фанерным листом; клей устанавливают рядом, без риска его опрокинуть. В рубанках здесь не будет надобности и они должны быть убраны. Подобное делается и при отделке.
Изготовив чертежи, организовав рабочее место и рабочий процесс, можно приступить к изготовлению столярных изделий. Описать порядок изготовления всех столярных изделий, которые могут представлять интерес, в небольшой книге нет возможности, да это, пожалуй, и не нужно, так как многое будет понятно из рисунков.
Формы обработки деталей (рис. 26). Вне зависимости от того, собирается ли изделие из узлов или сразу целиком внешняя его форма и выразительность определяются формой деталей и приемами, повышающими качественные характеристики применяемой породы дерева. Как уже неоднократно подчеркивалось, добротность столярного изделия, его внешняя убедительность и в большой степени художественные достоинства зависят от того, насколько в изделии ощущается цельность деревянной конструкции, естественность устройства детали и ее текстуры. Все эти качества присущи исключительно столярным изделиям, выполненным из цельного дерева - массива.
Рис. 26. Примеры обработки деталей мебели из массива
1 - подлокотники; 2 - ножки столов и стульев; 3 - передние стенки выдвижных ящиков; 4 - использование раскладки-уголка в стыках панелей; 5 - виды торцевых обкладок щитов: а - из массивных деталей; б - из тонких клееных; 6 - прием устройства карнизного элемента панелей: а - простого; б - сложного; 7 - пример стыка цоколя с щитом панели
Применяя облицовки и обклейки мастер должен прежде всего заботиться о сохранении впечатления использования массива в своем изделии. Поэтому, даже подбирая листы шпона, следует подумать: стоит ли оклеивать конструктивную деталь, например столешницу, симметричным рисунком, неестественным для распила деревянного ствола или лучше оклеить ее так, чтобы она казалась как бы собранной из натуральных досок. Массив проявляется в детали при естественном переходе рисунка годовых слоев на смежные стороны (с пласти на кромку) и при выходе на лицо торцевого среза. Специальная обработка торца, выделяющая его, подчеркнет цельность дерева и тем самым сможет повысить и ценность предмета.
В настоящее время гладкие и простые формы мебели, которые появились в результате развития производства готовых мебельных плит, оклеенных по кромкам долевым шпоном, вызвали желание увидеть в таких же простых формах настоящую древесину. Поэтому естественный торец получает и эстетическое значение. Отсюда возникает необходимость приклеивания на щит торцевых срезок, что стало несложным при использовании ручных электромашин.
Торец может выходить на лицо целиком всем сечением и в виде части связки, например в виде кромок шипов. Открытый торец одной детали может быть достаточным для создания впечатления использования массива и в остальных деталях предмета. Здесь умение мастера выбрать эту деталь и составит уровень понимания им столярного искусства. Повышает впечатление цельности дерева скругление кромок щитов и брусков: чем больше радиус закругления, тем деталь убедительнее. Другим приемом выявления массива является использование углубленных, утопленных в тело детали, профильных или резных элементов. Накладная резная деталь, даже будучи выполненной из цельного дерева, дешевит изделие и вызывает подозрение в искусственности основания. И, наконец, прорезка сквозных отверстий, в которых виден массив, также повышает выразительность и ценность детали.
При соединении между собой плоскостных элементов, а это в столярной практике при отделке помещения, да и в современной мебели наиболее часто встречающееся дело, особое внимание нужно уделять стыковым частям, низу и завершению, т. е. цоколю и карнизу. Хотя щит образовался как деталь, склеенная из более узких досок и лишь очень редко как одна необычайно широкая доска, зрительное доверие к его прочности возникает лишь при одновременном рассматривании щита и других конструктивных деталей, с которыми он связан (царги у стола, обвязки у чертежной доски и т. п.). При этом сечение деталей, упрочняющих щит (реек, обвязок), также должно вызывать чувство доверия к их прочности. Столешница из облицованного щита, обложенная тонкой рипкой по контуру, при большом свесе всегда будет выглядеть неубедительной и лишь широкая и толстая обвязка, в которую может быть введен и профиль, сделает эту деталь зрительно надежной.
При установке щитов в положение, когда конструктивной нагрузки нет (например, при устройстве панелей), когда добротность щита выступает как самоцель, нужно сделать так, чтобы хорошо просматривалась боковая вертикальная кромка щита и ощущались бы торцевые. Если щиты установлены вплотную друг к другу, то обязательно скругление примыкающих кромок, фаска или введение утопленного профильного перехода. Без этого облицовка выглядит дешевой фанерой. Чтобы избежать такого впечатления при плотном стыке, можно ввести несущие элементы, которые взяли бы на себя надежность конструкции. Такими элементами являются карниз, цоколь или обрамляющие рамы, сечение (ширина), обработка которых должна выявлять цельность их массива и, соответственно, работоспособность.
Так, контурные обвязки всегда должны оклеиваться вдоль волокон; при этом следует подбирать шпон разного характера с тем, чтобы бруски обвязки несколько отличались один от другого. Если шпон абсолютно одинаковый на всех брусках рамы, впечатления оклейки не избежать. При наличии зрительно надежной обвязки внутреннее заполнение может быть углублено, сделано заподлицо и может выступать за пределы несущего контура - как решит мастер. При всех случаях контур зрительно удержит заполнение.
Цокольные и карнизные детали являют собой профильные элементы того или иного сечения, цельные или собранные (зависит от места и размеров изделия). Цоколь - опорная часть, лежащая на полу основания, должна быть зрительно надежной; карниз - завершающая форма, поэтому конструктивная часть его менее развита, чем у цоколя, зато должна быть более развита декоративная сторона. Рассматривая музейные образцы художественной мебели, можно в этом легко убедиться.
При обработке плоскостных деталей и введении декоративных элементов (в столярном деле это линейная профилировка разного рода или резьба) всегда следует применять для украшения более ценное дерево, чем для основы. Так, на оклеенный орехом щит нельзя вводить березовую или дубовую отделку, наоборот - будет правильно. Темное дерево выглядит традиционно более ценным и прочным, чем светлое, и поэтому украшающие и упрочняющие детали должны быть более темного цвета.
Если деталь не несет конструктивной нагрузки и содержит лишь саму себя, то ее отделка может быть исключительно декоративной, сделанной вопреки структуре дерева основы (маркетри разного рода с живописным изображением).
Профильные детали применяют в местах стыков, обрамлениях как переходной элемент, что отражается на форме профиля, и как основа для декоративного орнаментального рисунка (излюбленный прием мебели в стиле барокко).
На рис. 27-30 показаны принципиальные структурные схемы устройства основных столярных предметов и некоторые особенности обработки деталей из цельного дерева, встречающихся в практике ручной работы. На рис. 31, 32 показаны образцы некоторых изделий и оборудования столярной работы с основными размерами и характером профилей.
Рис. 27. Структурные схемы обеденных столов
1 - столы с брусчатыми ножками: а - с разновысокими царгами; б - с прямыми проножками; в - с диагональными проножками; 2 - детали устройства стола: а - царговый узел со стяжкой; б - пример отбортовки столешницы; в - царговый узел обычный; г - формы ножек; д - формы бортовых обкладок; 3 - столы с дощатыми ножками: а - с ножками в угол; б - с центральной опорой из досок; в - с диагональным размещением ножек; 4 - стол народного типа с щековыми ножками: а - пример заклинки; б - обогащенная форма щеки; в - стол с Х-образными ножками (готический); 5 - столы характерной формы: а - пристенный; б - с поворотной складной доской; 6 - столы из щитовых элементов: а - пример стыка щитов
Рис. 28. Структурные схемы письменных и специальных столов
1 - двухтумбовый стол; 2 - однотумбовый стол; 3 - стол с подвесными ящиками; 4 - двухтумбовый стол на ножках; 5 - стол-бар с вращающимся шкафом: а - устройство осевой опоры; 6 - стол шведского типа с полками (бюро) наверху; 7 - конторка; 8 - журнальный стол; 9 - стол для пластинок и проигрывателя; 10 - туалетный стол с откидным зеркалом (письменный дамский); 11 - декоративный стол-бобик; 12 - столик для вышивания (рукоделия); 13 - стол-буфет
Рис. 29. Приемы украшения столярных изделий массивными деталями
1 - столярные профили: а - гусек; б - каблучок; в - выкружка; г - четвертной валик; д - полувалик; е - полочка; ж - двойная полочка (уголок); з - сложный (составной) профиль; 2 - накладные орнаменты из профилированных реек; 3 - декоративные возможности использования срезков и линеек: а - орнаментировка плоскости срезками линеек; б - то же, косыми срезками брусков; 4 - места разметки центров при использовании циркулярных деталей; 5 - орнаментировка фасонными кусками дерева: а - розетка на плоскости; б - дверка с широким обрамлением и декоративным центром; в - орнаментировка вставными бантиками
Рис. 30. Структурные схемы полок
1 - навесные полки с щеками и консолями: а - примеры форм консолей; 2 - полка со шкафчиком; 3 - полка ребровая консольная; 4 - полка угловая; 5 - полка с зеркалом; 6 - полка на несущих рамках; 7 - полка на металлических подвесках: а - вид сбоку; 8 - полка с нижними ящиками; 9 - полки настольные; 10 - полка-тумбочка
Рис. 31. Устройство внутренних лестниц столярной работы
1 - виды лестниц: а - двухмаршевая с поворотом; б - одномаршевая с забежными ступенями; в - двухмаршевая с площадкой; 2 - примеры лестничных ограждений: а - с фигурными досками; б - с фигурными промежутками; в - с декоративными массивными перилами; г - крепление стойки перил к тетиве; 3 - детали устройства лестниц: а - устройство тетивы; б - врезка тетивы в верхнюю балку; в - нижняя опора тетивы; г - косоурная лестница со ступенями на косяках; д - сопряжения проступи и подступенка
Рис. 32. Устройство наружных деталей загородного дома столярной работы
1 - наличник на двойное окно: а - общий вид; б - разрез; в - детальное устройство верха наличника; г - вид ставни с обратной стороны (крепление на шпонках); 2 - входные двери: а - филенчатая дверь с наличником и навершием столярной работы; б - дверь народного характера с остекленным верхом под навесом; 3 - крыльцо с дощатым ограждением для маленького домика; 4 - крыльцо с решетчатым ограждением: а-в - примеры соединения деталей решетки
Особо нужно остановиться на изготовлении внутренних столярных лестниц, соединяющих обитаемые этажи. Здесь трудность составляет определение длины несущих элементов (тетив и косоуров) и соответственно размеров проступи - ширины ступеньки и подступенка - подъема ступеней. Нужно сказать, что удобство подъема по внутренней лестнице вырабатывается привычкой. Так, в Голландии внутренние деревянные лестницы очень круты - от 45 до 60°, а жители не жалуются. Чем лестница круче, тем она меньше занимает места, тем легче ее сделать одномаршевой - непрерывной. В наших условиях крутизна лестницы принимается около 35°, что дает соответственно для проступи 22-23 см, а для подступенка 17-19 см.
Если внутренняя лестница встраивается в уже готовое помещение, то длину ее деталей и ширину ступеней определяют из ее местоположения, расчерчивая на стене углем или мелом наклон и размеры ступеней в натуральную величину. Затем по этим размерам составляют рабочий чертеж в масштабе 1: 10 для исполнения лестницы в материале. Здесь наклон покажет, какую лестницу нужно будет делать, исходя из типов, представленных на рис. 32 (одно или двухмаршевую). На крутизну лестницы и выбор промежуточных площадок может влиять также и длина досок, приготовленных для тетивы и косоура.
При составлении проекта новой лестницы проводят две параллельные линии на расстоянии, равном высоте этажа (25-30 см), в масштабе 1: 10 и проводят наклонную линию под углом 35°. Затем делят расстояние между этажами на равное число ступенек, исходя из того, что высота их должна быть 17-19 см. Может получиться, что целое число ступенек образуется из участков длиной 183 мм, а не 180, это не должно смущать, так как высота этажа не обязательно должна делиться точно на 17, 18 или 19. Затем делят линию высоты (расстояние между этажами от пола до пола) на число подъемов и проводят параллельные линии до пересечения их с наклонной. Участки на наклонной линии в проекции дадут ширину проступи, а общая длина наклонной линии будет соответствовать длине тетивы или косоура в масштабе 1: 10. Из книги Справочник по такелажным работам автора Свенссон C.
Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир Из книги Изделия из керамики автора Дорошенко Татьяна Николаевна Из книги Столярное дело автора Кулебакин Георгий ИвановичОсновы художественной облицовки столярных изделий шпоном Общие положения. Облицовка столярных изделий появилась сравнительно недавно, сначала в странах, куда экзотические породы попадали в небольшом количестве, а затем и в других - из-за массового спроса на имитацию
Из книги Гравировальные работы [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий ФедоровичОтделка столярных изделий Отделка - завершающая операция, в результате которой изделию придается окончательный вид. В настоящее время существует много способов отделки; мы же остановимся лишь на нескольких видах, относительно традиционных и исполняемых вручную с
Из книги Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: Практическое пособие автора Костенко Евгений МаксимовичОтделка изделий из алюминия Алюминий и его сплавы по химической природе значительно отличаются от других металлов и сплавов, наиболее часто применяемых в промышленности, как бы находясь на границе между металлами и неметаллами. Вследствие этого химические приемы
3. Шиповые соединения столярных изделий При производстве столярных изделий основным видом соединений является шиповое, состоящее из двух элементов: шипа и гнезда или проушины. В зависимости от толщины изделий, требуемой прочности бруски соединяют на один, два и более
Из книги автора2. Виды столярных, плотничных и паркетных работ, выполняемых на строительстве Деревянные конструкции на строительство поступают в виде готовых элементов – арок, полуферм, ферм, прогонов, балок, щитов перегородок, оконных и дверных блоков, готовых к монтажу. Деревянные
Из книги автораГлава 1 ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТОЛЯРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ
Из книги автора3. Изготовление столярных перегородок и тамбуров Столярные перегородки изготовляют в виде щитов по технологии, аналогичной технологии изготовления рамочных дверей.Щиты столярных перегородок делают шириной 600, 1200 мм, высотой от 2300 мм и более, толщиной 54, 64, 74 мм. На стройку
Из книги автора4. Монтаж столярных перегородок Перегородки устанавливают после настила полов, санитарно-технических и электротехнических работ, оштукатуривания стен и остекления окон.Столярные перегородки из готовых щитов рамочной (филенчатой) конструкции устанавливают на дощатую
Из книги автора4. Механизация отделки столярных изделий и встроенной мебели Для отделки деревянных деталей и изделий встроенной мебели создан ряд поточно-механизированных и автоматизированных линий. Линии предназначены для подготовки деталей к лакированию и облагораживанию, а также
Если есть мечта вырезать из дерева изделия и зарабатывать на этом деньги, нужно изучить тематику от А до Я. Важны все звенья цепи: помещение под мастерскую; оборудование, инструменты и станки; закупка сырья; ассортимент изделий в зависимости от спроса; нюансы ведения бизнеса. Но все по порядку.
Разберемся, какие бывают столяра и обязательные качества, которыми они должны обладать.
Основные операции по обработке древесины выполняются вручную с помощью инструментов и специальных машин. В зависимости от видов и качества работ определяют квалификацию столяра. Существуют разряды от 1 до 6.
Столяр должен разбираться в устройстве электрических машин и инструментов, станков для обработки дерева и различать виды древесины. Знать способы изготовления деталей или целых изделий, уметь провести их монтаж или ремонт. Так же нужны знания для ведения технической документации. Учитывать технику безопасности и правила охраны труда.
Элитой среди столяров считаются краснодеревщики. Не каждый столяр может им стать, но каждый краснодеревщик изучает мастерство столяра в обязательном порядке. Современные мастера изготовляют высококлассную мебель из дорогих пород древесины, по авторским эскизам. У них повышенная концентрация и ответственность. Работа с дорогими материалами и раритетами. Краснодеревщик должен хорошо рисовать, чертить и делать макеты. Работы таких мастеров, предметы дорогого интерьера или антикварные реставрации по окончанию представляют культурную ценность
Индивидуальные особенности специалиста данной профессии не маловажны. Физическая сила, усидчивость, концентрация внимания, скрупулезность, выносливость и ловкость - характеризуют мастера по дереву. Есть и медицинские показания и предостережения в столярном деле. Не обойтись без хорошего глазомера и зрения, координации рук, способности результативно работать длительное время, зрительной памяти и развитого воображения. Не рекомендуется эта профессия при заболеваниях глаз или опорно-двигательного аппарата.
С чего начать свой столярный бизнес
Есть образование, наработки, большое желание заниматься любимым делом и получать при этом доход. Определяются важные моменты:
- Планируется ли замкнутый цикл производства, когда начало от сушки древесины и конец до лакокрасочных работ происходит в одной мастерской.
- Для кого будут производиться изделия, их качество и материал, соответствующий инструмент.
- Объем производства, единичное - на заказ, мелкосерийное, массовое.
- Возможная сумма затрат на проект.
Тут возникает несколько задач, выполнение которых приведет к успеху:
Задача первая - изучить будущий рынок сбыта. Посетить ярмарки, выставки, базары, поговорить лично с продавцами, хозяевами небольших магазинов или менеджерами крупных фирм. Определить какие изделия наиболее популярны, востребованы каждый день, а какие - редкость, но стоят дорого. Узнать на какие изделия больший спрос.
Задача вторая - определиться с направлением работы. Четко оценить свои умения и решить, на что будет акцент. Конкурентоспособная качественная или оригинальная необычная продукция - важное решение. Для столяра краснодеревщика возможны дорогие нестандартные заказы, которые более трудоемкие, но и высокооплачиваемые. Столяр - резчик по дереву, сможет делать мебель или другие элементы интерьера, которые тоже стоят не дешево. Даже начинающий столяр не высокой категории сможет зарабатывать на изготовлении и фиксации строительного оборудования или несложных деталей, за счет их количества и скорости работы. В соответствии с направлением работы составляется бизнес - план.
Задача третья - место под мастерскую. После критической оценки своих способностей и возможностей определяется площадь будущего предприятия. Место для работы, отдыха и встречи с заказчиками. Так как некоторые работы отнимают все свободное время и передохнуть удастся только, не отходя от рабочего места, помещение должно соответствовать всем требованиям для реализации планов. Для начала в большинстве случаев предпочтительны недорогие и простые технологии. Рекомендуемая площадь 50-60 квадратных метров, высота потолков не меньше 4 метра, возможно для обработки поступят высокие изделия. Учитывается территория хранения полуфабрикатов до начала, а готовых изделий после окончания работы. Сухая и светлая комната - обязательное условие. Возможно. это будет гараж, сарай или подвал с хорошим освещением. Использовать электричество желательно 380 В, но можно начать и с 220В. Работа столяра предполагает риск для глаз и рук. А однообразные движение, повторяемые многократно приводят к болезням шеи, спины и суставов. Учитывая эти моменты не стоит забывать о профилактике, технике безопасности, превентивных мерах. Обязательны документы для инспекторов, в пожарную службу
Задача четвертая - Регистрация ИП. Небольшие столярные предприятия, без наемных работников и активной рекламы себя на радио и в газетах, могут обойтись без регистрации ИП. Один раз в год подавать декларацию про доходы и платить налоги. Но такое поведение может быть понято как уклонение от оплаты налогов, что чревато штрафными санкциями. Незарегистрированный бизнесмен не платит отчисления в пенсионный фонд и сокращает размер своей будущей пенсии. Поэтому лучше зарегистрировать свое индивидуальное предприятие.
Начало положено. Приступаем к выбору оборудования
Залог успеха любого столяра - качественные и мощные машины, удобные и соответствующие выбранной работе инструменты.
Подбор оборудования дело индивидуальное зависит в первую очередь от качества будущих изделий, потом от планируемых объемов и наконец от ассортимента. В настоящее время большинство предпринимателей пользуются импортным оборудованием, хотя сохранились надежные, «вечные», советские станки, такие как фрезерные. Можно купить весь набор дорогих инструментов и машин или для начала выборочно приобрести подержанные машины, а что-то попробовать сделать своими руками. Что позволит сэкономить средства без вреда для качества будущих изделий. В интернете есть много чертежей и советов и справочников по изготовлению столярных машин, но некоторые, на которых не рекомендуется экономить, придется купить. Для изготовления столярных изделий применяется все многообразие деревообрабатывающих станков.
Для изготовления окон, дверей, мебели возможно подобрать оборудования в средней ценовой категории, такие как:
- Рейсмус
- Круглопильный станок
- Шлифовальные
- Крайешлифовальные
- Калибровочно-шлифовальные
- Верстак;
Покупаете ли вы готовый верстак или делаете своими руками самодельный, убедитесь в том, что он достаточно жесткий, имеет ровную рабочую поверхность и, по меньшей мере, одни мощные тиски.
- Тиски;
- Токарный станок;
- Ленточнопильный станок;
- Строгальный станок;
- Фрезерный станок;
Повысить функциональность фрезера можно зафиксировав его на столе, для начинающих мастеров как нельзя к стати такое расположение подойдет для обработки небольших заготовок.
- Дисковая или торцовая пила (для маломерных заготовок);
- Угловые центры - особые станки для профилирования и составления рам, формирования штапика. Производят обрезку 90 градусов, направлены на изготовления окон и дверей.
Начинающий предприниматель, скорее всего будет заниматься индивидуальным производством, где не обойтись без универсальных, быстро перестраиваемых станков. При необходимости работать в маленьком помещении незаменимым станет многофункциональный центр. Он совмещает работу нескольких машин одновременно и экономит пространство мастерской. Деревообрабатывающий центр с габаритами примерно, полтора на полтора метра. Операции по распилу, строгание, фрезерование, рейсмусная обработка, сверление, шлифовка - заменять использование нескольких машин.
На рынке деревообрабатывающего оборудования можно выделить несколько европейских проверенных фирм: Weinig (Германия), SCM (Италия), Rojek (Чехия), Sicar (Италия), Houfek (Чехия) которые имеют хороший выбор проверенного и качественного оборудования.
Правила размещения станков, последовательность их расположения так же имеет значение в работе
Пример правильной расстановки станков для производства широкого ассортимента столярных изделий:
- Круглопильный станок (например - форматно-раскроечный.)
- Торцовочный станок;
- Фуговальный станок;
- Рейсмусовый станок;
- Ленточнопильный станок;
- Фрезерный станок;
- Четырехсторонний строгальный станок;
- Сверлильно-пазовальный станок (пазовые соединений заготовок);
- Станки для работы со шпоном - (им покрывают недорогую древесину более ценными сортами)
- Гидравлический пресс (для покрытия шпоном)
- Шлифовальный станок (лучший вариант - калибровочно-шлифовальный.)
- Отделочное место, где будет выполняться грунтовка, лакировка, покраска
Для качественной и целостной работы столярного цеха необходимы немаловажные инструменты
Организация очень важна, держите инструменты в порядке и материалы на своем месте, это экономит время на поиски нужных вещей, силы и не отвлекает от творческого процесса.
Используют мастера столяры большое множество ручных инструментов, их нужно хорошо знать. Пригодятся:
- измерительные инструменты - рулетку, штангенциркуль
- дрель;
- шуруповерт;
- электролобзик; ;
- влагомер;
- рулетка;
- штангенциркуль;
- электрический рубанок;
- вентилятор с мешками для организации опилоудаления.
Иногда ручными инструментами получается работать быстрее чем электрическими. Ножовкой выпилить уступ или рубанком снять фаску займет меньше времени чем использование станка и установка, настройка фрезера.
Возможно взять все необходимое на прокат. На первое время это поможет быстрее приступить к работе и получить первую прибыль для усовершенствования своего предприятия.
Ваше рабочее место будет состоять из рабочего стола. На нем расположиться оборудование и нужные инструменты, оснащение и приспособления.
Необходима будет специальная одежда - халат или спец костюм с нарукавниками, перчатки и маска для глаз смогут защитить здоровье и обезопасить мастера.
Всегда пополняйте запасы предметов первой необходимости вовремя: паста для чистки рук, скотч двухсторонний, лупа, пинцет, огнетушитель и аптечка.
Выбираем дерево
Качественное сырье - залог функционального и востребованного конечного изделия. Иметь представление какое дерево использовать для своих заказов нужно заранее. Есть установленные государством стандарты, строгие размеры и требования к пиломатериалам. Профессиональные столяры хорошо знакомы ГОСТами. Для начинающего столяра - бизнесмена достаточно общей информацией.
Дерево как материал можно поделить на две формы:
- исходный - бревна, ветки, корни, лес-кругляк;
- вторичный - доски, брус, фанера, щепки, шпон и и т.п.
По пригодности для производства столярных изделий дерево делится на породы:
- мягкие (сосна, ель, пихта, кедр, тополь, липа, ива, ольха, каштан, орех);
- средней твердости (лиственница, тис, береза, бук, вяз, груша, дуб, клен, платан, рябина, яблоня, ясень);
- твердые (акация белая, береза железная, граб, самшит, фисташка, кизил, олива)
Так же учитываются характеристики древесины:
- наличие или отсутствие дефектов
- влажность
- спелость или не спелость (способность к сокодвижению) и т.п.
Структура дерева:
- прямослойная
- свилеватая
- слоистая
- аморфная
Качества влияют на процесс обработки. Их надо знать и учитывать.
Мягкие породы идеальны для резьбы. Рука с инструментом движется свободно и легко. Средняя твердость зависит от места где росло дерево (мягкий или холодный климат), особенностей строения (много или мало сучков) и т.д. Сложнее всего работать с твердыми породами дерева - для этого необходимы усилия при производстве и навыки.
Древесину внутри ствола, уже не живую называют ядро, а слой клеток вокруг, где циркулируют соки - заболонь. Ядро - самая твердая часть ствола, самая плотная и устойчивая к гниению. Учитывая строение ядра и заболони дерево делят на 3 такие группы:
- Ядровые - темный цвет образуется при отмирании в ядре у таких деревьев как дуб. Можжевельник, лиственница, ясень, кедр, сосна, яблоня;
- Спелодревесные - цвет заболони и ядра одинаковый у ели, осины;
- Заболонные - не происходит отмирание дерева в центре у клена, липы, груши.
Свойства древесины непосредственно влияют на качество изделия, его декоративный вид и простоту в изготовлении. Важно знать и со временем определять на ощупь породы, возраст, свойства дерева. Понимать свои возможности касательно конкретных видов материала и в дальнейшем не разочаровываться, в получать желаемый результат.
Дефекты у деревьев
Самые распространенные недостатки древесины, которые ведут к браку являются:
- трещины (возможны при росте во время морозов или при сушке);
- сучки;
- червоточина (повреждение насекомыми);
- гниль;
- грибки;
- нестандартная форма ствола или древесины.
Наплывы на деревьях, так называемые капы дают неповторимую фактуру материала и дорого ценятся, так ореховые капы оцениваются как вся древесина дорогой карельской березы. Иногда не стандартный отбракованный кусок дерева может стать оригинальным изделием все зависит от умения и фантазии мастера. Так краснодеревщики оценивают дерево по декоративным качествам - цвету, блеску и текстуре.
Недостатки и пороки деревянных материалов можно использовать в изготовлении креативного функционального предмета и превратить в достоинство.
Знание доступных и распространенных пород дерева поможет настроится на выгодные предложения. Сэкономив на необрезных досках с местных лесопилок. Даже новичку в столярном деле нужно научится различать способы распиловки. Доски радиального распила дороже остальных и дают меньше всего отходов. Тангенциальный распил - дешевле но и склонны коробиться и давать отходы. Существует так же смешанный распил.
Нужно не забыть про фурнитуру, лаки, краски все что поможет оформить заготовку в готовое к продаже изделие.
Изготовление и сбыт. Удачная реклама - залог успешных продаж
Перед началом любой работы делается эскиз или набросок от руки, на глаз. В нем мастер предлагает идею будущего изделия. Если вариант подходит заказчику, делается чертеж уже по точным отмасштабированным размерам. Изображение модели сверху, спереди и сбоку, возможен вид в разрезе. В большинстве случаев используется миллиметровка и простой карандаш, который дает возможность исправлять рисунок в процессе. Параллельно просчитываются материалы и расходы на предстоящую работу.
Грамотная организация продаж изделий напрямую торговым предприятиям существенно продвинет дело. Специализированные магазины, супермаркеты, рынки - потенциальные клиенты для любого начинающего столяра.
Столярная продукция, в основном рассчитана на массового потребителя, реклама так же должна охватывать как можно больше людей. Помогут такие способы как:
- создание своего сайта и его продвижение;
- активность в социальных сетях, наличие своей популярной группы;
- купить баннеры от поисковых систем.
Тут можно выложить хорошие фото своих изделий, подробно описать свою работу и указать контакты. А некоторых клиентов может привлечь объявления в рекламных изданиях.
Но составить конкуренцию в современном бизнесе не всегда просто, поможет не стандартный подход к делу. Оригинальные изделия, такие как сувениры, талисманы, игрушки и обереги популярны у покупателей. Принесут пользу как дополнительное направление работы.
Идея популярного оберега "Постучи по дереву" с простой конструкцией. Березовая колода разрезанная пополам с фигуркой духа-домового внутри, по приданиям защитит от негатива и злых сил. Особенность оберега - инструкция как правильно стучать и общаться с духом.
Внимание потребителя привлекает оригинальность и креатив. Удачные идеи по изготовлению бочек для вина или сундуков в интерьер - нашли свое применение и приносят хороший доход предпринимателям. Еще одно необычное направление параллельно с основной работой и на территории мастерской можно организовать. Школа или уроки для желающих попробовать себя в столярном деле. Мастер классы - постоянный доход и реклама.
Расход и доходы
Для точных расчетов нужны все данные конкретного проекта, но примерный план доходов можно составить для любого, небольшого столярного предприятия. Рассмотрим 2 варианта: маленькая фирма и предприятие покрупнее.
Расходы соответственно бизнес - плану 1. будут такие:
- аренда помещения, если нет собственного до 200$;
- инструменты и оборудование, в зависимости от вида (новое, подержанное, прокат или изготовление своими руками) от 2000 до 6000$;
- освещение помещения, электричество от 20$;
- материалы до 300$
При условии своего помещения расходы сократятся.
На примере изготовления дверей - простое изделие, рассмотрим возможную рентабельность.
Мастер без опыта изготовить 8-10 дверей в месяц. Понадобятся 2кубических метра дерева. Стоимость 300$. Цена за дверь 100$ =1000 доход. 700$ получится чистый доход. Это минимум, так как опытный мастер делает большее количество изделий.
Для открытия своего небольшого столярного бизнеса понадобится 6520$ (по максимуму). Чистая прибыль 700$ в месяц. Срок окупаемости - 10 месяцев, что очень хорошо в условиях современной экономики.
Расходы соответственно бизнес - плану 2. :
- Аренда мастерской - 500$
- Оборудование, станки - 6100 $;
- Инструменты - 2800 $;
- Дерево материалы - 13 000$
- Транспортировка - 1700$
- Регистрация индивидуально-предпринимательского бизнеса - 700$
Вложения не маленькие -25200$. При загрузке оборудования на 50% и работе 24-х сменах по 8 часов. За месяц изготовить 38 дверей и 75 оконных блоков по цене 183 $ и 204$ за квадратный метр, можно заработать 22275$
Себестоимость:
- Дверные блоки - 110$ за метр квадратный;
- Оконные блоки- 204$ за метр квадратный;
- Общая себестоимость за месяц - 15300$
Добавим обязательные затраты на:
- Зар.плата для 2ух рабочих и хозяина, считаем 5 дней каждую неделю по 8 часов. 2562$;
- Стоимость аренды мастерской - 500$;
- Отчисления в фонды, административные расходы - 1190$
- Сумма постоянных расходов 4252$
- Получаем прибыль - 2749$
При сохранении всех указанных условий окупится такое более крупное предприятие за 9 месяцев.
И в заключении про моду и тенденции. В тренде hand- made и эко. Экологически чистый бизнес от продуктов до украшения интерьеров выходит на первый план. Мебель изготовленная из дерева гарантированно будет востребована. Ручная работа над мелкими предметами быта привносит часть души мастера в изделие. И все больше желающих и способных себе позволить, людей, стремятся к необычным,оригинальным решениям, размерам и внешним качествам предметов интерьера.
Выполнить заказ по доступным ценам не в ущерб качеству сейчас позволяют прямые поставки материалов и фурнитуры. Дерево создает уют в любом помещении. Рамы из дерева более экологичны, а какой то предмет невозможно сделать из другого материалы кроме дерева. Даже в помещении офиса гарнитуры, ручки, полочки из дерева, создадут стиль и уют и комфорт. В небольшую столярную мастерскую заказчик может прийти с готовым проектом или с пожеланиями на словах и профессиональный столяр реализует его мечту в реальность. От мебели для дома, фирмы, кафе, ресторана до предметов на презентации или торжественные события.
Многие опытные мастера охотно поделятся своими знаниями с новичками. Потратить короткое время на беседу с коллегой поможет в осваивании сложных процессов работы. Можно принимать участи в интернет - обсуждениях, форумах и сообществах.
Когда мастер работает на себя, он постоянно изучает что-то новое, развивается творчески отдается любимому делу полностью. Лучшим мотивом для достижения успеха есть свой бизнес.
Создать деревянные изделия - мебель или токарную деревянную посуду, игрушки или декоративные вазы - может только мастер, хорошо знающий природные особенности дерева, виды лесоматериалов, их возможности, знающий технологию обработки дерева. Непростое это дело, но оно приносит большое творческое удовлетворение и уважение живущих рядом людей. Лесоматериалы по способу обработки делятся на несколько видов: круглые, колотые и пиленые. Круглые лесоматериалы представляют собой отпиленные от корневой части, очищенные от сучьев, часто и от коры отрезки ствола разной толщины, круглые в сечении, которые получают поперечным делением (распилом). Процесс этот называется раскряжевкой. Кряжи - это круглые деловые отрезки ствола от нижней комлевой части, которые могут служить сырьем для пиломатериалов, а также используются для скульптуры или объемной резьбы. Кряжи делят на еще более мелкие отрезки - чурбаки и полена. Колотые лесоматериалы получают путем раскола поленьев и других древесных материалов вдоль волокон на плахи. Пиленые материалы получают при продольной и последующей поперечной распиловке бревен. По форме и размерам поперечного сечения пиломатериалы делятся на брусья, бруски, доски, пластины, четвертины и горбыль. Они являются весьма дорогостоящим продуктом деревообработки, так как при переработке выход продукции составляет лишь 65%, а остальные - 35 % - отходы в виде горбыля (14%), опилок (12%), обрезок, мелочи (9%).
Брус - пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм. Брусья, спиленные с двух противоположных сторон, называются двухкантными, спиленные с четырех сторон - четырехкантными.
Бруски - обрезной пиломатериал толщиной до 100 мм, шириной не более двойной толщины. Брусья, спиленные с двух противоположных сторон, называются двухкатными, спиленные с четырех сторон - четырехкатными.
Доски - обрезной пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Пластина получается от продольного распиливания бревна на две половины.
Четвертина - распил бревна по двум взаимно перпендикулярным диаметрам на 4 части.
Горбыль - срезанная при распиловке боковая часть бревна.
Доски и бруски являются основным материалом для резьбы. Надо сказать, что все доски, которые получаются при распиловке даже одного бревна (ствола дерева) неодинаковы по структуре и отличаются по качеству. По местоположению в бревне (по отношению к продольной оси) различают сердцевинные, центральные, боковые доски и горбыль.
Плиты из волокна средней плотности МДФ - это волокнистые плиты однородной толщины вырабатываются из предназначенного на вырубку леса и отходов (обрезков) деревообработки, которые перемалывают до небольших кубиков (чипсов), подвергают обработке паром под высоким давлением и, впоследствии, подают на вращающиеся диски дефибрёра (тёрочной машины). Весь протираемый и свойлачиваемый материал сразу поступает на просушку и последующую склейку. Самой сильной стороной этого материала является исключительно благоприятное соотношение между твёрдостью и толщиной: листы из МДФ могут быть от 4 до 22 мм. В последнее время стали появляться дверные блоки с коробами и наличниками из МДФ, покрытые шпоном ценных пород древесины или достаточно новым материалом - синтетическим шпоном "ламинатином", во много раз превышающим своего натурального "родственника" по многим показателям и прежде всего по износостойкости.
Листельная (реечно-наборная древесина) - это древесный полуфабрикат, он изготавливается путём склеивания листелей (реек) из высушенной сосны или тополя, учитывая разнонаправленность волокон древесины соседних брусков для лучшей стабильности всего блока.
Древесностружечная плита ДСП - это панели однородной толщины, состоящие из фрагментов древесины (стружки), смешанных со связующим материалом, имеющим в своей основе синтетические смолы, и получаемые путём прессования.
Фанера - сложный древесный материал с однонаправленной или перекрестной структурой. Фанера, склеенная из трех и более слоев шпона с наружными слоями из шпона лиственных пород древесины (ГОСТ 3916.1) или хвойных (ГОСТ 3916.2), изготавливается следующих марок: ФСФ - фанера повышенной водостойкости; ФК - фанера водостойкая; ФБА - фанера не водостойкая (ФБА - только по ГОСТ 3916.1).
Шпон изготавливается из лиственных и хвойных пород древесины. Строганный шпон (ГОСТ 2977) получается путем строгания древесины на фанерострогальных станках и предназначается в качестве облицовочного материала для изделий из древесины.
Щиты изготовляют из реек древесины хвойных, мягких лиственных пород и березы. Рейки изготовляют из пиломатериалов 3-го и 4-го сорта по ГОСТ 8486 и 3-го сорта по ГОСТ 2695. Итак, мы описали виды лесоматериалов, также описали способы их получения. Далее представляется целесообразным представить процесс ручной обработки древесины в школе.
Выбор породы древесины для обработки обусловлен назначением изделия и его формой , и ожидаемым внешним видом. Для изготовления детской скамейки был использован следующий материал: сосновая доска. Сосна имеет древесину красивого коричневато-серого цвета с разнообразным рисунком. Хорошо обрабатывается, полируется. Поэтому для изготовления детской скамейки мы возьмем сосновую доску длиной 1200 мм и сечением 180 - 200; 20 - 25 мм; круглый стержень 12 мм; гвозди 60 мм.
Тема. Свойства древесины.Цель. Ознакомить учащихся с основными физико-механическими свойствами древесины и способами и их определения.
Воспитывать бережное отношение к деревьям, изделиям из древесины, прививать интерес к профессии столяра.
Уметь определять свойства древесины по образцам.
Оборудование. Образцы древесины, плакаты, технические рисунки.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II
. Вводная беседа.1. Сообщение темы урока.
Правила безопасности в столярной мастерской.
3. Тест-опрос по правилам техники безопасности.
III
. Основная часть урока.1.
Древесина обладает различными свойствами. Среди них различают:физические;
механические,
Давайте подумаем,
какие же свойства можно отнести к физическим.Плотность, влажность, цвет, запах.
2.
Теперь перейдем к механическим свойствам. Что же это за свойства?Твердос
ть, п рочность, у пругость.3. Физкультминутка.
4.
Учащиеся определяют плотность древесины путем определения объема образца и его взвешивания.IV
. Подведение итогов.Оценка результатов работы учащихся на уроке.
V. Домашнее задание.
Основные свойства древесины.
Тема. Дефекты и пороки древесины.
Цель. Ознакомить учащихся с пороком древесины.
Воспитывать внимательность при выявлении дефектов и пороков древесины.
Формирование навыков определения видов пороков.
Оборудование. Образцы древесины с дефектами.
Ход урока.
I
. Орг.момент.1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости.
2. Проверка готовности к уроку.
II
. Вводная беседа.1. Сообщение темы урока.
2. Повторение пройденного материала.
Свойства древесины.
3. Кроссворд «Породы деревьев».
III
. Основная часть урока.1. Пороком древесины называют ее повреждения или отклонения от нормального строения.
Пороки древесины – это особенности и недостатки отдельных участков древесины, ухудшающие ее свойства.
2. Возникают в растущих деревьях (сучки, кривизна …), лесоматериалах (синева, побурение …), в растущих и срубленных деревьях (трещины, гниль…).
Сучки – основания ветвей, выросшие из ствола (они темнее, прочнее, с кривыми волокнами);
-косослой – винтообразное расположение волокон (при высушивании коробится);
свилеватость – волнистое расположение волокон (придает древесине красоту, но затрудняет обработку);
-трещины – образуются вдоль волокон от мороза и жары;
-гниль – образуется под действием древоразрушающих грибов (с течением времени растения, подвергшиеся этому заболеванию, превращаются в труху, как правило, это отмершие сучки);
- червоточина – повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками, жучками, насекомыми.
3. Физкультминутка.
4. Подобрать образцы лесоматериала с различными пороками, охарактеризовать их.
IV
. Подведение итогов .1. Ответы на вопросы:
- Какие наблюдаются пороки и чем они вызваны в растущих деревьях?
- Какие меры принимаются для сохранения лесоматериала от пороков?
2. Оценка результатов работы учащихся на уроке.
V
. Домашнее задание. Изучить Основные пороки древесины.Кроссворд «Породы древесины»
(заполнять только свободные клетки)
5
4
6
2
7
8
9
1
3
По вертикали:
1. Дерево, имеющее мягкую древесину, используемое для изготовления художественных изделий? (Липа)
2. Прочная, устойчивая к загниванию порода, используется для изготовления мебели и паркета. (Дуб)
3. Смолистая древесина жёлто-белого цвета применяется для изготовления музыкальных инструментов (Ель)
4. Древесина хвойной породы, твёрдая, долго не загнивает. (Лиственница)
5. Мягкая древесина, применяется для изготовления спичек (Осина)
По горизонтали:
6. Сильно смолистая древесина, с чётко выраженной текстурой. Применяется в строительстве и столярно-мебельном производстве. (Сосна)
7. Твёрдая, лиственная порода, быстро загнивает. Используется для изготовления фанеры (берёза)
8. Мягкая, лёгкая древесина идёт на изготовление лопат (тополь)
9. Лёгкая древесина, не имеющая запаха. Её кора имеет сильный и приятный запах (пихта)