Наиболее производительны мастерские, рассчитанные на ремонт определенных типов автомашин, в связи с чем при их строительстве целесообразно консультироваться с соответствующими автомобилестроительными фирмами.
Выбор участков для мастерских автосервиса : участок по возможности должен находиться вблизи оживленной автомобильной магистрали.
Основное правило застройки: под застройку отводится 1/3 участка, 2/3 оставляются незастроенными. При проектировании мастерской необходимо учитывать возможность ее последующего расширения (рис. 2).
Для более крупных мастерских принимают в среднем 200 м2 производственной площади на I рабочее место. К этому следует добавить площадь торгового зала, конторы, приемной для клиентов, бытовых помещений и т.н.
При расчете инженерных сетей нужно учитывать большой расход воды на мойку автомобилей.
Производственный двор служит связующим звеном между цехами мастерской (рис. 3). Специализированные участки производственного двора:
1) площадка приема машин, поступающих в ремонт;
2) стоянка машин, ожидающих ремонта;
3) стоянка отремонтированных машин;
4) стоянка новых машин (в некоторых случаях - под навесом);
5) площадка для машин, вышедших из строя (очень просторная);
6) пункт срочной технической помощи;
7) склад лома (за оградой).
Участки производственного двора должны быть четко обозначены.
Ежегодная продажа автомо-билей | Число ежегодно обслужи-ваемых автомо-билей | Площадь земельного участка, м2 | Общая площадь застройки, м2 | Потребность в площади на 1 проданную автомашину | Площадь мастер-ской, м2 | Число мест для ремонта | Число мест для осмотра | Число мест для техниче-ского обслужи-вания | Число приёмных стендов | Число стендов для мойки | Число стендов для полировки |
50 | 150 | 2000 | 480 | 7,2 | 360 | 4 | - | 1 | - | 1 | - |
100 | 300 | 3000 | 835 | 6,25 | 625 | 7 | 1 | 1 | 1 | 2 | - |
200 | 600 | 4000 | 1420 | 5,7 | 1220 | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | - |
300 | 825 | 5000 | 2150 | 5,35 | 1610 | 16 | 3 | 1 | 1 | 2 | - |
400 | 1000 | 6000 | 2620 | 4,9 | 1960 | 19 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 |
500 | 1250 | 7000 | 2980 | 4,45 | 2230 | 23 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 |
750 | 1725 | 9000 | 4500 | 4,45 | 3375 | 32 | 6 | 3 | 2 | x | - |
1000 | 2000 | 10000 | 5770 | 4,3 | 4300 | 38 | 7 | 3 | 2 | x | - |
Производственный процесс в ремонтной мастерской должен быть четко организован, начиная с момента принятия заказа до сдачи клиенту отремонтированной машины и расчета за выполненную работу.
При проектировании мастерской следует обращать особое внимание на правильную взаимосвязь помещений (рис. 4):
1. Текущий ремонт (профилактический осмотр, замена узлов или отдельных частей, мелкие починки) производится большей частью в присутствии заказчика.
2. Капитальный ремонт-полная переборка мотора, ремонт и окраска кузова. На современных предприятиях окраска кузова может быть выполнена за 1,5 - 2 ч.
Подсобные помещения : вспомогательные производственные цехи - обивочный, электротехнический, ремонта узлов и агрегатов, промывки частей; а также бытовые помещения. Их минимальная высота 3 м.
Площадь конторы принимается из расчета около 6 м2 на чел., но не менее 15 м2. Кабинет директора 16 - 20 м2, кабинет коммерческого директора 12 - 16 м2, приемная 8 - 10 м2, комната для переговоров 8 - 10м2, кабинет заведующего производством 10 - 12 м2, контора заведующего складом 10 - 12м2 . В крупных мастерских в состав помещений конторы входят; отдел приема заказов, расчетный отдел, отдел хронометража, картотека, касса и отдельное помещение для деловых переговоров.
Склад запасных частей по возможности должен быть доступен обзору клиентам (рис. 4). Важно предусмотреть возможность расширения склада в будущем. Запасные части доставляются на склад только через двор. На долю склада приходится 20 -25% площади застройки предприятия.
Замощение двора : 1) щебеночная мостовая по каменному основанию (дешевая); 2) асфальтовое покрытие; 3) бетонное покрытие; 4) мостовая из гранита или бетона, искусственные камни из доменных шлаков (стойки к воздействию масел).
Скоростное техническое обслуживание (рис. 6) - клиент может оставаться в автомобиле. Важна чистота помещений, в связи с чем полы и стены следует облицовывать плиткой. Должен быть двухъярусный рабочий стенд, а не только смотровая яма (рис. 5). Все водостоки следует оснащать бензиноуловителями.
Бытовые помещения . Размеры и состав бытовых помещений зависят от численности персонала мастерской. Численность административного и вспомогательного персонала принимается равной 40% численности рабочих. На долю чисто конторских служащих приходится 30%.
Пункты мойки автомобилей . Следует применять унифицированные решения (рис. 8), позволяющие при необходимости осуществлять расширение пункта. На пунктах с автоматизированными поточными линиями мойка, промывка» консервирование и сушка производятся в одном зале. Длина бокса 6,8 м, ширина 3,8 м, высота 3 м (рис. 8). В таком боксе можно производить мойку и сушку автомобилей длиной до 5 м, обслуживая при этом до 150 автомобилей за день. При необходимости обслуживания более 200 автомобилей в день устраивается автоматизированная поточная линия, показанная на рис. 9.
1 – цеховая контора; 2 – приём заказов; 3 – кабинет заведующего; 4 – лестничная площадка, уборная и т.п.; 5 – буфет; 6 – приёмная клиентов; 7 – хранение масла; 8 – кладовая; 9 – ремонт узлов. 3. Пример планировки мастерской по ремонту малолитражных автомобилей. |
1. Целесообразное расположение помещений, соответствующее последовательности производственного процесса. 1 - площадка прибытия и осмотра автомобилей; 2 - оформление заказов; 3- выписка нарядов; 4 - калькуляция работ; 5 - пост хронометражиста; 6- рабочие места; 7 - расчетный стол; 8 - выдача запасных частей; 9 - картотека запасных частей; 10 - учёт расхода запасных частей; 11 - выписка счетов и картотека клиентуры; 12 - касса. 2. План мастерской текущего ремонта. 3. Отделение ремонта и окраски кузовов. 1 - кабина окраски пульверизацией; 2 - сушилка; 3 - машинное помещение; 4 - склад красок; 5 - обивочный цех; 6 - снятие подушек; 7 - установка подушек на место; 8 - окончательная отделка. 4. Схема взаимосвязи отделений мастерской. |
5. Двухъярусный пост технического осмотра. Размеры по рабочему месту (слева) и по проходу (справа). 6. Пост скорой технической помощи со сквозным движением. 7. Яма под моечным стендом. М 1: 200. |
8. Моечная и сушильная камеры. 9. Автоматизированная моечная поточная линия. 1 - въезд; 2 - автоматизированный моечный стенд; 3 - сушка горячим воздухом; 4 - полировка; 5 - выезд; 6 - контора. 10. Требуемая площадь для ремонта малолитражного автомобиля. |
Величина площади зависит от типа автомобиля. Длина 6м достаточна. Для ремонта кузовов требуется ширина 3,5 м, для подготовки к покраске – 3,5 – 3, 75 м. Пролёт помещения – 17,5 или 20м.
Авторемонтные мастерские обычно проектируют одноэтажными, с легкими стальными конструкциями, применяя сборные конструктивные элементы. Предпочтительны цеха, перекрытые без промежуточных колонн. Следует предусматривать дальнейшее расширение, сохраняя выбранный шаг ферм покрытия. Полы в мастерских должны иметь специальную герметизирующую стяжку, препятствующую прониканию в них жиров и масел. Хорошо зарекомендовали себя плитки из дробленого клинкера и другие керамические плитки, обладающие высокой прочностью на сжатие. В середине проезда следует устраивать сточный канал сечением 30 х 30 см, 30 см, закрытый сверху решеткой. Необходимо предусмотреть бензиноуловители. Каждые два рабочих места должны быть оснащены вытяжкой для удаления выхлопных газов. Следует предусмотреть автоматически открывающиеся ворота с воздушной тепловой завесой. Вдоль продольных стен здания рекомендуется устраивать каналы для прокладки трубопроводов водоснабжения, подачи сжатого воздуха, удаления отработанного масла, а также электропроводки.
4. Планы подвального и верхнего этажей здания, показанного на рис. 3. 1 - комната отдыха и принятия пищи; 2 - выставочное помещение; 3 - архив чертежей; 4 - кабинет директора; 5 - конторские помещения; 6 - чертежный зал; 7 - туалеты; 8 - умывальная; 9 - хранение уборочного инвентаря; 10 - шахта инженерных коммуникаций; 11 - регистратура; 12 - переговорная.
5. Поперечный разрез по оси 5.
6. Поперечный разрез по оси 1б.
Создание индивидуальной авторемонтной мастерской
Основной проблемой в организации полноценной мастерской является недостаток свободных площадей - гаражи автовладельцев либо чем-нибудь заняты или захламлены, либо у автовладельцев гаражей просто нет.
С точки зрения организации новой мастерской последний случай (отсутствие гаража) является просто идеальным! У вас нет никаких отягощений, у вас нет никаких причин ломать голову над проблемой переоборудования старого гаража в новое качество, у вас нет н-и-ч-е-г-о! Просто прекрасно!
1. Приобретаете земельный участок;
2. Заказываетe проект мастерской в официальной конторе.
3. Проводите необходимые согласования с кучей чиновников;
и для начала, пожалуй - и всё! Потом материалы, рабсила, строительство. Снова согласования и прочие хлопоты... Ну, да, конечно, до начала всех этих дел, в процессе и после потребуется некоторая кучка "зелени", но ведь для вас это мелочи, не так ли?!. Если своих нет - возьмёте у богатенького родителя... Хотя, что это я... Если у вас богатенькие родители, то зачем вам понадобилась какая-то автомастерская с массой хлопот впридачу?!.....
Значит исходим из предпосылки, что самое большее что у вас сейчас имеется - стандартный бокс, что богатеньких родственников, готовых запросто предоставить неограниченный кредит, у вас на горизонте не просматривается, что затраты материальных средств и времени нужно минимизировать... Круг замкнулся...
Существует вариант, значительно проще в организационном плане и дешевле, чем строительство с нуля. Это - купить гараж, находящийся справа или слева от вашего бокса, а лучше - сразу оба. Обычно стены между гаражами не являются несущими, их можно либо убрать полностью, чтобы получить просторный зал, либо устроить в них проёмы. И вы получаете помещение с общей площадью около 60 кв. м, что достаточно для приличной индивидуальной мастерской. Затем прикупите оборудование, устроите хорошее освещение и вентиляцию... Это придумал не я. Это увидел я. Увидел в период организации и вижу регулярно, когда прохожу мимо...
Трудятся здесь молодые парни, старшему (он же и владелец), на вид лет тридцать. Сколько на самом деле не говорит - стесняется, наверное... Ремонтируют преимущественно старые автомобили любого происхождения, занимаются шиномонтажом. Берут в ремонт двигатели и автомобильные агрегаты. Для желающих готовят автомобили к последующей окраске. Ремонтируют электрооборудование! И вообще трудно сказать чем они НЕ занимаются.
Здесь один стационарный правильный стенд для больших кузовов, на этом же стенде правятся кузова ВАЗ и подобные. Один подъёмник. Одна осмотровая яма. Моторы и прочие агрегаты ремонтируют в другом гараже (как бы их филиал), окраска кузовов производится в автосервисе. Довольно сложная организация, но насколько я могу судить - весьма успешная. Мастерская эта работает круглогодично, зимой помещение отапливается двумя дровяными печами, стены и потолок утеплены, утеплены и мощные ворота. Мастерская эта, насколько мне известно, законно оформлена...
А теперь вернёмся к теории, познакомимся с материалами и рассуждениями, изложенными в умных книгах. В связи с разнообразием параметров реальных ремонтных мастерских представлен лишь краткий обзор наиболее интересных технических решений относительно организации рабочего места для ремонта кузовов. Изложенные далее материалы заимствованы из книг:
1. Карл Дамшен. Ремонт автомобильных кузовов.
2. В. Кобус. Современные методы ремонта кузовов легковых автомобилей.
3. В.С. Лапин, В.В. Вольберг. Ремонт и восстановление кузовов автомобилей.
КУЗОВО РЕМОНТНЫЙ УЧАСТОК
Участок ремонта кузовов на станции технического обслуживания может представлять собой один пост, систему постов или существовать в виде жестяницко-окрасочного отделения., В последние годы кузоворемонтные участки стали размещать в отдельных строениях. Производственная программа таких участков включает в себя ремонт кузовов, окраску и противокоррозионную защиту.
Оборудование кузоворемонтного участка подбирается в зависимости от производственной программы. Эта программа может включать в себя три степени повреждений кузовов, каждая из которых требует соответствующий вид оборудования:
первая степень повреждений охватьвает неглубокие вмятины внешних панелей кузова;
вторая степень повреждений включает в себя средние вмятины на наружных и внутренних панелях без нарушения положения базовых точек основания кузова (точек крепления агрегатов шасси);
третья степень - это значительная деформация наружных и внутренних панелей с одновременным искажением расположения базовых точек основания.
Рис. 1.. План кузоворемонтного участка: 1 - сварочный полуавтомат Minimag -125; 2 - аппарат для контактной сварки RZP-2А; 3 - передвижной домкрат DHPs; 4 - стеллаж для снятых деталей автомобиля на время ремонта; 5 - двухместный слесарный стол; 6 - специальный стеллаж для элементов устройства КWCS; 7 - специальный стеллаж для шаблонов и калибров; 8 - специальный стеллаж для оборудования стенда Кар Бенч; 9 - высокие подставки для стенда Кар Бенч; 10 - шкаф для электроинструмента; 11 - шкаф для пневмоинструмента; 12 -электрозаточной станок (двусторонний); 13 - опорные профили КWCS; 14 - рамный натяжитель устройства HZC-8; 15 - опора устройства HZC-8; I - пост-площадка; II - пост с опорными профилями; III - пост с ремонтным подъемником для восстановления кузова |
Для ремонта кузова с повреждениями первой степени достаточно набора универсального жестяницкого инструмента. Повреждения третьей степени требуют полного оснащения участка, как это показано в качестве примера на рис. 1. Промежуточного уровня оснащения требуют повреждения второй степени.
ПЛАНИРОВКА И ОСНАЩЕНИЕ РАЗБОРОЧНО-СБОРОЧНОГО ПОСТА
Важное место в технологии ремонта кузовов занимают разборочно-сборочные операции. Для осуществления ремонта приходится демонтировать внутреннее и наружное оборудование и агрегаты шасси. Говоря об оборудовании, обычно имеют в виду бамперы, молдинги, стекла, стеклоподъемники, замки, разного рода ручки, обивку, панель приборов. Из агрегатов шасси приходится снимать двигатель, подвески, трансмиссию. Объем монтажно-демонтажных работ зависит от степени повреждения кузова и каждый раз определяется индивидуально.
Выполнение разборки и последующей сборки требует соответствующего оснащения участка универсальным и специальным инструментом. Ниже приведен перечень универсального и специального инструмента для разборочно-сборочных работ:
Универсальный инструмент
1 - 8. Ключи плоские с открытым зевом для граненых гаек ("Рожковые") : 6x7,8x9,10x11,12x13,14x15,14x17,19x22, 25x27.
9 - -15.Ключи изогнутые гаечные кольцевые 6x7, 8x10, 9x11,12x14,13x15, 14x17,19x22.
16. Держатель гаечных головок с трещоткой.
17. Карданный шарнир для головок.
18-20. Удлинители для гаечный головок: 38,120 и 250 мм.
11-28. Гаечные головки: 8,10,13,14,17,19, 22, 24.
29. Динамометрический ключ.
10, 31. Электротехнические отвертки 6x100, 3x170. 12-34. Слесарные отвертки: 5x125, 7x169, 9x200. 15, 36. Крестообразные отвертки АК-150; еА, 08.
37. Пассатижи универсальные 160.
38. Пассатижи плоские (плоскогубцы) 160 9,40. Плоские напильники: 100, 200.
41. Трехгранный напильник 125.
42. Слесарное зубило 10x16x200.
3-45. Пробойники; ^3x110, 05x120, 05x129. 46. Слесарный молоток 0,5.
47. Резиновый молоток 0,5 кг.
48. Шабер слесарный трехгранный 125.
49. Щетка стальная проволочная.
50. Щуп универсальный.
51. Штангенциркуль 140.
52. Щипцы для наружных стопорных колец.
53. То же, для внутренних.
54. Ножовка по металлу (станок) регулируемая.
55. Ножовочное полотно по металлу двустороннее.
56. Ножницы 180.
Специальный инструмент и приспособления
1. А.70509. Опора для поддержки коробки передач.
2. А. 55035. Ключ для монтажа и демонтажа коробки передач.
3. А.50095. Ключ шарнирный для монтажа и демонтажа стартера.
4. А.57020. Ключ для монтажа и демонтажа амортизаторов.
5. А.70506. Поперечина для установки двигателя.
6. А.60537, Траверса для поднятия двигателя.
7. А.47035. Съемник для шаровых шарниров рулевого управления.
8. А. 78007. Приспособление для снятия щитка ручки стеклоподъемника.
9. А.74112. Приспособление для сжатия винтовых пружин передней подвески.
10. А.78025.Приспособление для снятия и установки ручки стеклоподъемника.
11. А.78018. Приспособление для снятия декоративных накладок стекол дверей.
12. А.78010. Приспособление для монтажа декоративной накладки желоба крыши.
13. А.78024. Приспособление для установки декоративной полоски в уплотнитель ветрового и заднего стекол.
14. А.40005. Съемник винтовой универсальный.
15. А.55044. Ключ для регулировочных гаек тяг механизма управления коробки передач.
16. А.74170. Шаблон-калибр для проверки геометрии основания кузова.
Для выполнения подготовительных работ должен быть организован пост для разборки и сборки. На рис. 2 и 3 приведены два варианта планировки такого поста, позволяющего правильно осуществить демонтаж агрегатов и оборудования кузова, а затем установить их на место.
В первом варианте (см. рис. 2) работа ведется на подъемнике. На посту может находиться только один автомобиль. Во втором случае имеется дополнительная площадка для другого автомобиля и работа может вестись одновременно и на подъемнике и на площадке. По оснащению оба варианта одинаковы. Площадь поста в первом варианте составляет 52 м2 , а во втором - 72 м2 . Второй вариант позволяет значительно эффективнее использовать оборудование поста.
Рис. 2. Пост разборочно-сборочных работ (первый вариант): 1 - передвижные степлажи RК-8; 2 - домкрат DHPS-1,6; 3 - регулируемые подставки (низкие) РN-1; 4 - инструментальные тележки NN-1; 5 - слесарный стол; 6 - углекислотный огнетушитель; 7 - порошковый огнетушитель; 8 - ящик для отходов; 9 - ящик для ветоши; 10 - кран для отбора воды; 11 - стеллажи для снятых составных частей автомобиля; 12 - гидравлический передвижной кран "Жираф-50"; 13 - инструментальный стеллаж RW-19; 14 - инструментальный шкаф SW-13; 15 - двухстоечный подъемник SDO-2,5L; 16 - решетка для стоков
|
Рис. 3. Пост разборочно-сборочных работ (второй вариант) : 1 - углекислотный огнетушитель; 2 - порошковый огнетушитель; 3 - ящик для отходов; 4 - ящик для ветоши; 5 - кран для отбора воды; б - передвижные стеллажи RК-8; 7 - стеллажи для снятых составных частей автомобиля; 8 - домкрат DHPS -1,6; 9 - слесарный стол; 10 - инструментальные тележки NN-1; 11- инструментальный шкаф SW-19; 12 - инструментальный стеллаж PW-13; 13 - гидравлический передвижной кран "Жираф-50"; 14 - электрозаточной станок; 15 ~ регулируемые подставки (низкие) PN-1; 16 - двухстоечный подъемник SDO-2,51; 17- решетки для стоков |
КОМПАКТНОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО-2000
Как говорилось выше, лишь в исключительных случаях мастерская располагается в помещениях, площадь которых достаточна, чтобы оптимальным образом организовать процесс ремонта кузовов. Каким образом можно реализовать эту задачу в условиях тесной мастерской? В этой связи полезно рассмотреть опыт некоторых европейских стран. В Финляндии, например, много ремонтных мастерских, рабочую площадь которых в связи с высокой стоимостью строительных работ с самого начала планируют очень экономно. Неудивительно, что в стране, которая сама выпускает стенды Autorobot, для правки автомобильных кузовов используют устройства, занимающие ограниченную площадь: одно рабочее место - не более 4,4x6,5 м (рис. 1).
Кроме того, Autorobot предлагает различные системы правки, сконструированные по принципу агрегатирования, когда основной рабочий узел минимального размера удачно комбинируют с дополнительными устройствами, превращая его в комплектный стенд для правки. Фирма Autorobot называет такую модульную систему «сателлитной» (рис. 2). Возможность размещения «сателлитной» системы на ограниченной производственной площади имеет очень большое значение. Так рассчитано и реализовано на практике размещение на площади всего в 11x12 м пяти рабочих мест.
Это название отражает сущность системы. Роль «сателлита» в рассматриваемой системе выполняет подъемное устройство (Рис.3),
которое способно обслужить до четырех стендов для правки, причем речь идет как о небольших, так и о крупных стендах, в зависимости от свободной рабочей площади, удобства выполнения работ (рис.4), и производительности процесса правки
При этом все стенды для правки комплектуют взаимозаменяемыми наклонными въездами (рис.5 а,в).
Измерительная дуга универсальной измерительной системы Autorobot очень удачно приспособлена для определения параметров верха кузова.
В рассматриваемую концепцию оптимального использования рабочей площади очень удачно вписывается мобильное и системно оформленное рабочее место Horrido (рис. 6).
Рис. 6. Рабочее место Horrido.
|
Учитывая минимальные площади для рабочего места-2000, логично разместить инструменты и приспособления в непосредственной близости от выполняющего ремонт работника. Ручной инструмент размещают таким образом, чтобы его было удобно взять, находясь в любой точке ограниченного рабочего пространства Например, рядом с аппаратом для контактно-точечной сварки подвешивают электроды разной длины и слесарный инструмент. Недалеко располагаются необходимые для шлифовки принадлежности: защитные очки, наушники, клейкая лента для защиты лаковой поверхности и т. п. Horrido представляет собой шкаф на четырех поворотных роликах, который имеет следующие габариты: ширину 1,6 м, высоту 1,8 м, глубину 0,65 м, и разделен на верхнюю и нижнюю части. В нижней части подвешивается сварочное оборудование для контактно-точечной, газовой и электродуговой сварки в среде защитного газа. Шланги свернуты в виде запираемых бухт. Свернут в бухту и кабель, присоединяемый к корпусу аппарата для сварки в среде защитного газа. Сварочные щипцы аппарата для контактно-точечной сварки уложены в специальный выдвижной ящик. В той части шкафа, где хранятся сварочные аппараты, находятся три розетки на 220 В и одна на 380 В. Рядом располагаются стационарно подсоединенный к шкафу удлинитель на 220 В и шланг со сжатым воздухом, смотанный в запираемую бухту. Для пользования всеми аппаратами необходим лишь один ввод сжатого воздуха и одна розетка на 380 В. Обеспечение напряжением 220 В осуществляется от трансформатора. Та часть шкафа, в которой находятся сварочные аппараты, герметично закрывается. В задней части шкафа находятся запасные баллоны с кислородом, ацетиленом и защитным газом. Для удобства замены баллонов задняя стенка легко снимается. Верхняя часть шкафа предназначена для инструментов и снабжена двустворчатыми дверями. Любая часть двери может быть откинута и зафиксирована на корпусе шкафа. Инструментальное отделение выполнено из перфорированного листа, благодаря чему снаружи очень удобно развешивать инструменты.
В данной статье в связи с разнообразием параметров реальных ремонтных мастерских представлен лишь краткий обзор наиболее интересных технических решений относительно организации рабочего места для ремонта кузовов. При намерении расширить мастерскую, создать дополнительные площади или оптимизировать производственный процесс следует воспользоваться рекомендациями соответствующих специалистов.
Оптимальная организация РАБОЧЕГО МЕСТО ДЛЯ РЕМОНТА КУЗОВОВ
Относительно оптимальной организации рабочего места для восстановления кузовов постоянно возникают новые идеи. Это обусловлено как стремлением повысить рентабельность рабочего процесса, так и появлением на рынке сбыта нового, более совершенного ремонтного оборудования. Практика показывает, что оснащение рабочего места расположенной под потолком монорельсовой направляющей для подвешивания инструментов и оборудования, которые благодаря этому могут быть подтянуты к любой точке кузова, является слишком дорогим мероприятием, а возможности такого перемещения используются крайне редко. Обычно рабочее место оборудуют верстаком, который стационарно устанавливают в наиболее освещенном месте помещения, то есть как можно ближе к окну, где падает естественный дневной свет. Именно в этой зоне рабочего помещения и производится основной ремонт независимо от того, восстанавливается передняя или задняя части кузова: автомобиль просто поворачивают соответствующей стороной к окну.
Итак, монтаж специальной направляющей для подвешивания ремонтного оборудования является дорогим и нерентабельным мероприятием. Тем не менее практика показывает, что энергия должна подводиться к рабочему месту все-таки сверху, благодаря чему не придется постоянно спотыкаться о лежащие на полу шланги со сжатым воздухом или электрические провода, подвергающиеся при этом частым повреждениям. На вопрос, обоснованы ли высокие затраты на подвешивание аппарата для электросварки в среде защитного газа, дать однозначный ответ не представляется возможным. Что касается использования клещей для контактно-точечной сварки, затраты на создание подвесной системы незначительны, поскольку нужно лишь элементарное балансировочное устройство.
Вентиляционное оборудование, несомненно, следует монтировать под потолком. Для этого нет необходимости в создании специальной системы подвески, поскольку вентилированию подлежит только рабочее место. Удачным решением следует считать использование поворотного рычага с самоторможением и подведением отсасывающего раструба к любой точке рабочего места. Система вытяжки должна отсасывать как сварочный дым, так и маленькие твердые горячие частицы, образующиеся в процессе сварки.
От потолка вернемся к полу. Для стационарной установки стенда для правки необходима площадь 6 х 8 м. Часто оказывается, что стенд мешает ремонту. Эта ситуация в некоторых ремонтных мастерских приводит к тому, что тяжелый стенд для правки иногда вынуждены поднимать талью к потолку. Таких сложностей можно избежать, если с самого начала обзавестись занимающей мало места системой для правки, снабженной встроенным короткоходным рычажным подъемником с платформой (рис. 4), который при необходимости можно использовать для проведения других работ.
Примечание. Такой короткоходный подъемник предназначен главным образом для контроля параметров кузова, так как он имеет высоту хода не более 1 м!
Другую возможность экономии рабочей площади предоставляет использование специального шкафа для инструментов и оборудования Horrido, о котором уже упоминалось в предыдущем подразделе. В таком шкафу могут быть размещены любые инструменты, включая сварочные аппараты. Узел подключения энергии этого шкафа позволяет удобно подвести напряжение 380 В, сжатый воздух, кислород и ацетилен. Хотя Horrido и оснащен роликами, однако положение шкафа, как правило, остается неизменным.
В заключение рекомендация относительно использования инструментов для удаления деформированных элементов кузова. Не рекомендуем использовать пневматическое зубило: возникающий в процессе использования этого инструмента шум достигает 105 дБ, поэтому необходимы дорогостоящие меры как для личной акустической защиты, так и для звукоизоляции рабочего помещения. Кроме того, после использования зубила необходима трудоемкая обработка краев оставляемых деталей кузова. Поэтому устранение сварных точек для отсоединения деформированных деталей кузова следует осуществлять с помощью короткоходной или вибрационной пилы, а также ручной фрезы или дрели со специально заточенными сверлами, или шлифовальной машинки.
ПЛАН РЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Основная компоновка ремонтной мастерской (рис 6) по восстановлению автомобильных кузовов должна учитывать следующие положения:
Ремонтная мастерская должна быть обеспечена: Электроэнергией, Водоснабжением и канализацией, Теплом, Подъездной автодорогой.
Всегда должна существовать потенциальная возможность реконструкции помещения и пристройки дополнительных площадей.
Место проведения кузовных работ из-за сильного шума должно быть изолировано от остальных помещений. Кроме того, стены и крыша должны быть снабжены звукоизоляцией.
Площадка для мойки автомобилей не должна примыкать к рабочим помещениям и, тем более, к цеху окраски. Высокая влажность в помещении мойки способствует быстрому корродированию отшлифованной до металлического блеска поверхности кузова, затрудняет адгезию лаковых покрытий к полимерным деталям и неблагоприятно влияет на процесс окрашивания кузова. Кроме того, на моечной площадке часто производят обработку автомобилей с использованием силиконовых полимеров, а силикон, как известно, препятствует адгезии лаковых покрытий.
Базовая площадь одного ремонтного места должна составлять 5x8 м (лучше 6x8 м). Следовательно, она несколько превышает площадь, необходимую для проведения механических работ (4x7 м). Причина - в необходимости обеспечения доступа к автомобилю со всех сторон, чтобы удобно было использовать оборудование для правки. В полу мастерской должны иметься анкеры, используемые при восстановлении формы кузовов. Это дает огромное преимущество, позволяя дополнительно крепить автомобиль, особенно если правке подлежат детали кузова, выполненные из высокопрочной листовой стали.
Несмотря на изоляцию от остального помещения, рабочее место должно хорошо вентилироваться, так как в процессе сварки, восстановления полимерных деталей и склеивания листовых материалов выделяются вредные пары и газы..
Надо стремиться к максимально возможному освещению рабочего места дневным светом. Работоспособность персонала при интенсивном естественном освещении помещения бывает значительно выше, чем при искусственном или недостаточном освещении.
ОБОРУДОВАНИЕ РЕМОНТНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Следует отдельно рассмотреть оснащение рабочего места и ремонтные инструменты и оборудование.
При оснащении рабочего места необходимо учитывать следующие моменты.
Оправдывает себя обеспечение оборудования и инструментов энергией за счет подвешенного к потолку специального распределителя энергии. В этом случае электропровода и шланги для сжатого воздуха не будут лежать на полу и мешать перемещению сварочных аппаратов, тележки с инструментами и силовой консоли. Подвесной распределитель энергии снабжается, как минимум, тремя розетками на 220 В и одним гнездом для подключения к сети 380 В. Сюда же подводят сжатый воздух с тремя штуцерами для присоединения соответствующего ремонтного оборудования.
На рабочем месте возле стенда для правки должна находиться двухколонная подъемная платформа. Она нужна для установки автомобиля на систему угольников и поднятия стенда для правки вместе с автомобилем на требуемую высоту. Если стенд для правки оснащен собственным подъемником, двухколонная платформа может использоваться для сборки и разборки автомобиля. Для более производительной работы систему правки и измерения оснащают наклонным въездом.
С передней стороны рабочего места должен быть установлен верстак со стационарными тисками. Его используют для подготовки новых деталей, на нем же хранят мелкие инструменты. Рядом с верстаком рекомендуется предусмотреть возможность подключения к ацетилену и кислороду.
Передвижная панель служит для хранения принадлежностей и инструментов стенда для правки и ограничивает рабочее место сбоку. Благодаря ей инструменты хранятся в чистоте и их удобно взять в руки. Кроме того, панель выполняет функцию защиты рабочего места от шума.
Светильники подвешивают к потолку на такой высоте, чтобы рабочее место было хорошо освещено по всей площади (светильники образуют прямоугольник). Подвешенные к потолку поворотные фонари должны принимать любое положение, чтобы ими при необходимости можно было осветить любую часть автомобиля, в том числе и днище.
Все меньше среди нас людей, предпочитающих общественный транспорт личному автомобилю. Количество автомобилистов неуклонно растет, а с ним и потребность в объемах технического обслуживания и ремонта «железных коней». Спрос на услуги автосервиса всегда стабилен, в них неизменно нуждаются даже самые совершенные современные машины. Для того чтобы успешно открыть автосервис и СТО, необходим грамотный бизнес-план. Его главной задачей является разработка оптимального варианта организации автосервиса, предназначенного для обслуживания легковых автомобилей.
Рынок обслуживания автомобилей
Развитие рынка обслуживания автомобилей непосредственно зависит от количества автомобилей в России. За последние десять лет отечественный автопарк увеличился больше, чем в три раза, и ежегодно эти показатели увеличиваются.
Структура рынка обслуживания автомобилей в настоящее время включает:
- Авторизованные автосервисы, которые специализируются, в основном, на обслуживании только какой-то определенной марки автомобиля. Войти в такой бизнес достаточно сложно, так как официальные дилеры и автопроизводители очень тщательно выбирают себе партнеров.
- Сетевые автосервисы, которые имеют свои представительства в самых различных регионах. В настоящее время данный сегмент рынка развит еще не достаточно.
- Одиночные автосервисы. Такие сервисы не имеют аккредитации, но пользуются достаточно высоким спросом у владельцев автомобилей, так как цена на услуги таких автосервисов, как правило, ниже на 20-30%.
- Индивидуальные услуги по обслуживанию автомобиля. Такие услуги сложно назвать бизнесом, однако в России они пользуются неплохим спросом.
Пример бизнес-плана автосервиса
Если вы не знаете о том, как открыть автосервис с «нуля», то приведенный ниже готовый бизнес-план СТО поможет вам организовать данное дело.
Описание предприятия
Успех организованного автосервиса определяется следующими критериями:
- спектр предоставляемых услуг;
- целевая аудитория;
- производственные площади;
- квалифицированный персонал.
Необходимо учитывать законодательство, по которому помещение предприятия техобслуживания располагается не ближе 50 м от жилых объектов и оборудовано централизованной канализацией. Обязательно согласование с ГИБДД, СЭС и пожарной службой.
Нужно знать, где расположены подъездные пути и конкурирующие СТО. 300 квадратных метров – оптимальная площадь для автосервиса легковых автомобилей. Важно заранее проанализировать работу конкурентов и учесть предпочтения владельцев автомобилей в отношении марок машин. Залог успешной работы СТО – квалификация и профессионализм автомастеров. Форма организации – индивидуальный предприниматель (ИП), налогообложение – ЕНВД.
Оказываемые услуги
Бизнес-план автосервиса должен предусматривать оказание широкого спектра услуг. Самые выгодные виды работ: ремонт двигателя и коробки скоростей, замена рулевого редуктора и сцепления и прочих деталей машины. Среди наиболее невыгодных – ремонт тормозной системы, но в перечень выполняемых работ его необходимо включить. Желательно выбрать для СТО узкую специализацию: тюнинг, установка ксенона, тонировка стекол или другое. Также можно сконцентрироваться на обслуживании отдельных марок машин.
Анализ рынка ремонта и обслуживания автомобилей
Новый автосервис имеет большие шансы на успех, ведь, несмотря на большое количество конкурентов, в крупных городах наблюдается частая проблема с оперативностью выполняемых услуг. В бизнес-плане СТО нужно в деталях проанализировать работу соседствующих конкурентов по следующим параметрам:
- перечень оказываемых услуг;
- цены на услуги;
- целевая аудитория.
Таким образом, можно найти незанятые ниши и слабые места работающих автосервисов.
Производственный план СТО
Будущему СТО помимо покупки или аренды производственной площади понадобится оборудование, в тысячах рублей:
- подъемник – 40-120;
- диагностика – 60-100;
- инструменты – 100.
В зависимости от перечня услуг могут понадобиться и другая узкоспециализированная техника.
Особенностями сервиса определяется и штат сотрудников автосервиса. Необходимо постоянно работающие 2-3 мастера, что обеспечивается при ежедневной работе наймом 4-6 человек. Управляющим может стать наемный работник, а может быть сам хозяин сервиса.
Финансовый план автосервиса
Расходы, в рублях:
Капитальные затраты:
- покупка оборудования, его монтаж – 2 000 000;
- реклама – 30 000;
- согласование – 20 000.
Итого: 2 050 000.
Текущие затраты:
- аренда – 150 000;
- текущие издержки, расходные материалы – 80 000;
- зарплата – 200 000.
Итого: 430 000.
Доходы, в рублях:
- Выручка – 500 000 (в месяц).
- Прибыль – 70 000.
Правильная организация автосервиса обеспечит стабильную прибыль, но понадобится некоторое время для того, чтобы окупились капитальные затраты.
Основные секреты бизнеса
- Закупка запчастей и налаживание связей с поставщиками. Необходимые каталоги запчастей можно найти на сайтах дилеров и производителей. Можно также посетить специализированные выставки и подобрать себе поставщика. Заявки лучше составлять заранее с учетом сезонных колебаний спроса. Очень удобно закупать автозапчасти с «запасом». Такой вариант хоть и требует существенно больших затрат, зато необходимая запчасть всегда имеется в наличии. Такая схема наиболее актуальна для сетевых автосервисов, когда каждая деталь в любом случае окажется востребованной.
- Для получения максимальной прибыли владельцу открытого автосервиса с «нуля» стоит сконцентрировать свои усилия на самых рентабельных видах услуг, к которым относятся кузовной ремонт, шиномонтаж, покраска автомобилей, автомойка.
- Увеличение доходности предприятия связано с увеличением количества клиентов и снижением затрат. С этой целью можно расширить спектр услуг, снизить затраты на оборудование, заказывая выполнение определенных работ у специализированных компаний, сократить арендные платежи или уменьшить затраты на рекламу.
Покупка автосервиса
Чтобы сэкономить время на организацию и раскрутку автосервиса, можно приобрести готовое предприятие. Средняя стоимость такого бизнеса – около 60 тыс. долларов. При покупке готового автосервиса нужно обратить внимание на:
- срок действия и возможность пролонгации договора аренды с владельцем помещения;
- сохранение опытного коллектива;
- наличие формализованных отношений с поставщиками автозапчестей;
- расположение автосервиса, наличие удобного подъезда;
- качество имеющегося оборудования.
Все эти условия существенно влияют на цену готового бизнеса.
Наиболее производительны мастерские, рассчитанные на ремонт определенных типов автомашин, в связи с чем при их строительстве целесообразно консультироваться с соответствующими автомобилестроительными фирмами.
Выбор участков для мастерских автосервиса : участок по возможности должен находиться вблизи оживленной автомобильной магистрали.
Основное правило застройки: под застройку отводится 1/3 участка, 2/3 оставляются незастроенными. При проектировании мастерской необходимо учитывать возможность ее последующего расширения (рис. 2).
Для более крупных мастерских принимают в среднем 200 м2 производственной площади на I рабочее место. К этому следует добавить площадь торгового зала, конторы, приемной для клиентов, бытовых помещений и т.н.
При расчете инженерных сетей нужно учитывать большой расход воды на мойку автомобилей.
Производственный двор служит связующим звеном между цехами мастерской (рис. 3). Специализированные участки производственного двора:
1) площадка приема машин, поступающих в ремонт;
2) стоянка машин, ожидающих ремонта;
3) стоянка отремонтированных машин;
4) стоянка новых машин (в некоторых случаях - под навесом);
5) площадка для машин, вышедших из строя (очень просторная);
6) пункт срочной технической помощи;
7) склад лома (за оградой).
Участки производственного двора должны быть четко обозначены.
Ежегодная продажа автомо-билей | Число ежегодно обслужи-ваемых автомо-билей | Площадь земельного участка, м2 | Общая площадь застройки, м2 | Потребность в площади на 1 проданную автомашину | Площадь мастер-ской, м2 | Число мест для ремонта | Число мест для осмотра | Число мест для техниче-ского обслужи-вания | Число приёмных стендов | Число стендов для мойки | Число стендов для полировки |
50 | 150 | 2000 | 480 | 7,2 | 360 | 4 | - | 1 | - | 1 | - |
100 | 300 | 3000 | 835 | 6,25 | 625 | 7 | 1 | 1 | 1 | 2 | - |
200 | 600 | 4000 | 1420 | 5,7 | 1220 | 10 | 1 | 1 | 1 | 1 | - |
300 | 825 | 5000 | 2150 | 5,35 | 1610 | 16 | 3 | 1 | 1 | 2 | - |
400 | 1000 | 6000 | 2620 | 4,9 | 1960 | 19 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 |
500 | 1250 | 7000 | 2980 | 4,45 | 2230 | 23 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 |
750 | 1725 | 9000 | 4500 | 4,45 | 3375 | 32 | 6 | 3 | 2 | x | - |
1000 | 2000 | 10000 | 5770 | 4,3 | 4300 | 38 | 7 | 3 | 2 | x | - |
Производственный процесс в ремонтной мастерской должен быть четко организован, начиная с момента принятия заказа до сдачи клиенту отремонтированной машины и расчета за выполненную работу.
При проектировании мастерской следует обращать особое внимание на правильную взаимосвязь помещений (рис. 4):
1. Текущий ремонт (профилактический осмотр, замена узлов или отдельных частей, мелкие починки) производится большей частью в присутствии заказчика.
2. Капитальный ремонт-полная переборка мотора, ремонт и окраска кузова. На современных предприятиях окраска кузова может быть выполнена за 1,5 - 2 ч.
Подсобные помещения : вспомогательные производственные цехи - обивочный, электротехнический, ремонта узлов и агрегатов, промывки частей; а также бытовые помещения. Их минимальная высота 3 м.
Площадь конторы принимается из расчета около 6 м2 на чел., но не менее 15 м2. Кабинет директора 16 - 20 м2, кабинет коммерческого директора 12 - 16 м2, приемная 8 - 10 м2, комната для переговоров 8 - 10м2, кабинет заведующего производством 10 - 12 м2, контора заведующего складом 10 - 12м2 . В крупных мастерских в состав помещений конторы входят; отдел приема заказов, расчетный отдел, отдел хронометража, картотека, касса и отдельное помещение для деловых переговоров.
Склад запасных частей по возможности должен быть доступен обзору клиентам (рис. 4). Важно предусмотреть возможность расширения склада в будущем. Запасные части доставляются на склад только через двор. На долю склада приходится 20 -25% площади застройки предприятия.
Замощение двора : 1) щебеночная мостовая по каменному основанию (дешевая); 2) асфальтовое покрытие; 3) бетонное покрытие; 4) мостовая из гранита или бетона, искусственные камни из доменных шлаков (стойки к воздействию масел).
Скоростное техническое обслуживание (рис. 6) - клиент может оставаться в автомобиле. Важна чистота помещений, в связи с чем полы и стены следует облицовывать плиткой. Должен быть двухъярусный рабочий стенд, а не только смотровая яма (рис. 5). Все водостоки следует оснащать бензиноуловителями.
Бытовые помещения . Размеры и состав бытовых помещений зависят от численности персонала мастерской. Численность административного и вспомогательного персонала принимается равной 40% численности рабочих. На долю чисто конторских служащих приходится 30%.
Пункты мойки автомобилей . Следует применять унифицированные решения (рис. 8), позволяющие при необходимости осуществлять расширение пункта. На пунктах с автоматизированными поточными линиями мойка, промывка» консервирование и сушка производятся в одном зале. Длина бокса 6,8 м, ширина 3,8 м, высота 3 м (рис. 8). В таком боксе можно производить мойку и сушку автомобилей длиной до 5 м, обслуживая при этом до 150 автомобилей за день. При необходимости обслуживания более 200 автомобилей в день устраивается автоматизированная поточная линия, показанная на рис. 9.
1 – цеховая контора; 2 – приём заказов; 3 – кабинет заведующего; 4 – лестничная площадка, уборная и т.п.; 5 – буфет; 6 – приёмная клиентов; 7 – хранение масла; 8 – кладовая; 9 – ремонт узлов. 3. Пример планировки мастерской по ремонту малолитражных автомобилей. |
1. Целесообразное расположение помещений, соответствующее последовательности производственного процесса. 1 - площадка прибытия и осмотра автомобилей; 2 - оформление заказов; 3- выписка нарядов; 4 - калькуляция работ; 5 - пост хронометражиста; 6- рабочие места; 7 - расчетный стол; 8 - выдача запасных частей; 9 - картотека запасных частей; 10 - учёт расхода запасных частей; 11 - выписка счетов и картотека клиентуры; 12 - касса. 2. План мастерской текущего ремонта. 3. Отделение ремонта и окраски кузовов. 1 - кабина окраски пульверизацией; 2 - сушилка; 3 - машинное помещение; 4 - склад красок; 5 - обивочный цех; 6 - снятие подушек; 7 - установка подушек на место; 8 - окончательная отделка. 4. Схема взаимосвязи отделений мастерской. |
5. Двухъярусный пост технического осмотра. Размеры по рабочему месту (слева) и по проходу (справа). 6. Пост скорой технической помощи со сквозным движением. 7. Яма под моечным стендом. М 1: 200. |
8. Моечная и сушильная камеры. 9. Автоматизированная моечная поточная линия. 1 - въезд; 2 - автоматизированный моечный стенд; 3 - сушка горячим воздухом; 4 - полировка; 5 - выезд; 6 - контора. 10. Требуемая площадь для ремонта малолитражного автомобиля. |
Величина площади зависит от типа автомобиля. Длина 6м достаточна. Для ремонта кузовов требуется ширина 3,5 м, для подготовки к покраске – 3,5 – 3, 75 м. Пролёт помещения – 17,5 или 20м.
Авторемонтные мастерские обычно проектируют одноэтажными, с легкими стальными конструкциями, применяя сборные конструктивные элементы. Предпочтительны цеха, перекрытые без промежуточных колонн. Следует предусматривать дальнейшее расширение, сохраняя выбранный шаг ферм покрытия. Полы в мастерских должны иметь специальную герметизирующую стяжку, препятствующую прониканию в них жиров и масел. Хорошо зарекомендовали себя плитки из дробленого клинкера и другие керамические плитки, обладающие высокой прочностью на сжатие. В середине проезда следует устраивать сточный канал сечением 30 х 30 см, 30 см, закрытый сверху решеткой. Необходимо предусмотреть бензиноуловители. Каждые два рабочих места должны быть оснащены вытяжкой для удаления выхлопных газов. Следует предусмотреть автоматически открывающиеся ворота с воздушной тепловой завесой. Вдоль продольных стен здания рекомендуется устраивать каналы для прокладки трубопроводов водоснабжения, подачи сжатого воздуха, удаления отработанного масла, а также электропроводки.
4. Планы подвального и верхнего этажей здания, показанного на рис. 3. 1 - комната отдыха и принятия пищи; 2 - выставочное помещение; 3 - архив чертежей; 4 - кабинет директора; 5 - конторские помещения; 6 - чертежный зал; 7 - туалеты; 8 - умывальная; 9 - хранение уборочного инвентаря; 10 - шахта инженерных коммуникаций; 11 - регистратура; 12 - переговорная.
5. Поперечный разрез по оси 5.
6. Поперечный разрез по оси 1б.
С каждым днем число автомобилистов неуклонно растет как в крупных городах, так и в небольших поселениях. Многие из них - это занятые люди, которые не любят тратить свободное время на самостоятельный ремонт машины, даже если он просто необходим. По этой причине многие водители готовы заплатить любые деньги за сервисное обслуживание автомобиля. Так почему на этом не заработать? Как открыть автосервис с нуля? Бизнес-план какого формата нужно использовать?
Идея открытия СТО очень актуальна и перспективна, если правильно при ее осуществлении. Для этого лучше всего использовать бизнес-план автосервиса с расчетами, который мы сегодня и рассмотрим.
Сфера обслуживания
На данный момент автопарк в России увеличился в три раза, что привело к расширению структуры рынка автообслуживания. На данный момент туда входят:
Частные услуги по ремонту. Таких индивидуальных мастеров сейчас огромное множество; их услуги являются самыми дешевыми, но не всегда самыми качественными.
Одиночные автосервисы. Один из самых популярных сегментов рынка, рекламирующий себя за счет идеального сочетания «цена-качество».
Специализированные автосервисы. Они работают с определенной маркой автомобиля, что сильно уменьшает число потенциальных клиентов, но выделяет четкую целевую аудиторию.
В зависимости от ваших возможностей, личных целей и обстановки на рынке необходимо выбрать один из этих сегментов для работы.
Если в вашем городе большую популярность имеют коммерческие перевозки, то резонно использовать бизнес-план грузового автосервиса с расчетами, пример которого поможет определить средний размер вложений.
Частные и одиночные автосервисы более выгодны с позиции первоначальных затрат, однако окупаемость у них может пострадать из-за серьезной конкуренции с более крупными компаниями. Особенно остро данная проблема чувствуется в больших городах.
Сетевые СТО лучше всего открывать в местах, где нет популярного бренда в этой сфере. Здесь основные затраты уйдут на рекламное продвижение марки.
Автосервис по франшизе отрекламирован ей самой, но за это хозяин сети накладывает на бизнесмена определенные требования, начиная от поддерживания определенного внешнего вида офиса, заканчивая тактикой подбора каждого сотрудника. В данном случае бизнес-план (образец с расчетами) автосервиса может меняться, так как вложения на рекламу тут сокращаются.
Анализ рыночной ситуации
Новый автосервис имеет хорошие шансы на успех при правильной оценке среды, в которой ему придется работать. Для того чтобы правильно выбрать направление деятельности, возможную спецификацию и территориальное расположение, необходимо провести анализ рыночной ситуации, без которого бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса не будет актуален.
Для начала стоит объективно оценить количество ваших конкурентов, спектр услуг, которые они оказывают, их стоимость и целевую аудиторию. Если вы чувствуете, что ваша СТО не сможет выиграть на фоне соседних автостанций, вам лучше выбрать другую специализацию, есть ряд работ, которые вы будете выполнять на более высоком уровне или по более низкой цене, либо сосредоточьтесь на определенной марке автомобилей, которую хотите обслуживать.
Узнав все слабые места конкурентов, вы можете спокойно использовать бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса в своих целях. Примерный расчет вложений поможет вам сориентироваться в возможности организации подобного бизнеса.
Оказываемые услуги
Бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого мы рассматриваем, рассчитан на осуществление широкого спектра услуг: капитальный ремонт основных узлов автомобиля, диагностика и ремонт электрической части, кузовные и слесарные работы, шиномонтаж, покраска и многое другое. В качестве дополнительных услуг стоит рассматривать работы по подбору и установке акустики, сигнализации, газобаллонного оборудования, аэрографии, нанесения винила, перетяжки салона и т. п.
Самыми выгодными из этого списка являются ремонтные работы с коробкой скоростей, двигателем, сцеплением, рулевым редуктором. Меньший доход приносит однако отказаться от нее просто невозможно.
Лучше всего для СТО выбрать узкую специализацию, что сократит расходы на техническое обслуживание бизнеса. Однако, такая тактика может сильно сократить количество потенциальных клиентов.
Помещение
После того, как вы определились с направлением коммерческой деятельности, вам необходимо подобрать помещение, в котором вы будете ее осуществлять. В данный момент для бизнесмена доступны аренда или строительство.
Последний вариант используется крайне редко, так как он требует оформления дополнительных соглашений с местной администрацией, ожидания решения комиссий и затем выкупа прав на аренду. Таким образом, получается, что само строительство требует вложения 600-900 тысяч рублей, а аренда земельного участка - около 200 тысяч рублей в год за 7-9 соток.
Арендовать помещение дешевле, однако найти подходящий вариант сложно, так как многие из них либо не отвечают требованиям бизнесмена, либо не соответствуют пожарным нормативам. Если повезет, то арендовать нужную площадь под СТО можно за 200-300 тысяч в месяц.
Во всех случаях бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса должен учитывать будущий размер цехов и необходимую площадь для отделов по шиномонтажу и работ с электроникой.
Оборудование
В полученном помещении ничего, кроме голых стен, не будет, поэтому следующий этап - это подбор оборудования. Основные траты здесь уходят на диагностику (90-150 тысяч рублей), верстаки (от 20 тысяч рублей), подъемник (90-120 тысяч рублей), крупные инструменты (от 140 тысяч рублей). Также не стоит забывать, что для работы требуются и мелкие инструменты: молотки, тиски, бокорезы и т. п., на которые может уйти до 30 тыс. рублей.
На самом деле бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого здесь указан, включает в себя стандартные характеристики СТО, которые можно усовершенствовать путем вложения более внушительных сумм.
Персонал
От того, кто будет работать на СТО, зависит не только качество работ и количество клиентов, но и имидж самой компании. Поэтому к выбору персонала следует отнестись внимательно. На небольшой автосервис достаточно 2-3 мастеров, управляющего и специалиста по работе с клиентами. Таким образом, на штат из 5 человек заработная плата в среднем составляет от 100 до 150 тысяч рублей. Эту сумму тоже стоит включить в первоначальные расходы, так как в начале бизнес может не приносить желаемых доходов.
Если СТО будет нести другую направленность, то штат стоит расширить. Так, бизнес-план грузового автосервиса требует наличия, как минимум, 10-15 человек.
Законодательство
Закон требует четкого выполнения предписания насчет СТО. Так, функционирование автосервиса должно быть согласовано с пожарной службой, ГИБДД и санитарно-эпидемиологическим надзором. Помещение, в котором производятся работы, должно быть подключено к центральной канализации и находиться не ближе, чем в 50 метрах от жилых домов.
Особое внимание необходимо уделить охране труда. СТО - это место повышенной опасности, поэтому соблюдение трудового кодекса, а именно глав, посвященных обеспечению безопасности персонала, требуется очень строго. В интересах самого бизнесмена соблюдать правила пожарной безопасности, не уменьшать площадь помещения в целях экономии, ввести правила хранения горючих веществ, обеспечить работников формой и средствами защиты.
Реклама
Если СТО работает не под крылом франшизы, то стоит в статье расходов выделить отдельную главу, посвященную рекламе. В число методов продвижения можно включить объявления в газетах и журналах, раздачу информационных флаеров, наружную рекламу на баннерах и в транспорте, рекламу по ТВ и радио, оформление и раскрутку сайта. Такой комплексный набор может обойтись в 400 тысяч рублей. Однако, в условиях небольшого СТО можно уложиться и в 50-100 тысяч рублей ежемесячно. Потом расходы будут плавно уменьшаться, так как появится собственная и запустится так называемое «сарафанное радио».
Итоговый подсчет
Тем, кто думает, как открыть автосервис, бизнес-план лучше использовать, как рекомендацию. Постоянные изменения курса валюты, экономически события, рост конкуренции могут влиять на размер вложений, которые требуются для открытия бизнеса. На данный момент реальность такова.
Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса включает следующие статьи расходов:
1. Первоначальные расходы:
покупка и установка специализированного оборудования — 1,5 млн. рублей;
согласование с другими инстанциями — 50 тыс. рублей.
аренда помещения — 200 тыс. рублей;
зарплата для сотрудников — 15 тыс. рублей.
расходные материалы — 100 тыс. рублей.
Итак, вложения в первый месяц работы будут составлять около двух миллионов рублей. При правильной ежемесячная выручка СТО может превышать 600 тыс. рублей, из которых около 200 тыс. рублей — это чистая прибыль.
Таким образом, на вопрос о том, как открыть автосервис даже примерного характера смог дать ответ.