На этой Неделе 2 августа празднуем день памяти Пророка Илии
Святой пророк Илия, один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета, родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова. Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве.
Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо - воскресил умершего сына этой вдовы. По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.
По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).
Для статьи использованы материалы с сайта pravoslavie.ru
Святой Илья - наиболее почитемый людьми из пророков, так как является вторым, через которого Господь обращался к земным жителям. Первым был Моисей. Также он один их тех, кого Бог забрал к себе, не оставив свидетелей этого действия. Воздушно-десантные войска считают святого Илью своим покровителем и заступником.
Икона способствует удачному исходу любого начатого дела, но считается, что больше всего святой помогает в сельскохозяйственных делах. К нему обращаются с просьбой послать дождь при засухе или ясную погоду при проливных дождях. Также пророк может избавить молящегося перед его иконой от тревожащих болезней. Он выводит злость из людских сердец и способствует мирной семейной атмосфере.
В каких храмах есть икона Святого пророка?
"Святой Илья Пророк" - икона, значение которой настолько велико, что делает ее самой известной и почитаемой. Расположена она в храме, названном в честь этого же святого в Москве в Обыденском переулке. На 20 клеймах, украшающих образ, сохранены самые важные жизненные моменты. Икона является главной в храме. Здесь же находится и еще одна, не менее почитаемая православная икона Ильи Пророка, которую создали на двухсотлетнюю годовщину храма в начале 20 века. Название иконы - "Святок пророк Илья в пустыне".
Храм Пророка Божия Илии, расположенный в Новгородской области, - еще одно место, где чтят святого. Здесь находятся 2 иконы, одна их которых была сотворена более двух веков назад, именно ее несут во время крестного хода. А другой иконе всего 15 лет (дата создания - 2000 год), но местные жители очень ее любят, называя чудотворной.
Храм Ильи Пророка на в Израиле
Уже несколько веков подряд паломники всего мира пребывают на гору Кармил, чтобы прикоснуться к святыням, связанным с пророком. Место для храма было выбрано не случайно, ведь именно в пещере этой горы Илья длительное время прятался от преследователей, и здесь же он победил языческого жреца. Храм построили прямо над пещерой в форме креста.
Во внутреннем дворе есть небольшой алтарь, схожий с тем, какой в свое время создал Илья. Рядом же стоит аккуратная статуя пророка, который занес руку с клинком над языческим жрецом. Когда арабская армия мусульман вела войну с евреями, то они отрубили статуе руку, считая, что она помогает всему народу в войне. Храм построен относительно недавно - в первой четверти 20 века, в день памяти Святого Ильи. Ежегодно сюда стекаются верующие, чтобы помолиться или покрестить детей.
Как и почему почитали Святого Илью на Руси
Он стал одним их первых, кому поклонялись на Руси. В его честь возводились храмы, первый в Киеве еще в 9 веке, а распорядилась о строительстве церкви в северной части Руси, в селе Выбуты. Илью считали и продожают считать исконно понимающим проблемы и печали его народа.
Празднуемый верующими 2 августа, считается разграничением сезонов. Хотя это еще и лето, но в средней полосе Росии после этой даты не купаются в водоемах и, как правило, резко холодает, становится дождливо. В этот день просили у святого хорошего урожая, а девушки молили подарить им суженого, с которым они пойдут под венец.
Как помогает икона "Илья Пророк"?
Во все времена русские крестьяне молились Илье, чтобы он благословил их на вспахивание земли. Святой Илья Пророк, икона которого была в каждом доме, всегда считался великим чудотворцем, громовержцем, который может управлять стихиями, особенно дождем. Когда люди переживают за богатство урожая, чтоб тот не высох или же, наоборот, не был затоплен, то усердно молятся пророку Илье.
Икона "Илья Пророк" помогает справиться с любыми трудностями, будь то нехватка материальных благ, психические и физические болезни. Также она способна отвести от человека внезапную смерть. В этом постоянно убеждаются верующие.
Иконы с изображением пророка
Самая первая икона "Илья Пророк" была написана еще в ранневизантийский период. На ней святой предстает суровым мужчиной с карих глаз, одетым в шерстяной плащ. У пророка длинные волосы и пышная борода. Часто Илье надевали шапку из шерсти, а в руки вкладывали кинжал, передавая таким образом его силу и ярость, обращенную к иноверам. В те времена практически каждого святого изображали с оружием в руках.
Существует два кардинально разных образа написания пророка, так как они привязаны к различным периодам его жизни. Одни иконописцы изображают его в раздумьях, а именно сидящим на камне в пустыне и смотрящим по сторонам, в то время как ворон добывает ему еду. В легенде, написанной по этому поводу, говорится, что суть этой картины заключается в том, что Святой Илья слышит Божественный голос сквозь толщу земных проблем и дум.
Другой вариант - это Илья Пророк в момент перехода в Небесное Царство. Он изображается парящим с облаком в ногах, взгляд его обращен в небеса, но иногда он смотрит и на покидаемую землю. Именно на таких иконах пророк передает свою плащенницу самому надежному последователю - Елисею. "Святой Илья Пророк" - икона, значение которой заключается в том, чтобы в одном изображении отразить все ключевые моменты жизни, пишется с множественными клеймами, на которых можно увидеть разговор с Господом, победу над жрецами-язычниками, оживление человека.
Икона Ильи Пророка своими руками
В современные дни готовые иконы в различных исполнениях можно приобрести повсеместно: в церковных лавках, в ювелирных магазинах, можно заказать ее у иконописцев на интернет-сайтах, а можно выполнить самостоятельно. Выполненная икона бисером "Илья Пророк" - это лучшее, что может сделать почти каждый в дань памяти святого. Главное, о чем следует помнить, что перед началом такой работы необходимо получить церковное благословение. А эскиз, по которому нужно работать, можно приобрести в лавках при цервки или в интернет-магазинах. После того как икона будет готова, следует ее освятить и зарядить церковной силой. Во время рукоделия можно читать молитвы Илье Пророку. Нет никаких сомнений, что икона, сотворенная собственными руками, будет обладать не меньшей чудотворной силой, чем те, что находятся в храмах или продаются в церковных лавках.
Илия - один из ветхозаветных пророков. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) - ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.
Жизнь пророка Илии
Пророк Илия - один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.
Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.
В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.
Пророчества и чудеса
Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.
Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.
На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».
Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.
Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.
Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.
Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние - ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.
И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.
Вознесение
Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).
Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.
Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.
Пророк Илия в Новом Завете
Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом. По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Почитание пророка Илии на Руси
Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.
Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.
Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России - поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки - о том, чтобы выйти замуж.
Чему научиться нам в житии пророка Илии?
Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.
Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.
Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.
Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.
И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.
Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.
Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.
Прокатился по небу гром, и закрестились старушки, опасливо косясь на тучи. "Илья Пророк на колеснице проехал", - слышится их шепот. Люди старшего поколения помнят подобные сцены. Кто же сотрясающий небо и землю? Откроем Библию и послушаем, что она нам расскажет.
Израиль во тьме язычества
За 900 лет до рождения Иисуса Христа царствовал в Израиле нечестивый царь Иеровоам. Из соображений корысти он отступился от истинного Бога, впал в идолопоклонство и увлек за собой весь несчастный народ. С тех пор целая плеяда царей израильских поклонялась идолам. Многие беды претерпели жители страны из-за своего нечестия. Но Господь по безграничной милости своей не оставил вероотступников, а пытался вернуть их на путь истинный, посылая им пророков и их устами обличая язычество. Среди них самым пламенным борцом за истинную веру был пророк Божий Илия.
Рождение нового пророка
Библия повествует, что родился он на востоке Палестины, в городе Фесвит. В момент появления на свет его отцу, священнику, было видение: он узрел неких мужей, пеленавших младенца огнем и влагавших в его уста пламень. Это было предсказанием того, что в зрелые годы слова его проповедей будут подобны огню, и станет он беспощадно выжигать нечестие среди впавших в грех соотечественников. Нарекли новорожденного Илией, что в переводе с древнееврейского означает «Бог мой». Эти слова как нельзя лучше выразили его предназначение стать сосудом благодати Божией.
Взрослея, пророк Илия, как и подобает сыну священника, вел чистую и праведную жизнь, надолго удаляясь в пустыню и проводя время в молитвах. И Господь возлюбил его, ниспосылая все просимое. Сам же юноша бесконечно скорбел душой, видя вокруг жуткую вакханалию идолопоклонства. Правители и народ приносили человеческие жертвы. Все погрязло в пороке и разврате. Истинный Бог был забыт. На его глазах те редкие праведники, которые еще оставались в Израиле и пытались осудить бесчестие, предавались смерти. Сердце Илии переполнялось болью.
Грозный обличитель нечестия
В то время царствовал в стране преемник Иеровоама, царь Ахав. Был и он нечестив, но особенно привержена идолам была его жена Иезавель. Она поклонялась финикийскому богу Ваалу и насаждала эту веру израильтянам. Везде строились языческие жертвенники и возводились храмы. Пророк Илия, презрев смертельную опасность, отправился к царю и грозно обличил его во всех творимых им беззакониях, пытаясь убедить в истинности единого Бога их отцов. Видя, что сердце царя непроницаемо для правды, он в доказательство своих слов и для наказания вероотступников наслал силою Божией на всю страну страшную засуху, от которой погиб урожай и начался голод.
Говоря о чудесах, явленных святыми в период их земной жизни, следует обратить внимание на очень важную деталь: не сами они творят чудеса, так как являются в этот период обычными людьми, а Господь Бог действует их руками. Они же в силу своей праведности становятся неким передаточным звеном между Всевышним и людьми. После смерти, пребывая в Царствии Божием, святые по нашим к ним молитвам могут умолить Бога об исполнении просимого.
Пророк Илия рисковал не только стать жертвой царского гнева, но и вместе с простыми людьми умереть голодной смертью. Однако Бог сохранил ему жизнь. Господь привел своего пророка в отдаленное место, где была вода, и повелел ворону приносить ему пищу. Стоит отметить, что которого присутствует почти в каждом православном храме, часто изображается именно с вороном, приносящим еду.
Чудеса в Сарепте
Следующим совершенным чудом было спасение от голодной смерти бедной вдовы из города Сарепта, куда Илия отправился по повелению Божию. За то, что бедная женщина не пожалела для него последнего куска хлеба, ее скудные запасы еды Божьей силой сделались неиссякаемыми. Когда же сын вдовы умер от болезни, пророк Илия, явив новое чудо, вернул отроку жизнь. Звали его Иона. Библия повествует о его удивительной судьбе. Повзрослев с годами, юноша стал пылким ревнителем истинной веры. Однажды, направляясь на корабле в город Ниневию, где собирался обратиться к жителям с призывом покаяться, он попал в шторм и оказался за бортом, где был проглочен китом. Но по воле Божьей через три дня Иона был извергнут наружу живой и невредимый. Это пребывание во чреве китовом и последующее возвращение в мир является прообразом трехдневного Христова воскресения.
Состязание со жрецами и конец засухи
На третий год засухи пересохли уже последние колодцы. Везде царили смерть и запустение. Милостивый Господь, не желая продолжения трагедии, повелел пророку Илие отправиться к царю Ахаву и убедить его отвратиться от поклонения бесам. После трех лет страшных бедствий даже такой нечестивец должен был понять пагубность идолопоклонства. Но от злобы помутнел рассудок царя.
Тогда святой пророк, чтобы доказать истинность своего Бога и отвратить царя и народ израильский от идолопоклонства, вызвался состязаться со жрецами Ваала. Те приняли вызов и построили свой жертвенник. Пророк начал молитвами призывать на них небесный огонь. Слуг Ваала было четыреста пятьдесят, а пророк Илия был один. Но услышана была только молитва праведника, и его жертвенник озарился огнем, а усилия жрецов были тщетны. Они и плясали, и кололи себя ножами ― все напрасно. Народ восславил истинного Бога, а посрамленные жрецы были тут же казнены. Народ наглядно убедился в правоте посланника Божия.
После этого святой пророк Илия, поднявшись на гору Кармиль, вознес Господу молитву о даровании дождя. Не успел он закончить, как отверзлись небеса, и хлынул на землю шумный ливень, орошая поля и сады. Все произошедшее было настолько впечатляющим, что даже царь Ахав раскаялся в заблуждениях и стал оплакивать свои грехи.
Посещение пророка Илии Богом
Однако озлобленная Иезавель, жена царя Ахава, вознамерилась отомстить за свой позор и повелела убить пророка. Тот был вынужден скрываться в пустыне. Однажды, выбившись из сил от голода и жажды, пророк Илия уснул. Явился ему во сне Ангел Божий, повелел направить свой путь к горе Хорив и там поселиться в пещере. Когда Илия проснулся, то увидел перед собой еду и кувшин с водой. Это было очень кстати, так как идти предстояло сорок дней и сорок ночей.
Горькие переживания о судьбе своего народа-язычника повергли пророка Илию в глубокую печаль. Он был на грани отчаяния, но всемилостивейший Господь сподобил его на горе Хорив своим посещением и возвестил, что не иссякли еще праведники на земле израильской, что сохранил Он семь тысяч верных своих рабов, что близко время, когда погибнут царь Ахав и его жена. Кроме того, Господь возвестил имя будущего царя, которому предстоит уничтожить весь род Ахавов. В довершение всего пророк Илия узнал из уст Божиих имя своего преемника, которого он должен помазать в пророки. Через некоторое время Всевышний послал Илие ученика - благочестивого Елисея, который стал так же ревностно бороться с язычеством.
Новый грех царя Ахава
Тем временем нечестивый царь Ахав снова вступил на путь греха. Приглянулся ему виноградник одного израильтянина по имени Навуфей, но, попытавшись его купить, царь получил отказ. Его исполненное гордыни сердце не смогло вынести такого позора. Узнав о случившемся, царица Иезавель через своих приспешников оклеветала Навуфая, обвинив его в том, что он ругал и Бога, и царя. Невинного человека толпа забила камнями, а Ахав стал владельцем виноградника. Но радость его была недолгой. Господь устами пророка Своего Илии обличил клеветника и предсказал ему и его лживой супруге скорую смерть. В очередной раз царь излил слезы покаяния. Через три года он был убит. Ненадолго пережили нечестивца его жена и дети.
Сошествие небесного огня на слуг царя Охозии
После Ахава царствовал его сын Охозия. Как и отец, он поклонялся Ваалу и прочим языческим богам. И вот однажды, тяжело заболев, он стал призывать их на помощь. Узнав об этом, Пророк Илия гневно осудил его и предсказал скорую смерть. Дважды посылал разгневанный царь отряды воинов схватить Илию, и дважды сходил с неба огонь и уничтожал их. Только на третий раз, когда посланные пали пред ним на колени, Пророк помиловал их. После того как Илия повторил свою обличительную речь, Охозия умер.
Вознесение живым на небо
Описаны в Библии и другие чудеса, совершенные Илией Пророком. Однажды ударом своего плаща он остановил воды заставил их расступиться и перешел на другой берег по сухому дну так же, как прежде это сделал Иисус Навин.
Вскоре по Божьему велению свершилось чудо - пророк Илия был взят живым на небо. В Библии описывается, как явилась вдруг огненная колесница, запряженная пылающими конями, и пророк Илия в вихре, подобном молнии, вознесся на небеса. Свидетелем чуда был его ученик Елисей. К нему перешла от учителя Божья Благодать и вместе с ней способность творить чудеса. Сам же пророк Илия до сих пор жив в селениях райских. Господь хранит его, как верного Своего раба. Доказательством этого может служить его явление во плоти на где он в присутствии святых апостолов и Моисея беседовал с преобразившимся Иисусом Христом.
Следует отметить, что до него живым на небо был взят только праведный Енох, живший еще до Великого Потопа. Этот огненный путь в облаках и послужил причиной того, что грозовые раскаты у нас связывали часто с его именем. Пророк Илия, житие которого в основном описывается в Ветхом Завете, упоминается неоднократно и в Новом. Достаточно вспомнить сцену на горе Фавор, где он явился преображенному Иисусу Христу вместе с Моисеем, а также ряд других эпизодов.
Почитание Пророка Илии на Руси
С тех пор, как только на Руси воссиял свет православия, пророк Илия стал одним из самых почитаемых Первые храмы в его честь были возведены еще во времена князя Аскольда и святой равноапостольной княгини Ольги. Во многом это объясняется тем, что первые христианские миссионеры на берегах Днепра и Волхова столкнулись с теми же проблемами, что и пророк Илия в Палестине, - нужно было вызволять народ из мрака язычества.
Когда же случались на Руси летние засухи, то шли в поля крестные ходы и просили у него помощи. Не было сомнений: святой пророк Илия, молитва которого положила конец трехлетней засухи в Палестине, властен ниспослать дождь и на нашу землю.
Пророк Илия и его чудеса вдохновили многих русских правителей на создание храмов в его честь. Кроме упомянутых уже святых, князя Аскольда и княгини Ольги, князь Игорь воздвиг в Киеве Храм Илии Пророка. Известны также подобные храмы и в Великом Новгороде, и в Пскове.
Храм пророка Илии в Обыденском переулке
Среди ныне действующих наиболее известен московский фото которого представлено в нашей статье. Принято считать, что построен он был в 1592 году. Место, где сейчас находится храм, называется Остоженка, а когда-то его именовали Скородом. Дело в том, что сюда сплавляли по реке бревна, и строить тут было удобно и быстро. Скорый получался дом. Один день - «обыдень», и все готово. Это и дало название пролегающим здесь переулкам.
Построенная в этом месте деревянная церковь Илии Пророка была одной из числа самых почитаемых в городе. В Смутное время, в 1612 году, в ее стенах московское духовенство совершало молебен, испрашивая помощи у Господа Бога в изгнании из Москвы польских захватчиков. В исторических хрониках часто упоминаются крестные ходы к церкви в дни засухи, а также в престольные праздники. Часто службу в ней проводили представители высшего духовенства.
Каменное здание храма возведено в 1702 году, и в течение трехсот лет к нему не иссякает поток богомольцев. Даже в тяжелые для церкви годы его двери не закрывались, хотя попытки такие были. Известно, например, о намерении властей закрыть храм сразу по окончании литургии 22 июня 1941 года. Но Господь этого не допустил.
В период гонений на церковь Храм святого пророка Илии стал местом, куда стекались прихожане многих закрытых в столице храмов. Они приносили с собой не только спасенную от конфискации, но и многие благочестивые традиции, сохранившиеся еще с дореволюционных времен. Таким образом, разрастаясь, община обогащалась духовно.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 году в Москве стартовала «Программа 200» - проект постройки в столице двухсот православных храмов. В рамках этой программы в 2012 году в Северном Бутово, на пересечении улиц Грина и Куликовской, началось возведение еще одного храма в честь ветхозаветного пророка Илии. В настоящее время здание находится в стадии строительства, и службы проводятся во временном помещении. Несмотря на вынужденные неудобства, приходская жизнь храма весьма насыщена. Организована консультационная служба, активисты которой готовы дать исчерпывающие объяснения по всем вопросам, связанным с церковной службой. Открыт православный киноклуб. Кроме того, для детей работает воскресная школа и целый ряд спортивных секций. Храм Илии Пророка в Бутово, без сомнения, станет одним из видных религиозных и культурных центров нашей столицы.
Образ пророка Илии в наши дни
В наши дни церковь проводит широкую работу по пропаганде православной культуры. Выходят из печати книги, снимаются кинофильмы. Среди прочих материалов большой популярностью пользуется издание «Святой пророк Илия. Житие». Для детей и взрослых там найдется много интересного. Современные художники-иконописцы создали галерею произведений, представляющих деяния святого Илии. Следуя установленным канонам, они творчески переосмысливают религиозное и нравственное значение образа.
Также нельзя не вспомнить, что святой пророк Илия - покровитель воздушно-десантных войск России. Каждый год 2 августа в церквях частей ВДВ проводятся торжественные службы. Более тысячи лет назад воссиял на Руси свет православия, и за эти годы Илия Пророк, земная жизнь которого прошла в Палестине, стал истинно русским святым, заступником в бедах и примером беззаветного христианского служения Богу.
Сделал же сие Господь для того, чтобы избавить Илию от убиения его Иезавелью, чтобы Илия не погиб от голода и чтобы посредством воронов и Хорафского потока возбудить в Илии сострадание к людям, страдающим и погибающим от голода и жажды. Вороны в сравнении с другими птицами обладают особенным свойством (): они очень прожорливы и не имеют никакого чувства жалости даже к птенцам своим, ибо ворон лишь только выведет птенцов своих, покидает их в гнезде, улетая в другое место и обрекая птенцов на от голода. Только Промысл Божий, пекущийся о каждой твари, спасает их от смерти: в рот к ним сами собой прилетают мухи, которых птенцы и проглатывают. И всякий раз, когда вороны, по повелению Божию, прилетая каждый день к пророку, приносили ему пищу, – утром хлеб, а вечером мясо, совесть в Илии, – этот внутренний в человеке голос Божий, – взывала к его сердцу:
– Смотри, вороны, будучи во природе дикими, лакомыми, прожорливыми, не любящими своих птенцов, как заботятся о твоем пропитании: сами голодны, а тебе приносят пищу. Ты же, сам человек, не имеешь сострадания к людям, и не только людей, но и скот и птиц хочешь уморить голодом.
Также, когда чрез некоторое время увидал пророк поток высохшим, сказал ему:
– Время уже помиловать мучимую тварь и послать ей дождь, чтобы и тебе самому не умереть от жажды.
Но ревнитель Божий крепился, – напротив, он молил Бога, чтобы не было дождя до тех пор, пока будут наказаны еще не наказанные, и пока погибнут на земле все враги Божии. Тогда опять Господь, премудро склоняя Своего раба к милосердию, послал его в Сарепту Сидонскую , находившуюся не под властью царя Израильского, к бедной вдове, чтобы он размыслил в себе, какое бедствие нанес он не только людям богатым и состоящим в супружестве, но и бедным вдовам, которые не только во время голода, но и в годы урожаев хлеба и всякого земного обилия часто не имеют дневного пропитания. Пророк, пришедши к воротам этого города, увидал вдову, несущую дрова, не более двух поленьев; ибо у ней в кадке была одна только горсть муки и немного масла в кувшине. Так как Илия был мучим голодом, то он попросил у вдовы кусок хлеба. Вдовица же, поведавши ему о своей крайней бедности в последнее время, сказала, что она хочет для себя и для своего сына из оставшейся у нее муки приготовить в последний раз обед, а потом им предстоит умереть от голода. Человек Божий мог бы этим умилиться и сжалиться над всеми бедными вдовами, страдающими от голода; но великая ревность по Боге, побеждала всё, и он не оказывал никакого милосердия к погибающей твари, желая прославить Творца и показать всей вселенной Его всемогущую силу. Имея же от Бога, по вере своей, дар чудотворения, Илия сотворил так, что мука и масло в доме вдовицы оставались неистощимы; и он был питаем вдовицей до тех пор, пока прекратился голод. Пророк и умершего сына вдовицы воскресил молитвою, соединенною с троекратным дуновением на умершего, как о том написано в Слове Божием. Существует сказание об этом воскрешенном сыне вдовицы, что имя ему было Иона , что именно он, придя в возраст, сподобился пророческого дара, был послан в Ниневию проповедовать покаяние; будучи же поглощен в море китом и чрез три дня выброшен им, прообразовал собою тридневное Христово воскресение, как в пророческой книге и в житии его подробно повествуется.
По прошествии трех бездождливых и голодных лет, всеблагой Бог, видя создание Свое совершенно уничтожающимся на земле от голода, умилосердился и сказал рабу Своему Илии:
– Пойди, явись Ахаву; я хочу помиловать творение Свое и по твоему слову послать дождь на высохшую землю, напоить ее и сделать плодоносною. Ахав уже склоняется к покаянию, ищет тебя и готов послушаться тебя во всём, что ты прикажешь ему.
Пророк тотчас же из Сарепты Сидонской отправился в Самарию, стольный город Израильского царства. У царя Ахава был в то время домоправителем некто Авдий, верный слуга ему и человек богобоязненный. Он скрыл от убиения Иезавелью сто пророков Господних, поместив их в двух пещерах, по пятидесяти в каждой, и питал их хлебом и водой. Призвав к себе этого домоправителя, царь Ахав (еще до прихода к нему Илии) послал его поискать при высохших потоках травы, чтобы было чем прокормить уже немногих оставшихся в живых коней и другой скот. Лишь только Авдий вышел из города, то встретил святого пророка Илию, поклонился ему до земли и сказал, что Ахав тщательно искал его во всём царстве своем. Святой Илия отвечал Авдию:
– Поди, скажи господину своему: вот я, Илия, иду к нему.
Авдий отказывался, говоря:
– Боюсь, как бы, когда я пойду от тебя, Дух Господень не перенес тебя в другую страну, и я окажусь тогда лжецом пред господином своим, и он, разгневавшись на меня, убьет меня. Илия отвечал:
– Жив Господь сил, пред Которым я предстою! сегодня же я покажусь Ахаву!
Авдий воротился и сказал царю. Ахав поспешил выйти навстречу человеку Божию. Когда же он увидал Илию, то от затаенной в нем злобы к пророку, не мог удержаться от жестокого слова и сказал Илии:
– Ты ли это, развращающий Израиля?
Пророк же Божий безбоязненно отвечал Ахаву:
– Не я развращаю Израиля, а ты и дом отца твоего, оставившие Господа Бога своего и почитающие скверного Ваала.
После сего пророк Божий, как имеющий в себе силу помощи Божественной, начал со властью приказывать царю, говоря:
– Немедленно пошли и собери ко мне на гору Кармил все десять колен Израилевых, приведи четыреста пятьдесят нечестивых пророков, служащих другим идолам на горах высоких и в рощах , питающихся от стола Иезавели; пусть они вступят в спор со мною о Боге, и увидим, который есть истинный.
Тотчас же царь, разослав гонцов по всей земле Израильской, собрал бесчисленное множество народа, и всех нечестивых пророков и жрецов созвал на гору Кармил, и сам туда пришел.
Тогда ревнитель Божий Илия, ставши пред собравшимися, обратился к царю и ко всему Израильскому народу с такими словами:
– Долго ли вы будете хромать на оба колена ваши? Если Господь Бог, выведший вас рукою крепкою из Египта, есть Бог, то почему не следуете Ему? Если же Ваал есть бог ваш, то идите за ним.
Народ молчал, да и не мог что-нибудь ответить, ибо всякий израильтянин своею совестью был обличаем в заблуждении. Тогда Илия продолжал:
– Вот что: чтобы вам ныне познать истинного Бога, делайте то, что я буду приказывать вам. Вы видите, что я только один во всем Израиле остался пророком Господним; всех же других пророков вы убили; видите также, сколь много здесь пророков Вааловых. Итак, дайте нам двух тельцов для жертвоприношения, одного мне, а другого жрецам Вааловым; но огня не надо нам. На чью жертву с неба спадет огонь и попалит ее, бог того и есть истинный Бог, и все должны поклониться Ему, а не признающие Его, пусть будут преданы смерти.
Выслушав эти слова, весь народ одобрил решение пророка Божия и сказал:
– Пусть будет так; слово твое хорошо.
Когда же в средину собрания были приведены тельцы, святой Илия сказал нечестивым пророкам Вааловым:
– Выберите себе одного тельца, и вы первые приготовьте жертву, ибо вас много, а я один, и приготовлю после. Положив же на дрова тельца, огня не возжигайте, но молитесь вашему богу Ваалу, чтобы он с неба послал огонь и сжег вашу жертву.
Бесстыдные пророки так и поступили. Бросив жребий, они взяли тельца, разделили его на части, положили их на жертвенник поверх дров, и начали молится Ваалу своему, чтобы он послал огонь на жертву их. Они призывали имя его с утра до полудня, крича:
– Послушай нас, Ваал, послушай!
– Кричите громче, – говорил он, – чтобы бог ваш услыхал вас; должно быть, он сейчас не свободен: или занят чем-нибудь, или с кем беседует, или пирует, или уснул ; кричите как можно громче, чтобы разбудить его.
– Замолчите и перестаньте; уже время быть моей жертве.
Почитатели Ваала перестали. Тогда Илия, обратясь к народу, сказал:
– Подойдите ко мне!
Все подошли к нему. Пророк взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник Господу, затем, положив на жертвенник дрова, разделил тельца на части, положил их на дрова, вокруг жертвенника выкопал ров и приказал людям, чтобы они, взяв четыре ведра, лили воду на жертву и на дрова; так и сделали. Илия приказал повторить; повторили. Приказал в третий раз сделать то же, и сделали. Вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водой. И возопил Илия к Богу, обратив взор свой к небу, говоря:
– Господи Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев! Услышь ныне меня, раба Твоего, и пошли с неба огонь на жертву, чтобы все сии люди ныне познали, что Ты един Израилев, а я – раб Твой, и Тебе принес жертву сию! Услышь меня, Господи, ответь мне огнем, чтобы сердца людей сих обратились к Тебе.
И упал от Господа с неба огонь и уничтожил всё сожигаемое, – и дрова, и камни, и золу, и даже воду, которая была во рву, – всё истребил огонь. При виде этого весь народ пал лицом на землю , взывая:
Ахав возвратился в дом свой смущенный и оскорбленный ответом Навуфея, и от досады не мог есть хлеба. Иезавель же, узнав причину печали его, подсмеялась над ним говоря:
– Ужели такова твоя, царь Израилев, власть, что даже на одном человеке ты не силен проявить свою волю? Но перестань печалиться, ешь хлеб и подожди немного времени: я сама отдам тебе в руки виноградник Навуфея.
Сказавши это, она написала от имени царя приказание старейшим гражданам израильским и приложила к нему царскую печать. Написано же было, чтобы они возвели на Навуфея ложное обвинение, будто он злословил Бога и царя, и, представивши лжесвидетелей, побили бы его за городом камнями. И совершилось то несправедливое убийство по беззаконному приказанию. После казни ни в чем неповинного Навуфея, Иезавель сказала Ахаву:
– Теперь наследуй виноградник без денег, ибо Навуфея уже нет в живых.
Ахав, услыхав об убийстве Навуфея, немного опечалился, а потом пошел в виноградник, чтобы принять его в свое владение . На пути встретил его, по повелению Божию, святой пророк Илия и сказал ему:
– Так как ты несправедливо убил невинного Навуфея и незаконно завладел его виноградником, то посему говорит Господь: на том, самом месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы полижут и твою кровь; также и жену твою Иезавель съедят псы, и весь дом твой будет истреблен.
Ахав, услыхав эти слова, заплакал, снял с себя царские одежды, оделся во вретище и наложил на себя пост . И столь малое покаяние Ахава пред Господом возымело такую силу, что исполнение назначенного наказания всему дому его было отложено на время после смерти Ахава. Ибо Господь сказал Своему пророку Илии:
– Поелику Ахав смирился. то не наведу Я бед на дом его при его жизни, но при сыне его.
После сего Ахав прожил три года и был убит в сражении . С места битвы он был отвезен на колеснице в Самарию, и его кровь, текущую с колесницы, лизали псы, как и предсказал пророк Божий. Также и всё, что предсказано было об Иезавели и всем Ахавовом доме, исполнилось потом в свое время, уже по взятии святого Илии на небо ().
По смерти Ахава вместо него воцарился сын его Охозия, который оказался наследником как престола, так и нечестия отцовского, ибо, слушая свою нечестивую мать Иезавель, он поклонялся и приносил жертвы Ваалу, чем очень прогневал Бога Израилева. Однажды, вследствие неосторожности, Охозия упал из окна своего дома и очень сильно заболел. Он отправил послов к ложному богу Ваалу, собственно же к бесу, который жил в идоле Вааловом и давал ложные ответы обращавшимся к нему с вопросами. К тому бесу он и послал спросить о своем здоровье, выздоровеет ли он от болезни. Когда послы Охозии шли к Ваалу, на пути, по повелению Божию, предстал им пророк Илия и сказал:
– Разве нет Бога в Израиле, что вы идете спрашивать у Ваала? Возвратитесь и скажите пославшему вас царю, – так говорит Господь: с постели, на которую ты слег, не встанешь, но умрешь на ней.
Возвратившись, посланные передали эти слова больному царю. Царь спросил их:
– Каков видом человек, сказавший вам эти слова?
Они отвечали:
– Человек тот весь в волосах и по чреслам своим подпоясан кожаным поясом.
Царь сказал:
– Это Илия Фесвитянин.
И послал он старейшего пятидесятиначальника и с ним пятьдесят человек, чтобы они взяли Илию и привели к нему. Те пошли и увидали Илию на горе Кармиле, ибо он привык пребывать преимущественно на этой горе. Увидав Илию сидящим на верху горы, пятидесятиначальник сказал ему:
– Человек Божий! сойди сюда; царь приказывает тебе идти к нему.
Святой Илия отвечал пятидесятиначальнику:
– Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и пятьдесят мужей твоих.
И тотчас упал с неба огонь и пожег их. Царь послал другого пятидесятиначальника с таким же числом людей, но и с ними случилось то же: упавший с неба огонь попалил и их. Царь послал третьего пятидесятиначальника с пятьюдесятью мужами. Этот пятидесятиначальник, узнав, что случилось с прежде него посланными, пришел к святому Илии со страхом и смирением и, павши на колени пред ним, умолял его, говоря:
– Человек Божий! вот я и сии рабы твои, пришедшие со мною, стоим пред тобою; помилуй нас: мы не по своей воле пришли, а посланы к тебе; не погуби нас огнем, как погубил ты посланных прежде нас.
И пощадил пророк пришедших со смирением; прежде же приходивших он не пощадил потому, что они приходили с гордостью и властью, хотели взять его как пленника и вести его с бесчестием. Господь повелел святому Илии идти с этими третьими безбоязненно и сказать царю то же, что прежде говорил. Посему человек Божий, сошедши с горы, пошел с пятидесятиначальником и с его людьми. Пришедши же к царю, Илия сказал ему:
– Так говорит Господь: так как ты посылал спрашивать Ваала о жизни твоей, как будто во Израиле нет Бога, Которого ты мог бы спросить, то за это ты не встанешь с одра, на котором лежишь, но умрешь.
И умер Охозия, по слову Божию, изреченному устами пророческими. После Охозии вступил на царство брат его Иорам, потому что Охозия не имел сыновей. На сем Иораме прекратился род Ахавов, будучи истреблен гневом Божиим во дни святого пророка Елисея, как о том пишется в житии его.
Когда же приблизилось время, в которое Господь определил взять к Себе Илию живым, во плоти, Илия и Елисей шли из города Галгала в город Вефиль. Зная по откровению Божию о приблизившемся взятии своем на небо, Илия хотел оставить Елисея в Галгале, смиренно скрывая от него предстоящее свое от Бога прославление. Он сказал Елисею: «оставайся ты здесь, ибо Господь послал меня в Вефиль». Елисей же святой, также, по откровению Божию, знавший о предстоящем совершиться, отвечал:
– Жив Господь и жива душа твоя, что не оставлю я тебя», – и оба пошли в Вефиль. Сыны пророческие , жившие в Вефиле, подошедши к Елисею наедине, сказали ему:
– Знаешь ли ты, что Господь возьмет от тебя господина твоего над главою твоею?
Елисей отвечал:
– Знаю и я, но молчите.
После этого Илия сказал Елисею:
– Оставайся здесь, меня же Господь послал в Иерихон.
Елисей ответил ему:
– Жив Господь и жива душа твоя, что не оставлю я тебя, – и пришли оба в Иерихон. Сыны пророческие, которые были в Иерихоне, подошедши к Елисею, сказали ему:
– Знаешь ли ты, что сегодня Господь возьмет от тебя господина твоего над главою твоею?
Елисей отвечал:
– Я узнал уже, молчите.
Святой Илия опять сказал Елисею:
– Оставайся здесь, потому что Господь послал меня к Иордану.
Елисей же сказал:
– Жив Господь и жива душа твоя, что я не отстану от тебя, – и пошли вместе. Вслед за ними, в отдалении от них, пошли пятьдесят человек из сынов пророческих; когда оба святые пророки дошли до Иордана, Илия взял свой плащ, свернул его и ударил им по воде; вода расступилась на обе стороны, и они прошли оба чрез Иордан посуху. Перешедши Иордан, Илия сказал Елисею:
– Проси у меня, что бы мне для тебя сделать, прежде нежели я буду взят от тебя.
Елисей отвечал:
– Прошу, чтобы духа, который в тебе, было во мне вдвое больше, чем в тебе .
Илия сказал:
– Трудного ты решился просить; но, впрочем, если увидишь, как я буду от тебя взят, то будет по твоему; если же не увидишь, то не получишь.
Когда они шли и разговаривали так, вдруг внезапно явилась колесница и кони огненные и разлучили их друг от друга, причем Илия в вихре был взят на небо. Елисей же смотрел и восклицал:
– Отче, отче! Колесница Израилева и конница его! (Этими словами он как бы говорил: ты, отче, был всею силою для Израиля: твоею молитвою и ревностью ты помогал Израильскому царству гораздо более, чем помогали ему великое множество военных колесниц и всадников вооруженных). Елисей уже более не видел Илии . Тогда он взялся за одежды свои и в скорби разодрал их. Вскоре упал к ногам его брошенный свыше плащ Илии. Подняв его, Елисей остановился на берегу Иордана и, разделив им подобно Илии воду на обе стороны, перешел посуху и стал наследником благодати, действовавшей в его учителе. Святой же пророк Божий Илия, на огненной колеснице взятый вместе с плотию на небо, до сих пор жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских. Его видели три святые Апостолы во время преображения Господня на Фаворе (), и опять увидят его обыкновенные смертные люди пред вторым пришествием Господа на землю. Избежавший смерти от меча Иезавели, он пострадает тогда от меча антихристова (