Слайд 1
Искусство средневекового витража
Слайд 7
Слайд 8
Витраж (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло) – уникальный по силе своего художественного воздействия на зрителя и многообразию эффектов вид художественного и декоративного творчества.
Слайд 9
План урока
1.История витража. 2.Искусство создания витража. 3.Практическое занятие: изготовление витража.
Слайд 10
История витража
История возникновения витража теряется в седой древности. Археологические изыскания свидетельствуют, что попытки изготовления витражного стекла предпринимались в древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме.
Слайд 11
На территории древнего Карфагена найдены стеклянные обломки, указывающие на то, что свои первые шаги искусство витража осуществляло там более пяти тысяч лет назад. Эллинистическому миру рубежа старой и новой эры история возникновения витража была обязана техникой цветного катанного стекла наподобие миллефиоре флорентийского Возрождения.
Слайд 12
Примерно в I в. До Р.Х. в Сирии возникла стеклодувная техника, которая произвела переворот в стекольном производстве. Стеклодувная трубка позволила изготовить полый стеклянный шар (банку), который затем можно было проколоть и получить относительно ровную пластину. Подобной техникой изготовления листового стекла пользовалось еще искусство витража в средневековье и в эпоху Ренессанса.
Слайд 13
История появления витража в том смысле, который мы придаем этому слову сегодня, связана, прежде всего, с распространением христианства. Считается, что впервые полноценные витражные окна были созданы в Византии при строительстве храма св. Софии Константинопольской в VI веке. По свидетельству современников, витражное искусство той эпохи ограничивалось использованием кусочков стекла различной формы и диаметра, вмазанных в прорези на доске, которой застраивался оконный проем.
Слайд 14
В Европе того времени, еще не знавшей стекла, использовались тонкие пластины камня – алебастра, или селенита. Однако именно в европейском храмовом зодчестве в XI веке раннее искусство витража достигло небывалых дотоле высот. Началом следующего века датируется и первый трактат по витражному искусству. Описанная в 1100 году германским монахом Феофилом технология создания витражей до сих пор применяется в витражном искусстве как классическая. Классический витраж формировался из сотен кусочков цветного стекла, соединенных между собой н – образными свинцовыми переплетами, которые затем спаивались по стыкам. Способ получения стекла разных цветов посредством добавления в расплавленную стеклянную массу красочных пигментов пришел в Европу с Востока. Для проработки мелких деталей например, лиц при создании фигуративных композиций использовали особый глазирующий состав на основе стеклянного порошка – гризайль. Расписанная гризайлью витражная пластина подвергалась обжигу, в результате которого глазурь прочно вплавлялась в стекло.
Слайд 15
Слайд 16
Развитие витражного искусства в храмовом зодчестве раннего средневековья неотделимо от общей концепции христианского богослужения, от смысла литургического действа. Храм – это место, где земное и небесное сливаются в неразрывном метафизическом единстве. Витражи, наполняющие его таинственным мерцанием, бросающие повсюду цветные блики – символизируют сияние горнего мира, божественный свет. В сумраке романских базилик свечение витражных панно должно было вызывать чувство чего-то трансцендентного, космического, повергать набожных прихожан в священный трепет…
Слайд 17
Слайд 18
В конце XII столетия на смену романскому – византийскому стилю в Европу приходит свой собственный, готический стиль, начало которому было положено аббатом Сугерием, руководившим в 1144 году возведением апсиды королевской церкви аббатства Сен-Дени. Новые архитектурные принципы готического храмового зодчества позволили максимально расширить пространство, занятое окнами, а, следовательно, витражами. Готическое искусство витража средних веков в сравнении с романским становится более монументальным. Совершенствуются технологии производства, появляются ранее неизвестные архитектурные элементы, успешно декорируемые витражами – например, круглые готические окна-розетки. Искусство витража средних веков ярко расцветает во Франции, Англии и других странах. Наряду с традиционными иконописными темами и сценами Священной истории, готическое витражное искусство обращается к сюжетам истории светской: деяниям королей, и пр.
Слайд 19
Значительнейшими памятниками искусства витража средних веков являются Нотр-Дамм в Париже и Кентерберри, соборы в Бурже, Шартре, Сансе, Амьенне, и пр. Светская история витражного искусства этого периода ознаменована появлением французского лучистого стиля – орнаментальной росписи гризайлью по белому стеклу.
Слайд 20
В эпоху Возрождения страной, где история развития витража достигла наивысшего расцвета, стала Италия. История возникновения витража принципиально нового типа в Италии XIV-XV веков связана, во-первых, с новыми реалистическими приемами изобразительного искусства, основанными на применении перспективы и светотеневой моделировки, а во-вторых, с новыми техниками производства витражного стекла. Теоретически обоснованные Джотто, Ботиччелли, Микеланджело и другими художниками принципы возрожденной иллюзионистической живописи античности открыли витражному искусству новые изобразительные средства.
Слайд 21
Использование серебряной протравы и прочих химических веществ усовершенствовало технологию производства витражного стекла, позволив не добавлять красочный пигмент в расплавленную массу, а надежно окрашивать уже готовые пластины белого стекла в оттенки желтого или красного цвета. Эти, и им подобные новшества технологии дали художникам возможность сделать витраж более изобразительным, картинным, за счет уменьшения количества свинцовых переплетов между стеклянными пластинками.
Слайд 22
Также, в эпоху возрождения в изготовлении витражей стала применяться пескоструйная техника, позволившая добиться различных фактур поверхности стекла. История витража XV-XVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие стеклодельческие центры возникли в Англии, Нидерландах, Бельгии и пр
Сейчас вы, ребята, будет подбирать цвета, которые хотите использовать в своей работе. У каждого из вас есть любимый цвет. А некоторые цвета вам может быть сегодня не особенно симпатичны. Давайте же узнаем, какие из представленных цветов вам нравятся больше всего. В большом конверте вы найдете 2 маленьких конвертика и 8 цветных карточек
Инструкция по выбору цвета. Ребята! Разложите цветные карточки на столе, рассмотрите их и выберите среди них ваш самый любимый цвет. Положите его в маленький конвертик, на котором написано «мой самый любимый цвет», а его положите в большой конверт. Теперь выберите самый любимый цвет из оставшихся цветов и на обратной стороне напишите 2, после чего положите его в большой конверт. А теперь среди оставшихся цветов выберите самый любимый цвет, на обратной стороне напишите3 и сложите в большой конверт. И так продолжайте до тех пор, пока на столе не окажется последняя карточка. Ее вложите в конверт «мой самый нелюбимый цвет», а тот вложите в большой конверт. Ребята! Разложите цветные карточки на столе, рассмотрите их и выберите среди них ваш самый любимый цвет. Положите его в маленький конвертик, на котором написано «мой самый любимый цвет», а его положите в большой конверт. Теперь выберите самый любимый цвет из оставшихся цветов и на обратной стороне напишите 2, после чего положите его в большой конверт. А теперь среди оставшихся цветов выберите самый любимый цвет, на обратной стороне напишите3 и сложите в большой конверт. И так продолжайте до тех пор, пока на столе не окажется последняя карточка. Ее вложите в конверт «мой самый нелюбимый цвет», а тот вложите в большой конверт. Отложите конверт на край стола. Спасибо. Отложите конверт на край стола. Спасибо.
Само слово "витраж" переводится с латинского как "стекло". Он считается одним из самых утонченных и особенных видов искусства, богатого своей историей и техниками исполнения. Краткая история возникновения витража будет поведана читателю в статье.
Предпосылки возникновения витражей
Учителя, рассказывая историю витража для детей на уроках, начинают с первопричин его возникновения. Появление первых цивилизаций связано со множеством открытий. Именно тогда и начали добывать стекло. Со временем научились делать его цветным и использовать для украшения различных объектов. В каждой культуре были свои особенности применения такого стекла:
- Шумеры украшали крыши своих храмов.
- Египтяне наматывали стекло спиралью и делали из него цветные сосуды.
- Римляне и греки были специалистами по изготовлению античных ваз и кубков с декоративной резьбой и множеством украшений.
Все эти открытия датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. Только спустя еще тысячу лет сирийцы научились выдувать стекло, чем и дали начало истории развития витража.
Появление первых витражей
В истории появление витража не ознаменовано точной датой. Но известно, что в христианской эпохе впервые стали использовать цветное стекло для изготовления нехитрых картинок. Его с помощью замазки крепили на доски или А с появлением первых храмов свое развитие получили византийские витражи. Хвалебные стихи и описания композиций из стекла были популярны у поэтов четвертого-пятого века. В те времена витражам придавали божественное значение, а проходящий через них свет сопоставлялся со святым духом.
История развития
К сожалению, до нашей эпохи так и не дошли витражи старше десятого века в целом состоянии. О них можно судить по оставшимся осколкам и записям поэтов. Зато в дальнейшем данный вид искусства получил широкое развитие и распространился по всем странам. Рассмотрим подробнее историю происхождения витражей, перемену стилей и техники в каждой эпохе.
Романские витражи
История появления витражей рассказывает, что романские возникли в одиннадцатом веке и были актуальны еще целое столетие. Именно они стали первыми классическими витражами, в которых картинка складывалась из кусочков цветного стекла и профиля из металла.
Особенности романских витражей:
- позволить их себе могли не все из-за высокой стоимости, так как техника плавления и выдувания стекла была очень сложной и трудоемкой;
- появились отдельные мастера по заготовкам тонких листков стекла и специалисты по непосредственному составлению картин, что повысило качество романских витражей;
- для изготовления одной панели уходило более сотни различных кусочков, каждый из которых имел свою форму и цвет;
- витражам этой эпохи характерны такие дефекты, как наличие пузырьков, неровностей, потертостей, но это вовсе не портит их вид, а делает их особенными и по-своему прелестными.
Техника изготовления романских витражей:
- для начала мастер брал деревянную поверхность и на ней намечал рисунок своего будущего шедевра;
- затем к каждому элементу картины подбирались стеклышки (по форме и размеру);
- на нужные осколки наносили росписи натуральной краской, после их обжигали в печи для закрепления рисунка;
- составление мозаики в целое изображение происходило с помощью узеньких переплетов из свинца;
- так как окна в те времена были больших размеров (около шести метров), то для большей прочности и устойчивости одну крупную композицию составляли из нескольких панелей поменьше.
Шедевры Романской эпохи:
- голова Христа из Вейссембургского аббатства Эльзаса;
- композиция из четырех ветхозаветных пророков в Аугсбургском соборе;
- «Вознесение Христа» в Аугсбургском соборе;
- «Распятие и Воскресение» на соборных окнах в Пуатье;
- три витража Святой троицы в соборе в Шартре.
Готические витражи
История витражей (готических) берет свое начало в 1144 году. Аббат Сергий во время постройки церкви в Сен-Дени заполнил окна несколькими вертикальными медальонами. Главным отличием от романского стиля в данной композиции было то, что в каждом медальоне раскрывался важный момент истории.
Особенности готических витражей:
- в соборах стали увеличивать количество окон для их оформления в готическом стиле;
- такая архитектура быстро завоевала популярность и получила свое развитие в Англии и Франции;
- витражи прошлого времени придавали храму мрачность, ассоциирующуюся со злом, и в то же время великую духовность, заключенную в большом количестве света; такое соотношение стало идеальным и несло в себе мистическое значение;
- со временем насыщенные цвета красного и синего постепенно заменили более светлыми, чтобы внутрь проходило как можно больше лучей;
- поменялись и типажи оконных проемов;
- во Франции изобрели новую технику осветления - гризайль, суть которой заключался в том, что легкие, лучистые витражи помещались в темных громоздких помещениях, впуская в них освещение; со временем количество техник данного стиля стало еще больше.
Самые знаменитые витражи, выполненные в классическом готическом стиле, находятся в соборе в Шартре. Именно в нем легко отследить гармонию между величественными окнами, мрачной архитектурой и внутренней концепцией помещения. Поток большого количества лучей в темноту и мрак дает потрясающий и завораживающий эффект - в этом и есть вся прелесть готики. Также в данном соборе появилась своя особенность, которая в дальнейшем распространилась по всему миру - это окна по схеме В них представлена жизнь Богородицы. А в окнах-розетках изображены Христос и Дева Мария.
Витражи эпохи Ренессанса
Новую волну в культуре, в том числе и архитектурной, спровоцировали такие ужасные события, как война и эпидемия чумы. Уже к пятнадцатому веку люди перестали ставить церковь на первое место и перешли к светскому образу жизни. Это очень повлияло на дальнейшее развитие витражей.
Особенности витражей эпохи Ренессанса:
- появилось множество более совершенных техник работы со стеклом;
- было совершенно изобретение серебреной протравы, что значительно повысило уровень создаваемых картин;
- цвета стали наносить непосредственно на стекло, это позволило получить множество необычных оттенков;
- изображения выглядят более объемными и яркими;
- Франция и Италия являются главными центрами по изготовлению витражей;
- в моду вошли медальоны, не более тридцати сантиметров, они стали символами данной эпохи.
Примеры Ренессанских витражей:
- окна Флорентийского собора, созданные итальянскими мастерами;
- окна монастыря в Кенигсфельдене;
- витражи в часовни Бессерер в Ульм Минстере.
Витражи Высокого Ренессанса
До шестнадцатого века мастера изготавливали витражи по классической схеме, пока не появились такие мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Именно они оказали большое влияние на мировую культуру, в том числе и на историю искусства витража в России.
Особенности витражей Высокого Ренессанса:
- так как большинство мастеров по витражам были итальянцами, то они и стали авторами новых веяний;
- искусство данной эпохи сочетало в себе реализм, элементы европейского декорирования и громоздких форм;
- получила развитие новая техника сделала его более прозрачным и чистым;
- помимо серебряной, изобрели и красную протравку;
- мастера стали отдавать предпочтение цветовому решению, а не искажению форм и чувственности изображения;
- проемы в окнах расширились еще больше и достигали гигантских размеров.
Пример витражей эпохи Высокого Ренессанса:
- «Дерево Иессея» в Бове;
- огромные окна Брюссельского собора;
- «Изгнание Илиодора из храма» в соборе в Гоуде.
Шестнадцатый век считается последним в расцвете витражей в Средневековье. Далее технологии изготовления стекол и составление картин стали очень быстро прогрессировать. Двадцатый век оказал большое влияние на методы витражного проектирования.
История возникновения витража в России
Российских витражей не существовало вплоть до девятнадцатого века. Только обеспеченные люди могли наслаждаться привезенными из-за границы шедеврами. Все дело в том, что отечественные храмы и соборы не предусматривали витражей, да и культура в целом не нуждалась в таком виде искусства. Появились они и сразу же завоевали популярность благодаря работам европейских мастеров.
История витража в России:
- XVII век - первое появление витражей;
- XVIII век - застой в развитии из-за нерентабельности;
- начало XIX века - постепенное проникновения картин, сделанных из цветного стекла, в русскую культуру;
- середина XIX века - активное использование витражей; император и другие состоятельные люди переняли европейскую моду и стали применять их для украшения своих поместий; затем витражи появились и в церквях;
- конец XIX века - построили множество мастерских по художественному мастерству, а также классы живописи и училища;
- первая половина XX века - витражное искусство пошло на спад из-за угасания модерна, а в дальнейшем из-за начала Второй мировой войны;
- середина XX века - возрождение витражей советской культурой, появились уникальные произведения, отличающиеся от прежних картин своей оригинальностью и неоднозначностью.
Знаменитые русские витражи:
- украшение витражами церкви Святого Александра Невского;
- часовня в Царском селе;
- Российское географическое общество в Санкт-Петербурге;
- «Вознесение Христа» в Исаакиевском соборе.
Витраж: история и современность
Подробно рассмотрев историческую сторону развития видов витражей в разные эпохи, хотелось б обратиться к современному искусству. Витражи нашего времени существуют для того, чтобы придать помещению стиль и особый шик. Множество техник изготовления стекла, развитие дизайна и моды стали ключевыми моментами появления новых видов данного искусства.
Современные виды витражей:
- Пескоструйный витраж - композиция стекол, выполненная в пескоструйной технике и связанная одной общей тематикой. Составляется на целой поверхности, чаще всего в одном цвете.
- Мозаичный витраж - состоит из частичек примерно одного размера, напоминающих мозаику. Может быть фоном или основным изображением.
- Наборный витраж - рисунок, созданный из отдельных кусочков стекла нужной формы и цвета, обычно без всяких дополнений.
- Фьюзинг - стекла, из которых собрана композиция, спекаются между собой в задуманном положении. Еще к этому виду относят впекание отдельных инородных элементов в готовое изображение.
- Заливной витраж - состоит из стекла с нанесенным на него контуром задуманного изображения. Каждая деталь заливается специальными красками или лаком.
- Травленый витраж - совокупность стекол, изготовленных с помощью техники травления и связанных между собой единым смыслом.
- Паечный витраж - составляется из цветных стекол, закрепленных в свинцовую оправу и запаянных в стыках. Самая древняя техника, дошедшая еще из Средневековья.
- Фацетные витражи - при их сборке используют стекла, с которых предварительно сняли фацет. Еще один вариант - это применение шлифованных и отполированных стекол.
- Комбинированные витражи - композиции, одновременно включающие в себя несколько видов витражей. Такой прием помогает добиться потрясающих результатов, составить поистине оригинальные шедевры.
Витраж Тиффани
Льюис Тиффани стал основателем собственного стиля и техники создания витражей, ставшими популярными по всему миру. Он очень долго работал над подбором материалов, а самое главное - над способами закрепления стекла, так как средневековые методы его совсем не устраивали. То, что получилось по итогу этих трудов, полностью затмило паечный витраж. Так чем же отличается данная техника от других и почему в истории витражи Тиффани считаются одними из самых престижных, рассмотрим подробнее.
Особенности стиля Тиффани:
- Цвет. Яркость всегда была очень важным критерием для Льюиса Тиффани при работе с витражами. Он пытался добиться как можно большей насыщенности и оригинальности в используемой цветовой гамме. Иногда мастер смешивал тона, а иногда клал одно (или даже несколько) стекло сверху другого.
- Материал. Качество - вот что является обязательным отличительным знаком данных витражей. Перед началом составления витражей стекла всегда проходили строгую проверку, они должны быть без малейших дефектов и одинаковой фактуры.
- Реалистичность. Работы мастера были настолько совершенными, сложными, полными деталей и красок, что их нередко сравнивали с живописью.
- Технология. Соединение стекол между собой происходило посредством медной ленты. Так как она была шире, чем само стекло, то ленту загибали по краю, под углом девяносто градусов. Готовые элементы соединяли между собой оловом и наносили патину.
- Высокая стоимость. Такие работы очень дорогие, и найти их можно только в частных коллекциях, английских и американских соборах и музеях.
Незадолго до смерти Льюиса (1933 год) его фирма закрылась, но до сих пор техника Тиффани считается одной из лучших, а работы - шедеврами искусства.
РАСЦВЕТ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ (XII -XVI ВВ.)
Расцвет искусства витража начался в XII веке. К этому времени относится трактат монаха Теофила, в котором он подробно описывает процесс создания витражного окна. Сначала стекло варили в специальных печах, в процессе варки окрашивая стеклянную массу в определенный цвет. Затем изготавливали плоский стеклянный лист. Готовые стекла нарезали раскаленным железным прутом на фигурные пластинки в соответствии с подготовленным рисунком и раскладывали на деревянной доске с эскизом будущего произведения. Затем стекла в несколько приемов расписывали красками и последовательно обжигали в печи. Готовые детали витража скрепляли между собой свинцовой проволокой, концы которой припаивали друг к другу, и заключали в деревянную, а позже металлическую оконную раму. В результате получался витраж, в котором мозаичный набор фигурных стекол сочетался с росписью деталей красками. Позже такие витражи получили название комбинированных.
Описанный Теофилом метод изготовления витражей мало отличается от современного. Этапы производимых работ остались те же, изменились и стали более совершенными инструменты. Так, вместо раскаленного железного прута современные мастера используют специальные стеклорезы, деревянную доску с рисунком заменили бумажные выкройки.
В Европе плоское стекло изготавливали холявным способом. Стеклянные пластинки имели неравномерную толщину и бугристую шероховатую поверхность. Дефекты стекла: видимые внутри него воздушные пузырьки, крупинки нерастворившегося песка, — обусловленные несовершенством существовавшей тогда технологии варки стекла, придают витражам раннего средневековья особенную эффектность. Эти «погрешности » непредсказуемо преломляют рассевают падающий свет, усиливая «звучание “ цвета и придавая витражу вид сверкающего драгоценного украшения. Искусные мастера умело использовали стекла с неровностями для получения удивительной игры света и цвета.
В период раннего Средневековья витражи собирали из стекол чистых насыщенных цветов: наиболее распространенными были синий, желтый, красный, зеленый, пурпуровый, белый, а также их оттенки. Однако этой цветовой палитрой далеко не ограничивались возможности мастера-витражиста. Для получения разнообразнейших тонов использовалось многослойное стекло: на пластинку стекла одного цвета накладывали стекло другого цвета, отдельные участки наложенного слоя обтачивались до тех пор, пока под ним не проступал цвет нижнего стекла. Для достижения необходимых колористических эффектов мастера накладывали несколько разноцветных слоев друг на друга. Так, в витражах Шартрского собора обнаружены участки, состоящие из 27 (!) чередующихся красных и бесцветных слоев стекла. Свет, проходя сквозь такую слоистую толщу, приобретает неповторимую окраску, играет тончайшими нюансами оттенков. Недаром окна готических соборов современники сравнивали с ювелирными украшениями. «Чистое
золото, изобилие гиацинтов, изумрудов и драгоценных камней», так описывали витражи в соборе монастыря Сен-Дени в Париже. Они надолго стали идеалом красоты для современников и непревзойденным образцом совершенства для потомков. Строительство церкви Сен-Дени (закончена
в 1144 г.) — первого прецедента архитектурной готики — было отражением философских взглядов настоятеля монастыря — аббата Суггерия. Мистическую интерпретацию света, пришедшую в средневеко¬вый Запад в сочинениях Псевдо-Дионисия Ареопагита он связал с практическими проблемами храмового строи¬тельства. Настоятель пожелал сделать стены монастырского храма полупрозрачными, заменив их огромными окнами с цветными витра¬жами. Лучи света широким потоком проникали внутрь и этому вторжению придавался характер ослепительного триумфа. Суггерий уделял первостепенное внимание освещению церкви и изображениям на окнах, так как созерцание витражей было для него одним из духовных путей от «материального
к имма¬териальному, от телесного к духовному, от человеческого к бо¬жественному». В течение последней трети ХII века начинание, предпринятое в монастыре Сен-Дени было развито при возведении многих храмов, как во Франции, так и в других странах.
В сочинениях средневековых богословов архитектура храма — воплощения града Божьего на земле — получила символическое значение. Каждый элемент здания был наделен определенным смыслом: боковые стены трактовались как образ Ветхого и Нового завета, столбы и колонны, несущие свод, как апостолы и пророки, а порталы — как преддверие рая. К этому присоединялись яркие и образ¬ные символические интерпретации находящихся в окнах витражей. Свет витражей отождествлялся со све¬том христианского знания: «Ясные окна, от непогоды охраняющие и свет приносящие, суть отцы церкви, све¬том христианской доктрины буре и ливню ереси противостоящие. Стекла оконные, лучи света пропускающие, есть дух отцов церк¬ви, божественные вещи во тьме будто в зеркале созерцающий». Искусство витража развивалось вместе со стилистической эволюцией средневекового культового зодчества, и прошло все стадии от романской архитектуры до «пламенеющей » готики. В этот период во Франции, Германии, Англии были созданы наиболее значительные памятники витражного искусства. Словно написанные на окнах цветным светом, они до сих пор поражают людей. Как правило, витражи готических соборов состояли из множества небольших самостоятельных композиций, каждая из которых была заключена в отдельную ячейку переплета оконной рамы. Тематика одного окна, как правило, была единой, но раскрывалась через множество сюжетов-клейм. Это было обусловлено и техническими сложностями: изготавливаемое до XIV плоское стекло имело небольшие размеры, а многосоставная конструкция оконного переплета обеспечивала ему дополнительную жесткость.
К XIV веку в развитии стеклоделия произошли значительные изменения: научились изготавливать более качественное бесцветное стекло, пластины его стали больше, что увеличило поле для живописи. Лекальная раскройка стекол стала крупнее, в результате многие части изображений «освободились
» от свинцовой пайки, соединяющей кусочки стекла между собой. Значительно расширился ассортимент красок для живописи на стекле. Была открыта так называемая «серебряная
золотая» (Silbergelb
) — способ окраски стекла окислами серебра, в результате чего оно приобретало желто-золотистый цвет. Окраске подвергал не только бесцветную, но и цветную стеклянную массу, в результате чего получали недоступные раньше цвета и оттенки. Стала популярна гравировка — специальным колесиком на поверхности стекла вырезались узоры, которые особенно эффектно выглядели на многослойном стекле. Все эти усовершенствования привели к тому, что в XV столетии предпочтение отдавалось уже не цветным стеклам ярких и насыщенных тонов, а бесцветным, покрытым полихромной росписью. В витражах стали активно использовать приемы обычной живописи, контурная линия постепенно потеряла свою силу и выразительность, приобрела мягкость, перейдя в разряд «живописных
» средств. Мастера наступившей эпохи Возрождения воздавали великолепные картины на стекле, искусно решая проблемы перспективы,
объемности форм и реалистичности изображения. В это же время разноцветные окна стали принадлежностью не только церквей, но и светских сооружений — ратуш и дворцов знати. Вплоть до XVI в. в жилых домах использование стекла было большой редкостью в связи с его дороговизной и малодоступностью. Ситуация изменилась лишь после распространения в XVI веке лунного способа в изготовлении плоского стекла. Витражное искусство развивалось в это время не только во Франции и Германии, но и в Англии, Испании, Италии, Фландрии, Швейцарии. В Швейцарии с конца XV в. распространяется мода на небольшие панно, подвешиваемые перед окном. Это так называемые кабинетные витражи. Как правило, изображались на них гербы или события из жизни заказчика. Они получили распространение также в Германии, Нидерландах и Англии.
Витраж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Изготавливается изделие из бесцветных стекол, цветных, либо с росписью по стеклу специальными красками, либо без них. Вариантов много, как и много техник работ по созданию витражей.
Зачем нужен витраж? Это прелестное украшение и художественное яркое решение для любого интерьера, это оригинальный заменитель стекла и одновременно возможность, не упускать солнечного света, оставаясь спрятанным от чужого внимания.
История витражей начинается глубоко в древности, и,как бы случайно. Но ее дальнейшее развитие показало, что эта оригинальная находка таит в себе бездну потенциальных открытий и применений. Сначала витражное искусство используется в церквях, храмах, дворцовых зданиях. Но позднее интерес к витражам проявляется и со стороны светского общества.
Изначально стекла вставлялись в проемы, затем появляются первые мозаичные картины. Вырезались куски цветного стекла, которые вставлялись в оправу из металла, а уже саму оправу водружали на место предполагаемого витража. Оправа представляла собой некий узор, как правило, это был геометрический орнамент или изображения растений. Для больших окон или проемов выбирались краски более темных и насыщенных окрасок, нежели для небольших оконцев.
Когда витраж стал популярен, начались эксперименты мастеров с красками, в процессе которых выяснилось, что стекла могут быть окрашены и интенсивнее. В период 9-10 веков нашли новый способ окрашивания стекол обжигом, что в свою очередь положило начало живописи по стеклу.
Прелесть витражей и мозаичных панно заключается не только в том, что это сделано из стекла, но и в том, что картина, созданная таким образом, никогда не изменить своих ярких красок и очертаний. А игра льющегося или затухающего света и бликов на такой картине всегда будут будоражить воображение.
Витраж возник в эпоху христианского храмового строительства. До этого древние римляне и греки выкладывали мозаики стен и полов из непрозрачного стекла. Основой христианского храма стал базилик - тип общественного здания, у храма были оконные проемы, этим он отличался от античного, их закрывали витражами.
Во второй половине пятнадцатого века придумали технологию создания прозрачного стекла в Венеции. С тех пор витраж стал полноправной частью интерьеров. На витражах изображались сцены из Библии, он стал олицетворять христианскую мифологию.
Важными ступенями в развитии искусства витража была цветовая палитра, и каждый новые цвет, оттенок и эксперимент, который удачно заканчивался, становился еще одним маленьким завоеванием мастеров витражей и мозаичистов. Все это происходило на фоне относительно небольших успехов в стекловарении, которое долго добивалось успехов и не дотягивало до намеченных целей.
Палитра, которой пользовались мастера еще с времен средневековья, поражала своим богатством и разнообразием. Шесть цветов, основных, и их оттенки: синий, желтый, красный, белый, зеленый и пурпурный. Кроме шести вышеназванных основных существовали и многие оттенки каждого из них. Самым популярным, любимым художниками цветом, был пурпурный. Чаще всего оттенки пурпурного использовались для передачи цвета тел на сюжетных рисунках - это пурпурный неяркий оттенок. Само стекло в его бесцветном состоянии содержало некоторый оттенок. Например, не слишком яркий, но заметный желтый оттенок, отдававший голубизной, «морской» оттенок, перламутровый и немного зеленоватый.
Витражи и история их развития очень тесно связаны со стилем готики, развитым в средние века во множестве стран. Готика преимущественно коснулась храмовой архитектуры и дворцовых построек. Готика - это строгие религиозные храмы со шпилями, уходящими стрелой в голубое небо, с вытянутыми и аскетичными формами. Затем получила распространение аристократическая и рыцарская готика. Именно в готическом стиле развилось искусство витражей: строгий стиль прекрасно гармонировал с яркими и светящимися на фоне песчаника витражными окнами, достигавших огромных размеров.
Усложнялась живопись по стеклу, развитие «колористики» для витражей давало прекрасные результаты и позволяло утоньшать и детализировать рисунки. Большие, а иногда просто огромнейшие, пространства окон позволили не использовать свинцовую арматуру. Ведущая роль отдается главному архитектору, который вместе с мастером витража или живописцем должен был согласовать до деталей сочетание стилей, чтобы вся композиция витража соответствовала и органично вписывалась в ансамбль. Это был один из лучших периодов «жизни» витражей.
Чуть позже появляется момент соперничества между настенной живописью и живописью по стеклу. Некоторые наиболее выдающиеся работы великих мастеров-художников, выполненные на холстах, специально переносятся и дублируются на стеклах.
Живопись на стекле развилась из первых, совершенно произвольных сюжетных плоскостных рисунков и простых орнаментов до намного более сложных и усовершенствованных с помощью различных методов картин. В период расцвета этого искусства стали создавать не просто витражи, расписанные сюжетами, а целые циклы. Орнамент и сюжетная живопись пересекаются: орнаментальные узоры дополняют и продолжают сюжет. Рисунки максимально усложнились, проявилось богатство оттенков в передаваемых картинах.
Еще одним видом существовавшего популярного применения витражного искусства была так называемая кабинетная живопись. Бедные люди не могли себе позволить в доме или в малюсеньком оконце ставить витраж, а вот аристократы - вполне. В кабинетах делалось бесцветное стекло, на фоне которого и вставлялся для украшения цветной витраж. Таким образом, украшалась обстановка и был сделан акцент в кабинетном интерьере. Эпоха Возрождения изменила отношение к витражам, они пережили всплеск в истории и отошли на второй план.
Ренессанс принес с собой новые правила и образцы в архитектуре, одно из которых было увеличение света в храме, что означало сокращение популярности для искусства витражей и мозаик. Но это не означало конца или затухания мастерства.
Развитие в областях науки, в частности в химии позволили достичь новых высот в науке стекловарения и красящих веществ. Кроме того, общие для живописи достижения в качестве изображения человеческого тела и пропорциональных фигур дали необходимые знания и для живописцев по стеклу.
Итак, что же происходит с витражами в эпохе Ренессанса? Во-первых, новый шаг в стекловарении - создаются стекла большого размера, бесцветные стекла хорошего качества. Немного меняются приоритеты: собственно витражи и мозаики не так популярны, как расписанные стекла. Во-вторых, продолжает использоваться стиль гризайль. В-третьих, чтобы увеличить спектр возможных оттенков, художники начинают использовать эффект наложения цветных стекол.
Художниками Возрождения создаются очень сложные мнокомпонентные изображения с выраженными объемностью и перспективой. Круглые медальоны, украшенные фигурными ансамблями, вставленных в витраж, отдают свое место пейзажам, изображающих архитектуру готики с балдахинами, прорисованными драпировками, ярко прописанными фигурами, исторические сюжеты на все полотно витража.