Столкнулись с нестандартной ситуацией? В нашей статье мы расскажем, как проверить организацию. Эти знания не будут лишними, так как иногда это может помочь: выяснить подлинность фирмы, проверить надежность партнера. Итак, по каким данным можно проверить организацию:
- По ее названию.
- По присвоенному ИНН.
- По основному государственному регистрационному номеру (ОГРН).
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Проверяем по названию
Проверить организацию по названию можно в интернете. Для этого достаточно просто забить его в поисковике, редко какая фирма не старается засветиться там. Далее, из сайта можно узнать адрес компании, её ИНН и другие данные, которые пригодятся для поиска. Так же не лишним будет проверить на http://www.nalog.ru/ - сайт налоговиков, введите название организации и если такая существует, компьютер это покажет. Можно зайти на: spark.interfax.ru/Front/index.aspx и получить информацию там. Для проверки номера лицензии данной организации, надо пройти по следующим ссылкам:
- Лицензии фирм нанимающих людей для работы за границей - services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2001
- Лицензии турагентств - firms.turizm.ru
- Туроператоров - reestr.russiatourism.ru
- www.gosuslugi.ru - набрать в поисковике название организации.
Но, стоит учитывать, что проверка лицензии не дает 100%, следует так же обращаться, для уточнения, в органы выдавшие ее.
Проверяем по ИНН
Проверить по ИНН организацию так же можно в компьютере. Что такое ИНН организации – это идентификационный номер налогоплательщика, то есть любая организация при открытии должна регистрироваться в налоговой. Для поисков нашей компании надо зайти на сайт http://www.valaam-info.ru/fns , забиваем в пустых полях известные нам данные и ищем. Или http://www.k-agent.ru/?mod=egpl Обратите внимание: ИНН организации состоит из 10 цифр, инд.предпринимателя – 12.
Проверяем по ОГРН
ОГРН – номер записи сведений о юр. лице в основном государственном реестре. Состоит он из 13 цифр, которые имеют свое особое значение. Проверить ОГРН организации можно в интернете, на сайте федеральной налоговой - egrul.nalog.ru. Для этих же целей можно зайти на http://www.skrin.ru/ , но данная услуга возможна только для подписчиков. Так же можно обратиться в налоговую, послать письменный запрос с просьбой дать выписку из ЕГРЮЛ о данной организации. Данная информация не является закрытой, ответ обычно приходит в течение 6 рабочих дней.
На этих сайтах можно не только проверить наличие организации, а почерпнуть и другую полезную информацию: когда основана, кто главный, где расположена, менялся адрес компании или нет, есть ли долги по налогам, менялся или нет владелец. Иногда этих данных достаточно для того, чтобы составить первоначальное мнение о деятельности той или иной организации. И будьте внимательны, не ленитесь лишний раз проверить информацию.
Политика конфиденциальности (далее – Политика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152). Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в сервисе vipiska-nalog.com(далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В соответствии с законом, сервис vipiska-nalog.com несет информационный характер и не обязывает посетителя к платежам и прочим действиям без его согласия. Сбор данных необходим исключительно для связи с посетителем по его желанию и информировании об услугах сервиса vipiska-nalog.com.
Основные положения нашей политики конфиденциальности могут быть сформулированы следующим образом:
Мы не передаем Ваши персональную информацию третьим лицам. Мы не передаем Вашу контактную информацию в отдел продаж без Вашего на то согласия. Вы самостоятельно определяете объем раскрываемой персональной информации.
Собираемая информация
Мы собираем персональную информацию, которую Вы сознательно согласились раскрыть нам, для получения подробной информации об услугах компании. Персональная информация попадает к нам путем заполнения анкеты на сайте vipiska-nalog.com. Для того, чтобы получить подробную информацию об услугах, стоимости и видах оплат, Вам необходимо предоставить нам свой адрес электронной почты, имя (настоящее или вымышленное) и номер телефона. Эта информация предоставляется Вами добровольно и ее достоверность мы никак не проверяем.
Использование полученной информации
Информация, предоставляемая Вами при заполнении анкеты, обрабатывается только в момент запроса и не сохраняется. Мы используем эту информацию только для отправки Вам той информации, на которую Вы подписывались.
Предоставление информации третьим лицам
Мы очень серьезно относимся к защите Вашей частной жизни. Мы никогда не предоставим Вашу личную информацию третьим лицам, кроме случаев, когда это прямо может требовать Российское законодательство (например, по запросу суда). Вся контактная информация, которую Вы нам предоставляете, раскрывается только с Вашего разрешения. Адреса электронной почты никогда не публикуются на Сайте и используются нами только для связи с Вами.
Защита данных
Администрация Сайта осуществляет защиту информации, предоставленной пользователями, и использует ее только в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности на Сайте.
Вы начинаете переговоры с потенциальным партнёром, но что-то в нём вызывает подозрение. А вдруг он уже не юридическое лицо, а мошенник? В конце концов, такое случается нередко: фирма уже официально не существует (обанкротилась или закрылась по любой другой причине), а её бывший руководитель пытается заключить выгодную сделку с порядочным предпринимателем. Как же узнать, не ликвидировано ли предприятие?
Выписку – любой ценой!
Напомним, что сведения о всех российских компаниях содержатся в ЕГРЮЛ – едином государственном реестре юридических лиц. Данные этого реестра обновляются практически в режиме «реального времени». В ЕГРЮЛ отображена полная информация о той или иной фирме – её организационно-правовая форма, название, сведения о регистрации и, что особенно важно для нас, статус.
Ни в одном из других официальных или неофициальных актов нет абсолютно достоверной информации о статусе фирмы. Узнать о том, работает ли компания или уже почила в бозе, можно только из реестра. Ознакомиться с реестром можно двумя способами.
Используем онлайн-сервис ФНС
Проще всего будет добраться до ЕГРЮЛ через официальный сайт федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/). Здесь можно получить сведения о юридических лицах, частных предпринимателях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Узнать, ликвидирована ли организация, можно по ИНН – достаточно вбить номер в соответствующее окошко. Если не знаете ИНН, не беда – можно обойтись полным наименованием фирмы. Правда, если название распространённое («Елена», «Аврора», какая-нибудь «Ромашка» и т.п.), появляется риск нарваться на десяток однотипных фирм. В результате вычислять нужную придётся с помощью логики и интуиции, что довольно муторно.
Сама выписка представляется в виде PDF-файла, который можно скачать напрямую с сайта. Прежде онлайн-вариант выписки из ЕГРЮЛ был «сокращённым» – в электронной версии отображалась только основная информация. Теперь же электронный и бумажный вариант равнозначны по информативности.
Онлайн-доступ к ЕГРЮЛ не ограничен и предоставляется всем пользователям. Кстати, платить госпошлину не придётся – услуга абсолютно бесплатна. Ещё один плюс заключается в том, что «электронная» выписка не уступает бумажной в юридической силе. Если, например, вам понадобится использовать её в суде в качестве доказательства, скачанный отчёт можно будет распечатать на обычном принтере, а затем проставить на каждом листе свою подпись. Закон позволяет прикладывать эту распечатку к исковому заявлению и использовать её в ходе судебного разбирательства.
Описанный способ имеет множество преимуществ и ни единого изъяна. Просто, быстро, удобно и бесплатно.
Получаем выписку в отделении ФНС
Если предыдущий вариант по каким-либо причинам вас не устраивает, можно пойти традиционным путём. Традиционный путь ведёт прямиком в отделение инспекции ФНС, где вам нужно будет подать запрос на получение сведений из единого реестра. Приходить можно в отделение как по своему месту жительства, так и по месту нахождения «подозрительной» компании. Вся процедура проходит в следующем порядке.
- Сперва необходимо будет оплатить госпошлину. Её стандартный размер – 200 рублей. Если вы хотите получить выписку сразу же (точнее, на следующий день после обращения), придётся отдать в кассу 400 рублей. Реквизиты для оплаты пошлины можно получить либо в отделении ФНС, либо на официальном сайте налоговой. Внести платёж вы вправе как в отделении любого из банков-партнёров налоговой службы, так и онлайн (да, всё на том же сайте).
- Второй этап – составление письменного запроса. Унифицированной формы запроса не существует, поэтому он пишется в произвольной форме. Вам нужно будет указать наименование интересующей вас фирмы (полное либо сокращённое) или её ОГРН/ИНН. Если выписка нужна вам срочно (и вы оплатили пошлину в размере 400 рублей), добавьте в запрос приписку «в срочном порядке». В конце укажите удобный для вас вариант получения (на руки или по почте).
- Через 5 рабочих дней (или на следующий день, если вы заказали «срочную» выписку) вы получите отчёт и наконец-то узнаете, ликвидирована организация или нет. Выдаётся выписка в том же отделении налоговой. Как упоминалось выше, вы можете заказать и «доставку почтой», но это не лучший вариант – скорее всего, письмо придёт только через неделю, не раньше.
- Кстати, сам запрос тоже можно отправить налоговикам по почте. Это не рекомендуется делать по той же причине – придётся очень долго ждать.
Данный способ сложно посоветовать – слишком долго и неудобно, к тому же придётся терять время и деньги. Однако и у него есть два преимущества:
- Помимо выписки, в налоговой можно заказать копии документов, которые относятся к интересующей вас фирме и содержатся в ЕГРЮЛ (различные свидетельства, заявления и т. д.). Возможно, какие-нибудь из них пригодятся в дальнейшем. За каждый из документов тоже придётся заплатить по 200 (или 400) рублей.
- Выписки, полученные в инспекции, всё ещё имеют больший вес в глазах некоторых государственных служащих. Это чисто психологический момент, но если хотите перестраховаться – приходите за сведениями в налоговую, а не на сайт.
Не забывайте, что стандартный срок действия выписки из ЕГРИЛ – 30 календарных дней. После этого она признаётся неактуальной и не принимается в гос. учреждениях.
Как узнать, ликвидировано ли юридическое лицо в порядке банкротства?
Одна из основных причин ликвидации предприятий – банкротство. Если в отношении интересующей вас фирмы проводится процесс о банкротстве, дело явно нечисто. Даже если компания ещё не ликвидирована, она может исчезнуть в самом ближайшем будущем – как раз после того, как вы заключите с её владельцем сделку (в полном соответствии с законом Мерфи). Поэтому не будет лишним поинтересоваться, не слишком ли плохо у потенциального контрагента обстоят дела с финансами.
Получить такого рода сведения можно из двух изданий:
- «Вестника государственной регистрации» (это журнал, где публикуются уведомления о всех существенных изменениях, происходящих с юр. лицами – ликвидации, переформировании, проведении процедуры банкротства и т.п.);
- газеты «Коммерсантъ», в которой вопросам несостоятельности организаций посвящён целый раздел.
Оба издания выходят как в печатном виде, так и в электронной версии. Найти данные о любой компании на сайте того же «Коммерсанта» не составит труда – меню интуитивно понятно, а опций поиска много. В картотеке «Коммерсанта» есть отдельный пункт «Проверка контрагентов», где можно узнать официальную информацию о компании и даже оценить риски взаимодействия с ней при помощи экспресс-анализа финансовой деятельности. Для получения информации понадобится только ИНН или ОГРН.
Получив информацию о деятельности фирмы, внимательно изучите список дел, в которых она когда-либо фигурировала. Интересующие нас дела о банкротстве помечены буквой «Б». Если таковые будут, тщательно ознакомьтесь с ними – вам нужно будет выяснить, на какой стороне участвует фирма. Если она выступает в качестве кредитора, то поводов для беспокойства нет. А вот с должником по понятным причинам лучше не связываться.
В целом, «Коммерсантъ» и «Вестник» – очень полезные ресурсы. С их помощью можно как узнать о ликвидации организации, так и оценить её платежеспособность и состоятельность.
Что в итоге?
Ликвидация фирмы всегда влечёт за собой полное прекращение её прав и обязанностей. Неисполненные обязательства аннулируются, а подписанные договоры не действуют, поскольку одной из сторон фактически не существует. Опасность взаимодействия с такими «призраками» очевидна.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно использовать двухступенчатую систему проверки контрагентов. Во-первых, обязательно следует получить выписку из ЕГРЮЛ. Только в этом реестре можно со стопроцентной уверенностью найти актуальные и достоверные данные о юрлицах. Во-вторых, нужно оценить перспективы, воспользовавшись информацией из базы данных «Вестника» или «Коммерсанта». Пройти оба этапа можно буквально за 15–20 минут.
Лично идти за выпиской в налоговую стоит в тех случаях, если вы уже заключили с юрлицом договор или оформили деловые отношения каким-либо другим официально задокументированным образом. Если дело дойдёт до суда, выписка может стать серьёзным подтверждением ваших требований. Впрочем, равнозначным доказательством станет и распечатка выписки с сайта ФНС. Если же вы просто хотите узнать, ликвидировано ли ООО, то особого смысла в походе к налоговикам нет.
Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.
Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .
Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков
для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .
Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.
Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.
7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").
8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.
Совет Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта. |
9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).
При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).
И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).
Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:
- не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
- не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
- не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.
10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).
Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).
Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).
Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).
Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).
Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.
Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).
Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).
Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).
В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.