Такое понятие, как категория наклонения у глаголов, выражает отношение действия к действительности, которая устанавливается говорящим лицом. Действие может мыслиться, как вполне реальный факт, который имел место в прошлом, происходит в настоящем или же такой, который осуществится обязательно в будущем.
В этом случае глагол следует употреблять в изъявительном наклонении в форме настоящего, прошедшего или же будущего времени. Например: «Я читаю книгу», «она рассказала много интересного о своем путешествии», «Александр услышит, что ему расскажут», «мы будем писать на уроке». В этих словосочетаниях четко и ясно указывается на то, что действие происходит в данный момент (глагол читаю), действие точно происходило в прошлом (глагол рассказала) или обязательно произойдет в будущем и при этом нет никаких сомнений (глаголы «услышит» и «будем писать»).
Глаголы в изъявительном наклонении и изменяются по времени. Но тут имеется одна особенность. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют три времени: настоящее, а также прошедшее и будущее.
А глаголы совершенного вида изъявительного наклонения имеют два времени — прошедшее и будущее простое. Например: «Сережа внимательно слушал учителей на уроках и выполнял дома задания со вниманием и очень старательно». В данном предложении глагол в прошедшем времени. Или другой пример: «Я уеду на дачу и встречу там приход весны, увижу, как распускаются первые листочки на деревьях». В этом примере глаголы «уеду» и «встречу» употреблены в простом будущем времени, но это действие не вызывает сомнения говорящего.
Глаголы изъявительного наклонения в отличие от глаголов повелительного или сослагательного наклонения не вызывают сомнения в происходящем, даже если оно планируется в будущем. Можно сравнить эти два предложения, и вы поймете разницу. (Максим упал, и его ударили … и «Ударь, бей, бей его!» — кричали ребята, что собрались во дворе школы). В первом предложении глагол употреблен в изъявительном наклонении и в данном случае действие закончено — упал, ударили. А во втором предложении употреблена форма повелительного наклонения — ударь, бей, однако никто не знает, будет ли совершенно это действие. Этим глаголом только высказывается призыв ударить, но действия пока как такового нет, а потому употребляется в данном случае повелительное наклонение.
В сослагательном наклонении высказывается также просьба что-то сделать, но более мягко, нежели это делается в повелительном наклонении, действие представляется возможным или желательным, но еще неосуществленным. (Я бы упал , но дорожка была обильно посыпана песком. Алексей с великим удовольствием пошел бы в театр, но…).
«Дождик, дождик, уходи! Дай по лужам побродить!» - в этом детском стихотворении мы видим глаголы, в которых выражена просьба. Они называются повелительными.
глагола в русском языке
В русском языке такие слова употребляется в Формы этих глаголов имеют ирреальное значение, это значит, что они не связаны с действительностью, потому что называемое таким образом действие возможно, но не обязательно произойдёт на самом деле. Вот несколько примеров предложений, в которых используются глаголы в форме повелительного наклонения:
- Анатолий Андреевич, разрешите сдать отчёт в течение недели (просьба ).
- Не тяните с этим слишком долго (совет ).
- Пусть это будет в последний раз (требование ).
- Молчать. Слушать (приказ ).
Формы единственного числа
Глаголы повелительного наклонения изменяются по числам и лицам. В этой таблице приведены примеры форм ед. числа.
Формы множественного числа
Если мы обращаемся с побуждением не к одному человеку, то используем глагол в форме повелительного наклонения во множ. числе. Они изменяются также по лицам и, в отличие от изменения предыдущих форм, могут употребляться в первом лице. Это объясняется тем, что один человек не может самого себя просить выполнить что-либо, но обращаться с просьбой о совместном действии к людям, находящимся рядом, может.
Образование глаголов. повелительного наклонения
Такие глаголы имеют форму второго лица и образуются от формы наст. и буд. времени, в котором выделяется основа (часть слова без окончания):
- ходит - ход-;
- пишет - пиш-;
- читает - чита-;
- установит - установ-;
- оставит - остав-.
К основе присоединяется суффикс -и- (-й-) или нулевой суффикс:
- ход + и;
- пиш + и;
- чита + й;
- установ + и;
- оставь + нулевой суффикс.
Окончания этой глагольной формы выражают грамматическое значение числа.
Повелительное наклонение предложений с глаголами в единственном числе |
|
Повелительное наклонение глагола. Примеры предложений с глаголами во множественном числе |
|
Если в повелительной форме глагола в единственном числе стоит то он останется и перед окончанием множественного числа, и перед суффиксом -ся:
- исправьте, исправься;
- останьтесь, останься;
- сбросьте, сбросься;
- не спорьте;
- не трожьте,
- извольте.
В деловой сфере
Глагол в форме повелительного наклонения довольно активно используется в различных сферах деятельности. Например, в деловой сфере мы используем инструкции.
Что необходимо предпринять при пожаре?
При обнаружении признаков возгорания:
- незамедлительно позвоните в пожарную охрану города, села или иного населённого пункта;
- эвакуируйте людей;
- примите посильные меры по тушению возгорания.
Руководители предприятия:
- продублируйте сообщение о возгорания в пожарную охрану и проинформируйте вышестоящих лиц и ответственного дежурного;
- организуйте спасение людей, используя все возможные средства;
- проверьте, включены ли системы противопожарной автозащиты;
- отключите электроэнергию или выполните мероприятия, по устранению возгорания;
- прекратите все работы в объекте возгорания, кроме тех, что связаны с ликвидацией пожара;
- удалите работников и иных лиц из опасной зоны, кроме участвующих в тушении пожара;
- осуществите руководство по тушению возгорания до прибытия пожарной охраны;
- обеспечьте соблюдение требований безопасности всеми работниками, принимающими участие в тушении пожара;
- организуйте защиту материальных ценностей;
- встретьте подразделение пожарной охраны;
- обеспечьте оказание необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим от возгорания;
- проинформируйте руководителя тушения пожара обо всех особенностях объекта возгорания;
- организуйте привлечение сил и средств к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией возгорания и предупреждением его развития.
В учебной деятельности
В учебной деятельности предложения с глаголами повелительного наклонения используются, например, в алгоритмах.
Пример - применение правила правописания безударных гласных:
- Измени слово или подбери однокоренное слово.
- Выдели корень.
- Найди корень, в котором гласная стоит под ударением.
- Проверь по этому корню все оставшиеся слова.
В бытовой деятельности
В быту предложения с глаголами повелительного наклонения используются в руководствах по применению бытовой техники, проведению ремонтных работ, приготовлению блюд, изготовлению одежды и тому подобное.
Возьмём, например, рецепт приготовления пищи:
- Соломка из говядины. Двести грамм говядины и одну луковицу нарежьте одинаковой соломкой длиной семь-восемь сантиметров. Накалите на очень сильном огне сковороду, растопите 100 г свиного жира. Опустите в него нарезанные мясо и лук, обжарьте, при этом всё время помешивайте, не допуская подгорания. Через две минуты добавьте в сковороду чайную ложку столового вина, столько же говяжьего бульона, соль и сахар по вкусу. Доведите до кипения и подавайте к столу, украсив зеленью.
- Салат из огурцов в кисло-сладком соусе . Для начала приготовьте заливку: растворите две чайные ложечки сахарного песка в двух же чайных ложечках яблочного уксуса. Вымойте огурцы, нарежьте, поместите нарезанные кусочки в салатник, мелко накрошите зелень, перемешайте. Залейте соусом из сахара и уксуса. Можно подавать к столу.
Наклонение глагола - очень важная его характеристика. При морфологическом разборе она указывается обязательно. Также наклонение влияет и на другие признаки этой части речи, например, на время. Не стоит забывать и о том, что с этой категорией связаны определенные орфографические нормы, которых коснемся в данной статье. Также детально рассмотрим, какие формы наклонения имеет глагол, приведем примеры, чтобы данный постоянный морфологический признак не вызывал трудностей.
Что выражает категория наклонения?
Глагол придает нашей речи живость, делает ее динамичной. Неспроста словом «глагол» наши предки славяне называли всю свою речь в принципе. Предложения без этих частей речи весьма редки.
Одной из характеристик глагола является его способность выражать отношение предмета речи к действительности: происходит действие с предметом на самом деле либо просто желательно, воображаемо. Такая характеристика еще называется модальностью. Именно она и реализуется через наклонение глагола.
Таким образом, именно эта важная категория предиката содержит в себе основной смысл Какие формы наклонения имеет глагол? Ответ дадим прямо сейчас: изъявительное, условное и повелительное. Каждое из них призвано сообщить о соответствии действия действительности. Докажем это.
К примеру, сравним предложения: Я буду пить чай. - Я попила бы чай. - Выпей чаю. Несложно догадаться, что все три глагола в этих предложения употреблены в различных наклонениях. И если в первом из них говорится о конкретном действии, которое произойдет в будущем, то остальные два говорят или об условности поступка или побуждении к действию (события могут и не состояться).
Изъявительное наклонение
Самая распространенная форма наклонения, говорящая о реальности того, что происходит с предметом - изъявительное. Отличительная особенность - наличие формы времени, это говорит о том, что действие происходило ранее либо будет в будущем, а может и выполняется в настоящий момент.
Глагол в форме изменяется не только по временам, но и лицам, также числам.
Данный тип наклонения тесно примыкает к виду предиката. Так, имеют все три временные характеристики. Причем, будущее время у таких слов сложное, т.е. образованное путем прибавления к глаголу быть, употребленному в простом будущем инфинитива, содержащему основной смысл.
Например: Я готовлюсь к экзамену целыми днями. (настоящее время) - Я готовилась к экзамену целыми днями. (прошедшее время) - Я буду готовиться к экзамену следующими днями.
Какие формы наклонения имеет Если говорить об изъявительном, то такие предикаты представлены в двух временах: прошедшем и простом будущем.
Я подготовилась к экзамену очень хорошо. (прошедшее время). - Я подготовлюсь к экзамену очень хорошо.
Категория изъявительного наклонения встречается во всех типах речи при различных речевых ситуациях. Рассуждение, повествование, описание, диалог или речь на большую аудиторию - везде основными будут именно эти предикаты, они универсальны и эмоционально нейтральны.
Условное наклонение
Глагол в форме говорит о действии, которое произойдет, если будут выполнены некоторые условия. В противном случае оно невозможно.
Например: С твоей помощью я бы перешла через ущелье. Перешла бы ты сама через этот небольшой мост. Второе предложение выражает не столько наличие определенного условия, сколько пожелание выполнения действия.
Образовать форму этого наклонения весьма просто. Достаточно поставить глагол в прошедшее время и присоединить частицу бы (б): позвонила бы, пришла бы, проводил бы, отвез бы.
Роль данной в том, чтобы логически выделить необходимое слово. Она может стоять в любой части предложения. Например, сравним: Привез бы ты товар сегодня. - Ты бы привез товар сегодня. Сегодня бы ты привез товар. В первом предложении логически делается упор на глагол-сказуемое, во втором на подлежащее, а в третьем на обстоятельство времени.
Повелительное наклонение
Говоря о том, какие формы наклонения имеет глагол, следует сказать о последнем - повелительном. Из его названия становится ясно, что в таком предикате заключен какое-либо побуждение к действию слушающего. В зависимости от оформления, грамматического и эмоционального, это значение может колебаться от вежливой просьбы до приказа.
Решите, пожалуйста, задачу. - Напишите следующий пример. - Достать тетради!
Если перед глаголом в повелительном стоит частица не, то такое предложение будет выражать нежелательность действия. К примеру: Не обижайте животных! Здесь высказывается просьба, чтобы действие «обижать» не выполнялось.
Образование повелительного наклонения
Чтобы оформить вежливую просьбу, часто к глаголам повелительного наклонения приставляется особые вводные слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны. Не стоит забывать, что данные конструкции выделяются запятыми: Будьте добры, сообщите вашу фамилию и имя.
Также для вежливого побуждения к действию необходимо поставить глагол в форму множественного лица: Екатерина Валерьевна, передайте, пожалуйста, книгу.
От глаголов единственного числа повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и-. Он присоединяется к основе настоящего времени: приносят - принеси, положат - положи, возьмет - возьми. Употребление данного суффикса необязательно: встают - встань, наливают - налей.
Особое внимание следует уделять закрывать - закрывай - закрывайте; но закрыть - закрой - закройте. В первом случае употреблены глаголы несовершенного вида, во втором - совершенного.
Может образовываться повелительное наклонение и с помощью частиц пусть, пускай: Пусть мальчики уберут сегодня класс.
Если хочется достичь грубого приказа, следует образовать данное наклонение с помощью инфинитива: Всем лечь в постели!
Как правило, в предложениях с глаголами повелительного наклонения подлежащее отсутствует, однако это не касается тех, в которых форма образована с помощью пусть/пускай. Пускай Наташа накроет на стол. Подлежащее Наташа, сказуемое - пускай накроет.
Как определить наклонение?
Чтобы отличить, какие формы наклонения имеет глагол (примеры их мы привели выше), необходимо следовать алгоритму:
Однако следует помнить, что одно наклонение может использоваться в форме другого. Например, изъявительное в значении повелительного: Принесла мне кофе! Захватишь с собой газету. Может быть и обратная ситуация: Она возьми и выскочи из рук. В таком случае, какие формы наклонения имеет глагол, определяем исключительно по смыслу всего предложения.
Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.
Они могут быть трех видов:
Конспект урока для 6 класса
Примечание:
Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.
Наклонение глагола.
изучение нового материала;
развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;
воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.
Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
Коммуникативные: умение выразить мысль;
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.
Тип урока:
Комбинированный
Домашнее задание:
Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.
Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.
Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний:
А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.
Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!
Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).
В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?
Изучение нового материала.
А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.
Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?
Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.
В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):
Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).
Например: ловил, ловит, будет ловить .
Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.
Например: ловил бы, лови.
Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.
Бросил – прошедшее, совершенный;
прячутся – настоящее, несовершенный;
добрались – прошедшее, совершенный;
полетела – прошедшее, совершенный;
отдохну – будущее, совершенный;
кончится – будущее, совершенный;
буду оплакивать – будущее, несовершенный.
отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.
Д) Объясним смысл фразы:
«Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».
Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.
Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:
глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?
Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?
Как вы думаете, с чем это связано?
Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.
(Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).
Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:
вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.
Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).
З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).
Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.
Проверка, подведение итогов, оценивание.
Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?
Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?
Глаголы визъявительнок наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле: строю, строил, буду строить.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределённой-формы иногда отсекается, например: видеть - вижу, увидеть - увижу.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее (читаю, строим), прошедшее (читал(-а), строили) и будущее сложное (буду читать, будем. строить), а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее (прочитал(-а), постро
ил^) и будущее простое (прочитаю, построим).
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях: сделал бы, принёс бы.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы(б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами: Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он мо-
же т. как прекрасна была бы земля наша (А. Чехов); Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат (В. Маяковский).
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.
Глаголы вповелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: иди в школу, идите в школу; встань пораньше, встаньте пораньше. Живи, учись, гордись, мой сын, что ты советский гражданин (С. Михалков).
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица: Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в его творческие силы (М. Горький).
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание: при- сядь-ка, присядьте-ка, подойди-ка ко мне (см. «Частица», с. 146).
Еще по теме НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛ:
- 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.
- § 56. Определение категории наклонения.Грамматическая терминология, относящаяся к учению о наклонении глагола
- § 56. Определение категории наклонения. Грамматическая терминология, относящаяся к учению о наклонении глагола