Международный день дайвинга приходится на осень, но в России многие профессионалы и любители подводного плавания считают своим праздником 5 мая - День Водолаза, который отмечается в честь основания в Кронштадте первой в мире водолазной школы. Это событие произошло 5 мая 1882 году, в эпоху царствования Александра III.
А современность такова, что популярность дайвинга год от года растет, в наши дни это увлечение стало массовым и давно не является прерогативой взрослых. Еще не собираясь писать этот материал, я как-то поинтересовалась у своих друзей - дайв-мастеров и инструкторов - с чего у детей и подростков начинается увлечение подводным миром. Ответ был единодушным - с подачи родителей. Если взрослые полюбили этот вид отдыха и познания мира - непременно захотят приобщить к этому и своих детей. Здесь нет ничего общего, объяснили мне, с походами из-под палки в секцию фигурного катания или многолетними мучениями скрипки, после которых дети, случается, выкидывают инструмент, чтобы больше никогда к нему не прикасаться.
«Обычно дети фанатеют , - сказал один из участников этой беседы, - я знаю лишь один случай, когда мой товарищ, сам инструктор, обучил своего сына и тот воспринял это как необходимость, не более» . Однако погружения с аквалангом - занятие достаточно ответственное, и в сфере детского дайвинга необходимо учитывать как особенности детского организма, так и восприятия мира.
Об особенностях детского дайвинга «Летидору» рассказывает Олег Греков, член технического комитета Конфедерации подводной деятельности России, дайвер с 1981, инструктор ДОСААФ с 1987 года, инструктор CMAS, IDS Staff инструктор PADI, руководитель «Школы дайвинга Олега Грекова».
В моем представлении существуют две концепции знакомства детей с аквалангом. Можно приехать на курорт и сделать 1-2 пробных погружения, которые ни к чему не обязывают. Но мы поговорим о другом - о комплексном обучении и серьезном отношении к дайвингу.
В первую очередь следует сказать о двух основных ошибках родителей. Первая - это чересчур легкомысленное отношение. Многие взрослые, которые пришли в дайвинг и которым легко дались первые погружения, полагают, что ребенка научить погружаться так же легко, и что смогут обучить его сами. Вторая - напротив - гиперопека. Таким родителям подводное плавание представляется чем-то экстремальным и опасным, и они пытаются контролировать все действия инструктора. Недавно 16-летнего подростка папа приводил на занятия в бассейн за ручку. Это тоже ошибочно - потенциальная опасность существует и при переходе улицы, а при грамотном подходе дайвинг не более опасен, чем любой другой вид спорта или активного отдыха.
Бояться не нужно, но нельзя и забывать о специфике и серьезных различиях в процессе обучения и собственно погружений детей и взрослых. Причин тому несколько, во-первых, особенности физической подготовки детей. Оборудование достаточно тяжелое, кроме того, воздействие высокого давления под водой различается для детского и взрослого организма. Во-вторых, дети не всегда правильно воспринимают такие понятия как техника безопасности и ответственность. Ну и наконец в школьном возрасте гораздо сложнее понять те законы физики и физиологии, на которых эта техника безопасности построена. При этом дети, как правило, осваиваются под водой гораздо быстрее и легче взрослых в силу своего любопытства, большей готовности воспринимать все новое и тяги к приключениям.
Во всех системах обучения и сертификации дайверов (в России наиболее распространены системы CMAS и PADI) существуют специальные курсы и программы для детей. Они различаются между собой длительностью, минимальным возрастом учеников, глубиной погружения, но все, в основном, построены на игровых методиках с обязательным учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Здесь очень много зависит от инструктора - не все готовы заниматься с детьми, поскольку это дополнительная ответственность, не достаточно быть хорошим дайвером, нужно быть еще и хорошим педагогом, уметь правильно преподносить материал. В нашей школе, к примеру, те инструктора, которые занимаются с детьми, проходят с ними физику на наглядных и понятных примерах - а потом в обычной школе на уроках физики дети показывают отличные результаты, даже если раньше по этому предмету было «никак».
Родители часто задают вопрос, с какого возраста детям можно заниматься дайвингом. Единых стандартов здесь нет, есть рекомендации, и есть объективная оценка возможностей ребенка, которую должен дать инструктор. В некоторых случаях родителям советуют подождать полгода-год, и потом прийти снова. Для родителей бывает достаточно травматично услышать, что их ребенок, «самый-самый», еще не готов к погружениям, хотя его сверстники уже занимаются, но в случае риска или опасности здоровью инструктор должен занимать жесткую позицию.
Конфедерация CMAS называет нижнюю возрастную планку в 8-12 лет, начиная с 14 лет подростки могут получать сертификаты по взрослым стандартам CMAS. Ассоциация PADI устанавливает минимальный возраст индивидуально для каждого из курсов обучения. 10-летним детям разрешается погружаться на мелководных участках и в бассейне на глубину не более 6 м, потом постепенно в сопровождении инструктора они проходят подготовку к погружениям на открытой воде до 12 м. С 10 лет ребенок может получить сертификат PADI Junior Open Water. И во всех случаях дети до 15 лет должны погружаться только вместо со взрослыми сертифицированными дайверами.
Существуют специальные программы для самых маленьких, начиная с 5-6 летнего возраста. В этих случаях применяется специальное снаряжение, куда входит спасательный жилет, к которому присоединен регулятор и баллон с воздухом. Таким образом, ребенок плавает по поверхности воды, не поднимая головы, и с самого юного возраста учится пользоваться аквалангом. Инструкторы, которые проводят такие курсы, проходят отдельную сертификацию.
Начиная с 8-ми лет допустимо совершать непродолжительные погружения на глубину не более 2 м. Хочу еще раз предостеречь родителей от переоценки возможностей своего ребенка и, в особенности, своих возможностей. Случается, что неопытные взрослые дайверы, превышая безопасные пределы глубины, не справляются с возникшими сложностями и тем более не могут помочь ребенку, находящемуся рядом. Для совершеннолетнего человека в одиночку это рискованная глупость, но и его личная ответственность, а в случае, если рядом находится ребенок, - уже преступление.
Вообще почти все проблемы на глубине связаны с нарушениями техники безопасности. В нашей практике трагических случаев, слава богу, не было. Было несколько случаев, когда подростки забывали своевременно проверить снаряжение, и дайв приходилось прерывать. А вот нелепые, но не страшные истории периодически происходят. Много раз предупреждаем: не надо засовывать в плавки или в гидрокостюм кораллы - все равно тащат. Один мальчик случайно смахнул в воду кучу солнечных очков всей группы - потом ныряли и доставали. Несколько раз дети находили на небольшой глубине подводные фотоаппараты и фонарики, оброненные взрослыми туристами…
Моему сыну 4 года, он уже умеет нырять на задержке дыхания, погружаться мы с женой Ириной (она тоже инструктор по дайвингу) его научим. А вот станет ли дайвинг его профессией - он сам решит, когда вырастет.
Дайвинг привлекает не только взрослых, но и детей. Разумеется, для этого требуется особое детское снаряжение. Для детей выпускается специальный малогабаритный акваланг. «Баллонный блок»» МИКРО», разработан совместно специалистами фирм Техно Тор и PRO DIVING CLUB по заказу техкомитета Конфедерации Подводной деятельности России.
Микроблок предназначен для хранения дыхательной смеси и обеспечения ею при кратковременных работах на загазованном воздухе, для погружений с аквалангом, как альтернативный, для краткосрочных поисковых операций на глубине не более пяти метров и обучения подводному плаванью детей с 8 до 12 лет на глубине не более 5 метров.
Блок состоит из 2 стальных баллонов с объемом 1,3-2 л, крепящихся к алюминиевой спинке, характеризуется рабочим давлением 200 кг/см 2 и пробным гидравлическим давлением 300 кг/см 2 , температурным интервалом -50ºС +60ºС и временем дыхания 15-20 минут для взрослых, 35-40 минут для детей (при рабочем давлении и на глубине 5 метров).
Баллоны изготовлены по ГОСТ 949-73, соединяются друг с другом с помощью трубок ВД с одним вентилем в единую воздушную схему. Размещаются баллоны на жесткой спинке горловиной вверх или вниз (крепятся с помощью стяжного хомута). Для крепления к телу предусмотрена неопреновая подложка (5 мм), два плечевых регулируемых поворотных ремня с неразъемными пряжками из пластмассы, поясной разъемный регулируемый ремень и брасовый регулируемый ремень, имеющий разъем для соединения с поясным.
В горловине конусная резьба, с регулятором, для работы в качестве аппарата дыхания, блок соединяется с помощью DIN-соединения. Устройства для контроля расхода воздушной смеси в баллонном блоке не предусмотрено, мониторинг ведется визуально, с помощью выносного манометра регулятора (его шланг проходит под левым плечевым ремнем). Между баллонами предусмотрена ручка для переноски блока и страховки детей под водой.
Родителям на заметку
Дайвинг для детей - это не совсем тоже, что дайвинг для взрослых. Звучит как банальность, но, к сожалению, об этом часто забывают. И дело не только в том, что детский организм еще только формируется, не только в том, что детям сложнее себя контролировать. Прежде всего, нужно помнить, что дети видят этот мир не так как взрослые. И любое впечатление в раннем возрасте оказывает колоссальное влияние на психику ребенка. Многие часто слышали истории (а многие были их участниками) о том, как родители заставляли ходить в музыкальную школу или в спортивную секции, и это только привело к неприятию навязываемого предмета. А часто то, что ребенку запрещают, становится впоследствии чуть ли не профессией. Так и с дайвингом. Очень важно чтобы инициатива посещать занятия исходила от самого ребенка. Тогда все в радость, и тренировки, и работа со снаряжением, и изучение теории. Важно, чтобы процесс обучения был в радость, как игра. Ведь именно игра является естественной для человека формой обучения. Кроме того, для детей во время занятий очень важен момент взаимоотношений с коллективом и наставником. Этот опыт оказывает большое влияние на их отношение к социуму в будущем.
Не следует забывать и о физиологических особенностях детского организма. Плавание и физические упражнения в воде оказывают крайне благоприятное воздействие на растущий организм и формирование всех его систем. Вода оказывает общеукрепляющее действие и способствует усилению иммунитета. Очень полезны для детей упражнения по плаванию в ластах. А использование дыхательной трубки благотворно влияет на органы дыхательной системы. Однако, осваивать погружения с аппаратом рекомендуется не ранее, чем в 10 лет. До этого возраста можно пробовать плавание по поверхности в снаряжении и даже совершать небольшие погружения, но на глубину не более 2 метров. Такую практику допустимо начинать с 8 лет.
Для юных дайверов существуют определенные ограничения по глубине в соответствие с возрастом. Для детей 8 - 10 лет максимально допустимая глубина составляет 2 метра , 10 - 12 лет- 5 метров , 12 - 14 лет - 10 метров . Также детям не рекомендуется совершать погружения воде холоднее 12 градусов, при низких температурах необходимо ограничить время пребывания ребенка в воде до 10 минут (даже при использовании гидрокостюма), а в теплой воде длительность погружения не должна превышать 25 минут. В течение 24-х часов можно делать одно погружение.
Иногда от родителей можно слышать: «Пожалуйста, разрешите моему ребенку нырнуть поглубже, он такой смышленый и сильный, и очень опережает свой возраст. У него получится». Да, возможно многие дети способны и в раннем возрасте освоить многие навыки и вести себя на глубине вполне адекватно. Но воздействие газов при высоком давлении на организм ребенка сильно отличается по сравнению с организмом взрослого человека. Кроме того, дети не отвечают за свои действия. Родители, зачастую, думают, что смогут помочь своему ребенку под водой, но оказывается, что они не в состоянии справиться со своими трудностями, если таковые возникнут, что уж тут говорить о безопасности ребенка. Поэтому и превышение пределов глубины при погружениях детей несет в себе больше риска. Причем этот риск распространяется и на ребенка, и на родителя. Когда под воду с превышением пределов уходит взрослый человек - это его личное решение и ответственность. Когда это происходит с ребенком - это преступная халатность со стороны взрослого человека, принявшего такое решение.
В переводе с французского дайвинг - плавание под водой. Это занятие открывает всем желающим жизнь с новой стороны. Подводное плавание - это отдых и спорт, это постоянные открытия и здоровый образ жизни, это возможность узнать много нового и увлекательного. Если сравнивать подводный мир с космосом, то главным его преимуществом является доступность для человека. Погружаясь под воду, дайвер попадает в абсолютно другое измерение со своими правилами и законами, тайнами и загадками.
Дайвинг в Москве: теория и практика
Согласно историческим данным, первые упоминания о подводном плавании встречаются еще XVII столетии. С тех пор этот вид спорта постоянно совершенствуется. Процесс обучения подводному плаванию является довольно простым благодаря современным методикам и оборудованию, однако требующим определенных знаний и навыков, для овладения которыми необходимо потратить много времени и сил.
Навыки подводного плавания может освоить каждый. Специалисты считают, что начинать обучение можно примерно с 10-12 лет. В школах подводного плавания в Москве проводятся индивидуальные и групповые занятия для разных возрастных категорий. Как правило, занятия начинаются с теории. Только овладев необходимыми теоретическими знаниями, можно переходить к практике. Практические занятия проводятся в бассейне. Это удобный и безопасный вариант, особенно для начинающих.
Обучение подводному плаванию доступно и детям, и взрослым. Часто в дайвинг-центры и секции подводного плаванья в Москве приходят целыми семьями. Такие совместные занятия сближают детей и родителей, а общие интересы делают их досуг приятным и комфортным.
Обучение подводному плаванию в Москве для начинающих и опытных дайверов
Посещая занятия в секциях подводного плавания для начинающих, будущие дайверы, в первую очередь, знакомятся с правилами безопасного поведения, от четкого соблюдения которых иногда зависит жизнь человека. Чтобы чувствовать себя под водой комфортно и спокойно, необходимо понять все нюансы и тонкости этого спорта. Только имея за плечами необходимый запас теоретических и практических знаний, можно отправляться в настоящее подводное путешествие.
И хотя дайвинг сегодня все еще считается элитным видом отдыха, занятия ним в Москве доступны всем желающим.!
Дайвинг - это подводное плавание со специальным снаряжением. Дайвинг может быть как видом активного отдыха, так и спортивной дисциплиной со своей системой соревнований.
Чтобы заниматься дайвингом, необходимо овладеть определёнными навыками под руководством профессионального инструктора. Школы дайвинга предоставляют такие услуги и оборудование. Обучение подводному плаванию в дайвинг-центре - это необходимое условие для того, чтобы подготовиться к самостоятельным погружениям.