Мы привыкли считать началом жизненного пути момент появления на свет. Но разве до первого вздоха человека не существовало? Перинатальные матрицы Грофа — попытка современных ученых обрисовать модель внутриутробного существования. Как влияет протекание беременности на судьбу еще не рожденного ребенка?
Точка зрения официальной медицины
На протяжении всего существования официальной науки великие умы настаивали, что до момента рождения человеческий эмбрион не может считаться чем-то большим, чем просто зародышем. Такой подход легко объяснить значительным снижением персональной ответственности. Непрофессиональную деятельность можно прикрыть понятием врачебной ошибки. В противном случае за любой неудачный исход беременности, включая аборт, пришлось бы отвечать, как за убийство.
Кроме того, если признать, что еще до того момента, как человек родился, он уже имеет психическое восприятие себя как личности, придется перестраивать не только медицинский подход к ведению беременности, но и законодательную юридическую базу. Так что робкие попытки говорить о дородовой памяти заглушаются настойчивым гулом несогласных.
Теория перинатальных матриц
Впервые данное понятие было сформулировано в 1975 году американским психиатром чешского происхождения Станиславом Грофом. Перинатальные матрицы, согласно его учению, представляют собой модель психического развития человека на этапе внутриутробного существования и до момента рождения. В попытках разобраться, что же происходит с ребенком в утробе с психологической точки зрения, были проведены самые разнообразные исследования. Биографический способ, когда были предприняты попытки проследить взаимосвязь между течением беременности и дальнейшим характером человека, оказался не самым оригинальным. Особо отважные исследователи пытались погрузиться в состояние, схожее с тем, что испытывает младенец во время собственного рождения, путем введения в себя коктейля из химических соединений, включающего адреналин и ЛСД.
Единого мнения по поводу опыта, полученного в момент, когда человек родился, ученые составить не смогли. Но некоторую общую закономерность выявить удалось. Очевидно, что ребенок в утробе, изгоняющей его из привычного лона, испытывает колоссальный стресс, схожий с предательством. В перинатальных матрицах Грофа выделены четыре основные процесса, оказывающие влияние на дальнейшее развитие психики. Каждый этап характеризуется своими отличительными особенностями. Основные концепции названы самим ученым базовыми перинатальными матрицами (БПМ).
Симбиоз с матерью
Точно установить начало первого этапа не удалось. Некоторые исследователи считают, что необходимым условием является наличие коры головного мозга. Ее формирование начинается во второй половине беременности, примерно на 22 неделе. Однако ученые, допускающие память на клеточном уровне, считают, что процесс запускается уже в момент зачатия.
Первая перинатальная матрица Грофа отвечает за человека: открытость миру, способность к адаптации и восприятие собственного Я.
Давно подмечено, что желанные дети, при условии здорового протекания беременности, лучше развиваются и легче идут на контакт. БПМ объясняют это тем, что именно на данном этапе зарождается способность принимать любовь, радоваться жизни, чувствовать себя достойным всего самого лучшего.
Ребенок обитает в условиях, приближенных к идеальным:
Защита от опасностей внешнего мира.
Комфортная температура окружающей среды.
Круглосуточное поступление питательных веществ.
Укачивание околоплодными водами.
При положительном первом этапе подсознание формирует программу, согласно которой жизнь прекрасна, а ребенок желанен и любим. В противном случае запускается модель поведения, основанная на ощущении ненужности. Если присутствуют мысли об аборте, в подсознание будет заложен страх смерти. Тяжелые токсикозы создают восприятие себя как помехи для окружающих, вызывающей чувство тошноты.
Изгнание из Рая
Начало второго этапа примерно совпадает с первым периодом родовой деятельности. Во время схваток мать и ребенок невольно причиняют друг другу нестерпимую боль. Происходят колоссальные гормональные всплески. Стенки матки давят на малыша, что вызывает в нем ответные чувствительные толчки всем телом. Болевой стресс передается от матери к эмбриону и обратно, усиливая чувства страха друг друга.
Вторая перинатальная матрица Грофа названа им «Жертва». На данном этапе младенец ощущает боль, давление и отсутствие выхода. Закладывается чувство вины: хорошего не выгоняют и не подвергают страданиям. При этом формируется внутренняя сила: способность терпеть боль, настойчивость, стремление выжить.
Во второй матрице возможно два негативных влияния: отсутствие и избыток. Первое формируется при кесаревом сечении. Сильнейшая боль прекращается внезапно, без каких-либо действий со стороны ребенка. В дальнейшем таким людям сложно доводить начатое до конца. Они не способны проявлять настойчивость и бороться за свои интересы. Постоянно ожидают, что сейчас все само разрешится.
Избыток боли при затяжных родах формирует у личности привычку к давлению извне. Будучи взрослым, человек подсознательно ожидает толчка для начала решительных действий. Возможна предрасположенность к мазохизму.
Есть предположение, что повальное увлечение наркотическими веществами вызвано распространенностью медикаментозной стимуляции родов. Подсознание записывает программу, что именно химические препараты помогают убежать от страха и боли.
Замечено, что люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации. Одни решительно ищут выход, другие словно замирают в ожидании конца. Возможно, что причины такого поведения - в изначальном выборе, который был сделан еще в утробе.
Борьба за выживание
Третья матрица формируется в момент рождения. Человек вынужден появиться на свет даже при желании остаться внутри и ничего не делать. Именно от того, как завершились роды, зависит дальнейшее поведение в сложных жизненных ситуациях:
Активное стремление выбраться из тисков находит отражение в будущих решениях брать на себя ответственность.
При кесаревом сечении и стремительных родах люди не нарабатывают опыта борьбы за личные интересы.
Затяжное течение проявляется в последующей борьбе на протяжении всей жизни, при необходимости создаются вымышленные враги и препятствия.
Третья фаза, по мнению Грофа, является особенно важной. Именно на данном этапе закладывается большинство моделей поведения в дальнейшей жизни. Ученый сравнивает его с мифологическими лабиринтами и дремучим лесом, встающими на пути у сказочных героев. Преодоление первых трудностей станет основой зарождения будущей отваги и решимости бороться за свое счастье. Если же данное испытание ребенок прошел только с помощью извне, в дальнейшем он будет постоянно ждать помощи со стороны.
Освобождение
Четвертая матрица формируется от момента первого вдоха и на протяжении недели после рождения. Уникальна тем, что создана в сознательном состоянии, следовательно, поддается корректировке на протяжении всей жизни.
Родовые муки закончились, давление прекратилось. Поступление кислорода принесло освобождение от асфиксии. Стало легче, чем было. Но значительно хуже по сравнению с нахождением в материнской утробе.
Именно от того, как ребенок проведет первые часы и дни после рождения, будет зависеть восприятие в дальнейшем собственных возможностей и свободы.
При негативном течении новорожденного плотно пеленают, лишая возможности двигаться, и оставляют в одиночестве разглядывать потолок. Подсознание записывает программу, что все усилия были напрасны. Неимоверные страдания закончились холодом и ощущением ненужности. В будущем такие люди вырастают бездеятельными пессимистами. Их психика заранее решает, что все усилия напрасны, и ничего хорошего в итоге быть не может.
К сожалению, в последние десятилетия в роддомах делалось все, чтобы создать именно травматическую матрицу. Возможно, именно этим объясняется повальный алкоголизм и невероятные масштабы попыток суицида среди населения.
Награда длиною в жизнь
При положительном варианте ребенка в первые минуты выкладывают на материнский живот и дают грудь. Удовлетворив голод и заснув под биение родного сердца, новорожденный понимает: труды вознаграждены. Что бы ни происходило, потом все будет хорошо.
Последующие дни, проведенные рядом с мамой, окончательно сформируют позитивное отношение к жизни и ощущение собственной нужности. Тактильное наслаждение, грудное молоко, покой и любовь — главное, в чем нуждается человек, появившийся на этот свет.
Конечно, бывает, что беременность и роды протекали не так, как ожидалось. Возможно, что по причине болезни ребенка вынужденно поместили в бокс сразу после рождения. В таком случае требуется усиленная забота и повышенное проявление внимания. Особенно на протяжении первого года жизни.
Но любящие мамы и сами это понимают. И чувствуют. Без всяких таблиц.
Известный психиатр Станислав Гроф в течение нескольких лет работал с душевнобольными людьми. Он обнаружил потрясающую вещь - огромная часть его пациентов в состоянии вспомнить и заново пережить не только момент своего появления на свет, но и предшествующие этому долгие, девять месяцев, которые они находились в материнской утробе.Матрица - некий прототип, по которому строятся все дальнейшие объекты. База - это некий фундамент, на котором основываются все Дальнейшие построения. А перинатальным называют все, что характеризует состояние ребенка до рождения и сразу после него.
Итак, первая перинатальная матрица, когда ребенок находится в уюте и полной защищенности, формируетcя во время беременности. Для малыша это самое замечательное время - он любим и желанен. Мир к нему благосклонен.
Он в полной безопасности. Мама любит его, еще ничего о нем не зная: ни пола, ни цвета волос и глаз. Согласно одной из теорий психологии, ребенок пребывает в состоянии «МИР - О"Кеу и Я - О"Кеу», что означает - «Мир в порядке, и Я в порядке».
В это время формируется матрица оптимизма, веры, что все к лучшему, все будет хорошо. Если мама была рада беременности, счастлива и довольна, малыш рождается с «синдромом счастья». Есть люди, способные быть счастливыми при любых обстоятельствах. Это значит, что у них очень благополучно сформирована первая перинатальная матрица.
Конечно, вряд ли вам удастся провести все девять месяцев в состоянии безбрежного счастья. Порою вам будет казаться, что нервы напряжены до предела, и любую мелочь вы будете воспринимать близко к сердцу.
Но и этот опыт тоже имеет смысл. Малыш должен накопить определенный багаж знаний об эмоциях. Он должен уметь переживать, чтобы потом научиться сопереживать, уметь огорчаться, чтобы научиться сочувствовать. Это та самая матрица, на которой сознание будет отливать все более сложные эмоции и черты характера. Происходит это ближе к концу беременности, когда уже накоплен «багаж счастья» и гораздо легче для формирующегося мозга и психики справиться с мамиными переживаниями.
Кроме того, самое длительное и содержательное время вашего единства дает малышу еще очень многое. Начиная с уровня его консервативности и заканчивая его сексуальной ориентацией.
Вторая базовая перинатальная матрица формируется во время схваток, третья - во время открытия родового канала, четвертая - во время прохождения малого таза, т.
е. во время рождения.
Итак, вторая базовая перинатальная матрица формируется во время схваток. Для малыша это первый опыт конфликта, первый опыт серьезного стресса.
И если первую малыш мог бы охарактеризовать как «МИР - О"Кеу, и Я - О"Кеу» («Мир в порядке, и Я в порядке»), то теперь это - «МИР - О"Кеу, но Я - не О"Кеу» («Мир в порядке, но Я не в порядке»). Почему?
Все меняется. Приходит боль. Но мир-то остается прежним: малыш по-прежнему часть мамы, значит, что-то не так с ним... Ему больно, его жмет какая-то сила. Что происходит? Малыш уже знает - в природе действует естественный отбор: если ты здоров, ты растешь и развиваешься дальше, если ты болен - организм матери прекращает беременность, происходит выкидыш. То есть враждебность по отношению к нему материнского организма малыш воспринимает как знак своей ущербности: значит, я плохой!
Если же родовая деятельность идет своим естественным чередом, то на этом этапе из установки «я плохой, со мной что-то не так» формируется матрица, которая является базой для способности к самоанализу, самокритике. Но главное - формируется матрица терпения и способности стойко переживать жизненные неурядицы. Это вовсе не значит, что «в голове образуется пространство», где будет жить терпение. Нет, конечно. Просто в подсознании формируется некая база, на которой по мере накопления жизненного опыта будут формироваться определенные черты личности. Если малыш появился в результате кесарева сечения и не прошел через схватки, воспитать его терпеливым можно, хотя это будет нелегко.
Стимуляция нежелательна еще по одной причине: медикаментозное вмешательство в естественный процесс чревато быстрым приобретением зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и прочей гадости. Есть люди, начинающие курить с первой сигареты. А другие не привыкают к наркотикам даже после нескольких уколов. Корни - во второй перинатальной матрице. Наверняка при рождении человека, который 10 лет мучается, никак не может бросить курить, применяли стимуляцию и обезболивание. Механизм такой зависимости прост: стимуляцию практически всегда сопровождает обезболивание (очень уж болезненными становятся схватки). Малышу приходится туго. И тут настает неожиданное облегчение - обезболивающее начинает действовать. Формируется достаточно стойкий стереотип: когда очень сложно справиться с ситуацией, нужно «уколоться и забыться».
Третья базовая перинатальная матрица. Тут все просто. Малыш принимает решение действовать. И впервые в своей жизни начинает трудиться - продвигаться по родовым путям. Мама ему помогает - тужится.
Что закладывается в этот момент? Трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Очень важные качества. И, как всегда, очень важно, чтобы все прошло без проблем. Помимо всего прочего, данная матрица очень сильно влияет на сексуальность человека. Но вот, наконец, самое тяжелое позади. В момент, когда смерть сливается воедино с рождением, малыш воскресает в новом мире. Что его ждет?
Четвертая базовая перинатальная матрица характеризует начало существования малыша как самостоятельной личности, т. е. вне материнского организма. Это долгий период, но самое важное закладывается в первые часы после рождения.
После трудного, долгого и напряженного пути любой странник ждет отдыха и награды за свои труды. То же самое и малыш. Природой предопределено вернуть ребенка в его изначальное состояние «МИР - О"Кеу, и Я - О"Кеу» («МИР в порядке, и Я в порядке»). Но теперь это другой уровень благополучия. Малыш должен осознать, что, несмотря на потерянное единство с материнским организмом, он по-прежнему любим и необходим маме, что они по-прежнему вместе, она заботится о нем и не покинет его. То есть малыш должен ощутить благожелательность, приветливость нового мира («МИР - О"Кеу»), и почувствовать себя в нем хорошо («Я - О"Кеу»). Так что же для этого нужно?
Родившись, малыш должен попасть к маме на живот, чтобы по-новому ощутить утраченное единство. Сейчас это два разных организма, но их по-прежнему соединяет пуповина как свидетель их недавней общности. И пока она не отпульсирует, перерезать ее и разъединять маму с ребенком нельзя! Так же, как и уносить малыша от матери. Только представьте: вы рождаетесь, трудитесь, терпите невыносимые страдания, в надежде что там, снаружи, вас ждет другой мир, прекрасный и доброжелательный, в надежде опять обрести свою мать и ее любовь. И вот вы родились. Вас встречает совершенно чужой дядя (тетя), грубо хватает, шлепает или поднимает вверх ногами, ваши легкие раздирает от первого вздоха, после чего вас обтирают от первородной смазки и вы кожей начинаете чувствовать холод. И в довершение всего вас кидают на холодные металлические весы, после чего туго пеленают и уносят прочь от мамы... «И ради этого мне пришлось пройти весь этот ужасный путь?» - хочется кричать вам.
Если же малыш, родившись, попадает к маме на живот, слышит биение такого родного сердца, чувствует ее запах, ощущает кожей тепло ее тела, а главное - ее безграничную любовь, то кроха понимает, что сражался не зря, что он нашел то, что искал, и теперь все будет хорошо. Ребенок получает не только ценнейшие капли молозива, необходимые для его иммунной защиты, но и всю силу материнской любви. И это главное, что формируется в четвертой базовой перинатальной матрице. Что еще? Вера в людей, в счастливый финал при любых обстоятельствах.
Кроме того, в четвертой матрице закладывается комплекс неполноценности. Поэтому, когда вы увидите своего чудесного ребенка, выразите ему свою любовь и восхищение. Радость этой долгожданной встречи наполнит вашу дальнейшую жизнь с малышом теплом и светом, защитит от послеродовой депрессии, научит получать настоящее удовольствие от общения друг с другом.
Все, что закладывается в подсознании вашего малыша в течение беременности, рождения и послеродового периода, слава богу, не фатально. Практически все негативные последствия можно исправить воспитанием и любовью. Но также можно свести на нет и все положительные. Поэтому главное, что вы должны сделать, - постараться вернуться к своей женской природе, родить в соответствии с ее законами, помогать себе и малышу позитивными мыслями... жить в Любви и рожать в Любви. И помните: в Великом Таинстве рождения нет ничего второстепенного.
Перинатальные матрицы Грофа. Первый подвиг в жизни
Об ощущениях и эмоциях будущей мамы во время родов написано много - как в научной, так и в художественной литературе. А что чувствует в это время малыш? Теория матриц Грофа - лишь одна из попыток это описать. Итак, как же малыш будет переживать процесс собственных родов? Что он будет испытывать в этот момент? Какие ощущения будут сопровождать его приход в этот мир и какой след оставит это событие в душе маленького человечка? Отражаются ли родовые переживания в психике ребенка и как? Чем можем мы, взрослые, помочь или облегчить это испытание и стоит ли это делать? Очень много вопросов... Чтобы ответить на них, психологи использовали различные методы, например биографический, когда в описании жизни человека прослеживались некоторые закономерности и делалась попытка выявить взаимосвязь особенностей психики человека с тем, как проходил процесс его родов - была ли родовая деятельность медленной и вялой, либо стремительной и неуправляемой.
Среди множества методов исследований этого интересного процесса были даже такие экстраординарные, как использование исследователем легких степеней наркотического возбуждения, с тем чтобы ввести собственный организм в то психофизио-химическое состояние, которое сродни состоянию рождающегося человека. Врачами уже давно установлена примерная "химическая картина" состояния младенца, покидающего материнскую утробу - содержание в крови адреналина, эндоморфинов (биологически активных веществ, влияющих на нервную систему) и прочих составляющих. Вот эту-то химическую картину и пытались воссоздать в себе некоторые из отважных исследователей, с тем, чтобы еще раз прочувствовать, что же мы ощущали во время собственного рождения.
Пре́- и пе́рината́льная психоло́гия (англ. Pre- and perinatal psychology) - новая область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь. Перинатальный - понятие состоит из двух слов: пери (peri) - вокруг, около и натос (natalis) - относящийся к рождению. Таким образом, пре- и перинатальная психология - это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только-что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной).
Надо сразу сказать: к единому мнению о том, что же чувствует ребенок во время родов, пока не пришли. Но некоторые общие закономерности выделить все-таки можно.
Первая из них - это признание того, что начало родовой деятельности является сильнейшим стрессом для ребенка - стрессом психическим, физиологическим и даже почти нравственным. Можно сказать, что ребенок впервые в своей жизни сталкивается с несправедливостью и коварством. Теплая, уютная мамина утроба, которая столько времени давала все необходимое для жизни, вдруг становится агрессивной и неприветливой. Она начинает исторгать из себя, "изгонять из рая".
Наиболее последовательно охарактеризовал состояние ребенка от зачатия до родов Станислав Гроф. Станислав Гроф - американский врач и психолог чешского происхождения, один из основателей трансперсональной психологии. В созданной им концепции пренатального (дородового) существования человека выделены четыре основных периода , которые сохраняются в человеческом подсознании. Гроф называет их базовыми пренатальными матрицами (БПМ) и подробно характеризует, что происходит на каждой из этих матриц, что испытывает ребенок, какие бывают особенности проживания каждой из этих матриц и как в последующей жизни БПМ могут влиять на поведение человека. Каждая матрица формирует своеобразную стратегию отношения к миру, окружающим, самому себе.
4 базовые перинатальные матрицы:
схватки (матрица 1);
прохождение по родовым путям (матрица 2);
собственно роды (матрица 3);
первичный контакт с матерью (матрица 4).
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА
Изначальное единство с матерью
(внутриутробное переживание до начала родов)
Эта матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Если нет какого-либо вредного воздействия, условия для ребенка оптимальны, учитывая безопасность, защиту, подходящее окружение и удовлетворение всех потребностей.
Первая перинатальная матрица: «Матрица наивности»
Когда начинается ее формирование - не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода - т.е.22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинае формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.
9 месяцев в утробе матери, от момента зачатия до момента начала схваток – РАЙ.
Даже сам момент зачатия отпечатывается в нашей психике. В идеале ребенок живет в условиях, которые соответствуют нашему представлению о Рае: полная защищенность, одинаковая температура , постоянная сытость, легкость (плавает, как в невесомости).
Нормальная первая БПМ – мы любим и умеем расслабится, отдохнуть, порадоваться, принимать любовь, она стимулирует нас к развитию.
Травмированная первая БПМ может подсознательно формировать следующие программы поведения: при нежелательной беременности формируется программа "вечно я не вовремя". Если родители думали об аборте – страх смерти, программа "Только я расслаблюсь – меня убьют". При токсикоз е (гестоз е) – "тошнит меня от вашей радости", или – "как можно развиваться, когда дети погибают от голода". Если мама болела – "если я расслаблюсь, то заболею" Кому трудно вылежать вторую часть процесса в ребефинге – расслабиться, то скорее всего были проблемы в первой матрице.
Итак, первая матрица, о которой говорит Гроф, - это долгий период от зачатия до подготовки организма матери к родам. Это время "золотого века". Если течение беременности не осложняется психологическими, физическими или иными проблемами, если мать желает и любит этого ребенка, ему очень хорошо и уютно в ее утробе. Он напитывается матерью в прямом и переносном смысле - не только завися от нее физически, но и духовно - ее любовью. Завершается этот период (так и хочется сказать, что все хорошее когда-нибудь кончается!) появлением предупреждающих химических сигналов в организме, а затем механическими сокращениями матки. Первичное и привычное равновесие и гармония существования нарушаются, ребенок впервые испытывает психологический дискомфорт.
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА II
Антагонизм с матерью
(схватки в закрытой матке)
Вторая перинатальная матрица относится к первой клинической стадии родов. Внутриутробное существование, близкое в нормальных условиях к идеалу, подходит к концу. Мир плода нарушен, вначале коварно – посредством химических воздействий, позднее грубым механическим путем – периодическими схватками. Это создает ситуацию полной неопределенности и угрозы для жизни с различными признаками телесного дискомфорта. На этой стадии маточные схватки затрагивают плод, но шейка матки еще закрыта, и пути наружу нет. Мать и ребенок становятся источником боли друг для друга и вступают в биологический конфликт.
Вторая перинатальная матрица: «Матрица жертвы»
Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскнытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход" из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды , чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественый процесс взаимодейстия матери и плода и формирует паталогическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется паталогическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном - формируется
От начала схваток до начала потуг – ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ или АРХЕТИП ЖЕРТВЫ
Вторая БПМ начинается от момента начала схваток до полного открытия шейки матки и начала потуг. В этот момент сила сжатия матки составляет около 50 килограмм, представьте себе, что такое давление выдерживает тело 3-х килограммового ребенка. Гроф назвал эту матрицу "Жертва" потому, что состояние жертвы, это когда плохо, на тебя давят и нет выхода. При этом возникает чувство вины (изгнание из Рая), вина берется на себя: "я был плох и меня изгнали". Возможно развитие травмы любви (любили, а потом причинили боль и выпихнули). В этой матрице нарабатывается пассивная сила ("меня голыми руками не возьмешь, я – сильный"), терпеливость, настойчивость, умение выживать. Человек умеет ждать, терпеть, переносить неудобства жизни.
Негативы этой матрицы делятся на две группы: когда ее нет (кесарево: плановое и экстренное) и когда она избыточная.
При недостаточной первой матрице у человека не хватает терпения, ему трудно, например, высидеть урок или лекцию, перенести неприятную ситуацию в своей жизни. Влияние наркоза приводит к "отмораживанию" в жизненных ситуациях, требующих терпения. При экстренном кесаревом (когда схватки были, а потом они прекратились) человеку трудно довести дело до конца. При стремительных родах человек старается решить проблемы очень быстро, "с кондачка", а если что-то не получается – отказаться.
При избытке второй матрицы (длительные роды ) – у человека по жизни проходит сильная роль Жертвы, он притягивает ситуации, когда его "прессуют", давят, либо начальство, либо в семье, он страдает, но при этом подсознательно чувствует себя в этой роли комфортно. При родостимуляции записывается программа "пока меня не подтолкнут я ничего не сделаю".
После периода, который призван быть временем блаженства, спокойствия, тишины, умиротворения, "качания в океане материнской утробы", наступает время испытания. Плод периодически сжимается маточными спазмами, но система еще замкнута - шейка матки не раскрыта, выход недоступен. Утроба, которая столько времени была охраняющей и безопасной, становится угрожающей. Поскольку артерии, снабжающие плаценту, сложным образом пронизывают мышцы матки, каждое ее сокращение ограничивает приток крови, а значит, кислорода, питания для ребенка. Он начинает испытывать всеобъем лющее чувство возрастающей тревоги и ощущение надвигающейся опасности для жизни. Гроф полагает, что на этой стадии рождающийся младенец испытывает состояние ужаса и безысходности. Удивительно, что каждый человек по-своему переживает эту стадию. Кто-то "принимает решение" искать выход и все свое состояние подчиняет этому поиску. Кто-то сжимается от ужаса и все усилия прилагает к тому, чтобы вернуть прежний покой. Кто-то впадает в состояние бездействия, переживая своеобразный паралич. Некоторые психологи проводят параллели между этой матрицей внутриутробного развития и тем, как во взрослой жизни человек начинает реагировать на измененные ситуации. То, как взрослый человек переживает состояние возрастающей тревоги, как решает проблемы надвигающейся опасности - корни его поведения, возможно, - в том решении, которое было им "принято" в материнской утробе.
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА III
Синергизм с матерью
(проталкивание через родовой канал)
Эта матрица связана со второй клинической стадией родов. Схватки продолжаются, но шейка матки уже широко открыта, и постепенно начинается трудный и сложный процесс проталкивания плода через родовой канал. Для ребенка это означает серьезнейшую борьбу за выживание с сокрушающим механическим давлением и нередко с удушьем. Но система уже не закрыта, и возникает перспектива прекращения невыносимой ситуации. Усилия и интересы ребенка и матери совпадают. Их совместное интенсивное стремление имеет своей целью прекратить это в основном болезненное состояние.
Третья перинатальная матрица: «Матрица борьбы»
Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.
Потуги и роды – СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ – МАТРИЦА БОРЬБЫ или ПУТЬ ГЕРОЯ
Третья БПМ охватывает период потуг, когда ребенок продвигается из матки по родовым путям. В норме это длится 20-40 минут. В этой матрице нарабатывается активная сила ("я поборюсь и справлюсь"), целеустремленность, храбрость, смелость
Негативами этой матрицы также могут являться как ее избыток, так и недостаток. Так при кесаревом сечении, стремительных родах, выталкивании ребенка люди в дальнейшем не умеют бороться, когда возникает ситуация борьбы их надо толкать в спину. Дети интуитивно нарабатывают эту матрицу в драках и конфликтах: он дерется, его бьют.
Избыток третьей матрицы проявляется в том, что у этих людей вся жизнь - борьба, они все время борются, всегда находят против кого и с кем. Если при этом развилась асфиксия (ребенок родился синенький или белый) возникает огромное чувство вины и в жизни это проявляется игрой со смертью, смертельно опасной борьбой (революционеры, спасатели, подводники, экстремальные виды спорта...). При клинической смерти ребенка в третьей БПМ возникает программа скрытого суицида. Если применялись акушерские щипцы - в действии нужна чья-то помощь, но с другой стороны он этой помощи боится, потому что она болезненная. При разрывах возникает страх своей силы, чувство вины, программа "как только я применю свою силу – это нанесет вред, боль".
При родах в ягодичном предлежании в жизни люди стремятся все сделать необычным путем
Третья стадия связана с раскрытием шейки матки. Появляется возможность выхода. Очень важный момент в психологическом плане - сначала человек принимает решение - искать выход или нет, и только потом появляется возможность выхода! В это время ребенок обречен начать "борьбу за выживание". Независимо от того, "принято" ли им решение выходить либо всеми силами стараться законсервировать ситуацию, маточные сокращения выталкивают его. Он начинает постепенно продвигаться по родовому каналу. Его тело подвергается сокрушительному механическому давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье. Гроф отмечает, что эти обстоятельства роднят его с мифологическими персонажами, проходящими сложные лабиринты, или со сказочными героями, продирающимися сквозь непроходимые заросли. Если в психике есть отвага к одолению препятствий, если уже созрела внутренняя решимость преодоления, то и прохождение по родовым путям станет для ребенка первым опытом целенаправленного пути. Путь только один - надо родиться. Но как этот путь преодолевает человек, помогают ли ему в прохождении пути или нет, - от этих обстоятельств, по мнению автора теории, зависит многое в дальнейшей его жизни.
По Грофу, именно в этот период закладываются основы большинства поведенческих, психологических и, как следствие, социальных проблем. Первое серьезное жизненное испытание, которое человек не сумел преодолеть самостоятельно, так как ему "пришли на помощь", закладывает установку и в дальнейшем ожидать помощи со стороны. Когда ребенок рождается из семейной утробы, психологически отпочковывается от родителей, принимая на себя бремя самостоятельного установления социальных отношений, он "вспоминает" опыт собственного рождения.
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА IV
Отделение от матери
(прекращение симбиотического союза с матерью и формирование нового типа отношений)
Эта матрица относится к третьей клинической стадии родов. Мучительные переживания достигают своей кульминации, проталкивание через родовой канал подходит к концу и вот крайнее напряжение и страдание сменяются неожиданным облегчением и релаксацией. Завершается период задержки дыхания и, как правило, недостаточного снабжения кислородом. Ребенок совершает свой первый глубокий вдох, и его дыхательные пути раскрываются. Пуповину перерезают, и кровь, которая до этого циркулировала по сосудам пуповины, направляется в легочную область. Физическое отделение от матери завершилось, и ребенок начинает свое существование в качестве анатомически независимого существа. После того как снова устанавливается физиологический баланс, новая ситуация оказывается несравненно лучше, чем две предшествовавшие, но в некоторых – весьма важных – аспектах она хуже, чем первоначальное ненарушенное первичное единство с матерью. Биологические нужды ребенка не удовлетворяются на непрерывной основе, нет и постоянной защиты от перепадов температуры, раздражающих шумов, изменения интенсивности света, от неприятных тактильных ощущений.
Четвертая перинатальная матрица: «Матрица свободы»
Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается в либо в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.
От момента появления на свет до 3-9 суток – СВОБОДА + ЛЮБОВЬ
Эта матрица охватывает период от момента выхода ребенка на свет и до 5-7 дня после родов. После тяжелого труда и переживаний родов ребенок получает свободу, его любят и принимают. В идеале мама должна взять ребенка на руки, дать грудь, ребенку необходимо почувствовать заботу, любовь, защищенность и свободу, облегчение. К сожалению в наших роддом ах только в последние годы стали задумываться и претворять в жизнь принципы нетравматичной четвертой матрицы. У большинства из нас к сожалению, подсознательно свобода ассоциируется с холодом, болью, голодом, одиночеством. Настоятельно рекомендую всем прочитать книгу Лебойе «Рождение без насилия», где очень ярко описываются переживания ребенка в родах.
В связи с родовым опытом у нас также определяется опыт любви в нашей жизни. Любить можно по первой БПМ и по четвертой. Любовь по первой БПМ напоминает помещение любимого человека в искусственную матку: "Я для тебя все, зачем тебе другие - у тебя есть я, давай все делать вместе...." Однако такая любовь всегда заканчивается, и через условные 9 месяцев человек готов погибнуть, но вырваться на свободу. Любовь на четвертой БПМ – это сочетание любви и свободы, любовь необусловленная, когда ты любишь независимо от того что другой человек делает и даешь ему свободу делать все, что он хочет. К сожалению, для многих из нас это чрезвычайно трудно.
Существуют также другие ситуации, связанные с родами, например если ребенка ждали мальчиком или девочкой, а он родился другого пола, возникает травма половой идентификации ("оправдаю ли я надежды родителей"). Часто эти люди пытаются быть другого пола. Если недоношенного ребенка помещают в кювез, то подсознательно возникает барьер между собой и миром. В случае близнецов человеку необходимо чувство, что кто-то рядом, при родах у второго возникает травма брошенности, что его предали, от него ушли, а у первого – вина, что он бросил, оставил.
Если у матери были аборты до этого ребенка, они записываются в психику этого ребенка. Можно переживать страх насильственной смерти и чувство вины, страх дать себе свободу (вдруг опять убьют). Обезболивание в родах может оставлять программу, что мою боль не чувствуют или одурманивание.
Четвертый период - собственно роды . Гроф полагает, что это завершение подвига. Резкая смена всех предшествующих условий существования - переход от водного к воздушному типу существования, изменение температурного режима, действие сильнейшего раздражителя - света, действие атмосферного давления, - все эти условия в комплексе обусловливают сильнейший стресс всего организма новорожденного. По мнению большинства психологов, именно родовой шок позволяет психике ребенка так интенсивно развиваться в первые три года жизни. Существует мнение, что никогда человек не бывает так близок к смерти, как в момент рождения. И вместе с тем именно после этого испытания становится возможным невозможное в другие периоды жизни. За три года после своего рождения любой ребенок осуществляет такую интеллектуальную программу, которая не по силам даже Нобелевскому лауреату. И подвиг рождения является одной из главнейших причин таких достижений.
Стремительные роды , кесарево сечение , преждевременные роды - это сильнейший стресс для ребенка, который потом, по мнению Грофа, негативно отразится на его психике и физиологии. Но полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные пренатальные матрицы. И любящая мама знает и чувствует это и без всяких теорий.
СТАДИИ РОДОВ
Вероятно, каждая стадия биологического рождения имеет специфическую дополнительную духовную составляющую. Для безмятежного внутриутробного существования – это переживание космического единства; начало родов параллельно переживанию чувства всеобъем лющего поглощения; первая клиническая стадия родов, сжатие в закрытой маточной системе, соответствует переживанию "нет выхода" или аду; проталкивание через родовой канал во второй клинической стадии родов имеет свой духовный аналог в борьбе между смертью и повторным рождением; метафизическим эквивалентом завершения родового процесса и событий третьей клинической стадии родов служит переживание смерти Эго и повторного рождения.
Первая матрица имеет особое значение. Процесс ее формирования обусловлен сложнейшими процессами развития плода, его нервной системы, органов чувств, различными двигательными реакциями. Именно первая матрица делает способным организм плода и рождающегося ребенка формировать сложные психические акты, например, при обычном положении плода она отражает биологическое единство плода и матери. При идеальных условиях так оно и есть, и образуемая матрица проявляется отсутствием границ сознания, "океаническим сознанием", связанным "с природой - матерью", дающей пищу, безопасность, "блаженство". При действии неблагоприятных факторов в течение первых месяцев и лет жизни может появиться симптоматика, содержанием которой будут неосознанная опасность, "неприветливость природы ", извращенные восприятия с параноидным оттенком. Предполагается, что при возникновении у такого человека уже в зрелом возрасте психического расстройства, основной симптоматикой будут параноидные нарушения, ипохондрия. При различных осложнениях в течение беременности (гипоксия внутриутробного плода, эмоциональные срывы у матери во время беременности, угроза прерывания беременности и др.) формируются воспоминания о "плохом лоне", паранойяльное мышление, неприятные телесные ощущения (дрожь и спазмы, синдром "похмелья", отвращение, ощущение подавленности, галлюцинации в виде встречи с демоническими силами и т.д.).
Вторая матрица формируется в течение относительно короткого периода времени (4-5 часов) при усилении схваток. Плод впервые после периода "блаженства" и безопасности, начинает испытывать сильное внешнее давление, агрессию. Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в нервной системе пациента, т.е. в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека. Возможны и переживания нахождения в замкнутом пространстве, апокалиптические видения мира, зловеще окрашенного в темные цвета, чувство страдания загнанности в ловушку, безвыходной ситуации, которой не видится конца, чувство вины и неполноценности, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание).
Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение . Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни.
С. Гроф, специально занимавшийся этим вопросом, делает вывод, что "достигнув уровня рождения под гипнозом те, кто был рожден кесаревым сечением сообщают о чувстве неправильности, как будто они сравнивают способ, каким пошли в этот мир с какой-то филогенетической или архетипической матрицей, показывающей каким должен быть процесс рождения. Удивительно, как им явно не хватает переживания нормального рождения - содержащегося в нем вызова и стимула, столкновения с препятствием, триумфального выхода из сжимающего пространства".
Конечно же, это знание послужило основанием для разработки специальных приемов. При родах с помощью кесарева сечения трансперсональные психологи полагают, что для устранения последствий неожиданного разрыва контакта с матерью должен быть предпринят ряд специальных мер непосредственно после рождения (уложить ребенка на живот , поместить в слегка подогретую воду и др.) и тогда у новорожденного происходит вырабатывание "психологически благоприятного впечатления о мире".
Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.
Раньше многие психологи считали, что ребёнок приходит в этот мир (рождается) как чистый лист бумаги. У него нет ещё никаких воспоминаний, установок, убеждений, собственного характера. Додумались даже до того, что ребёнок в родах ничего не чувствует, а крик при рождении – рефлекс на открытие лёгких.
Может и чистый лист бумаги, но, во-первых, бумаги, во-вторых, у бумаги есть уже плотность, цвет, формат, структура и т.д. В общем, что-то уже есть.
Фамилия Станислава Грофа чаще упоминается третьей в списке по значимости влияния на открытия в области бессознательного после З.Фрейда и К.Юнга.
30-летние исследования показали и доказали, что любой человек может вспомнить свою жизнь до рождения , свою жизнь в утробе матери. И Гроф настаивает на том, что биологическое рождение является первой и главной психической травмой для человека. Внутриутробный опыт и рождение Гроф разделил на 4 неравных отрезка, этапа, матрицы. Сейчас принято эти матрицы так и называть – Базовые Перинатальные Матрицы Грофа (БПМ).
Матрица – (буквально) след, слепок, отпечаток.
Перинатальный – от греч. peri – близко, около и латинского natalis – рождение, т.е. «относящееся к родам».
Базовые – база, фундамент, основа.
Каждая из перинатальных матриц жизненно необходима для нормального существования человека и является важным этапом становления его психики. Однако травматический опыт любой из матриц может искажать поведение человека.
Первая БПМ. Матрица Рая, Блаженства. Матрица Наивности.
Её период - от зачатия до начала схваток.
В это время ребёнок пребывает в состоянии блаженства и комфорта. Он не беспокоится о пропитании, обогреве или уборке места своего обитания, безопасность также не его забота. А главное – мама рядом. И мама (чаще всего) любит своё дитя. Даже на уровне инстинктов она оберегает его (в случае опасности прикроет живот рукой).
Подобное блаженное пребывание «записывается» в подсознание человека ощущением Первоначального Рая, гармонии с Вселенной. Ведь мама – это его Вселенная. Благодаря этой Матрице мы любим и умеем расслабиться, отдохнуть, порадоваться, принимать любовь. Эта же Матрица стимулирует нас к развитию и служит фундаментом для веры в Бога, Высший космический разум и так далее. Желанный и благополучно выношенный ребёнок во взрослой жизни будет способен на большую любовь и глубокую привязанность. Взрослый человек принимает себя таким, как есть, у него высокий жизненный потенциал.
Если же покой ребёнка в утробе нарушался негативными событиями в жизни матери (кстати, к негативным факторам Гроф также причисляет курение матери, употребления ею алкоголя или сильнодействующих лекарств), то в глубине души у него сформируются безотчетный страх, ощущение уязвимости и беспомощности. При нежелательной беременности формируется подсознательная программа «вечно я не вовремя», «меня не ждут, я никому не нужен в этом мире». Если родители думали об аборте – страх смерти, программа: «Только я расслаблюсь – меня убьют». Нежеланные дети вырастают с чувством отчуждения, вины. Всем своим видом они словно просят прощения за то, что они есть. Если родители хотели ребенка противоположного пола, это может быть предпосылкой для развития сексуальных проблем в будущем. Совершенно необязательно, что он пополнит ряды сексуальных меньшинств, но половая идентификация у ребенка будет проходить сложнее - установка «Меня не приняли таким, какой я на самом деле» уже при нем.
Вторая БПМ. Матрица Жертвы.
Период от начала схваток до потуг.
Представьте себе эту кошмарную для ребёнка ситуацию: всю свою «сознательную» жизнь состояние гармонии в океане блаженства, а теперь вдруг эта райская Вселенная начинает сдавливать со всех сторон, не хватает места, кислорода, а бежать некуда, выход закрыт. Паника, ощущение безвыходной ситуации. В этот момент сила сжатия матки составляет около 50 килограммов – и представьте себе, что такое давление выдерживает тело 3-х килограммового ребенка!
При этом малыш частично регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока и есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения, родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует патологическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери (боязнь родов) провоцирует выброс ее организмом стресс-гормонов, происходит спазм сосудов плаценты. При плановом кесаревом сечении эта матрица не формируется (при экстренном - формируется).
Если роды проходят нормально - не слишком стремительно, без стимуляции, кесарева сечения и наркоза - у малыша закладываются умения выживать в сложных ситуациях, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, воля к победе, уверенность в своих силах. Очень важно, чтобы в этот период мама была спокойна.
Если же ребенок, как говорится, «выпрыгивает», это может аукнуться тем, что в будущем он будет стараться решать проблемы быстро. Если же что-то не будет получаться сразу, «стремительный ребенок» будет от этого отказываться. Те же малыши, которые, наоборот, слишком долго «выбирались», могут чувствовать себя жертвой, они часто могут попадать в ситуации, когда их прессуют. Если же роды стимулировали, то таким деткам может быть не по плечу сделать первый шаг или выбор. У «кесарят» трудности могут возникнуть с преодолением препятствий, а у деток, рожденных под наркозом, - с умением решать сложные вопросы: когда нужно активно действовать, они будут «впадать в спячку».
Эту Матрицу Гроф назвал матрицей Жертвы (состояние «мне плохо, на меня давят, а выхода нет»). Ей сопутствуют чувства безысходности, подавленности и страха. Фаза эта неприятная, но необходимая для формирования таких качеств как терпение, умение довести начатое дело до конца и не паниковать в безвыходной ситуации.
В подсознании каждого есть эти переживания, связанные с сокращением матки до того, как ее шейка откроется. Все мы были заточены в эту сжимающуюся темницу. Однако, по мнению Грофа, кому было особенно плохо в этой темнице, у тех возникли эмоциональные проблемы, связанные с этой фазой. Во взрослой жизни они выражаются через частые депрессии и клаустрофобии (боязнь ограниченного замкнутого пространства, например, езда в лифте).
Третья БПМ. Матрица Революции. Матрица Борьбы.
Период от полного открытия шейки матки до момента «выхода в свет». Прохождение ребёнка по родовым путям.
Но вот мучительные, но необходимые схватки позади – «путь открыт» – начинаются потуги. Шейка матки открывается, к сокращениям матки ребёнок добавляет собственные движения, стремясь в буквальном смысле «на свет». К образам именно этой матрицы относится и переживание «света в конце тоннеля». Она характеризует деятельность человека в те моменты жизни, когда от его активной (или выжидательной) позиции зависит очень многое. Если мать в потужном периоде вела себя правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в своей борьбе он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении (как плановом, так и экстренном) матрица, видимо, не формируется. Скорее всего, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.
В этой Матрице закладывается программа «Я все могу» . Это настоящая борьба за жизнь (отсюда и название матрицы). Это преодоление первого серьёзного препятствия. И пройти его нужно, полагаясь на собственные силы. Если ребеночек самостоятельно осилил этот путь и «уложился в сроки» (в норме он должен сделать это за 20-40 минут), то в дальнейшей жизни он не будет впадать в панику и депрессию на пути к поставленной цели.
Если роды проходят с применением обезболивающих средств, то это отражается на поведении, при возникновении проблем человек уходит, например, в наркотики, ведь первый опыт такого рода получен уже при рождении. Такие дети особенно предрасположены к компьютерной зависимости.
Применение щипцов в родах - сильная психологическая травма для ребенка. Если не компенсировать ее в раннем детстве, человек может вырасти ранимым, склонным к истерикам. Кроме того, он может отказываться от помощи, потому что первая помощь в жизни была болезненной.
Детки же, родившиеся с помощью кесарева сечения, пропускают матрицу борьбы: у них может быть занижено чувство опасности, желание получать всё и сразу, малейшее препятствие «парализует».
Если ребенок самостоятельно, но очень долго пробирался «на волю», он может жить с ощущением «вся жизнь - борьба». Если же он шел попкой вперед, то потом будет стремление делать все необычным путем (впрочем, это не такой уж недостаток).
При благополучном протекании родов в этой матрице нарабатывается активная сила («я поборюсь и справлюсь»), целеустремленность, смелость, умение сделать первый шаг. При клинической смерти ребенка в третьей БПМ возникает программа скрытого суицида.
Четвёртая БПМ. Матрица Свободы.
Соответствует рождению (отделению от матери), перерезанию пуповины и началу жизни новорожденного в качестве автономного существа.
Ребёнок символически «умирает» в том, внутриутробном мире и рождается в этом, материальном. Как мир его встретил? Ярким, обжигающим глаза светом, громкими, пугающими звуками? Или приглушенным светом, приятной, успокаивающей музыкой, ласковыми, добрыми руками? В зависимости от этого человек в дальнейшем будет или бороться с миром (разрушая экологию) или любить и беречь его.
Очень важно, чтоб ребёнка сразу положили на живот матери. Во-первых, он 9 месяцев слышал мамино сердцебиение, жил в маме, чувствовал её как единый с собой организм. Пройдя тяжёлый путь, ему надо записать в себя программу, что всё когда-нибудь заканчивается, и заканчивается хорошо, и Вселенная меня любит, всё в порядке.
Во-вторых, психологи считают, что БПМ – 1 закладывает в человеке умение ставить цели – созидательные или разрушительные. БПМ – 2 - ждать, терпеть, уметь себя где-то ограничивать при достижении цели, верить, надеяться. БПМ – 3 - переставлять ноги в направлении цели, брать на себя ответственность, преодолевать препятствия. Поэтому, БПМ – 4 – это результат, достижение цели, облегчение и радость обладания. Цикл завершён.
Вы наверняка встречали людей, которые не умеют радоваться достигнутым результатам, не умеют отмечать праздники.
Если из-под наседки забирать сразу яйца, где цыплёнок только проклюнулся и не дать ей завершить процесс высиживания процессом «выведения цыплят в народ», то она будет сидеть до изнеможения, даже если ни одного яйца уже под ней не будет. А цыплята не будут признавать её за свою маму.
При удачном родоразрешении, этой матрице соответствуют образы революции, победы над врагом, весеннего пробуждения природы, вскрытия рек ото льда и т.п. Но это – в случае, если ребёнку позволили сразу после рождения воссоединиться с мамой, то есть пережить воссоединение с «первоначальным раем» матки.
После тяжелого труда и переживаний родов ребенок получает свободу, его любят и принимают. В идеале мама должна взять ребенка на руки, дать грудь, ребенку необходимо почувствовать заботу, любовь, защищенность и свободу, облегчение.
Если ребенок, по каким-либо причинам был разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в Матрицу наивности.
Если ребёнка сразу унесли от мамы, то может развиться панический страх остаться без мамы даже на короткое время. В подростковом периоде «некомфортное» рождение грозит вылиться в отчуждение, отсутствие взаимопонимания с родителями. А уже в более взрослом возрасте это может проявляться в боязни остаться одному, без близкого человека. Страх смерти, необоснованная ревность (как страх потери).
Наши предки имели представление о том, что жизнь, поступки, мысли, эмоции беременной женщины влияют на ребёнка. Поэтому во всех культурах беременных старались ограждать от всякого негатива. Но, тем не менее, мы живём не в стерильных условиях. Поэтому бабки – повитухи сразу после рождения ребёнка в течение нескольких дней «выкатывали» перинатальный негатив яйцом (снимали негатив с одного яйца (утроба) на другое). Также во время беременности выкатывали яйцом, «чистили» информационное поле матери и ребёнка.
Бабки – повитухи знали, что в процессе родов кости черепа ребёнка складываются и находятся под огромным давлением. Можете себе представить, как важно, чтоб кости, потом стали правильно, т.к. это влияет на мозг. Большая нагрузка приходится также на шейный и грудной отдел позвоночника. Поэтому бабки «лепили головку» ребёнку, следили за позвоночником (и умели выставлять!).
Если бы в роддомах врачи умели это делать, наверное, у 90% детей не было бы детского церебрального паралича.
Кризис новорожденности – это промежуточный этап между внутриутробным и внеутробным образом жизни ребенка. Новорожденный настолько беспомощен, что не окажись рядом взрослого человека, он бы погиб уже через несколько часов после рождения. Вот и получается, что в момент родов и сразу после него человек нуждается в обществе.
Матрица Грофа
По мнению психоаналитиков, рождение – это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что оказывает влияние на всю последующую жизнь. Станислаф Гроф, например, утверждал, что те или иные свойства личности, черты характера, особенности поведения и наши последующие психологические проблемы находятся в прямой зависимости от процесса рождения. Он выделил несколько стадий родов – 4 базовые перинатальные матрицы:
- схватки (матрица 1);
- прохождение по родовым путям (матрица 2);
- собственно роды (матрица 3);
- первичный контакт с матерью (матрица 4).
На основании того, с какими проблемами пришлось столкнуться малышу на той или иной стадии рождения, или, напротив, насколько успешно они были пройдены, и строится в дальнейшем личность взрослого человека.
Для решения «взрослых» проблем Гроф с помощью специально разработанного им метода холотропного дыхания (специальная дыхательная техника, чем-то напоминающая гипервентиляцию легких) вводил своих пациентов в состояние, схожее с трансом, и заставлял переживать травму рождения снова и снова – до тех пор, пока все четыре стадии не были успешно пройдены.
Любая беременная женщина настраивается на то, что в скором времени ей предстоит как следует поработать. Будущие мамочки тщательно готовятся к этому ответственному мероприятию: слушают душераздирающие рассказы подружек, до мельчайших подробностей изучают физиологию родовой деятельности , разучивают техники дыхания, осваивают приемы релаксации, запоминают облегчающие схватки позы… словом, хотят быть во всеоружии.
Но вот наступает долгожданный момент, и вся подготовительная работа летит в тартарары; лишь изредка, в моменты просветления, в памяти то и дело вспыхивают сумбурные обрывки полученных знаний и умений, которые могут оказать значительную помощь роженице или, как минимум, придать ей уверенности в собственных силах.
С одной стороны, все идет своим чередом – независимо от нас, и в то же время наши действия играют огромную роль в благополучном завершении родов. Суть в том, насколько мы сработаемся с малышом.
Глазами ребенка
Давайте попробуем взглянуть на ситуацию с другой стороны – со стороны маленького, на первый взгляд абсолютно беспомощного существа, вашей частички, вашего ребенка. 9 долгих месяцев он пребывал в довольно специфичном, но, без сомнения, весьма уютном местечке – вашей матке. Жил себе там тихонько, спал, кушал, и по большому счету ни на что особо не жаловался, ну разве что иногда.
Но вот человечек стал совсем большим, и комфорта явно поубавилось – уж очень тесно, негде развернуться! А через какое-то время стало совсем невмоготу: вздохнуть – проблема! Малыш забеспокоился – что же это такое делается? От волнения и досады начал толкаться ручками и ножками. И тут происходит из ряда вон выходящее – некогда такой удобный и милый домик начинает сжиматься и в буквальном смысле выживать кроху.
Возмутительно! Вопиющая несправедливость, с которой так или иначе (кто-то быстрее, кто-то медленнее) смиряются все. Ребенок понимает: надо «делать ноги». А выход один – этот безнадежно узкий жуткий темный тоннель…
И малышу ничего не остается, как отправиться в опасный и, пожалуй, самый сложный в его жизни путь. Крохе больно, темно, душно и страшно. А после всех этих, прямо скажем, малоприятных ощущений маленького человечка ожидает самое главное потрясение и разочарование. Представьте, что вы вдруг оказались голышом на жутком сквозняке, пронзительный свет слепит ваши глаза, вокруг стоит оглушительный грохот и шум, над вами склонились огромные существа, с интересом изучающие вас и разговаривающие на совершенно чужом языке, вдобавок ко всему вы понимаете, что не можете дышать как прежде…
На самом деле, мы никогда не узнаем, что чувствует и переживает младенец, приходя в этот мир. Ясно одно: психика крохи разительно отличается от психики взрослого человека, она пока еще очень примитивна и лишь начинает свое формирование. И это обстоятельство во многом помогает ребенку пережить сильнейшее потрясение от появления на свет.
Все новые впечатления сначала выступают для младенца как бы в виде комплекса, без отрыва от ситуации. Исследователи склонны думать, что в первый месяц для ребенка не существует ни кого-то, ни чего-то, все внешние раздражители младенец переживает как единое состояние. Однако то, что физическая оболочка малыша получает сильнейший удар, сомнений не вызывает.
Многие родители находят в выписном листе из роддома неприятные записи типа «синдром угнетения в первые сутки», «тремор конечностей» и, наконец, настоящий бич современности – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). А тот факт, что в первые несколько дней после появления на свет новорожденный заметно теряет в весе? От хорошей жизни не похудеешь…
Спасительные рефлексы
На помощь малышу приходит набор врожденных безусловных рефлексов . Рефлексами смелый маленький человечек словно цепляется за жизнь, старается удержаться. Но при этом он продолжает быть абсолютно беспомощным, и лишь благодаря заботе взрослых способен выжить.
Таким образом, детеныш человека оказывается максимально социализированным существом, нуждающимся в обществе как никто другой. При этом, как ни парадоксально, у него нет ни единого вразумительного средства взаимодействия с этим обществом, за исключением крика. Потом, как будто в благодарность за заботу, ребенок овладевает речью, а сейчас этот маленький сжатый комочек без конца тревожит мамино сердце, и плачет, плачет, плачет…
Мы бьемся изо всех сил, не жалея себя, пытаемся понять нашего маленького инопланетянина, стараемся сделать его приход в наш мир чуть-чуть радостнее. И из всей этой суеты постепенно вырастает огромная и бесконечная любовь.
Знайте меру!
Появление в семье ребенка – ни с чем не сравнимое счастье. Хочется часами смотреть на это чудо, радовать и развлекать его. Мамочка еще не успела прийти в себя, а ей уже со всех концов света летят sms-ки и звонки с поздравлениями и пожеланиями. Новоиспеченные бабушки, дедушки, тетушки и дядюшки торопятся взглянуть на долгожданного потомка, штурмуют послеродовые палаты в часы приема или толпятся под окнами, радостно выкрикивая положенную фамилию.
Все они с нетерпением ждут дня выписки, совершают бесконечные рейды по магазинам, готовя приданное, закупая тонны одежек и погремушек. Между тем, часто бывает, что эти 3-4 дня, проведенные в роддоме, оказываются для мамы и малыша пусть непростыми, но самыми спокойными и оттого такими желанными.
Скоро, очень скоро мать и дитя закружит вихрь забот и неведомых доселе трудностей, и все кому не лень будут изнурять из бесконечными советами и замечаниями, подчас противоречащими друг другу. Пока же можно молча восхищаться своим «произведением искусства», а при возникновении поводов для беспокойства, обратитесь к врачу.
Еще несколько лет назад сразу после родов ребенка у матери забирали, относил в детское отделение, и в последующие 5-7 дней встречи мамы и малыша происходили лишь во время кормлений. Сегодня, если роды прошли без осложнений , в большинстве роддомов младенца помещают в одну палату с мамой, что, безусловно, правильно, ведь именно так задумано природой.
Однако планировались ли при этом бесконечные звонки на мобильный, вспышки цифровых фотоаппаратов и прочие вторжение извне – вопрос спорный. В детском отделении, оторванный от мамы кроха тосковал в окружении себе подобных и с нетерпением ждал обеда, а сегодня, уже с первых часов жизни, хоть и под бочком у мамы, он становится жертвой современных технологий. Только не примите эти слова за агитацию к возврату старых традиций! Просто самое главное, в чем нуждается новорожденный, - это максимальный покой.
Не секрет, что и сегодня правила роддомов отличаются строгостью и консерватизмом, что на первый взгляд может показаться излишним и даже бессмысленным. На самом деле за этим кроется стремление дать ребенку возможность восстановить хотя бы часть истраченных ресурсов, чтобы скорее адаптироваться к новым непростым условиям существования.
Надо сказать, что природа и здесь не осталась равнодушной, и «наградила» кроху не таким острым зрением и слухом, как у здорового взрослого человека. Но, несмотря на это, в обязанность каждой молодой мамы входит сознание и поддержание вокруг малыша спокойной доброжелательной обстановки.
Постарайтесь избегать дополнительных сенсорных стимулов в виде яркого света, громких, резких звуков, а также восторженных и впечатлительных компаний родственников и друзей хотя бы в первые пару дней после родов. Все это наверстается, поверьте! В идеале, ребенку требуется около месяца, чтобы «прийти в чувства». Так что примета о том, что не стоит никому показывать кроху до достижения месячного возраста, имеет вполне научное объяснение.
Гарантия безопасности
Принято считать, что новорожденный почти все время спит и не реагирует на внешние раздражители. Это не совсем верно. По сути, младенец находится в непрерывном полусонном состоянии, на границе сна и бодрствования, и как бы дезориентирован в пространстве. Он вроде бы спит, но при этом ощущает, что происходит вокруг.
Посмотрите, как груднички часами могут лежать на руках у матери, ни на секунду не выпуская изо рта ее грудь. А, просыпаясь, кроха криком дает знать, что он снова не уверен, и ему требуется подтверждение своей защищенности и благополучия. Ну, заодно и подкрепиться не мешало бы! Ученые давно установили, что большинство младенцев прикладываются к груди не только, когда хотят есть, но и когда им грустно, страшно, обидно, одиноко.
Очень важно, чтобы мама поддерживала хрупкое доверие малыша, пришла на первый же зов: «Да, родной, все хорошо! Ты в безопасности!» Не бойтесь избаловать кроху! Вряд ли ему причинит вред дополнительное кормление (в отличие от взрослых, ребенок никогда не съест больше, чем того требует организм) или сон на руках у мамы.
Возможно, полдня просидев с сынишкой или дочуркой на руках, вы не успеете приготовить обед, но в данной ситуации не так сложно определиться с системой приоритетов: с момента появления ребенка он чаще других будет занимать первую строку в списке ваших жизненных ценностей.
Не нужно пугаться и того, что ваше чадо «привыкнет к рукам». «Ручными» становятся дети, которым это действительно нужно. Возможно, они в большей степени подвержены сомнениям относительно надежности и стабильности этого мира и собственной значимости в нем. И ваша материнская обязанность – разрешить эти сомнения.
Многие исследователи говорят о том, что в этот период жизни закладывается базовое доверие к миру. Сейчас все чувства важны для возникновения первичной эмоциональной и психической связи с матерью.
Комплекс оживления
Первый месяц после рождения – один из самых сложных периодов в жизни человека. Поэтому постарайтесь окружить малыша спокойствием во всех его проявлениях. Не стоит с первых же дней обрушивать на кроху лавину новых впечатлений. Не торопитесь обращать внимание ребенка даже на яркие игрушки и мелодичную музыку. Всему свое время.
Младенец сам сообщит о своей готовности к активному познанию и исследованию мира. Так, способность фокусировать взгляд на предмете вы заметите примерно в 2-3 недели, а в возрасте 3-4 недель появляется сосредоточение на мамин голос. Ребенок все больше и больше обращает внимание на самого близкого ему человека – мать.
Из реакций сосредоточения на ее лице, в период от 1 до 2 месяцев, у здорового малыша появляется основной феномен кризиса новорожденности – комплекс оживления, одновременно являющийся сигналом того, что кризис подошел к концу, и на смену ему пришел период младенчества, который продлится вплоть до кризиса 1 года.
Комплексом оживления называют эмоционально-положительную реакцию, которая сопровождается движениями и звуками; это первое проявление потребности в общении. Значение его трудно переоценить, ведь ваш малыш впервые (!) почувствовал себя хорошо! (Специалисты склонны считать, что в период, предшествующий комплексу оживления, младенец испытывает только отрицательные эмоции).
Комплекс оживления имеет три составляющие. Это бурные двигательные реакции (общее моторное возбуждение); гуление (так называют первые звуки, которые издает малыш); осмысленная улыбка при виде маминого лица. Итак, комплекс оживления – это психический критерий окончания кризиса новорожденности.
Физиологическим критерием его завершения считается зрительное и слуховое сосредоточение, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Ну а медицинским критерием является достижение ребенком веса, с которым он родился, что свидетельствует о нормальном функционировании всех систем организма.
Необходимо отметить, что если у малыша были какие-либо неврологические проблемы (а сегодня без них обходятся буквально единицы новорожденных), комплекс оживления может появиться несколько позже.
Комплекс оживления возникает при появлении матери или иного взрослого, ухаживающего за ребенком. Кроха начинает двигать ручками и ножками, все это сопровождается радостным гулением и милой улыбкой! Вы и раньше могли замечать, как ваше чадо сладко улыбается чему-то во сне, однако только теперь эта улыбка адресована конкретному человеку. Получайте! Вы ее заслужили!