Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре» Блока
В молодости А. Блок придерживался самых передовых и революционных взглядов. Юношеский максимализм подогревался многочисленными движениями, которые заявляли о необходимости насильственного переворота. Молодому поэту казалось, что, только полностью уничтожив старый мир, можно построить новое счастливое общество, в котором не будет страданий и боли. События 1905 г. открыли Блоку ужасную картину, которая сопровождает все революции. Вместо торжества свободы и справедливости в стране воцарился хаос. Фраза «Революцию не делают в белых перчатках» предстала перед Блоком во всей своей откровенной наготе. Его идеальные представления столкнулись с потоками крови и невероятной жестокостью. Эти события серьезно поколебали прежние убеждения поэта. Он понял, что цена за мнимое счастье слишком высока.
В 1905 г. Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Считается, что это произошло в результате действительного посещения поэтом одного из храмов.
Православная церковь стремилась успокоить народное волнение и примирить враждующие группировки. По всей стране проходили церковные службы с горячими молитвами. Лирический герой присутствует на таком событии. Он обращает внимание на одну девушку в хоре, которая выделяется своей невинностью и чистотой. В образе девушки можно представить многострадальную душу России, которая молится за всех своих сыновей, независимо от их политических убеждений. «Усталые», «ушедшие корабли», «забывшие радость» — так охарактеризовал автор многочисленных участников революции. Для девушки не существует разницы между рабочими и жандармами. И те, и другие одинаково обмануты и увлечены ложными идеями. Гражданская война, независимо от ее исхода, в любом случае закончится массовыми убийствами и разрушениями. Девушке жалко весь народ в целом.
Автору кажется, что волшебный голос и «белое платье» способны образумить людей, направить их на истинный путь. В душах собравшихся в церкви воскресает надежда на лучшее. Но возникающий в финале образ плачущего ребенка возвращает к суровой действительности. В церкви можно на время забыть об окружающих ужасах. Они все равно когда-нибудь закончатся. Но нельзя забыть о тех, кто уже никогда «не придет назад». Умершие за свои идеи люди не воскреснут и не смогут оценить, насколько необходимой была их смерть для России.
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» — свидетельство серьезного перелома в душе Блока. С этого времени он избавляется от революционных взглядов и полностью уходит в символизм.
к АНАЛИЗ 1 ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЕХЗ ТЕКСТА
Лингвопоэтический анализ а.в.белова стихотворения Александра Блока Москва «Девушка пела в церковном хоре...»
Это стихотворение, по мнению ряда исследователей, явилось своеобразным откликом на трагическую гибель русского флота под Цусимой (в мае 1905 г.). а в более широком смысле оно есть ответ на первую русскую революцию. Р. Якобсон в работе, посвященной этому стихотворению, называет его «прорицанием»1. Представляется интересной позиция Якобсона, связанная с жанровой принадлежностью данного текста, которую он определяет как стансы. Заметим, что ни в одном издании стихотворений Блока нет сведений о жанре этого произведения. Однако особенности жанра стансов прямо связаны с содержанием стихотворения. По Квятков-скому, для стансов характерно «спокойное течение стиха, полного мысли»: «Каждый станс - это замкнутая строфа, заключающая в себе ясно выраженную, законченную мысль. После чтения каждого станса предполагается некоторая остановка, пауза, как бы для обдумывания сказанного»2.
Анализируя стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре...», необходимо иметь в виду две важные особенности: во-первых, жанровые признаки текста; во-вто-
1 См.: Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987.
г Квятковский А. П. Школьным поэтический словарь. - М., 2000.
рых, то, что «в истории русского символизма поэзия Блока обозначает высшую ступень - наиболее утонченные приемы в пользовании метафорой и символом как способами преобразования действительности и знаменования ее привычными образами - иных реальностей...»3.
Стихотворение имеет обобщенно-символическое значение. Его архитектоника представляет собой переплетение мира конкретного, реального с миром представляемым, невидимым. Символическая многозначность конкретного стихотворения и блоковского поэтического языка в целом менее всего поддается разложению на смыслы. Жирмунский пишет о том, что у поэта «всегда присутствует таинственный двойной смысл, мистический задний фон, который углубляет всякое положение, сообщает ему иную, бесконечную перспективу; и здесь поэт обозначает с помощью метафорического иносказания соприкосновение двух миров, ощущение иной действительности, входящей в этот мир».
И. И. Ковтунова замечает: «В стихах Блока обычно присутствуют детали внешнего мира, взятые из видимой, конкретной, а потому узнаваемой реальности. Но слова, называющие эти детали, могут одновременно быть сложными в нут ре н-
3 Ж и р м V н с к и й В. М. Поэтика русской поэзии. - СПб.. 2001.
ними символами и иметь множество иных смыслов, с первого взгляда не очевидных, но часто внушаемых словесной музыкой и передающих реальность душевной жизни поэта»4.
Двуплановость данного текста состоит в том, что перед нами помимо реальной картины - литургического богослужения в храме - возникает другая картина: образ дали, чужого берега, важного вообще в символике Блока и приобретающего в этом контексте образ земли обетованной (усталые люди Светлую жизнь себе обрели). И этот второй план по значимости становится не менее важным для понимания содержания текста. Между этими мирами возникает глубинная связь, порождающая образ пути, также символический, ибо он воплощает и долгий путь усталых в чужом краю; путь всех кораблей, ушедших в море; путь к тихой заводи, где можно обрести светлую жизнь. Это и путь (молитвенный) к Богу о спасении забывших радость свою, и путь, соединяющий тех, кто там, и тех, кто здесь. Это, наконец, путь очищения совести через покаяние и причастие.
Первое четверостишие открывается простым предложением с однородными дополнениями, структурированными анафорически сочетанием О всех:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех забывших радость свою.
Поэт сразу показывает эти два мира: зримый (образ поющей девушки, хор, храм) и символический, невидимый. Отметим здесь троекратный повтор определительного местоимения весь во множественном числе, а также синекдоху (целое через его часть): о всех усталых, о всех кораблях, о всех забывших...
* Ковтунова И. И. Поэтика Александра Блока. - М.. 2004. - С. 10.
Песнопение в храме содержит просьбы к Богу о заступничестве за всех мореплавателей и странников. Тревога, волнение передаются психологическими эпитетами усталый, чужой, ушедший, забывший. Так рождается образ дали (корабли, ушедшие в море), чужого берега, чужбины - пространство текста расширяется. Эта широта и противопоставленность родного чужому подчеркивается и антонимически: чужой край - радость своя (забывших радость свою).
Второе четверостишие открывает нам реальный мир в деталях и подробностях: голос, купол, луч (дважды), плечо, каждый из мрака, платье:
Образ девушки дан через поющий голос (Так пел ее голос - синекдоха) и поющее платье (Как белое платье пело... - метонимия). Троп платье пело усиливается лексическим глагольным повтором и инверсией. Образуется кольцевая структура повторов: Так пел ее голос... Как белое платье пело в луче. Вторая строфа прежде всего раскрывает нам реальный мир, мир в храме - в деталях и подробностях. Вся строфа строится на цветовом контрасте света и мрака. Голос, летящий в купол, и сами хоры - место, где стоят певчие, которые как бы находятся над теми, кто в храме, и свет, ослепительно белый, - это все вверху. Сияющий луч на белом плече рождает, возможно, образ ангела на этом плече, потому что солнечный луч, и без того яркий, еще и сиял на белом плече, - сгущение цветовой гаммы. Эта концентрация вызывает усиление образности. Строка И каждый из мрака смотрел и слушал создает контраст к первой строфе, к анафорическим О всех... Определительное местоимение весь имеет лексическое значение полноты, целостности, нераздельности.
Местоимение каждый этого же разряда, напротив, выражает значение отдельности, ограниченности, и поэтому мрак в данном случае приобретает дополнительный смысл реально большого количества людей, он как бы соткан из всех тех прихожан, которые находятся в храме. При этом каждый из мрака смотрел и слушал, т.е. каждый был устремлен к этому голосу и к этому лучу. В последнем стихе образ поющего белого платья строится на аллитерациях плавного бокового [л]. Отметим, что этот звук употреблен в строфе 15 раз (для сравнения: в первой строфе - 3 раза, в третьей - 6, в четвертой - 7). При этом он поддерживается консонантным повтором пл - пл: платье пело и усиливается в последующем луче.
Но это лишь первый план строфы. За ним, служа ему фоном, возникает иной, потаенный символический смысл стихотворения, который уже ощущался в первой строфе в аллюзиях-намеках - в молитвах о путешествующих и плавающих. Этот смысл ощущается в невидимом образе ангела, в поющем голосе, сияющем луче и в незримом присутствии тех, кто участвует в молитве. В этом четверостишии возникает образ надежды, упования на Бога.
Первые два стиха - простые предложения с инверсией (пел... голос, луч сиял), а два последних стиха -сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. В целом они называют три уровня реального мира. Самый первый, нижний уровень - это те, кто во мраке (каждый из мрака смотрел и слушал). Второй уровень - это хор, поющая в хоре девушка и верхняя часть самого храма. Третий уровень - это уровень, куда возносится молитва всех тех, кто молится. Образ луча, с одной стороны, показывает присутствие небесного мира и внимание, милость к земному, а с другой стороны, символизирует молитвенное обращение, надежду, устремление вверх. Этот подъем духа
Третья строфа является семантической оппозицией первой. Она открывается безличным предложением И всем казалось, на которое словно нанизаны три однородных придаточных с многосоюзием (по-лисиндетон - что). В этом четверостишии возникает образ светлой жизни, тихой заводи:
И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли. Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.
Поэт вновь включает в структуру стихотворения определительное местоимение весь во множественном числе, но теперь его обобщающее, целостное значение связывается не с теми, кто далеко на чужбине, а с молящимися в храме. Песнопения и образ поющей девушки преображают мрак. Поэтому всем казалось звучит утверждающе по сравнению с предыдущей строфой (и каждый из мрака), что закрепляется еще одним словоупотреблением: в тихой заводи все корабли.
Особую семантическую роль в этой строфе играет последнее слово обрели. Оно символизирует итог исканий. Казалось бы, это долгожданный венец трудного пути.
В тексте стихотворения формы несовершенного вида имеют значение непредельного действия, передавая созерцательный, медитативный характер содержания: пела, пел, летящий, сиял, смотрел и слушал, пело, казалось, (радость) будет, был (сладок), был (тонок), плакал. Несмотря на то, что среди этих примеров преобладают глаголы прошедшего времени, процесс, ими обозначаемый, воспринимается как протекающий в настоящем. Особенно это наглядно в стихе Так пел ее голос, летящий в купол, в котором причастная форма настоящего времени соседствует с глаголом прошедшего времени. В целом реальный, объективный мир дан через конструкции несовершенно-
го вида. Отметим двуплановость значения (и для реальных людей, и для тех, кого в храме нет) такой словоформы, как (радость) будет. Форм совершенного вида в тексте всего четыре: это причастия прошедшего времени ушедших, забывших в первой строфе, в своей семантике имеющих оттенок отторжения, ухода, невозвратности, а также глаголы в третьем и четвертом стансах - обрели и не придет, которые выступают как контекстуальные антонимы.
Последняя строфа - итоговая -соединяет все семантические нити стихотворения и является определенной разгадкой его внутреннего трагизма. Она открывается анафорическим ы, усиленным многосою-зием:
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате
А. Блок поддерживал идеи революционеров, но позднее у него наступило прозрение. Поэт понял, что такими методами нельзя вершить правосудие, слишком много боли это принесет людям. И это понимание он выразил в своем стихотворении "Девушка пела в церковном хоре", анализ которого представлен ниже.
События, предшествовавшие созданию стиха
Анализ "Девушка пела в церковном хоре" следует начать с краткой предыстории его создания. Как известно, Блок одобрял идеи и взгляды революционеров. Но после того, как в 1905 году митинги крестьян и рабочих жестоко подавлялись, а революционеры стремились любым способом, не считаясь с людьми, добиться своего, поэт словно прозревает.
Он осознает, что страна вступила на страшный путь, что может начаться Гражданская война. И люди будут готовы причинять друг другу страдания только лишь из-за того, что у них разные убеждения. В то неспокойное для страны время в храмах постоянно проходили службы во спасение Отечества. Возможно, впечатление от одной из таких служб Блок и выразил в своем стихотворении.
Особенности композиции
При проведении анализа "Девушка пела в церковном хоре" следует описать композицию стихотворения. В его основе - антитеза, в которой противопоставлены две части. Одна из них описывает храм, образ девушки и волшебное пение. У людей, услышавших его, появляется надежда на то, что все будет хорошо.
Но второй частью поэт возвращает всех к действительности. Внезапно раздается детский плач. Будто ребенок предчувствует, что не закончились еще страдания людей. Блок уделил большое внимание описанию первой части. Возможно, это было связано с тем, что большинство людей еще не осознавали весь ужас революции. Они продолжали верить в то, что скоро в стране воцарится мир и все будут счастливы.
И лишь немногие, как плачущий ребенок, понимали: не сбудется песня девушки. Людей ждут впереди еще испытания, прежде чем воцарятся спокойствие и порядок.
Звуко-ритмическая сторона произведения
Один из пунктов анализа "Девушка пела в церковном хоре" - это звуко-ритмическая характеристика стихотворения. Оно написано в форме свободного или акцентного стиха, в котором используется чередование разных размеров. Поэтому при чтении, чтобы не нарушать ритмическую целостность, строки, написанные двусложным размером, нужно читать медленнее.
В описании храма и образа девушки поэт прибегает к аллитерации на сонорные звуки и на шипящие. Это создает ощущение тишины при прочтении, чувство успокоения, надежды. Когда поэт описывает плач ребенка, он использует аллитерацию на звонкие согласные. Слушатели от громкого и резкого крика возвращаются в реальность, от которой они сбежали в страну мечтаний, послушав пение девушки.
Образ народа
В описании прихожан можно увидеть образ русского народа, о чем нужно упомянуть в анализе стихотворения "Девушка пела в церковном хоре". Люди пришли в храм в надежде, что они найдут здесь покой. Ведь молитва - это все, что тогда оставалось у простых людей, не участвовавших в революции.
И в стихотворении нет четкого разделения среди прихожан. Потому что все, кто находился в храме, они все едины, все равны. Это могли быть семьи, уже потерявшие кого-то из близких. Или родные тех, кто принимал активное участие в событиях революции. А были и такие люди, которые просто молились за будущее своей Отчизны, за весь народ, за то, чтобы воцарился мир.
Поэтому прихожане так внимательно слушали пение девушки. Для них оно стало лучом надежды. Они поверили в то, что их молитва будет услышана. Поэтому тем неожиданнее был крик ребенка в той светлой тишине. Словно только ребенок понимал, что революция тогда только начиналась.
Образ поющей девушки и плачущего ребенка
В анализе "Девушка пела в церковном хоре" Блока следует отметить, что образ девушки, во время пения которую освещает луч, занимает центральное место в стихотворении. Ее песня о кораблях, находящихся в море, является олицетворением надежды на то, что они вернутся обратно. Точно так же, как люди, принимающие участие в революции, вернутся к своим близким.
Ее песня - это луч света, озаривший жизнь всех собравшихся прихожан. Ее пение наполнено верой в лучшее будущее, оно прекрасно, потому что идет от чистого сердца. Люди, уставшие от митингов и гражданской войны, почувствовали спокойствие и мир в своих душах во время церковной службы. Девушка в стихотворении Блока является символом надежды, светлого будущего.
Но лишь ребенку, чистому душой и безгрешному в мыслях, открывается тайна: что еще не конец трагическим событиям. Ребенок предчувствует что-то ужасное впереди, и от непонимания, чего именно, он плачет. Ему жаль того, что светлым надеждам этих людей не суждено сбыться. И поэт, один из немногих, кто понимает причину этого плача, осознает, что митинги 1905 года - это только начало страшных событий революции.
Литературные приемы и тропы
Один из пунктов анализа стиха "Девушка пела в церковном хоре" - это литературные тропы, которые использовал поэт. Блок использовал метафоры, синтаксический параллелизм, эпитеты и анафоры для придания еще большей выразительности образам, чтобы подчеркнуть противопоставление двух частей. Музыкальную окрашенность произведению придают ассонансы, благодаря чему чтение строк получается напевным.
Анализ текста "Девушка пела в церковном хоре" позволяет читателям увидеть стремление поэта показать двойственность этого мира. Это произведение было посвящено жертвам расстрела у Зимнего дворца. Для А. Блока оно было очень дорого, и каждое свое публичное чтение он заканчивал именно этим стихотворением.
Опыт целостного анализа стихотворенияА.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре…»
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Август 1905
Это стихотворение было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Александр Блок очень болезненно воспринял расстрел у Зимнего, баррикады и митинги и даже в один из судьбоносных дней сам нес красное знамя впереди демонстрации. Возможно, строки стихотворения стали молитвой поэта, исполненной искреннего сочувствия утратам и жертвам. Современник Блока Измайлов данное произведение связывает с трагедией Цусимы, считая ключевым образ кораблей живым откликом на гибель русской эскадры.
Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны. Это стихотворение находится в ряду других произведений, отразивших разочарование Блока не только в самих «светлых целях», сколько в возможности увидеть их приметы в реальной жизни человека. Несоответствие идеала и действительности в них превращается в антитезу, смысл которой раскрывается на основе эмоциональной оценки ее предметного уровня.
Обманутые ожидания – проблема стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…». Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок на основе ряда деталей (церковный хор, купол, Царские Врата) создает картину церковной службы, рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании.
Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого. Но, как и всегда в лирике, описание предметного мира служит субъективным целям: в подтексте совершается переосмысление лирическим героем христианской морали. В трех первых строфах происходит разворачивание метафоры, смысл которой поначалу недостаточно прояснен. Волны звука поднимаются все выше и выше, и навстречу Голосу, летящему в купол», стремится небесный «луч», охватывая сиянием «белое платье». Необычайное звуковое и зрительное впечатление концентрирует внимание всех, кто «из мрака смотрел и слушал», вызывая в памяти многочисленные евангельские ассоциации.
Образ, созданный в последней строфе, позволяет лирическому герою стать одним из зрителей и участников происходящего, наравне с другими поддающимися очарованию «голоса» и «луча». Раскрытие «тайн» принадлежит не ему, а «ребенку», «младенцу», ведающему истину, что позволяет придать объективный характер развенчанию «сладкой», «гибельной» иллюзии. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад".
Правда трагичнее лжи. И в этой антитезе трудно определить положительное и отрицательное, так как многовековая сказка прекрасна, светла, утешительна для всех, кроме того, кто хочет быть «причастным» к истине.
В стихотворении явно выделяются несколько символов. Корабли как символ обновления, веры в приход лучших времен играют большую роль в лирике Блока. В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» мотив кораблей также является знаковым и определяет пафос всего текста. С ними связано представление об уходе и возвращение в «тихую заводь» как извечном жизненном пути. Без путешествия к новому не будет щемящей радости обретения домашнего очага.
Луч является символом духа, он «тонок», но его видит «каждый». Белый цвет, на который автор постоянно обращает наше внимание при описании облика героини, - это цвет святости и чистоты, непорочности и невинности. Только ей доверено петь «О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою». Однако люди видят луч надежды «из мрака», прихожане слышат лишь голос «белого платья».
Для более точного описания образов стихотворения уместно составить ассоциативные цепочки, поскольку стихотворение вызывает у читателей очень сильные эмоциональные переживания, но их трудно описать словами и тем более на бумаге. Попытаемся проследить их природу.
Первый образ – образ девушки, он связан со словами пела и церковный хор. Все это вызывает ассоциации с красотой, невинностью, юность, верой, спасением души, поэзией, музыкой, единением, согласием, звуком.
Платье – белое, пело. С ним связана прикрытая нагота, непорочность, скромность, чистота, совершенство, музыка.
Луч – тонок, сиял. Луч – это солнце, свет, тепло, жизнь, счастье, восторг, изящество, незащищенность, хрупкость.
Плечо – белое, чистота, совершенство, поддержка, опора, голубь.
Переход от реального конкретного уровня к символическому переосмыслению совершается на основе освобождения центрального образа от предметных признаков («девушка пела» - «пел ее голос» - «белое платье пело в луче» - «голос был сладок, и луч был тонок»). На протяжении трех первых строф сфера, охватываемая голосом, все более расширяется (девушка пела о всех – голос летел в купол – его из мрака слушал каждый – верили все). Одновременно обе мелодии сливаются, и вдруг многоголосие прерывается едва слышным звуком: «высоко, у Царских Врат, плакал ребенок…», возвращающим в реальный план и образующим композиционное кольцо.
Такой же сложностью, как смысловой и образный уровни стихотворения, отличается его стихотворный размер. Дольник становится распространенным размером в русской лирике в начале 20 века, начиная именно с произведений Блока, а затем Ахматовой. Помимо ритмической сложности, в создании особой музыкальности блоковского стиха важнейшую роль играет фоника и ее основной элемент – звуковой повтор. Впечатление от звука голоса передается не только на смысловом уровне – музыка слышна в самом стихе. Во второй строфе это происходит благодаря ассонансу (ее, сиял), а также аллитерационному звуку л. 1,2 и 4 строчки второй строфы представляют собой липограмму – отсутствует звук р, что позволяет выделить слова, ее содержащие, прежде всего слово мрак, как антитетичные. На фоне сложной ритмической организации необыкновенное спокойствие и плавность стиха создается при помощи женской перекрестной рифмы. Важные смысловые центры в строках смещены на последнее место и рифмуются, это придает стихотворению необычайную стройность и легкость при произнесении.
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» представляет новый этап пути Блока. Свет больше не отождествляется с истиной, напротив, луч сиял над иллюзией. Разочарование в возможностях личности проникнуть в тайны привело к тому, что распалась картина мира, а вместе с этим нарушилось психологическое равновесие. Многие из последующих стихотворений зафиксировали вызванные таким сломом сознания мучительные переживания лирического героя.