КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ, экспедиции вокруг Земли, во время которых пересекаются все меридианы или параллели Земли. Кругосветные плавания проходили (в разной последовательности) через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, совершались первоначально в поисках новых земель и торговых путей, что привело к Великим географическим открытиям. Первое в истории кругосветное плавание совершено испанской экспедицией в 1519-22 во главе с Ф. Магелланом в поисках прямого западного пути из Европы в Вест-Индию (куда испанцы направлялись за пряностями) под командованием шести сменявшихся капитанов (последний - Х. С. Элькано). В результате этого важнейшего в истории географических открытий плавания была выявлена гигантская акватория, названная Тихим океаном, доказано единство Мирового океана, поставлена под сомнение гипотеза о преобладании суши над водами, подтверждена теория шарообразности Земли, появились неопровержимые данные для определения её истинных размеров, возникла мысль о необходимости введения линии перемены дат. Несмотря на гибель Магеллана в этом плавании, именно его следует считать первым кругосветным мореходом. Второе кругосветное плавание осуществил английский пират Ф. Дрейк (1577-80), а третье - английский пират Т. Кавендиш (1586-88); они проникли через Магелланов пролив в Тихий океан для грабежа испано-американских портовых городов и захвата испанских судов. Дрейк стал первым капитаном, полностью совершившим кругосветное плавание. Четвёртое кругосветное плавание (вновь через Магелланов пролив) осуществила нидерландская экспедиция О. ван Норта (1598-1601). Нидерландская экспедиция Я. Лемера - В. Схаутена (1615-17), снаряжённая конкурирующими купцами-соотечественниками для устранения монополии Нидерландской Ост-Индской компании, проложила новый путь вокруг открытого ею мыса Горн, но агенты компании захватили их корабль у Молуккских островов, а уцелевшие моряки (в том числе Схаутен) окончили кругосветное плавание уже как арестанты на её судах. Из трёх кругосветных плаваний английского мореплавателя У. Дампира наиболее значительное - первое, которое он выполнил на разных судах с большими перерывами в 1679-91, собрав материалы, позволившие считать его одним из основоположников океанографии.
Во 2-й половине 18 века, когда обострилась борьба за захват новых земель, Великобритания и Франция направили в Тихий океан ряд экспедиций, в числе которых первая французская кругосветная экспедиция под началом Л. А. де Бугенвиля (1766-69), открывшая в Океании ряд островов; среди участников этой экспедиции была Ж. Баре - первая женщина, совершившая кругосветное плавание. Эти плавания доказали, хотя и не полно, что в Тихом океане, между параллелями 50° северной широты и 60° южной широты, к востоку от азиатских архипелагов, Новой Гвинеи и Австралии нет больших массивов суши, кроме Новой Зеландии. Английский мореплаватель С. Уоллис в кругосветном плавании 1766-68 годов впервые с применением нового способа счисления долгот довольно точно определил положение острова Таити, нескольких островов и атоллов в западной и центральной частях Тихого океана. Крупнейших географических результатов добился английский мореплаватель Дж. Кук в трёх кругосветных плаваниях.
В 19 веке состоялись сотни кругосветных плаваний с торговыми, промысловыми и чисто научными целями, продолжены открытия в Южном полушарии. В 1-й половине 19 века выдающуюся роль сыграл российский парусный флот; во время первого кругосветного плавания, совершённого на шлюпах «Надежда» и «Нева» И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-06), выявлены межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, объяснены причины свечения моря. Последовавшие десятки других российских кругосветных плаваний связали сравнительно дешёвым морским путём Санкт-Петербург с Дальним Востоком и российскими владениями в Северной Америке, укрепили российские позиции в северной части Тихого океана. Российские экспедиции внесли крупный вклад в развитие океанографии и открыли много островов; О. Е. Коцебу во время своего второго кругосветного плавания (1815-18) впервые высказал верное предположение о происхождении коралловых островов. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-21) на шлюпах «Восток» и «Мирный» 16 января, 5 и 6 февраля 1820 года почти вплотную подошла к побережью мифической до этого Южной Земли - Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты и Берег Принцессы Астрид), выявила дугообразный подводный хребет длиной 4800 км, нанесла на карту 29 островов.
Во 2-й половине 19 века, когда парусные суда были вытеснены пароходами и завершены основные открытия новых земель, состоялись три кругосветных плавания, внёсшие большой вклад в изучение рельефа дна Мирового океана. Британская экспедиция 1872-76 годов на корвете «Челленджер» (капитаны Дж. С. Нэрс и сменивший его в 1874 Ф. Т. Томсон) в Атлантическом океане обнаружила ряд котловин, жёлоб Пуэрто-Рико, подводные хребты вокруг Антарктиды; в Тихом океане выполнены первые определения глубин в ряде подводных котловин, выявлены подводные поднятия и возвышенности, Марианский жёлоб. Германская экспедиция 1874-76 на военном корвете «Газель» (командир Г. фон Шлейниц) продолжила открытия элементов рельефа дна и промеры глубин в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Российская экспедиция 1886-89 на корвете «Витязь» (командир С. О. Макаров) впервые выявила главные законы общей циркуляции поверхностных вод Северного полушария и обнаружила существование «холодного промежуточного слоя», сохраняющего в водах морей и океанов остатки зимнего охлаждения.
В 20 веке крупные открытия сделаны во время кругосветных плаваний в основном антарктическими экспедициями, установившими в общих чертах контуры Антарктиды, в том числе британской экспедицией на теплоходе «Дискавери-Н» под командованием Д. Джона и У. Кэри, которая в 1931-33 годах в южной части Тихого океана обнаружила поднятие Чатем, проследила на протяжении почти 2000 км Южно-Тихоокеанский хребет и провела океанографическую съёмку антарктических вод.
В конце 19 - начале 20 века стали проводиться кругосветные плавания с учебными и спортивно-туристическими целями, в том числе одиночные. Первое одиночное кругосветное плавание осуществил американский путешественник Дж. Слоукум (1895-98), второе - его соотечественник Г. Пиджен (1921-1925), третье - французский путешественник А. Жербо (1923-29). В 1960 году прошло первое кругосветное плавание на подводной лодке «Тритон» (США) под командованием капитана Э. Бича. В 1966 отряд советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение. В 1968-69 первое одиночное безостановочное кругосветное плавание осуществил на парусной яхте «Сухаили» английский капитан Р. Нокс-Джонстон. Первой из женщин одиночное кругосветное плавание совершила в 1976-78 польская путешественница К. Хойновская-Лискевич на яхте «Мазурек». Великобритания первой ввела кругосветные гонки одиночек и сделала их регулярными (с 1982). Российский мореплаватель и путешественник Ф. Ф. Конюхов (родился в 1951) совершил 4 одиночных кругосветных плавания: 1-е (1990-91) - на яхте «Караана», 2-е (1993-94) - на яхте «Формоза», 3-е (1998-99) - на яхте «Современный гуманитарный университет», участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света - в одиночку», 4-е (2004-05) - на яхте «Алые Паруса». Первое кругосветное плавание российского учебного парусника «Крузенштерн» в 1995-1996 было приурочено к 300-летию российского флота.
Первое кругосветное путешествие с запада на восток осуществил П. Тейшейра (Португалия) в 1586-1601 годах, обогнув Землю на судах и пешком. Второе в 1785-1788 - совершил французский путешественник Ж. Б. Лессепс, единственный оставшийся в живых участник экспедиции Ж. Лаперуза. В последней трети 19 века, после опубликования романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» (1872), получили распространение кругосветные путешествия за рекордное время. В 1889-90 американская журналистка Н. Блай обогнула Землю за 72 дня, в конце 19 - начале 20 века этот рекорд неоднократно улучшался. Во 2-й половине 20 века кругосветные плавания и путешествия уже не представлялись чем-то экзотическим, к ним добавились широтные. В 1979-82 годах впервые в истории человечества Р. Файнс и Ч. Бертон (Великобритания) совершили кругосветное путешествие по Гринвичскому меридиану со сравнительно короткими отклонениями к востоку и западу через оба полюса планеты (на судах, автомашинах, мотонартах, моторных лодках и пешком). Путешественники внесли вклад в географическое изучение Антарктиды. В 1911-13 российский спортсмен А. Панкратов осуществил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде. Первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания принадлежит германскому дирижаблю «Граф Цеппелин» под командованием Г. Эккенера: в 1929 за 21 сутки он преодолел с тремя промежуточными посадками около 31,4 тысяч км. В 1949 американский бомбардировщик В-50 (командир - капитан Дж. Галлахер) совершил первый беспосадочный кругосветный перелёт (с дозаправкой в воздухе). Первый в истории человечества космический полёт вокруг Земли в 1961 выполнил советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток». В 1986 британский экипаж произвёл первый в истории авиации кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки (Д. Рутан и Дж. Йигер). Супруги Кейт и Дейвид Грант (Великобритания) с тремя детьми осуществили кругосветное путешествие в фургоне, запряжённом парой лошадей. Они выехали с Оркнейских островов (Великобритания) в 1990, пересекли океаны, страны Европы, Азии и Северной Америки и в 1997 вернулись на родину. Конное кругосветное путешествие в 1992-98 совершили российские путешественники П. Ф. Плонин и Н. К. Давидовский. В 1999-2002 годах В. А. Шанин (Россия) проехал вокруг света на попутных машинах, самолётах, грузовых судах. На воздушном шаре в одиночку впервые облетел Землю в 2002 С. Фоссетт (США), он же в 2005 совершил первый в истории авиации одиночный кругосветный беспосадочный перелёт на самолёте без дозаправки.
Лит.: Ивашинцов Н. А. Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г. СПб., 1872; Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950; Русские мореплаватели. [Сб. ст.]. М., 1953; Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. М., 1954; Урбанчик А. В одиночку через океан: Сто лет одиночного мореплавания. М., 1974; Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. 3-е изд. М., 1983-1986. Т. 2-5; Файнес Р. Вокруг света по меридиану. М., 1992; Блон Ж. Великий час океанов. М., 1993. Т. 1-2; Слокам Дж. Один под парусами вокруг света. М., 2002; Пигафетта А. Путешествие Магеллана. М., 2009.
Первым путешественником, который совершил путешествие вокруг земного шара, считается Фернан Магеллан. Однако он вовсе не собирался становиться первым кругосветным путешественником. Его задача была совсем другой – более приземленной. И вся слава от глобальных открытий досталась тогда совсем не ему.
Автор идеи
Идея экспедиции, приведшей к открытиям, была предложена Фернаном Магелланом, родившимся в 1470 и скончавшимся в 1521 году. Дворянин по происхождению, он родился в Португалии, был королевским пажом. Известно, что Магеллан был хорошо образован, занимался космографией, навигацией и астрономией. Первое его плавание состоялось, когда Фернану было двадцать лет: он участвовал в военных сражениях. Магеллан сумел подавить восстание туземцев на Малакке, а потом остался на службе в Африке. Ложное обвинение остановило карьеру морского капитана. Идея отправиться на кораблях на запад, предложенная португальскому королю, была отвергнута.
В 1517 году Магеллан с одобрения короля Португалии уехал в Испанию, став ее подданным. Ему удалось убедить короля Карла V в наличии перехода между Тихим и Атлантическим океанами. Если бы получилось найти этоn пролив, Испания получила бы все земли, которые находятся на западе от Канарских островов (по велению папы Александра VI).
Получить королевское «добро» помог друг, астроном Рюи Фальер, а также аристократ Де Аранда, предложивший в обмен на поддержку проекта отдать ему 20% прибыли, которую принесет экспедиция. Так проект поиска пути на Острова Пряностей был принят королем. Однако Фалер сумел уменьшить долю Де Аранда – до 8%.
Когда Магеллан предложил идею своего путешествия, мир уже знал о Центральной и части Южной Америки, а также об океане, который простирается за ними. Уже был пройден Панамский перешеек. Но о том, что Восток и Запад может связывать другой путь, тогда не подозревал никто.
Магеллан решил найти доказательства, что место расположения Островов Пряностей — у Нового Света, а не у Азии. Это означало бы, что пряное богатство – это область влияния Испании, а не Португалии, как тогда считалось.
О кругосветном путешествии Магеллан не думал. Он искал пролив, который мог бы находиться в Южной Америке. Он хотел попасть на Остова пряностей, купить товар, привезти в Испанию и получить прибыль.
Подготовка к экспедиции
В плавание отправилось пять кораблей. Денег на их снаряжение было достаточно. Многие из купцов Европы решили поучаствовать в предприятии. Они хотели получить доступ к прибыльным пряностям напрямую, без посредничества Португалии.
Несмотря на попытки португальских властей помешать экспедиции, поскольку возник страх, что она на самом деле удастся, путешествие состоялось.
Посол Португалии в Испании, Алвару да Кошта, сделал все возможное, чтобы Магеллан не отправился в экспедицию. Он распространял слухи о неосуществимости его затеи. О том, что испанцы не доверяют капитану, а от королевских чиновников, которые тоже будут участвовать в плавании, можно ждать только неприятностей. Также Магеллану передавали, что португальский король ждет его на родине, где ему приготовлено выгодное место.
Все было напрасно. Тогда посол организовал покушение на Магеллана, которое провалилось. Альвару да Кошта продолжал свое дело: договаривался, чтобы на суда поставлялось снаряжение и продукты плохого качества, чинил разные препятствия. Все это не имело успеха.
Правда, в Испании было много недовольных, что экспедицией будет руководить португалец, который вдобавок еще и получит хороший куш: пятую часть прибыли, двадцатую – от новых открытых земель, и право владеть третью новых островов.
Это привело к бунту на флагманском корабле, когда над ним взвился личный штандарт Магеллана: он сильно напоминал флаг Португалии. Мятеж был подавлен, однако пришлось пойти на уступки. Выходцев из Португалии на судне могло быть не более пяти, а штандарт заменили.
Экспедиция вышла в море 20 сентября 1519-го. На всем протяжении пути Магеллана преследовали конфликты с испанцами, которые плыли с ним вместе.
Первый случился с капитаном Хуаном де Картахена. Он возмутился тем, что Магеллан решил изменить утвержденный маршрут, чтобы избежать встречи с португальцами. Адмирал решил идти к Африке, а не к Америке, как планировалось.
Магеллан и Картахена даже подрались. Испанца лишили капитанской должности и перевели в пассажиры на другой корабль. Это повысило авторитет Магеллана, но у него появился обозленный враг.
Атлантический океан
Путь по Атлантическому океану прошел довольно спокойно. Именно здесь Магелланом была впервые применена его авторская система сигнализации, с помощью которой корабли смогли связываться друг с другом. Это помогало судам не теряться в океане.
От экватора корабли пошли к Земле Святого Креста, как тогда называли Бразилию, и 13 декабря остановились в бухте Санта-Люсия. Сейчас здесь находится Рио-де-Жанейро. Достигнув берегов Бразилии, моряки выяснили, что Ла Плата – это устье реки, а не пролив, как предполагалось ранее.
Мятеж
К концу марта 1520-го Магеллан принимает решение остановиться на зимовку в гавани Сан-Хулиан. Пролив, который они так долго искали, был совсем рядом, но об этом морякам пока было не известно.
Пришлось уменьшить нормы пищи. Это стало поводом для организации нового мятежа. Возглавили бунт офицеры из Испании. Они добились захвата трех кораблей. Один из офицеров был убит за отказ стать участником мятежа.
Магеллану пришлось действовать решительно. С помощью хитрости был захвачен большой корабль и заблокированы два других. Мятежникам не оставалось ничего другого, как сдаться. Суд приговорил двух главных зачинщиков (де Катахену и одного священника) оставить в Аргентине, на скалах, где жили пингвины. Судьба этих людей неизвестна.
Во время зимовки один корабль, разведочный, сильно пострадал и вышел из строя. Около тридцати человек погибли от цинги и других заболеваний.
Капитанами на кораблях стали люди, которым доверял Магеллан — выходцы из Португалии. В это время пять аборигенов были взяты в плен хитростью, но все они погибли по пути в Европу.
Магелланов пролив
Из Сан-Хулиана корабли вышли двадцать четвертого августа. Дойдя к реке Санта-Крус, остановились и провели здесь почти два месяца. Можно было пополнить запасы пищи.
Пролив обнаружился на 52-ой южной параллели. Два корабля, отправленные на разведку, выяснили, что это не было рекой. Это означало, что новый путь к Востоку найден.
Чтобы пройти пролив, понадобилось тридцать 38 дней. Это было сложно и потребовало смелости от самого руководителя экспедиции и всех ее участников. Все четыре оставшихся корабля прошли этот путь благополучно. Но уже перед самым концом пролива на одном из них снова начался бунт. Командовал судном португалец, а главарем бунтовщиков тоже стал выходец из Португалии, Гомеш. Он говорил о том, что это край света – и надо идти назад, иначе погибнут все. Команда арестовала капитана и отправилась обратно в Испанию, где была арестована. Магеллан решил, что корабль погиб в проливе: о мятеже ему было неизвестно.
Тихий океан
Примерно 15 тысяч километров корабли шли по бескрайним просторам, не встретив ни одного острова, где бы жили люди.
Продовольствие заканчивалось. Люди ели даже крыс, которые стали деликатесом, и обивку из кожи, которую снимали с мачт и бортов. Три месяца были очень сложными.
Однако в чем-то морякам повезло: по пути не было штормов. Это и послужило поводом назвать новый океан Тихим. Он оказался намного больше, чем думал до этого Магеллан.
Запастись продуктами и водой удалось на острове Гуам. Здесь пришлось немного повоевать с местными жителями, которые злились на то, что им не удалось ничего украсть на судах.
В апреле 1521-го экспедиция достигла Филиппин. И здесь рабу Магеллана, родившемуся на Суматре, удалось увидеть людей, говоривших на том же языке, что и он. Это стало еще одним доказательством — Земля имеет форму шара.
Смерть Магеллана
На Филиппинах Магеллана неожиданно поддержали арабские торговцы, которые уговорили местное население не вступать в бой с моряками. Магеллан убедил одного правителя, Хумабона, стать христианином и вассалом короля Испании. Вскоре Хумабон пожаловался на то, что соседний раджа проявляет непокорность.
Моряки ввязались в бой, оказавшийся непростым. Стрелы аборигенов попадали точно в ноги испанцев, а пули мореплавателей почти не могли пробить их деревянные щиты. В этом бою Магеллан погиб. Ему был 41 год.
После этого морякам пришлось срочно покидать Филлипины. Поскольку людей оставалось мало, управлять тремя кораблями они не могли. Было принято решение сжечь «Консьепсин», отправившись в путь на двух судах — «Виктории» и «Тринидад».
Завершение экспедиции
Обратно эскадра добиралась нелегко. Пришлось уворачиваться от португальских кораблей. Экспедиция дошла до Молуккских Островов Пряностей, где закупила товар.
Было много сражений, переходов, корабли попадали в штормы. Было решено разойтись. «Виктория» пошла вдоль Африканского континента, а «Тринидад» — по Панамскому перешейку.
Первый корабль вернулся в Испанию, а второй, не сумев преодолеть встречные ветры, пошел на Молуккские острова. У африканских берегов команде пришлось сразиться с португальцами, ждавшими здесь с того момента, когда экспедиция во главе с Магелланом только отправилась в путь. Моряки были захвачены в плен и отправлены на каторгу в Индию.
«Викторией» руководил испанец Хуан Себастьян дель Кано (Элькано). Когда-то он принимал участие в бунте против Магеллана, но адмирал его простил. Кано сумел провести корабль в течение нескольких месяцев по бурному морю, преодолев массу опасностей. По возвращении на родину ему досталась вся слава и хорошая прибыль.
Оказалось, что календарь моряков с «Виктории» отстал от испанского на сутки. Позже такая нестыковка была описана в романе Жюля Верна.
Итоги экспедиции
Итогом этого похода стало открытие западного пути в Азию, Тихого океана, Филиппинских островов, побережья Южной Америки и острова Гуам, и первое путешествие вокруг света.
Испанские амбиции были удовлетворены. Страна заявила, что ее подданными открыты Марианские и Филиппинские острова. Также были предъявлены права на острова Молуккские.
Еще стало точно известно — Земля круглая, а большая ее часть покрыта водой. До этого люди полагали, что основная площадь планеты – суша.
Из трехсот человек, отправившихся вместе с Магелланом в плавание, домой вернулись только 18, потом еще 18 были отпущены португальцами с каторги в Индии.
Деньги за пряности и золото пошли на покрытие расходов, но все же вкладчики получили хорошую прибыль. Королевский испанский двор тоже получил доход.
Где был похоронен Магеллан, неизвестно: его тело осталось у аборигенов. В то время о нем никто не говорил, как о первооткрывателе и первом, кто проделал путь вокруг Земли. Наоборот, его винили в ослушании королевской воле. Сейчас имя этого человека носит открытый им пролив и два созвездия — Большие и Малые Магеллановы облака.
Из школьного курса географии мы знаем, что первое кругосветное путешествие совершил мореплаватель Фернан Магеллан. Его кругосветка длилась почти 3 года (с 1519 по 1522 гг.). И из 5-ти судов отправившихся в это путешествие вернулся только один корабль.
Фернан Магеллан - вот тот человек, который совершил первое кругосветное путешествие .
Мореплаватель начал свой путь 20 сентября 1519 года, а конец кругосветного плавания пришлось на 6 сентября 1522 года.
Хотя до конца кругосветного путешествия Магеллан и не дожил. Он был убит при сражении с местным населением одного из филиппинских островов.
В путешествии участвовало 5 кораблей.
На сколько мне известно,первыми кругосветное путешествие(пересекая через все земные меридианы и огибая земную ось)были португальцы под командованием Фернана Магеллана. Плавание продолжалось три года с 1519 по 1522 годы.
Первым кругосветное путешествие совершил Магелан. Он объехал весь земной шар за 3 года, начиная с 1519 и закончив в 1522 году. Изначально в путешествии учавствовало 256 человек, но закончить этот нелегкий путь удалось только восемнадцати.
Первое кругосветное путешествие было совершенно на корабле под названием Виктория . Первое путешествие вокруг земли длилось с 1519 года по 1522 год и происходило под командованием Магеллана . В нем принимало участие 256 моряков, но вернулось назад лишь 18.
На фото Магеллан
Первое кругосветное путешествие по воздуху было в 1929 и заняло 20 дней его совершили на дирижабле LZ 127 Граф Цеппелин.Этим путешествием командовал Хуго Эккенера
На фото Хуго Эккенер
Первое путешесвие вокруг земли в космасе было совершенно в 1961 году нашим Юрием Гагариным . На корабле Восток 1 он обогнул землю за 108 минут.
На фото Юрий Гагарин
Первое пешее путешествие вокруг земли было совершенно в 1897 году. Землю обошел Джордж Мэтью Шиллинг из США. Начал свое путешествие он в 1897, а закончил в 1904.
Первое в мире кругосветное путешествие совершила испанская морская флотилия в 1519-1522 гг. Руководил экспедицией Фернан Магеллан.
Первое кругосветное плавание завершилось 6 сентября 1522 года. В Испанию вернулось только одно судно - Виктория с 18 членами команды на борту. Не вернулся домой и Магеллан - он погиб 27 апреля 1521 года на Филиппинах).
Первое такое путешествие было морским. Его совершила испанская флотилия, которая состояла из 5 кораблей. Руководил этой экспедицией Фернан Магеллан. Началось путешествие в 1519 году, для его соершения понадобилось почти три года. Вернулись домой всего-то 18 человек на одном судне. Позже отдельно прибыли еще 18. Всего же отправлялось около 250-280 человек.
Впервые на корабле Виктория в 1519 году было начато кругосветное путешествие, экспедиция длилась до 1522 года. В море вышла команда из 256 матросов, капитаном был Фернан Магеллан, но в живых осталось всего 18 человек.
Пешеходное путешествие Землю впервые обошел пешком Джордж Мэтью Шиллинг из США. Время, проведенное в походе: с 1897 г. по 1904 г. Но официальным считается зафиксированный кругосветный поход, проходивший с июня 1970 г. и до середины осени 1974 г., путешественником Дэвидом Кунстом из США.
Первым на дирижабле Граф Цеппелин - LZ 127, в 1929 году пролетел по воздуху вокруг Земли Хуго Эккенер, Германия. Хуго Эккенер с командой облетел Землю за 20 дней.
Впервые космическое кругосветное путешествие, было в 1961 году очень коротким. Всего за 108 минут русский пилот Юрий Гагарин, на корабле Восток-1 облетел нашу Землю.
Почему-то сразу же при ответе на этот вопрос вспомнилась мне книга известного французского писателя Жюля Верна, под названием Вокруг света в восемьдесят дней. На самом деле планета Земля не такая уж и большая и действительно можно совершить кругосветное путешествие. И первым кто это сделал, был Фернан Магеллан. Известный испанский и португальский мореплаватель и исследователь новых земель.
Первое кругосветное плавание совершил испанский мореплаватель Фернан Магеллан. Оно началось 20 сентября 1519 года и завершилось 6 сентября 1522 года. Из 5 судов, отправившихся в экспедицию, в Испанию вернулось только 1 - Виктория. Сам Магеллан был убит в бою с туземцами на одном из Филиппинских островов. Несмотря на такой печальный исход, эта экспедиция принесла большую прибыль организаторам.
Знакомством с героями, что первыми отважились кинуть вызов стихии, я обязан своему деду. Он больше тридцати лет провел в море, но предпочитал рассказывать не про свою работу, а про храбрых первооткрывателей, что бороздили бескрайние просторы задолго до его рождения.
Корни великих географических открытий
Почему необходимо было искать этот путь в Индию? Зачем было нужно плавать непонятно куда? Чтобы понять, откуда возникла подобная надобность, необходимо вернуться в далекое прошлое и рассмотреть маршруты сообщения древних цивилизаций Евразии .
В первую очередь, я говорю о тех оконечностях:
- Европейская цивилизация ();
- Ханьский ;
Сообщение двух первых, насколько мне известно, началось посредством Шелкового пути во втором веке до нашей эры. Второй значимый торговый путь - дорога специй , соединяющая Индию и Европу.
Читатель, который не пропускал уроки истории в школе, возможно, уже догадался, к чему я веду. В седьмом-восьмом веке нашей эры арабские завоевания отрезают европейскую цивилизацию от описанных выше маршрутов , что приводит Европу в так называемые темные века . Спустя несколько столетий арабы из агрессивных завоевателей превращаются в оседлых торговцев и, кажется, жизнь налаживается. Или не налаживается, в 15 веке начинает свой захват пост-монгольских государственных образований империя Тимуридов , примерно в то же время турки-османы захватывают Константинополь, Европа снова начинает задыхаться .
Однако в этот раз Европейская цивилизация хорошо информирована о внешнем мире, а также имеет доступ к арабской астрономии и компасу. Появляется идея найти обходной путь сначала в Черную Африку , а если повезет, то и в столь желанную Индию .
Мотивация Магеллана и первое кругосветное путешествие
Из всех деятелей данной эпохи меня больше всего поразил подвиг одного человека, речь идет о Фернане Магеллане , чья экспедиция обогнула земной шар, совершив первое в истории человечества кругосветное путешествие .
Магеллан состоял на португальской службе , однако попал в опалу и принял решение предложить свои услуги Католическим королям (название правительства унии Арагона и Кастилии). Фернан предлагает приплыть в Индию с запада и тем самым наколоть систему (лазейка в том, что действительно находится на западе от демаркационной линии). Руководство Испании одобряет экспедицию и даже соглашается назначить амбициозного мореплавателя губернатором крупнейшего из открытых островов.
Полезно1 Не очень
Комментарии0
В детстве у меня была интересная книга - «Энциклопедия географических открытий». Именно там я прочитал все подробности первого кругосветного путешествия и возьмусь добавить несколько фактов.
![](https://i2.wp.com/s2.travelask.ru/system/images/files/000/351/840/wysiwyg/000000.jpg)
Первое кругосветное путешествие
Почти 500 лет назад в порт Испании прибыло судно, на борту которого находилось всего 18 человек . Эти люди изменили ход истории, проделав немыслимое на то время - кругосветное путешествие . В ходе морского похода было пересечено 3 океана , появились новые торговые пути, а главное - получены сведения о фактических размерах нашей планеты . Несмотря на осведомленность о ходе экспедиции, все же существуют и неизвестные факты.
Коммерческие цели
В августе 1519 года , руководствуясь лишь своей интуицией, Магеллан возглавил экспедицию из 5 кораблей. Цель - отнюдь не желание обогнуть земной шар. Как и в большинстве экспедиций того времени, основная цель - жажда наживы . Как и путешествие Колумба, экспедиция предполагала достижение заветных берегов Азии . Открытый до этого континент был мало изучен и не приносил существенной прибыли, чего не скажешь о португальских колониях в Индии. Было понятно, что - не Азия, а заветная страна пряностей лежит чуть-чуть далее. Именно для этих целей и было снаряжено 5 кораблей:
- Виктория;
- Консепсьон;
- Сантьяго.
![](https://i2.wp.com/s3.travelask.ru/system/images/files/000/351/847/wysiwyg/100_1386.jpg)
Выдуманное имя
На самом деле Магеллан - выдуманное имя. Настоящее имя - Фернан де Магальяйнш , и было изменено при поступлении на королевскую службу.
Тяготы кругосветного плавания
Помимо скудного рациона и психологического напряжения, члены команды испытывали чувство страха. Даже небо над их головами выглядело иначе, и набожные моряки удивлялись Южному Кресту и скоплению нескольких ярких звезд в окружении странных облаков. В наши дни эти скопления известны как ближайшие галактики, а туманности - Магеллановы облака .
![](https://i2.wp.com/s1.travelask.ru/system/images/files/000/351/854/wysiwyg/14039c14-79b1-4759-ba99-c0b7082790c6.jpg)
Разочарование
Незадолго до своей смерти, Магеллан испытал разочарование: такие желанные берега пряностей оказались в полушарии португальцев . Все дело в договоре между Испанией и Португалией , согласно которому мир был поделен на два полушария. Все, что простиралось западнее 49 меридиана, попадало во владычество Испании, восточная часть отходила вечному противнику - Португалии .
![](https://i2.wp.com/s5.travelask.ru/system/images/files/000/351/857/wysiwyg/0899918001402057670_0.jpg)
Фернан прекрасно понимал, что это в конечном итоге означает. Ведь все ценности оказались на испанской стороне , а значит, вся затея была предпринята зря, и фактически он обманул короля. Намного больший, чем он предполагал, размер земного шара, не смог остановить его, однако сыграл злую шутку.
Полезно1 Не очень
Комментарии0
Первое кругосветное путешествие было совершено Фернаном Магелланом. Стартовало путешествие 20 сентября 1519 , закончилось 6 сентября 1522 года. В ней участвовало пять кораблей с экипажем около 280 человек. Но в результате междоусобиц, конфликтов и стычек обратно в Испанию вернулось всего лишь в 18 человек на борту одного корабля - "Виктории".
Полезно1 Не очень
Комментарии0
Все, наверное, смотрели или читали Жюля Верна и его бессмертное “Вокруг света за 80 дней”? Кому как, а мне до жжения в пятках хотелось догнать и перегнать этот рекорд! При современной транспортной системе с этой задачей можно справиться за пару-тройку дней. А каково приходилось первым путешественникам? Как проходило самое первое кругосветное путешествие ? В учебнике об этом было скучно и мало, потому пришлось положиться на собственные силы.
![](https://i2.wp.com/s2.travelask.ru/system/images/files/000/375/984/wysiwyg/ferdinand-magellan---mini-biography.jpg)
Кто стал пионером кругосветного путешествия
Пионером в этом начинании был испанец Фернан Магеллан со своей флотилией. Из пяти кораблей, вышедших 20.09.1519 года из Санлукар-де-Баррамеды только “Виктория” вернулась в Испанию 6.09.1522 года. Сам Магеллан также не вернулся, погибнув в стычке возле острова Себу . Завершал маршрут к апитан “Виктории” Хуан Себастьян Элькано, поэтому лавры первой кругосветки можно смело разделить на двоих.
Состав флотилии :
- Тринидад;
- Сантьяго;
- Сан-Антонио;
- Консепсьон;
- Виктория.
Зачем это было нужно
Как и Колумбу, многим хотелось найти западный путь к Азии . Кроме того, через Панамский перешеек было видно, что Америка не край света и перспектив для поисков предостаточно. Да и экономический стимул обойтись без посредников в торговле специями – не последняя причина. Поэтому к упцы Европы приняли самое активное участие в подготовке экспедиции. Королем Магеллану и Фалеру (компаньону-астроному) были посулены и доли в доходах от экспедиции , и наместничество в новых землях, и даже владения частью новых островов.
![](https://i1.wp.com/s2.travelask.ru/system/images/files/000/375/989/wysiwyg/Ferdinand-Magellan3.jpg)
Маршрут
Флотилия прошла вдоль западного побережья Африки , перезимовав в б ухте Сан-Хулиан (Аргентина), пережив несколько мятежей из-за недоверия, усталости и нехватки продовольствия, потеряв “Сантьяго”, нашла-таки п ролив в южной части Южноамериканского материка , получивший название в честь Магеллана. Уже в составе 3 кораблей (мятежный “Сан-Антонио” ушел обратно в Испанию) за 38 дней экспедиция преодолела пролив.
Почти 4 месяца занял их путь до Марианских островов . Такой размер океана оказался неожиданно большим даже для бывалых моряков.
На одном из Висайских островов, Мактане , в конфликте с местными силами, Магеллан был убит .
Через несколько месяцев обветшалые корабли, уже без “Консепсьона”, оставленного и сожженного экипажем, добрались до Моллукских островов , где “Тринидад” был арестован по приказу португальского корол я .
Только команде “Виктории” , обогнув Африку, удалось завершить начатое.
Полезно0 Не очень
Комментарии0
Помню, в школьные годы был довольно начитанным ребенком, интересовался историей и географией (и где я свернул не туда?). Особо никогда не строил из себя всезнайку, но споры с географичкой по поводу различных точек зрения у меня периодически возникали, и как-то уж она категорически отказывалась серьезно воспринимать гипотезы именитых ученых из уст семиклассника…
Увидев вопрос про первое кругосветное путешествие , я вытер скупую ностальгическую слезу и полез освежать свои знания в гугл. Что ж, теперь я могу поведать вам, кто же на самом деле был этим отважным мореплавателем.
![](https://i1.wp.com/s2.travelask.ru/system/images/files/000/332/173/wysiwyg/142084686-H.jpeg)
Первая кругосветная экспедиция
Считается, что первую кругосветку (1519-1522 г.) совершил Фернан Магеллан , португальский мореход, который собирался достичь Азии, плывя на запад и заодно разыскать новый путь к Островам Пряностей для испанцев.
Само путешествие можно разделить на несколько этапов:
![](https://i2.wp.com/s2.travelask.ru/system/images/files/000/332/175/wysiwyg/Magellan-Map-En.png)
И именно Элькано испанский король признал человеком, совершившим первую кругосветку , а не Магеллана . Почему? Потому что он просто не дожил до окончания экспедиции . Это был суровый 16 век: за Магелланом на запад последовало почти 300 человек на пяти судах , но возвратилось лишь 18 .
"Раб-путешественник"
Энрике де Малака родился на острове Суматра , но вскоре был взят в плен португальцами, а затем выкуплен Фернаном Магелланом . Во время путешествия он был на корабле кем-то вроде переводчика, а после гибели хозяина, когда корабли остановились на одном из Филиппинских островов , сбежал и вскоре вернулся на Суматру. Возможно, он и был тем самым первым человеком в истории, обогнувшим Земной шар.
![](https://i0.wp.com/s5.travelask.ru/system/images/files/000/332/170/wysiwyg/FinalPaintings_Etc_054_DxOTIFF.jpg)
Путешествия Чжэн Хэ
Также я хочу упомянуть одно любопытное предположение писателя и бывшего подводника Гевина Мензиса . Он утверждает, что еще в 15 веке первую кругосветку совершил китайский адмирал Чжэн Хэ , и в качестве аргумента приводит старинные карты, найденные в Китае, на которые помимо всего прочего нанесены
7 января 1887 года Томас Стивенс из Сан-Франциско завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде. За три года путешественнику удалось преодолеть 13500 миль и открыть новую страницу в истории кругосветных путешествий. Сегодня о самых необычных кругосветках.
Кругосветное путешествие Томаса Стивенса на велосипеде
В 1884 году «человек среднего роста, одетый в синюю разношенную фланелевую рубашку и синий комбинезон… загорелый, как орех… с торчащими усами», именно так описывали Томаса Стивенса журналисты того времени, купил велосипед пенни-фартинг, захватил минимальный запас вещей и Smith & Wesson 38-го калибра и отправился в путь. Стивенс пересёк весь североамериканский континент, преодолев 3700 миль, и очутился в Бостоне. Там ему и пришла в голову мысль о кругосветном путешествии. В Ливерпуль он переплыл на пароходе, проехал через Англию, на пароме в переправился во французский Дьепп, пересёк Германию, Австрию, Венгрию, Словению, Сербию, Болгарию, Румынию и Турцию. Далее его путь пролегал через Армению, Ирак и Иран, где он провёл зиму как гость шаха. В проезде через Сибирь ему отказали. Путешественник переправился через Каспийское море в Баку, добрался до Батуми по железной дороге, а потом на пароходе поплыл в Константинополь и в Индию. Затем Гонконг и Китай. А конечной точкой маршрута стала , где Стивенс, по его же признанию, наконец-то смог расслабиться.
Кругосветное путешествие на джипе-амфибии
В 1950 году австралиец Бен Карлин принял решение совершить кругосветное путешествие на своем модернизированном джипе-амфибии. Три четверти маршрута с ним прошла его жена. В Индии она сошла на берег, а сам Бен Карлин завершил своё путешествие в 1958 году, преодолев 17 тыс. км по воде и 62 тыс. км по суше.
Кругосветное путешествие на воздушном шаре
В 2002 году американец Стив Фоссетт,совладелец фирмы Scaled Composites, который к тому времени уже успел заслужить славу лётчика-авантюриста, облетел вокруг Земли на воздушном шаре. Сделать он это стремился не один год и добился цели с шестой попытки. Полёт Фоссетта стал первым в истории кругосветным одиночным перелётом без дозаправки и остановки.
Кругосветное путешествие на такси
Как-то британцы Джон Эллисон, Пол Арчер и Ли Пернелл на утро после пьянки подсчитали связанные с ней расходы и выяснили, что такси до дома обойдётся им гораздо дороже, чем сама выпивка. Вероятно, кто-то решил бы выпивать дома, но англичане поступили радикально – они приобрели в складчину лондонский кэб 1992 года выпуска и отправились в кругосветное путешествие. В результате за 15 месяцев они преодолели 70 тыс. км и вошли в историю как участники самой длинной поездки на такси. История умалчивает, правда, об их активности в пабах по дороге.
Кругосветное путешествие на древнеегипетской камышовой лодке
Норвежец Тур Хейердал совершил трансатлантический переход на легкой камышовой лодке, построенной макету древних египтян. На своей лодке «Ра» ему удалось достичь берега Барбадоса, доказав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Стоит отметить, что это была вторая попытка Хейердала. За год до этого он и его команда чуть не утонули, поскольку судно из-за конструктивных недостатков по прошествии нескольких дней после старта начало сгибаться и разломилось на части. В команде норвежца был и известный советский тележурналист и путешественник Юрий Сенкевич.
Кругосветное путешествие на розовой яхте
Сегодня титул самой юной мореплавательницы, которая сумела совершить одиночное кругосветное плавание, принадлежит австралийке Джессике Уотсон. Её было всего 16 лет, когда 15 мая 2010 года она завершила свою кругосветку, длившуюся 7 месяцев. Розовая яхта девушки пересекла Южный океан, пересекла экватор, обогнула мыс Горн, преодолела Атлантический океан, подошла к берегам Южной Америки, а потом через Индийский океан вернулась в Австралию.
Кругосветное путешествие миллионера на велосипеде
75-летний миллионер, бывший продюсер эстрадных звезд и футбольных команд Януш Ривер повторил опыт Томаса Стивенса. Он круто изменил свою жизнь, когда в 2000 году купил за $50 долларов горный велосипед и отправился в путь. С того времени Ривер, который, кстати, являясь русским по матери, прекрасно говорит на русском языке, побывал в 135 странах и проехал более 145 тыс.км. Он выучил десяток иностранных языков и успел 20 раз побывать в плену у боевиков. Не жизнь, а сплошное приключение.
Кругосветное путешествие трусцой
Британец Роберт Гарсайд носит титул «Бегущий Человек». Он первый, кто совершил кругосветное путешествие бегом. Его рекорд попал в Книгу рекордов Гиннеса. У Роберта было несколько неудачных попыток совершить забег-кругосветку. А 20 октября 1997 года он успешно стартовал из Нью-Дели (Индия) и закончил свой забег, протяжённость которого составила 56 тыс.км, на том же месте 13 июня 2003 года, почти через 5 лет. Представители Книги рекордов скрупулёзно и долго проверяли его рекорд, и свидетельство Роберт смог получить только через несколько лет. В пути он описывал всё происходящее с ним при помощи своего карманного компьютера, а все неравнодушные могли познакомиться с информацией на его персональном сайте.
Кругосветное путешествие на мотоцикле
В марте 2013 году два британца - эксперт путешествий Belfast Telegraph Джефф Хилл и бывший автогонщик Гери Волкер – выехали из Лондона, чтобы воссоздать кругосветное путешествие, которое 100 лет назад совершил на мотоцикле Henderson американец Карл Клэнси. В октябре 1912 года Клэнси выехал из Дублина с попутчиком, которого оставил в Париже, а сам продолжил путь юг Испании, через Северную Африку, Азию, а в заключении тура проехал через всю Америку. Путешествие Карла Клэнси длилось 10 месяцев и современники называли эту кругосветку «самым длинным, самым трудным и самым опасным путешествием на мотоцикле».
Одиночное кругосветное плавание нон-стоп
Федор Конюхов – человек, совершивший первое в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп. На яхте «Караана» длиной 36 фунтов он прошёл по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор – Сидней. На это ему потребовалось 224 дня. Началась кругосветка Конюхова осенью 1990 года, а закончилась весной 1991 года.
Фёдор Филиппович Конюхов – российский путешественник, художник, писатель, священник РПЦ, заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму. Он стал первым в мире человеком, побывавшим на пяти полюсах нашей планеты: Северном географическом (три раза), Южном географическом, Полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвересте (полюс высоты) и на Мысе Горн (полюс яхтсменов).
Россиянин пересекает Тихий океан на весельной лодке
Российский путешественник Федор Конюхов, у которого за спиной пять кругосветных путешествий, в настоящее время пересекает Тихий океан на весельной лодке «Тургояк». На этот раз он решил совершить переход от Чили до Австралии. На 3 сентября Конюхову уже удалось преодолеть 1148 км, до Австралии остается еще более 12 тысяч километров пути по океану.
Прекрасным примером для начинающих путешественником может стать опыт Нины и Грэмпа, семейной пары, прожившей в браке 61 год. Они упаковали чемоданы и создали .