Мария Пивень
Конспект урока по природоведению в 3 классе на тему «Растениеводство»
Тема урока : «Растениеводство » .
Цели урока :
1. Образовательные : сформировать представление учащихся о растениеводстве . Познакомить с отраслями растениеводства . Расширить знания о растениях .
2. Развивающие : развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки : сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.
3. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе , к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в коллективе.
Оборудование для учителя : учебник (А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» часть 2, класс 3 , иллюстрации пшеницы, ржи, овса, ячмень, кукуруза, хлеба, картофеля, льна, клевера, тимофеевке; напечатанные название темы, слов растениеводство , озимая пшеница, яровая пшеница; напечатанные вопросы : и «Что такое растениеводство ?» ; напечатанные культуры : зерновые культуры, кормовые, прядильные культуры; раздаточный материал : тест (заполнение таблицы) и текст про «Хлеб» .
Оборудование для учащихся : учебник (А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» часть 2, класс 3 , пенал, тетрадь.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку , у вас на партах должны лежать : учебник, пенал и распечатки которые я вам раздала.
У кого чего-то не хватает на парте, поднимите руку.
Ребята проверяют свою готовность к уроку . Если чего-то у них не хватает, я стараюсь им помочь, даю не обходимые и недостающие вещи.
II этап Повторение пройденного материала
(повторите-
льно-обобщающая беседа) Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному миру растений , но для этого нам с вами надо вспомнить, на какие группы делятся все растения .
Как называются растения , которые растут в лесу , на лугах?
А как называют растения , которые растут у нас в огородах ?
А почему вы так думаете?
Правильно, молодцы.
Дикорастущие .
Они растут сами , их никто не сажал, за ними не ухаживают.
Культурные.
Потому что их посадил человек, и он ухаживает за ними.
Работа над новым материалом :
1. Объявление темы и цели урока
2. Работа с учебником.
(чтение правила)
3. Рассказ учителя.
4. Беседа учителя
5. Комментиро-
анное чтение текста учебника.
6. Физминутка.
7. Беседа.
8. Комментиро-
ванное чтение дополнительного
9. Рассказ учителя.
10. Работа с учебником и ответы на вопросы.
11. Рассказ учителя и работа с учебником.
Вот именно о культурных растениях сегодня и пойдет речь на уроке . Тема нашего урока – «Растениеводство » . Ребята посмотрите внимательно на вторую часть слова «водство» .
Как вы думаете, что это значит?
Правильно, давайте теперь откроем учебник на странице 53 и прочитаем, что же такое растениеводство .
Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения , какие сорта культурных растений выращивает человек , познакомимся с культурными растениями растениеводства .
Давайте мы с вами перенесемся на несколько веков назад, к нашим предкам. Вы помните основные занятия первобытных людей?
Верно! Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы : то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды, женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменном терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как : где упало зерно, вырос колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.
Шли годы, развивался человек, все разнообразней становились растения , которые он выращивал.
Он не просто выращивал растения около своего дома , а отбирал лучшие, сохранял и размножал их, пока они не приобрели свойства необходимые человеку.
Так вот, за разведением культурных растений и их выращиванием и отвечает растениеводство .
А теперь мы с вами поговорим о главных культурах растениеводства , которые выращивает человек.
На первом месте идут зерновые культуры.
Ребята, какие зерновые культуры вы знаете (иллюстрации на доске) .
Молодцы, правильно.
А теперь откройте учебники на странице 53 и посмотрим, что же говорит автор, о зерновых культурах.
Я вижу вы не много устали, давайте встанем из-за парт.
Повторяйте за мной, руки вверх подняли, потянулись, а теперь руки стороны, опустили, нагнулись, потянулись. И еще разок.
А теперь тихонько сели. И продолжим наше занятие.
Хорошо, правильно.
Ребята, а как вы думаете, для чего выращивают зерновые культуры?
Молодцы, правильно.
А вы задумывались над тем, каким большим трудом дается хлеб человеку. Оказывается это очень сложный и долгий процесс.
А кто ни будь из вас, знает, как хлеб на стол к нам пришел?
Возьмите листовки, которые у вас лежат на партах, и давайте вместе узнаем это.
А после вам нужно будет ответить на вопрос, когда был испечен первый хлеб и как люди это научились делать?
Молодцы, хорошо.
Теперь ответим на вопрос : «Когда был испечен первый хлеб и как люди это научились делать?»
Правильно, молодцы.
А теперь ребята мы с вами рассмотрим еще одну очень важную культуру, которую вы все знаете – это картофель. Клубни картофеля люди используют в пищу. А на заводах из картофеля получают крахмал. Картофель появился в Европе в 16 веке. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Вернувшись, домой, моряки рассказывали, что жители тех мест – индейцы собирали дикий картофель, ночью замораживали его, на солнце высушивали и готовили блюдо, которое называлось «Чуньё» . В России картофель появился позднее, в конце 17 века, предполагают, что Петр I сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом.
Ребята, а теперь откройте страницу 56, в вашем учебнике, и давайте прочитаем, что еще выращивают растениеводы .
Как вы думаете, зачем растениеводы выращивают все эти культуры?
Молодцы, хорошо.
Ребята, оказывается, есть такие культурные растения , которые служат для другой цели, такими растениями являются прядильные культуры.
Давайте посмотри, что об этом нам говорит автор учебника, на странице 57.
Молодцы, хорошо.
А теперь рассмотрите внимательно рисунки на странице 54 и 55 и найдите среди растений зерновые культуры , кормовые культуры, прядильные культуры и назовите их.
Молодцы, вы все правильно нашли. Тема вывешивается на доску.
Вести, водить, разводить.
Ребята читают текст на стр. 53.
Охота и собирательство.
Пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза и т. д.
Один ученик читает.
Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб.
Приложение 1.
Вопрос на доске.
Иллюстрация хлеба на доске.
Ребята читают по цепочке.
В древние века, ответы детей.
Ребята читают по цепочке.
Они их выращивают, так как мы их используем в пищу. А так же служат кормом для животных.
Два ребенка читают текст.
Ребята рассматривают иллюстрации и отвечают.
IV Этап закрепление материала
(самостоятельная работа) Итак, мы поговорили обо всех культурах растениеводства . А теперь посмотрим, как внимательно вы слушали. У вас на партах лежат листовки с табличкой, которая состоит из двух колонок, вам необходимо ее заполнить. На листе напишите свою фамилию и имя.
Кто подпишет, может приступать к работе.
Кто написал, покажите свою готовность, поднимите голову и положите руки перед собой.
Передаем листочки с последних парт. Ребята выполняют задания.
(См. приложение 2)
Итог урока Молодцы ребята ! А теперь скажите, о чем вы узнали сегодня на уроке ?
Что такое растениеводство ?
Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания, а какие на корм животным?
Какое новое открытие вы для себя сделали?
Молодцы ребята, вы все сегодня очень хорошо работали.
Дома еще раз прочитайте в учебнике о том, что такое растениеводство .
На этом наш урок окончен , спасибо за внимание.
Ответы ребят :
О растение-водстве и т . д.
Растениеводство – это выращивание культурных растений .
Люди выращивают овощи, фрукты, злаки – в пищу, а для животных – клевер, тимофеевку и т. д.
Резерв. Ребята, откроем учебник на странице 54-55 и сделаем практическую работу по плану указанному в учебнике, вы можете работать в парах или по одному.
Рассказ про лен.
Тема: Растениеводство.
Цели:
1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями растениеводства. Учить анализировать, обобщать полученные знания.
2. Развивать речь учащихся, познавательный интерес. Формировать сравнение, обобщение.
3. Воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства, бережное отношение к природе.
Оборудование: Карточки с названиями растений, карточки – схемы, гербарии, образцы зерновых культур, муляжи, картины к каждой отрасли, карточки с названиями групп (зерновые, кормовые, прядиль-ные).
Ход урока.
Организационный момент.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Повторение.
Тестирование по теме «Разнообразие и жизнь растений».
3. Введение в тему урока.
— Вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительному миру растений. Много у нас зелёных друзей. Давайте вспомним, на какие группы делятся все растения.
— На низшие растения – это водоросли, они живут в воде, и на высшие – это мхи, папаратники, хвойные и цветковые растения.
— Вот гуляете вы в лесу, по лугу и вас окружают растения, которые мы называем? Дикорастущие.
— Почему? Растут сами. Их никто не сажал. За ними не ухаживают.
— Пришли в огород, а там растут? Культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними.
Вывод: Сельское хозяйство делится на отрасли. Это растениеводство и животноводство. (Схема).
С ельское хозяйство
Растениеводство Животноводство
— А что такое отрасли? Прочитайте объяснение понятия в толковом словаре.
— А что такое сельское хозяйство? Чем занимаются работники сельского хозяйства?
— Значит, для чего занимаются растениеводством? Чтобы получать продукты питания, корм для животных.
— Вот о них и пойдёт речь сегодня на уроке. Тема нашего урока – «Растениеводство».
4. Работа над новым материалом.
— Давайте поговорим об отраслях растениеводства.
— Растениеводство делится на несколько основных отраслей. Прочитайте названия отраслей растениеводства. (На доске схема).
Р астениеводство
Полеводство Овощеводство Плодоводство Цветоводство
1.- Разберём первую отрасль – полеводство. Что же это такое?
— Полеводство – это выращивание полевых культур. (Картина)
— Как вы думаете, где их выращивают? В поле.
— Главные полевые культуры – зерновые. Зерно – это плод этих растений. Какие зерновые культуры вы знаете? Пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха, рис. (Показ гербарий)
— А для чего выращивают зерновые культуры?
— Как вкусен и душист хлеб. Но чтобы выпечь хлеб, нужна мука. Из чего делают муку? Из пшеницы, ржи.
— Хлеб так и называется: пшеничный или ржаной.
Из зерновок овса делают овсяную крупу, хлопья «Геркулес».
Зерновки ячменя используют для изготовления ячневой и перловой крупы, а также для откорма свиней и птицы.
Из зерновок проса делают пшено.
— А что получают из гречихи? Гречневую крупу.
Кукурузу выращивают на силос и для скармливания сельскохозяй — ственным животным.
— Другие полевые культуры – подсолнечник, картофель, лён.
— Для чего выращивают подсолнечник? Из семечек подсолнечника получают масло.
Подсолнечное масло идёт в пищу, на изготовление маргарина, лаков, мыла, из тёртых семян получают халву.
— Другая полевая культура – картофель. Клубни картофеля люди используют в пищу. А на заводах из картофеля получают крахмал.
— А лён для чего выращивают?
Лён → волокно → нити → ткани.
— Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для обеспечения кормами животных. Для этого выращивают кормовые травы : тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу.
Вывод: Видите, как много продуктов мы получаем, занимаясь выращиванием полевых культур.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся
(Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(Встали, руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
(Покружиться)
2. Следующая отрасль – овощеводство. (Картина).
— Овощеводство – это выращивание овощных культур. Их много.
— Попробуйте догадаться, о каких овощах загадки:
Красная девица, сидит в темнице
А коса на улице? (Морковь)
Растёт на грядке зелёная ветка,
А на ней – красные детки. (Помидоры)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а? (Лук)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка. (Капуста)
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные. (Огурцы)
— Все овощи назвали правильно. А где их выращивают? В поле, в огороде, в теплицах.
— Овощи играют большую роль в питании человека. В них много витаминов.
3. – Следующая отрасль – плодоводство. (Картина)
— Посмотрите и назовите плоды растений, которые вы знаете.
— Как и овощи, фрукты очень полезны для здоровья человека. Плоды богаты витаминами, углеводами, минеральными солями и другими ценными веществами.
4. Следующая отрасль – цветоводство. (Картина)
— Декоративные растения радуют нас красотой, делают нашу жизнь счастливее.
Вывод: Перед растениеводами стоят важные задачи: выращивать больше зерна.
5. Закрепление нового материала.
— Итак, мы поговорили обо всех отраслях растениеводства. А теперь посмотрим, как внимательно вы слушали на уроке.
— Будете работать по группам. Я вам раздам карточки с названиями растений. Ваша задача: 1 группа должна отобрать названия, которые входят в отрасль полеводства. 2 группа – названия, которые входят в отрасль овощеводства. 3 группа – названия, которые входят в отрасль плодоводства. 4 группа – названия, которые входят в отрасль цветоводства.
Коллективная проверка.
6. Итог урока.
1. Обобщение.
— Какие растения выращивают для получения продуктов питания?
— На корм домашним животным?
2. Оценки за работу.
У р о к 45. РАСТЕНИЕВОДСТВО
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я:
Образовательная: создать условия для формирования у учащихся
понятий о приемах обработки почвы под весенний посев, о способах
размножения овощных культур и о посадке овощей семенами.
Развивающая:
способствовать развитию образовательной,
социальнотрудовой и коммуникативной компетентностей учащихся;
формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными
инструментами при посеве овощей; актуализации и обобщению
жизненного опыта учащихся.
Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у
учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
О б о р у д о в а н и е: гербарий культурных растений, картинки с
растениями; блюдца с крупами (гречневой, рисовой, ячневой,
перловой и т. д.); тесты.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока.
Вот и прозвенел звонок –
посмотрели
Друг
друга
Начинается урок
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:
– Ребята, над каким разделом учебника «Мир вокруг нас» мы
И за парту тихо сели.
работаем? («Чему учит экономика».)
– Что такое потребности? (Это все, что нужно человеку.)
– В чем нуждается человек? (В воздухе, питании, одежде и т. д.)
– Назовите «три кита» экономики.
(Природные богатства,
капитал, труд.)
– Что относится к природным богатствам? (Воздух, вода, полезные
ископаемые, земля (почва), растения и животные.)
– Итак, составной частью экономики, или отраслью, является
сельское хозяйство. А чем занимаются работники сельского хозяйства?
Все мы любим свежие овощи, сорванные с грядки. Но чтобы
красивый плод попал к вам в руки, нужно проделать огромную работу
по выращиванию растения, которая начинается с подготовки грунта и
посева семян. На дворе весна – самое время подумать о будущем
урожае.
III. Сообщение темы, цели урока.
– Вспомним, на какие группы делятся все растения. Гуляете вы в
лесу, по лугу и вас окружают растения, которые мы называем…
дикорастущие. Почему? (Растут сами. Их никто не сажал. За ними
не ухаживают.)
– Пришли в огород, а там растут… культурные растения (их
посадил человек и ухаживает за ними).
– Вот о них и пойдёт речь сегодня на уроке. Тема нашего урока:
«Растениеводство».
IV. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы об истории зарождения
растениеводства.
– А знаете ли вы, что когдато на Земле не было культурных
растений. Были только дикорастущие. Давайте мы с вами перенесемся
на несколько веков назад, к нашим предкам.
В далекой древности первобытный человек занимался охотой и
собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех
охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то
лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит
зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и
корешки... И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где
обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими
же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные
зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да
еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько.
Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить
в поисках по лесам и лугам.
Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, все
разнообразней становились растения, которые выращивал человек.
– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он
не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие,
сохранял и размножал их.
Вырастить хороший урожай – дело не простое, для этого очень много
надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что
необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие
плоды.
– За разведение культурных растений и их выращивание отвечает
растениеводство.
В словаре
С. И. Ожегова
«Растениеводство – наука
сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение».
это слово толкуется так:
о разведении культурных
– Растениеводство делится на несколько основных частей (отраслей):
полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.
V. Практическая работа.
Работа в группах.
Учащиеся получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес,
ячмень, гречиха. Рассматривают культурные растения, сравнивают
между собой, составляют устно описание каждого растения по
плану.
Карточкапомогайка:
1. Название растения.
2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое
растение)?
3. Где его выращивают (в саду, поле, огороде)?
4. Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят?
5. Как человек использует это растение?
Обсуждение.
– Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры.
Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения
отличаются по форме колосков, у ржи – длинные, твердые, разные по
высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются
формой, но похожи по цвету.
VI. Продолжение изучения нового материала.
1. Зерновые культуры.
– Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу хлеборобы
сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной
продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета
созревает сначала озимая пшеница, а затем яровая.
Рожь – самая морозоустойчивая культура из всех злаковых.
Известно около 40 видов культурной ржи. Рожь используется для
изготовления хлеба, спирта, крахмала, корма животным.
Ячмень идет на приготовление пива, используется как кормовая
культура, из него делают перловую крупу. В некоторых странах из него
делают хлеб.
Овес – кормовое растение. Зерна овса продолговатые, из них парят
кашу. В пищу употребляется в виде овсяной крупы, которая очень
полезна для желудка.
Кукуруза идет на приготовления крахмала, растительного масла,
глюкозы, мучных изделий, ее консервируют.
Просо – ценная крупяная культура, после обработки из него
получают пшено, оно занимает первое место по содержанию белка среди
других круп. Просо – ценный корм для птиц, а солома, отходы
обмолота, как и зеленая масса, – хороший корм для рогатого скота.
Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы.
Из нее получают гречневую крупу.
2. Кормовые культуры.
– Полеводство занимается выращиванием и кормовых культур. Что
это за культуры?
– Само название подсказывает нам ответ. Ими кормят. Только кого?
– Человек должен заботиться не только себе, но и о тех животных,
которых выращивает. Летом многие животные могут найти корм на
лугах, пастбищах. А чем их кормить зимой?
Не все животные могут сами найти еду даже в теплое время года,
поэтому человек занимает целые поля под кормовые культуры. Видели
ли такие поля? Что на них выращивают?
– В народной пословице говорится: «Молоко у коровы на языке».
Что это значит?
Не будет у коровы хорошего питания, значит, не будет у человека
молочных продуктов. Главным кормом для коровы являются травы. В
долинах рек расположены заливные луга, на которых растут мятлик
луговой и обыкновенный, тимофеевка, лисохвост, мышиный горошек,
ежа сборная, чина и многое другое. При скашивании этих многолетних
трав получают сено, которое является хорошим кормом для домашних
животных. В них содержится большое количество белков, витаминов и
минеральных солей. Также эти травы улучшают почву, обогащают ее.
Выращивание кормовых трав – специализированное направление
современного сельского хозяйства.
– Но кроме кормовых трав выращивают кормовые корнеплоды. Что
значит «корнеплод»? Для корма животным выращивают кормовую
свеклу, брюкву, репу, турнепс, морковь.
3. Прядильные культуры.
– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное
волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.
Стебельки льна специальным образом обрабатывают и теребят, а затем
тоже скручивают в нитки. Раньше льняные ткани ткали на станках в
домах,
а теперь на больших фабриках.
Скатерти на стол и постельное белье часто делают из льняной ткани.
Показ рисунка «Изделия изо льна».
4. Овощеводство.
– Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей.) Правильно.
Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в
теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы,
кабачки, морковь, свекла, лук.)
– Овощи играют огромную роль в питании человека. Такие овощи,
как лук и чеснок, способны убивать болезнетворные микробы, потому
что они содержат фитонциды. Не случайно их рекомендуют
употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.
Физкультминутка (см. урок 44, с. 269)
5. Плодоводство.
– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих
фрукты, ягоды. Какие фруктовоягодные деревья и кустарники вы
знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина.)
6. Цветоводство.
– Ребята, существуют еще одни растения, которые человек
выращивает, – это цветы. Растения поля выращивают для получения
муки, круп. Овощи, фрукты и ягоды – для витаминов, необходимых
организму человека. Для чего же выращивают цветы?
– Люди выращивают цветы для красоты, для того, чтобы дарить друг
другу радость.
– Какие виды цветов вы выращиваете на клумбе?
– На улице зима, а люди покупают цветы. Где же их вырастили?
– В оранжерее. Что такое оранжерея? (Это теплица.) Да, это
застекленная теплица.
Теплица – это дом с прозрачными стенами и крышей, в котором
круглый год можно выращивать растения. Через крышу и стены
проникает необходимый растениям свет. Если же его не хватает, то
зажигают электрические лампы. По трубам в теплицу для ее обогрева
подаются горячая вода или пар, идет теплая вода для полива растений.
Свежий воздух поступает через форточки или фрамуги на крыше.
Растения в теплице растут на почвенных смесях, а там, где почву не
применяют, к корням растений подают питательный раствор.
Вблизи городов созданы крупные тепличные хозяйства: теплицы
занимают десятки гектаров, они снабжают жителей городов свежими
овощами и цветами. Здесь выращивают огурцы, помидоры, зеленый лук,
салат, редис, укроп, а также цветы, рассаду сельскохозяйственных
растений. За год удается получить несколько урожаев.
– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в
теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы
выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают
растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают
теплолюбивые и холодостойкие.)
– Мир цветов поразительно разнообразен и красив. Помните, какие
прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали своей
красотой?!
VII. Закрепление изученного материала.
– Перечислите отрасли растениеводства.
(Полеводство,
овощеводство, плодоводство и цветоводство.)
– Какие отрасли развиты в нашем крае?
Тест
1. Какие растения выращивают для получения продуктов
питания?
а) Клевер;
б) капуста;
в) лен;
г) лук.
2. Какие растения выращивают на корм домашним
животным?
а) Чеснок;
б) клевер;
в) сахарная свёкла;
г) хлопчатник.
3. Какие растения выращивают для получения тканей?
а) Капуста;
б) лен;
в) крыжовник;
г) хлопчатник.
О т в е т ы: 1б, г. 2б. 3б, г.
VIII. Итог урока: выставление оценок.
Домашнее задание: учебник, с. 51–55 (пересказ), ответить на
вопросы рубрики «Проверь себя». Подготовить сообщение о
культурном растении, выращиваемом на территории нашего края.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
УМК «Школа России»
Тема урока:
Растениеводство.
Цель урока:
сформировать представление учащихся о растениеводстве.
Задачи урока:
1. Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях.
2. Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности, способность делать выводы.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска Smart Boart, проектор, гербарий растений, учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс», тетрадь на печатной основе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
(Страница 1 )
Кросворд:
Слой земли, на котором растут растения. (Почва)
Главное свойство почвы. (Плодородие)
Вещество, которое делает почву плодородной. (Перегной)
Наука о растениях. (Ботаника)
Одно из условий, необходимых для питания растения. (Свет)
К какой группе относится это растение (сирень). (Кустарник)
К какой группе относится это растение (сосна). (Дерево)
К какой группе относится это растение (осока). (Трава)
Назовите эту часть растения. (Цветок)
Назовите эту часть растения. (Семена)
Назовите эту часть растения. (Стебель)
Назовите эту часть растения. (Корень)
Назовите эту часть растения. (Лист)
Назовите эту часть растения. (Плод)
Как называются растения, которые выращивает человек. (Культурные)
III. Сообщение темы урока.
О каких растениях мы будем сегодня говорить на уроке? (О культурных растениях).
Что значит культурные растения? (Растения, которые посадил человек и ухаживает за ними).
(Страница 2)
Видеофайл «Культурные растения»
(Страница 3)
Сельское хозяйство – это составная часть экономики.
Оно делится на две отрасли: растениеводство и животноводство.
Сегодня мы будем говорить о растениеводстве.
IV. Изучение нового материала.
Что такое растениеводство? (Растениеводство – разведение культурных растений.)
(запись в тетради) стр. 29
(Страница 4)
Растениеводство делится на несколько основных отраслей.
Какие, мы выясним в ходе работы.
Полеводство - это выращивание полевых культур. Давайте с ними познакомимся.
Зерновые культуры.
Прочитайте учебник стр 53.
Рассмотрите гербарий
Что значит зерновые культуры?
Какие зерновые культуры вы рассмотрели? (запись в тетради) с.29 №2
Как человек использует это растение?
Для чего выращивают зерновые культуры?
(Страница 5)
Нужно соотнести название зерновых культур с картинками (Гречиха, рожь, пшеница, овес, просо). Проверка. (запись в тетради) с. 30 №3
(Страница 6)
Из зерновых культур человек получает зерно. Зерно перерабатывают в крупу. Давайте проверим ваши знания, насколько хорошо вы знаете из какой культуры какая крупа изготавливается.
Пшеница – манная, пшеничная
Прос – пшено
Овёс – геркулес, овсяная
Гречиха – гречневая, ядрица, продел
Рис – рис
Ячмень – ячневая, перловая
Кукуруза – кукурузная
(Страница 7)
Следом за зерновыми культурами по своей важности стоит картофель. А знаете ли вы историю этого растения?
Видеофайл «Картофель»
(Страница 8)
К полевым культурам относятся и кормовые культуры.
Прочитайте учебник стр 56 (последний абзац).
Рассмотрите гербарий
Что значит кормовые культуры?
Какие кормовые культуры вы знаете? (запись в тетради) с.29 №2
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают кормовые культуры?
Нужно соотнести название кормовых культур с картинками (Кукуруза, клевер, свёкла, тимофеевка, люцерна). Проверка. (запись в тетради) с. 30 №3
(Страница 9)
Прядильные культуры.
Прочитайте учебник стр. 57 (первый абзац).
Рассмотрите гербарий.
Что значит прядильные культуры?
Какие прядильные культуры вы знаете? (запись в тетради) с.29 №2
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают прядильные культуры?
Нужно соотнести название прядильных культур с картинками (Хлопок, лён). Проверка. (запись в тетради) с. 30 №3
(Страница 10)
Видеофайл «Лён»
(Страница 11)
Восстановить схему производства ткани из хлопка.
(Страница 12)
Овощеводство.
Прочитайте учебник стр 56 (первый абзац).
Что значит овощеводство?
Какие овощные культуры вы знаете? (запись в тетради) с. 30 №3
Игра «Отгадай овощ»
Как надела сто рубах,
Красный нос в землю врос,
Нужен только красный нос. (Морковь)
На грядке длинный и зелёный,
Мелкий и горький, луку брат. (Чеснок)
Над землёй трава,
Хоть чернил он не видал,
Круглый бок, жёлтый бок,
Растут на грядке зелёные ветки,
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают овощные культуры?
(Страница 13)
Плодоводство.
Что значит плодоводство?
Какие плодовые культуры вы знаете? (запись в тетради) с. 30 №3
Игра «Водоворот» (Проверить знания детей фруктов и ягод)
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают плодовые культуры?
(Страница 14)
Цветоводство .
Что значит цветоводство? (Цветово́дство - отрасль растениеводства, занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов, создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта, а также для украшения жилых и производственных помещений.)
Какие цветы вы знаете? (запись в тетради) с. 30 №3
Нужно соотнести название цветочных культур с картинками (Астры, ирисы, хризантемы, пионы, гладиолусы). Проверка.
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают цветы?
(Страница 15)
Прочитайте учебник стр 57 (второй абзац).
Назовите профессии людей, работающих в растениеводстве. (Хлебороб, хлопкороб, овощевод, садовод). Проверка.
V. Закрепление.
Что такое растениеводство?
С какими отрослями растениеводства мы познакомились?
Для чего люди занимаются растениеводством?
(Страница 16)
Какую роль играют растения в жизни человека?
(Продукты питания для человека, корм для животных, для дыхания, лекарства, материал для промышленности, для красоты).
VI. Итог урока.
О чём узнали сегодня на уроке?
Какое новое открытие для себя сделали?
Как полученные знания можно применить на практике?
Трудно представить нашу жизнь без растений, этих зелёных друзей человека. Растения кормят и одевают нас, очищает окружающий нас воздух, украшают наши жилища. Нам без них не прожить.
VII. Дом. задание.
Тетрадь: с. 31 № 4, 5, 6*
*Подготовить небольшое сообщение об овощной культуре или найти и рассказать легенду о цветочной культуре.
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема: что такое растениеводство?
Задачи: познакомить с растениеводством как отраслью с/х.
Предметные результаты
Научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются.
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные:
понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.
Коммуникативные:
вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Основные понятия и определения
Зерновые культуры, кормовые культуры, прядильные культуры, отрасль, растениеводство.
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются. Будем учиться сравнивать культурные растения и описывать их по плану.
Вспомни, какие растения называют культурны-ми. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельско-хозяйственные профессии?
Изучение нового материала
Растениеводство
Сельское хозяйство — это составная часть, или отрасль, экономики. Частью (отраслью) сельско-го хозяйства является растениеводство — выра-щивание культурных растений.
Люди занимаются растениеводством прежде всего для того, чтобы получать продукты пита-ния. Например, чтобы на нашем столе всегда был хлеб, растениеводы выращивают зерновые культуры — пшеницу, рожь и др.
Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые рас-тения зимуют под снегом, а весной продолжа-ют развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшени-ца, а потом яровая.
Рожь в нашей стране выращивают в основном озимую, а в районах с суровой зимой — яровую.
Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домаш-них животных. Для этого выращивают кормовые культуры — тимофеевку, клевер, люцерну, кормо-вую свёклу.
Для другой цели выращивают прядильные культуры — хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях по-лучают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани.
Труд растениеводов
Люди многих профессий работают в растение-водстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухажи-вать, когда собирать урожай. Они умеют по внешнему виду растения определить, здоровое оно или больное, знают, как его лечить. Расте-ниеводы знакомы с современной техникой. Но часть работ они выполняют вручную, а для это-го нужны и сила, и ловкость, и терпение. Только тот, кто любит растения, землю, может быть хорошим растениеводом.
Уборка кормовой свёклы Уборка хлопка
Осмысление и понимание полученных знаний
Практическая работа
Рассмотрите предложенные вам культурные растения. Сравните их между собой: найдите черты сходства и различия. Составьте (устно) описание каждого растения по плану:
1.Как называется растение?
2.К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?
3.Где его выращивают (в поле, в огороде, в саду)?
4.Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят?
5.Как человек использует это растение?
Подумай, для чего люди занимаются расте-ниеводством. Прочитай текст и самостоятельно дополни его. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».
Вывод
Растениеводство — это выращивание культур-ных растений. Их выращивают для разных целей: например, чтобы получать продукты питания, корма для животных, материал для промышленности.
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
Что такое растениеводство? 2. Для чего люди занимаются растениеводством? 3. На какие группы делят культурные растения? 4. Что ты знаешь о профессиях в растениеводстве?
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: отрасль, растение-водство
2.Проведи исследование, какие продукты рас-тениеводства ты используешь в пищу в течение дня. Запиши в рабочую тетрадь
3.Если кто-нибудь из твоих родных или зна-комых трудится в растениеводстве, расспроси его о работе. Приготовься рассказать об этом в классе
Растениеводство 3 класс
Технологии производства овощей
Овощеводство одно из основных направлений сельскохозяйственной фирмы
Выращивание пшеницы