Если вы собрались посетить Беларусь на автомобиле — это правильное решение. Я несколько раз в год бываю в Беларуси на авто и могу дать несколько полезных советов. Первое — нужно выбирать не наиболее короткую дорогу, а наиболее хорошую. Лишние 100 км при общем улучшении дороги дают экономию одного часа пути за день. Проверено и не раз! Выбирайтесь побыстрее на Минское шоссе и, никуда не сворачивая, устремляйтесь к границе с Белорусью. Общая протяженность автодороги 1050 километров (Москва — Брест ), среднее время прохождения летом — 12-15 часов.
Смоленку с нашей стороны отремонтировали достаточно хорошо, много участков освещается, везде нормальное разделение. В общем, дорога приятно удивляет, а я помню времена, когда разогнаться быстрее 40 км/ч под Смоленском было невозможно. Как бы не была легка дорога — нужно подкрепиться. Давно не беру с собой еду. Уровень придорожных заведений вырос значительно. Второе — порекомендую вам кафе, расположенное в гостиничном комплексе д. Мушковичи, 345 км а/магистрали Москва-Минск. Не в в качестве рекламы (!) : тут останавливались Лужков, Патриарх, Титомир… Обслуживают быстро и вкусно. Если зал кафе заполняется, сажают гостей в зале ресторана.
До границы с Беларусью — 440 км трассы. (На фото слева вверху: так выглядит таможенный переход
)
Пограничный и таможенный контроль на границе России и Беларуси для легковых отсутствует полностью! Скорость движения на территории пункта пропуска — 40 км/ч. На фото слева внизу: платная дорога начинается сразу после переезда границы.
На фото справа вверху: первый совхоз после проезда границы, запоминающаяся стелла.
Единственное, что нужно сделать, обязательно купить страховку.
Находясь в Белоруссии, ощущаешь спокойствие, надежность или, если хотите, защищенность.
Расстояние от Москвы до Витебска составляет 520 километров, время в пути - шесть с половиной часов, из них большую часть времени, 5 часов 30 минут, ехали по территории России.
Пересечение границы
При приближении к границе, то там, то здесь начинают появляться зеленые палатки, где можно купить страховку, действующую на территории Беларуси, грин карту.
В одной из таких палаток мы ее приобрели за 500 рублей, хотя на территории Беларуси нас не остановили ни разу и грин карту не проверили. Тем не менее, многие рекомендуют ее приобретать, так как сотрудники автоинспекции, которым вы не показали страховку и заплатили штраф, могут передать информацию о вас на следующий пост, и снова вас могут остановить и оштрафовать.
Граница с сопредельным государством на аналогичные таковые совсем не похожа. Здесь не увидишь ни колючей проволоки, не пограничников с собаками. Машину никто не остановил, мы просто проехали, будто бы продолжали ехать по России.
Догадаться, что мы на территории другого государства, можно было по гербу Беларуси, лучшему, чем в России покрытию дорог и отличным от наших информационным знакам на дороге.
Информационные табло сообщают о температуре воздуха, полотна, состоянии погоды.
Цены на бензин
Заправок не слишком много, но бензин дешевле, чем в России.
Литр 92-го бензина стоит 7300 белорусских рублей, что составляет 26,5 российских. Курс белорусского рубля к российскому- 1:270.
После прохождения границы мы достаточно быстро доехали до Витебска. Заранее по телефону мы забронировали гостиницу "Профсоюзная" на сутки. Цена за проживание составила 1100 российских рублей (при пересчете) за номер. Номер очень даже приятный, с двуспальной кроватью, телевизором, холодильником, душевой кабиной.
Города и достопримечательности Белоруссии
Разместившись в гостинице, мы отправились гулять по городу. Воистину Витебск называют городом храмов, Двины и трамваев. Мы дошли до моста через Двину, затем дошли до Благовещенской церкви, святыни XII века.По историческим сведениям Благовещенская церковь была основана в 974 году княгиней Ольгой, в то же самое время был основан и город Витебск. Церковь была разрушена по приказу Н.С.Хрущева в 1961 году. Восстанавливалась же она уже в 1993-1998 годах по образу храмов 12 века. В стенах сохранилась еще древняя кладка.
Затем поднялись к Успенскому собору (фото 1) по крутой, извилистой лестнице, с возвышения полюбовались тихим и спокойным городом. Смотровая площадка в этой части города завораживает. Около собора расположен памятник российскому патриарху Алексию второму в честь его посещения города Витебска.
Затем узкие извилистые улочки привели нас к городской ратуше. Ратуша построена в стиле барокко в 18 веке. Как ратуша, так и прилегающие дома и улицы создают впечатление настоящего старого города.
Амфитеатр построен в 1987 году специально для ежегодного проведения фестивалей «Славянский базар». Рядом с ним – аллея звезд, в вечернее время красиво подсвечивается. Среди имен звезд – такие как Пугачева, Ротару, Леонтьев, Мулявин (солист «Песняров»).
Напротив летнего амфитеатра расположен необычный, в виде пирамиды, торговый центр Марко. Сама форма торгового центра, его окружение сразу наводит на мысль, что здесь есть что то общее с Парижем. И вспоминаются слова известного витебского художника марка Шагала: «Витебск-ты мой второй Париж».
Во время нашей прогулки мы перекусили в пиццерии Гулливер. Кафе очень уютное, в меню разные виды пиццы, печеного картофеля, пива, молочные коктейли. Счет за одного человека составляет примерно 150-300 рублей.
На следующий день с утра мы отправились в Минск, столицу Белоруссии. Расстояние от Витебска до Минска-300 км, время в пути составило 3 часа 30 мин. Дороги на всем протяжении пути хорошие. Проезжая небольшие деревни, можно зайти в любой магазин - ассортимент товаров и цены такие же как и в любом крупном городе.
В Минске мы остановились в заранее забронированной через booking.com гостинице Valeo. Цена номера за сутки составила 1700 рублей.Valeo расположен на окраине Минска, недалеко от МКАД.
Разместившись в гостинице, мы отправились смотреть на Минск. После достаточно длительного пути на автомобиле утром, мы решили проехать на автобусе, а затем на метро. Стоимость проезда на общественном транспорте составляет 6 российских рублей.
Автобус довез нас до метро Восток. Около него находится известная Национальная библиотека. (фото 2). Это здание необычной формы - ромбокубооктаэдр. В здании 23 этажа. На верхнем этаже расположена смотровая площадка, откуда можно увидеть большую часть Минска. (фото 3) Этажом ниже расположена крытая смотровая площадка, кафе, а также галерея, где выставляются работы белорусских художников. Многие из них отражают народный колорит, описывая природу и быт Белоруссии, например вот эта - (фото 4).
Библиотека была построена сравнительно недавно, она была открыта в 2006 году. Сюда также следует прийти и вечером, так как на здании библиотеки с заходом солнца и до полуночи включается многоцветный экран с разнообразными узорами и заставками (фото 5).
Затем мы проехали на метро к центру города, прошлись по проспекту Незалежности (Независимости), посетили крупные минские универмаги ГУМ и ЦУМ, а также подземный торговый центр "Столица".
Проспект Независимости - главная артерия города. Он протянулся от площади Независимости до площади Победы. Когда Минск восстанавливали после войны, все здания строили вокруг проспекта, как вокруг большой оси. Вдоль всего проспекта проходит маршрут 11 автобуса. Хоть он и не носит названия экскурсионного маршрута, но отлично справляется с этой задачей, так как проехав на нем, можно увидеть много интересных и значимых мест.
Вокзал Минска заслуживает внимания. Он просторный и выполнен в современном стиле. Названия и расположение магазинов создают некие параллели с Москвой. Во всех этих местах представлены товары преимущественно белорусского производства, которые отличаются качеством и невысокими ценами. Можно выделить трикотаж, одежду для детей, часы фирмы "Луч", ткани. В торговом центре "Столица " расположились фирменные магазины известных кондитерских фабрик "Коммунарка " и "Спартак" со всевозможным вкусным шоколадом и конфетами.
ТЦ " Столица" так же как и "Охотный ряд" находится в центре города. Поднявшись на поверхность можно увидеть много интересных зданий.
Мы находимся на площади Независимости. Осмотревшись, видим стеклянно-бетонную высотку с гербом Минска. Это государственный университет (фото 6).
С другой стороны взору открывается Дом правительства, построенный еще в 30-е годы. (фото 7). Недалеко- красный костел Симона и Елены, с другой стороны шоссе - Главпочтампт.
На следующий день мы отправились в старую часть города. Район называется Троицкое предместье. Считается, что только здесь сохранилась атмосфера Минска 19 века. Здесь приятно гулять среди небольших симпатичных домиков с коваными оградами, расписными фасадами, черепичными крышами. Если идти вдоль реки Свислочь, можно дойти до острова Слез. На острове расположен мемориал солдатам, которые погибли в Афганистане. Это храм-памятник, внутри которого - четыре алтаря с именами погибших воинов.
Затем мы вернулись чуть назад, зашли в кафедральный Свято-Духов собор (фото 8). В прошлом собор был костелом бернардинок, поэтому имеет необычную для православного храма архитектуру. В нем хранятся многие замечательные иконы, в том числе и икона Минской Божьей Матери. Православные христиане верят, что она чудесным образом появилась на берегу реки Свислочь в 1500 году.
В этот день мы также посетили Национальный Художественный музей, расположенный по адресу улица Ленина,20. Это самый большой художественный музей Беларуси. История его достаточно печальна. Во время второй мировой войны он был разграблен фашистами, и судьба большей части шедевров неизвестна до сих пор. Но музей тщательно восстанавливали после войны, и сейчас в нем представлена богатая коллекция, разделенная на несколько разделов: современное белорусское искусство, рукописи и книги XV века, традиционное искусство Беларуси, древние артефакты, западноевропейское искусство.
Во время прогулки мы обедали в кафе «Лидо» на проспекте Независимости, практически напротив ЦУМа. Еда в кафе вкусная и разнообразная, цены демократичные. Обед на двоих обойдется в 600-800 российских рублей.
Свой последний день в Минске мы посвятили путешествиям за город. Мы посетили Заславль, музей народных промыслов Дуддутки.
Заславль - древний город в Минской области, расположен всего в 12 км от столицы. Ранее имел другие названия: Изяславль, Жаславль, Заслав. На базе исторических памятников был создан музей-заповедник. Город считается зоной особой археологической значимости. Здесь расположена реформистская Спасо-Преображенская церковь, а также костел Рождества Девы Марии. Прогулявшись по этому древнему городу, мы подошли к этнографическому компплексу “Мельница”.
Оказавшись там практически одновременно с группой школьников, мы приобрели билеты и вместе с ними послушали экскурсию об обустройстве мельнице, истории ведения сельского хозяйства. (фото 9). Паровая мельница уникальна, это настоящий памятник мукомольного производства.Мельница была построена в 1910 года, усердно служила людям около 80 лет, а сейчас является музейным экспонатом. Рядом с мельницей расположен дом завозников. Так называли крестьян, которые привозили зерно на мельницу. Им приходилось оставаться на ночь, поэтому эта изба носила функции современной гостиницы. Мы увидели обстановку, где останавливались, отдыхали, обедали эти люди. Следующее здание комплекса-свиран (амбар), где хранилось зерно.
Музейный комплекс Дудутки расположен в 35 км от Минска на берегу реки Птич. Ранее здесь было личное имение, а сейчас в деревне воссоздана жизнь XVIII-XIX веков. Здесь действует ферма с мельницей и другими мастерскими. Интересно было понаблюдать за мастерами, показывающими различные народные промыслы:гончарное дело, ткачество, кузнечное ремесло. На фото 10 гончар демонстрирует свое искусство изготовления кувшинов. В белорусской традиционной избе можно услышать о том, как готовили хлеб, сыр и масло, в крестьянских хозяйствах, попробовать продукты, изготовленные традиционным способом. На фото 11 видна часть избы, а также маслобойка - традиционный инструмент для взбивания масла.
Очень интересна и выставка винтажных автомобилей (фото 12).Они интересны, необычны, сразу же заставляют вспомнить моменты из фильмов прошлых лет.
Вернувшись в город, мы купили сувениры и подарки друзьям и родственникам и приготовились выезжать в Москву на следующий день.
Утром мы выехали в направлении Москвы.
Напоследок заехали на автомобильный рынок Малиновка, так как интересно было оценить цены на авто с пробегом. Стоит заметить, они значительно ниже, чем в Москве, так как пригнаны из Европы, в основном из Германии, расположенной сравнительно недалеко.
Расстояние Минск-Москва составляет 750 км, путь занял около 9 часов.
Путешествие нам очень понравилось. Оно было интересным, познавательным и насыщенным. В Беларуси очень приятно находиться, общаться с людьми. Надеюсь, мы вернемся еще раз. Есть еще очень много интересных мест, которые мы хотели бы посетить. Это города Мир и Несвиж, Брест, Гродно.
Наша семья любит путешествовать на автомобиле. В этом году мы решили съездить в Беларусь, так сказать, по местам боевой славы советского народа. Стартовали 1 июля в 5 утра с крайнего севера Москвы и свободно, без пробок, выехали из города по Минскому шоссе.
Дорога до пункта назначения — мы арендовали квартиру практически в центре Минска, на ул. Немига, — заняла 8,5 часов. Делали две остановки — заправиться и перекусить. Кстати, бензин в Белоруссии дороже, чем в России, цена на всех заправках одинаковая — литр АИ-95, например, стоит 11900 белорусских рублей (BYR), т.е. примерно 44 российских рубля, поэтому рекомендуем заправиться на приграничной заправке с российской стороны. Трасса М-1 довольно хорошая, в Смоленской области некоторый ремонт дороги и сужение.
На территории Белоруссии непривычно мало попутных, да и встречных, машин, бывали промежутки времени, когда мы ехали одни по трассе. И, кстати, чаще встречали машины с российскими номерами, из разных регионов, нежели местные. На пути в Брест нам попадались машины даже из Забайкальского края!
Итак, в 13-30 мы достигли «своей» квартиры. Пообедали и отправились знакомиться с городом. Еще в Москве, составляя план поездки, я нашла, что в Минске есть городской экскурсионный маршрут Minsk City tour — не что иное, как знакомый нам красный даблдекер. Базируется автобус на привокзальной площади, идет без остановок по следующему маршруту: Вокзал — Площадь независимости — Дворец Республики — Цирк — Площадь Победы — Академия наук — Ботанический сад — Национальная библиотека — Площадь Якуба Коласа — Троицкое предместье — Парк Победы — Минск-Арена — Дворец Спорта — Ратуша — Вокзал.
Продолжительность поездки — примерно два часа, есть аудиогид на белорусском, русском, английском, немецком, французском, испанском, итальянском и китайском языках. Отправление четыре раза в день — в 11, 13-30, 16-00, 18-30, стоимость для взрослого 300000 BYR, для детей от 7 до 15 лет 150000 BYR, до 7 лет бесплатно. Нашей семье (2 взрослых и 2 детей) поездка обошлась в 900000 BYR (т.е. примерно 3300 российских рублей), оплата только наличными. Аудиогид предлагает краткую историческую справку о стране и более подробный рассказ о столице. С высоты второго этажа автобуса нам открылся красивый ухоженный город, вполне себе европейский, но с узнаваемой советской архитектурой.
Например, здание комитета государственной безопасности можно опознать и без подсказки, так же как и другие административные здания, ГУМ и ЦУМ. Однако есть и современные здания, поражающие своим обликом: ромбокубооктаэдр Национальной библиотеки (в народе его называют «дыямантом» — алмазом), Дворец Республики, Большой театр оперы и балета, культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена», Дворец Независимости.
Национальная библиотека в Минске
Экскурсия нам очень понравилась и после ее завершения мы решили посетить Национальную библиотеку, вернее, смотровую площадку на ее крыше.
Оригинальный проект этого здания по проспекту Независимости, 116 был принят в 1989 году, однако стройка началась только в 2002 году, а в 2006 библиотека открыла свои двери для посетителей. Здесь работают картинная галерея, музей книги, ресторан и кафе и даже физкультурно-оздоровительный комплекс. По зданию и музею книги можно пройти с экскурсией. Мы же воспользовались случаем посмотреть на Минск с высоты 73 метров, с 23 этажа здания, куда нас доставил скоростной панорамный лифт. Стоимость билетов на площадку для взрослых — 30000 BYR, для школьников и студентов — 20000 BYR. Обратите внимание, что вход на смотровую площадку находится с противоположной от главного входа стороны.
Аквапарк в Минске
На следующий день по плану был аквапарк Лебяжий — у сына случился день рожденья и решено было отпраздновать таким образом. Адрес аквапарка — проспект Победителей, 120 Стоимость посещения варьируется в зависимости от дня и времени посещения, и от набора желаемых услуг. В нашем случае билеты обошлись в 928000 BYR, причем на билет для именинника дали 30% скидку, но попросили показать подтверждающий документ.
Нам немножко не повезло — в этот день в аквапарк привезли детей из оздоровительного лагеря, около 15 отрядов, когда мы покидали аквапарк, он уже был переполнен детьми. Хорошо, что приехали почти к открытию — к 9 часам, успели два часа из четырех вольготно поплавать. Детям очень понравилась такая экскурсия.
Военный музей «Линия Сталина»
После аквапарка намечено было посещение историко-культурного комплекса «линия Сталина» , который находится в окрестностях города Заславля (к северу от Минска). Это военный музей под открытым небом, открыт в 2005 году. Система узловых оборонительных сооружений создана в 1930 годы, во время строительства музея по архивным довоенным чертежам восстановили пулеметные доты, артиллерийский полуканонир и командно-наблюдательный пункт, внутри дотов реконструировали обстановку предвоенного времени. В музее собрана коллекция техники времен ВОВ, а также бронеколпаки, сохранившиеся еще с Первой Мировой войны. Большинство экспонатов можно потрогать руками, можно спуститься в окопы, есть полевая кухня. Регулярно проводятся исторические реконструкции битв Великой Отечественной войны. Стоимость билетов: взрослым — 100000 BYR, школьникам и студентам — 50000 BYR, стоянка легкового автомобиля — 20000 BYR.
Мы не стали брать экскурсию, два с лишним часа гуляли по территории музея, муж и сын рассказывали нам с дочкой о многих экспонатах — они интересуются этой темой и многое знают.
Брест. Брестская крепость
Конечно же, планируя поездку в Белоруссию, посещение Брестской крепости поставили обязательным пунктом. А также музей паровозов — сын к ним неравнодушен. 3 июля, в день Независимости Белоруссии, мы поехали в Брест.
Расстояние 350 км было пройдено за 3,5 часа и в 12 часов дня мы припарковались недалеко от железнодорожного музея. Решили сначала посетить его, т.к. время работы до 17 часов, а потом уже крепость.
Музей железнодорожной техники в Бресте открылся в 2002 году. В экспозиции есть паровозы, тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны, путейская дрезина, машина-снегоочиститель, дизель-поезд, почтовый вагон, пушка бронепоезда и многое другое!
170 экспонатов технического оснащения железнодорожного транспорта разных периодов истории. Экспонаты на ходу, участвуют в кинематографических съемках и экскурсиях. Адрес музея: Брест, улица Машерова, 2.
Для взрослых стоимость билета — 20000 BYR, для школьников — 10000 BYR.
Брестская крепость-герой — ее история началась гораздо раньше, чем всем известные события ВОВ. Укрепленная военная крепость построена в середине XIX века для обороны западных границ Российской империи, в XX веке продолжалось ее совершенствование, некоторое время Брест был частью территории Польши — до 1939 года.
22 июня 1941 года в 04-15 немецкие войска открыли по крепости артиллерийский огонь. Около 300 офицерских семей попали в окружение, но выступили против 9000 немецких солдат и больше месяца защитники крепости держали оборону. После войны Брестская крепость стала символом стойкости советского народа. В 70-х годах XX века на ее руинах построили мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой».
Территория комплекса большая, здесь расположены также Музей обороны Брестской крепости, музей «V форт» и «Музей войны — территория мира», проводятся обзорные экскурсии.
На Госпитальном острове находится археологический музей «Берестье» — здесь находится ремесленный квартал города XVI века, найденный при раскопках. Посещение крепости никого не оставило равнодушным, эта память навсегда с нами.
Продолжая тему памяти, на следующий день мы поехали в Хатынь. Мемориальный комплекс находится в Логойском районе Минской области, примерно в 30 километрах от Минска по трассе Минск-Витебск. Но ни на одной карте не найти сейчас деревни Хатынь. Она была уничтожена немецкими захватчиками весной 1943 года. Во время войны вся территория Беларуси была оккупирована, и такая деревня была не единственной, среди мирного населения были огромные потери, историки считают, что погиб каждый четвертый житель Беларуси.
На месте Хатыни построили мемориальный комплекс в память обо всех погибших мирных жителях, он повторяет планировку деревни, только вместо домов — срубы, внутри которых обелиски в виде печных труб. Колокола на трубах звонят каждую минуту... Это очень эмоциональное место, но люди должны помнить о прошлом.
Курган славы (Минск)
Еще одно место памяти о Великой Отечественной войне — мемориальный комплекс «Курган славы», расположенный в Смолевичском районе, на 21 км магистрали М2 Минск — Национальный аэропорт «Минск». Его возвели в честь операции по освобождению Беларуси (операция «Багратион»).
Именно здесь, в «Минском котле», в июле 1944 года советская армия разбила вражеские войска. Холм высотой 35 метров насыпан практически вручную, люди носили землю буквально в руках, привозили из других городов и полей битв. Курган венчают четыре штыка, которые символизируют фронты, освобождавшие Беларусь: 1-й, 2-й и 3-й Белорусские фронты и Прибалтийский фронт. 35-метровые штыки тянутся в небо, их подножие окружает широкое кольцо, на внутренней поверхности которого написано: «Армии Советской, Армии-освободительнице — слава!». На вершину кургана ведут две винтовые лестницы, каждая состоит из 241 ступени. С высоты открывается великолепный вид на все четыре стороны.
У подножья кургана расположена небольшая экспозиция военной техники — пушки Д-44, ЗИС-2, ЗИС-3 и танки Т-10, Т-34, ИСУ-152, ИС-2, ИС-3. Это искренний и внушительный памятник нашей истории.
Музей Великой Отечественной Войны в Минске
Конечно же, мы не могли обойти вниманием музей Великой отечественной войны в Минске. Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны расположен в г. Минске по адресу: проспект Победителей, 8, на территории музейно-паркового комплекса «Победа».
Это новое здание музея, открытие, приуроченное к 70-летию освобождения Беларуси от немецких захватчиков, состоялось 3 июля 2014 года. Музей считается первым в мире подобной тематики, ведь первые посетители пришли в экспозицию 22 июля 1944 года, тогда еще по адресу площадь Свободы, Дом Профсоюзов.
В 1966 году музей был перемещен во вновь построенное здание по Ленинскому проспекту 25а (ныне проспект Независимости). Новое, современное здание музея поражает своими размерами, залы плавно переходят один в другой, даже при беглом осмотре на весь музей уйдет, наверно, не менее 1,5 часов.
Очень красивый и впечатляющий Зал Победы — круглый, со стеклянным куполом, по периметру размещена подробная информация о фронтах, армиях, флотилиях, а также Героях Советского Союза. Также в экспозиции представлена военная техника в натуральную величину, различные инсталляции, форма разных войск, множество документов и личных вещей воинов и многое другое. Есть также интерактивные экраны, с помощью которых можно узнать историю экспонатов. Рекомендуем посетить этот музей!
Мирский замок
В последний день нашего пребывания в Беларуси мы выбрали для посещения Мирский замок. Интересно было посмотреть на старинный белорусский замок. На самом деле оказалось, что старинного в замке осталось не так много. Строения много раз разрушались по различным причинам, и потом восстанавливались. В результате от первоначальной задумки князя Юрия Ильинича — первого владельца замка — практически ничего не осталось. Однако атмосфера старины — стены трехметровой толщины, узкие бойницы и винтовые лестницы с высокими ступеньками в стенах башен, где двоим никак не разойтись, тюрьма, рыцари в доспехах и утварь, интересные экспозиции внутри замка — от погребов до бального зала, личные вещи владельцев, музыка во дворе — конечно, присутствует.
Территория облагорожена и ухожена, рядом с замком небольшой пруд и парк. Дети с интересом прогулялись по подвалам и башням, а музейная экспозиция немного утомила. К тому же во дворце много экскурсионных групп, а некоторые залы не настолько огромны, чтобы вместить всех. Вывод сделали такой — интересная достопримечательность, но только ради посещения замка не стоило бы ехать в Беларусь.
Вот и наступил час отъезда. В целом впечатления очень хорошие, но немножко не хватает туристической информации — мало табличек с указателями в городах, информационных стендов на экскурсионных объектах.
Беларусь — красивая, ухоженная страна, с бескрайними сельскохозяйственными угодьями и неторопливым образом жизни.
Отчет о поездке по Белоруссии на машине весной 2017 года. Прогулка по Витебску и Минску, "Остров Слез", музей ВОВ, национальная библиотека в форме ромбокубооктаэдра и "Линия Сталина".
Предисловие
Мой муж — большой любитель путешествовать на машине. Когда мы начали решать, куда поедем в очередной отпуск, возражений быть не могло — туда, куда доедет наш преданный четырехколесный друг. Мы выбрали Белоруссию, поскольку всегда хотели побывать в этой стране. Немаловажным стал факт беспроблемного въезда-выезда в страну.
Перед поездкой, разумеется, почитали другие отчеты "бывалых" туристов о поездках в Белоруссию:
Свое путешествие мы начали 17 мая 2017 года. Выехали от родственников из Брянска, заскочили к друзьям в Москву, переночевали в Смоленске и 18 мая пересекли границу в местечке под названием Рудня.
Граница между Россией и Белоруссией под Рудней
Пересечение границы Россия - Белоруссия
Перед въездом в Белоруссию необходимо купить Зеленую карту — страховку, которая выдается на короткий срок. Нам этот документ обошелся в 750 рублей, но мы въезжали в страну всего на четыре дня. Границы как таковой между Россией и Белоруссией нет: мы просто проехали приграничную территорию, с одной стороны которой стояли российские пограничники, а с другой — белорусские. Никто нас не останавливал и не проверял, и мы, уже въехав в страну, спокойно направились в сторону Витебска.
Мы ознакомились с информацией в интернете и знали, что в Белоруссии очень строго с нарушениями правил дорожного движения. Здесь представители ГАИ не берут денег, и если вы превышаете скорость, в зависимости от обстоятельств, все может дойти вплоть до лишения прав. Забегая вперед скажу, что мы соблюдали скоростной режим, дорожных инспекторов почти не видели, и за все путешествие нас не остановили ни разу.
День 1. Витебск
Первым по плану у нас был Витебск, но мы не собирались задерживаться тут надолго, а хотели только посмотреть главные достопримечательности города (это возможно сделать за несколько часов).
Но вначале мы поменяли деньги в крупном гипермаркете "Евроопт" на въезде в Витебск и купили местную сим карту. При выборе мобильного оператора наши предпочтения были очевидны: интересовал только интернет, звонки нам были не нужны (зачем, если можно позвонить по WhatsApp, Skype или Viber). Купили сим-карту от МТС за 438 российских рублей.
Кстати, курс валют на конец мая 2017 года был таков: за 100 наших рублей давали 3.22 белорусских (то есть 1 белорусский рубль это примерно 30 российских).
Витебск нам понравился, и вот что мы увидели:
Набережная реки Западная Двина в Витебске
Лестница, ведущая на набережную со стороны Свято-Успенского кафедрального собора
Уютный и симпатичный Витебск
На площади Победы в Витебске есть музей военной техники, где можно посмотреть на установленные вертолеты, танки и пушки. Также в городе есть еще несколько парков, памятников и скверов, но у нас не было времени, чтобы осмотреть все достопримечательности.
В итоге в Витебске мы провели часа 4, посетив самые туристические места. Заехав за продуктами в магазин, мы отправились в столицу. Путь до Минска занял около 3,5 часов. Многие из нас наверняка слышали о прекрасных белорусских дорогах. Не спорю, в основном дороги хорошие, но нередко на трассе встречались такие же "заплатки", небольшие ямы и неровности. Несомненным плюсом автопутешествия по Белоруссии является максимальная разрешенная скорость — на некоторых участках можно ехать до 120 км/ч.
День 2. Минск
Мы приехали в Минск поздно вечером, по пути забронировав хостел на Booking. Надо сказать, что мы всегда выбирали бюджетные места для ночевки, поскольку не собирались проводить много времени в комнате. В этот раз, выбрав хостел и приехав по адресу, очень удивились, что на сайте ошибка, и этот номер сейчас занят. Но хозяин этого хостела согласился помочь, и уже через 20 минут мы ехали в другом направлении, чтобы заселиться в комфортабельную однокомнатную квартиру элитного многоэтажного дома.
В квартире было все, что нужно для хорошего отдыха после долгой дороги. За 2 ночи в Минске мы заплатили 100 белорусских рублей — это очень выгодно для такой уютной квартиры. Весь следующий день мы решили посвятить Минску, гуляя по городу пешком.
В столице Белоруссии есть метрополитен, состоящий из двух линий. Стоимость проезда в таком метро стоит всего 60 белорусских копеек (около 20 наших рублей), а станции при этом достаточно чистые и красивые. Свою прогулку мы начали с осмотра станции Немига, там расположен так называемый "Старый город" — атмосферное местечко с ратушами и соборами.
Вид на Минск со стороны ратуши
"Старый город" на Немиге
Затем мы пошли гулять по городу и посмотрели следующие места:
Вся центральная часть Минска наполнена красивыми зданиями
Ухоженный сквер в Минске
Цены в столице Белоруссии примерно такие же, как у нас в регионах России, и на порядок ниже, чем в Москве. Пообедали мы в небольшом кафе в центре Минска, заплатив за две порции супа, второго (гарнир и мясное) и кофе всего 22 белорусских рубля.
Нам очень понравились ухоженные, аккуратные тротуары столицы Белоруссии, а дороги у них достаточно широкие/ Lf;t складывается ощущение, что здесь вообще нет пробок. Может и правда нет, поскольку население всей страны всего 9,5 млн человек — это почти на 3 млн/ меньше, чем в Москве. В общем, мы с удовольствием гуляли по столице, стараясь никуда не торопиться и наслаждаться отдыхом:
Прогулки по набережной реки Свислочь
Красивейший фонтан перед театром оперы и балета
Вид на "Остров Слез"
Плачущий мальчик на "Острове Слез"
"Остров Слез" — памятник воинам Афганской войны
Нас поразило огромное количество памятников Великой Отечественной войны в Белоруссии. В каждом городе, где нам удалось побывать, обязательно стоят мемориальные комплексы памяти павшим в 1941-1945 годах. И эти памятники достаточно ухоженные, аккуратные, чистые — видно, что администрация города поддерживает их состояние, не допускает вандализма и запустения.
В Белоруссии много мест, хранящих память победы в ВОВ
Вид на город
Конечно, мы не могли не пойти в Музей Великой Отечественной войны в Минске: за 1941-1945 годы погибло около 2,5 млн белорусов. В музее 10 залов, представлено огромное количество экспонатов: от вырезок из газет тех времен, документов известных белорусских офицеров и героев войны, фрагментов их вещей и утвари, награды, одежды и других значимых предметов до образцов военной техники (некоторые машины находились в рабочем состоянии). Вход в музей стоит 8 белорусских рублей на человека, и еще 2 рубля нужно заплатить за возможность фотографировать.
В музее ВОВ
Из музея мы вышли поздно, около 6 вечера, уже достаточно уставшие от постоянного хождения, но у нас было еще одно обязательное к посещению место — Национальная Библиотека Белоруссии, а вернее, обзорная площадка на ней. И мы отправились к метро, чтобы добраться до станции "Восток".
Национальная библиотека Белоруссии выполнена в форме ромбокубооктаэдра
Открытая обзорная площадка находится на 23 этаже (есть еще закрытая на 22-ом с кафе и художественной галереей, но вид оттуда не очень). Вход стоит всего 3 белорусских рубля.
Вид с обзорной площадки
День подходил к концу, поэтому мы, уставшие и довольные, отправились домой. Мы, конечно, посмотрели далеко не все достопримечательности Минска, но все равно были удовлетворены тем, как прошел наш день.
День 3. Линия Сталина и Мирский замок. По дороге в Брест
На следующий день мы собирались сразу выехать в сторону Бреста, по пути заскочив в Мирский замок, но передумали и решили посмотреть "Линию Сталина" — историко-культурный комплекс, расположенный недалеко от Минска. Из города ехать туда не более 45 минут, а за вход и парковку машины мы заплатили около 700 российских рублей.
"Линия Сталина" — это своеобразный музей на улице: там можно походить по землянкам, зайти в доты, где раньше сидели пулеметчики, покрутить все, что крутится, полазить на танках, лодках, самолетах и вертолетах. Территория музея большая, иногда там проводятся реставрации некоторых военных событий.
Внутри дота на "Линии Сталина"
Землянка и укрепляющие комплексы
Мы были ограничены во времени, поэтому через пару часов выехали в сторону Бреста. Примерно через 2 часа мы повернули на съезд к замковому комплексу "Мир". Этот замок, первое упоминание о котором было в 14 веке, играл роль оборонительных сооружений. Хозяевами замка были представители разных родов, а после 1940 года он вошел в собственность государства.
Сейчас в замке музей, вход стоит 12 белорусских рублей. К сожалению, нам не удалось попасть внутрь, но внешним видом замка мы были очень впечатлены.
Затем мы рванули в Брест — конечную цель нашего путешествия. От Мирского замка дорога заняла чуть более 3 часов. Кстати, мы удивились, что в Белоруссии одинаковая цена на бензин вне зависимости от типа АЗС. Наш 92-ой мы покупали по 1,17 белорусских рублей за литр в любом городе или на трассе у разных дилеров. Такая же одинаковая стоимость была и у других видов бензина.
Около 7 часов вечера мы приехали в Брест. Город нас немного поразил — он выглядел гораздо скромнее и заброшеннее, чем Минск и Витебск. Но нашей главной целью была Брестская крепость — именно туда мы и направились.
Вход в музейный комплекс "Брестская крепость"
На территории Брестской крепости
Знаменитые ворота Брестской крепости
Цель нашего путешествия выполнена — мы проехали всю Белоруссию вдоль (и проедем еще раз по пути домой), посмотрели много удивительных мест. В последнюю ночь в стране мы переночевали в нормальном брестском хостеле за 800 российских рублей (бронировали за несколько часов до въезда).
День 4. Брест и дорога домой
На следующее утро мы прогулялись по центральным улицам Бреста, еще раз заскочили посмотреть на Брестскую крепость (самый лучший вариант — это арендовать велосипеды и проехать всю территорию комплекса) и выехали в сторону Брянска.
Другой вход на территорию Брестской крепости
Путь до Гомеля занял порядка 9 часов, мы очень хотели посмотреть и этот город, но у нас уже не было времени. На границе мы показали наши паспорта российским пограничникам и въехали в страну. Это было прекрасное и удивительное путешествие, и мы уверены, что приедем в Белоруссию еще.
Приветствую всех любителей дорог, дальних странствий и новых впечатлений! С вами Вячеслав.
В преддверии нового летнего сезона я хотел бы рассказать вам о нашем путешествии на автомобиле по Беларуси, которое мы совершили нашей дружной семьей в июне прошлого года. Главной целью поездки было знакомство с республикой Беларусь, но по пути туда и обратно мы проехали еще и много городов российской средней полосы, так что путешествию можно дать название «Русь-Беларусь»! Надеюсь, что это описание будет полезным и информативным для всех кто захочет проехать по дорогам сопредельного братского государства, а также узнать много нового и интересного из истории Государства Российского.
Как обычно, моя первая статья будет содержать краткую статистическую информацию о нашем путешествии, а также несколько слов о причинах выбора именно такого маршрута и подготовке к поездке. Итак…
Маршрут: Пермь – Игра – Йошкар-Ола – Чебоксары – Большое Болдино – Арзамас – Муром – Касимов – Рязань – Монастырщино (Куликово поле) – Тула – Калуга – Брянск – Гомель – Речица – Брагин – Мозырь – Туров – Пинск – Брест – Беловежская пуща – Кобрин – Ружаны – Красносельское – Гродно – Мурованка – Лида – Минск – Хатынь – «Линия Сталина» – Несвиж – Барановичи – Мир – Минск – Крево – Гольшаны – Ошмяны – Гервяты – Глубокое – Полоцк – Невель – Великие Луки – Ржев – Тверь – Калязин – Борисоглебский – Ярославль – Кострома – Мантурово – Киров – Пермь.
Мы проехали по территории 16 краев и областей Российской Федерации и 6 субъектов Республики Беларусь.
Время: 28/05/2016 – 13/06/2016, всего 17 дней.
Транспорт : а/м Nissan Qashqai+2 (1.6, 2WD, 2010 г.в.), прокатные велосипеды.
Пробег по одометру автомобиля 7717 км.
Экипаж – семейная пара 45/44 л. и двое детей 12/6 л.
Финансовые затраты 93 тыс.руб., из них 27% на экскурсии и развлечения, 24% на жилье, 24% на топливо, 8% на питание, 17% на сувениры и прочее.
Почему при планировании маршрута нового путешествия выбор пал именно на Беларусь? Как всегда, причин для этого было несколько.
Первая. Беларусь — самое доступное для россиян иностранное государство. Даже как-то непривычно применять к ней такое определение. Белорусский народ самый близкий и братский для русских людей на всем постсоветском пространстве. Никаких культурных и языковых преград. Однако, Беларусь суверенна. Свой президент и свои законы.
Вторая. 75-летие начала Великой Отечественной войны. Как мы знаем, война началась 22 июня 1941 года, и основной удар немецких войск пришелся именно по территории Беларуси. В первые дни войны ее территория была почти полностью оккупирована и находилась под гнетом захватчиков почти три года. За это время гитлеровцы уничтожили более двух миллионов человек, т.е. практически каждого четвертого жителя Беларуси. Сожженная вместе с жителями Хатынь стала символом варварства и бесчеловечности фашизма.
Третья. Образовательно-историческая. Дочка изучала по истории средневековую Русь, и где как не на пути в Беларусь и обратно можно закрепить эти полученные знания. Да и остальным участникам путешествия интересно было увидеть наяву Муром, Рязань, Тулу, Куликово поле.
Холмские ворота Брестской крепости — самая западная точка нашего путешествия
Чем отличались сборы в путешествие по Беларуси от прошлогодней поездки по Русскому Северу? Во-первых, мы не стали брать такого количества теплой одежды. Наоборот, взяли больше легкой, летней. Во-вторых, наученные прошлым опытом, отказались от палатки и прочего туристического снаряжения. Путешествовать предполагалось по обжитым районам и только по асфальтовым дорогам. В связи с уменьшением объема багажа, отказались и от багажника-бокса на крыше. Без него расход топлива несколько ниже.
По срокам. Первоначальные планы были съездить в путешествие в конце июля — начале августа, но потом я понял, что просто перегорю к этому времени от ожидания, и путешествие будет не в радость. К тому же в разгар лета и на Урале хорошо. Из этих соображений начало путешествия было перенесено на конец мая. Стартовали мы в субботу 28 мая, вернуться планировали через 16 дней в воскресенье 12 июня, оставляя в резерве один выходной день 13 июня. 14-го числа я должен был уже выйти на работу.
Как обычно, в процессе подготовки был составлен довольно подробный план — где что посмотреть, как ехать и где ночевать. В качестве пристанища выбирались съемные квартиры, для бронирования которых я нашел удобный сайт Суточно.ру. На сайте можно забронировать квартиры не только в России, но и в других странах. Например, в Беларуси я забронировал недорогие однокомнатные квартиры в Бресте и Минске. Один из минусов этого сервиса — неохотные отклики арендодателей на запросы менее двух суток. По однодневным ночевкам лучше звонить и договариваться накануне перед приездом. Для этих целей я на том же сайте выписывал номера телефонов тех арендодателей, у кого выставлено по несколько квартир. Какая-нибудь да будет свободна.
А теперь приглашаю всех читателей вспомнить день за днем все самые яркие и запоминающиеся события нашего путешествия на автомобиле по Беларуси.
Путешествие «Русь-Беларусь»