Спустя полгода после выступления гоминдановской администрации Тайваня с протестом против возвращения Японии о-вов Рюкю и Сенкаку, 30 декабря 1971 г., опубликовал официальное заявление по этому поводу и Пекин. Формально это заявление было «привязано» к моменту одобрения японским парламентом японо-американского соглашения от 17 июня 1970 г.
В принципе позиция Пекина по этому вопросу полностью совпадает с позицией Тайбэя. Вопрос аргументирования своей позиции пекинская дипломатия решает значительно проще, чем это сделано в заявлении гоминдановской администрации Тайваня. В документе МИД КНР используется исключительно историческая аргументация - широко апробированный метод при территориальных спорах, навязываемых Китаем своим соседям по сухопутной границе. В заявлении, в частности, говорится:. «Остров Дяоюйдао и другие острова искони являются территорией Китая. Еще при Минской династии эти острова уже находились в зоне морской обороны Китая; они были островами, относящимися к китайскому острову Тайвань, а не принадлежали Рюкю, которые теперь называются Окинавой. Граница Китая с Рюкю в этом районе лежит между о-вами Чивэйюй и Куме; китайские рыбаки с Тайваня с давних времен занимаются хозяйственной деятельностью на о. Дяоюйдао и других островах».
Заметим, что «вопрос» о том, входят или не входят о-ва Сенкаку в состав архипелага Рюкю, на котором акцентирует внимание Пекин, является искусственно надуманным китайской стороной. Никто и никогда - и японская сторона согласна с этим - не включал о-ва Сенкаку в состав архипелага Рюкю.
В связи с официальным объявлением правительством КНР своей позиции относительно принадлежности о-вов Сенкаку следует, очевидно, отметить немаловажный момент в развитии обстановки в этом районе. В 1970 году начался предварительный зондаж и прощупывание позиций, активный неофициальный обмен мнениями между КНР и США по поводу улучшения и нормализации отношений между двумя странами. В июле 1971 года состоялся визит в Пекин тогдашнего помощника президента США по вопросам национальной безопасности Г. Киссинджера, который провел переговоры с Чжоу Эньлаем и через которого китайское правительство официально пригласило президента Соединенных Штатов Р. Никсона посетить Китай. В октябре 1971 года Г. Киссинджер вновь побывал в Пекине. Все это свидетельствовало о значительном смягчении китайско-американских отношений. После подписания 17 июня 1971 г. японо-американского соглашения о возвращении Японии всех прав на архипелаг Рюкю американский военный персонал начал понемногу эвакуироваться из этого района. В процессе эвакуации и наметившейся нормализации отношений с США, как бы в качестве проверки готовности американской администрации проводить и далее курс на смягчение отношений с Китаем, в Пекине и было опубликовано заявление МИД КНР от 30 декабря 1971 г., в котором содержались официальные притязания КНР на о-ва Сенкаку.
В этом эпизоде Соединенные Штаты продемонстрировали свою лояльность в отношении Китая, уклонившись от вовлечения в создавшуюся конфликтную ситуацию, несмотря на то что некоторые политические круги Японии настойчиво пытались заручиться их поддержкой в возникшем споре.
Выступление Пекина с официальным заявлением вызвало немедленную реакцию Токио: 6 января 1972 г. МИД Японии опубликовал краткое, но весьма энергичное заявление, в котором содержалось предупреждение о том, что после ухода США из этого района ответственность за оборону о-вов Сенкаку будут нести японские силы самообороны.
13 января 1972 г. агентство Синьхуа опубликовало в связи с этим демаршем японского правительства комментарий, в котором вновь подтвердило претензии Китая на суверенитет над о-вами Сенкаку и выразило протест по поводу «алчных устремлений реакционного правительства Сато к аннексии китайской территории».
Напряженность в Восточно-Китайском море продолжала нарастать. В феврале очередной шаг предприняла гоминдановская администрация Тайваня: в тайбэйской прессе было опубликовано сообщение о том, что принято решение включить о-ва Сенкаку в состав уезда Илань провинции Тайвань. В связи с этим решением власти уезда Илань залипли о своем намерении направить в марте на острова специальную группу, которая должна будет создать там административные учреждения.
По поводу этого сообщения, особенно той его части, где речь идет о создании на о-вах Сенкаку «административных учреждений», нелишне, видимо, напомнить еще раз, что речь идет об островах, на которых отсутствует какое-либо постоянное население.
Японское правительство заявило 17 февраля протест против решения тайваньских властей о включении островов в состав административной единицы провинции Тайвань. Сообщения об этом, появившиеся на страницах японских газет, дали толчок к усилению общественной кампании в защиту прав Японии на о-ва Сенкаку. Агентство Киодо Цусин сообщило 3 марта из Наха, административного центра Окинавы, что местное законодательное собрание одобрило резолюцию с призывом к японскому правительству попытаться убедить Китай отказаться от притязаний на острова.
В марте 1972 года вопрос об островах обсуждался на сессии японского парламента. С заявлением по этому вопросу выступил на заседании одной из комиссий парламента министр иностранных дел Японии Т. Фукуда. Как сообщил 8 марта корреспондент агентства Киодо Цусин, в своем заявлении Т. Фукуда дал исторический обзор событий, связанных с освоением Японией о-вов Сенкаку начиная с 1885 года. В заключение министр подчеркнул, что острова бесспорно принадлежат Японии и притязания на них других стран «несправедливы и достойны сожаления».
Ответом на это заявление Т. Фукуды явился новый комментарий агентства Синьхуа, опубликованный в китайской печати 31 марта. Синьхуа вновь категорически утверждало, что «китайский народ непременно возвратит Дяоюйдао и другие острова».
Нетрудно заметить, что до начала 1972 года шаги, предпринимаемые Пекином и Тайбэем, как бы дополняли друг друга. По сути дела, Пекин немедленно выступал в поддержку любой инициативы гоминдановской администрации Тайваня, направленной на утверждение прав Китая на о-ва Сенкаку. Однако включение островов в состав уезда Илань было одним из последних шагов гоминдановской администрации в этом плане. Ее международное положение резко ухудшилось после восстановления в конце 1971 года прав Китая в ООН, поэтому она заняла более осторожную позицию.
В то же время и в китайской пропаганде вокруг вопроса о принадлежности о-вов Сенкаку появились некоторые нюансы. К этому времени наметились серьезные перемены на внутриполитической сцене в Японии (уходил в отставку Э. Сато), и китайская сторона считала, очевидно, несвоевременным предпринимать какие-то шаги, которые могли бы заранее восстановить против нее будущее политическое руководство Японии. Это касается не только вопроса о территориальных претензиях Китая к Японии - китайская пропаганда резко приглушила все антияпонские выступления, исключая те, которые были направлены персонально против Э. Сато. Поэтому китайская печать никак не реагировала на вступление в силу японо-американского соглашения о возвращении Японии о-вов Рюкю, под действие которого подпадали и о-ва Сенкаку.
Вместе с тем в связи с вступлением в силу японо-американского соглашения китайская сторона предприняла определенные шаги по официальным каналам. Так, албанская газета «Зери и популлит» сообщала 24 мая 1972 г., что постоянный представитель КНР при ООН Хуан Хуа в письме на имя председателя Совета Безопасности заявил протест против включения в японо-американское соглашение о-вов Сенкаку. В письме вновь повторялось, что эти острова с давних пор являются якобы китайской территорией и что любая сделка США и Японии, касающаяся островов, является незаконной и, по мнению Пекина, не имеет никакой силы. Китайская печать, однако, умолчала об этом демарше представителя КНР в ООН.
7 июля 1972 г. к власти в Японии пришел кабинет, возглавляемый К. Танакой. Новое правительство поставило своей целью наряду с укреплением японских позиций в отношении с США нормализовать взаимоотношения с КНР, о чем премьер-министр и заявил в своем первом же выступлении.
В конце сентября 1972 года состоялся визит К. Танаки в Китай, завершившийся достижением договоренности об установлении дипломатических отношений между двумя странами на основе, в принципе соответствовавшей тем требованиям, которые выдвигались в этом вопросе китайской стороной. Однако в части урегулирования территориальных проблем этот визит ничего Японии не дал. Как сообщал 1 октября 1972 г. о пресс-конференции К. Танаки корреспондент агентства Киодо Цусин, когда японский премьер-министр во время японо-китайских переговоров попытался обсудить вопрос о принадлежности о-вов Сенкаку, Чжоу Эньлай ушел от этого обсуждения, заявив: «Но будем здесь об этом спорить. Ведь это всего лишь крохотные точки, которые даже трудно заметить на географических картах. Они стали проблемой только потому, что вокруг них была найдена нефть».
Действительно, о-ва Сенкаку трудно было найти на китайских картах, изданных до 1970 года: на них этих островов попросту нет.
И вообще анализ картографических материалов, изданных в Китае, дает весьма любопытные результаты в связи с проблемой Сенкаку. Хорошо известно, что как гоминдановская, так и маоистская дипломатия, предваряя официальное выдвижение своих территориальных претензий к соседним странам, широко использовали метод «картографической агрессии». Этот метод заключается в том, что определенные районы сопредельных стран, на которые впоследствии выдвигались притязания в официальном порядке, включались на китайских картах в состав его территории. Так, уже с первых лет существования в Китае народной республики на издаваемых в КНР картах принадлежащими ей изображались отдельные районы советского Дальнего Востока и весь Памир, обширные районы Монголии и Индии, весь «афганский коридор», север Качинской области и все левобережье Салуина в Шанской области Бирмы. Равным образом на картах изображались принадлежащими Китаю и все острова Южно-Китайского моря. Но ни на одной карте нет даже упоминания о существовании о-вов Сенкаку.
Конечно, острова малы. Но китайские карты скрупулезно изображали все рифы и атоллы, в том числе и покрываемые водой во время приливов отмели Макклесфилд-бэнк, где с точки зрения международного права островов, как таковых, вообще нет. Изображение же о-вов Сенкаку на китайских картах появилось лишь после возникновения вопроса об их принадлежности, причем они стали изображаться даже на картах с таким масштабом, как 1: 50 000 000!
Не менее любопытен и тот факт, что изданные до 1970-1971 годов китайские карты провинции Тайвань ограничивают ее, а следовательно, и «район Тайваня» о. Пэнцзя, лежащим приблизительно в 60 км к северо-востоку от Тайваня. На некоторых же картах в том месте, где расположены о-ва Сенкаку, помещена врезка с легендой.
И только после возникновения проблемы «район Тайваня» на картах был значительно расширен. Пример тому - карта провинции Тайвань из «Атласа Китая», изданного в 1973 году.
Интересно и то обстоятельство, что даже на новых картах о-ва Сенкаку изображаются не так, как все прочие острова. Если все другие острова, скажем, Южно-Китайского моря, даже самые мелкие, имеют рядом с их изображением и название, то о-ва Сенкаку лишь нанесены на карту. Два из них - Уоцури и Секиби - помечены цифрами, а их китайские названия - Дяоюйдао и Чивэйюй - даются, как правило, даже не в легенде, а за рамкой карты.
Картографические материалы, публикуемые на Тайване, изображали район, лежащий к северу-востоку от Тайваня, так же, как и аналогичные издания в КНР. Яркий пример тому - пятитомный «Национальный атлас Китая», подготовленный тайваньской военной академией и изданный в 1962 году. Том I этого издания целиком посвящен Тайваню. Общие карты провинции (например, карты В1, В6, В8) включают к северо-востоку от острова в состав провинции тагаке лишь о-ва Нэнцзя и Мяньхуа, отстоящие от Тайваня на расстоянии 50-60 км. Нет названия о-вов Сенкаку - ни японского, ни китайского, ни английского - и в приложением к тому сводном указателе географических названий провинции.
Как в пекинской, так и в тайбэйской печати район о-вов Сенкаку именовался районом активного промысла рыбаков с Тайваня. Но вот в томе V указанного издания есть карта А15 «Основные районы рыболовства». На этой карте о-ва Сенкаку в качестве одного из «основных районов промысла» рыбаков с Тайваня не фигурируют. В то же время хорошо известно, что японские рыбаки активно ведут промысел именно в этом районе.
Анализ документов, публикаций и картографических материалов китайской стороны позволяет сделать вывод о том, что вопрос о принадлежности о-вов Сенкаку, поставленный по инициативе гоминдановской администрации Тайваня, возник для Пекина неожиданно. Пекин не был готов к нему. Но он незамедлительно поддержал гоминдановскую инициативу, увидев в этом возможность не только попытаться завладеть всем континентальным шельфом Восточно-Китайского моря или большей его частью, но и получить в свои руки рычаг давления на японское правительство путем ужесточения или смягчения своей позиции в этом вопросе. Кроме того, пекинское руководство, конечно же, не могло допустить, чтобы гоминдановцы оказались в большей степени «патриотами», чем оно, ратуя за «восстановление прав» Китая на якобы «утраченные» в далеком прошлом острова.
Что касается Японии, то помимо престижных и других соображений есть, по крайней мере, один чрезвычайно важный фактор, воздействующий на ее позицию в отношении о-вов Сенкаку. Об этом еще 30 декабря 1970 г. писала газета «Вашингтон пост»: «Острова Сенкаку - единственные острова цепи Рюкю, находящиеся в районе континентального шельфа, а потому единственные острова, которые дадут Японии право претендовать на какую-то долю в разработке ресурсов континентального шельфа».
Если вас интересуют оригинальные товары торгового бренда Adidas для различных видов единоборств или же просто для занятий спортом, то я бы вам советовал посетить магазин Adidas в Киеве . В магазине вы найдете широкий ассортимент качественной спортивной обуви и великолепные спортивные костюмы, занятия в которых будут доставлять только удовольствие.
В то время как весь мир с замиранием сердца следит за развитием украинского кризиса и взрывами в Сирии, японские газеты каждый день публикуют все новые и новые сообщения о том, что «патрульные корабли КНР в составе 3 судов 2 октября вошли в акваторию островов Сенкаку, тем самым нарушив морскую границу, и намереваются патрулировать берега архипелага в течение 9 дней» (毎日新聞 02/10/2014). Лишь немногие помнят о том, что совсем недавно территориальный спор вокруг группы островов в Восточно-Китайском море чуть не стал причиной военного конфликта между КНР и Японией. Сегодня мы попробуем разобраться, почему эти острова вызывают так много противоречий.
Сенкаку (кит. Дяоюйдао) - контролируемый Японией необитаемый архипелаг в Восточно-Китайском море. Он состоит из 8 островов общей площадью всего 7 км². Исторически Сенкаку входили в состав княжества Рюкю (государство, существовавшее в XV-XIX вв. на территории Окинавы и Рюкю на юге современной Японии), но фактически до 1895 года ни Китай, ни Япония, ни даже само княжество не уделяли островам никакого внимания. Едва ли найдется более 5 исторических документов, в которых можно встретить упоминания о них. В 1879 году Рюкю насильственно было включено в состав Японии, а через несколько лет и Сенкаку, о правах на которые никто не заявлял, стали частью империи. Шли годы, произошли две мировые и несколько локальных войн. Сенкаку стали частью префектуры Окинава, которая после оккупации Японии войсками США перешла под юрисдикцию Вашингтона, а после была возвращена японцам.
Никто не сомневался в легитимности прав Токио на острова, пока в 1968 году Экономической комиссией ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ) не было обнаружено, что в акватории архипелага располагаются обширные запасы нефти и природного газа. Этот год можно отметить как начало глобального конфликта между КНР и Японией, по сей день мешающего обеим странам проводить эффективную внешнюю политику и ставящего под угрозу безопасность Азиатского региона в целом. Дипломатические отношения между Пекином и Токио, разорванные в эпоху милитаризма, были восстановлены в 1972 году, а годом ранее КНР и Тайвань заявили свои права на Сенкаку. Тем не менее, в тот период стороны не были готовы к решению вопроса - при каждой встрече глав государств вопрос островов затрагивался и благополучно откладывался «до лучших времен». Эти времена наступили в 1992 году, когда Пекин принял закон о территориальных водах, по которому морская территория КНР включала в себя и архипелаг. Не удивительно, что такие провокационные действия вызвали негодование Токио. В 2003 году Китай протянул от островов до материка газовый трубопровод, противозаконно начав разработку месторождений. Таким образом, юридически острова принадлежат Японии, но богатую природными ресурсами акваторию обрабатывает КНР.
В доказательство своих прав на эти территории 11 сентября 2012 года правительство Японии выкупило острова Сенкаку, которые из-за статусной неразберихи оказались в руках частного лица, за 2,05 млрд. йен (около 26 млн. долларов). Пекин ответил на это без промедления. Кроме массовых беспорядков и митингов против присвоения Японией островов, была приостановлена деятельность многих крупных японских фирм в Китае, и они, естественно, понесли колоссальные убытки, лишившись самого крупного покупателя. 14 сентября КНР ввели шесть патрульных кораблей в воды близ островов Сенкаку, хотя Япония считает их своими. Это был самый массовый демонстративный заход кораблей за всю историю конфликта, более того, с этого момента китайские суда постоянно курсируют рядом с архипелагом.
Не имеет смысла приводить полный список событий, связанных с данным конфликтом, так как суть их одинакова: обе стороны пытаются доказать свои права на владение островами. Однако за почти 50 лет спора границы между территориальными притязаниями и региональной политикой стерлись. Во времена «холодной войны» спор вписывался в политику противостояния капиталистической и социалистической моделей государства, а сейчас перерос в противостояние двух азиатских гигантов: старого (Япония) и нового (КНР). Как отмечают исследователи, выгоды китайской стороны от приобретения Сенкаку не только в огромном запасе природного газа и морепродуктов. Присвоение архипелага также даст новые выходы в Тихий океан, которые так необходимы государству, имеющему потенциал для превращения в сверхдержаву. В условиях увеличения Пекином расходов на оборону, его амбиции грозят перерасти в военный конфликт. Следует отметить, что спор Пекин-Токио связан также с интересами США, однако те, несмотря на формальную поддержку законных интересов Японии, постарались дистанцироваться от данной проблемы. Китай же постоянно высылает военные суда патрулировать акваторию архипелага, а также объявил воздушное пространство над островами своими, вынудив все пролетающие воздушные транспортные средства, в том числе американские, предупреждать КНР о своих передвижениях.
Возглавивший правительство в 2012 году господин Абэ столкнулся с массой нерешенных внешнеполитических проблем, которые оставила ему предшествующая правящая Демократическая партия. Во время ее правления страна оказалась в полукруге обострившихся отношений: Россия, КНР, РК и США. В итоге к 2014 году новый кабинет Абэ сумел разрядить обстановку и пойти на контакт с соседями. Его политику называют «мягкой силой» - это совмещение жесткого курса с «мягкими» методами его осуществления. Япония никогда официально не признавала наличие территориального спора с КНР, так как всегда была уверена в том, что острова принадлежат именно ей. Однако, несмотря на увеличение оборонных расходов и демонстрацию силы, Токио, скорее всего, не решится без поддержки США перейти от заявления намерений к открытым действиям.
Китай руководствуется теми же принципами исторической принадлежности островов и пытается призвать руководство Токио к диалогу. Как утверждает правительство Японии, в дипломатической сфере КНР действительно заинтересован в сохранении стабильной международной обстановки и поддержании добрососедских отношений с США и Японией. Тем не менее, военные цели Пекина, опубликованные в Белой книге по обороне 2013 года, заставляют усомниться в его миролюбивости. Так, готовность армии должна быть направлена на то, чтобы в любой момент одержать победу в локальной войне. Слово «локальный» является ключевым. Расходы на оборону в КНР за последний год увеличились на 10,7% и составили в 2013 году 720,2 млрд юаней.
Оборонный бюджет Японии, по данным агентства Reuters, в 2013 году стал самым высоким за последние 22 года, увеличившись на 3%. В ближайшие 5 лет правительство планирует потратить на оборону 23,97 триллионов йен, в то время как в предыдущие 5 лет было выделено 23,37 триллионов йен.
Исходя из данных фактов, сложно говорить о возможности скорого разрешения территориального спора, однако и забывать о таком крупном конфликте, грозящем перерасти в военный, не стоит.
Анастасия Федотова
И Китайской Народной Республикой .
История
По утверждениям официального Токио , еще с 1885 года правительство Японии неоднократно проводило изучение островов Сенкаку и получило точное подтверждение, что острова не только были необитаемы, но и не было никаких следов того, что они находились под контролем Китая. На основании этого 14 января 1895 года правительство страны официально включило острова Сенкаку в состав территории Японии в соответствии с международным правом terra nullius - «ничьей землёй» .
Острова Сенкаку не были ни частью острова Тайвань, ни частью Пескадорских островов , которые были уступлены Японии Цинским Китаем в соответствии с Симоносекским договором , который был заключён в апреле 1895 года по итогам первой китайско-японской войны .
В период 1900-1940 гг. на островах Кубадзима и Уоцурисима существовало 2 поселения японских рыбаков, насчитывавшие в общей сложности 248 жителей. На острове Уоцуридзима также действовал завод по переработке бониты . В связи с кризисом в рыбной промышленности Японии завод закрылся и поселения были покинуты к началу 1941 г.
В 1945 году Япония проиграла войну и потеряла все территории, приобретенные ею с конца XIX века . Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США . Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку .
В октябре 2004 года состоялся первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого стороны договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. В то же время Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку.
Также популярный в Китае сервис Tencent QQ запускал фильтрацию сообщений, связанных со спорным вопросом об островах Сенкаку. В августе 2004 года сервис «QQ игры» стал фильтровать такие слова как «钓鱼岛» («Острова Сенкаку») и «保钓» («Движение в защиту Сенкаку»). Этот акт вызвал большие дебаты, и с тех пор Tencent сняли фильтр.
В апреле 2005 года правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. МИД КНР охарактеризовал это решение «односторонним и провокационным», указав, что японские фирмы не могут проводить работы на территории, которую КНР считает своей. Решение Японии стало одной из причин, приведших к массовым антияпонским демонстрациям и погромам в Китае. [ ]
В июне 2005 года состоялся второй раунд китайско-японских консультаций. Они не принесли результатов. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. МИД КНР заявил, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией».
Стороны договорились продолжить переговоры. Япония согласилась рассмотреть китайское предложение о совместной разработке месторождения. До 2010 года Япония и Китай вели переговоры о деталях проекта, однако они были приостановлены по инициативе КНР после того, как Япония задержала китайский траулер в районе спорных островов Сенкаку / и арестовала его капитана.
В марте 2011 года китайская нефтегазовая компания CNOOC начала разработку газового месторождения Сиракаба /Чуньсяо/. Месторождение Сиракаба /Чуньсяо/ находится с китайской стороны от линии, по которой Япония разделяет экономические зоны двух стран, однако в Токио считают, что оно имеет доступ к общему газовому резервуару Восточно-Китайского моря.
«Архипелаг Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с древнейших времен являются китайской территорией, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами. Любые меры, принимаемые японской стороной в акватории вблизи Дяоюйдао, являются незаконными и недействительными», - такова официальная точка зрения КНР на ситуацию вокруг островов Дяоюйдао .
15 апреля 2012 года губернатор Токио Синтаро Исихара заявил, что столица Японии собирается купить эти острова в Восточно-Китайском море, на которые также претендует Китай .
В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Официальный Токио же утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии. На данный момент власти Токио арендуют эти острова у частных владельцев, которыми являются японские граждане .
11 июля у побережья острова Сенкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС . В связи с этим 15 июля 2012 года был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций .
19 августа в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводом к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.
5 сентября японские СМИ сообщили, что правительство Японии смогло договориться с частным владельцем 3-х из 5-и островов Сенкаку об их покупке за 2,05 млрд иен, превысив предложение префектуры Токио.
11 сентября Китай ответил на это решение Японии - к спорным островам были направлены два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сенкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям .
16 сентября отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонские демонстрации с участием нескольких тысяч человек прошли в Шанхае, Гуанчжоу , Циндао и Чэнду .
Позже 1000 китайских рыболовецких судов направляются к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку . В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.
Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии.
География
|
: / (G) (O) (Я) 25.775278 , 123.5275 25°46′31″ с. ш. 123°31′39″ в. д. / 25.775278° с. ш. 123.5275° в. д. (G) (O) (Я) (T)
История
2012
В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Официальный Токио же утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии. На данный момент власти Токио арендуют эти острова у частных владельцев, которыми являются японские граждане .
11 июля у побережья острова Сэнкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС . В связи с этим 15 июля 2012 года был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций .
19 августа в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводам к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.
5 сентября японские СМИ сообщили, что правительство Японии смогло договориться с частным владельцем 3-х из 5-и островов Сэнкаку об их покупке за 2 млрд 50 млн иен, превысив предложение префектуры Токио.
11 сентября Китай ответил на это решение Японии - к спорным островам были направлены два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сэнкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям .
16 сентября отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонскими демонстрациями с участием нескольких тысяч человек охвачены Шанхай, Гуанчжоу, Циндао и Чэнду.
Позже 1000 китайских рыболовецких судов направляются к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку . В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.
Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии.
Правда по-японски
10 сентября японское правительство приняло решение купить эти три острова у японской семьи Курихара за 2,05 млрд иен (26,1 млн долларов). Сделка была заключена 11 сентября. Однако договора пока нет, власти планируют завершить процедуру в течение сентября.
Курихара владеет пятью островами. До сей поры Токио арендовал у частного владельца три острова, выплачивая по 24 млн иен (около 314 тыс. долларов) в год.
В апреле 2012 владелец впервые получил предложение от властей Токио. Мэру города Синтаро Исихара удалось собрать 1,3 млрд иен для этой цели - это 16 млн долларов. Позже купить острова захотели власти Японии - и предложили 26 млн долларов. Владельцы отказывались, но, как сообщает местная пресса, позже состоялись переговоры между ними и властями страны.
В понедельник 10 сентября секретарь японского кабинета министров Осаму Фудзимура заявил, что страна покупает острова для осуществления их стабильного и мирного администрирования: «Это решение не должно создать проблем в отношениях с другими странами в регионе.Мы совершенно не хотим, чтобы это повлияло на наши отношения с Китаем. Очень важно избежать недопонимания и непредвиденных проблем».
Правда по-китайски
Проблемы вокруг архипелага усугубились в середине июля 2012 года. Китай направил в акваторию Сенкаку три военных корабля. По этому поводу Япония выразила протест Китаю и отозвала посла для консультаций. Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи в ответ заявил, что эти острова являются исконно китайской территорией.
В середине августа 2012 года группа из 14 китайских активистов высадилась на один из островов и была задержана японскими властями. В КНР начались массовые антияпонские выступления.
В начале сентября на острова высадилась группа активистов из Гонконга.
В ответ группа японских манифестантов также провела акцию на архипелаге.
11 сентября, получив сообщения о решении правительства Японии о покупке островов, Пекин объявил его незаконным и направил туда два патрульных корабля гидрографической службы Управления делами на море. Вчера гидрографическая служба Китая выдала географические координаты Сенкаку. Вчера же китайское бюро погоды начало на постоянной основе сообщать о погоде на архипелаге. «Синьхуа» сообщило, что корабли будут там обеспечивать суверенитет.
13 сентября китайские туроператоры призвали туристов не ездить в Японию «в интересах безопасности», когда «ситуация между двумя странами так накалена». Туроператоры получили указание от Управления по делам туризма, официальной правительственной структуры. Туристический бизнес терпит ущерб, возвращая туристам, оплатившим отдых в Японии, стоимость путевок. По мнению аналитиков, при этом и японский туристический сектор уже в ближайшее время начнет испытывать проблемы: китайцев много, в 2011 году 4 млн из них посещали Японию, их отказ нанесет ущерб турбизнесу Японии.
Пекин угрожает. Глава МИД Ян Цзечи сказал вполне официально: «Китайское правительство не будет сидеть сложа руки, когда кто-то посягает на наш суверенитет. Если японская сторона продолжит гнуть свою линию, ей придется понести всю ответственность за последствия». МИД опубликовал заявление о том, что шаг Японии - серьезное посягательство на суверенитет Китая и его территориальную целостность, сильно задевает чувства 1,3-миллиардного китайского народа и серьезно попирает исторические факты и принципы международного права.
Премьер Китая Вэнь Цзябао выразился еще определеннее: «Острова Дяоюйтай являются неотделимой частью китайской территории. Китайское правительство и народ страны не пойдут ни на какие уступки в том, что касается суверенитета и территориальной целостности».
Китайская пресса сообщала, что якобы существует некий план по защите суверенитета над островами. И он будет задействован в крайней ситуации.
Пока же Пекин настоятельно требует от японской стороны немедленно прекратить все действия, нарушающие территориальный суверенитет Китая, без всяких скидок вернуться к консенсусам и договоренностям двух сторон, вернуться в русло разрешения спора путем переговоров, пишет «Жэньминь Жибао».
Вся правда об островах
Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория, именно китайцы раньше всех открыли, назвали и использовали Дяоюйдао и прилегающие к ним острова, китайские рыбаки издавна занимаются рыболовством в акватории этих островов. Они говорят, что во времена династии Мин острова были включены в пределы юрисдикции службы береговой обороны Китая.
После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970-х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемых. По некоторым данным, на шельфе островов были найдены богатые залежи углеводородов.
«Дело не в территории - острова служат отправной точкой в определении параметров исключительной экономической зоны территориальных вод Японии или другого государства и как отправная точка в определении зон, которые нахлестываются одна на другую соседними государствами», - разъяснил «Эксперту Online» Виктор Павлятенко, глава Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН.
Кроме Японии и Китая о своих претензиях на Сенкаку/Дяоюйтай заявил Тайвань, однако эта страна, которую КНР официально не признает, никаких активных действий пока не совершает.
«Преимущества в споре - на японской стороне, так как они осуществляют административный контроль. С точки зрения исторической, у Китая есть определенные преимущества, так как упоминание об этих островах мы находим в старинных хрониках, которые имеются у китайцев на руках, у японцев таких хроник нет. У Китая есть свой владелец этих островов: еще в императорские времена они были дарованы одному из чиновников администрации. Никто не отменял право собственности китайского чиновника на эти острова. Родственники его живут в Китае. Об этом писали японские газеты в 1996 году, но сейчас они об этом молчат. Японская история на этих островах начинается с победы Японии в японско-китайской войне 1894-95 гг. Тогда победу одержала Япония и как победитель забрала себе Тайвань со всеми прилегающими островами, в том числе, с группой островов Сенкаку. С этого периода они под суверенитетом и административным контролем Японии, - пояснил Павлятенко. - В 1945 году Япония потерпела поражение во Второй мировой войне. Союзные державы и международное сообщество отбирает у нее территории, причем, не только те, которые она завоевала силой, но и те, которые она не завоевывала: так наказали Японию за ее агрессивную сущность. По Сан-Францисскому мирному договору от 1951 года Япония отказалась о Курильских островов, Южного Сахалина, от Тайваня, Пескадорских и Парасельских островов, но в договоре не было обозначено, в чью пользу Япония отказывается. Отсутствие указателя - не что иное как дипломатический маневр американской администрации, которая к этому времени уже забыла о союзнических отношениях с СССР, уже прозвучала фултонская речь Черчилля, в разгаре холодная война. Поэтому все возможности, которые можно было обратить в свою пользу, американцы использовали. Сан-Францисский договор составляли две команды - американская и английская. Российскую команду к этому не допустили. Это было одной из причин, по которой СССР не подписал договор. В английском варианте была формула «Япония отказывается от Тайваня и Пескадорских островов», но в чью пользу - не сказано. На вопрос американцев, в чью пользу - Китая? - англичане сказали, что они не хотели бы упоминать Китай. Американцам это понравилось. Они эту формулу применили ко всем территориальным отказам Японии».
Есть и еще один документ - Потсдамская декларация 1945 года, которая регулирует территориальные права японцев. «В Потсдамской декларации, с которой в конце концов согласился Токио, сказано, что территория Японии ограничена 4-мя островами - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю, - и теми островами, которые указаны в документе. Сенкаку не было в списке указанных островов, у него размер 0,2 квадратных км, - рассказал Виктор Павлятенко. - Так как США оккупировали Окинаву (самый крупный остров архипелага Рюкю, расположенный между Кюсю и Тайванем), то туда попали и Сенкаку - острова использовали как полигон для бомбометания. Они были необитаемы до сегодняшнего дня, экономически не осваивались. Это были неприкаянные территории».
Отказ Японии от территорий, закрепленный Сан-Францисским договором, означал, что она на вечные времена закрывала себе возможность даже вспоминать об этих островах. До конца 1960-х гг японцы придерживались этой формулы. Они говорили, что их не интересует, куда ушли эти острова. С начала 70-х гг. ситуация меняется: Япония начинает вспоминать, что у нее отобрали, и требует возвращения. «Возникает территориальная претензия к СССР, территориальная претензия к Корее (это претензии, а не спор, потому что и СССР и Корея владели этими территориями). А что касается островов Сенкаку - Япония их административно контролировала, и Китай оспаривал их у Японии», - сообщил эксперт по Дальнему Востоку.
Развитие и безопасность
Эскалацией конфликта недовольны в США. Они уже предупредили обе стороны конфликта, что не будут вмешиваться и принимать чью-либо сторону, указали, что Пекин и Токио должны сами разрешить ситуацию.
В то же время трудно предположить, что Вашингтон не заинтересован в том, чтобы доставить маленькую неприятность Пекину. Китай успешно превратился во вторую экономику мира, что фактически был признано Бараком Обамой. В то же время такое нарушение традиционного баланса сил региона, в котором доминировали США и Япония, не может их устраивать. Вашингтон, похоже, пока не решил, что нужно - бороться с Китаем или договариваться. Очевидно, Вашингтон давит на Пекин: по крайней мере, об этом свидетельствуют заявления Пентагона о намерении разместить 60% сил ВМФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Это единственный район, где функционируют два флота США - 3-ий и 7-ой. Сил уже достаточно, - полагает Павлятенко. - Американцы начали восполнять утраченные позиции: Филиппины, Таиланд, Вьетнам. Леон Панетта договорился с вьетнамцами, что американские корабли будут заходить в Камрань для ремонта, пополнения воды и так далее. Камрань - это подбрюшье Китая. И хотя китайцы и американцы заявляют, что они никому не угрожают, на самом деле идет большая геополитическая игра».
Вместе с тем, в ситуации с островами США зовет стороны к мирному поиску решения. Японские официальные лица уже продемонстрировали готовность сбавить накал страстей, заявив, что их резкие комментарии неверно поняли. Китайцы пока этого не сделали. Вместе с тем китайцы прекрасно понимают, что развитие конфликта непременно используют США, чтобы ослабить своего первого конкурента.
Кроме того, по мнению Виктора Павлятенко, главы Центра японских исследований ИВРАН, свое слово в конфликте пока не сказали бизнесмены этих двух восточных стран. Согласно китайской статистике, товарооборот между Китаем и Японией в 2010 г. составил 300 млрд долларов. «300 с лишним млрд - это приличная сумма, от конфликта потеряют обе стороны», - уверен эксперт. Что касается силового формата, то, по его словам, эти острова «не стоят того, чтобы раскручивать силовую кампанию: потери будут значительно большими, чем приобретения».