Учитель: Голубева Н.А.
Дата проведения: 14.04.15г (в рамках проведения недели профориентации)
Тема: « Да здравствуют растения, окружающие нас! »
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве и профессии растениевод. Расширить знания о растениях.
2. Развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки: сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в группе.
1. Развивать умения учащихся применять знания на практике.
2. Развивать творческие способности и кругозор детей. Активизировать познавательную деятельность детей: содействовать развитию воображения, сообразительности, изобретательности, любознательности, наблюдательности.
3. Воспитывать у детей чувство юмора, стремление к победе, активности среди ровесников.
Оборудование: оформление кабинета, наглядно-демонстрационный материал, атрибуты для конкурсов и игр, загадки, пословицы, ребусы. Музыкальное сопровождение. ИКТ.
Ход урока.
1.Организационный момент.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг»
Внимательно слушай! Запоминай! Активно на уроке отвечай!
2.Постановка целей, сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, для чего нужны растения на Земле. (Ответы детей). Мы надеемся, что каждый, кто присутствует здесь, станет верным другом всех растений на Земле.
Ученик: Ты человек, любя природу
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её, напропалую
И не исчерпай ее до дна
И помни истину простую
Нас много, а природа - одна.
Ученик: С каждым годом число растений сокращается. А ведь если будут растения - будет кислород, будет кислород - будет вода, будет вода - будет хлеб, а объединятся растения, вода, кислород - будет жизнь. Так давайте же будем беречь и охранять растения и любоваться ими.
Учитель: Вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительному миру культурных растений, о них и пойдёт речь сегодня на уроке.
Ученик: Растениеводство - отрасль сельского хозяйства , занимающаяся возделыванием культурных растений . Растениеводство как наука изучает многообразие сортов ,гибридов , форм культурных растений , особенности их биологии и наиболее совершенные приёмы их выращивания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших трудовых и материальных затратах .
Тема: Растениеводство.
Цели:
1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями растениеводства. Учить анализировать, обобщать полученные знания.
2. Развивать речь учащихся, познавательный интерес. Формировать сравнение, обобщение.
3. Воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства, бережное отношение к природе.
Оборудование: Карточки с названиями растений, карточки – схемы, гербарии, образцы зерновых культур, муляжи, картины к каждой отрасли, карточки с названиями групп (зерновые, кормовые, прядиль-ные).
Ход урока.
Организационный момент.
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Повторение.
Тестирование по теме «Разнообразие и жизнь растений».
3. Введение в тему урока.
— Вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительному миру растений. Много у нас зелёных друзей. Давайте вспомним, на какие группы делятся все растения.
— На низшие растения – это водоросли, они живут в воде, и на высшие – это мхи, папаратники, хвойные и цветковые растения.
— Вот гуляете вы в лесу, по лугу и вас окружают растения, которые мы называем? Дикорастущие.
— Почему? Растут сами. Их никто не сажал. За ними не ухаживают.
— Пришли в огород, а там растут? Культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними.
Вывод: Сельское хозяйство делится на отрасли. Это растениеводство и животноводство. (Схема).
С ельское хозяйство
Растениеводство Животноводство
— А что такое отрасли? Прочитайте объяснение понятия в толковом словаре.
— А что такое сельское хозяйство? Чем занимаются работники сельского хозяйства?
— Значит, для чего занимаются растениеводством? Чтобы получать продукты питания, корм для животных.
— Вот о них и пойдёт речь сегодня на уроке. Тема нашего урока – «Растениеводство».
4. Работа над новым материалом.
— Давайте поговорим об отраслях растениеводства.
— Растениеводство делится на несколько основных отраслей. Прочитайте названия отраслей растениеводства. (На доске схема).
Р астениеводство
Полеводство Овощеводство Плодоводство Цветоводство
1.- Разберём первую отрасль – полеводство. Что же это такое?
— Полеводство – это выращивание полевых культур. (Картина)
— Как вы думаете, где их выращивают? В поле.
— Главные полевые культуры – зерновые. Зерно – это плод этих растений. Какие зерновые культуры вы знаете? Пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха, рис. (Показ гербарий)
— А для чего выращивают зерновые культуры?
— Как вкусен и душист хлеб. Но чтобы выпечь хлеб, нужна мука. Из чего делают муку? Из пшеницы, ржи.
— Хлеб так и называется: пшеничный или ржаной.
Из зерновок овса делают овсяную крупу, хлопья «Геркулес».
Зерновки ячменя используют для изготовления ячневой и перловой крупы, а также для откорма свиней и птицы.
Из зерновок проса делают пшено.
— А что получают из гречихи? Гречневую крупу.
Кукурузу выращивают на силос и для скармливания сельскохозяй — ственным животным.
— Другие полевые культуры – подсолнечник, картофель, лён.
— Для чего выращивают подсолнечник? Из семечек подсолнечника получают масло.
Подсолнечное масло идёт в пищу, на изготовление маргарина, лаков, мыла, из тёртых семян получают халву.
— Другая полевая культура – картофель. Клубни картофеля люди используют в пищу. А на заводах из картофеля получают крахмал.
— А лён для чего выращивают?
Лён → волокно → нити → ткани.
— Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для обеспечения кормами животных. Для этого выращивают кормовые травы : тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свёклу.
Вывод: Видите, как много продуктов мы получаем, занимаясь выращиванием полевых культур.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся
(Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(Встали, руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.
(Покружиться)
2. Следующая отрасль – овощеводство. (Картина).
— Овощеводство – это выращивание овощных культур. Их много.
— Попробуйте догадаться, о каких овощах загадки:
Красная девица, сидит в темнице
А коса на улице? (Морковь)
Растёт на грядке зелёная ветка,
А на ней – красные детки. (Помидоры)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а? (Лук)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка. (Капуста)
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные. (Огурцы)
— Все овощи назвали правильно. А где их выращивают? В поле, в огороде, в теплицах.
— Овощи играют большую роль в питании человека. В них много витаминов.
3. – Следующая отрасль – плодоводство. (Картина)
— Посмотрите и назовите плоды растений, которые вы знаете.
— Как и овощи, фрукты очень полезны для здоровья человека. Плоды богаты витаминами, углеводами, минеральными солями и другими ценными веществами.
4. Следующая отрасль – цветоводство. (Картина)
— Декоративные растения радуют нас красотой, делают нашу жизнь счастливее.
Вывод: Перед растениеводами стоят важные задачи: выращивать больше зерна.
5. Закрепление нового материала.
— Итак, мы поговорили обо всех отраслях растениеводства. А теперь посмотрим, как внимательно вы слушали на уроке.
— Будете работать по группам. Я вам раздам карточки с названиями растений. Ваша задача: 1 группа должна отобрать названия, которые входят в отрасль полеводства. 2 группа – названия, которые входят в отрасль овощеводства. 3 группа – названия, которые входят в отрасль плодоводства. 4 группа – названия, которые входят в отрасль цветоводства.
Коллективная проверка.
6. Итог урока.
1. Обобщение.
— Какие растения выращивают для получения продуктов питания?
— На корм домашним животным?
2. Оценки за работу.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
УМК «Школа России»
Тема урока:
Растениеводство.
Цель урока:
сформировать представление учащихся о растениеводстве.
Задачи урока:
1. Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях.
2. Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности, способность делать выводы.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска Smart Boart, проектор, гербарий растений, учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс», тетрадь на печатной основе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
(Страница 1 )
Кросворд:
Слой земли, на котором растут растения. (Почва)
Главное свойство почвы. (Плодородие)
Вещество, которое делает почву плодородной. (Перегной)
Наука о растениях. (Ботаника)
Одно из условий, необходимых для питания растения. (Свет)
К какой группе относится это растение (сирень). (Кустарник)
К какой группе относится это растение (сосна). (Дерево)
К какой группе относится это растение (осока). (Трава)
Назовите эту часть растения. (Цветок)
Назовите эту часть растения. (Семена)
Назовите эту часть растения. (Стебель)
Назовите эту часть растения. (Корень)
Назовите эту часть растения. (Лист)
Назовите эту часть растения. (Плод)
Как называются растения, которые выращивает человек. (Культурные)
III. Сообщение темы урока.
О каких растениях мы будем сегодня говорить на уроке? (О культурных растениях).
Что значит культурные растения? (Растения, которые посадил человек и ухаживает за ними).
(Страница 2)
Видеофайл «Культурные растения»
(Страница 3)
Сельское хозяйство – это составная часть экономики.
Оно делится на две отрасли: растениеводство и животноводство.
Сегодня мы будем говорить о растениеводстве.
IV. Изучение нового материала.
Что такое растениеводство? (Растениеводство – разведение культурных растений.)
(запись в тетради) стр. 29
(Страница 4)
Растениеводство делится на несколько основных отраслей.
Какие, мы выясним в ходе работы.
Полеводство - это выращивание полевых культур. Давайте с ними познакомимся.
Зерновые культуры.
Прочитайте учебник стр 53.
Рассмотрите гербарий
Что значит зерновые культуры?
Какие зерновые культуры вы рассмотрели? (запись в тетради) с.29 №2
Как человек использует это растение?
Для чего выращивают зерновые культуры?
(Страница 5)
Нужно соотнести название зерновых культур с картинками (Гречиха, рожь, пшеница, овес, просо). Проверка. (запись в тетради) с. 30 №3
(Страница 6)
Из зерновых культур человек получает зерно. Зерно перерабатывают в крупу. Давайте проверим ваши знания, насколько хорошо вы знаете из какой культуры какая крупа изготавливается.
Пшеница – манная, пшеничная
Прос – пшено
Овёс – геркулес, овсяная
Гречиха – гречневая, ядрица, продел
Рис – рис
Ячмень – ячневая, перловая
Кукуруза – кукурузная
(Страница 7)
Следом за зерновыми культурами по своей важности стоит картофель. А знаете ли вы историю этого растения?
Видеофайл «Картофель»
(Страница 8)
К полевым культурам относятся и кормовые культуры.
Прочитайте учебник стр 56 (последний абзац).
Рассмотрите гербарий
Что значит кормовые культуры?
Какие кормовые культуры вы знаете? (запись в тетради) с.29 №2
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают кормовые культуры?
Нужно соотнести название кормовых культур с картинками (Кукуруза, клевер, свёкла, тимофеевка, люцерна). Проверка. (запись в тетради) с. 30 №3
(Страница 9)
Прядильные культуры.
Прочитайте учебник стр. 57 (первый абзац).
Рассмотрите гербарий.
Что значит прядильные культуры?
Какие прядильные культуры вы знаете? (запись в тетради) с.29 №2
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают прядильные культуры?
Нужно соотнести название прядильных культур с картинками (Хлопок, лён). Проверка. (запись в тетради) с. 30 №3
(Страница 10)
Видеофайл «Лён»
(Страница 11)
Восстановить схему производства ткани из хлопка.
(Страница 12)
Овощеводство.
Прочитайте учебник стр 56 (первый абзац).
Что значит овощеводство?
Какие овощные культуры вы знаете? (запись в тетради) с. 30 №3
Игра «Отгадай овощ»
Как надела сто рубах,
Красный нос в землю врос,
Нужен только красный нос. (Морковь)
На грядке длинный и зелёный,
Мелкий и горький, луку брат. (Чеснок)
Над землёй трава,
Хоть чернил он не видал,
Круглый бок, жёлтый бок,
Растут на грядке зелёные ветки,
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают овощные культуры?
(Страница 13)
Плодоводство.
Что значит плодоводство?
Какие плодовые культуры вы знаете? (запись в тетради) с. 30 №3
Игра «Водоворот» (Проверить знания детей фруктов и ягод)
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают плодовые культуры?
(Страница 14)
Цветоводство .
Что значит цветоводство? (Цветово́дство - отрасль растениеводства, занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов, создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта, а также для украшения жилых и производственных помещений.)
Какие цветы вы знаете? (запись в тетради) с. 30 №3
Нужно соотнести название цветочных культур с картинками (Астры, ирисы, хризантемы, пионы, гладиолусы). Проверка.
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают цветы?
(Страница 15)
Прочитайте учебник стр 57 (второй абзац).
Назовите профессии людей, работающих в растениеводстве. (Хлебороб, хлопкороб, овощевод, садовод). Проверка.
V. Закрепление.
Что такое растениеводство?
С какими отрослями растениеводства мы познакомились?
Для чего люди занимаются растениеводством?
(Страница 16)
Какую роль играют растения в жизни человека?
(Продукты питания для человека, корм для животных, для дыхания, лекарства, материал для промышленности, для красоты).
VI. Итог урока.
О чём узнали сегодня на уроке?
Какое новое открытие для себя сделали?
Как полученные знания можно применить на практике?
Трудно представить нашу жизнь без растений, этих зелёных друзей человека. Растения кормят и одевают нас, очищает окружающий нас воздух, украшают наши жилища. Нам без них не прожить.
VII. Дом. задание.
Тетрадь: с. 31 № 4, 5, 6*
*Подготовить небольшое сообщение об овощной культуре или найти и рассказать легенду о цветочной культуре.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ - 4 класс
Разработчик: Леонова Е.Н.
учитель начальных классов
ТЕМА : «РАСТЕНИЕВОДСТВО»
Цели: 1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями растениеводства. Расширить знания о растениях.
2.Развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки: сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в группе.
Оборудование: тексты тестов по вариантам, проектор, экран, слайды мультимедиа.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Заполнение тестов по теме «Жизнь пресного водоёма»
2. Актуализация ранее изученного материала.
Дикорастущие и культурные растения.
Вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительному миру растений. Много у нас зелёных друзей.
Давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот гуляете вы в лесу, по лугу и вас окружают растения. Посмотрите на экран
Слайд 1
Их мы называем? (Дикорастущие)
(Растут сами. Их никто не сажал. За ними не ухаживают.)
Пришли в огород, а там растут…
Слайд 2 (добавление к 1)
(Культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними.)
Вот о них и пойдёт речь сегодня на уроке.
Тема нашего урока - «Растениеводство».
Слайд 2
Это слово состоит из двух частей. Каких?
(Растение, водство)
Правильно! (показ на слайде)
А теперь, посмотрите на вторую часть слова «водство» - что это значит?
(Вести, водить, разводить)
Значит что же такое растениеводство?
(Ответы детей.)
Давайте посмотрим, как в словаре толкует слово растениеводство Сергей Иванович Ожегов.
Слайд №2 (добавка)
Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства.
А знаете ли вы, что когда-то на Земле не было культурных растений. Были только дикорастущие.
3. НОВАЯ ТЕМА
Давайте мы с вами перенесемся на несколько веков назад, к нашим предкам. Основные занятия первобытных людей были охота и собирательство.
Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды, женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.
Шли годы, развивался человек, все разнообразней становились растения, которые он выращивал.
Как же человек сделал дикорастущие растения культурными?
Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их, пока они не приобрели свойства необходимые человеку.
За разведение культурных растений и их выращивание и отвечает растениеводство.
Сейчас в мире выведены разнообразные сорта культурных растений.
Слайд № 3
Прочитайте, что такое сорт.
Посмотрите сколько сортов различных растений уже выращено.
Для каждой области существует свой определенный набор сортов, который в условиях региона дает хороший урожай, а это связано с природными условиями. Одни растения растут лучше там, где тепло, другие наоборот.
А теперь поговорим об отраслях растениеводства.
Растениеводство делится на несколько основных отраслей.
Что такое отрасль?
Слайд № 4
Давайте определим, что же это за отрасли.
Слайд 5
Как вы думаете, где их выращивают?
Дополнение к слайду 5
Главные полевые культуры – зерновые. Зерно – плод этих растений. Какие зерновые культуры вы знаете?
(Пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха.)
А как вы думаете, ребята, для чего выращивают зерновые культуры?
(Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Он так и называется – пшеничный и ржаной.)
А вы задумывались над тем, каким большим трудом дается хлеб человеку. Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь. Хлеб – это труд многих и многих людей. Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать. Сами не делайте и других остановите, если увидели.
Среди зерновых культур вы назвали гречиху. А что получают из гречихи?
(Гречневую крупу.)
Все ели гречневую кашу? Она очень полезна.
Из ячменя получают – перловую крупу.
Из проса – пшено.
Из овса – делают хлопья «Геркулес».
А вы знаете, почему их так назвали?
Легенда рассказывает, что жил когда-то удивительный богатырь, которому не было равных в силе. Один на один вступал он в битву с дикими зверями и страшными чудовищами. И побеждал их. А звали богатыря – Геркулес. Кушайте кашу из овсяных хлопьев и будете сильными и здоровыми.
Слайд 6
Другие полевые культуры – подсолнечник, картофель, лён
Что из них получают?
(Клубни картофеля используют люди в пищу, а так же идут они на корм скоту. Из семян подсолнечника получают масло)
А ещё из картофеля получают крахмал для приготовления киселя.
Изо льна получают волокно, из волокна – нити, из нитей ткут ткани.
Слайд 7.
Поле цветущих подсолнухов. Поле золотой пшеницы… Они словно портрет родного края, символ его богатства и плодородия. Глядя на эти поля, невольно думаешь о тех, кто сделал их такими - щедрыми, сильными, красивыми.
Даже те люди, которые никогда не бывали на Кубани знают имена двух кубанских учёных – академиков Василия Ивановича Пустовойта и Павла Пантелеймоновича Лукьяненко.
Слайд 7 (добавление)
В.С.Пустовойт вывел такие сорта подсолнечника, которые не боятся ни капризов погоды, ни болезней, Особенно популярен «передовик» , его корзинка наполненная семенами достигает почти полуметра в диаметре.
Одним из его учеников был талантливый агроном Павел Лукьяненко
Он создал много сортов пшеницы, а знаменитая «безостая – 1» завоевала признание во всём мире.
Слайд 8
Посмотрите на экран. Как можно назвать эти растения?
Какая отрасль отвечает за выращивание овощей?
А где их выращивают?
(В поле, в огороде, в теплицах.)
Поле и огород овощеводы называют - открытым грунтом, а теплицы – защищённым.
А какую роль играют овощи в жизни человека
(Овощи играют большую роль в питании человека. В них много витаминов.)
Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитоцинды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.
Слайд 9
Следующая отрасль
Посмотрите на экран и назовите плоды растений, которые вы знаете.
Как и овощи, фрукты очень полезны для здоровья человека.
Выращиванием плодовых культур занимается ….
(Плодоводство.)
Слайд 10
Как все эти растения можно назвать одним словом?
А зачем выращивает их человек?
(Декоративные растения радуют нас своей красотой, делают нашу жизнь счастливее.)
Как же называется эта отрасль растениеводства?
(Цветоводство)
4. ИТОГ УРОКА
Перечислите отрасли растениеводства.
Слайд 11
- Какие из этих отраслей развиты в нашем крае?
- Назовите растение и распределите их по отраслям растениеводства
Слайд 12
Игра «Узнай растение и назови отрасль»
(загадки об овощах)
Слайд 13 - 19
Игра «Найди лишнее слово»
Слайд 20
Трудно представить нашу жизнь без растений, этих зелёных друзей человека. Растения кормят и одевают нас, очищают окружающий нас воздух, украшают наши жилища. Нам без них не прожить!
Слайд № 21
Вы все сегодня хорошо работали. Дома ещё раз прочитаете в учебнике о том, что такое растениеводство.