Великий князь Ярослав Мудрый
А. Кившенко. «Чтение народу «Русской правды» в присутствии великого князя Ярослава»
Софийский собор в Киеве, где находится гробница Ярослава Мудрого
1035 лет назад родился Ярослав Мудрый, четвёртый сын великого Киевского князя Владимира, прозванного в народе «Красно Солнышко», и полоцкой княжны Рогнеды. Детство Ярослава было трудным - у него болели ноги, он позже других детей научился ходить. Мальчик выучился грамоте, очень любил читать книги.
На шестом году жизни совершили над Ярославом обряд пострижения: отрезали прядь волос - в знак того, что повзрослел княжич и будет отныне не матерью воспитан, а наставником. Становился он с каждым годом в присутствии великого князя Ярослава» всё сильнее и мудрее. Да только от прежней болезни хромота осталась, за что и получил княжич прозвание - хромец.
А в 11 лет был отправлен отцом княжить в город Ростов, а потом и в Новгород. И платил Ярослав отцу, князю Киевскому, ежегодную дань в 2 тысячи гривен серебра. В 1014 году он перестал подчиняться отцу, а через 5 лет сам стал великим князем Киевским.
За время своего правления он объединил почти все русские земли. Успешно воевал с Польшей, победил племена ятвягов, литовцев, мозовшан, разгромил печенегов.
При Ярославе Мудром появились на славянской земле первые письменные законы. По повелению князя были собраны и записаны те обычаи, по которым судили на Руси. Ярослав хорошо знал церковные и гражданские уставы, действовавшие в русских княжествах. Так в 1020 г. написан первый сборник законов «Русская правда». Это был перечень наказаний и штрафов за те или иные проступки, провинности и преступления.
Князь был очень образован. Он основал первую государственную библиотеку на Руси. Она была не только хранилищем книг, но и книгописной мастерской: здесь трудились переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры.
Ярослав заботился об образовании детей. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей и устроить в Новгороде школу для 300 мальчиков.
Князь основал города Ярославль, Юрьев (сейчас г. Тарту), украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота.
Ярослав занимал почётное место среди европейских государей. При нём о Руси знали во всех концах земли. Правители первых стран мира искали дружбы русского князя и считали за честь с ним породниться. Дочь князя Анастасия стала королевой Венгерии, Елизавета - Норвегии, а Анна - Франции, сын Изяслав женился на польской принцессе, Всеволод - на византийской.
За ум и начитанность, за построение городов и храмов, за мудрость в управлении землями русскими князя назвали «Мудрым». Ярослав Владимирович правил Киевской Русью 37 лет - до 1054 - года и сделал свою страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.
Похоронен Ярослав в мраморной гробнице в Киевском Софийском соборе.
Материал подготовлен Центральной детской библиотекой им. Ярослава Мудрого, г. Ярославль
Ярослав Владимирович (Мудрый) — родился, по наиболее распространенной версии, около 978 года. По происхождению принадлежал к роду Рюриковичей, приходился внуком знаменитому Святославу Храброму, разгромившему хазар и впоследствии убитому печенегами на Днепре. Сам Ярослав стал отцом, дедом и дядей многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. Его биография пересекается с былинными сказаниями и легендами.
Отец - князь Владимир Святославич (имеющий прозвище «Креститель» и часто отождествляющийся с персонажем былинного эпоса Владимиром Красное Солнышко).
Мать - полоцкая княжна Рогнеда, родившая, кроме Ярослава, еще семь детей: сыновей Изяслава, Всеволода, Мстислава; дочерей Предславу, Премиславу, Мстиславу. Судьба Рогнеды трагична — она была похищена князем Владимиром, убившим её отца Рогволда и насильно взявшим её в жёны.Детство и юность
Правление в Ростове
За 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который получил Ростов.
Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком (в 9 лет), то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника «кормильца и воеводы именем Буды (или Будый)». Помогающий юному князю править в начале его пути, впоследствии воевода упоминается во время правления Ярослава в Новгороде.
Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Однако существуют предания, которые приписывают основание города самому Ярославу.
Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1877 году.
Памятный знак на легендарном месте основания Ярославля
Надпись: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль»
Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, после чего занял его место.
Княжение в Новгороде
После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира Святославовича считался Святополк. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене.
Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава.
По статусу новгородское княжение следовало сразу за киевским — Новгород всегда был ключевым торговым центром и давал его правителю большую прибыль.
Новгородский князь ежегодно выплачивал в Киев дань в 2000 гривен серебром, что составляло 2/3 собранной в Новгороде и подчинённых ему землях дани. Оставшиеся деньги уходили на содержание князя и его дружины, размер которой уступал только размеру войск киевского князя.
Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Княжий двор Ярослава в Новгороде располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище».
Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьём и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому на печати помещён довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным учёным - археологом и скульптором Михаилом Герасимовым.
Восстание против отца
В 1014 году Ярослав отказался от выплаты отцу, киевскому князю Владимиру Крестителю, ежегодного сбора в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с желанием Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк Окаянный, вместе со своей женой попавший после этого в заточение. И именно эти известия могли подтолкнуть Ярослава нарушить сложившийся уклад.
Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом Рингссоном, потомком первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого.
«Мы просимся быть Защитниками этого владения, (хотим) сойтись с вами на условиях и получать от вас золото, и серебро…» — Сага об Эймунде
Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода на взбунтовавшегося сына, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.
В то же время, нанятые Ярославом варяги от скуки начали устраивать беспорядки в Новгороде. По сообщению новгородской первой летописи:
« … начали варяги насилие творить на мужатых жёнах»
В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили часть варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему - жестоко расправился с ними. Произошло это в июле-августе 1015 года.
Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.
Борьба за киевский престол
Смерть отца и убийство братьев Бориса и Глеба
Версия 1 (по русским летописям)
15 июля 1015 года в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший наказать сына за мятеж. В ту же ночь Ярославу пришла весть из Киева от его сестры Предславы:
«Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса и за Глебом послал, берегись его очень».
Князь Борис, отправленный Владимиром против печенегов нигде не встретил противника и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского престола братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с ближайшими людьми.
Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира устранить соперников по обладанию княжеством.
Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата - так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.
Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце.
Убийство Глеба
После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что тот может желать мести. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от Ярослава известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев.
Пришедший к нему Горясер, стоявший во главе отправленных Святополком убийц, приказал зарезать князя его же повару. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен).
Убийство Глеба в ладье. Клеймо иконы из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне
Узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав Древлянский покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты. Погоня догнала Святослава на берегу Опир близ нынешнего города Сколе — в сражении с войсками Святополка погибли семеро сыновей Святослава и сам князь.
Ярослав, как повествуют летописи, собрал тысячу варягов, и других воинов сорок тысяч, и пошел на Святополка, и, воззвав к Богу, сказал:
«Не я начал избивать братьев моих, но он, да будет Бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба. Или же и мне то же сделать? Рассуди меня, Господи, по правде, да прекратятся злодеяния грешного».
Версия 2 (по «Саге об Эймунде»)
В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Осип Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде» («Эймундова прядь»), обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом, причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем «Бурислейфа» Бориса, другие - польского короля Болеслава, которого сага путает с его союзником Святополком.
«Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Конунгом Бурислейфом, ни порицать кого-либо, если он будет убит.» — Ярислейф посылает Эймунда убить Бурислафа.
Ф. А. Бруни Убиение Бориса.
В скандинавских сагах Ярослав фигурирует как Ярислейф Скупой. Собственно, если проанализировать фигурировавшие в этих сагах постоянные споры об оплате за услуги варягов — неудивительно.
Трагичность судьбы Бориса и Глеба (в крещении Романа и Давида) сделала их первыми русскими святыми, канонизированными в лике мучеников-страстотерпцев. Церковь сделала их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.
Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.
Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове (2006 год, скульптор - А. Ю. Рукавишников)
Междуусобица Ярослава и Святополка
1015-1019
В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов двинулся против Святополка, позвавшего на помощь печенегов. Два войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Печенеги были отрезаны от войск Святополка озером и не смогли прийти к нему на помощь. Ярослав щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей:
« … И отпусти их всех домой,- и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите »
Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот вновь подступил к Киеву с печенегами. Эта осада упоминается академиком Рыбаковым Б.А. и подробно описана в «Саге об Эймунде».
В 1017 году Святополк с печенегами подошёл к Киеву, на стенах которого были укреплены кроны деревьев для защиты от стрел, а вокруг города был выкопан ров с водой, прикрытый сверху брёвнами и землёй. Часть осаждавших попала в ловушку. Двое ворот Киева были оставлены открытыми, и в них расположились соответственно дружинники Ярослава и варяги Эймунда. В ходе сражения печенегам даже удалось проникнуть внутрь города, но потом они были выбиты. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.
Святополк и Болеслав Храбрый захватывают Киев
В 1018 году польский король Болеслав Храбрый, ранее отдавший ему в жёны свою дочь, поддержал Святополка. Поляк преследовал две цели — поставить в Киеве родственника и произвести захват Червенских городов, через которые проходил важнейший торговый путь восточной Европы, связывавший Киев с Краковом и Прагой.
Войско Болеслава, помимо поляков, включало 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов. Ярослав же, собрав свою дружину, двинулся навстречу Болеславу. Противники встретились на Западном Буге. Поляки внезапно форсировали реку, Ярослав не успел среагировать и в результате сражения войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород, а дорога на Киев была открыта.
14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в столицу Киевской Руси, поразившую поляков и немцев. Болеслав захватил в Киеве богатую добычу и множество пленных, а также, согласно Хронике Титмара Мерзебургского, Предславу Владимировну — любимую сестру Ярослава, которую он взял в наложницы.
Обстоятельства возвращения Болеслава из похода туманны. В Повести временных лет говорится об изгнании поляков в результате восстания киевлян, однако Титмар Мерзебургский и Галл Аноним пишут следующее:
«Болеслав поставил там в Киеве на свое место одного русского, породнившегося с ним, а сам с оставшимися сокровищами стал собираться в Польшу.»
А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.
Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер. Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.
Удержание власти
Личная жизнь — жена Ингигерда
Летом 1018 года к Олафу Шётконунгу прибыли послы от новгородского «Конунга Ярицлейва» - шведский король выдал свою дочь за будущего Киевского князя и правителя Руси Ярослава Мудрого. В Новгород Ингигерда прибыла летом 1019 года.
Согласно «Сагам об Олафе Святом», по брачному договору принцесса Ингигерда получила в приданое город Альдейгаборг (ныне село Старая Ладога) с прилегающими землями, получившими с тех пор название Ингрии (земли Ингигерды, по финскому произношению - «Инкеринмаа»), а посадником Ладоги по просьбе Ингигерды был назначен ярл Рёгнвальд Ульвссон, её родственник.
В Новгороде Ингигерда перешла в православие под именем Ирина.
Брячислав Изяславич, князь полоцкий
(худ. А. Крывенка)
Конфликт с Брячиславом
В 1021 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич, совершил внезапное нападение на Новгород. На обратном пути, нагруженный награбленной добычей, был настигнут Ярославом на реке Судоме и после поражения в битве бежал, оставив пленных и добычу победителю.
Ярослав преследовал его и заставил в следующем году согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск. Несмотря на этот мир, военные действия между дядей и племянником не прекращались: последний «вся дни живота своего», как сказано в летописи, продолжал воевать с Ярославом.
Совершенно по другому выглядит версия, вытекающая из скандинавской «Саги об Эймунде»: войска сошлись, но сражения так и не произошло. Наёмники-норманны из отряда Брячислава пробрались к лагерю противника и сумели похитить жену киевского князя, Ингигерду, когда она с охранниками ехала по лесной дороге. Узнав о том, Ярослав был вынужден вступить в переговоры и согласиться на условия Брячислава, хоть и имел перевес в силе. Полоцкий князь освободил пленных новгородцев, вернул Ингигерду, взамен добившись мира, сохранив все свои владения и дополнительно получив два важных города, стоявших на торговом пути — Витебск и Усвят. Исход этого противостояния был не в пользу Ярослава.
Конфликт с братом Мстиславом
В 1023 году разгорелся мятеж под Суздалем. В этой непростой ситуации у киевского князя появился еще один соперник - его брат князь Мстислав, правивший в Тмутаракани на берегу Азовского моря - отдалённой русской колонии, существовавшей со времени походов Святослава.
В то время, как Ярослав усмирял мятеж в Суздале (из-за засухи и неурожая волхвы пошли против наместников князя, требующих чрезмерных сборов и без того скудного провианта), Мстислав подошёл к Киеву со своими союзниками хазарами и касогами, однако, город ему не сдался. Осаждать Киев Мстислав не стал и занял Чернигов. Погасив мятеж в Суздале, Ярослав вернулся в Новгород, нанял варягов и двинулся против Мстислава.
В 1024 году войска Ярослава и Мстислава встретились недалеко от Чернигова у городка Листвен. Сражение происходило ночью в сильную грозу. Дружине Ярослава, которой командовал варяг Якун Слепой, противостояли не только витязи Мстислава, но и наемные варяги тмутараканского князя, занявшие центр боевого порядка и принявшие на себя главный удар противника. Варяги сражались сплошной линией, в то время как Мстислав впервые в истории Киевской Руси применил боевой порядок, расчленённый по фронту (впоследствии это построение стало основным, использовалось самим Ярославом в 1036 году против печенегов, его внуками в 1093 году против половцев). Дружина Мстислава ударила по врагу с флангов и разгромила его. Ярослав с остатками воинов бежал в Новгород.
Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны:
«Садись в своем Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будет эта сторона.»
Ярослав правил Киевом через наместников до 1026 года, пока не собрал большое войско, после чего вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с князем Мстиславом. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года (времени смерти Мстислава).
В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост.
Помощь Олафу II
В том же 1028 году норвежский король Олаф II (впоследствии прозванный Святым), напал на Данию, но потерпел поражение и был вынужден бежать в Швецию и затем дальше на Русь. Бежал он туда вместе с малолетним сыном Магнусом, оставив в Швеции жену Астрид.
В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол.
Помощь Безприму в захвате престола Польши
В 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту, Эстония). В том же году он решил поддержать ранее бежавшего в Киев князя Безприма в притязаниях на польский престол, но в результате похода смог взять лишь город Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр.
В 1031 году Ярослав привлек Мстислава, они собрали большое войско и вторглись в Польшу. Братья отвоевали города Перемышль и Червен, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось.
Мешко II пытался привлечь на помощь императора Священной Римской Империи, однако император помощь не прислал и Мешко II был вынужден бежать в Чехию. Безприм при поддержке русских и немецких вооруженных отрядов захватил престол Польши.
Правление Безприма длилось недолго. Причиной его падения была крайняя жестокость. По данным «Анналов Хильдесхайма», он был убит своими же людьми не позднее весны 1032 года. Мешко II удалось восстановить свою власть, но не на долго — 10 мая 1034 года он был убит, по-видимому, заговорщиками из числа польских феодалов. Его смерть стала началом периода возвращения язычества, хаоса и беспорядков в Польше, вылившихся в крестьянское восстание 1037-1038 годов, которое по размаху явилось одним из крупнейших народных восстаний того времени. От Польши обособились Поморье и Мазовия.
Будущий король Норвегии на службе Ярослава Мудрого
Незадолго до этого, в 1031 году Харальд III Суровый сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине.
Когда будущий король Норвегии впервые просил себе в жены дочь русского князя, Ярослав посчитал его недостаточно богатым и статусным, и чтобы стать мужем Елизаветы.
Тогда Харальд стал завоевывать себе и богатство, и статус. Он поступил на службу к византийскому императору, воевал в Африке, Сицилии и Палестине. Он добыл огромное количество золота и драгоценных камней, часть из которых на протяжении службы отсылал на хранение Ярославу Мудрому. При этом он не забывал о Елизавете и свои чувства к ней в песнях-висах, которых за годы скитаний им было написано около шестнадцати.
Окончательное утверждение Ярослава Мудрого в Киеве
Поруб — темница из бревен, в виде колодца.
В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому, опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей - псковского князя Судислава - в темницу (поруб).
Судислав просидел в тюрьме 23 года, пережив Ярослава Мудрого и оказавшись последним остававшимся в живых сыном Владимира Крестителя.
Его племянники-«триумвиры» Изяслав, Святослав и Всеволод в 1059 году освободили дядю из тюрьмы, при условии отказа от права на киевский престол. Судислав стал монахом в Киевском Георгиевском монастыре, где и умер в 1063 году.
Только после этих событий Ярослав решился переехать со двором из Новгорода в Киев.
Правление Ярослава в Киеве
Разгром печенегов
В том же 1036 году печенеги после пятнадцатилетнего перемирия вторглись в русские земли и осадили Киев. Нападение это стало большой неожиданностью для князя Ярослава, который в тот момент находился в Новгороде. Киев, соответственно, остался без существенной защиты.
Печенегам удалось лишь сжечь посады и предместья, местные жители успели уйти в город и унести своё имущество, а скот был загнан в овраги. Киев держался до прихода Ярослава Мудрого, который собрал большое войско из варягов и новгородцев. С этими силами он прорвался внутрь осаждённого Киева, и вместе с местными силами предпринял общую вылазку.
Ярослав применил расчленённый на три полка по фронту боевой порядок, который применил Мстислав в неудачной для Ярослава битве при Листвене. Начался бой, который продлился весь день. Несмотря на количественное превосходство армии печенегов, победа Ярослава Мудрого была безоговорочной. Оставшиеся кочевники в панике бежали: множество печенегов утонуло в Сетомли и других реках, часть ушла к границам Византии, часть – к Дону, где попала в зависимость от более сильных племён.
Библиотека Ярослава Мудрого
В честь победы под печенегами в был воздвигнут собор Софии Киевской, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя.
Единственное историческое упоминание о библиотеке князя относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет»:
«Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам»
В XVIII веке библиотекой заинтересовались первые серьёзные историки Российской Империи, в частности, Михаил Ломоносов. Они провели ряд исследований и высказали гипотезу о том, что в библиотеке находились древнерусские рукописи, а также книги и свитки из Александрийской библиотеки и древние тексты более поздних времен. В их исследованиях упоминалось о «письменах принесенных с Индии и восточной Азии в давние времена, когда еще люд европейский не ведал этих земель» .
Расширение влияния русского государства — дипломатия и войны.
Многие годы правления Ярослава Мудрого охарактеризованы лишь краткими строчками в летописях.
Помощь польскому королю Казимиру I
В 1038-39 годах, польский король Казимир I с помощью наемных немецких войск восстановил свою власть и погасил крестьянский бунт. Однако на висленском правобережье, в Мазовии, местная знать отказалась признать Казимира и назвала своим князем некоего Маслава.
Сражаться в одиночку со столь могучим противником Казимиру было не по силам. Между тем, надеяться на немецкую помощь больше не приходилось: воссоздание единой сильной Польши было не в интересах германской империи.
Карта Польши. В верхней части более светлым тоном выделена Мазовия.
Тогда Казимир попросил содействия в борьбе против Маслава у русского князя, чьи владения граничили с Мазовией. Польский король сомневался, что его предложение будет принято.
За предыдущие полвека Польша показала себя злейшим врагом Русской земли. Польская рука наводила на Киев печенегов, опустошала сокровищницу русских князей, захватывала Червенские города, брала русских в плен. Казалось бы, вместо помощи Русь должна была терзать ослабевшего врага, как это сделала Чехия, тоже немало потерпевшая от ляхов.
Казимир I Восстановитель
Однако Ярослав не стал поминать полякам прежних обид. В результате переговоров с Казимиром русский князь решил поддержать польского монарха и проявить добрососедство. Заключенный в 1038/1039 году русско-польский союз был скреплен сразу двумя династическими браками: Казимир тогда же взял в жены сестру (возм. племянницу) Ярослава — Марию Добронегу, а свою сестру, Гертруду, выдал замуж за Изяслава, сына Ярослава Мудрого. В знак полного примирения с Русью польский князь отпустил на волю всех русских пленных, захваченных в Киеве его дедом, Болеславом I.
Но справиться с языческой коалицией оказалось непросто даже двум крупнейшим государствам Восточной Европы. Зимой 1038/39 г. Ярослав ходил на литовское племя ятвягов, «и не можаху их взяти» , как сообщает Повесть временных лет. Повторный поход 1040 года, видимо, также не принес ощутимого успеха, поскольку летописец ограничился краткой заметкой: «Иде Ярослав на Литву» . С той же подозрительной лаконичностью ПВЛ под 1041 годом говорит о походе против Маслава:
«Иде Ярослав на мазовшан в лодиях»
(вероятно, русское войско приплыло в Мазовию по Западному Бугу).
Натолкнувшись на упорное сопротивление литовцев и мазовецкого князя, Ярослав сделал попытку усилить русско-польский союз, дополнив его аналогичным двухсторонним соглашением Руси с Германией. В средневековых немецких хрониках сохранились известия о двух посольствах Ярослава к императору Генриху III в начале 40-х годов XI века. Впрочем, цели первого из них остаются неясны. Анонимный «Саксонский анналист» написал только, что 30 ноября 1040 года, находясь в Тюрингии, «император принял послов из Руси с дарами» .
Но в конце 1042 года Ярослав уже прямо предложил германскому императору династический союз. По сообщению «Анналов» Ламперта Херсфельдского, в этом году Генрих III встречал Рождество в Госларе, одной из своих тюрингских резиденций:
«там среди послов из многих стран были и послы Руси, отбывшие в печали, ибо получили ясный отказ по поводу дочери своего короля, которую надеялись сосватать за императора Генриха».
Генрих III возвращается из похода в Италию
Молодой германский император, овдовевший в 1038 году (его первая жена Кунегильда умерла от моровой язвы), действительно подыскивал себе невесту. Но его предпочтения были отданы французской принцессе. Тем не менее, Генрих III постарался смягчить свой отказ, чтобы он не выглядел оскорбительным для русского князя. Как уточняют «Альтайхские анналы»:
«послы Руси привезли большие дары, но в обратный путь двинулись с еще бОльшими» .
В 1043 году Ярослав еще дважды «ходи в лодиях на мазовшане» , на следующий год воевал с Литвой, и вновь безрезультатно. Цепь военных и дипломатических неудач была разорвана только в 1047:
«иде Ярослав на мазовшаны, и победи их, и князя их уби Моислава [Маслава], и покори их Казимиру».
Поход на Константинополь
Напряжённость в отношении между двумя государствами начинает проявляться после воцарения в июне 1042 императора Константина Мономаха. Начало правления Константина отмечено мятежом войск под началом Георгия Маниака в Италии, известно, что под его началом сражались и русско-варяжские отряды.
По версии академика Г.Г. Литаврина Константин распускает военные отряды, пользовавшиеся особым расположением прежнего императора Михаила V, возможно пытается расформировать варяжско-русский корпус. Проявлением этого стало желание викинга Харальда Сурового вернуться на родину. Однако Константин не только отказывает, но согласно сагам бросает Харальда в тюрьму. Тому удаётся бежать на Русь, к Ярославу Мудрому.
Поводом к войне, по сообщению византийского хрониста Скилицы, стало убийство на рынке Константинополя знатного русского купца («знатного скифа»). Император Константин послал послов с извинениями, но их не приняли.
Ярослав послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на Константинополь. Скилица оценивает русское войско в 100 тыс. воинов, другой византийский историк, Михаил Атталиат, указал численность русского флота в 400 кораблей. Русская «лодейная рать» отправилась вниз по Днепру, вышла в Чёрное море (в те годы Русское море) и направилась в сторону устья Дуная. Здесь, согласно летописи, дружинники остановились и принялись решать, как им продолжать поход - по суше или морским путём. Возобладало мнение варяжских дружинников, и русские корабли продолжили движение в сторону Царьграда.
Константин узнал о предстоящем походе уже весной 1043 и принял меры: выслал из Константинополя русских наёмников и купцов, а стратигу (военачальнику) Кекавмену поручил охранять западные берега Чёрного моря. В июне 1043 года флот князя Владимира прошёл Босфор и стал в одной из бухт Пропонтиды, недалеко от Константинополя. По свидетельству Пселла русские вступили в переговоры, запросив по 1000 монет на корабль. По словам Скилицы император Константин Мономах первым начал переговоры, которые ни к чему не привели, так как русские запросили по 3 литры (почти 1 кг) золота на воина.
Русские полководцы высадили часть своих воинов на берег и организовали лагерь. Морские силы Владимира утром в день битвы, выстроившись в линию, были готовы для сражения.
Константин IX в полдень дал приказ к атаке. Три его дромона с моря и одновременно два легиона с суши атаковали русский флот и лагерь. Византийские корабли были вооружены греческим огнём, они поджигали русские ладьи, что вносило сумятицу в действия воинов Владимира. Однако, княжеские воины сражались храбро, метали в противника копья и стрелы, пытались пробить борта вражеских кораблей подвешенными на цепях бревнами.
Византийский дромон атакует боевые ладьи славян
Греческий огонь в те времена был поистине ультимативным оружием — имперские корабли стали одерживать верх. По словам Скилицы Василий Феодорокан сжег семь русских кораблей и три потопил вместе с командой. Из гавани выступил основной флот византийцев. Ладьям пришлось отступить. В этот момент разразилась буря, последствия которой описал Михаил Пселл:
«Одни корабли вздыбившиеся волны накрыли сразу, другие же долго еще волокли по морю и потом бросили на скалы и на крутой берег; за некоторыми из них пустились в погоню наши дромоны, одни челны они пустили под воду вместе с командой, а другие воины с дромон продырявили и полузатопленными доставили к ближайшему берегу. И устроили тогда варварам истинное кровопускание, казалось, будто излившийся из рек поток крови окрасил море.»
С бури начинает рассказ о неудачном походе «Повесть временных лет», умалчивая о произошедшем морском сражении. Восточный ветер выкинул на берег до 6 тысяч воинов, потерпел крушение и княжеский корабль. Князя Владимира принял к себе на ладью воевода Иван Творимирич, они с дружиной решили пробиваться домой морским путём. Воевода Вышата наоборот, высадился на берег к воинам со словами:
«Если буду жив, то с ними, если погибну, то с дружиной»
Император послал в погоню за русскими 24 дромона. В одной из бухт Владимир атаковал преследователей и разбил их, возможно во время береговой стоянки, после чего благополучно вернулся в Киев. Группа из 6 тысяч воинов Вышаты, пробивавшаяся на Русь пешком вдоль побережья Чёрного моря, была настигнута и уничтожена около Варны войсками стратига Катакалона Кекавмена. Вышата вместе с 800 воинами попал в плен. Почти все пленники были ослеплены.
Мир был заключен спустя три года.
Династические браки
Кроме описанных выше браков между членами семей русского и польского государств, Ярослав Мудрый заключил ряд других, не менее важных и выгодных династический союзов, чем серьезно упрочил положение страны на внешнеполитической арене.
Дочь Анастасия и король Венгрии
Около 1038 года Анастасия Ярославна вышла замуж за венгерского герцога Андраша (Андрея), который, спасаясь от преследований со стороны короля Иштвана I, бежал в Киев. В 1046 году Андраш вместе с Анастасией вернулся в Венгрию, и, захватив престол, стал королём. Королева основала в Венгрии несколько православных монастырей.
Дочь Елизавета и король Норвегии
Зимой 1043/1044 Харальд Суровый вернулся в Киев. Накопленные богатства и слава за время долгих странствий и службы разным правителям, сделали его достойным зятем для Ярослава. Он взял в жёны Елизавету Ярославну (Эллисиф в сагах). А затем, со значительным количеством верных ему людей, вернулся в Норвегию, где стал королём с 1046. Именно он основал Осло в 1048 году, являющееся сейчас столицей Норвегии.
Дочь Харальда и Елизаветы, Ингигерда вышла замуж за датского короля Олафа Свейнссона и стала королевой Дании.
Сын Всеволод и родственница императора Византии
В 1046 году, спустя три года после неудачного похода на Константинополь, в честь заключения мира между Византией и Русью, император Константин Мономах отдал одну из своих родственниц (вероятнее всего она была его дочерью) за сына Ярослава Мудрого — Всеволода.
От этого брака родился Владимир II Мономах — великий князь, сыгравший ключевую роль в развитии Русского государства.
Дочь Анна и король Франции
В 1048 году в Киев прибыли послы Генриха I Французского - просить руки младшей дочери Ярослава Анны.
Первоначально Генрих был обручён с дочерью императора Священной Римской империи, но она умерла в 1034 году. В 1043 году Генрих женился первый раз, также неудачно — через год жена скончалась в результате неудачного кесарева сечения.
В возрасте сорока трёх лет Генрих женился во второй раз. Бракосочетание состоялось в кафедральном соборе Реймса в 1051 году. Анна родила Генриху четверо детей, в том числе будущего короля Франции Филиппа I. Была известна во Франции как Анна Русская или Анна Киевская.
Анна Ярославна — королева Франции
(Дип. работа И. Томилова)
Последние годы жизни
В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковнославянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг.
В. Нагорнов, «Ярослав Мудрый»
Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние годы жизни Ярослав провёл в Вышгороде.
Завещание Ярослава Мудрого сыновьям
Ярослав Мудрый перед смертью разделил русскую землю между своими детьми, и с этих пор на Руси стала развиваться удельная система. Ярослав дал своим сыновьям завещание, как они должны относиться друг к другу, и это завещание послужило основанием для взаимных отношений князей в удельный период.
«Вот я отхожу, от этого света, дети мои! любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и от одной матери. Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга; свой стол Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу: слушайтесь его, как меня слушались, пусть он будет вам вместо меня»
Смерть Ярослава Мудрого
Точная дата смерти Ярослава Мудрого всё еще вызывает споры. 17 или 20 февраля 1054 года в Вышгороде он умер на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года - старшего сына Владимира. Если считать примерной датой рождения Ярослава 978 год, на момент смерти ему было около 76 лет. Для того времени (средняя продолжительность жизни была около 35-40 лет) это был весьма преклонный возраст.
Могила и пропажа останков
Ярослав был похоронен в Софийском соборе в Киеве. В шеститонной гробнице из проконесского мрамора, бывшей когда-то последним пристанищем святого римского папы Климента и вывезенной отцом Ярослава, Владимиром Святославичем, из завоёванного им византийского Херсонеса.
По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведённого журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в США.
III. ДЕЛЕНИЕ НА ВОЛОСТИ. ПОЛОВЦЫ И ВЛАДИМИР МОНОМАХ
(начало)
Разделение Руси на волости. – Сыновья Ярослава. – Ростислав Тмутараканский и Всеслав Полоцкий. – Торки и Куманы. – Двукратное изгнание Изяслава. – Святослав Черниговский и его сыновья. – Всеволод Переяславский.
Раздел Руси между сыновьями Ярослава Мудрого
Ярослав соединил в своем владении почти все русские земли. Но это единовластие было личное и временное. Подобно Владимиру Великому, он восстановил единство русских земель только для того, чтоб укрепить их за своим собственным семейством, а не для того, чтобы водворить на Руси единодержавие. Нравы и понятия восточных славян того времени были слишком далеки от подобной мысли; никакие распоряжения, никакие завещания в этом смысле не могли оказаться действительными. Понятие о Руси как о едином, нераздельном владении, о едином государстве еще не сложилось. Если бы Киевский князь вздумал всю Русскую землю отдать одному сыну, то остальные сыновья и родственники не признали бы такого распоряжения и общими силами подняли бы против него оружие. Государственное начало и единение Русских земель, повторяем, поддерживались только тем, что они находились во владении одного княжеского рода и что князь, сидевший в Киеве, считался старейшиной всем князьям русским.
Русь в XI веке
Ярослав, подобно отцу, деду и прадеду, еще при жизни своей раздавал сыновьям в управление или в наместничество свои земли. Старейший его сын Владимир, по установившемуся обычаю, был наместником в северном Новгороде. Он скончался за два года до смерти отца, и тогда в Новгород был переведен из Турова Изяслав, оставшийся теперь старшим. Летопись рассказывает, что Ярослав перед смертью распорядился областями таким образом: Изяславу он назначил Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Игорю – Владимир Волынский и Вячеславу – Смоленск. При этом он увещевал их жить в любви и согласии между собою и дружно действовать против врагов; в противном случае предрекал гибель Русской земле, которую их отцы и деды стяжали великими трудами. Он внушал им слушаться старшего брата, имея его "в отца место"; а старшему завещал не давать в обиду никого из братьев и помогать обиженному. Но подобные увещания составляют общее место; их, конечно, делал почти каждый попечительный отец своим детям. Летописец, впрочем, тут же сообщает, что во время кончины Ярослава Изяслав был в Новгороде, Святослав – во Владимире Волынском, а в Киеве оставался только Всеволод, которого отец любил и всегда держал при себе. Во всяком случае сыновья Ярослава долженствовали быть теснее связаны между собою, нежели сыновья Владимира: последние рождены в язычестве от разных жен и наложниц; тогда как Ярославичи были плодом брака, освященного церковию, были дети не только одного отца, но и одной матери.
Ярослав дожил до глубокой старости: смерть застигла его на 76 году от роду в ближнем Вышгороде, в феврале 1054 года. Всеволод распорядился погребением: тело покойного князя возложили на сани, с молитвами и церковными песнопениями привезли в Киев и опустили в мраморную гробницу, которая поставлена в одном из приделов воздвигнутого им Софийского собора.
Младшие его сыновья, Игорь и Вячеслав, скоро последовали за своим отцом, и волости их достались старшим, преимущественно Изяславу. Таким образом, последний, удержав за собою Новгород, владел землями Киевскою и Волынскою, т.е. почти всею страною на западе от Днепра. Святослав кроме Чернигова захватил себе всю область Северян, Вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; следовательно, почти все земли на востоке от Днепра. Всеволод поместился в южном Переяславле на реке Трубеже; но к этому уделу он еще получил почти все Верхнее Поволжье, т.е. земли Ростовскую, Суздальскую и Белозерскую. Затем каждый из трех братьев в своих уделах раздавал города и волости в управление или наместничество членам собственного семейства. Еще был жив один из сыновей Владимира Великого, Судислав, заключенный Ярославом в поруб. По старшинству своему он теперь имел право занять великокняжеский Киевский стол; но, просидев более 20 лет в заключении, старик не думал уже о своих правах. Племянники освободили его, взяв с него присягу не искать княжения, и он вскоре умер чернецом.
Великий князь Изяслав Ярославич
После Ярослава недолго продолжался внутренний мир на Руси, хотя три его сына жили пока в согласии между собою. Но у них нашлись родственники, которые не хотели помириться с их львиными частями при разделе земель, и вот мало-помалу открылся долгий, непрерывный ряд княжеских междоусобий из-за уделов, или волостей.
Первый пример междоусобия на этот раз подал родной племянник Ярославичей, Ростислав, сын их старшего брата Владимира Новгородского. Был ли он совершенно обделен дядями или получил от них слишком незначительную волость, в точности неизвестно. Мы видим только, что этот предприимчивый князь обратился в Новгород, где еще живы были воспоминания об его отце, который, по-видимому, пользовался народною любовью. Здесь Ростислав набрал себе вольную дружину. В числе его товарищей упоминаются и знатные новгородские люди, Порей и Вышата. Последний был сын Изяславова посадника Остромира, который за несколько лет перед тем погиб в одном походе на Чуде. Ростислав удалился в Тмутараканский край, манивший к себе своим отдельным положением, торговыми связями с промышленным Корсунем и соседством с воинственными кавказскими народами, где легко было набирать вспомогательные наемные отряды. Этим краем в то время управлял Глеб, старший сын Святослава Ярославича. Ростислав вытеснил из Тмутаракани своего двоюродного брата. Отец последнего Святослав явился на помощь сыну и воротил ему удел. Но едва Святослав отправился назад в свой Чернигов, как Ростислав снова изгнал Глеба и снова занял Тмутаракань (1064 г.), где и княжил до своей смерти. Но княжение это было кратковременно: оно продолжалось только два года. Ростислав скоро сделался грозен для своих соседей, т.е. для корсунских греков и кавказских касогов. Последние принуждены были платить ему дань; а греки, тяготясь соседством такого воинственного князя, решились его извести. Летопись наша рассказывает, что какой-то греческий начальник, или катапан, приехал к русскому князю, подольстился к нему и потом отравил его во время пира, когда князь пил здоровье своего гостя. Он погребен в том каменном храме Богородицы, который был построен Мстиславом Чермным. После смерти Ростислава граждане Тмутаракани послали в Чернигов просить Святослава, чтобы он снова отпустил к ним на княжение своего сына Глеба: очевидно последний пользовался их любовью. Святослав исполнил их просьбу. Памятником Глебова управления на этом конце древней Руси служит известный Тмутараканский камень, представляющий плиту, на боковой стороне которой высечена надпись. Эта надпись свидетельствует, что князь Глеб в 1068 году мерил по льду пролив между городами Корчевом и Тмутараканью и насчитал 14 000 сажен.
Почти в одно время с Ростиславом против Ярославичей поднялся другой племянник, впрочем, двоюродный. Это был полоцкий князь Всеслав, сын Брячислава (умершего в 1044 году). Своим предприимчивым и беспокойным характером он не уступал Ростиславу. Летопись изображает его князем хитрым и жестоким. У него от природы была на голове какая-то язвина, вследствие чего он носил повязку, и суеверные люди приписывали этой повязке особое волшебное значение. Всеслав, по всей вероятности, питал неудовольствие за то, что его ограничивали одною Полоцкою областью и не давали ему части в других русских землях. Подобно отцу своему он обнаружил притязания на Новгородский край или по крайней мере на ближние новгородские волости. Сначала он пытался осаждать Псков, но без успеха; затем явился с войском под самым Новгородом, ворвался в него и сжег часть города; причем ограбил храм св. Софии, сняв самые колокола и паникадила. Тогда Ярославичи соединенными силами отправились воевать Полоцкую землю. Они взяли город Минск и с свойственною тому времени жестокостию избили мужеское население, а жен и детей роздали в рабство своим дружинникам. Всеслав встретил дядей недалеко от этого города на берегах речки Немизы. Дело происходило в марте месяце, и земля была еще покрыта глубоким снегом. После упорной битвы Ярославичи победили; но, очевидно, борьба с таким противником оказалась нелегкою; так как они предпочли прибегнуть к вероломству. Князья съехались для переговоров где-то около Смоленска и расположились лагерем на противоположных берегах Днепра. Ярославичи пригласили Всеслава переехать на их сторону и поцеловали крест, т.е. присягнули в его безопасности. Но едва Изяслав ввел его в свой шатер, как полоцкого князя схватили, отвезли в Киев и засадили в поруб вместе с двумя его сыновьями .
Начало борьбы Руси с половцами
Такое вероломство, по словам летописца, не замедлило вызвать Божье наказание на князей-клятвопреступников. Русскую землю посетили новые враги иноплеменники. То были Половцы, народ одного корня с Печенегами, но еще более дикий и многочисленный.
После известного поражения Печенегов под самым Киевом в 1036 году наша летопись уже не упоминает об их нашествиях на Русскую землю. Упорная, победоносная борьба с ними Владимира и Ярослава, очевидно, ослабила их силу; окончательно их сломили собственные междоусобия и другие кочевники, надвигавшие с востока. В IX веке, как известно, Печенегов оттеснили из-за Дона их единоплеменники Узы в союзе с хазарскими каганами. Когда Печенеги рассеялись в Черноморских степях по обеим сторонам Днепра, Узы заняли их кочевья в степях Задонских. Не все Печенеги ушли из прежних своих степей; часть их осталась между Узами, от которых, по словам Константина Багрянородного, они отличались более коротким платьем, достигавшим только до колен и не имевшим рукавов. В первой половине X века по известию того же Константина пустынное пространство в пять дней езды отделяло Печенегов от Узов. Но последние недолго оставались в покое на новых местах. В свою очередь теснимые другими кочевниками, они перешли на западную сторону Дона и стали подвигать свои кочевья к степям Днепровским, где снова столкнулись с Печенегами. Подобно Печенегам, Узы были турко-татарский народ, делившийся на разные орды под управлением своих родовых старейшин, или ханов. Русские князья в борьбе с Печенегами пользовались иногда их враждою с Узами. Из последних, так же как из первых, они при случае нанимали вспомогательную конницу для войны с соседями. Мы видели, что уже Владимир Великий в походе против Камских Болгар имел у себя конных Торков. Этим именем русская летопись называет Узов.
Печенеги еще храбро держались против Узов. Но в последние годы Ярославова княжения между печенежскими ордами возникли жестокие междоусобия. Поводом к ним послужила вражда самого сильного из печенежских ханов Тураха против Кегена, который из простых людей возвысился в число главных старейшин, благодаря своим подвигам в войнах с Узами. Теснимый соперником, Кеген убежал с частью Печенегов за Дунай и отдался под покровительство императора Константина Мономаха с обязанностью защищать греческие пределы от набегов собственных соплеменников. Тогда Узы окончательно взяли верх над Печенегами, которые оставались в степях между Днепром и Дунаем, что побудило последних к новым переходам за Дунай, где они получали от византийского правительства земли для поселения преимущественно в тех местах Болгарии, которые запустели после истребительных войн Василия II Болгаробойцы.
Но и Узы, или Торки, недолго господствовали в степях Приднестровских и грабили русские пределы. Вскоре с севера их потеснили русские князья; а с востока, по их собственным следам, надвинулись на них орды Куманов, которые известны в наших летописях под именем Половцев. Первое упоминание о Половцах встречается вскоре по смерти Ярослава. Именно в 1055 году князь переяславский Всеволод победоносно воевал с Торками, и в том же году заключил мир с Половцами, которые приходили с своим ханом Болушем. Очень вероятно, что русский князь заключил союз с более отдаленными варварами, или с Половцами, против соседних врагов, или Торков. Спустя пять лет после того мы видим, что русские князья решили общими силами ударить на последних. Не только собрались вместе Ярославичи, то есть Изяслав, Святослав и Всеволод; но с ними соединился и Всеслав Полоцкий. Многочисленная русская рать, конная и судовая, пошла на Торков и произвела между ними такой погром, что те бежали далее на юг. Там, по-видимому, их доконали Куманы. Угнетенные ими Узы, или Торки, вслед за Печенегами целыми ордами начали переходить за Дунай в пределы Византийской империи. Кроме того, большие толпы их, захваченные в плен русскими князьями, были поселены на южных пределах Киевской и Переяславской области для защиты этих пределов от других степняков. В последующей истории того края играли немаловажную роль полукочевые потомки этих Торков, или так называемые Черные Клобуки.
Русь ничего не выиграла с падением Печенегов и Узов. Их место в степях заняли ближайшие их соплеменники, еще более свирепые и многочисленные Куманы, или Половцы, которые не замедлили начать свои опустошительные вторжения и сильно потеснили южно-русские области.
Первое изгнание князя Изяслава из Киева
Уже в следующем году после погрома Торков Половцы пришли грабить Переяславскую область и разбили Всеволода. В 1068 году они явились снова. Братья Ярославичи соединили свои дружины и дали им битву на берегах речки Альты, следовательно, почти под самым Переяславлем; но были разбиты и побежали, Святослав – в Чернигов, а Изяслав со Всеволодом – в Киев. После того Половцы во все стороны распустили свои загоны для грабежа. Киевляне были сильно недовольны поведением своего князя и его дружинников. Они своевольно собрались на вече на торговой площади в нижнем городе, то есть на Подоле, и оттуда послали сказать великому князю: "Дай нам оружие и коней; хотим еще биться с Половцами". Великий князь отказался уступить этому шумному требованию. Тогда граждане подняли мятеж. Они бросились в верхний город, сначала к дому киевского тысяцкого, то есть главного воеводы, Коснячка; но тот успел скрыться. Отсюда одна часть мятежников направилась к тюрьме, чтобы выпустить колодников и Всеслава Полоцкого; а другая – ко двору княжескому. Изяслав в это время сидел с дружиною на сенях своего терема. Некоторые бояре советовали ему убить поскорее Всеслава. Но великий князь ни на что не решался; наконец потерял голову, покинул Киев вместе с братом Всеволодом и бежал в Польшу к своему родственнику королю Болеславу. Киевляне между тем освободили Всеслава и поставили его своим князем. Двор и имущество Изяслава были при. этом разграблены мятежною чернью.
То, чего тщетно требовали киевляне от Изяслава, то есть новые битвы с Половцами, рассеявшимися для грабежа, исполнил мужественный Святослав Черниговский. Он вышел с трехтысячной дружиной против варваров, которые свирепствовали около Чернигова, и столкнулся с их главным (будто бы двенадцатитысячным) отрядом на берегах реки Сновы. "Уже нам некуда деваться. Потягнем !" – закричал князь своей дружине; ударил на половцев, разбил их и взял в плен самого предводителя.
Целые семь месяцев Всеслав занимал стол великокняжеский. Король польский Болеслав II, по прозванию Смелый , находился в двойном родстве с Изяславом; так как он был двоюродным братом киевскому князю по своей матери и в то же время деверем по своей сестре, супруге Изяслава. Воинственный Болеслав радушно принял беглеца и охотно выступил в поход для возвращения ему Киевского стола. Киевляне пошли ему навстречу под начальством Всеслава. Но последний в Белгороде ночью тайком покинул киевскую рать и убежал в свой Полоцк.
Возвращение Изяслава в Киев (1069) и вторичное изгнание его оттуда (1073)
Киевляне воротились домой и на вече решили послать к братьям великого князя с просьбою прийти и защитить Киев от поляков и от мести Изяслава. "Если не поможете нам, – говорили они, – то зажжем город и уйдем в Греческую землю". Святослав и Всеволод действительно вступились за них и велели сказать старшему брату: "Не води Ляхов на Киев; если же хочешь погубить город, то знай, что нам жаль отцовского стола". Изяслав послушался, но не вполне. Сын его (Мстислав), вошедший в город с передовою дружиною, многих граждан избил, а других ослепил, мстя за освобождение Всеслава Полоцкого. Болеслав и Ляхи, плененные привольною жизнию в Киеве и красотою его женщин, прогостили в Киеве целую зиму (1069). Польский король, конечно, не даром помог Изяславу: кроме богатых подарков, по известию некоторых польских летописцев, на обратном пути он занял часть Червонной Руси с крепким городом Перемышлем, который, впрочем, был взят им после мужественной обороны.
С возвращением Изяслава в Киев, казалось, ничто не нарушило согласия между тремя братьями. Согласие это продолжалось около 18 лет после смерти их отца. Благодаря их единодушию, Всеслав Полоцкий некоторое время был лишен своего удела; а его новое нападение на Новгород отбито новгородцами под предводительством Глеба Святославича. В 1072 году происходило перенесение мощей Бориса и Глеба в Вышгород из старой деревянной церкви в новую каменную, построенную Изяславом. Братья съехались на торжество с своими боярами, и после литургии пировали все вместе "с любовью великою", как выражается летописец. А в следующем году между ними уже идет котора, т.е. распря. Летописец не говорит ясно о ее причинах; нетрудно догадаться, что возник спор о волостях. Поводом к нему, по-видимому, послужил все тот же неугомонный Всеслав Полоцкий, который успел снова воротить себе наследственный удел и вступил в какие-то переговоры с великим князем, возбудившие неудовольствие Святослава Черниговского. Последний подговорил Всеволода, и они вместе изгнали Изяслава из Киева. По всей вероятности, граждане киевские питали неудовольствие на Изяслава и за его мщение, совершенное с помощью ляхов, и за его небрежение о защите Руси от хищных половцев; тогда как мужественный Святослав имел за собою славу победителя на берегах Сновы.
Великий князь Святослав Ярославич (1073–1076)
Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из Изборника Святослава, 1073
Изяслав, успевший увести с собою много ценного имущества, вторично обратился к своему родственнику Болеславу Смелому за помощью. Но польский король на этот раз не изъявлял охоты вооружиться за его права, хотя и присвоил себе большую часть привезенного им имущества. Изгнанник поехал в Германию, где у русских князей того времени были также родственные связи с владетельными лицами. Он обратился к императору Генриху IV, признавая его судьею в своем деле с братьями и подкрепляя свои просьбы подарками. Но Генрих был слишком занят собственными делами и борьбою с мятежными вассалами, чтобы предпринять вооруженное вмешательство в дела отдаленной России. Он ограничился отправлением посольства в Киев с требованием, чтобы этот город был возвращен старшему брату. Святослав почтительно принял посольство и отпустил его с такими богатыми дарами, которые возбудили удивление между немцами. По крайней мере один из их летописцев говорит, что "никогда мы не видали столько золота, серебра и драгоценных тканей". Не добившись ничего от Генриха IV, Изяслав обратился к его знаменитому противнику, к папе Григорию VII. Он отправил в Рим своего сына, чтобы просить папу о заступлении и принести жалобу на вероломство короля польского. Изгнанник даже готов был, по-видимому, признать папскую власть над Русскою церковью, лишь бы добиться своего личного удовлетворения. Хотя и отвлекаемый в то время важнейшими делами, Григорий VII не упустил удобного случая показать свое верховенство над земными владыками. Он прислал две грамоты, одну, милостивую, Изяславу, а другую, укорительную, Болеславу, которого упрекал за неправедно присвоенное имущество русского князя. В это именно время мы находим польского короля в союзе с братьями Изяслава, так в следующем 1076 году юные сыновья их, Олег Святославич и Владимир Всеволодович (Мономах), ходили с русскою дружиною на помощь Болеславу против чехов. Но в том же году великий князь Святослав скончался, и обстоятельства вновь изменились в пользу Изяслава. Польский король внял наконец его просьбам и дал ему вспомогательное войско, с которым тот пошел на Всеволода, занявшего Киев. Всеволод не упорствовал и поспешил помириться с старшим братом. Изяслав снова сел на Киевском столе (1077), а младшему брату отдал Черниговскую область. Но эта передача в свою очередь послужила источником больших междоусобий, потому что дети Святослава считали Чернигов своим наследственным уделом, своею отчиною.
Святослав оставил пять сыновей: Глеба, Олега, Давида, Романа и Ярослава. Одна любопытная рукопись сохранила нам изображение этих князей вместе с их родителями. Святослав, подобно отцу своему Ярославу, был книголюбец и заставлял переписывать для себя славяноболгарские рукописи. До нас дошел в подлиннике переписанный для него в 1073 году сборник разных статей, преимущественно религиозного содержания. К этому Святославову Сборнику [Изборнику ] приложен рисунок, который изображает князя и его семейство, состоящее из супруги и пяти упомянутых сыновей. Все они представлены в цветных кафтанах, спускающихся ниже колен и подпоясанных золотым кушаком. У кафтанов золотные воротники и узкие рукава с золотными поручами. На головах сыновей шапки, или клобуки, с меховой опушкой и синим закругленным верхом. Клобук самого Святослава имеет верх более низкий и, по-видимому, золотной. Кроме того, на нем наброшен верхний плащ (епанча, или корзно), зеленый с золотою каймою, застегнутый на правом плече пряжкою с дорогим камнем. Сапоги у всех из цветного сафьяна. Сыновья все безбородые; а отец, обладающий круглым красивым лицом, имеет густые усы и подстриженную бороду. У княгини вокруг головы обвернут платок, или фата, спускающаяся одним концом на правую сторону. На ней надето длинное верхнее платье с широким, отложным воротником, золотым поясом и широкими рукавами, под которыми заметны золотные поручи нижнего кафтана.
Старший из Святославичей Глеб, как мы видели, снискал себе известность своим управлением в Тмутаракани. Затем встречаем его князем Новгородским, победителем Всеслава Полоцкого и усмирителем народного мятежа. Уже 80 лет минуло с той поры, когда Добрыня с Путятой огнем и мечом сокрушили идолослужение в Новгороде Великом; но Северная Русь все еще помнила о своей старой религии, и здесь все еще была сильна языческая партия. В 1071 году, по словам летописи, там явился какой-то волхв, который начал смущать народ мнимыми чудесами и хулою на христианскую веру. Новгородская чернь подняла мятеж и хотела убить епископа. Епископ облекся в ризы, взял крест, вышел к народу и сказал: "Кто верует волхву, пусть идет за ним; а кто почитает крест – следует за мною". Князь Глеб Святославич с дружиною стал подле епископа; но около волхва собралась большая народная толпа. Глеб спрятал топор под скутом (т.е. под плащом), подошел к волхву и спросил: "Знаешь ли, что будет завтра"? – "Знаю", – отвечал он. – "А знаешь ли, что будет сегодня? " – "Я сотворю великие чудеса". Тогда Глеб ударил волхва топором, и тот упал мертвый. Мятеж после того утих, и толпа разошлась по домам.
Олег Святославич и другие князья-изгои
После смерти отца Глеб вскоре погиб в каком-то походе на Заволочье, т.е. в стране северной Чуди. Братья его Олег и Роман были посажены отцом, первый во Владимире Волынском, а второй в Тмутаракани. Но дядья вывели Олега из Владимира и, по-видимому, решили оставить за детьми Святослава только отдаленные Муромо-Рязанские земли и Тмутаракань. С таким решением не могли помириться предприимчивые Святославичи и особенно самый беспокойный из них, Олег. Он не поехал в свой Муромский удел, а отправился к Роману в Тмутаракань и там соединился еще с одним обделенным племянником Ярославичей, с Борисом Вячеславичем. Средства для борьбы с старшими князьями оказались под рукою; это были половецкие дружины, всегда готовые за плату или за добычу помогать кому угодно. Олег и Борис наняли половцев и пошли к Чернигову на Всеволода. Последний был разбит на реке Сожице; причем пали многие знатные бояре русские, между прочим, Иван Жирославич, Тукы, брат Чудинов, и Порей.
Изгнанный из Чернигова Всеволод обратился за помощью в Киев к старшему брату. Изяслав старался утешить его, напоминал о собственном двукратном изгнании из Киева и выражал готовность положить свою голову за обиду братнюю. Он собрал большое войско и двинулся со Всеволодом против мятежных племянников. Сын Всеволода Владимир Мономах, княживший в Смоленске, также поспешил на помощь отцу. Ярославичи осадили Чернигов, граждане которого, кажется, были преданы Святославову семейству: они мужественно оборонялись, хотя их молодые князья находились в отсутствии. Но Олег и Борис скоро явились с новыми наемными толпами половцев. Тогда Ярославичи оставили осаду города и пошли навстречу племянникам. В виду неравных сил Олег желал уклониться от битвы, но пылкий Борис хвалился выйти на бой с одною собственною дружиною. Где-то недалеко от Чернигова на месте, которое в летописи названо Нежатиной нивой, произошла жаркая битва. Борис пал в этой сече. Изяслав стоял посреди своих пеших полков, когда какой-то неприятельский всадник наскакал на него и поразил его копьем. Великий князь упал мертвым. Нежатинская битва окончилась победою Всеволода. Разбитый Олег опять ушел в Тмутаракань. Тело Изяслава отвезли в Киев и положили в мраморной гробнице в Десятинной церкви (1078 г.). Смерть за младшего брата в глазах народа искупила отчасти воспоминание о слабых сторонах Изяславова княжения. Это мы видим из тех теплых слов, которыми летописец сопровождает рассказ о его погребении: он особенно ставит современным князьям в пример братнюю любовь Изяслава.
Великий князь Всеволод Ярославич (1078–1093)
Великий князь Всеволод, сын Ярослава Мудрого. Портрет из Царского титулярника, 1672
Старшим князем на Руси оставался теперь последний из Ярославичей, Всеволод. Он занял Киевский стол, а Чернигов передал своему сыну Владимиру Мономаху. Сыновей своего старшего брата Изяслава он щедро наградил уделами: Ярополку Изяславичу отдал область Волынскую, а Святополка Изяславича посадил в Новгороде. Но Святославичи, Роман и Олег, а также Давид Игоревич и три сына умершего Ростислава Тмутараканского, Рюрик, Василько и Володарь, считали себя обделенными и продолжали оружием добиваться волостей; средства к тому доставляли Половцы, хазаро-черкесы и вольные русские дружины. Роман и Олег, из своей Тмутаракани, снова ходили с половецкою и черкесскою конницею добывать Чернигов; во время этого похода Роман был убит самими Половцами; а Олег, схваченный тмутараканскими хазарами, выдан грекам, которые заточили его на остров Родос.
Ростиславичи, такие же воинственные, беспокойные князья, как их отец, получили в удел Червенские города, которые хотя и были захвачены Болеславом Смелым, но вновь возвращены Русью, благодаря смутам, наступившим в Польше. Не довольствуясь этими городами, Ростиславичи старались отнять у Ярополка часть Волынской земли. Давид Игоревич добился некоторых волостей в той же земле. Между тем и неугомонный Всеслав Полоцкий также продолжал свои неприязненные действия. Тщетно Всеволод пытался смирять непокорных родственников и посылал на них своего сына Владимира Мономаха: междоусобия, потушенные в одном месте, с новою силою возникали в другом. Русь страдала при нем и от частых половецких набегов; а киевское население терпело еще обиды от княжеских тиунов. Удрученный старостию и болезнями, Всеволод сам мало занимался главными обязанностями князя, то есть судом и расправою, и предоставлял дела своим тиунам: народные жалобы на их грабительства и неправды проникли и в самую летопись, обыкновенно столь благосклонную к роду Мономаха. Сверх того княжение Всеволода ознаменовалось и другими бедствиями, каковы чрезвычайный мор, истребивший много народу, и страшная засуха, сопровождаемая лесными пожарами .
В 1093 году Всеволод умер и был погребен в великом Софийском храме, там же, где и отец его Ярослав, любивший его более других детей. Он оставил после себя двух сыновей, Владимира Мономаха и Ростислава, и нескольких дочерей. Из последних Анна, или Янка, как называет ее летописть, отличавшаяся приверженностью к церкви, девицей постриглась в монастырь и основала женский монастырь при храме св. Андрея. По смерти митрополита Иоанна, известного своею ученостию и своими сочинениями, Янка предпринимала путешествие в Царьград и оттуда привезла в Киев нового митрополита, именем также Иоанна, мужа неученого, притом еще скопца. Последний не понравился народу, который, смотря на его бледное лицо, называл его мертвецом (навье); впрочем, он и действительно скоро умер. Другая дочь Всеволода, Евпраксия, имела замечательную судьбу. Сначала она была выдана замуж за одного немецкого маркграфа. Оставшись вдовою, в 1089 году она вступила в новый брак с императором Генрихом IV, успевшим также овдоветь. Но этот брак был самый несчастный. Много пришлось ей вытерпеть насилий и всякого рода оскорблений от жестокого и развратного супруга. Она даже была лишена свободы, но успела бежать и нашла убежище у знаменитой Тосканской маркграфини Матильды, с помощью которой хлопотала о разводе перед папою Урбаном II. Потом она воротилась на родину, в Киев; здесь постриглась, скончалась в 1109 году и погребена в Печерском монастыре. Янка пережила ее четырьмя годами.
Ярослав был сыном князя Владимира Святого. Существует множество версий относительно старшинства Ярослава среди своих многочисленных братьев, что дает основание увидеть именно в личности Ярослава князя своего времени, человека, который сумел преодолеть все трудности и установить законный порядок наследования, определивший развитие России на следующие два столетия.
Первоначально Ярослав получил от отца в удел Ростов, но правил он не самостоятельно, а под опекой воеводы Буды (или Будая). После смерти брата Вышеслава Ярослав в 1011 г. получил его удел — Новгородскую землю, которая по статусу стояла второй после Киевских земель. Традиционно новгородские князья жили не в самом Новгороде, а недалеко от него — в Городище, но Ярослав стал первым князем, который создал свой двор (Ярославово дворище) в самом городе.
Новгородский князь должен был ежегодно отправлять в Киев дань в размере 2000 гривен, но в 1014 г. Ярослав неожиданно отказался посылать дань отцу и нанял на эту сумму дружину из варягов для похода на Киев. Однако варяги в Новгороде спровоцировали его жителей и были перебиты, а Ярослав фактически остался без военной силы. В этом же году скончался и великий князь Киевский Владимир.
После его смерти было не ясно, кто из сыновей должен стать следующим князем в Киеве. Любимый сын Владимира Борис был готов уступить это право старшему брату Святополку, который воспользовался миролюбием брата, убив его и самого младшего из владимировичей — Глеба. Князя Ярослава предупредила о злодеяниях Святополка сестра Предслава.
Ярослав собрал новое войско из варягов и новгородцев и выступил против Святополка, захватив в 1016 г. Киев. Отметим, что перед походом, в котором участвовало множество новгородцев, Ярослав собрал первый писаный свод законов — Правду Ярослава, ставшую впоследствии основой становления национального права России. В 1018 г. польский король Болеслав, союзник Святополка, разбил Ярослава на р. Буг и занял Киев. Киевляне не приняли власть Болеслава, требуя оставить князем Святополка. Это разрушило союзнические отношения Болеслава и Святополка, который, оставшись без польской помощи, в 1019 г. был разбит на р. Альте, а в Киеве утвердился Ярослав.
Ярослав, став киевским князем, не забывал о поддержке, которую ему оказали новгородцы. В 1030 г. он разбил племя чуди и заложил город-крепость Юрьев в Прибалтике. За годы своего правления Ярослав остановил набеги печенегов на Русь, разбив их в 1038 г. у стен Киева, в честь чего был заложен Собор Святой Софии. Стремясь к укреплению международных связей, Ярослав использовал династические браки, в частности, выдал свою дочь княжну Анну Ярославну замуж за французского короля Генриха I.
Скончался князь Ярослав в 1054 г., оставив своим детям завещание, в котором определил очередной (лествичный) порядок правления. Некоторые историки полагают, что именно этот порядок стал одной из причин раздробленности на Руси.
с 882 года также Киевская Русь - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее
в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под
властью князей династии Рюриковичей.
Столица: Великий Новгород (862-882),
Киев (882-1240)
2. В каком веке правил Владимир (святой)
Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в
Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.
3. Когда было принято христианство на Руси
Христианство на Руси приняли в 988 году в период правления Владимира – Красное Солнышко – так в последствии окрестили Владимира. Однако Русь еще долго сохраняла двоеверие. Через некоторое время на Руси сложилась четкая церковная организация. Она представлена следующим образом: во главе церкви стоял киевский митрополит, который присылался из Византии, это были греки по национальности, и разделялась на округа во главе с епископами. Был принят церковный устав, создан свой церковный суд, который строго судил отступников веры, распространяющих ересь.. .
4. Когда правил Ярослав Мудрый и что отличает его княжение в Киеве
15 июля 1015 года Владимир Святославович скончался. 12 сыновей Владимира являлись наместниками в разных городах Руси. И после смерти Владимира начинается вторая усобица на Руси между детьми великого князя. Претендентом на престол оказался старший приемный сын Владимира – Святополк. Но Владимир больше любил детей от Анны: Бориса и Глеба, особенно Бориса. Оба они были жестоко убиты Святополком. Он впервые привел на Русь поляков, а второй по старшинству сын привлек на Русь варяг. В Новгороде остается княжить Ярослав Владимирович, а в Киеве – Святополк. Ярослав и Святополк столкнулись в 1016 году зимой. В итоге этой распри Святополк был полностью разгромлен и бежал в Польшу.
Ярослав в 1017 году занял город Киев. Время правления Ярослав Мудрого – это расцвет Руси. Активно развивается каменное строительство, привлекаются ученые монахи для перевода и переписи церковных книг. Международный престиж Руси высок. Дочери Ярослава выданы замуж за Европейских лидеров. Русь смогла сделать такой огромный шаг к процветанию ещё и потому, что во время правления Ярослава не было необходимости бороться с кочевниками. Появляется первый общерусский свод законов – «Русская Правда». Но не сразу удалось восстановить Ярославу единство русский земель Руси. Его брат Мстислав владелец Тмутараканского княжества в 1024 году нанес ему поражение неподалеку от Чернигова. После чего Русь была поделена по левому берегу Днепра. Но в 1036 году Мстислав умирает и его часть земель переходит Ярославу. В крупных городах и землях Руси правили сыновья Ярослава. Ярослав продолжал внешнюю политику своего отца и деда.
5. Когда начинается период феодальной раздробленности
Начало феодальной раздробленности на Руси обычно датируется одинаково с началом периода развитого феодализма (XII век).
6. Назовите три основных центра феодальной раздробленности
К середине 12 века на территории Руси появляются 3 основных наиболее централизованных района: Новгородская феодальная республика, (не могла претендовать на эту роль посколько не было постоянной княжеской династии), Северо-Восточная Русь, Галицко-Волынская земля. 2 последних наряду с Литвой могли претендовать на роль центра объединения. Каждая из этих земель обладала особенностями в политическом устройстве. С экономической точки зрения, каждая из этих земель была автономной, обладала ресурсами не велось обмена с другими княжествами. На региональном уровне воспроизводилась структура ранне-феодального государства. Такой же характер носили взаимоотношения князя и дружины. В каждом княжестве существовало три различных вида земель: княжеский домен, феодальные и монастырские земли и черные земли свободных крестьян. Развитие вотчинно-боярского землевладения в новых условиях приводило к частым столкновениям бояр с князьями. Можно выделить разные варианты взаимоотношений бояр и князя в этих землях.