Богини древней Греции
Артемида – Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи.
Атропос - одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь.
Афина (Паллада, Парфенос) - дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний.
Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.
Описание:
Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.
Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э. Поступила в Эрмитаж в 1862 г.. Ранее находилась в коллекции маркиза Кампана в Риме. Является одним из интереснейших экспонатов Зала Афины.
Всё в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места. Попросил Зевс Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула взрослая дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.
Афродита (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены)
Афродита (Венера Таврическая)
Описание:
Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.
Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела – всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции – высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).
Афродита (Венера). Статуя. Эрмитаж
Описание:
Статуя Афродиты -богини красоты и любви
Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.
В 1851 г., через венецианского антиквара А. Санквирико, в Эрмитаж поступила прекрасная статуя Афродиты, которая ранее входила в собрание венецианского семейства Нани. В редком издании эпохи наполеоновских войн - "Коллекция всех древностей, хранящихся в венецианском музее Нани" - мы читаем об этой скульптуре: "Она долго лежала поверженная в пренебрежении… но была вызвана из забвения, когда г-н Якопо Нани увидел ее и поместил в свой знаменитый музей, представив ее на суд известного Кановы, который сильно восхвалял новое приобретение". Статую Афродиты отличают усложненность движения тела и изысканная стройность пропорций. В ней нашли отражение тенденции эллинистического искусства, характерные для искусства времени династии Антонинов (96-193 гг.).
Афродита (Венера) и Амур
Описание:
Афродита (Венера) и Амур.
Скульптура возможно рассказывает о трагическом моменте. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила к своему возлюбленному, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Пока вытаскивали занозу дикий вепрь убил ее любимого Адониса - юного прекрасного бога весны, олицетворяющего ежегодное умирание и оживление природы.. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, ей помогает Купидон.
Афродита на дельфине. Скульптура. Эрмитаж
Описание:
Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. По преданию тайна ее обаяния была скрыта в волшебном поясе.
Венера в раковине. Скульптура. Эрмитаж.
Описание:
Венера в раковине.
Скульптура Карло Финелли (Finelli, 1782-1853) - итальянский скульптор, один из даровитейших последователей классического направления.
Афродита (греч.) - Венера (рим.)
Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской пены. Ветерок на раковине принес ее к берегам Кипра.
Геба - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах.
Геката - богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов.
Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.
Гера - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака.
Гестия - богиня домашнего очага и огня.
Гея - мать-земля, праматерь всех богов и людей.
Деметра - богиня плодородия и земледелия.
Дриады - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях.
Илифия - богиня-покровительница рожениц.
Ирида - крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов.
Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.
Керы - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.
Клио - одна из девяти муз, муза истории.
Клио. Муза истории
Описание:
Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос)
Клото («прядущая») - одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни.
Лахесис - одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения.
Лето - титанида, мать Аполлона и Артемиды.
Майя - горная нимфа, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес.
Мельпомена - муза трагедии.
Мельпомена (Муза трагедии)
Описание:
Статуя Мельпомены. Римская копия по греческому образцу II в. до н. э.
В древнегреческой мифологии муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Дочь Зевса и Мнемосины, мать ужасных сирен.
Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).
Метида - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.
Мнемосина - мать девяти муз, богиня памяти.
Мойры - богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.
Музы - богини-покровительницы искусств и наук.
Наяды - нимфы-хранительницы вод.
Немесида - дочь Никты, богиня, олицетворяв-,шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.
Нереиды - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.
Ника - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.
Нимфы - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы.
Никтa - одно из первых греческих божеств, богиня - олицетворение первозданной Ночи.
Орестиады - горные нимфы.
Оры - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды.
Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.
Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти.
Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.
Тефида - дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.
Рея - мать богов-олимпийцев.
Сирены - демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море.
Талия - муза комедии.
Терпсихора - муза танцевального искусства.
Терпсихора. Муза танцев
Описание:
Статуя "Терпсихора" - римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.
Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".
Тисифона - одна из эриний.
Тихе - богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль
Урания - одна из девяти муз, покровительница астрономии.
Фемида - титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.
Хариты - богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни.
Эвмениды - другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья.
Эрида - дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.
Эринии - богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления.
Эрато - Муза лирической и эротической поэзии.
Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой».
Эвтерпа - муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.
На протяжении всей истории человечества цивилизации, сменяя друг друга, приносили свой уклад жизни, свою культуру и религию. Мало кто сегодня знает названия шумерских кумиров или ассирийских идолов. А вот имена древнегреческих богов известны практически каждому. Более двух тысяч лет назад, благодаря завоеваниям Александра Македонского, греческая культура распространилась по просторам его империи. И с тех пор древнегреческие боги живут в памяти людей. Рассказы о них передавались из уст в уста, воспевались в поэмах и описывались в романах.
Многим известны рассказы о грозном Зевсе, хитрой Гере, легкомысленной Артемиде и самоотверженном Прометее. Другие же персонажи греческой мифологии понемногу ушли в тень. В этой статье мы освежим в памяти истории о нескольких весьма уважаемых древними народами богах. Как это принято в мифологии, каждый из них покровительствовал определенной сфере человеческих занятий или отвечал за отдельные природные явления.
Бог неба
Имя бога неба - Уран. Он относится к самому древнему поколению богов. Появился он не то от Хаоса, не то от Гемеры, не то от Офиона. Все мифы по-разному представляют его рождение. Однако все сходятся на том, что именно Уран первым начал править миром.
Самой яркой чертой этого божества была неимоверная плодовитость. Его жена Гея рожала ребенка за ребенком. Но вот детей Уран не любил. И он засовывал их обратно в лоно жены.
В конце концов Гее это надоело, и она составила коварный план по свержению супруга. Вложив в руки своего сына Кроноса острый серп, она спрятала его в укромном месте и научила тому, что надо делать.
Когда любвеобильный супруг, по своему обыкновению, возлег на брачное ложе, Кронос выскочил из укрытия и оскопил отца. Сам же детородный орган тирана Кронос выбросил на землю. Плодовитость Урана была столь велика, что из каждой капли его крови, упавшей на землю, рождались великаны и богини. Так появились эринии и Афродита.
Отвергнутый женой, детьми и подданными
Вместе с мужским достоинством Уран потерял и свою власть, которая перешла к восставшему против него Кроносу. Согласно сказаниям Евгемера, опальный верховный бог погиб в океане и был похоронен в обычной крепости.
До сих пор археологи не обнаружили ни одного храма, который был бы посвящен Урану. Хотя древнегреческие боги, список которых весьма внушителен, всегда отличались наличием преданных поклонников. А вот в данном случае не осталось даже изображений Урана. Даже в мифах, невзирая на его положение верховного правителя, Урана описывают как второстепенного персонажа. И только в одном литературном произведении - «Теогонии» - этот бог описан более-менее подробно.
Дарующий свет
Древнегреческий бог солнца, Гелиос, также относится к наиболее древнему поколению небожителей. Он значительно старше олимпийских богов и принадлежит к семье титанов. Но в отношении поклонников ему повезло гораздо больше, чем злополучному Урану. В честь Гелиоса строили храмы и возводили статуи. Одно из семи чудес света - Колосс Родосский - изображало именно этого бога.
То, что гигантская бронзовая статуя, достигающая в высоту 36 метров, была сооружена именно на Родосе, явление не случайное. Дело в том, что этот остров считался личным владением Гелиоса. По преданию, в то время, как другие древнегреческие боги делили между собой земные владения, он не оставил свой пост в огненной колеснице, шествующей по небосводу. Поэтому он сам извлек для себя остров из морской пучины.
Завидное место в генеалогическом дереве
Своим происхождением лучезарный бог мог гордиться по праву. Его отцом был титан Гиперион (поэтому в мифах он иногда выступает под прозвищем Гиперионид), а матерью - титанида Тейя. Родными сестрами Гелиоса были богиня луны, Селена, и богиня зари, Эос. Хотя в отношении последней иногда встречаются разночтения. Некоторые античные авторы называют Эос не сестрой, а дочерью бога.
Древние греки изображали Гелиоса прекрасным мужчиной с атлетическим телосложением. Каждый день он начинал с того, что выводил небесную колесницу, которую влекли за собой белоснежные крылатые кони. Имена удивительных животных были под стать их облику - Молния, Гром, Свет и Блеск. Пройдя привычный путь по небосводу, к вечеру Гелиос торжественно спускался в западные воды океана, чтобы наутро опять начать все заново.
Древнегреческий бог искусства
Эллины издавна считались почитателями всего прекрасного. До сих пор эталоном мужской красоты у них выступает Аполлон - древнегреческий бог, покровитель искусства и предводитель девяти муз. Поэты, живописцы и музыканты на протяжении сотен лет черпали вдохновение из этого образа. Однако несмотря на впечатляющую внешность и весьма близкое родство с богиней любви (она была его родной сестрой), Аполлон далеко не всегда добивался взаимности от своих избранниц и избранников.
В свое время его отвергли богини Кибела, Персефона и Гестия. А нимфа Дафна предпочла навсегда обратиться в растение, чтобы избежать недвусмысленных ухаживаний Аполлона. Да и простая смертная царевна Кассандра не прельстилась его сладкими речами. Что касается Корониды и Марпессы, то они буквально при первой же возможности променяли общество златокудрого божества на развлечения с другими партнерами.
Однако сколь внушительным ни выглядит вышеприведенный перечень, любовных побед у Аполлона было несоизмеримо больше. Кроме огромного количества покоренных им женщин, литературоведы насчитывают более двадцати юношей, состоявших с ним в романтических связях. И как минимум один молодой мужчина - Левкат - отказался от предложения стать возлюбленным златокудрого бога.
Даритель достатка
Если имена Аполлона, Гелиоса и даже Урана и по сей день у людей на слуху, то вопрос о том, как назывался бог богатства в древнегреческой мифологии, наверняка многих поставит в тупик. Он не так уж и часто встречается в мифах, да и храмов ему, похоже, не строили. Хотя в изобразительном искусстве греческий бог богатства предстает даже в нескольких ипостасях - и младенцем, и старцем, и даже одним из стражей ада.
Плутос родился от союза Деметры (богини плодородия) и Иасиона (бога земледелия). А так как в прежние времена богатство напрямую зависело от урожая, подобное сочетание и породило покровителя богатства. Каждый смертный, который хоть чем-нибудь угождал богине Деметре, автоматически подпадал под опеку Плутоса.
Иасион погиб от руки Зевса, который приревновал к нему Деметру. А самого Плутоса уже в зрелом возрасте Зевс ослепил, чтобы тот не делал различий между честными и нечестными людьми, одаривая богатством. Однако бог богатства в древнегреческой мифологии не остался слепым навсегда. Спустя какое-то время его исцелил великодушный Асклепий.
Боги ветров в мифологии
Прямыми потомками древних титанов были и братья-ветры Борей, Зефир и Нот. Их родителями стали Астрей и Эос - бог звездного неба и богиня зари соответственно. Борей управлял сильным северным ветром, Зефир - западным, а Нот - южным. Гомер упоминает еще и Эвр - восточный ветер. Однако его происхождение неизвестно и сведения о нем весьма скудны.
По преданию, Борей жил на вершине горы Гемм, которая находится во Фракии. В его жилище также хранились запасы холода и мрака. Сам древнегреческий бог ветра описывался крепким старцем с длинными седыми волосами и пышной длинной бородой. За спиной у него простирались мощные крылья, а вместо ног Борей располагал несколькими змеиными хвостами.
Самой известной историей с участием этого персонажа является рассказ о похищении дочери афинского царя - Орифии. Борей полюбил эту девушку и много раз обращался к ее отцу с просьбой позволить им пожениться. Однако царь Эрехтей вовсе не был в восторге от перспективы заиметь такого зятя. Поэтому он раз за разом отказывал Борею, приводя множество туманных и невнятных отговорок.
Как свидетельствует древнегреческая мифология, боги привыкли получать желаемое. Поэтому Борей, не мудрствуя лукаво, попросту выкрал приглянувшуюся Орифию и овладел ею безо всякого бракосочетания. И хотя о подробностях их взаимоотношений история умалчивает, доподлинно известно, что для бога ветра это был никак не сиюминутный порыв. Ведь Орифия успела родить ему четверых детей - двух сыновей и двух дочерей.
Однако эротические интересы Борея отнюдь не ограничивались одними лишь миловидными девушками. Однажды он, обернувшись статным жеребцом, за один день покрыл двенадцать отборных кобыл из трехтысячного табуна, принадлежавшего Эрихтонию. Вследствие этой связи на свет появилась дюжина жеребят, способных скакать прямо по воздуху.
Покровитель торговли и плутовства
Древнегреческий бог торговли - Гермес - описан в целом ряде мифов. Он является официальным вестником от других богов, часто помогает героям и периодически устраивает мелкие, однако незлобные пакости верховным богам просто ради того, чтобы пошалить. Например, он крадет меч у Ареса, лишает Аполлона любимого лука со стрелами и даже ворует скипетр у самого Зевса.
В иерархии олимпийских богов Гермес занимает почетное положение благодаря своему происхождению. Его мать - Майя - самая старшая и самая прекрасная из семи сестер (Плеяд). Она была дочерью титана Атланта (того самого, который в наказание за участие в бунте был вынужден держать на плечах звездный небосвод) и океаниды Плейоны, дочери титана Океана. Майя приглянулась любвеобильному Зевсу-громовержцу, и он, улучив минутку, пока Гера спала, совокупился с Плеядой, которая и родила от этого союза Гермеса.
Приключения хитроумного бога начались еще с колыбели. Узнав каким-то образом о том, что Аполлон владеет большим стадом коров, Гермес решил их украсть. Его задумка была блестящим образом исполнена. Причем для того, чтобы сбить со следа преследователя, не по годам развитый хитрец приладил к копытам коров сандалии. Стадо Гермес спрятал в пещере на острове Пилос, а сам вернулся домой.
В конце концов Аполлону все-таки удалось выяснить, что его стадо гнал какой-то маленький мальчик. Он сразу же догадался, чьих рук это проделки, и отправился прямиком к Майе. В ответ на обвинения Аполлона ничего не подозревающая мать лишь растерянно показала ему на колыбельку, в которой спокойно лежал завернутый в пеленки Гермес. Однако на этот раз Аполлон не дал себя провести. Он забрал малыша и отнес его к Зевсу.
Первая сделка Гермеса
Аполлон попросил отца разобраться со сводным братом. Древнегреческие боги часто прибегали к его помощи при решении спорных вопросов. Однако как ни расспрашивал Гермеса грозный Зевс, тот все отрицал. И только настойчивость Аполлона позволила выбить правду из юного шалуна. А может быть, это был тот самый первый раз, когда Гермесу просто захотелось похвастаться своей ловкостью. Шутка ли - провести самого Аполлона!
Рядом с пещерой, в которой юный Гермес спрятал украденное стадо, жила большая черепаха. Мальчик убил ее и сделал из панциря первую лиру. Струнами для этого инструмента послужили тонкие и прочные кишки нескольких зарезанных им коров.
Пока Аполлон осматривал свое стадо, Гермес, зная трепетное отношение своего божественного брата к музыке, сел у входа в пещеру и как бы невзначай заиграл на изобретенном им инструменте. Очарованный звуком лиры Аполлон предложил отдать всех своих коров за этот инструмент. Только этого Гермес и добивался. Он с готовностью пошел на сделку, а выпасая стадо, стал играть на свирели. Аполлон захотел заполучить и этот необычный инструмент, а взамен предложил брату свой волшебный жезл, имеющий силу мирить врагов.
Впоследствии Гермес стал богом торговли, а заодно и плутовства с воровством. Но даже его нечестные дела всегда проводились с налетом юмора и шаловливости, за что его и любили поклонники. А жезл, выменянный у Аполлона, стал неотъемлемым атрибутом Гермеса. Вторым значимым предметом его сверхъестественной экипировки являются крылатые сандалии, выполненные из золота и имеющие силу перенести его в любое место на земле живых, в царстве мертвых и в небесной обители богов.
Искусный изобретатель
Но Гермес не только баловался. Согласно верованиям греков, именно он изобрел письменность. Первые семь букв алфавита он придумал, наблюдая за полетом журавлей. Ему же приписывается и изобретение чисел, а также единиц измерения. Всему этому Гермес научил людей, за что и получил их почитание и благодарность.
Более всего этот бог известен как посланник Зевса. Кроме этого, по собственной инициативе Гермес очень часто бескорыстно помогал разным героям. Благодаря ему были спасены невинные Фрикс и Гелла. Он помог Амфиону построить стены города, а Персею подарил меч, которым тот смог одолеть Медузу. Одиссею Гермес поведал о тайных свойствах волшебной травы. И даже бога войны он спас от злонамеренных планов Алоадов.
Древнегреческий бог войны
Арес был сыном Зевса и Геры. Но отец не любил его и не скрывал своего отношения. А у простых смертных, в чьи жизни древнегреческие боги частенько вмешивались, само имя Арес вызывало холодящий кровь ужас. Ведь он был не просто богом войны (его сестра Афина Паллада тоже считалась богиней войны, но справедливой и честной), а вдохновителем жестокой резни и бессмысленных убийств. Для Ареса война была нужна просто ради пьянящего аромата схватки и свежей крови. А по какой причине разгорелось сражение, было делом второстепенным.
Но хотя сущность этого бога была для других отвратительной, изображают его весьма приятным мужчиной без тени уродства. Да и романтические чувства были не совсем чужды этому вдохновителю войн. Арес влюбился в саму богиню любви - Афродиту, которая ответила ему взаимностью. И то, что она была женой Гермеса, не помешало им зачать пятерых совместных детей.
Сочетание неистовства ярости и безрассудной влюбленности породило интереснейшее потомство. Афродита родила Аресу Эрота (бога чувственного влечения, часто называемого Эросом), Антероса, который сам отрицал возможность любви и стремился возбудить у других чувство ненависти к тем, кто их любит, Деймоса и Фобоса (ужас и страх соответственно) и дочь - Гармонию.
Такие имена древнегреческих богов, как Энио и Эрида, неразрывно связаны с деятельностью Ареса. Они являются его верными спутницами и вносят в битвы свою долю ожесточенности, ярости и кровожадности. В то время как сам Арес, собственноручно взявшись за меч, без разбора сеет вокруг себя смерть.
Развенчивание мифов
Древние греки наделили своих богов всеми пороками и добродетелями, которые видели в человеческом обществе. При помощи мифов они стремились объяснить непонятные и устрашающие природные явления и найти смысл своего существования. Понемногу первоначальные незамысловатые истории обрастали дополнительными подробностями, появлялись новые персонажи и выдвигались свежие идеи. Таким образом мировая сокровищница литературы пополнялась новыми произведениями.
Во все времена божеств и героев стремились романтизировать и идеализировать. Они выступают перед нами помощниками, защитниками и вершителями человеческих судеб. В ранних цивилизациях у каждого мальчика был свой идеал героя, которому он стремился подражать и которому поклонялся.
Но даже самые известные и положительные боги и герои древнегреческой мифологии не лишены обычных человеческих пороков и слабостей. И при ближайшем рассмотрении неизменно оказывается, что под блестящей внешностью скрывается не такая уж и привлекательная сущность. Однако этот факт никак не преуменьшает художественной ценности дошедших до нас мифов, а наоборот - позволяет лучше узнать нравы и обычаи древних народов.
Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.
– главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер.
П
осейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как оли цетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.
Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона.
Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме
Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.
Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.
Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.
Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.
Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.
Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь. В Риме – Амур.
Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.
Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.
Деметра – в Древней Греции олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств.
Персефона – дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве. Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.
Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.
Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия.
В античных сказаниях люди отражали свои представления об окружающем мире, они верили в существование Олимпа, небесного и подземного царств. Мифология Древней Греции рассказывает о происхождении богов и людей наиболее ярко. Эллины сохранили сотни легенд о том, как родились культурные герои, чем прославились? и как развязывалась их дальнейшая судьба.
Что такое мифология? Понятие о богах и героях
В переводе с древнегреческого слово "миф" означает "повествование". К этой категории могут быть отнесены сказания о богах, подвигах героев и явлениях природы. Миф воспринимали как реальность и передавали его из поколения в поколение. Можно утверждать, что он является одной из древнейших форм устного народного творчества.
Миф являлся результатом мифотворчества: вся природа и мир состояли из разумных существ, образующих общину. фетишировали физические предметы и силы, одушевляли их. Всему необъяснимому, с чем сталкивался человек, приписывали сверхъестественные силы. Древнегреческие боги были антропоморфными. Они обладали человеческой внешностью и магическими знаниями, могли менять облик и были бессмертными. Как и люди, боги совершали подвиги, терпели поражения и были зависимыми от менее могущественных, на первый взгляд, существ - трех богинь судьбы. Мойры решали участь каждого небесного и земного жителя, поэтому с ними не осмеливался спорить даже Зевс.
Чем миф отличается от религии?
Все древние народы, включая греческий и римский, прошли этап от фетишизма к идолопоклонству. Изначально предметом почитания могли быть изделия из дерева и металла, которые вскоре начали приобретать божественные очертания, но статуи по-прежнему оставались голым камнем без души и магической силы.
Мифология и религия - понятия схожие, и порой бывает сложно выявить в них отличия, поскольку второе является составляющей частью первого. Во многих национальных религиях предметом поклонения являются антропоморфные существа, наделенные сверхъестественной силой, - это и есть боги, разнообразие которых прослеживается в римской и греческой культурах. Существование любой религии немыслимо без мифологии. Герои сражаются, женятся, воспроизводят на свет потомство - все это происходит с участием чудесных сил и волшебства. В момент, когда миф пытается объяснить сверхъестественные события, он начинает приобретать религиозную окраску.
Античная мифология как арсенал всей мировой культуры
Фридрих Энгельс утверждал, что без греческого и римского влияний не было бы современной Европы. Возрождение древнегреческого наследия началось в период Ренессанса, когда писатели, архитекторы и художники вновь начали черпать вдохновение из сюжетов эллинских и римских сказаний. Сегодня в музеях всего мира посетителям представлены величественные статуи богов и других существ, а картины могут рассказать об определенном моменте значимого события. Тема "мифология" интересовала и писателей "Золотого века". К античности обращались Пушкин и Державин, только для отображения своей мысли они использовали не кисть с краской, а слово.
Любопытно, что мифы греческого и римского народов легли в основу мировой культуры даже спустя много столетий. Современный человек имеет иную точку зрения относительно происхождения Вселенной, однако не перестает обращаться к античным представлениям и с удовольствием изучает культурное наследие былых времен. Миф был первой попыткой объяснить мироздание, и с течением столетий приобрел не религиозный, а эстетический характер. Сильные стороны героев, изображенных в "Одиссее" и "Илиаде", привлекают и нынешних мужчин, а девушки пытаются характером и красотой быть похожими на Венеру, Афродиту, Диану. К сожалению, многие не придают значения тому, как прочно вошли миф и мифология в жизнь современного человека. А ведь они играют огромную роль в мировой культуре.
Зарождение Земли
Древняя мифология греков и римлян поражает своей оригинальностью. Многие до сих пор удивляются, как люди могли настолько искусно представлять создание мира - а может, все это было на самом деле? В начале существовал Хаос, из которого произошла Гея - земля. Одновременно произошли Эрос (любовь), Эреб (мрак) и Нюкта (ночь). Под землей родился Тартар - адское место, в которое после смерти отправлялись грешники. От ночи и мрака произошли Эфир (свет) и Гемера (день). Земля породила Урана (небо), который взял ее в жены и произвел на свет шестерых титанов, которые дали миру реки, морских богинь, солнце, луну, ветер. Теперь на планете существовали все стихии, и жители не знали несчастий до тех пор, пока не появились злобные существа. Земля породила трех циклопов, которых ревнивый Уран заключил во мраке, но младший по имени, Крон, выкарабкался и отнял у отца власть. Непокорный сын не мог оставаться безнаказанным, и о дальнейшем развитии событий также повествует мифология. Богини и боги, которых звали Смерть, Раздор, Обман, Уничтожение, Сон и Отмщение, за преступление были рождены Нюктой. Так и появился античный мир, по представлениям древних греков. Потомство Хаоса обитало в подземном царстве и на суше, и у каждого было свое предназначение.
Боги греческой мифологии
Античная религия значительно отличалась от нынешней, и если сегодня представители четырех основных религиозных конфессий верят в то, что есть только один Создатель, но несколько тысячелетий назад у людей было иное мнение. Эллины считали, что боги обитали на священной горе Олимп. У каждого был свой внешний облик и предназначение. Мифология Древней Греции представлена двенадцатью главными богами.
Громовержец Зевс | Повелитель неба и всего людского, божественного мира, сын Крона. Его отец проглотил при рождении своих детей - Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Зевс вырос на Крите и спустя годы восстал против Крона, с помощниками-великанами одержал победу, освободил братьев и сестер. |
Гера | Богиня семьи и брака. Красивая, но жестокая, наказывает любовников и детей своего мужа Зевса. Так, его возлюбленную по имени Ио она превратила в корову. |
Гестия | Покровительница домашнего очага. Зевс наградил ее за обет невинности и сделал богиней жертвоприношения, которыми начинались торжественные мероприятия. Так и зародилась античная поговорка - "начинать с Гестией". |
Посейдон | Брат Зевса, повелитель океанов. Ему удалось жениться на Амфитрите, дочери морского старца Нерея, так и начал он властвовать водной стихией. |
Аид | Бог подземного мира. В его свите находятся перевозчик душ умерших по имени Харон и судьи грешников - Минос и Радамант. |
Афина | Богиня мудрости и рукоделия. Рождена из головы Зевса, поэтому отличается среди остальных острым умом. Жестокая Афина превратила в паука Арахну, которая решилась состязаться с нею в ткачестве. |
Аполлон | Повелитель солнца, мог предсказывать судьбу. Его возлюбленная Дафна не ответила взаимностью на любовь красавца. Она превратилась в лавровый венец и стала украшать голову Аполлона. |
Афродита | Богиня красоты и любви, дочь Урана. По легенде, она родилась у острова Крит. Когда Афродита вышла из пены, богини времен года, Оры, поразились красотой девушки, отвели ее на Олимп, где она и стала богиней. |
Гермес | Покровитель путников, знал толк в торговле. Бог, давший людям письменность, заслужил звание хитреца еще с детства, когда в младенческом возрасте украл у Аполлона коров. |
Арес | Повелитель войны, сын Зевса и Геры. В его свите - Деймос (ужас), Фобос (страх) и Эрида (раздор). Любопытно, что не в каждой мифологии мира бог осуществлял свою деятельность в сопровождении помощников, но греки уделяли этому особое внимание. |
Артемида | Сестра Аполлона, лесная дева, богиня охоты. Справедливая, но свирепая, она наказала охотника Актеона и превратила его в оленя. Несчастного растерзали собственные собаки. |
Гефест | Знаток кузнечного дела, сын Зевса и Геры. Мать сбросила новорожденного сына с высокой скалы, но его подхватили морские богини. Спустя годы Гефест отомстил Гере и выковал ей золотой трон, из которого она долго не могла выбраться. |
Римские боги
Образцовой всегда считалась греческая мифология. Богини у римлян имели свои оригинальные имена и предназначение, и на этом их история заканчивалась. Народ не придумывал новые легенды и брал за основу сюжеты у греков, поскольку их искусство было более ярким и красочным. Римская культура была менее богатой, поэтому многие моменты заимствовались из эллинского наследия.
У римлян верховным богом был Юпитер, а его женой - Юнона. У них были такие же обязанности, как и в греческой мифологии. Морской повелитель - Нептун, а покровительница домашнего очага - Веста. Богом подземного царства был Плутон, а главным военачальником - Марс. Римским аналогом Афины была Минерва, прекрасным предсказателем - Феб, а его сестра Диана была лесной повелительницей. Венера - богиня любви, родившаяся из пены. Меркурий покровительствовал путникам и помогал людям в торговле. Кузнец Вулкан был римским аналогом Гефеста. Таким образом, хотя римская мифология и слыла более бедной, количество богов было таким же, как и у греков.
Сизифов труд, панический страх и другие
Речь человека становится красочной благодаря использованию пословиц, фразеологизмов и Античная мифология чувствуется не только в высоком литературном стиле, но и в повседневной жизни.
Говоря о непосильной и бесполезной работе, человек часто использует фразеологизм даже не углубляясь в его этимологию, тогда как фраза имеет античные корни. За непокорность богам сын Эола и Энареты был жестоко наказан. На протяжении тысячелетий Сизиф вынужден катить огромный камень в гору, высоте которой нет предела, но стоит отпустить несчастному руки - как глыба раздавит его.
Наверняка испытывал каждый из нас хотя бы раз в жизни, и этому выражению мы обязаны богу Пану с причудливой внешностью человека с козлиными ногами. Своим внезапным появлением существо наводило страх на путников, а от его зловещего смеха в жилах стыла кровь. Так и появилось выражение "панический страх", означавшее боязнь чего-то необъяснимого.
Люди, не знающие, что такое мифология, сами позволяют себе блеснуть умом, используя в своей речи интересные фразеологизмы. В своем эпосе Гомер посвятил несколько строф описанию безудержного смеха богов. Великие часто позволяли себе глумиться над чем-то бестолковым и несуразным, при этом хохотав во всю мощь. Так и зародилось выражение "гомерический смех".
Мифологические сюжеты в литературе последних столетий
Справедливо утверждать о влиянии на русскую поэзию. К древнегреческому наследию часто обращался Александр Пушкин, и в его романе в стихах "Евгений Онегин" можно вычитать немало строф, где фигурируют имена Зевса, Ювенала, Цирцеи, Терпсихоры, Флоры и других божеств. Иногда можно найти отдельные слова или целые выражения, написанные на древнегреческом. Этот прием актуален даже в современности, и нередко журналисты, политики и другие влиятельные фигуры предпочитают высказываться афоризмами. C`est la vie звучит гораздо торжественнее, чем простое "такова жизнь", а письмо, оконченное фразой Vale et me ama приобретает большую ценность и глубину мыслей. Кстати, пушкинский герой романа сам предпочитал заканчивать послание этой фразой на древнегреческом.
Русский поэт Осип Мандельштам прекрасно знал, что такое мифология, и его тяга к античности началась с первого сборника "Камень". В стихотворениях заметны образы Эреба, Гомера, Одиссея, а также есть золотое руно. Стихотворение Silentium!, что в переводе с латыни означает "молчание", вызывает у читателя интерес одним своим названием. Героиня в лирическом тексте - богиня Афродита, которую Мандельштам призывает остаться морской пеной.
Родоначальник русского символизма Валерий Брюсов признается, что для него "Рим ближе всего", поэтому римская мифология нередко фигурирует в его поэтических строках. В произведениях он вспоминает Агамемнона, Орфея, Амфитриона, Ориона, воспевает красоту Афродиты и просит принять ее этот стих; обращается к богу любви Эросу.
Гаврила Державин открыто переложил оду римского поэта Горация "К Мельпомене". Главная идея стихотворения "Памятник" - вечность поэтического наследия и признание его творчества. Спустя несколько десятилетий Александр Пушкин пишет одноименное произведение и в эпиграфе упоминает Рим. Exegi monumentum в переводе с латинского языка означает "я воздвиг себе памятник". Таким образом, тема бессмертия раскрывается у трех великих поэтов: Горация, Державина и Пушкина. Гении доказывают, что литература и мифология могут сосуществовать, и благодаря их союзу на свет появляются великолепные произведения.
Живопись и архитектура по сюжетам мифологии
Картина Петра Соколова "Дедал, привязывающий крылья Икару" считается вершиной изобразительного искусства, поэтому нередко подвергалась копированию. Произведение было написано в 1777 году и сегодня выставлено в Третьяковской галерее. Художника поразила легенда о великом афинском скульпторе Дедале, который вместе со своим сыном Икаром был заточен в высокой башне. Хитрец смастерил крылья из перьев и воска, и свобода казалась уже близкой… Икар взлетел высоко к солнцу - светило опалило его летательный аппарат, а юноша упал и разбился.
В Эрмитаже хранится уникальное полотнище, оставшееся целым после того, как сумасшедший выплеснул на него кислоту и ударил ножом. Речь идет о "Данае" - картине Рембрандта. Треть полотна была повреждена, и на реставрацию ушло более двенадцати лет. Из мифологии можно узнать, что Даная была заточена в башню родным отцом, когда тому предсказали кончину от руки Персея - сына дочери.
Античная мифология интересовала и русских скульпторов, которые в качестве материала для работы выбирали металл. Бронзовая скульптура "Марсий" Феодосия Щедрина знакомит с очередным героем античного мифа. Лесной сатир проявил смелость и решил выступить соперником Аполлона в музыкальном искусстве. Несчастный флейтист за дерзость был привязан к дереву, где с него содрали кожу.
Украшает мраморная скульптура "Менелай с телом Патрокла", созданная на основе сюжета "Илиады". Оригинальная статуя была высечена две тысячи лет назад. Патрокл, вышедший в бой с Гектором вместо Ахилла, сразу погибает, и Менелай держит его бездыханное тело и размышляет о мести. Древняя мифология нередко интересует скульпторов, поскольку предметом вдохновения является человек. Творцы не стеснялись изображать изгибы красивого тела, которые не прикрывались одеждой.
"Одиссея" и "Илиада" как вершина античной мифологии
Древнегреческие эпические произведения изучаются в школах и высших учебных заведениях, а характеры героев, изображенные в них, до сих пор заимствуются писателями для создания рассказов и романов. Античная мифология представлена эпическими поэмами "Одиссея" и "Илиада", создателем которых принято считать Гомера. Он написал свои произведения в 8-м веке до нашей эры, и лишь спустя два столетия они были записаны афинским тираном Писистратом, а до этих пор они передавались греками из уст в уста. Спор об авторстве возник в связи с тем, что части эпоса написаны в разные периоды времени, также настораживало то, что имя Гомера в переводе означает "слепой".
"Одиссея" повествует о приключениях царя Итаки, который находился в плену у Нимфы Калипсо в течение десяти лет, после чего задумал вернуться обратно домой. Героя ожидают трудности: он попадает на остров лестригонов-каннибалов и циклопов, проплывает между спускается в подземное царство, но вскоре возвращается к своей возлюбленной Пенелопе, которая верно ждала его все годы и отвергала всех женихов.
"Илиада" - героический эпос, повествующий о троянской войне, возникшей из-за кражи царевны Елены. В действиях участвует и Одиссей, который предстает перед читателями в образе хитрого и дипломатичного правителя, искусно владеющего ораторским искусством. Главный герой эпоса - Ахилл. Главные сражения ведутся Гектором, который в конце погибает страшной смертью.
Мифология других народов
Греко-римское наследие является самым богатым и красочным, поэтому в истории мировой культуры занимает лидирующую позицию. Древняя мифология существовала и у других народов, и многие сюжеты переплетаются друг с другом. Все предметы поклонения древних славян, которые до 988 года были язычниками, уничтожились князьями, желавшими в качестве единой религии оставить христианство. Известно, что у них были деревянные статуи Перуна, Даждьбога, Хорса. Менее значимые божества являлись аналогами греческих нимф и сатиров.
В Египте до сих пор на почетном месте находится мифология. Боги Амон, Анубис, Имхотеп, Ра, Осирис и другие изображены на стенах пирамид и в других древних храмах. Сегодня в этой стране большинство людей исповедуют ислам и христианство, но не пытаются искоренить следы древней религии и трепетно относятся к культурному наследию.
Миф является основой религии, и нынешние религиозные верования малых или крупных народов имеют связь с мифологическими сюжетами. У каждой скандинавской страны своя богатая культура, она же есть и у индусов, латиноамериканцев, японцев, кавказцев, эскимосов, французов. Это наследие передается из поколения в поколение в устной или письменной форме.
Где изучают мифологию?
Знакомство с культурным наследием народа начинается еще в младших классах школы. В России детей знакомят с русскими народными сказками - от "Колобка" до "Ивана-царевича и серого волка". Несколькими годами позже преподаватель рассказывает им сказки Шарля Перро и братьев Гримм, а после окончания начальной школы мальчики и девочки впервые узнают о существовании античных государств - Греции и Рима. Мифы и легенды изучаются на литературе и изобразительном искусстве. Ребята узнают о создании мира с точки зрения древних греков, знакомятся с главными божествами и героями. После изучения учебника "Мифология. 6 класс" школьники начинают понимать и осознают, что многие мировые религии основываются на сказании древних народов.
В старших классах на уроках ребята делают первые попытки создания эскизов античных статуй, изучают древние сюжеты на полотнах выдающихся художников. В высших учебных заведениях студенты-филологи изучают античную литературу и перечитывают мифы, осознают их роль в формировании мировой культуры. Они уверенно определяют, что такое мифология, и чем она отличается от религии. Главная идея подобных дисциплин заключается в том, чтобы молодое поколение не забывало древних традиций и владело полноценными знаниями, которые можно было бы использовать в жизни и будущей профессии.
Пантеон богов Древней Греции — интригующее, интересное и красочное путешествие, где много вопросов и необычных фактов. Путешествие, где мир настоящего и вымышленного тесно переплелись. Как же понятно, и в то же время — странно звучит, в современных реалиях, это понятие. Но, несмотря на время, пантеон богов Греции вызывает нескрываемый интерес и сегодня. Он является настоящим сундуком с сокровищами для изучения культуры, истории, быта и нравов Древней Греции.
Интересно знать: слово «пантеон» в широком значении обозначает место захоронения известных людей, а в контексте древней истории — группу богов, которые принадлежат к одной религии (иногда мифологии).
Религия древних греков — это языческий политеизм, а сам пантеон богов насчитывал огромное количество небожителей, которые жили на священной горе Олимп. Каждый бог имел свою особенную роль и выполнял отведенную ему функцию. Самое важное, единственно-неизменное и основоположное в греческом пантеоне — это бессмертность богов. По облику и поведению боги Греции были похожи на людей, а поэтому они имели вполне человеческие манеры в поведении: ссорились и мирились, обманывали и плели интриги, любили и хитрили, были милосердными и грозными. Отношения богов, со временем, поросли множеством мифов, которые и сегодня выступают неисчерпаемой основой для изучения и восхищения древней религией.
Боги Древней Греции: список и описание
Зевс.
Зевс — верховное божество древнегреческой мифологии. Он великий громовержец, который повелевал небом, громом, молниями и всем миром. У Зевса была неограниченная власть не только над людьми, но и над богами. Пришел Зевс на Олимп через подлость, скинув в Тартар своего отца Кроноса. Титанида Рея — мать Зевса, спасла своего младшего сына от мужа, который боялся рождения сильного наследника и поедал всех своих детей сразу после рождения. Хитростью Рея вырастила Зевса, который смог свергнуть отца с Олимпа.Древние греки чтили и боялись Зевса, приносили ему самые лучшие жертвы и старались всячески заслужить его расположение. Вся жизнь людей была пропитана восхвалением бога и слепым покорением. О великом Зевсе знали дети с пеленок, а все неудачи относили к гневу великого божества.
Греки в честь Зевса построили большое количество храмов, а статуя Зевса является одним из семи чудес света.
У Зевса было еще два брата, с которыми он и разделил власть над миром. Таким образом, Зевс получил небо, Аид — царство мертвых, а Посейдон стал повелителем моря.
Посейдон.
Посейдон у древних греков был олицетворением силы, мужества и крутого нрава. Он повелевал морями, реками, озерами и океанами. Став покровителем рыбалок и мореплавателей он мог вершить их судьбы, топить корабли или накликать голод. Часто его называли Сотрясателем Земли, чтобы объяснить непонятные изменения в мире, называемые сегодня землетрясением.
Посейдон вытянув по жребию морское царство считал себя обманутым и пытался отвоевать у других богов их царства, но безуспешно.
Во всех мифах Древней Греции Посейдон описывается, как сильный и гневливый бог, склонный к разрушениям и обладающий вспыльчивым характером. Бурный нрав бога сменялся лишь щедрыми дарами, но ненадолго.
Аид.
Аид был правителем подземного царства или нижнего мира. Именно к Аиду отправлялись все умершие души. Во власти Аида были большие богатства и мир спокойствия. Древние греки боялись даже произносить имя этого бога, ведь он всегда был незримым, а его решения обязательными к исполнению. Для людей это означало смерть. Мифология не изображаем Аида, как злобного или плохого, напротив — он всегда безразличен, всегда холодно выполняет свою работу. Это и устрашало древних греков. В царство куда не проникают лучи солнца можно только войти. Дороги назад оттуда нет.
Зевс, Аид, Посейдон — главные имена богов Древней Греции. Но мифология этого периода настолько богата, что представлена множеством других влиятельных персонажей. Познакомимся с ними.
Боги Древней Греции — список
- Аполлон — бог солнечного света, художественной красоты, целительства и душевной чистоты.
- Гермес — бог дорог, путешествий, покровитель купцов и торговли.
- Арес — бог войны.
- Эрот — бог любви.
- Гефест — бог кузнечного ремесла.
- Дионис — бог виноделия.
- Морфей — бог снов и сновидений.
- Фобос — бог страха.
- Деймос — бог ужаса.
- Плутос — бог богатства.
Богини Древней Греции: список и описание
Пантеон греческих богов представлен не только сильными и властными богами, но и богинями. Первоначальную роль имели:
Гера.
Гера, в древней мифологии, была женой Зевса. Это главная богиня, которая покровительствовала браку и супружеской любви. Богиня была злобной и строгой, очень ревнивой и отчасти жестокой. Особенно тяжело переживала Гера измену мужа. В состоянии ярости она могла накликать большие беды на землю и людей. Изображалась Гера, как красавица, с большими глазами, длинными волосами и прекрасной фигурой. Этот образ был и прекрасен и злой одновременно. Но культ Геры, культ главной богини Олимпа, был настолько велик, что ее почитали наравне с Зевсом.
Афродита.
Богиня Афродита олицетворяла любовь и покровительствовала не только богам, но и людям. Она была красивой и прекрасной, легко влюбляя в себя всех вокруг, влюблялась и сама. По легенде, богиня возникла из морской пены, но мифология гласит, что Афродита была дочерью Зевса и богини Дионы. Женой Афродита была неверной и часто изменяла мужу, но это был не порок, скорее предназначение. Держа в своих руках большую силу любви она награждала людей настоящими чувствами, если они были искренними. Древние греки очень уважали богиню, строили для нее великолепные храмы и приносили большие жертвы.
Афина.
Афина — почитаемая богиня справедливой войны и мудрости. История ее рождения самая необычная, ведь она родилась из головы Зевса в полном боевом обмундировании. Мудрость богини, справедливость и покровительство знаниям сделали Афину одной из самых любимых жительниц Олимпа, в пантеоне древних греков.
Гера, Афродита и Афина — главные имена богинь Древней Греции, но не основные. В списке прекрасных богинь, которых почитали и боялись, присутствуют еще несколько важнейших жительниц Олимпа. А именно:
Мифология Греции и ее главные персонажи сегодня превратились в мифы и рисунки, а поэтому боги Древней Греции на картинках — это важнейший информационный материал, который рассказывает о великих богах древнего народа. Часто, картинки богов Греции, схожи с реальными персонажами или образами, поскольку являются видоизмененной копией настоящих скульптур. Тонкая связь между прошлым и настоящим ощутима в каждом соприкосновении с древней историей, а поэтому так важна для изучения.