Карл Генрих Маркс — родоначальник Марксизама (коммунизма, социализма). Социолог, экономист, чьи идеи изменили мир. Родился в 1818 году, Германии в семье адвоката. Его отец, выходец из раввинской семьи, принял протестанизм. Мать — иммигрантка из Голландии.
Поступил в университет в Бонне, потом перевёлся в Берлин, изучал юриспруденцию, историю и философию, в 1841 году окончил учёбу экстерном. Увлекался философией Гегеля, сблизился с кружком младогегельянцев.
С 42 года стал писать в оппозиционную газету Rheinische Zeitung, критиковал правительство, призывал к революции. В 43 году газету закрыли. Маркс же в это время понимает ограниченность своих экономических познаний и начинает навёрстывать упущенное.
В 1843 г. Маркс женится на Женни фон Вестфален (аристократка, не бедная) и они едут в Париж. Здесь он сближается с Генрихом Гейне и Фридрихом Энгельсом. Энгельса в это время беспокоит положение рабочих. Маркс постепенно отходит от гегелевских идей. И в 45 году, когда их с Энгельсом выслали из Парижа, в Брюсселе они пишут совместную работу в которой критикуют младогегельянцев.
В 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному обществу Союз коммунистов. По поручению общества они составили знаменитый Манифест коммунистической партии, опубликованный 21 февраля 1848 г.
Интернационал Маркса
Есть разные взгляды на благосостояние семьи Маркса. Одни историки говорят, что он нуждался, что переезжал буквально на свои последние деньги. Другие кивают на деньги Энгельса, есть так же мнение что философ якобы получал довольство от британской разведки, которой было выгодно напряжение в Европе. Как бы то ни было официальная точка зрения: помогал Энгельс, плюс гонорары за статьи, чем известнее становился Маркс, тем выше ценилось его мнение, тем больше ему платили за публикации.
В 1864 году Маркс организовал Международную рабочую ассоциацию, позже ставшую Первым Интернационалом. Это было как многонациональное, так и многовариативное в плане идей сообщество: социалисты из Франции, сторонники республики из Италии, анархисты во главе с Бакуниным (не только русские), представители профсоюзов из Британии.
Сближало эти разноидейные организации внимание к рабочему классу, к его нуждам и роли в политике. Каждая из организаций прожектировала себя на роль лидеров рабочего движения, причём, не только в своих странах.
В 1867 г. вышел первый том Капитала.
С Бакуниным Маркс не сошёлся во взглядах и анархисты вышли из Интернационала. В это же время нарастает недовольство организацией во многих британских кругах. В 72 году Интернационал переезжает в США (в 76 году его там и распустят).
Карл Маркс умер в Лондоне в 1883 году. Последние тома Капитала были изданы Энгельсом после смерти Маркса.
В 1889 году был собран Второй Интернационал.
Маркс сформировал в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы.
Идеи Марксизма
- Марксу свойственно материалистическое понимание истории и общества.
- Материальное производство — основа общества, необходимость.
- Способ производства благ определяет строй жизни общества.
Осуществив синтез материализма и диалектики, Маркс создал метод материалистической диалектики, противоположный гегелевскому, и использовал его в Капитале для анализа развития капиталистического общества.
Центральное место в марксистской материалистической диалектике занимает понятие развития (всеобщее свойство материального мира) и принцип всеобщей взаимосвязи.
- Человек — субъект истории.
- Обществом правят собственники средств производства.
- Следствием отчуждения является искажение всех ценностей. Если человек считает высшей целью экономические ценности, он игнорирует моральные ценности.
- Социализм — общество, где отчуждение ликвидировано и основной целью является свободное развитие человека.
Маркс выделил в истории несколько общественно-экономических формаций, рассмотрел закономерности их развития, причины и формы смены формаций. Рабство, Феодализм, Капитализм, Коммунизм.
Маркс выявил экономические противоречия, присущие капитализму, обосновал неизбежность перехода к следующей формации.
Прибавочная стоимость
Стоимость товара не зависит от спроса и предложения и определяется количеством вложенного труда.
Прибавочная стоимость — разница между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществлённого труда - сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости.
Прибавочная стоимость проявляется в своих особых формах: предпринимательская прибыль, проценты, рента, налоги, акцизы, пошлина, то есть как уже распределённая между всеми агентами капиталистического производства и вообще между всеми претендентами на участие в прибыли.
При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистами в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация ими рабочего класса.
Марксизм оказал настолько существенное влияние на новейшую историю человечества и особенно на историю нашей страны, что наметившееся в перестроечное время приспособленческое замалчивание этой темы совершенно неуместно. Без марксизма невозможно понять многие современные социально-философские концепции, возникшие в ответ на вызов, брошенный марксизмом. Марксизм изучают в ведущих университетах мира. Не случайно один из основателей теории постиндустриального общества Д. Белл сказал: «Все мы — постмарксисты».
К марксизму следует относиться как и к любым другим учениям непредвзято, надо вернуть марксизм из постперестроечного забвения в историю человеческой мысли, поставить в ряд с другими достойными внимания теориями, перестав идолизировать его и считать «единственно верным» и "подлинно научным" учением, (тем более что не все научное верно, и не все верное научно) и рассматривать его непредвзято и аргументированно, без стараний любыми путями оправдать положения Маркса или его последователей, но и без огульного их отбрасывания.
Карл Генрих Маркс (1818—1883) - теоретик политической экономии и основоположник теории научного коммунизма, родился в городке Трир на Рейне, в семье адвоката, еврея, принявшего христианство. Отец заботился о развитии и образовании сына, в 6 лет по его настоянию Карл был крещен, он не воспитывался в еврейских традициях и принадлежал к немецкой культуре.
Уже в ранней статье "К еврейскому вопросу" Маркс раскрывает торгашескую сущность еврейства и выступает против утверждения младогегельянца Бруно Бауэра о том, что эмансипация евреев, как и всякого другого народа, есть в первую очередь ликвидация религии. Вопрос о преодолении религии Маркс ставит иначе, он связывает его с преобразованием общественного строя. В работе "К критике гегелевской философии права" Маркс исходит из того, что не религия создает человека, а человек создает религию, "религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял". Религия создается обществом: "превратный мир" создаёт превратное мировоззрение.
Маркс рассматривает религию как социальное явление и отнюдь не сводит её к мифам и заблуждениям, обусловленных невежеством. Он рассматривает религию как объективную общественную потребность в иллюзорном восполнении действительности. Он пишет: «Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» . Но её преодоление по мнению Маркса станет возможным только тогда, когда «... отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой»
Маркс учился на юридических факультетах Берлинского и Боннского университетов, который и окончил в 1841 году. Став редактором «Новой Рейнской газеты» призвал к борьбе за социальные преобразования, что, естественно, не нравилось правительству. Газету закрыли. В 1843 году Маркс женился на любимой им с 16 лет Дженни фон Вестфален, дочери барона. Обе семьи были против неравного брака, но любовь Карла и Дженни оказалась крепкой. После женитьбы молодые переехали в Париж, где Маркс стал издавать журнал «Немецко-французский ежегодник». В 1844 году состоялось его знакомство с сыном текстильного фабриканта Фридрихом Энгельсом и началось их многолетнее сотрудничество и дружба. В 1845 году переезд в Брюссель, и выход в свет первой совместной работы «Святое семейство». В ней обосновывалась решающая роль народных масс в истории. Затем была написана «Немецкая идеология», в которой излагались принципы материалистического понимания истории. В 1848 году по просьбе деятелей рабочего движения написан «Манифест Коммунистической партии». С 1849 года Маркс и Энгельс жили в Англии. Маркс работал над «Капиталом», а материальную поддержку он, болезненный глава многодетной семьи, получал от Энгельса. Взгляды Маркса формировались под влиянием немецкой классической философии, особенно Гегеля и младогегельянцев, отрицавших религиозные мотивы учения Гегеля, но подчеркивавших роль рационального активного личностного фактора в истории. Повлияли также и английская политическая экономия (Адам Смит, Давид Рикардо) и французский утопический социализм (Сен Симон, Фурье, Оуэн).
Теоретические положения Маркса основываются на признании принципа деятельности, общественно-исторической практики. Маркс считал, что способ производства, каким люди производят материальные блага, играет определяющую роль в развитии общества. При этом люди вступают в производственные отношения, но когда эти отношения перестают соответствовать более динамичным производительным силам, между ними обостряются противоречия и назревает необходимость смены всей общественно-экономической формации.
Проблема преодоления отчуждения . Маркс видел, что человек отчуждён от своего труда и его результатов, его реальная жизнь не соответствует желаниям и способностям, «существование не соответствует сущности», мечте о самореализации. Экономической базой отчуждения Маркс считал частную собственность, а идеологической – религию, как нечто «принципиально враждебное подлинности человека». Считая, что сознание людей должно быть ясным, прежде чем они вступят на путь борьбы за свои права, он писал: «…критика религии есть предпосылка всякой другой критики. Раз опровергнута речь в защиту алтарей и жертвенников, в защиту заблуждения, то скомпрометировано и его мирское существование» /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.414./ Но Маркс был уверен, что бороться с религией не нужно, она сама отомрёт в результате социального развития, бороться нужно за социально-экономические перемены. Частная собственность должна быть преодолена, тогда исчезнет и отчуждённый труд. Так Маркс создавал философию социального критицизма и пришел к выводу о единстве теоретической критики и критической практики: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». /там же. Т.3. С.4/.
По Марксу в условиях азиатского способа производства (в т.ч. в крепостнической России, симпатий к которой он отнюдь не испытывал, считая её консервативной монархией и жандармом Европы) господствуют внеэкономические формы принуждения к труду, личная зависимость. В капиталистическом обществе господствует экономическое принуждение к труду - вещная зависимость. Вся история есть история развития частной собственности, «царство естественной необходимости». Становление социализма это лишь начало упразднения частной собственности, когда действуют социальные механизмы сознательного преодоления отчуждённого труда. Коммунизм не есть окончательная цель, это лишь переходная историческая эпоха сознательного преодоления частной собственности, «производство самой формы общения», «царство осознанной необходимости». Только после завершения эпохи коммунизма наступит эпоха «положительного гуманизма», осуществится скачок из царства необходимости в «царство свободы», возникнет общество, где не будет отчуждённого труда и частной собственности, где будут преодолены основы отчуждения и «свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех».
Итак, по Марксу человечество в своём развитии проходит три стадии:
естественной необходимости – предыстории,
осознанной необходимости – эпохи коммунизма,
свободы – эпохи гуманизма, «подлинной истории».
Теория Маркса опередила своё время. И особенно попытка применения её в России. Поэтому его гуманистический идеал до сих пор не нашел воплощения.
Экономическая теория. Маркс опирался на трудовую теорию стоимости Давида Рикардо, согласно которой труд есть товар. Наёмный труд - единственный фактор производства. Постоянный капитал «c» вложен в средства производства, переменный капитал «v» затрачен на покупку труда рабочих, который в процессе производства «воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того излишек», т.е. прибавочную стоимость «m». Отношение m/v есть норма прибавочной стоимости и «точное выражение степени эксплуатации рабочих». Отношение m/v+c есть норма прибыли. Понятно, что совокупные затраты на производство единицы продукции должны быть ниже её рыночной стоимости, иначе незачем заниматься таким производством. Ради прибыли капиталист стремится снизить расходы на рабочую силу, рабочие же имеют прямо противоположные интересы и возникают противоречия труда и капитала. Но не всё так просто. Необходимое время на производство единицы товара может сокращаться за счет внедрения новых технологий, более удачной организации труда, более высокой квалификации работников и т.п. Прибавочная стоимость оказывается результатом совместной деятельности ученых, инженеров, рабочих, организаторской работы менеджеров, деятельности самого капиталиста, и должна быть распределена пропорционально их трудовому участию. Это означает, что возможны корпоративные интересы всех участников производства. Но что может заставить капиталиста делиться доходами? Только борьба рабочих за свои права и интересы. Постепенно профсоюзы научились отстаивать интересы рабочих, а капиталисты научились делить совокупный доход так, чтобы обеспечивалась экономическая и социальная стабильность предприятия. Вывод Маркса об относительном и абсолютном обнищании пролетариата оказался несостоятельным.
Экономическая теория Маркса оказалась недостаточно чувствительной к научно-техническим инновациям. Но он создал язык экономической теории, разработал учение о прибавочной стоимости, выявил существенные особенности капиталистической экономики на стадии её становления. Финансово-экономический кризис начала XXI века – это уже кризис постиндустриального «общества массового потребления» в условиях глобализации, кризис «перегретой» экономики, спекулятивной игры на биржах, финансовых пузырей, не обеспеченных реальными активами.
Собственность и власть. Маркс справедливо утверждал, что монополистическая государственная собственность не является общественной, а является «доведенной до абсолюта и абсурда частной собственностью, где собственник обезличен». Такая административно-командная система распределяет блага не по реальному вкладу человека в успех, а по занимаемой должности и по личным связям. Капиталист может разориться - чиновник никогда. И потому безответственен. Принцип «производить как можно больше и потреблять как можно меньше» при «всеобщем обобществлении и всеобщей регламентации» приводит к «казарменному социализму». Это по сути портрет будущей ситуации в СССР, где монополистическая госсобственность господствовала и формировала жизнь целых поколений. Она и стала почвой для нравственной деградации и переплавки власти «коммунистических» чиновников в их же капиталистическую собственность, причем зачастую с сохранением власти и усилением корпоративности и коррумпированности ввиду ими же созданной безнаказанности. Революции в России не привели к избавлению от отчуждения. В тоталитарном государстве и отчуждение тотально.
Фридрих Энгельс (1820-1895) при изложении марксизма зачастую остаётся в тени Маркса, но на самом деле он яркий философ и интересная личность. Родился в семье текстильного фабриканта. Встреча с Марксом в Париже в 1844 году стала судьбоносной, у них обнаружилось счастливое и столь редко встречающееся единство взглядов. Энгельс стал ближайшим другом Маркса, популяризатором и соавтором многих трудов, оказывал значительную материальную поддержку его семье. После смерти Маркса он доработал и издал второй и третий том «Капитала», работу над которыми в последние годы разочаровавшийся в собственной теории Маркс совершенно забросил.
Основные работы Энгельса: «Анти-Дюринг», в которой в форме критики Дюринга изложены основы марксистской теории и «Диалектика природы», посвящённая философии естествознания. В этой работе разработана классификация форм движения материи, родилась плодотворная идея о несводимости высших форм движения к низшим, а это уже ростки современных идей эмерджентности и самоорганизации систем. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» основанной на материалах американского этнолога Л. Моргана Энгельс увлекательно рассказывает о процессе становления человека и форм его социализации. В конце жизни в письмах Энгельс выступал против вульгаризации марксизма, подчеркивал многофакторность исторического процесса, отмечал роль идеологии и культуры во всех сферах жизни общества.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.1, с.414 - 415. Формула «Религия – опиум народа», взята Марксом у романтика Новалиса. Её часто трактуют как признание наркотической роли религии, но опиум в те времена применялся как обезболивающее средство.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 23, с. 90
Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, сформировавшееся в середине XIX в. Основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс . Маркс и Энгельс разработали положения диалектического материализма , теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме , основываясь на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье и др.).
Принципы марксизма используются в коммунистическом, социал-демократическом и профсоюзном движениях; некоторые идеи вошли в научный аппарат политической науки и других социальных дисциплин.
Основные идеи марксизма:
– общество рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, т. е. надстройку;
– единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества;
– борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция;
– капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса;
– в условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть;
– пролетариат осуществит переход к коммунизму, который предполагает уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности.
Маркс создал теорию общественно-экономических формаций , различающихся по степени развития производительных сил, характеру социальных отношений, политической надстройки и др. Она включает: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и прогностическую коммунистическую формацию (с первой фазой социализма). Возможный коммунизм характеризуется высоким уровнем развития производительных сил, научным управлением, гуманистическими принципами устройства.
Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли XIX–XX вв. Подверглись критике многие содержавшиеся в нем утопические, противоречивые представления. Например, марксизм абсолютизирует роль классовой борьбы и насилия, отрицает возможность эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, преувеличивает историческую роль пролетариата, неадекватно истолковывает труд как источник стоимости; утверждает необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергает общечеловеческую нравственность.
В целом марксизм предоставлял своим последователям как радикально-революционную, так и реформистскую (социал-демократическую) перспективу преобразования общества. В России после Октябрьской революции 1917 г. марксизм стал догмой и служил основой коммунистического тоталитаризма.
Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии Марксизма образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – "ранний" и "поздний". Для "раннего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.
Основные тезисы марксизма
- в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания;
- Марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата;
- как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности;
- отсюда центр Философских исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики;
- это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни;
- наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.
Основной принцип: антагонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-экономической формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с экономикой. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание.
- Общественное бытие - материальное отношение людей к окружающему миру, прежде всего к природе, в процессе производства материальных благ, и те отношения, в которые вступают люди между собой в процессе производства.
- Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
- Бытие определяет сознание, обратное вообще говоря неверно.
Марксизм - это знания, которые внесли в науку К.Маркс и Ф.Энгельс. Важнейшими достижениями марксизма являются открытие формационного развития общества и создание теории прибавочной стоимости. В СССР иногда к марксизму причисляли знания, добавленные В.И.Лениным. Тогда говорили: марксизм - ленинизм.
В СССР марксизм не подлежал критике, хотя некоторые недоработки в нем уже тогда были очевидны. Самым уязвимым местом, пожалуй, был прогноз развития истории, приведенный в Коммунистическом Манифесте. Там утверждалось, что с развитием капитализма пролетариат будет нищать как относительно, так и абсолютно. Пролетариат объявлялся могильщиком буржуазии. Утверждалось, что капитализм достиг конца своего естественного развития. Реальный ход истории не подтвердил такого прогноза. Правда, капитализм не изжил своих пороков: безработицы и циклического развития экономики. Но пролетарии не нищают абсолютно, в развитых странах они достаточно мирно уживаются с буржуазией, а капитализм прогрессирует как в области производства, так и в социальном направлении, используя существенные налоги на социальные программы. Безусловно, марксизм остается теми знаниями, без которых невозможно сколько-нибудь правильно оценивать реальные ситуации в социологии и экономике. Например, только марксизм позволяет дать четкое понимание природы циклического развития капиталистической экономики. Поэтому наука заинтересована в корректировке этих знаний с учетом реального хода истории. Можно только приветствовать научную критику марксизма, так как она поможет такой корректировке. В свете сказанного представляет известный интерес книга С.Кара-Мурзы "Маркс против русской революции", в которой содержится критика отдельных положений марксизма. Высшая школа обществознания не дает её изложения, так как она вышла большим, по современным нашим понятиям, тиражом, а в виде лекции разбирает её основное содержание, комментируя его с позиции системного подхода к анализу истории.
Данная глава представляет собой рассмотрение основных положений марксизма, как теоретического учения. Для наиболее продуктивного исследования рассматриваемой тематики, видится необходимым обратиться к текстам Маркса и их ключевым интерпретаторам. Так же хотелось бы обозначить, что в исследовании мной будут взяты некоторые общие характеристики и положения марксизма. В частности будут рассмотрены только те аспекты, которые, на мой взгляд, наиболее детально способны репрезентировать идеологическую сторону марксизма. Экономическая же составляющая для данного исследования будет взята лишь постольку, поскольку является связанной с идеологией.
1.1 Критика предшествующих идеалистических учений
Как и многие иные учения, марксизм обретает себя и обрисовывает границы посредством критики иных, предшествующих традиций. В частности это проявлялось в крике производства, фетишизации, рабского положения рабочих. На мой взгляд, Маркса можно назвать первым социальным критиком, поскольку он поставил дело социальной критики «на поток». В критике Немецкой идеологии Маркс критикует иллюзорное в обществе, высказывая свое недовольство доминирующими идеями, которые регламентируют социальную жизнь. В манифесте коммунистической партии критика существующих устоев призывает пролетариев всех стран объединяться с целью свержения существующего порядка вещей и воздвижения коммунизма. В Капитале Маркс критикует капиталистическое устройство социума. Он критикует Гегеля за излишнее обращение к иллюзорным кажимостям, которые не имеют ничего общего с истинным положением вещей, которые подтвердить способна только действительность.
В последствие Ленин в тексте «Три источника и три составные части марксизма» укажет на явное и абсолютное различие между Гегелем и Марксом, которое состоит в первую очередь в том, что Маркс не обращался к идеальным истинным концептам, но пытался вернуть философию с небес на землю: «Например, когда Гегель говорит о «господстве мыслей в истории», то в этом можно установить косвенный способ утверждения другого предметного смысла гегелевского сознания - разорванности связи духа и действительности, восприятия независимой от сознания реальности как враждебной сознанию и ускользающей от ее рационального контроля. Вот эти, второго рода, предметности сознания Маркс и считал происходящими из общественных структур и реальной деятельности, рождающимися в них в виде их «непосредственного языка сознания». Материалистичность учения Маркса отличается от гегельянской традиции, на мой взгляд, точкой отсчета первоначальных рассуждений. В случае идеалистической концепции Гегеля таковой точкой выступает Абсолютный дух (по сути, идеалистический концепт, воплощающий Мировой Дух), в случае марксизма данной точкой и основой является экономический базис, для которого идеология и политика есть надстройка. Ленин пишет: «Признав, что экономический строи является основой, на которой возвышается политическая надстройка, Маркc, всего более внимания уделил учению этого экономического строя». Так же, критикуя идеалистичность Гегеля, Маркс обозначил, что сознание не способно определять бытие, но социальное и экономическое бытие субъекта определяет его сознание: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
1.2 Исторические формации
Важным элементом является схема исторического развития, которая базируется на линейности истории, а так же ее развитии посредством смены экономических формаций. Согласно концепции Маркса исторические изменения обусловлены сменой способов производства и обмена: «Место мануфактуры заняла современная крупная промышленность, место промышленного среднего сословия заняли миллионеры-промышленники, предводители целых промышленных армий, современные буржуа. Мы видим, таким образом, что современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена». Увеличение темпов производства, а так же смена способов производства способствуют экономическим изменениям в государстве, которые далее приводят к идеологическим трансформациям, однако степень угнетения при этом становиться только более обширной.
В данном случае возникает вопрос о том, в связи, с чем Маркс обращается к историческому развитию всякий раз, когда рассуждает о современном развитии экономики и государства. Как видится, это обусловлено желанием исторически обосновать необходимость революции. Гусейнов пишет: «Марксизм -- это чисто историцистская теория, которая стремится предсказывать будущий ход экономического и политического развития и, в особенности, ход развития революций». Так же интересной видится реплика Ленина на этот счет: «Капитализм победил во всем мире, но эта победа есть лишь преддверие победы труда над капиталом». Данное высказывание подчеркивает не только «победу труда над капиталом», но и необходимость данной победы, ее абсолютную детерминированность историческим развитием.
1.3 Классовая борьба
В тексте «Манифест коммунистической партии» Маркс обозначает ряд положений марксизма, которые являются основными концептами марксистской идеологии. Первичным концептом выступает классовая борьба, как необходимый исторический антагонизм: «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». Вместе с тем, смена общественных формаций посредством смены способов производства усугубляет антагонизм, и способствует расколу общества на два своеобразных лагеря - угнетенные и угнетаемые: «общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат».
В «Философских рукописях 1844 года» Маркс так же отмечает, что, исходя из предпосылок политэкономии, все общество неизбежно распадается на два класса -- собственников и лишенных собственности рабочих. Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит, чем больше растут мощь и размеры его продукции. Он становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров создает. В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей, растет обесценение человеческого тира. Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар, притом в той самой пропорции, в которой он производит вообще товары. Происходит опредмечивание труда и как следствие его утрата. Опредмечивание выступает как утрата предмета и закабаление предметом. Труд рабочего становится противостоящей ему самостоятельной силой - жизнь, сообщенная им предмету, выступает против него как враждебная сила: «Рабочий становится рабом своего предмета в двояком отношении: во-первых, он получает предмет для труда, т. е. работу, и, во-вторых, он получает средства существования. Только этот предмет дает ему, стало быть, возможность существовать, во-первых, как рабочему и, во-вторых, как физическому субъекту».
1.4 Прибавочная стоимость
Маркс указывает на то, что на определенном этапе смены исторических формаций и развития экономики деньги начинают превращаться в капитал посредством капиталистического закона прибавочной стоимости, который основан на возрастании первоначальной стоимости денег, пущенных в оборот: «Именно этот “рост” превращает деньги в капитал, как особое, исторически определенное, общественное отношение производства». Ленин пишет: «Чтобы получить прибавочную стоимость, “владелец денег должен найти на рынке такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости». Таким товаром, который в процессе потребления способен создавать стоимость, Маркс называет труд.
1.5 Класс пролетариата
Согласно марксистскому учению именно класс пролетариата является революционным классом: «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собою действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности; пролетариат же есть ее собственный продукт». Иные классы (мелкие промышленники, ремесленники и крестьяне) борются с буржуазией для того, чтобы не исчезнуть, что согласно позиции Маркса не соответствует революционности, но скорее ассоциируется с консерватизмом: «Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории». Так же важно отметить, что согласно марксизму многочисленные классы до пролетариата, обретя господствующее положение, пытались подчинить все остальные классы тем условиям, которые благоприятны для способа присвоения конкретного господствующего класса.
Класс пролетариата, в отличие от иных классов, является наиболее обширным по количеству, а соответственно действуя в своих интересах, он действует в интересах большинства, по критерию количества. Помимо этого, являясь угнетенным классом, класс пролетариата не способен изменить свое положение иначе, чем путем революции. Важным аспектом является и то, что пролетариат может совершить революцию в том случае, если он осознал себя как угнетенный класс, а так же, если революция будет совершаться по всему миру всеми пролетариями: «Пролетариат каждой страны, конечно, должен сперва покончить со своей собственной буржуазией».
1.6 Социализм
Ильенков Э.В. отмечает, что переход к социализму описан Марксом с точки зрения экономических и исторических обстоятельств. Ленин так же указывает на данную характеристику: «Из предыдущего видно, что неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона».
Как уже было отмечено ранее, Маркс описывает в своих работах обязательный исторический закон, который заключается в том, что, так или иначе наступит «экспроприация экспроприаторов» - переход средств производства в руки пролетариата. Поскольку основанием для различных противоречий является классовая борьба - важнейшим аспектом становиться необходимость уничтожения классов, что приведет к уничтожению государства, как института, основанного на антагонизме.
В этой связи интересным видится следующий момент: почему, если революция наступит смена формаций так или иначе произойдет, есть необходимость в революции? На данный вопрос в своем исследовании я ответить затрудняюсь, однако осмелюсь предположить, что это обусловлено тем положением, согласно которому класс пролетариата не способен иначе нежели путем революции, прийти к господству, поскольку он принципиально отличается от иных классов, что обозначено выше.
1.7 Концепция коммунизма
Одним из ключевых концептов марксизма является идея торжества коммунизма. В отличие от социалистов-утопистов Маркс обосновывает объективную неизбежность победы коммунизма тем, что частная собственность в своём экономическом движении сама толкает себя к гибели. Но вместе с тем, частная собственность не является причиной отчуждения труда - она есть его следствие.
Уничтожение частной собственности означает полную эмансипацию всех человеческих чувств и свойств, однако оно является этой эмансипацией именно потому, что чувства и свойства эти стали человеческими как в субъективном, так и в объективном смысле: «Мы видели, что человек не теряет самого себя в своем предмете лишь в том случае, если этот предмет становится для него человеческим предметом, пли опредмеченным человеком. Это возможно лишь тогда, когда этот предмет становится для него общественным предметом, сам он становится для себя общественным существом, а общество становится для него сущностью в данном предмете».
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы кратко обозначить основные положения марксизма, которые в последующем будут проанализированы с точки зрения тоталитарных концептов в третьей главе. Так же хотелось бы обозначить, что указанный перечень не является исчерпывающим, а представляет собой лишь попытку указать наиболее общие очертания рассматриваемого учения. Основные положения, выявленные на основании исследования, выглядят следующим образом:
1. Исторические изменения обусловлены сменой способов производства. Исторические формации, сменяясь, лишь усугубляют классовый антагонизм и помещают его в новые рамки;
2. Общество распадается на два класса уже исходя из предпосылок политэкономии.
3. На определенном этапе смены исторических формаций и развития экономики деньги начинают превращаться в капитал посредством капиталистического закона прибавочной стоимости, который основан на возрастании первоначальной стоимости денег, пущенных в оборот. Данный формат особенно характерен для капиталистических форм производства.
4. Класс пролетариата, в отличие от иных классов, является революционным.
5. Маркс описывает в своих работах обязательный исторический закон, который заключается в том, что, так или иначе наступит «экспроприация экспроприаторов» - переход средств производства в руки пролетариата. Поскольку основанием для различных противоречий является классовая борьба - важнейшим аспектом становиться необходимость уничтожения классов, что приведет к уничтожению государства, как института, основанного на антагонизме.
6. Маркс обосновывает объективную неизбежность победы коммунизма тем, что частная собственность в своём экономическом движении сама толкает себя к гибели. Но вместе с тем, частная собственность не является причиной отчуждения труда - она есть его следствие.