Конспект урока русского языка в 3-м классе
по теме: «Виды предложений по цели высказывания».
Цели урока:
Дидактические:
Наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;
Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
Формирование элементарных лингвистических представлений.
Развивающие:
Развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
Развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
Воспитание навыка самостоятельности;
Формирование чувства языка;
Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
I этап. Организационный момент. Настрой урока.
Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями и начнём наш урок.
Как настроение?Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.
Откройте тетради.
Проговорим орфографически число. Запишите число, классная работа.
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Вспомните, что такое предложение?
Предложение
Слова связаны по смыслу.
Выражает законченную мысль.
Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
Запись на доске
на, созрел, урожай, поля;
как, быстро, пролетело, лето;
небу, тучи, по;
наступает, золотая, осень;
Почему вы считаете, что это предложения?
Задайте вопросы по теме «Предложение».
Запишите предложения в тетрадь.
Проверка – два ученика записывают предложения на доске.
Почему разные знаки препинания в конце предложений?
Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
Предложения
по интонации?
Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.
III этап. Сообщение темы и целей урока.
Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки со скрепкой. Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.
Проверка на доске: распределить карточки по задачам общения.
сообщитьспроситьповлиять
Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.
Предложения
по интонации?
восклицательныеневосклицательные
Итак, мы знаем, какиебывают предложенияпо интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?
Какая тема урока?
Предложения по цели высказывания.
По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы?
Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.
IV этап. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).
А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.
Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.
Выходите к доске все вместе.
сообщитьспроситьповлиять
повествоватьузнатьпобудить к действию
оповеститьрасспроситьзапретить
обменятьсяопроситьзащитить
(впечатлениями)выяснить(словом)
информироватьразузнатьпроинструктировать
объяснитьвыспроситьприказать
осведомлятьвыпытатьподействовать
объявитьвыведатьвоспретить
рапортоватьразведатьвоздействовать
Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?
Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?
Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?
Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
Сравните наши выводы с таблицей.
Таблица «Предложения по цели высказывания».
Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?
V этап. Применение новых знаний на практике.
Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.
Как быстро пролетело лето! Наступает золотая осень.
Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?
Какие записаны предложения по цели высказывания?Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.
Запишите предложения.
Работа по учебнику, стр. 41 упр. №1.
Прочитайте текст, определите границы предложений. Спишите упражнение.
Проверка.
Любите ли вы играть? Такой вопрос покажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, «в войну». Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!
Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.
Физминутка
VI этап. Закрепление.
Работа у доски.
Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
Приготовьте листочки с квадратиками.
Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.
Начинаем работу с верхней левой клетки.
1. С деревьев опадают листья.
2. Подул холодный ветер.
3. У народа глаз верен, а ум догадлив.
4. Давай помолчим.
5. Девочка, почему ты плачешь?
6. Не утонет в речке мяч!
7. В нашей школе три этажа.
8. Сегодня идёт дождь.
9. Не обижайте маленьких и слабых.
10. Какие книги вы прочитали летом?
11. Как чудесен русский лес!
12. Мы шли по узкой тропе.
13. Лужи покрылись льдом.
14. Под деревьями спрятались грибы.
15. Наступило ясное солнечное утро.
Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?
VIII этап. Рефлексия.
Какие бывают предложения по цели высказывания?
Какова цель высказывания у повествовательного предложения?
Какова цель высказывания у вопросительного предложения?
Какова цель высказывания у побудительного предложения?
Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.
IX этап. Домашнее задание.
Составить и записать три предложения. Указать, какое предложение поцели высказывания и интонации.
В русском языке существует множество различных синтаксических единиц, самой часто используемой из которых является предложение. Но знали ли вы о том, что они могут очень сильно отличаться друг от друга? В этой статье подробно расскажем о том, какие существуют виды предложений по цели высказывания, чем они отличаются.
Вконтакте
Предложением называется основная синтаксическая единица, в которой имеется некая информация о чем-либо, вопрос или побуждение к действию. Предложение отличается от наличием грамматической основы, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Главной функцией этой конструкции является осуществление коммуникации.
Важно! Фраза всегда должна быть закончена как по смыслу, так и интонационно!
Для того чтобы речь была грамотной, необходимо разобраться для начала в типах и . Так будет проще понять смысл сказанного или написанного, расставить нужные знаки препинания.
Для начала нужно определить, что такое цель высказывания? Может быть, вы хотите узнать о чем-то у собеседника или, наоборот, передать ему некоторую информацию? Или же вам нужно, чтобы человек что-то сделал? Тот результат, которого вы хотите добиться от собеседника, использовав фразы определенного вида, и будет считаться целью.
Предложения различаются по типам высказывания и по интонации. Очень разнообразный предлагает их различные классификации, одной из которых является разделение этих синтаксических единиц по цели высказывания. Итак, какие же виды фраз существуют?
Конструкции по цели высказывания бывают:
- повествовательные;
- побудительные;
- вопросительные.
Кроме того, они различаются по интонации и могут быть:
- восклицательными;
- невосклицательными
Восклицательные нужны для того, чтобы придать выражению особую эмоциональную окраску . На письме их выделяют с помощью восклицательного знака, а в устной речи произносят со специальной интонацией. Очень часто восклицание добавляется к побудительным конструкциям. Если необходимо добавить больше эмоциональности, то в конце можно поставить три восклицательных знака: «Смотри, лось бежит!!!». Такая фраза отлично украсит текст.
Невосклицательные используются для сообщения обыденной информации, фактов. Они не подразумевают наличия эмоциональной окраски и на письме выделяются просто точкой. Однако если вам хочется добавить в высказывание немного загадочности или эффекта незаконченности, то уместнее в таком случае будет использование многоточия: «Знаешь, я очень давно хотела тебе сказать…».
Виды предложений
Повествовательные конструкции
Этот вид высказываний является весьма распространенным. Они необходимы для сообщения каких-либо фактов, при этом доносимая информация может быть как утверждаемой, так и отрицаемой.
Важно! Повествовательное предложение – это всегда законченная мысль.
При произношении повествовательного высказывания главное слово необходимо выделить голосом, а к концу фразы понизить тон, сделать его более спокойным. Примеров повествовательных конструкций достаточно много: «Я сегодня ел курицу на ужин», «Весной часто можно увидеть косяки перелетных птиц».
Повествовательное можно произнести как с восклицательной интонацией, к примеру: «Сергей – отличник!», так и без восклицания, например: «Мне нравится есть мороженое». На письме восклицательные повествовательные предложения оформляются восклицательным знаком, а в конце невосклицательных высказываний ставится точка.
Побудительные конструкции
Итак, что такое побудительное предложение? Эти высказывания нужны для того, чтобы сподвигнуть человека к каким-либо действиям. При этом используются различные фразы:
- мольба: «Умоляю тебя, не надо!»;
- просьба: «Прошу тебя, перестань жевать!»;
- пожелание: «Пожалуйста, побыстрее поправься».
Очень часто в высказываниях побудительного вида фигурируют такие частицы, как «пусть», «давай», «умоляю», «прошу» и так далее. В устной речи они выделяются при помощи интонации , очень часто их произносят с восклицанием, а на письме выделяют восклицательным знаком.
Существуют и невосклицательные побудительные предложения. Они, как и обычные предложения, на письме заканчиваются точкой.
Важно! Именно в конструкциях побудительного вида можно встретить (неопределенную форму глагола), глагол в повелительном или обращение к лицу, которому адресовано выражение. Такое предложение не имеет подлежащего и может состоять лишь из одного сказуемого!
Побудительные предложения
Вопросительные конструкции
Они необходимы для передачи вопросов разного вида. Каждое вопросительное предложение может иметь свое назначение, поэтому существует несколько разных групп таких выражений.
Группы вопросительных предложений
- Общие вопросы. На них можно ответить лишь «Да» или «Нет». Примеры: «Разводите ли вы аквариумных рыбок?», «Есть ли у вас собака?».
- Частные вопросы. Используются, если необходимо узнать побольше о каком-либо человеке, обстоятельстве или объекте. Пример: «Кто сегодня пойдет в театр?», «Когда будет открытие нового торгового центра?».
Отличаются вопросительные конструкции еще и по характеру. Учитывать характер вопроса очень важно, так как именно от него будет зависеть ответ, который вы получите от своего собеседника .
Вопросительные предложения
Классификация по характеру вопроса
- Собственно-вопросительные. Нужны для получения неизвестной информации, от собеседника обязательно нужен ответ. Например: «Как пройти в библиотеку?»
- Вопросительно-утвердительное высказывание необходимо использовать в том случае, если у вас уже имеется какая-то информация, и вам нужно ее подтвердить. К примеру: «Неужели он этого не знал?»
- С помощью вопросительно-отрицательных можно выразить отрицание утверждения, которое было изначально вложено в вопрос. К примеру: «Ну и зачем я это делал?!»
- В вопросительно-побудительных содержится требование или просьба выполнить некоторое действие: «Может быть, поедем кататься на пароме?»
- На вопросительно-риторические высказывания не нужно давать ответ, так как уже сама фраза содержит в себе ответ на вопрос. Обычно эти предложения служат настоящим украшением речи, например: «Кому же не нравится слушать пение соловьев теплыми летними вечерами?».
Вопросительные конструкции в устной речи необходимо выделять особой интонацией. Можно также использовать специальные слова-сигналы (кто, куда, откуда и прочие), а также в вопросах можно изменить порядок слов. Например: «Он ест рыбу?», «Кто ест рыбу?», «Что он ест?». В письменной речи в конце любого вопросительного выражения ставится знак вопроса, но если вы хотите добавить фразе более эмоциональную окраску, уместнее будет использовать вместе вопросительный и восклицательный знаки, как в примере: «Неужели тебе так сложно смириться с этим?!». В этом случае восклицательный знак ставится после вопросительного.
Тема: « Предложение. Виды предложений по цели высказывания».
Цель урока: развивать умение правильно употреблять в устной и письменной речи предложения разных видов и оформлять их на письме;
Задачи: Уметь различать предложения по цели высказывания. Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения. Уметь составлять различные по цели высказывания предложения.
Тип урока: изученного нового материала.
Оборудование: распечатка материалов, конверты с заданиями для групп.
Ход урока. Организационный момент. Наш урок я хотела бы начать с притчи.
«Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих министров. «О, мои подданные!»- обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее. Повел он их в сад, в углу была дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым министром.» Один за другим пытались открыть дверь и не добившись успеха – отходили. Но один министр внимательно осмотрел, навалился плечом на дверь, толкнул ее и – о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым министром, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы ».
Ребята, вот и я хочу, чтоб на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь».
Актуализация прошлых знаний.
1). Каллиграфическая минутка.
2) Карточка № 1. Повторение. Найди лишнее слово.
(Машина – это имя существительное, остальные слова-имена прилагательные. Доказывают.)
Шкаф, парта, шофер, окно.
(шофер –это имя существительное одушевленное, остальные – неодушевленные. Доказывают.)
(Ведет – это глагол, остальные – имена существительные. Доказывают)
Шоссе, яма, кошка, ягода.
(шоссе - это имя существительное среднего рода, остальные – женского рода. Доказывают.)
Мы, по, они, я, ты.
(по – это предлог, остальные – местоимения. Доказывают.)
(все «лишние» слова) «машина, шофер, ведет, шоссе, по.»
Что можете сказать о написании этих слов? (Разобрать орфограммы)
Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение)
Что такое предложение?
(Получилось предложение: «Шофер ведет машину по шоссе»)
Объясните лексическое значение слов «шофер» и «шоссе».
Справка: эти слова пришли в русский язык из французского языка. Слово «шоссе» - переводится «дорога, мощеная камнем», «шофер» - истопник. До появления автомобиля шофером на железных дорогах называли кочегара, а вовсе не машиниста, который вел состав. Позже этот же «шофер» стал обслуживать машину с мотором, но его все-равно продолжали звать «шофером».
Задания по уровням :
3уровень: Проспрягать глагол, определи спряжение.
Карточка № 2 Спиши. Вставь где надо знаки препинания.
3. Формулирование темы. - Чтобы сформулировать тему урока,дайте характеристику предложения. (повествовательное)
Какой признак предложения? (по цели высказывания)
Назовите тему нашего урока.(дети предполагают) (Открывается на доске). - Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания
Какая цель?
Уметь различать предложения по цели высказывания.
Развивать умение правильно выбирать и ставить знаки в конце предложения.
Уметь составлять различные по цели высказывания предложения. Учитель подытоживает.)
Карточка№ 3 для работы по методике ВЗАИМОТРЕНАЖА.
Что такое предложение?
Предложение – это одно или несколько связанных по смыслу слов, которые что – то сообщают или содержат вопрос, просьбу, побуждение к действию.
Какие бывают предложения по цели высказывания?
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.
Какие бывают предложения по интонации?
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
2. Составить модель предложения. На доске:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
по цели высказывания
Повествовательные вопросительные побудительные
по интонации
Восклицательные и невосклицательные
Карточка № 4
Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).
Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.
Каждое предложение произносится с определенной целью.
Цель одних предложений – сообщить о чем –нибудь или о ком –нибудь - повествовательные предложения.
Цель других предложений – задать вопрос – вопросительные предложения.
Цель некоторых предложений – побудить кого – нибудь или что – нибудь к действию: приказать, призвать, попросить – побудительные предложения.
А помогут вам в этом слова – волшебники. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.
Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
оповестить расспросить запретить
обменяться опросить защитить
(впечатлениями) выяснить (словом)
информировать разузнать проинструктировать
объяснить приказать
осведомлять выпытать подействовать
объявить выведать
рапортовать разведать воздействовать
рассказать посоветовать
попросить
Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?
Физ.минутка.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп…
Применение новых знаний на практике.
Закрепление.
1.Работа в паре . Карточка № 5.
Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Астане? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
Рефлексия.
Какие бывают предложения по цели высказывания?
Какова цель высказывания у повествовательного предложения?
Какова цель высказывания у вопросительного предложения?
Какова цель высказывания у побудительного предложения?
Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.
Итог урока:
Кто хорошо разобрался с различными видами предложения по цели высказывания?
Домашнее задание.
Д/З стр.148 № 465
Личностно – ориентированный план работы учащегося.
Задания
Оценивание
3м
1.Каллиграфическая минутка:
1.Пропишите:
Соединение - ом, ал, ор, ик, ев.
2.Записать пословицу
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
8м
Карточка № 1. Работа в паре.
1.Найди лишние слова и выпишите их. Докажите.
Быстрый, машина, яркий, веселый.
Шкаф, парта, шофер, окно.
Ведет, ведро, водитель, дерево.
Шоссе, яма, кошка, ягода.
Мы, по, они, я, ты.
2. 1уровень: Разобрать по членам и надписать части речи.
2уровень: К существительным подобрать прилагательные.
3уровень: Проспрягать глагол, определи спряжение. Докажи.
4м
Карточка № 2.Спиши. Вставь где надо знаки препинания.
Уроки Вова делает после отдыха на воздухе в квартире тишина его ничто не отвлекает после выполнения каждого задания он отдыхает
2.Проверь правильность выполнения задания по ключу.
5м
Карточка № 3 для работы по методике ВЗАИМОТРЕНАЖА
2.Составить модель предложения.
5м
Карточка №4. Слова – волшебники.
5м
Работа в паре. Карточка № 5.
Записать предложения, расставить знаки препинания и указать какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель
Ты был в Астане
Мойте руки перед едой
Сколько грибов в лесу
Д/З стр.148 № 465
Критерии оценок
«5» - полностью доволен своей работой
«4» - не совсем доволен своей работой
«3» - в моей работе было много недостатков
«2» - не доволен совершенно
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА : Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?»)
ЦЕЛИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формирование представления о классификации предложений по цели высказывания.
- РАЗВИВАЮЩИЕ: выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
- КОММУНИКАТИВНЫЕ: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме .
Задача урока : дать представление о классификации предложений по цели высказывания .
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ :
Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Раз, два выше голова,
Три, четыре руки шире,
Пять, шесть тихо сесть.
II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Что из темы нашего урока вам понятно?
Что такое предложение?
Как бы вы объяснили, какие бывают предложения?
Значит, цель нашего урока разобраться, какие бывают предложения по цели высказывания.
1 слайд «Помогите Незнайке составить предложения»
После 2 слайда.
На доске карточки со словами.
Разделите слова на три группы - зачем, с какой целью мы произносим предложения.
СООБЩИТЬ, ПОВЕСТВОВАТЬ, ИНФОРМИРОВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ; СПРОСИТЬ, УЗНАТЬ, РАССПРОСИТЬ, ОПРОСИТЬ, РАЗВЕДАТЬ, ВЫСПРОСИТЬ; ПОВЛИЯТЬ, ПОБУДИТЬ К ДЕЙСТВИЮ, ЗАПРЕТИТЬ, ПРИКАЗАТЬ, ПОДЕЙСТВОВАТЬ, ПОСОВЕТОВАТЬ, ПОПРОСИТЬ.
3 -6 слайды. Ознакомления с классификацией предложений по цели высказывания.
ФИЗМИНУТКА.
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, а раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
- ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ.
7 слайд. Повторение классификации предложений по цели высказывания.
Какие предложения я использовала в физминутке?
Аргументируйте свой выбор.
8 слайд. – Прочитайте повествовательные предложения. Почему вы так считаете?
- Прочитайте побудительное предложение. Объясните свой выбор.
- Какое предложение у нас осталось?
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
Работа с учебником с. 102, упр. 205
Что такое диалог?
Т етрадь с печатной основой с. 51, упр 205
Знакомство с новым словарным словом МОРОЗ.
Замените слово ПО КАТЫВАЕШЬСЯ словом-синонимом, словом близким по значению.
С. 101, упр. 204 (опустите, есть, сядьте)
- РЕФЛЕКСИЯ.
9 слайд
10 слайд.
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
С. 100, важные сведения, с. 102, упр 206, упр 207
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предложения по цели высказывания. Какие бывают предложения?
Помоги Незнайке восстановить предложения: 1 . вывела, маленьких, берлоги, Медведица, из, медвежат. 2 . спит, медведь, зимой, Почему? 3. птицам, зимой, голодным, Помоги! Медведица вывела из берлоги маленьких медвежат. Почему медведь спит зимой? Помоги зимой голодным птицам!
Каждое предложение произносится с определённой целью.
Предложения по цели высказывания 1. Медведица вывела из берлоги маленьких медвежат. Это предложение содержит сообщение, вест ь, поэтому называется «по вест вовательное»
2. Почему медведь зимой спит? Это предложение содержит вопрос, поэтому оно называется « вопрос ительное» .
3. Помоги зимой голодным птицам! Это предложение содержит призыв, побужд ение к действию, поэтому называется « побуд ительное».
Предложения по цели высказывания ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (повеств.) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (вопрос.) ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (побуд.)
Зачем птицы весной возвраща- ются в наши края? Они вьют гнёзда. Потом в гнёздах появляются маленькие птенчики. Не разоряй птичьи гнезда!
Вспомним, чему научились. Если предложение содержит сообщение, вест ь, оно называется «по вест вовательное». 2. Если предложение содержит вопрос, оно называется « вопрос ительное» . 3. Если предложение содержит призыв, побужд ение к действию, оно называется « побуд ительное».
План-конспект урока Русского языка в 3 классе.
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
Цели урока :
— учить детей распознавать предложения по цели высказывания и строить предложения согласно заданной цели;
— отрабатывать интонационные умения;
— развивать каллиграфические навыки и орфографическую зоркость.
Ход урока
1. Организационный момент
коридор
…грают в к…р…доре.
П…ёт с…нич…ка на заборе.
С…бака лает в конуре.
Мычит к…рова на бугре.
Сколько предложений?
Что такое предложение?
3. Новая тема
На доске:
На городской башне;
прыгали веселые;
приподнял с земли.
Это предложения?
Слова связаны между собой?
Выражают ли они законченные мысли?
Действительно, посмотрите: «На городской башне», – а что на башне произошло, непонятно; или: «прыгали веселые» – кто прыгал и почему веселые, тоже неясно. А почему?
Ваша задача – творчески дополнить словосочетания, записанные на доске так, чтобы получились интересные предложения.
Дети предлагают свои варианты, выслушиваются все, дается позитивная оценка каждому ребенку.
Работа над пунктуацией в конце предложений
Молодцы, интересные предложения у вас получились. Что вы знаете о пунктуации в предложении?
Предложение пишется с большой буквы, а в конце ставится точка.
Верно! Вот перед вами знаки пунктуации: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
. ! ?
— Настало время узнать вам секрет про эти знаки. В зависимости от того, как выражается мысль в предложении, ставится определенный знак в конце.
— Посмотрите на доску.
На доске:
Осенью собрала много грибов и ягод.
Если в предложении что-то сообщается, то в конце предложения ставится точка. Приведите свои примеры.
Если в предложении что-то спрашивается, то в конце ставится вопросительный знак. Такое предложение произносится с вопросительной интонацией.
На доске:
Ты сегодня чистил зубы?
Приведите свои примеры вопросительных предложений.
Если предложение выражает какие-либо чувства: волнение, радость, – то в конце ставится восклицательный знак. И произносится такое предложение с чувством, эмоционально.
На доске:
Как хорошо летом в лесу!
Попробуйте выразить свои чувства, приведите примеры таких предложений.
4. Работа с учебником
Стр. 33 упр. 46.
Выразительное чтение.
!!! Напомнить о знаках препинания, стоящих в конце предложений.
О чём этот текст?
Какое название можно к нему подобрать?
Почему нельзя вырывать грибы и раскапывать землю?
Почему не надо срезать маленькие грибки?
Найдите предложение, которое содержит вопрос, и выразительно его прочитайте.
Какова цель первого предложения? А предпоследнего и последнего? (Вопрос, приказ, приглашение.)
Вывод: каждое предложение говорится или пишется с определенной целью.
Стр. 34, правило.
Стр. 34 упр. 47.
Рассматривание картинки и чтение предложений, сопоставляя их с информацией о цели предложений.
— Составьте по сюжету картинки свои предложения, разные по цели высказывания.
Вопросительные и повествовательные предложения вам уже знакомы, знакомы и знаки препинания на конце предложений. А вот побудительные предложения рассматриваются нами впервые. Но и с ними вы уже давно знакомы. Обратите внимание на предложения, составляющие инструкции к упражнениям: какие по цели высказывания предложения в них используются чаще всего?
Стр. 35, правило.
Стр. 35 упр. 48
Чтение стихотворения.
Что это за текст?
Какие предложения по цели высказывания в нём встретились?
Запись побудительного предложения.
Стр. 36 упр. 49
Составление вопросительных предложений. Запись:
Кто подарил маме розы?
Что папа подарил маме?
Когда папа подарил маме розы?
Сколько роз папа подарил маме?
Какие розы папа подарил маме?
Кому папа подарил розы?