Государственное бюджетное образовательное учреждение
Саратовской области
начального профессионального образования
«Профессиональный лицей № 46»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия по МДК 02.01 "Технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбе"
ТЕМА: « Агротехника возделывания картофеля».
Преподаватель специальных дисциплин: Гостева И.Ю.
г. Маркс, 2014г
Пояснительная записка
Тема учебного занятия: «Агротехника возделывания картофеля» соответствует основной профессиональной образовательной программе в соответствии с ФГОС-3 поколения для СПО по профессиональному модулю 02 «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе», по специальности 112201.01 «Хозяйка/ин усадьбы ».
Данная методическая разработка представлена как подробный план, конспект, снабжённый материалом, необходимым по теме урока.
Открытый урок развивает у обучающихся творческие способности и вызывает интерес к изучаемой профессии.
Данная тема направлена на освоение профессиональной компетенции:
ПК 2.1. Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике.
ПК 2.2. Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
План урока с использованием средств информационных технологий.
Профессия | Хозяйка (ин) усадьбы | ||
Преподаватель спецдисциплин | Гостева Ирина Юрьевна, преподаватель спецдисциплин первой квалификационной категории ГБОУ СО НПО ПЛ № 46 | ||
Тема урока | Агротехника возделывания картофеля | ||
Цели урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
Ознакомить обучающихся с историей картофеля, изучить все агротехнические мероприятия по возделыванию картофеля, дать знания о важности выращивания картофеля, показать значение картофеля для человека. | Формировать умение анализировать; Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, коммуникативной деятельности, коллективному поиску, самоконтролю. Развивать умение действовать самостоятельно. | Воспитывать у учащихся интерес к выбранной профессии; Добросовестность, внимательность и аккуратность при работе; Воспитать у учащихся стремление получить высокий балл за свою работу; инициативу и активность, умение аргументировать свою точку зрения. Воспитывать внутреннюю мотивацию – чувств удовлетворенности от учебы. Чувство ответственности, творческое отношение к труду |
|
Методическая цель | Использование информационных коммуникационных технологий и игровых элементов на уроках теоретического обучения. | ||
Задачи урока | Освоить профессиональные компетенции: ПК 2.1. Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике. ПК 2.2. Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями; общие компетенции ОК 1.;ОК 2;ОК 3;ОК 4; ОК 5;ОК 6; ОК 7. | ||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. | ||
Методы урока | наглядный, словесный, репродуктивный, с элементами самостоятельной работы. | ||
Уровень усвоения | |||
Межпредметные связи | Основы микробиологии, санитарии и гигиены, биология, химия. | ||
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, Индивидуальная, работа в парах. | ||
КМО | |||
МТО | Оборудование класса; | ||
Дидактические средства обучения | Учебно-раздаточный материал | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Материальные ресурсы: ПК, мультимедийный проектор, Программные средства; Интернет ресурсы. | ||
Актуальность использования ИКТ | Возможность представления в мультимедийном виде информации темы и ход урока. Создание условий для эффективного использования элементов игровой формы обучения. | ||
Используемая литература | 1. Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства / В.И. Филатов, Г.И. Баздырев, М.Г.Обьсдков и др.; Под ред. В,И.Филатова.- М.: Колос, 2004, - 724 с. 2. Агротехника и производство картофеля, составитель Писарев Б. А., М., - Росагропромиздат, -2000г. 3. Земледелие / С.А. Воробьев, А.Н. Каштанов, A.M. Лыков; Под ред. С.А. Воробьева. - М.: Агропромиздат, -2001. - 527 с. 4. Картофель и его культура/ Аверкиева Е. Г.-М.: Колос, 1988.-253с.. 5. Производство картофеля, Барнаков Н. В. , Баиров В.П., Кушнарёв А.Г. и др., Саратов, БГСХА, 2001 год с.156 - 181. 6. Производство картофеля: возделывание, уборка, послеуборочная доработка, хранение. Справочник/ Писарев Б.А.- М.: Росагропромиздат, 1990.-221 с. 7. Растениеводство с основами селекции и семеноводства /" Г.В.К оренев, П.И.Подгорный, С.Н.Щербак; Подред, Г.В.Коренева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 2000. - 575 с. 8. Растениеводство / Г.С. Посыпанов, В. Е.Д от авторов, Г.В. Коренев и др.; Под ред. Г.С. Посыпанова. - М.: Колос, 1997. - 447 с. 9. Растениеводство/ Посыпанов Г.С. - М.: Колос,1997,-448 с. 10. Технология производства продукции растениеводства/ Гатаулина Г.Г.- М.: Колос, 1995.-448 с. 11. Технология возделывания картофеля/ Фирсов И.П. – М.: Колос., С, 2005.-472 с. |
Ход урока
п/п | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Результат |
Организационный момент | Приветствует обучающихся. Проверяет и готовность обучающихся к уроку. Создает положительно –эмоциональный настрой на урок. Высказывает добрые пожелания обучающимся; предлагает им пожелать друг другу удачи. | Приветствуют преподавателя. Староста докладывает о наличии и готовности обучающихся к занятиям. Желают друг другу удачи в освоении новой темы. Настраиваются на восприятие материала урока. | Психологическая подготовка к занятию, способность и желание работать . |
|
Мотивация к учебной деятельности. | Использует эпиграф к уроку "С малой удачи- начинается большой успех". Говорит о перспективах специальности. Предлагает ответить на вопрос: "Как Вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?" Демонстрация слайдов презентации. | Смотрят на экран, слушают преподавателя, отвечают на поставленные вопросы. | Подготовка обучающихся к усвоению темы. Организация работы на уроке, рациональное использование учебного времени. |
|
Объявление темы и целей урока. | Инициирование обучающихся к сообщению темы и целей урока. | Обучающиеся включаются в беседу, самостоятельно определяя тему урока. Обучающиеся в парной работе определяют цель урока, например, проговаривают цель урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | Обучающиеся самостоятельно определяют тему и цели урока. |
|
Актуализация знаний, фиксирование затруднений. | Предлагает тестовое задание на определение владения знаниями, необходимых для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Самостоятельная (индивидуальная) деятельность обучающихся. Самопроверка обучающимися своей работы по готовому образцу (взаимопроверка). Оценивание работы своего коллеги. | Активная работа обучающихся в парах. |
|
Промежуточная рефлексия. | Предлагает обсудить, какие затруднения возникли при решении поставленной задачи. Спрашивает, каким, на взгляд обучающихся, должно быть домашнее задание? | В парах обсуждают, какие возникли затруднения, почему они возникли. | Обучающиеся самостоятельно осуществляют самоконтроль, взаимопроверку. |
|
Открытие нового знания. | Знакомит с новым материалом по теме урока. Демонстрация слайдов презентации. | Смотрят на экран, слушают преподавателя. | Изучение нового материала и определение способов действия. |
|
Первичное закрепление. | Предлагает выполнить продуктивное задание - решение кроссворда. | Обучающиеся, допустившие ошибки уточняют алгоритм исправления ошибок; определяют место ошибки (где?); уточняют цель дальнейшей деятельности. Обучающиеся, не допустившие ошибок: сравнивают своё решение с эталоном; консультируют других обучающихся. Оценивание работы своего коллеги. | Достижение результата посредством выполнения продуктивного задания. |
|
Введение нового знания в систему знаний и повторение. | Предлагает викторину, в которой новое знание используется вместе с изученным ранее. | Делятся на две команды. Участвуют в викторине, отвечают на вопросы. | Развитие интереса к специальности и дисциплине через использование игровых технологий. |
|
Рефлексия. | Фиксирует содержание, изученное на уроке, и организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Предлагает заполнить оценочный лист работы на уроке и дать оценку своим впечатлениям от урока. | Дают оценку своей деятельности на уроке, заполняют оценочный лист. Дают оценку своим впечатлениям от урока. | Результативность реализации целей урока. |
|
Домашнее задание. | Предлагает на выбор несколько вариантов домашнего задания: Создание презентации; Доклад; Придумать кроссворд. | Выбирают и записывают в рабочую тетрадь вариант домашнего задания. | Выбор и освоение домашнего задания самостоятельно. |
Приложение 1
Тест
Ответьте на вопросы тестового задания. Поработайте в парах, обсудите ответы, сравните с образцом на слайде. Оцените работу своего коллеги.
1. Какой континент является родиной картофеля?
Африка
Австралия
Южная Америка.
2. Чего больше всего в клубнях картофеля?
Белков
Жиров
Крахмала.
3. Какое насекомое – главный враг картофеля?
Колорадский жук
Тля
Саранча.
4. Какой должна быть средняя масса семенных клубней?
50–80 г
15-45 г
90-120 г.
5. Без какого простого агротехнического приема невозможно вырастить картофель?
- окучивание
- прополка
- полив.
Максимальное количество баллов - 5(по 1 баллу за каждый правильный ответ). ___________баллов
Приложение II
Кроссворд «Картофель»
1.Образуются на подземных побегах столонах (клубни ).
2. Углубления на поверхности клубня (глазки. )
3. На ней расположена большая часть глазков (верхушка ).
4. Он состоит из отдельных пластинок (лист ).
5. Они располагаются в верхнем слое почвы (корни ).
6. Болезнь картофеля (фитофтороз ).
7. На поверхность почвы при прорастании клубня образуются… (стебли ).
8. У картофеля они ядовитые (плод ).
9. Как называют картофель в Беларуси? (бульба )
Максимальное кол-во баллов - 9(по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Баллов.
Приложение III
Вопросы викторины:
- Сколько дней обычно проращивают клубни перед посадкой? (30–35.)
- Из скольких стеблей обычно состоит куст картофеля (Из 4–5, реже 6–8.)
- Через сколько дней после посадки обычно появляются всходы картофеля? (Через 20–30.)
- Какие существуют типы сортов картофеля? (Столовые, технические, кормовые.)
- Какой орган растения представляет собой клубень картофеля? (Утолщенный стебель.)
Итого:
Оценка за урок:
Критерии оценивания:
1. Тестовое задание
Максимальная оценка – 5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)
2. Кроссворд
Максимальная оценка – 9 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
3. Викторина
Оценка ставится по количеству баллов, заработанных командой.
В графе «итого» выставляется совокупное количество баллов.
Оценка за урок: 15 – 19 баллов - «5»
10 -14 баллов - «4»
6-9 баллов - «3»
Приложение V
Подготовила
учитель начальных классов
БОУ ШМР «СОШ № 1 им. адмирала А.М. Калинина»
Шексна
Заим Ольга Ивановна
Тема урока: Растениеводство.
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями растениеводства. Расширить знания о культурных растениях.
2.Развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки: сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в группе.
Оборудование:
гербарий культурных растений, компьютер, проектор, дискета с презентацией,
блюдца с крупами (гречневой, рисовой, ячневой, перловой и т. д.).
Ход урока.
Организационный момент.
II . Актуализация ранее изученного
Ребята, над каким разделом учебника «Мир вокруг нас» мы работаем?
У: - Чему учит экономика.
Назовите 3 кита экономики.
У: - Природные богатства, капитал, труд.
Что относится к природным богатствам?
У: - воздух, вода, полезные ископаемые, земля (почва), растения и животные.
Вспомните, что такое экономика? (это - хозяйство) Из каких частей состоит экономика? (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговлю.)
Запишем информацию в виде схемы.
Как вы думаете, без какой части экономики мы не можем прожить ни одного дня? (без сельского хозяйства)
Ребята, а что такое сельское хозяйство? Чем занимается сельское хозяйство? (выращивание растений и разведением животных).
Запишем эту информацию в схему:
Сегодня на уроке мы не успеем ознакомиться с обоими разделами, поэтому мы выберем один из разделов, тот, который больше знаком нам.
Сформулируйте тему урока (Тема урока: «Растениеводство»)
Вывесить карточку на доску.
Найдите в электронном словаре «Википедия», что означает слово – растениеводство
Дети читают громко. Вы обратили внимание, что растениеводство, как отрасль сельского хозяйства, состоит из разделов.
В связи с этим поставим цель урока: «Знакомство с разделами растениеводства».
Чтобы достичь цели, мы должны решить ряд задач. Давайте вместе выведем задачи урока.
Найдите в электронном словаре название разделов растениеводства. Назовите их. А теперь назовите отрасли растениеводства, которые развиты в Вологодской области и в нашем Шекснинском районе. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство)
Подумайте, по какому признаку они различаются? (по месту произрастания) Где растут культуры каждой отрасли? (поле, огород, сад, цветник).
Откройте, пожалуйста учебник на стр. 53-54, выберите растения и распределите их по отраслям растениеводства, т.е. по месту произрастания культур. На доске карточки с названием растений (люцерна, огурец, тимофеевка, картофель, пшеница, рожь, лён, груша, хлопчатник, кормовая свёкла, роза, астра, морковь, свёкла, гречиха, просо, овёс). Дети соотносят растения с отраслью растениеводства, выходят к доске и прикрепляют карточки.
Теперь можем сформулировать задачи урока:
Познакомиться с культурами полеводства.
- Переходим к решению 1 задачи.
Посмотрите внимательно на культуры полеводства. Я думаю, что их можно классифицировать, т. е. распределить на группы. Подумайте, по какому признаку? (пища для человека, корм для животных и культуры, из которых производят ткань)
Правильно, это
Какие растения относятся к зерновым культурам? (пшеница, рожь, ячмень, гречиха) СЛАЙД
Прочитайте учебник на стр. 53, после красной точки. (читают вслух)
Что делают из пшеницы? (хлеб)
Какая бывает пшеница, расскажите. (озимая и яровая)
Что делают из ржи? (ржаной хлеб)
А ещё что делают из зерновых? (крупы)
Работаем в парах.
Задание:
Соединить линией зерновую культуру с крупой, которую делают из неё.
Зерновая культура
Крупа
Пшеница
пшено
Просо
манная, пшеничная
Ячмень
перловая, ячневая
Гречиха
рис
Овёс
кукурузная
Рис
овсяная, геркулес
кукуруза
гречневая
Проверяем (СЛАЙД)
У кого так, как на доске? Молодцы!
Пшеница – манная, пшеничная
Просо – пшено
Овёс – геркулес, овсяная
Гречиха – гречневая,
Рис – рис
Ячмень – ячневая, перловая
Кукуруза – кукурузная
Так какую крупу делают из крупы? (Дети читают правильные ответы.
Хлеб достаётся тяжёлым трудом. Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь. Хлеб – это труд многих и многих людей. Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать. Очень обидно видеть в школьной столовой, как некоторые ученики выбрасывают хлеб, не доедают полезную кашу, приготовленную из зерновых культур.
Какие ещё культуры относятся к полевым? (кормовые культуры)
Почему они так называются? (кормят животных)
Прочитайте учебник стр. 56, 2-ой абзац. (Дети читают вслух)
Какие кормовые культуры вы знаете? (тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла) СЛАЙД
Какие ещё культуры растут в поле?
Прочитайте учебник стр. 57, 1-й абзай. (Читают вслух)
Назовите прядильные культуры.
Какая из них растёт в Шекснинском районе? (лён)
Посмотрим фильм о льне. ФИЛЬМ
Лён-долгунец. У этого растения высокий, до 125 см, стебель. Его убирают, когда стебли пожелтеют, а нежные листья опадут. Лен выдергивают с корнем и расстилают на поле, чтобы стебли вымокли в росе. В это время волокно отделяется от других тканей. Затем лен сушат, вяжут в снопы и обмолачивают, мнут, трепят, а после этого прочесывают. И только потом ткут полотно. Когда-то все это делали вручную, теперь работают машины.
После цветения на верхушках стеблей образуется множество зеленых коробочек с блестящими коричневыми семенами. Из них выжимают масло. Льняное масло используют в пищу, из него делают лучшие сорта красок. Без льняного масла не обходится производство мыла, искусственной кожи и линолеума. Льняным жмыхом кормят скот. А масло и семена применяют в медицине.
Первую задачу мы выполнили.
Если вы запомнили все культуры и их назначение, поднимите зелёный кружок.
Если не все культуры запомнили – жёлтый кружок.
Если ничего не запомнили, поднимите красный кружок.
Я довольна, что вы все усвоили первую задачу.
Физминутка
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
(копают грядки)
Он принес чемодан
(показывают, как он нес чемодан).
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена –
(дети присели, затем встали)
Садовод любовался на всходы.
(восхищаются)
Утром их поливал
(поливают),
На ночь их укрывал
(укрывают),
И берег от холодной погоды.
(дети садятся)
- Прочитайте вторую задачу.
Познакомиться с культурами овощеводства
Назовите овощные культуры. Где их выращивают?
А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете свойства и признаки овощей?
Игра «Отгадай овощ»
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
Мелкий и горький, луку брат. (Чеснок)
Над землёй трава,
Под землёй бордовая голова. (Свёкла)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал. (Баклажан)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок. (Репа)
Растут на грядке зелёные ветки,
А на них – красные детки. (Помидор)
Какой овощ называют вторым хлебом? (картофель)
Посмотрите фильм о картофеле и узнаете историю появления картофеля в России. ФИЛЬМ
(Картофель. Клубни картофеля люди используют в пищу. А на заводах из картофеля получают крахмал. Картофель появился в Европе в 16 веке. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Вернувшись, домой, моряки рассказывали, что жители тех мест – индейцы собирали дикий картофель, ночью замораживали его, на солнце высушивали и готовили блюдо, которое называлось «Чуньё». В России картофель появился позднее, в конце 17 века, предполагают, что Петр I сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом.)
Ребята, расскажите, для чего выращивают овощи? В чём их польза?
Овощи полезно употреблять особенно весной, когда в нашем организме после долгой зимы не хватает витаминов. Если вы хотите быть здоровыми, никогда не болеть, ешьте овощи каждый день. Особенно сейчас, когда многие болеют гриппом.
Вторую задачу мы тоже выполнили.
Если вы отвечали на все мои вопросы и отгадали мои загадки, то оцените себя на высоком уровне, поднимите зелёный кружок.
Если не всё запомнили – жёлтый кружок.
Если ничего не запомнили и не отвечали красный кружок.
Я довольна, что вы все усвоили и вторую задачу.
- Прочитайте третью задачу.
Познакомиться с культурами плодоводства
Назовите плодовые культуры. Где их выращивают?
Какие культуры плодоводства вы знаете? (яблоня, груша, абрикос, персик, слива)
Какие плодовые культуры растут в ваших садах?
Для чего вы их выращиваете? (содержат витамины)
Что готовят из плодовых культур?
Среди муляжей найти лишнее.
Третью задачу мы тоже выполнили.
Если затруднялись – жёлтый кружок.
Если ничего не запомнили и не отвечали - красный кружок.
Я довольна, что вы все усвоили и третью задачу.
- Прочитайте последнюю, четвёртую задачу.
Познакомиться с культурами цветоводства.
Зачем человек обременяет себя трудом, выращивает цветы?
Разве не достаточно тех цветов, которые растут на лугу, вдоль дорог?
СЛАЙД
Где вы обычно видите клумбы, цветники? Что они украшают? (дома, школу, улицы Шексны, городов)
А мы с вами можем украсить цветами нашу школу? Как?
На уроке технологии посадим семена цветов, вырастим рассаду и весной посадим около школы.
Назовите ваши любимые цветы. Какие цветы растут у вашего дома?
Мы выполнили и четвёртую задачу.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос и подведём итоги нашего урока.
Как называются профессии людей, работающих в отраслях растениеводства, с которыми мы познакомились? Прочитайте учебник стр. 57, 2-й абзац. (хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы).
Каким видом труда заняты люди этих профессиц? (физическим)
А нужны ли сельскому хозяйству профессии умственного труда? Назовите. (учёные – селекционеры, которые выводят новые сорта растений, учёные биологи)
Послушайте Гладина Алексея, он подготовил интересное сообщение. (о Н.И. Вавилове)
Подведём итог урока, поиграем и узнаем, как мы усвоили новый материал.
Игра
1 ряд. Выберите листы гербария, с культурными растениями, о которых вы узнали, выполняя 1 задачу.
2 ряд. Выберите листы гербария, с культурными растениями, о которых вы узнали, выполняя 2 задачу.
3 ряд. Выберите листы гербария, с культурными растениями, о которых вы узнали, выполняя 3 задачу.
Какая тема урока?
Назовите цель урока. Мы её достигли, выполнили?
Каким образом? Через решение каких задач?
Я прошу каждого из вас подумать и определить как вы усвоили тему урока, было ли вам интересно, получили ли вы новые знания? На каком уровне? Высоком – зелёный, среднем – жёлтый, низкий – красный. Поднимите карточки.
Но наша тема о сельском хозяйстве не закончена. На следующем уроке познакомимся с животноводством.
Запишите задание на дом: стр. 53-59, Тетрадь стр. 29-31 № 1, № 3, № 4.
Зерновая культура
Крупа
Пшеница
пшено
Просо
манная, пшеничная
Ячмень
перловая, ячневая
Гречиха
рис
Овёс
кукурузная
Рис
овсяная, геркулес
кукуруза
гречневая
Зерновая культура
Крупа
Пшеница
пшено
Просо
манная, пшеничная
Ячмень
перловая, ячневая
Гречиха
рис
Овёс
кукурузная
Рис
овсяная, геркулес
кукуруза
гречневая
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ - 4 класс
Разработчик: Леонова Е.Н.
учитель начальных классов
ТЕМА : «РАСТЕНИЕВОДСТВО»
Цели: 1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями растениеводства. Расширить знания о растениях.
2.Развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки: сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в группе.
Оборудование: тексты тестов по вариантам, проектор, экран, слайды мультимедиа.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Заполнение тестов по теме «Жизнь пресного водоёма»
2. Актуализация ранее изученного материала.
Дикорастущие и культурные растения.
Вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительному миру растений. Много у нас зелёных друзей.
Давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот гуляете вы в лесу, по лугу и вас окружают растения. Посмотрите на экран
Слайд 1
Их мы называем? (Дикорастущие)
(Растут сами. Их никто не сажал. За ними не ухаживают.)
Пришли в огород, а там растут…
Слайд 2 (добавление к 1)
(Культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними.)
Вот о них и пойдёт речь сегодня на уроке.
Тема нашего урока - «Растениеводство».
Слайд 2
Это слово состоит из двух частей. Каких?
(Растение, водство)
Правильно! (показ на слайде)
А теперь, посмотрите на вторую часть слова «водство» - что это значит?
(Вести, водить, разводить)
Значит что же такое растениеводство?
(Ответы детей.)
Давайте посмотрим, как в словаре толкует слово растениеводство Сергей Иванович Ожегов.
Слайд №2 (добавка)
Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства.
А знаете ли вы, что когда-то на Земле не было культурных растений. Были только дикорастущие.
3. НОВАЯ ТЕМА
Давайте мы с вами перенесемся на несколько веков назад, к нашим предкам. Основные занятия первобытных людей были охота и собирательство.
Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды, женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.
Шли годы, развивался человек, все разнообразней становились растения, которые он выращивал.
Как же человек сделал дикорастущие растения культурными?
Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их, пока они не приобрели свойства необходимые человеку.
За разведение культурных растений и их выращивание и отвечает растениеводство.
Сейчас в мире выведены разнообразные сорта культурных растений.
Слайд № 3
Прочитайте, что такое сорт.
Посмотрите сколько сортов различных растений уже выращено.
Для каждой области существует свой определенный набор сортов, который в условиях региона дает хороший урожай, а это связано с природными условиями. Одни растения растут лучше там, где тепло, другие наоборот.
А теперь поговорим об отраслях растениеводства.
Растениеводство делится на несколько основных отраслей.
Что такое отрасль?
Слайд № 4
Давайте определим, что же это за отрасли.
Слайд 5
Как вы думаете, где их выращивают?
Дополнение к слайду 5
Главные полевые культуры – зерновые. Зерно – плод этих растений. Какие зерновые культуры вы знаете?
(Пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха.)
А как вы думаете, ребята, для чего выращивают зерновые культуры?
(Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Он так и называется – пшеничный и ржаной.)
А вы задумывались над тем, каким большим трудом дается хлеб человеку. Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь. Хлеб – это труд многих и многих людей. Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать. Сами не делайте и других остановите, если увидели.
Среди зерновых культур вы назвали гречиху. А что получают из гречихи?
(Гречневую крупу.)
Все ели гречневую кашу? Она очень полезна.
Из ячменя получают – перловую крупу.
Из проса – пшено.
Из овса – делают хлопья «Геркулес».
А вы знаете, почему их так назвали?
Легенда рассказывает, что жил когда-то удивительный богатырь, которому не было равных в силе. Один на один вступал он в битву с дикими зверями и страшными чудовищами. И побеждал их. А звали богатыря – Геркулес. Кушайте кашу из овсяных хлопьев и будете сильными и здоровыми.
Слайд 6
Другие полевые культуры – подсолнечник, картофель, лён
Что из них получают?
(Клубни картофеля используют люди в пищу, а так же идут они на корм скоту. Из семян подсолнечника получают масло)
А ещё из картофеля получают крахмал для приготовления киселя.
Изо льна получают волокно, из волокна – нити, из нитей ткут ткани.
Слайд 7.
Поле цветущих подсолнухов. Поле золотой пшеницы… Они словно портрет родного края, символ его богатства и плодородия. Глядя на эти поля, невольно думаешь о тех, кто сделал их такими - щедрыми, сильными, красивыми.
Даже те люди, которые никогда не бывали на Кубани знают имена двух кубанских учёных – академиков Василия Ивановича Пустовойта и Павла Пантелеймоновича Лукьяненко.
Слайд 7 (добавление)
В.С.Пустовойт вывел такие сорта подсолнечника, которые не боятся ни капризов погоды, ни болезней, Особенно популярен «передовик» , его корзинка наполненная семенами достигает почти полуметра в диаметре.
Одним из его учеников был талантливый агроном Павел Лукьяненко
Он создал много сортов пшеницы, а знаменитая «безостая – 1» завоевала признание во всём мире.
Слайд 8
Посмотрите на экран. Как можно назвать эти растения?
Какая отрасль отвечает за выращивание овощей?
А где их выращивают?
(В поле, в огороде, в теплицах.)
Поле и огород овощеводы называют - открытым грунтом, а теплицы – защищённым.
А какую роль играют овощи в жизни человека
(Овощи играют большую роль в питании человека. В них много витаминов.)
Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитоцинды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.
Слайд 9
Следующая отрасль
Посмотрите на экран и назовите плоды растений, которые вы знаете.
Как и овощи, фрукты очень полезны для здоровья человека.
Выращиванием плодовых культур занимается ….
(Плодоводство.)
Слайд 10
Как все эти растения можно назвать одним словом?
А зачем выращивает их человек?
(Декоративные растения радуют нас своей красотой, делают нашу жизнь счастливее.)
Как же называется эта отрасль растениеводства?
(Цветоводство)
4. ИТОГ УРОКА
Перечислите отрасли растениеводства.
Слайд 11
- Какие из этих отраслей развиты в нашем крае?
- Назовите растение и распределите их по отраслям растениеводства
Слайд 12
Игра «Узнай растение и назови отрасль»
(загадки об овощах)
Слайд 13 - 19
Игра «Найди лишнее слово»
Слайд 20
Трудно представить нашу жизнь без растений, этих зелёных друзей человека. Растения кормят и одевают нас, очищают окружающий нас воздух, украшают наши жилища. Нам без них не прожить!
Слайд № 21
Вы все сегодня хорошо работали. Дома ещё раз прочитаете в учебнике о том, что такое растениеводство.
Мария Пивень
Конспект урока по природоведению в 3 классе на тему «Растениеводство»
Тема урока : «Растениеводство » .
Цели урока :
1. Образовательные : сформировать представление учащихся о растениеводстве . Познакомить с отраслями растениеводства . Расширить знания о растениях .
2. Развивающие : развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки : сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.
3. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе , к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в коллективе.
Оборудование для учителя : учебник (А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» часть 2, класс 3 , иллюстрации пшеницы, ржи, овса, ячмень, кукуруза, хлеба, картофеля, льна, клевера, тимофеевке; напечатанные название темы, слов растениеводство , озимая пшеница, яровая пшеница; напечатанные вопросы : и «Что такое растениеводство ?» ; напечатанные культуры : зерновые культуры, кормовые, прядильные культуры; раздаточный материал : тест (заполнение таблицы) и текст про «Хлеб» .
Оборудование для учащихся : учебник (А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» часть 2, класс 3 , пенал, тетрадь.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку , у вас на партах должны лежать : учебник, пенал и распечатки которые я вам раздала.
У кого чего-то не хватает на парте, поднимите руку.
Ребята проверяют свою готовность к уроку . Если чего-то у них не хватает, я стараюсь им помочь, даю не обходимые и недостающие вещи.
II этап Повторение пройденного материала
(повторите-
льно-обобщающая беседа) Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному миру растений , но для этого нам с вами надо вспомнить, на какие группы делятся все растения .
Как называются растения , которые растут в лесу , на лугах?
А как называют растения , которые растут у нас в огородах ?
А почему вы так думаете?
Правильно, молодцы.
Дикорастущие .
Они растут сами , их никто не сажал, за ними не ухаживают.
Культурные.
Потому что их посадил человек, и он ухаживает за ними.
Работа над новым материалом :
1. Объявление темы и цели урока
2. Работа с учебником.
(чтение правила)
3. Рассказ учителя.
4. Беседа учителя
5. Комментиро-
анное чтение текста учебника.
6. Физминутка.
7. Беседа.
8. Комментиро-
ванное чтение дополнительного
9. Рассказ учителя.
10. Работа с учебником и ответы на вопросы.
11. Рассказ учителя и работа с учебником.
Вот именно о культурных растениях сегодня и пойдет речь на уроке . Тема нашего урока – «Растениеводство » . Ребята посмотрите внимательно на вторую часть слова «водство» .
Как вы думаете, что это значит?
Правильно, давайте теперь откроем учебник на странице 53 и прочитаем, что же такое растениеводство .
Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения , какие сорта культурных растений выращивает человек , познакомимся с культурными растениями растениеводства .
Давайте мы с вами перенесемся на несколько веков назад, к нашим предкам. Вы помните основные занятия первобытных людей?
Верно! Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы : то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды, женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменном терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как : где упало зерно, вырос колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.
Шли годы, развивался человек, все разнообразней становились растения , которые он выращивал.
Он не просто выращивал растения около своего дома , а отбирал лучшие, сохранял и размножал их, пока они не приобрели свойства необходимые человеку.
Так вот, за разведением культурных растений и их выращиванием и отвечает растениеводство .
А теперь мы с вами поговорим о главных культурах растениеводства , которые выращивает человек.
На первом месте идут зерновые культуры.
Ребята, какие зерновые культуры вы знаете (иллюстрации на доске) .
Молодцы, правильно.
А теперь откройте учебники на странице 53 и посмотрим, что же говорит автор, о зерновых культурах.
Я вижу вы не много устали, давайте встанем из-за парт.
Повторяйте за мной, руки вверх подняли, потянулись, а теперь руки стороны, опустили, нагнулись, потянулись. И еще разок.
А теперь тихонько сели. И продолжим наше занятие.
Хорошо, правильно.
Ребята, а как вы думаете, для чего выращивают зерновые культуры?
Молодцы, правильно.
А вы задумывались над тем, каким большим трудом дается хлеб человеку. Оказывается это очень сложный и долгий процесс.
А кто ни будь из вас, знает, как хлеб на стол к нам пришел?
Возьмите листовки, которые у вас лежат на партах, и давайте вместе узнаем это.
А после вам нужно будет ответить на вопрос, когда был испечен первый хлеб и как люди это научились делать?
Молодцы, хорошо.
Теперь ответим на вопрос : «Когда был испечен первый хлеб и как люди это научились делать?»
Правильно, молодцы.
А теперь ребята мы с вами рассмотрим еще одну очень важную культуру, которую вы все знаете – это картофель. Клубни картофеля люди используют в пищу. А на заводах из картофеля получают крахмал. Картофель появился в Европе в 16 веке. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Вернувшись, домой, моряки рассказывали, что жители тех мест – индейцы собирали дикий картофель, ночью замораживали его, на солнце высушивали и готовили блюдо, которое называлось «Чуньё» . В России картофель появился позднее, в конце 17 века, предполагают, что Петр I сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом.
Ребята, а теперь откройте страницу 56, в вашем учебнике, и давайте прочитаем, что еще выращивают растениеводы .
Как вы думаете, зачем растениеводы выращивают все эти культуры?
Молодцы, хорошо.
Ребята, оказывается, есть такие культурные растения , которые служат для другой цели, такими растениями являются прядильные культуры.
Давайте посмотри, что об этом нам говорит автор учебника, на странице 57.
Молодцы, хорошо.
А теперь рассмотрите внимательно рисунки на странице 54 и 55 и найдите среди растений зерновые культуры , кормовые культуры, прядильные культуры и назовите их.
Молодцы, вы все правильно нашли. Тема вывешивается на доску.
Вести, водить, разводить.
Ребята читают текст на стр. 53.
Охота и собирательство.
Пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза и т. д.
Один ученик читает.
Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб.
Приложение 1.
Вопрос на доске.
Иллюстрация хлеба на доске.
Ребята читают по цепочке.
В древние века, ответы детей.
Ребята читают по цепочке.
Они их выращивают, так как мы их используем в пищу. А так же служат кормом для животных.
Два ребенка читают текст.
Ребята рассматривают иллюстрации и отвечают.
IV Этап закрепление материала
(самостоятельная работа) Итак, мы поговорили обо всех культурах растениеводства . А теперь посмотрим, как внимательно вы слушали. У вас на партах лежат листовки с табличкой, которая состоит из двух колонок, вам необходимо ее заполнить. На листе напишите свою фамилию и имя.
Кто подпишет, может приступать к работе.
Кто написал, покажите свою готовность, поднимите голову и положите руки перед собой.
Передаем листочки с последних парт. Ребята выполняют задания.
(См. приложение 2)
Итог урока Молодцы ребята ! А теперь скажите, о чем вы узнали сегодня на уроке ?
Что такое растениеводство ?
Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания, а какие на корм животным?
Какое новое открытие вы для себя сделали?
Молодцы ребята, вы все сегодня очень хорошо работали.
Дома еще раз прочитайте в учебнике о том, что такое растениеводство .
На этом наш урок окончен , спасибо за внимание.
Ответы ребят :
О растение-водстве и т . д.
Растениеводство – это выращивание культурных растений .
Люди выращивают овощи, фрукты, злаки – в пищу, а для животных – клевер, тимофеевку и т. д.
Резерв. Ребята, откроем учебник на странице 54-55 и сделаем практическую работу по плану указанному в учебнике, вы можете работать в парах или по одному.
Рассказ про лен.