Мастер — безымянный главный герой романа. В клинике Стравинского после исчезновения М. остается лишь его «мертвая кличка: «Номер сто восемнадцатый из первого корпуса». Прозвище «мастер» дано герою Маргаритой и аналогично традиционным именованиям «мэтр», «маэстро»; оно соотносит персонажа как со средневековой литературной традицией, так и с масонским ритуалом. Ассоциации с гётевским Фаустом (по аналогии с Воландом-«Мефистофелем» и Маргаритой-«Гретхен») несущественны. В то же время имеет значение своеобразное «двой-ничество» М. и Воланда (симметрия букв и «М», аутентичность повествования Воланда и романа М. и т. п.). Герою придано портретное сходство с Гоголем, их роднит также мотив сожженной рукописи. При этом М. — явно автобиографический герой; ему 38 лет — столько же, сколько было самому Булгакову в год начала работы над романом и знакомства с Е. С. Шиловской (затем Булгаковой). Видимо, не случайно то обстоятельство, что герой появляется впервые именно в 13-й главе. В клинике Стравинского, пробравшись в палату к Ивану Бездомному, он рассказывает, что некогда, будучи историком по образованию, работал в одном из московских музеев, был женат. Выиграв в лотерею сто тысяч рублей, он бросает службу в музее, нанимает двухкомнатную квартиру в арбатском подвальчике и принимается писать роман о Понтии Пилате. В этот период М. встречает Маргариту. Однако попытки опубликовать роман вызывают кампанию травли со стороны литературных критиков, что приводит М. к тяжелому нервному расстройству. «Друг» М. Алоизий Могарыч, желая занять его комнаты, пишет на него донос, и М. арестовывают. Выйдя из тюрьмы через несколько недель, он осознает себя полным изгоем и сам приходит в клинику Стравинского, причем считает себя неизлечимым. Герой запуган, измучен и морально сломлен, готов отказаться от всей прошлой жизни, в том числе и от Маргариты. Будучи по ее просьбе «извлечен» Воландом из клиники, М. говорит, что ему «скучно» и он хочет «в подвал», выражает надежду, что Маргарита «образумится» и уйдет от него, ибо он не желает губить ее жизнь вместе со своей собственной. Герои возвращены в арбатский подвал. После того как Азазелло отравляет их, М. и Маргарита присоединяются к свите Воланда. Прощаясь с Иваном Бездомным, М. называет его «учеником» и просит написать за него продолжение романа. Посетив место в горах, где томится Пилат, М. отпускает своего героя на свободу. Во время последнего полета М. приобретает облик человека XVIII в. (ср. обращение Воланда: «трижды романтический мастер»). По словам Левия Матвея, М. «не заслужил света, он заслужил покой»; поэтому «вечный приют», «вечный дом», дарованный герою, выглядит как амбивалентная «награда/наказание»: М. обретает покой, забывает обо всем и сам предан забвению. Он остается лишь в памяти Ивана, которому ежегодно является во сне в ночь весеннего полнолуния.
В романе Булгакова показана трагедия настоящего писателя, лишенного возможности писать о том, что думаешь, без цензуры со стороны критиков. Образ и характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита» поможет лучше узнать этого несчастного человека, попавшего под гнет обстоятельств. Роман о любви, самопожертвовании, свободе.
Мастер – главный герой произведения. Литератор, творец, написавший роман о Понтии Пилате.
Внешность
Возраст не определен. Ориентировочно близок к 38 годам.
«…Человек примерно лет тридцати восьми…».
Человек без имени, фамилии. Отказавшийся от них добровольно.
« У меня нет больше фамилии, - я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни…».
Прозвище Мастер он получил от Маргариты, своей возлюбленной. Она смогла оценить его писательский талант по достоинству. Искренне веря, что придет время и о нем заговорят.
Шатен с первыми проблесками седины на висках. Острые черты лица. Глаза карие беспокойные, встревоженные. Вид болезненный, странный.
Одежде Мастер не придавал значения. Несмотря на обилие костюмов, висящих в шкафу без дела, он предпочитал ходить в одном и том же.
Характер. Биография.
Одинокий и несчастный. Ни семьи, ни родственников. Нищий, без средств к существованию.
Умен, образован. По специальности историк, несколько лет проработавший в музее. Полиглот, знающий пять языков: греческий, латинский, немецкий, французский, английский.
Замкнут, отличающейся чрезмерной подозрительностью, нервозный. Он трудно сходится с людьми.
«Я, в общем, не склонен сходиться с людьми, обладаю чертовой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен…».
Романтик и книголюб. Маргарита, наводя порядок в его каморке, отметила для себя его любовь к чтению.
Был женат, но вспоминает об этом неохотно. Явно давая понять, что, не придавал значения неудачному браку. Даже имя бывшей супруги Мастер не помнит или делает вид.
Перемены в жизни
Перемены в жизни Мастера начались с его выигрышем в лотерею. Сто тысяч сумма немалая. Он решил распорядиться ей по-своему.
Обналичив выигранную сумму, он бросает работу в музее, снимает жилье и переезжает. Маленький подвал стал его новым пристанищем. Именно в подвале он начал работу над романом о Понтии Пилате.
Роман не принимали в издательство. Критиковали, осуждали, подвергали цензуре. Такое отношение здорово подорвало психику Мастера.
Он стал нервозен, раздражен. Боялся трамваев и темноты, чего раньше за ним не замечалось. Страх закрался в душу, полностью подчинив себе. Его беспокоили видения, галлюцинации.
Виновником происходящего он считал свой роман. В приступе гнева Мастер швыряет его в огонь, уничтожая на своих глазах многолетний труд.
Психиатрическая клиника
Тяжелое психическое состояние привело его на больничную койку. Он добровольно сдался врачам, понимая, что с ним не все в порядке. Палата 118 стала вторым домом, приютившим его на четыре месяца. Он проникся лютой ненавистью к роману, считая его виновником всех бед, происходящих с ним. Одна лишь Маргарита оказывала на него успокаивающее действие. С ней он делился переживаниями, внутренними ощущениями. Мастер мечтал об одном, вернуться туда, в подвал, где им было так хорошо.
Смерть
Воланд (сатана) смог осуществить его желания. Иной мир станет для Мастера и Маргариты тем местом, где он найдет вечный покой.
На страницах романа "Мастер и Маргарита" автор показывает нравственные изъяны общества в современную эпоху и в далеком прошлом. Извечно человек задавался вопросами "что есть истина" и "каковы нравственные критерии". Великие мыслители и философы не пришли к однозначному ответу, но эту проблему Михаил Булгаков постарался развить в своем произведении.
Главные герои романа
Автор вводит в повествование две сюжетные линии: действия происходят в Москве 30-х годов и в Ершалаиме две тысячи лет назад. В книге является центральным: он пишет роман о Понтии Пилате, сжигает его, а потом оказывается в психиатрической больнице. Позже туда помещают автора антирелигиозной повести об Иисусе Христе. Второй уверяет медиков, что в Москве появился Воланд - сам Сатана, однако они ему не верят и выносят диагноз. Мастера ждет Маргарита, которая ради его спасения подписывает контракт с темными силами. Воланд предлагает ей стать королевой на балу, на что женщина соглашается.
В Ершалаиме прокуратор иудейский повинуясь воле кесаря, казнит невиновного Иешуа Га-Ноцри. Впоследствии игемон сожалеет о своем поступке и долго мучается. В последних главах романа "Мастер и Маргарита" образ Мастера играет важную роль в судьбе Понтия Пилата: он освобождает его, а сам вновь обретает счастье с возлюбленной.
В российскую столицу наведывается черный маг Воланд с котом Бегемотом, демоном Азазелло, старшим подчиненным Коровьевым и ведьмой Геллой. Роковая цепь событий начинается на Воланд беседует с Михаилом Берлиозом и Иваном Бездомным, которые напрочь отрицают существование Иисуса Христа. Сатана предсказывает Берлиозу смерть - его переедет трамвай, и уже вечером происходит это страшное событие. Воланд селится в его квартире и начинает готовиться к темному балу, а перед этим устраивает сеанс темной магии для москвичей. Маргарита подписывает контракт с Сатаной и соглашается стать королевой торжества.
В Ершалаиме по приказу кесаря казнят Иешуа Га-Ноцри, и остановить это в силах только прокуратор иудейский. Из трусости он этого не делает, за что обрекается на вечные муки: в течение многих тысяч лун он сидит с псом Бангой и размышляет о своих поступках, и только Мастеру суждено его освободить в конце романа.
Проблема в книге
На протяжении многих столетий люди совершали поступки против нравственности или во имя нее. Образ Маргариты в романе "Мастер и Маргарита" демонстрирует второй вид деяний. Эта готова отказаться от всего ради правды и любви.
Часто люди получают для себя блага путем обмана, лицемерия, насилия, предательства, лжи, а потом, боясь их потерять, снова идут на подлые поступки. Понтий Пилат не хотел жертвовать своим местом и статусом, за что и был обречен на вечные мучения.
Михаил Булгаков противопоставляет положительные и отрицательные образы романа "Мастер и Маргарита", желая показать, что без нравственного чувства человек не может быть счастливым. Нет на свете людей без грехов, но раскаявшийся может искупить свою вину. Для Понтия Пилата его прощение состояло в свободе, которую даровал ему Мастер.
Образ Иешуа
Мастер и Маргарита являются положительными героями романа, к которым примыкает прототип Иисуса Христа. В ершалаимских главах Булгаков противопоставляет образ игемона и нищего проповедника Га-Ноцри. Иешуа отказывается отрекаться от истины, за что его приговаривают к смертной казни. Вместе с жителями Рима он верил, что настанет время, когда не будет никакой власти и насилия. Неужели в этих словах есть составляющая преступления, за которую следует лишать жизни?
Понтию Пилату Иешуа был симпатичен, и он хочет спасти его, однако боится рисковать своей размеренной жизнью. Перед ним возникает дилемма: казнить, но пойти против совести, или помиловать, но лишиться власти? Игемон выбирает первое: он только с виду грозен, как лев; на самом же деле в нем бьется трусливое заячье сердце.
Образ Понтия Пилата
Судьба жителей Рима находится в руках прокуратора иудейского. В одном историческом источнике говорится, что Пилат несет ответственность за бесчисленные казни, совершенные без суда. Такая жестокость проявлялась из-за боязни потери своего статуса. Его приближенные ведут себя аналогичным образом. На страницах ершалаимских глав Михаилом Булгаковым великолепно демонстрируется эта типичная характеристика образов.
"Мастер и Маргарита" - роман глубокого философского содержания. Автор доказывает, что даже самый страшный злодей может стать праведником. Понтий Пилат осознает свою чудовищную ошибку: такой честный человек, как Иешуа, не должен лишаться жизни. Игемон приходит к умозаключению о трусости: "Это самый страшный порок". Автор вводит образ Мастера и Маргариты, чтобы показать, что не все люди настолько трусливы - многие не страшатся наказания и идут на отчаянные поступки во имя нравственности. За свою ошибку прокуратор обречен на бессмертие, и это, пожалуй, самое мучительное наказание.
Мастер и Маргарита: образ мастера
Автор не дает имени главному герою своего романа, поскольку таких, как он, в советской России было много. Писателей этой эпохи можно сравнить с живыми мумиями: они пишут только то, чего ожидает публика, и не пытаются выделиться оригинальными идеями. Роман о Понтии Пилате отказываются печатать потому, что в антирелигиозной России эта тематика утратила свою актуальность. Великая идея, ради которой Мастер пожертвовал своим благосостоянием, остается неосвещенной, и автор в отчаянии сжигает свое детище.
Воланд решает возвратить писателю его роман и произносит известную фразу: "Рукописи не горят!" В книге "Мастер и Маргарита" образ Мастера перекликается с жизнью самого Михаила Булгакова. Молодой писатель сжег черновик своего романа на христианскую тематику, при жизни не заслужил признания у критиков и только спустя несколько десятилетий начал интересовать публику.
Образ Маргариты
Нравственный человек много делает ради родных и близких, не страшась смерти. Человечество знает женщин, которые по своим поступкам храбрее мужчин. Такой была главная героиня. Образ Маргариты в романе "Мастер и Маргарита" отличается от всех других: молодая, красивая, она была женой очень крупного специалиста, но отреклась от роскоши. Она не знала счастья до встречи с Мастером.
Во имя любви Маргарита соглашается сотрудничать с самим Сатаной. Воланд появляется в Москве, чтобы испытать главных героев романа, наградить их за верность и любовь и покарать лжецов и предателей. Он неоднократно посещает Москву, и за время его отсутствия изменилось многое: архитектура, одежда, стиль жизни, но только не сами люди. В романе "Мастер и Маргарита" образы героев-москвичей представлены алчными и жестокими. Неудивительно, что королевой своего темного бала Воланд выбирает Маргариту - честную женщину с большим любящим сердцем. За все положительные качества Маргариты он ее награждает - вновь соединяет с Мастером. Ради любви женщина готова идти на самые тяжелые испытания, выдержав которые, обретает свое счастье.
Темная свита
В романе "Мастер и Маргарита" образ Воланда далек от подлинного Сатаны, о котором на протяжении многих лет слагались страшные легенды. Он выглядит как человек, который действует по совести и выполняет свои обещания. Воланд воссоединил Маргариту с ее возлюбленным Мастером, наказал безнравственных москвичей, подсказал, как освободить Понтия Пилата, и под конец тихо испарился. Всемогущий Сатана обладает лучшими из человеческих качеств, чего нельзя сказать о прокураторе иудейском. Автор противопоставляет Воланду и игемону образ Мастера и Маргариты: дорога на небеса им закрыта, но именно они в романе являются самыми честными, добродетельными, а главное - они остались верными друг другу, пройдя множество нравственных испытаний.
Написанию романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгаков уделил двенадцать лет своей жизни и вложил в него много труда. Несмотря на некоторую мистичность сюжета, автор поднимает в данном произведении довольно тесно связанные с повседневностью проблемы, например проблему творчества и места писателя в обществе.
Рассматривая путь Мастера, невозможно обойти стороной тот факт, что именно в его образе Булгаков отразил положение творца периода первой половины двадцатого века. Характеристика Мастера, данная в романе автором, сильно отличается от стандартных черт, присущих писателям того времени. Встретив на своем пути осуждение и грубую критику в адрес первых опубликованных глав романа о Понтии Пилате, Мастер не прекратил его написание, а наоборот продолжил, пойдя против системы и нисколько не рассчитывая на благосклонность литературного сообщества.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Мастеру было необходимо донести до читателя свои мысли, а не снискать положительную оценку своего творчества у критиков и представителей МАССОЛИТа, сущностью которых он был возмущен. Однако. После того, как бесконечная травля довела героя до нервного срыва, отчего он сжег роман, Мастер предстал перед читателем сломленным и подавленным, даже запуганным. Наверное, именно в этом Булгаков пытался отразить трагедию творчества в тот сложный для существования свободной мысли период.
Назвав главного героя Мастером, автор явно имел задумку показать читателю несоответствие критических замечаний в адрес произведения героя с реальным положением дел относительно содержания романа о Пилате. Булгаков признает Мастера истинным талантом и настоящим знатоком в области литературного творчества. Однако мир, настроенный на пресечение проявления всякой новой и свободной мысли, отрицает гениальность и превосходство Мастера на этом поприще. Главному герою, в отличие от представителей ассоциации МАССОЛИТа, роман и другая литературная деятельность не приносили дохода. И даже выигранные по "счастливому билету" деньги Мастер вложил в реализацию своего литературного замысла, когда другие, наоборот, писали на заказ ради выгоды.
Булгаков не дал имени главному герою, но в то же время проиллюстрировал значимость его места в романе, включив "звание" Мастера в заглавие произведения. Маргарита таким же своеобразным именем называла его, подчеркивая тем самым свое почтительное отношение и любовную преданность.
В образе Мастера я увидела проблеск автобиографичных черт, введенных в произведение Булгаковым неслучайно. Этот труд стал, по сути, заключительным в жизни писателя и, что интересно, тоже долгое время не находил признания в литературных кругах. Возможно, в образе Мастера Булгаков пытался отразить черты собственной личности, чтобы привести параллели для своего читателя между удрученным положением Мастера и в реальном мире автора. Ведь в советское время, особенно в тридцатые годы, цензура не допускала к печати любую неугодную власти статью или, тем более, художественную литературу. В связи с этим, проблема творчества становилась все более острой, что и попытался раскрыть путем изображения образа Мастера Булгаков.
Стоит отметить, что судьбу главного героя как писателя и творческой единицы в тот период можно смело назвать трагической, но как человека, живущего обычной жизнью, этого сделать невозможно. Мастер был счастлив в любви с Маргаритой, ведь Воланд забрал их из мира подлости и зла, показанного в данном произведении даже не Сатаной, а обычными людьми. Именно герой, олицетворяющий в представлении людей материализованное зло- Воланд, подарил Мастеру вечный покой, вечную любовь и присутствие рядом любимой женщины. А мир людей, причинивший Мастеру достаточно душевных и иных страданий, оказался скоплением истинного зла, не выдуманного и не нарисованного воображением.
Подводя итог, я хочу отметить, что Булгаков дописывал роман, будучи тяжело больным. И произведенная им работа считалась, считается и, я уверена, будет считаться шедевром не только русской, но и мировой литературы. "Мастер и Маргарита" - произведение о жизни. И это не преувеличение. О жизни во всех ее проявлениях. О душе и Боге, о любви и жестокости, о правде и лжи, об отчаянии и возрождении смысла. Этот роман стоит не просто прочесть, его стоит перечитывать.