Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос, как идет развитие. Он раскрывает механизм изменения, показывает, в каких формах эти изменения происходят. Согласно этому закону развитие осуществляется в результате перехода из одного качественного состояния с присущими ему количественными характеристиками в другое качественное состояние с новыми количественными характеристиками. Прежде чем раскрыть содержание данного закона, рассмотрим понятие "качества"; "количества" и "меры". Качество, количество, мера, а также скачок - основные категории, которые входят в определение данного закона.
Качество - это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предмета, теряя которую предметы перестают быть тем, чем они есть.
Количество - это единство моментов числа и величины. Для того, чтобы найти количественную определенность предмета, надо сравнить его свойства с однородными свойствами некоторого другого предмета, принятого за эталон или отправную величину для измерения.
Мера - это определенный количественный интервал значений свойств, в рамках которого может существовать данное качество. Т.е. переломные пункты, начиная с которых дальнейшие количественные изменения приводят к коренным качественным изменениям, называются границами меры. Границы меры не всегда имеют точные, фиксированные значения. Мера точно определена, если изменения качества зависят от одного-двух определяющих параметров, как это имеет место во многих явлениях неорганической природы. Но мера может быть подвижной и изменчивой, если изменения качества зависят от большого количества параметров, как это имеет место в биологии и общественных явлениях.
Количество и качество взаимосвязаны и взаимосвязь эта представляет собой единство противоположностей (количество постоянно изменяется, качество относительно устойчиво, остается неизменным, пока количественные изменения не достигнут определенного предела, не выйдут за границы меры. Выход количественных изменений за рамки меры обусловливает изменения качества, его преобразования в другое качество. Но с появлением нового качества изменяются и количественные характеристики, появляется новая количественная определенность).
Предметы могут изменять свое качество:
1) путем количественного прибавления или уменьшения вещества, энергии и информации в результате взаимодействия предмета с окружающей средой;
2) путем перераспределения вещества и энергии в рамках данной структуры (мутации внутри хромосомы, происходящие путем перемещения участков хромосомы);
З) путем замещения хотя бы одного из элементов структуры качественно иным элементом;
4) путем изменения качества хотя бы одного из элементов, составляющих данную структуру предмета;
5) в результате увеличения или уменьшения времени существования объекта или в силу изменения мощности множества событий, благодаря чему маловероятные события превращаются в весьма вероятные и наоборот.
Переход от старого качества к новому качеству всегда связан со скачком.
Скачок представляет собой период или фазу коренного изменения качественного состояния, когда новые условия и внутренние связи становятся несовместимыми со старой формой их организации и последняя подвергается ломке. В ходе скачка происходит перестройка внутренних связей, разрыв старых связей и установление новых.
Скачки подразделяются на:
1) механические, физические, химические, биологические, социальные
(исходя из форм движения материи);
2)быстрые и медленные (исходя из времени протекания);
3)одинарные и комплексные (исходя из их масштаба);
4) коренные и некоренные (исходя из характера преобразований);
5)прогрессивные, регрессивные, одноуровневые (исходя из их роли);
Метафизическое истолкование данного закона состоит в абсолютизации либо количественных, либо качественных изменений.
Чтобы разложить все по полочкам, следует сначала определиться с основными понятиями «количество» и «качество». Оказывается, такие простые вещи сформулировать могут далеко не все.Количество – категория более или менее понятная. Она отражает внешнее взаимоотношение предметов или их частей. Количество пальцев на руке, количество литров воды в графине, количество атомов в молекуле… Какими же будут количественные изменения? Очень просто: из земли показывается росток, сначала у него два листа, потом три, четыре, десять и так далее. Количественным изменением можно считать увеличение снежного слоя на козырьке дома или изменение количества всходов .
Качественные изменения
Еще древнегреческие философы дали понятию «качество». Это то, что характеризует какой-либо предмет и отличает его от другого похожего. Таким образом, качественные изменения – это изменения предмета, оказывающие непосредственное влияние на его свойства или облик. К группе качественных изменений можно отнести появление на сумке дополнительного кармана или новую звездочку на военном погоне.Если ребенок за год вырос на 10 сантиметров – смело можно считать эти изменения качественными. Ведь он изменился внешне – стал гораздо выше. Хотя, и к количественным изменениям рост также можно отнести, но уже если рассматривать его как изменение длины тела в сантиметрах. Больше сантиметров – изменение налицо! И вот тут самая интересная часть вопроса – момент, когда одни изменения переходят в другие.
Переход количества в качество
Размышляя о примерах качественных и количественных изменений, вы наверняка уже заметили, что часто между ними очень тонкая грань. В примере с ростом ребенка дополнительные сантиметры можно трактовать двояко. Но дело здесь не в путанице понятий. Просто количественные изменения имеют свойство постепенно переходить в качественные. Ребенок растет в высоту: на один, два, три или пять сантиметров. Но одновременно с этим он меняется и внешне. Став выше, малыш уже не будет обладать теми же качественными признаками, что и раньше. Он изменился, но изменения эти – результат постепенного роста и накопления количественных изменений.Точно так же и с растением, которое тянется вверх, постепенно увеличивая количество листьев. Никому не придет в голову сказать, что проросток, едва виднеющийся из земли, и мощный стебель с 15 большими листьями – одно и то же растение. Прошло время, менялось количество клеток, высота, количество листьев. Все это и определило изменения внешнего вида, а значит и качественных признаков.
КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА, КОЛИЧЕСТВА, МЕРЫ
Каждая вещь обладает бесчисленным множеством свойств, которые указывают на ее сходство с другими вещами и на ее отличие от них. Свойства, присущие вещи, характеризуют ее с двух сторон: одни показывают то, что собой представляет вещь, другие выражают ее величину.
Совокупность свойств, указывающих на то, что собой вещь представляет, чем она является, составляет ее качество. Совокупность же свойств, характеризующих величину вещи ее размеры, составляет количество.
Каждый предмет обладает своим, присущим только ему качеством. Но он обладает не только этим специфическим качеством, но и бесконечным множеством других качеств, общих с другими предметами. Например, человек обладает качествами протяженности, тяжести, обмена веществ, наследственности и т. д. Эти качества характеризуют не только человека, но и другие тела, они, по существу, являются качествами материи вообще, вещества вообще, живого вообще и т. д. Когда говорят о качестве предмета, имеют в виду обычно специфическое качество данного предмета, которое у него всегда одно.
Наряду с качеством, каждая вещь обладает и количественными характеристиками, они обязательно имеют какую-то величину, какой-то объем, массу и т. д. В обществе, например, имеется определенная степень развития производительных сил и производственных отношений, количество населения, количество производимых продуктов и т. д.; химическое вещество может быть в количестве одной молекулы, 100, 1000 молекул, одного грамма, одного килограмма и т. д. Вода может иметь температуру 10 о С, 20 о С, 30 о С и т. д., здание может иметь 1, 2, 3 и т. д. этажа. По мере развития науки происходит переход от качественного описания явлений к выражению их в точной количественной, математической форме. Одно дело такая характеристика воды, как более холодная или менее холодная, и другое дело - точное измерение ее термометром.
Вплоть до начала XIX в. в физике преобладало качественное описание явлений электричества. В дальнейшем происходит познание количественных характеристик, отношений электрических явлений, выражаемых в форме, например, закона Ома, Джоуля, а еще позднее в 60 - 70 гг. в математической теории электрических явлений - электродинамики Максвелла.
Будучи связано с относительным покоем, качество всегда обладает определенной устойчивостью, количество связано с абсолютным движением, в силу чего оно постоянно меняется - возрастает, уменьшается. Однако изменения количественной стороны имеют определенные рамки или границы. То или иное тело можно увеличивать или уменьшать, но не безгранично, в частности, дойдя при делении до одной молекулы, мы получим новое качество. Об одной молекуле, в частности, нельзя сказать, находится ли она в жидком, твердом или газообразном состоянии. Далее, любой материал может выдерживать разнообразные нагрузки на растяжение, сжатие, сдвиг и т. п., но до определенных границ, перейдя которые материал разрушается.
Эти границы количественных изменений, возможных в рамках данного качества, называются мерой. Каждый предмет обладает определенной мерой, в которой выражается единство качества и количества.
Например, мера воды как жидкости при нормальном давлении выражается в температурных границах от 0 о С до 100 о С по Цельсию.
Если будет нарушен нижний предел (0"), вода превратится в лед, если температура превысит верхнюю границу - жидкость превратится в пар. Далее, натрий, как жидкость, существует в границах от 97 о С до 880 о С, железо - от 1 530 о С до 2 840 о С, вольфрам от 3 370 о С до 4 830 о С. Еще более жестко фиксирована мера в химических и ядерных процессах. Например, Н - атомарный водород, H 2 - новое качество - молекулярный водород, H 2 O - опять новое качество - вода.
В ядерных процессах увеличение заряда ядра на единицу дает новый химический элемент, увеличиться на 0,5 или другую часть единицы заряд ядра не может. Это элементарный заряд, и если он прибывает или убывает на единицу или другое целое число, то происходит возникновение нового элемента.
Границы меры могут быть и менее определенными можно с точностью, скажем, до одного километра установить, где кончается атмосфера и начинается межпланетное пространство, весьма растяжимы и неопределенны границы климатических зон, например, умеренной, субтропической, тропической. То же самое можно сказать о временах года: невозможно указать день, а может быть, неделю или месяц, когда кончилась осень, началась зима и т. п.
ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИИ
Как указывалось ранее, предметы, вещи не являются вечными, неизменными. Они изменяются, и это изменение происходит таким образом, что преобразование качества вещи обусловливается соответствующими количественными изменениями, выходом последних за рамки меры.
Допустим, что мы сообщаем какому-либо телу горизонтальную скорость на высоте двух километров. (Здесь мы пренебрегаем сопротивлением воздуха). Если эта скорость равна 1000, 2000, 7000 м/сек вплоть до 7910 м/сек, то оно упадет обратно на Землю.
Но если скорость достигнет 7911 м/сек, то тело не упадет на Землю, а превратится в ее спутника. Произойдет качественное изменение: земной полет превратится в космический. При дальнейшем увеличении скорости тело будет вращаться по все более вытянутым орбитам-эллипсам. При скорости 11 188 м/сек тело все еще будет вращаться вокруг Земли, но при скорости 11 189 м/сек произойдет новый скачок: тело оторвется от Земли *.
Как указывал Ф. Энгельс, величайший триумф этот закон празднует в области химии. "Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собой озон - тело, весьма определенно отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода" **.
* См.: А. А. Штернфельд. К закону перехода количественных измениний в качественные. "Вопросы философии", 1960, N 7, стр. 111.
** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 387.
Блестящим подтверждением истинности закона перехода количественных изменений в качественные является периодический закон Д. И. Менделеева, согласно которому свойства химических элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины их атомных весов.
Как и другие законы диалектики, закон перехода количественных изменений в качественные является всеобщим законом, т. е. он действует не только в природе, но и в человеческом обществе. Например, объединение отдельных самостоятельных товаропроизводителей означает не просто сумму их; оно приводит к возникновению нового качества - кооперации.
Глубокие качественные изменения, связанные с переходом от одной общественно-экономической формации к другой, обусловливаются предшествовавшими количественными изменениями в развитии производительных сил, постепенным обострением противоречий между производительными силами и производственными отношениями, между противоположными классами.
До сих пор мы говорили о переходе количественных изменений в качественные. Но качественные изменения, в CBOIO очередь, приводят к новым количественным изменениям, т. е. не только количество превращается в качество, но и качество - в количество.
Если увеличение заряда ядра атома приводит к возникновению нового качества, т. е. нового элемента, то, в свою очередь, этот новый элемент обладает другими количественными характеристиками.
Например, увеличение заряда ядра атома натрия на единицу превращает его в магний. Но магний имеет другие количественные характеристики: если натрий одновалентен, то магний двухвалентен, он имеет другую точку плавления и точку кипения, иную плотность, у магния слабее выражены металлические свойства, чем у натрия, он менее химически активен и т. д.
Селекционеры выводят новые сорта растений и породы животных, которые, являясь новым качеством, обладают и иными количественными характеристиками. Скажем, увеличивается яйценосность у кур, скорость роста у свиней, овец, телят, количество зерен в колосе пшеницы и т. д.
В обществе возникновение новой общественно-экономической формации приводит к новым количественным характеристикам.
Например, при социализме более быстрый рост производительных сил, науки, культуры, иная общественная активность трудящихся, т. е. и здесь новое качество приводит к новому количеству.
Одно из основных направлений повышения эффективности производства в промышленности, говорится в докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС, - это "существенное повышение качества производимой продукции и, соответственно, развитие производств, обеспечивающих решение этой задачи. В нынешних условиях, если иметь в виду эффект для всего народного хозяйства, лучше - это почти всегда означает и больше. Один современный станок с программным управлением заменяет десяток станков устаревшей конструкции, один большегрузный автомобиль - несколько обычных грузовиков, один самолетный двигатель с повышенным ресурсом два-три двигателя прежнего типа" *.
*Л. И. Б р е ж и е в. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., 1971, стр. 73.
Если от отдельных примеров перейти к рассмотрению развития явлений на более длительном отрезке времени, то оно предстает перед нами как единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. Количественные изменения - это изменения, происходящие при сохранении данного качества и поэтому непрерывные. Но непрерывность изменений рано или поздно приводит к прерывности, к смене одного качества другим. Новое качество дает начало новым количественным изменениям и т. д.
Таким образом, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает механизм развития.
Развитие живой природы представляет собой лестницу качественных ступеней: мелкие, накопляющиеся количественные изменения в рамках данного вида приводят со временем к образованию нового вида. Затем идет опять количественное развитие этого вида, которое приводит снова к качественным превращениям в другой вид и т. д.
СКАЧОК КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА ПЕРЕХОДА ОДНОГО КАЧЕСТВА ДРУГОЕ
Переход количественных изменений в качественные совершается путем скачка. Постепенные количественные изменения данной вещи приводят к скачку, к новому качеству. Скачок есть процесс перехода количественных изменений в качественные, т. е. процесс перехода от старого качества к новому. В понятии скачка подчеркивается перерыв постепенности.
Качественное многообразие существующих в объективной действительности вещей, явлений обусловливает многообразие скачков. Однако все скачки можно свести к двум видам: скачки, осуществляющиеся в виде взрыва, и скачки, осуществляющиеся в виде постепенного преобразования одного качества в другое. Вид скачка зависит как от характера меры, т. е. большей или меньшей ее определенности, так и от внешних условий. В том случае, если качество предмета жестко связано с определенным количеством, как это имеет место, например, в химических и многих физических процессах, то изменение качества происходит не путем постепенного накопления количественных изменений, а путем разового уничтожения старого качества и возникновения нового. При этом количественные и качественные изменения могут происходить одновременно.
Например, при радиоактивном распаде уменьшение заряда ядра на две единицы одновременно является и количественным и качественным изменением, превращением одного элемента в другой.
В химических превращениях изменение количества атомов в молекуле одновременно и сразу означает также и качественное изменение вещества.
В тех случаях, когда мера предмета допускает различные количественные характеристики, то качественное изменение наступает после предварительного накопления количественных изменений.
При этом сам скачок может происходить также путем разового уничтожения старого и возникновения нового. К этому типу скачков относится переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, упомянутый нами выше пример превращения земного полета в космический и т. п.
Скачки, в ходе которых новое качество появляется в результате разового и кратковременного уничтожения старого качества и возникновения нового, можно назвать скачками-взрывами.
В тех случаях, когда мера предмета менее определенна, процесс выхода за ее пределы, т. е. процесс скачка становится менее фиксированным во времени и пространстве.
Так, например, для того чтобы то или иное химическое тело превратилось в звезду, необходима минимальная масса, при которой внутри этого тела создаются такое давление и температура, когда становятся возможными термоядерные реакции превращения водорода в гелий. Тело, имеющее массу выше минимальной звезда, ниже - холодное тело (планета). Скачок здесь менее определен в смысле количества массы, давления.
Другой пример. Процесс превращения зимы в весну протекает постепенно. Это связано опять-таки с объективными менее определенными границами зимы и весны. Такие же по типу скачки имеют место при переходе от атмосферы к космическому пространству, от дня к ночи, от одного вида животных и растений к другому и т. д.
Во всех этих скачках переход от одного качества к другому происходит медленно. Этот тип скачка можно назвать постепенным скачком.
Таким образом, скачок в виде взрыва происходит в более короткое время по сравнению со скачком в виде постепенных изменений. Разумеется, кратковременность скачка в виде взрыва относительна. Во многих физических и химических процессах взрыв может длиться секунды или доли секунды, тогда как, скажем, в общественных явлениях скачок в виде взрыва может занимать месяцы и годы. Такими скачками-взрывами были Великая французская революция 1789 - 1793 rr., Великая Октябрьская революция 1917 г.
Скачок в виде постепенного качественного изменения отличается от постепенности количественных изменений. Скачок всегда длится меньше времени по сравнению с предшествовавшими ему количественными изменениями. Скачок есть переход от старого качества к новому, тогда как количественные изменения всегда происходят в рамках старого качества. Количественные изменения есть непрерывные изменения, а скачок представляет собой всегда перерыв постепенности, непрерывности.
Несколько слов о начале периода скачка и его окончании. Скачок начинается тогда, когда количественные изменения выходят за пределы меры. Этот выход легко устанавливается, когда сама мера точно определенна. Например, атомарный водород Н, соединение двух атомов водорода означает выход за пределы меры и образование молекулярного водорода H 2 . Далее, увеличение скорости даже на 1 м/сек, как мы уже видели, превращает земной полет в космический. Если же мера в той или иной степени неопределенна, то неопределен и момент начала скачка. Это имеет место, например, при переходе зимы в весну. Но и здесь начало скачка - это начало превращения старого качества в новое, а его конец - завершение этого процесса. Таким образом, период скачка - это время, когда тело начало утрачивать одно качество, но не приобрело еще нового качества.
Различие между количественными и качественными изменениями, разумеется, не абсолютно. То, что в одном отношении является количественным изменением, т. е. не затрагивающим качество вещи, в другом отношении может быть качественным изменением. Для определения того, с качественным или количественным изменением мы имеем дело, следует всегда иметь в виду, о каком качестве идет речь.
Так, например, если мы будем рассматривать развитие природы, то переход от одной формы движения к другой является качественным изменением; изменения же внутри отдельных форм являются количественными. Вместе с тем в каждой из форм движения материи существуют качественно различные явления, и потому переход, скажем, от одноклеточных организмов к многоклеточным будет скачком, качественным изменением. По отношению к одноклеточному организму все различия в рамках многоклеточных организмов будут количественными. Если же мы возьмем качество в еще более узком плане, то среди многоклеточных организмов мы найдем ряд качественно различных типов. Так, хордовые качественно отличаются от низших типов животных, и в этом отношении все различия внутри хордовых, например, между бесчерепными и позвоночными будут количественными и т. д.
Поэтому когда ставят, например, вопрос, имеется ли качественное изменение при переходе от домонополистического капитализма к империализму, то на этот вопрос ответить однозначно нельзя.
Дело в том, что неясно, о каком качестве идет речь. Если имеется в виду капиталистическая общественно-экономическая формация, то здесь нет качественного изменения. Формация остается одной и той же. Если же речь идет о домонополистическом капитализме как качестве, то переход к империализму означает качественное изменение. Вместе с тем имеются качественные различия внутри каждой из фаз развития капитализма и соответствующие скачки.
Итак, то, что в одном отношении является количественным, в другом отношении - качественным изменением, т. е. скачком.
Имея в виду эту относительность, Ф. Энгельс писал, что "в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков" *.
* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 586.
КРИТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКИХ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО
Проблема качества и количества и их взаимосвязи была поставлена уже в древней философии. Интересны в этом отношении рассуждения, приписываемые Эвбулиду. Он спрашивал, например, своих учеников: составляет ли одно зерно кучу? Ему отвечали: конечно, нет. Ну, а два зерна? - Нет. А три, четыре, пять и т. д. зерен? На каком-то этапе количественного увеличения приходилось все же признать, что в конце концов мы имеем кучу зерен.
Или: становится ли человек лысым, если он потерял один волос? - Нет. А два, три, четыре и т. д. Когда же он становится лысым? И есть ли качественное различие между зерном и кучей зерен, лысым и нелысым? Древние философы не смогли правильно разобраться в этом вопросе и пришли к выводу, что качественные различия между предметами являются лишь кажущимися. Как в данных случаях, так и в других имеются лишь количественные различия: куча это и зерен, зерно - это куча из одного зерна. Лысый и нелысый также различаются лишь количеством волос. "Все течет, все изменяется" - говорил древнегреческий философ Гераклит. Это правильно, но в потоке, в изменениях вещей нельзя упускать момент относительного покоя, качественной определенности вещей. Иначе диалектика может превратиться в софистику.
Так, в частности, случилось с древнегреческим философом Кратилом, который, абсолютизировав изменчивость вещей, пришел к метафизической точке зрения - отрицанию качественных различий вещей. Если Гераклит говорил, что нельзя два раза войти в одну и ту же реку, то Кратил утверждал, что и одного раза нельзя войти в одну и ту же реку. Все настолько текуче, что ни о чем нельзя сказать что-либо определенное, так как пока мы говорим, предмет уже стал другим. Поэтому, как говорит предание, он предпочитал не называть предмет, а указывать на него пальцем.
Древнегреческий материалист Демокрит сводил все качественные различия вещей к различным комбинациям атомов, не понимая, что количество может переходить в качество, что предметы природы, несмотря на то, что состоят из одинаковых частиц, качественно отличаются один от другого. Взгляды Демокрита были дальше развиты в механистических и метафизических системах философов нового времени.
Закон перехода количественных изменений в качественные был впервые сформулирован Гегелем. Гегель дал критику метафизических представлений и развил диалектические идеи о связи, взаимном превращении количества в качество.
Однако учение Гегеля было идеалистическим. В диалектике понятий, отмечал В. И. Ленин, Гегель лишь угадал диалектику вещей, не больше. С точки зрения Гегеля количество и качество как моменты саморазвития идеи существовали до материального мира и независимо от него. Количественные и качественные изменения в природе и обществе являются лишь несовершенным выражением диалектики категорий количества и качества.
Такое понимание этих категорий приводило к тому, что на место действительных связей природы выступала связь, измышленная философом, создавалась так называемая натурфилософия, в которой отношение между природой и мыслью было перевернуто, где мысль диктовала связи и законы природе.
С возникновением марксистской философии, где было впервые дано научное материалистическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные, стали предприниматься попытки исказить и извратить взгляды марксизма по данному вопросу.
Так, например, метафизик Дюринг называет путаными и туманными представления Маркса о том, что количество переходит в качество, и при этом подсовывает Марксу следующую мысль: "так как, согласно закону Гегеля, количество переходит в качество, то "поэтому аванс; достигший определенной границы, становится капиталом", - следовательно, прямо противоположное тому, что говорит Маркс" *.
* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 127 - 129.
С точки зрения марксистской диалектики, закон перехода количественных изменений в качественные - закон самой действительности; люди лишь открывают, познают его. Причем сам закон не определяет, какое количество превратится в то или иное качество. Это конкретное знание вытекает не из данного закона, а из изучения конкретных обстоятельств.
Превращение денег в капитал происходит не в силу закона перехода количественных изменений в качественные, а в силу конкретных экономических обстоятельств капиталистического общества. Например, при социализме никакое количественное увеличение денег не превратится в капитал, хотя, разумеется, и здесь в полной мере действует закон перехода количественных изменений в качественные.
Что касается современных буржуазных философов, то их отношение к диалектике вообще и к закону перехода количественных изменений в качественные крайне отрицательное и даже враждебное. При этом используется далеко не оригинальный прием: извращение содержания закона и соответствующих категорий, а затем дается их "критика".
В этом отношении типичны рассуждения американского философа Леффа: "Термин качество есть результат условности или личного суждения". И в подтверждение этому он приводит такие примеры: "Не имеется никакого средства проверить, что высота в 6 футов есть длинное, однако, 5 футов 8 дюймов - короткое, или что обладать меньшим, чем какое-либо количество волос,- означает быть лысым" *.
Здесь Лефф приписывает диалектическому материализму утверждение, что закон перехода количественных изменений в качественные определяет такой переход на данном числе дюймов, волос и т. д. На самом же деле, как мы видели, конкретные формы перехода количественных изменений в качественные в каждом отдельном случае определяются не законом, а конкретными условиями. В частности, в случае постепенного скачка не имеет смысла искать точно определенный момент, в котором совершается скачок, так как он растянут во времени, пространстве и т. д.
"Конечно, - признает далее Лефф, - изменение включает переход границы. Например, чтобы стать высоким, толстым и т. д., должен быть достигнут пункт, когда мы может так сказать... Но это не говорит о том, что весь процесс является процессом внезапной революционной трансформации" **.
Читая эти "опровержения", видно, как мало автор заботится об элементарной последовательности и логике. Действительно, "диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас" ***. Можно признать, противореча себе, и качественное изменение, и переход границы, но ни в коем случае не внезапные революционные трансформации. Причем, "внезапные революционные трансформации" - это очередное извращение Леффа, ибо, с точки зрения диалектического материализма, революционные изменения всегда подготавливаются предшествовавшими эволюционными изменениями и не являются внезапными.
* G. L e f f. Tyranny of concepts. А Critique of marxism, Alabama, 1969, р. 69
** Там же, р. 71.
*** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 22.
Таким образом, закон перехода количественных изменений в качественные является всеобщим законом, действующим в природе, обществе и познании. Он раскрывает существенные стороны "механизма" развития как единства количественных и качественных изменений, непрерывности и прерывности.
Закон существует в объективной действительности, а правильное его отражение в сознании является одним из принципов диалектического метода, который ориентирует на понимание развивающейся действительности во всей ее сложности, и служит верным орудием в борьбе с метафизическими теориями реформизма, ревизионизма, анархизма.
Переход количества в качество
Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества .
Для описания, любое явление можно "расщепить" на качественную и количественную определенности .
Качество выделяет вещь от других, а количество связывает .
Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета.
При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка .
- непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
- скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
Выделяют следующие виды скачков :
- по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
- по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
- по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).
В термодинамике неравновесных процессов (И.Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.
В теории катастроф (Р.Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.
Два описанных направления вместе с другими (Г.Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой . Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику.
Примеры
- Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
- Таблица Менделеева : добавление 1 электрона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств
Примеры меры и скачка
Примечания
См. также
- Гераклит Эфесский : «Из Единого все происходит и из всего - Единое»
Ссылки
- Еще немного о законе перехода количества в качество, В.В. Митрофанов
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Переход количества в качество" в других словарях:
Один из осн. законов материалистич. диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития.… … Философская энциклопедия
Переход процесс перемещения из одного положения либо состояния к другому; а также место, пригодное или предназначенное для такого перемещения: Содержание 1 В строительстве 2 Перемещение 3 В физике … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Качество. Качество философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему… … Википедия
КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - традиционные философские категории из числа десяти предикаментов, список которых восходит к Категориям и Топике Аристотеля. Качество, или какое, по Аристотелю, может рассматриваться в четырех разных смыслах: 1) устойчивые или преходящие… … Современный философский словарь - КАЧЕСТВО, а, ср. 1. Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость (спец.). Категории качества и количества. Переход в новое к. 2. То или иное свойство, признак … Толковый словарь Ожегова
Один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм …
Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое… … Большая советская энциклопедия
Качество - это особая определенность каждого предмета, явления, по которой мы их и различаем. Г. Гегель считал, что качество есть тождественная с бытием определенность, и нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть. Качество, таким образом, есть внутренняя определенность объекта, представляющая собой совокупность признаков, определяющих его специфику и черты сходства с другими объектами. Изменение качества является изменением вещи: теряя качество, вещь перестает быть тем, чем она являлась и переходит в другую форму существования. Качество является объективной характеристикой вещи; не существует качества, оторванного от вещи. Качество является многоуровневой характеристикой, вещи многокачественны. Это обстоятельство объясняется тем, что качества предметов определяются их природой и той системой отношений, в которых данные предметы существуют. Качество выражает устойчивость и прерывность в состоянии вещей и процессов. Качество прерывно, так как включает в себя элемент изменчивости, содержит в себе возможность перехода к новому состоянию.
Качество объекта неразрывно связано с количественной его характеристикой.
Количество - это внешняя определенность предметов и процессов без различия их качественной внутренней определенности. Количество непрерывно в том плане, что оно постоянно изменяется, с переходом меры меняется характер количественных изменений. Количественное различие предметов при их качественной однородности является основанием для применения количественных методов в диагностике. Это инструментальные, лабораторные показатели, ЭКГ, СОЭ, частота пульса, температура тела, границы органов.
Количество и качество находятся в диалектическом единстве. Нет количества, которое не выражало бы качества, и не существует качества без количества. Это противоречивое единство, взаимообусловленность выражается в категории «мера». Мера - это единство качественной и количественной определенности объекта, это диапазон количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество.
Качество и количество как диалектические противоположности взаимно исключают друг друга, взаимообусловливают друг друга и переходят друг в друга. Они обнаруживают свое тождество и противоположность в этом переходе и порождают новую устойчивую форму своего единства. Такие метаморфозы происходят при количественных изменениях. Невозможно измерить качество какого-нибудь предмета или явления без прибавления или отнятия какого-либо субстрата, то есть без количественного изменения. Количественные изменения, происходящие с предметом, явлением, не вызывают до определенного момента каких-либо серьезных изменений качества. Но это до определенного момента. Продолжающееся накопление количественных изменений приводит к выходу их за пределы меры. Этот переход и есть переход количественных изменений в качественные, и одновременно это есть переход к новой мере.
Превращение одного качества в другое, смена одной меры на другую происходит скачкообразно. Скачок, следовательно, представляет собой форму, момент, способ перехода от одного качества к другому, это перерыв предыдущей количественной постепенности. Подчеркивая, что скачок - это перерыв постепенности в изменениях, нельзя не учитывать, что непрерывность и прерывность - две стороны процесса развития, а потому непрерывное дискретно, а дискретное непрерывно.
Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.
В отличие от метафизически толкуемого «отрицания», подчеркивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений, диалектическое «отрицание» предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Как видно из приведенных выше тезисов отрицание не уничтожает полностью старое, а переводит на новую ступень.
В общем итоге - диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет для себя всё то лучшее, что в нём имелось, перерабатывает его, поднимает на новую, более высокую ступень. То есть двойное отрицание действительности требует всякий раз неких прогрессивных новаций, что и определяет прогрессивный характер всего развития действительности
Отрицание отрицания - это процесс возникновения нового состояния Разума, которое характеризуется обострением внутренних противоречий (первое отрицание), разрешением этих противоречий (второе отрицание) и возникновением нового содержания Разума.
Таким образом, с помощью вот этих двух отрицаний, мышление шаг за шагом постепенно восходит от простых понятий к сложным, а Разум постепенно повышает сложность своего состояния и совершает поступательное движение вперед - такова суть диалектического закона отрицания отрицания Гегеля.
Поскольку развитие мировой действительности, по Гегелю, есть развитие Абсолютной Идеи, то, таким образом, развитие мировой действительности - это результат внутреннего, собственного саморазвития, самодвижения Абсолютного Разума, которое происходит циклически, то есть однотипными этапами и фазами.
Основными этапами развития мировой действительности по Гегелю являются три главные его стадии:
1. Тезис. На этой стадии происходит полагание, формирование некоей сложившейся действительности и её утверждение в качестве исходной данности.
2. Антитезис. На этой стадии происходит противополагание исходной данности самой себе, то есть её отрицание себя самой собой же в виде произрастания внутри неё некоего противоречия, отрицающего её нынешнее состояние и требующего движения к новому состоянию, то есть к своему разрешению.
3. Синтез. Этап синтеза - это снятие, разрешение внутреннего противоречия исходной данности, то есть отрицание её первого отрицания за счет формирования из этой данности нового состояния.
Таким образом, новое состояние данности вырастает из старого её состояния, преодолевая дисгармонию какого-то имеющегося внутреннего противоречия, и поэтому всякое новое состояние всегда более гармоничнее того состояния, которое оно отрицало.
Поэтому, развитие, по Гегелю, осуществляется по спирали - в постоянном возврате после двойного своего отрицания к исходному положению, находящемуся уже на несколько более высоком уровне своего развития.
Прогрессивный путь развития, то есть его направленность от низшего к высшему, обеспечивается тем, что каждая стадия развития богаче, сложнее и гармоничнее по содержанию. Это происходит в силу того, что само отрицание у Гегеля носит диалектический, а не метафизический характер. В чем состоит существо отличия метафизического отрицания от диалектического, гегелевского ? Оно состоит в том, что:
Отрицание в метафизике есть акт отбрасывания и окончательного устранения старого. Отрицание в метафизике есть акт появления нового, утверждающего себя вместо старого просто фактом простой замены его собою;
В диалектике же отрицание понимается как переход старого в новое состояние с сохранением всего лучшего, что в нём было.
Таким образом, при двойном отрицании происходит постоянное перенесение лучшего, имеющегося в старом, в новое. Так образуется постоянно расширяющаяся спираль развития действительности, которая непрестанно обнаруживает в себе противоречие, отрицает этим себя, а затем отрицает и это отрицание, разрешая обнаруженное противоречие, и приобретает на каждой из этих стадий всё более усложнённое и прогрессивное содержание.
То есть двойное отрицание действительности требует всякий раз неких прогрессивных новаций, что и определяет прогрессивный характер всего развития действительности.
Подытоживая основной смысл закона отрицания отрицания можно сказать что:
В результате первого отрицания сначала обнаруживается, а затем вторым отрицанием разрешается то или иное противоречие;
В результате этого уничтожается старое и утверждается новое;
С возникновением нового развитие не прекращается, поскольку всякое новое не остается вечно застывшим новым, а в нем образуется новое противоречие, то есть наступает опять отрицание и т.д.;
Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым, низшего высшим;
Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер;
Развитие идет по спирали с повторением в новых своих высших стадиях отдельных сторон и черт своих низших стадий.
Отрицание присуще и развитию познания, науки, так как каждая новая научная теория отрицает старую. При этом сохраняется связь старого с новым, и происходит сохранение в новом лучшего из старого. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его экономическую базу, достижения науки, техники, культуры. В познании, в науке новое знание опирается также на лучшее из достигнутого на прежних этапах познания и научного исследования.
Таким образом , в материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления, определенный внутренними свойствами материи.