Интересные короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
Мама-то позволила, а брата я не спросила.
Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
Я осторожненько, - говорит Лена.
Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
Ну, что ж ты? Бери!
Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
Карандаша зелёного нет.
А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
Надо так давать, чтобы можно было взять.
ОСЕЕВА. ПЛОХО
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
Как вам не стыдно!
А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
ОСЕЕВА. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ
Один раз мама сказала папе:
И папа сразу заговорил шепотом.
Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!
ОСЕЕВА. БАБУШКА И ВНУЧКА
Мама принесла Тане новую книгу.
Мама сказала:
Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.
Садись, бабушка! - сказала Таня. - Я прочитаю тебе один рассказик.
Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:
Вот какие умницы вы у меня!
ОСЕЕВА. ТРИ СЫНА
Было у матери три сына - три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей - трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!
ОСЕЕВА. ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ
Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.
Ну, какие ваши достижения? - спрашивал он.
Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.
Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:
Ну, какие ваши достижения?
Таня мыла посуду и разбила чашку, - сказала бабушка.
Гм... - сказал отец.
Папа! - взмолилась Таня. - Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!
Хорошо! - засмеялся папа. - Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!
ОСЕЕВА. СТОРОЖ
В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.
Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили - игрушек хватало на всех.
Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята воспитательнице.
А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.
Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек!
Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.
ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...
ОСЕЕВА. ОБИДЧИКИ
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:
Вы-хо-ди!..
ОСЕЕВА. НОВАЯ ИГРУШКА
Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.
Ну, что кому привезти? - спросил он.
Ребята заулыбались, придвинулись ближе.
Мне куклу!
А мне автомобильчик!
А мне подъемный кран!
А мне... А мне... - Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.
Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить... Дома у него весь угол завален игрушками... Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны... Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити... Ему даже нечего пожелать... А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет...
Что же ты молчишь, Витюк? - спросил дядя.
Витя горько всхлипнул.
У меня... все есть... - пояснил он сквозь слезы.
ОСЕЕВА. ЛЕКАРСТВО
У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:
Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.
Посмотрел на это доктор и сказал:
Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!
ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
Кто наказал его? - спросила соседка.
Он сам наказал себя, - ответила мама.
ОСЕЕВА. КТО ХОЗЯИН?
Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!
Нет, моя, - сердился Ваня, - я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!
Мальчик Яша всегда любил везде лазать и во всё залезать. Как только приносили какой-нибудь чемодан или ящик, Яша сразу же в нём оказывался.
И во всякие мешки он залезал. И в шкафы. И под столы.
Мама часто говорила:
– Я боюсь, приду с ним на почту, он в какую-нибудь пустую посылку залезет, и его отправят в Кзыл-орду.
Очень ему за это попадало.
А потом Яша новую моду взял – стал отовсюду падать. Когда в доме раздавалось:
– Э-э! – все понимали, что Яша откуда-то упал. И чем громче было «э-э», тем больше была высота, с которой Яша летел. Например, мама слышит:
– Э-э! – значит, ничего страшного. Это Яша просто с табуретки свалился.
Если слышится:
– Э-э-э-э! – значит, дело очень серьёзное. Это уже Яша со стола шлёпнулся. Надо идти шишки у него осматривать. И в гостях Яша везде залезал, и даже в магазине на прилавки старался залезть.
Однажды папа сказал:
– Яша, если ты ещё куда-нибудь залезешь, я не знаю, что с тобой сделаю. Я тебя верёвками к пылесосу привяжу. И будешь ты повсюду с пылесосом ходить. И в магазин с мамой с пылесосом пойдёшь, и во дворе в песочек будешь играть к пылесосу привязанный.
Яша так испугался, что после этих слов целых полдня никуда не залезал.
А потом всё-таки залез к папе на стол и вместе с телефоном грохнулся. Папа взял и в самом деле его к пылесосу привязал.
Ходит Яша по дому, и пылесос за ним как собачка. И в магазин с мамой он с пылесосом идёт, и во дворе играет. Очень неудобно. Ни тебе на забор залезть, ни на велосипеде покататься.
Зато Яша научился пылесос включать. Теперь вместо «э-э» постоянно стало раздаваться «у-у».
Только мама сядет носочки для Яши вязать, как вдруг по всему дому – «у-у-у-у». Мама так и подпрыгивает.
Решили по-хорошему договориться. Яшу от пылесоса отвязали. А он обещал больше никуда не лазить. Папа сказал:
– В этот раз, Яша, я строже буду. Я тебя к табуретке привяжу. А табуретку гвоздями к полу приколочу. И будешь ты при табуретке жить, как собачка при будке.
Яша очень боялся такого наказания.
Но тут как раз очень замечательный случай подвернулся – купили новый шкаф.
Сначала Яша в шкаф залез. Он долго сидел в шкафу, лбом о стенки стукался. Это – интересное дело. Потом соскучился и вылез.
Он решил залезть на шкаф.
Яша подвинул к шкафу обеденный стол и влез на него. Но до крыши шкафа не достал.
Тогда он поставил на стол лёгкий стул. Залез на стол, потом на стул, потом на спинку стула и стал на шкаф перебираться. Наполовину уже перебрался.
И тут стул у него из-под ноги выскользнул и на пол упал. А Яша так и остался наполовину на шкафу, наполовину в воздухе.
Кое-как он на шкаф перелез и затих. Попробуй-ка скажи маме:
– Ой, мама, я на шкафу сижу!
Мама мигом его на табуретку переведёт. И будет он как собачка всю жизнь около табуретки жить.
Вот он сидит и молчит. Пять минут, десять минут, ещё пять минут. В общем, целый месяц почти. И Яша потихоньку начал плакать.
А мама слышит: что-то Яши не слышно.
А если Яши не слышно, значит, Яша что-то не то делает. Или спички жуёт, или в аквариум влез по колено, или Чебурашку на папиных бумагах рисует.
Мама стала в разные места поглядывать. И в чулан, и в детскую, и в папин кабинет. И везде порядок: папа работает, часы тикают. А если везде порядок, значит, с Яшей наверняка что-то трудное случилось. Что-то экстраординарное.
Мама кричит:
– Яша, где ты?
А Яша молчит.
– Яша, где ты?
А Яша молчит.
Тогда мама думать начала. Видит – стул на полу лежит. Видит – стол не на месте стоит. Видит – Яша на шкафу сидит.
Мама спрашивает:
– Ну что, Яша, ты теперь на шкафу всю жизнь будешь сидеть или вниз будем слезать?
Яша не хочет вниз. Он боится, что его к табуретке привяжут.
Он говорит:
– Не буду слезать.
Мама говорит:
– Ладно, давай живи на шкафу. Сейчас я тебе обед принесу.
Она принесла Яше суп в тарелке, ложку и хлеб, и маленький столик, и табуретку.
Яша на шкафу обедал.
Потом ему мама на шкаф горшок принесла. Яша на горшке сидел.
А чтобы ему попку вытереть, маме пришлось самой на стол вставать.
В это время к Яше два мальчика пришли в гости.
Мама спрашивает:
– Ну что, тебе Колю и Витю на шкаф подавать?
Яша говорит:
– Подавать.
И тут папа из своего кабинета не вытерпел:
– Сейчас я сам к нему в гости на шкаф приду. Да не один, а с ремешком. Снимайте его со шкафа немедленно.
Яшу со шкафа достали, и он говорит:
– Мама, я потому не слезал, что я табуретки боюсь. Меня папа обещал к табуретке привязать.
– Эх, Яша, – говорит мама, – ты ещё маленький. Шуток не понимаешь. Иди играй с ребятами.
А Яша шутки понимал.
Но он также понимал, что папа шутить не любит.
Он запросто может Яшу к табуретке привязать. И больше Яша никуда не залезал.
Как мальчик Яша плохо ел
Всем Яша был хорош, только плохо ел. Всё время с концертами. То мама ему поёт, то папа фокусы показывает. А он своё ладит:
– Не хочу.
Мама говорит:
– Яша, ешь кашу.
– Не хочу.
Папа говорит:
– Яша, пей сок!
– Не хочу.
Маме и папе надоело его каждый раз уговаривать. А тут ещё мама прочитала в одной учёной педагогической книге, что детей не надо уговаривать есть. Надо поставить перед ними тарелку каши и ждать, когда они сами проголодаются и всё съедят.
Ставили, ставили перед Яшей тарелки, а он не ест и не ест ничего. Ни котлеты не ест, ни суп, ни кашу. Стал худенький и дохленький, как соломинка.
– Яша, ешь кашу!
– Не хочу.
– Яша, ешь супик!
– Не хочу.
Раньше на нём штанишки с трудом застёгивались, а теперь он в них совсем свободно болтался. Можно было в эти штанишки ещё одного Яшу запустить.
И вот однажды подул сильный ветер.
А Яша на участке играл. Был он очень лёгонький, и ветер его по участку покатил. Докатил до забора из проволочной сетки. И там Яша застрял.
Так и сидел он, прижатый к забору ветром, целый час.
Мама зовёт:
– Яша, где ты? Иди домой с супом мучаться.
А он не идёт. Его и не слышно даже. Он не только сам стал дохленький, но и голосок у него стал дохленький. Ничего не слышно, что он там пищит.
А он пищит:
– Мама, забери меня от забора!
Мама стала беспокоиться – куда это Яша делся? Где его искать? Не видно Яшу и не слышно.
Папа так сказал:
– Я думаю, нашего Яшу куда-нибудь ветром откатило. Давай, мама, мы кастрюлю с супом вынесем на крыльцо. Ветер подует и запах супа к Яше принесёт. На этот вкусный запах он и приползёт.
УЧИМ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ.КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ.
Прочитайте ребенку один из рассказов. Задайте несколько вопросов по тексту. Если ребенок умеет читать, предложите ему прочитать короткий рассказ самостоятельно, а затем и пересказать его.
Муравей.
Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь
товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.
1. Ответить на вопросы:
Что нашел муравей? Чего не мог сделать муравей один? Кого позвал на помощь муравей?
Что сделали муравьи? Всегда ли вы помогаете друг другу?
2. Пересказать рассказ.
Воробей и ласточки.
Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь
своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.
1. Ответить на вопросы:
Что сделала ласточка? Что сделал воробей? Кого позвала на помощь ласточка?
Что сделали ласточки?
2. Пересказать рассказ.
Храбрецы.
Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики
бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и
подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо
побрела за ним.
1. Ответить на вопросы:
Куда шли ребята? Что случилось по дороге? Как повели себя мальчики? Как повел себя
Боря? Почему собака пошла за Борей? Правильно ли назван рассказ?
2. Пересказать рассказ.
Лето в лесу.
Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики.
На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, шиповник, черника.
Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени, и появятся вкусные лесные
ягоды. Скоро придут сюда дети с корзинками собирать ягоды.
1. Ответить на вопросы:
Какое время года наступило? Какая трава на полянах? Кто стрекочет в траве? Какая
ягода краснеет на бугорках? Какие ягоды еще только цветут? Что делают птенцы?
Что скоро будут собирать дети в лесу?
2. Пересказать рассказ.
Цыпленок.
Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок
она положила на печку в корзинку.Прошло три недели. Вдруг послышался писк
из корзинки.Пищал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок.
1. Ответить на вопросы:
Как девочка сделала клубок? Что произошло с клубком через три недели?
2. Пересказать рассказ.
Лиса и рак. (Русская народная сказка)
Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак
уцепился за лисий хвост. Лиса добежала до места. Обернулась лиса, а рак отцепился
и говорит: "A я давно тут тебя жду".
1. Ответить на вопросы:
Что предложила лиса раку? Как перехитрил рак лису?
2. Пересказать рассказ.
Сиротка
Собаку Жучку заели волки. Остался маленький слепой Щенок. Прозвали его Сироткой.
Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку,
повертел хвостом, и лизнула щенка в нос.
Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила
зубами Сиротку и вернулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила
щенка наверх и прикрыла его собой.
1. Ответить на вопросы:
Почему щенка прозвали Сироткой? Кто воспитывал щенка?Как защищала кошка Сиротку?
Кого называют сироткой?
2. Пересказать рассказ.
Гадюка.
Раз Вова пошел в лес. С ним побежал Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршание.
Это была гадюка. Гадюка - ядовитая змея. Пушок кинулся на гадюку и разорвал ее.
1. Ответить на вопросы:
Что случилось с Вовой? Чем опасна гадюка? Кто спас Вову? О ком мы узнали в начале
рассказа? Что произошло потом? Чем закончился рассказ?
2. Пересказать рассказ.
Н.Носов. Горка.
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька
не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки
и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька
взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься?
Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал
коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё
и ступеньки сделал.
1. Ответить на вопросы:
Что делали ребята? Где был в это время Котька? Что случилось, когда ребята ушли?
Почему Котька не смог подняться на горку? Что тогда он сделал?
Что же случилось, когда прибежали ребята? Как поправили горку?
2. Пересказать рассказ.
Карасик.
Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка,
красивая. Серебристый карасик – вот как она называлась. А ещё у Виталика был котёнок
Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зелёные. Мурзик очень
любил смотреть на рыбку.
Однажды к Виталику пришёл его друг Серёжа. Мальчик сменял свою рыбку на милицейский
свисток. Вечером мама спросила Виталика: «Где твоя рыбка?» Мальчик испугался и сказал,
что её съел Мурзик. Мама велела сыну найти котёнка. Она хотела его наказать. Виталику
стало жаль Мурзика. Он его спрятал. Но Мурзик вылез и пришёл домой. «А, разбойник!
Вот я тебя проучу как следует!» - сказала мама.
- Мамочка, миленькая. Не бей Мурзика. Это не он съел карася. Это я»
- Ты съел? – удивилась мама.
- Нет, не я съел. Я на свисток милицейский его променял. Я больше не буду.
1. Ответить на вопросы:
О чём говорится в рассказе? Почему мальчик солгал маме, когда она спросила,
где рыбка? Почему Виталик потом сознался в обмане? Какая главная мысль текста?
2. Пересказать рассказ.
Смелая ласточка.
Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и
беспомощно махал слабенькими крылышками.
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал
неподвижно и жалобно пищал.
Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и
не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку
с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими
крылышками. Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез
на дерево и был уже у самой коробочки.
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.
Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего
размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным
щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.
1. Ответить на вопросы:
Какое несчастье случилось с птенчиком? Когда случилось несчастье? Почему оно случилось?
Кто спас птенчика? Что задумал рыжий кот? Как ласточка-мама защитила своего птенчика?
Как она заботилась о своём птенчике? Чем закончилась эта история?
2. Пересказать рассказ.
Волк и белка. (по Л.Н. Толстому)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка. Волк хотел ее съесть.
-Пусти меня,- просит белка.
-Отпущу, если скажешь, почему белки такие веселые. А мне всегда скучно.
-Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжет. А мы веселые оттого, что добрые
и никому зла не делаем.
1. Ответить на вопросы:
Как волк поймал белку? Что волк хотел сделать с белкой? О чем она попросила волка?
Что ей ответил волк? Что спросил волк у белки?Как ответила белка: почему волку всегда
скучно? Почему белки такие веселые?
Словарная работа.
-Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет». А чем можно обжечься? (Огнем,
кипятком, паром, горячим чаем...) Кто из вас обжигался? Это больно? А когда больно,
хочется веселиться или плакать?
-Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто
его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит,
злость его жжет.
2. Пересказать рассказ.
Петушок с семьей. (по К.Д. Ушинскому)
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Хвост
у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Петя зернышко нашел. Зовет он курочку
с цыплятами. Они зернышко не поделили - подрались. Петя-петушок их помирил:
сам зернышко съел, крыльями замахал, во все горло закричал: ку-ка-ре-ку!
1. Ответить на вопросы:
О ком говорится в рассказе? Где ходит петушок? Где у Пети гребешок, бородка, шпоры?
На что похож хвост петуха? Почему? Что нашел петушок? Кого он позвал?
Почему цыплята подрались? Как их помирил петушок?
2. Пересказать рассказ.
Купание медвежат. (по В. Бианки)
Из леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила
одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок
испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду.
Медвежата остались довольны.
1. Ответить на вопросы:
Кто вышел из леса? Как медведица схватила медвежонка? Медведица окунала медвежонка
или просто держала? Что сделал второй медвежонок? Чего надавала мама медвежонку?
Остались ли медвежата довольны купанием?
2. Пересказать рассказ.
Уточки. (по К.Д. Ушинскому)
Сидит Вася на бережку. Смотрит он, как уточки в пруду плавают: широкие носики в воду
прячут.Не знает Вася как уточек домой загнать.
Стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки! Носики широкие, лапочки перепончатые!
Хватит вам червячков таскать, травку щипать - пора вам домой идти.
Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут.
1. Ответить на вопросы:
Кто на берегу сидел и на уточек смотрел? Что Вася делал на бережку? Что уточки в пруду
делали? Куда уточни носики прятали? Какие у них носики? Зачем уточки свои широкие
носики в воду прятали? Что Вася не знал? Как Вася уточек звал? Что сделали уточки?
2. Пересказать рассказ.
Корова. (по Е.Чарушину)
Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует-пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока
толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает, мух да слепней отгоняет.
-А что тебе, Пеструха, вкуснее жевать - простую зеленую травку или разные цветочки?
Может-быть, ромашку, может, синий василек или незабудку, а может, колокольчик?
Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее, молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя
доить - надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.
1. Ответить на вопросы:
Как зовут корову? Где стоит корова Пеструха? Что она делает на зеленом лугу?
А рога у Пеструхи, какие? Бока, какие? А что еще есть у Пеструхи? (Вымя с молочком.)
А зачем она хвостом помахивает? Как вы думаете, ребята, что корове вкусней жевать:
травку или цветочки? Какие цветочки любит кушать корова? Если корова любит цветочки
есть, какое у нее молочко будет? Кто корову придет доить? Придет доярка и надоит... .
2. Пересказать рассказ.
Мышки. (по К.Д. Ушинскому)
Собрались мышки у своей норки. Глазки у них черненькие, лапки маленькие, остренькие
зубки, серенькие шубки, хвостики длинные по земле волочатся.Думают мышки: «Как
сухарь в норку протащить?»Ох, берегитесь, мышки! Кот Вася недалеко. Он вас очень
любит, хвостики вам помнет, шубочки вам порвет.
1. Ответить на вопросы:
Где мышки собрались? Какие у мышек глазки? Какие у них лапки? А зубки, какие?
Шубки, какие? А хвостики, какие? О чем мышки думали? Кого мышкам надо бояться?
Почему кота Васю надо бояться? Что он может сделать мышкам?
2. Пересказать рассказ.
Лиса. (по Е. Чарушину)
Лисичка зимой мышкует - мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было
видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть шевельнется.
Услышит, заметит - кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей, пушистой охотнице.
1. Ответить на вопросы:
Что делает лисичка зимой? Куда встает она? Зачем она встает?Что она слушает и
смотрит? Что лиса делает, когда услышит и заметит мышку? Чем лиса ловит мышей?
2. Пересказать рассказ.
Еж. (по Е. Чарушину)
Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся.
Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. Дали ему молока.
Развернулся еж и начал есть молоко. А потом ежик удрал к себе обратно в лес.
1. Ответить на вопросы:
Где ходили ребята? Кого они нашли? Где сидел ежик? Что сделал ежик со страху? Куда
дети принесли ежа? Почему они не укололись? Что они ему дали?Что было дальше?
2. Пересказать рассказ.
Я.Тайц. По грибы.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-
половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
1. Ответить на вопросы:
Куда пошли Надя с бабушкой? Зачем они пошли в лес? Что сказал дедушка, провожая их
в лес? Что они делали в лесу? Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой? Что сказал дедушка, когда они
вернулись?Что сказала Надя?Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?
2. Пересказать рассказ.
Весна.
Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.
Осень.
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.
Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.
В лесу.
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.
В зоопарке.
Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.
Грибы.
Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.
Летние каникулы.
Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Черном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы.
Четыре бабочки.
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
Котенок.
У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти.
Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате:
- Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее.
Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый. Сгорбил спину и смотрит на собак.
Собаки хотели схватить котенка, но Вася подбежал, упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Пушок и Машка.
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.
Привал.
Боря, Паша и Петя пошли на прогулку. Тропинка шла мимо болота и обрывалась у реки. Ребята подошлик рыбакам. Рыболов переправил ребят через реку. На берегу они устроили привал. Боря нарубил веток для костра. Петя порезал булку и колбасу. Они поели у костра, отдохнули и вернулись домой.
Журавли.
Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнеда строят прямо на земле. Журавель кружит над гнездом, охраняет его.
В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в теплые страны.
Друзья.
У Сережи и Захара живет собака Дружок. Дети любят заниматься с Дружком, учить его. Он уже умеет служить, лежать, приносить в зубах палку. Когда ребята зовут Дружка, он бежит к ним, звонко лая. Сережа, Захар и Дружок хорошие друзья.
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.
Чужое яичко.
Старушка поставила корзинку с яичками в укромное местечко и посадила на них курочку.
Сбегает курочка водички попить, да зернышек поклевать и опять на место, сидит, квохчет. Стали из яичек птенчики выклевываться. Выскочит цыпленок из скорлупки и давай бежать, червячков искать.
Попало к курочке чужое яичко – оказался там утенок. Подбежал он к речке и поплыл, как клочок бумаги, загребая воду широкими перепончатыми лапами.
Почтальон.
У Светы мама работает на почте почтальоном. Она разносит почту в почтовой сумке. Света днем учится в школе, а вечером вместе с мамой раскладывает вечернюю почту в почтовые ящики.
Люди получают письма, читают газеты и журналы. Профессия Светиной мамы очень нужна всем.
Валентин Берестов
Было время, когда птицы не умели петь.
И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке.
Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости.
Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
Надо делать вот так.
Всё ясно! - обрадовался Аист.
Это и есть музыка? - и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже.
Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:
Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.
Как найти дорожку
Валентин Берестов
Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились.
Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево.
Ребята - к ней:
Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?
Очень просто, - отвечает Белка.
Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той - на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!
Спасибо, Белка! - говорят ребята. - Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.
Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:
Зайка Зайка, расскажи, Зайка, Зайка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?
В сторожку? - переспросил Заяц. - Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом - заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.
Спасибо, Зайка, - говорят ребята. - Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.
Видят, ползёт Улитка.
Эй, Улитка, расскажи, Эй, Улитка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?
Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. - Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.
Спасибо, Улитка! - говорят ребята. - Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.
На цветке сидит Пчела.
Ребята к ней:
Пчёлка, Пчёлка, расскажи, Пчёлка, Пчёлка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку?
Ж-ж-ж, - говорит пчела. - Покажжжу... Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж...
И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.
Честное гусеничное
Валентин Берестов
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.
До чего ж я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски.
Жаль, что никто-никто этого не замечает.
Но однажды ей повезло. По лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать.
Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!
Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит!
Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок.
Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась.
В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.
Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась.
Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх.
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку.
«Какой ужас! - подумала Гусеница. - Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» И Гусеница упала в траву.
А девочка увидела её и сказала:
Какая красивая!
Вот и верь людям, - ворчала Гусеница.
Сегодня они говорят одно, а завтра- совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней - незнакомое лицо с длинными-предлинными усами
Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.
Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой!
Это бывает. И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.
Волшебное слово
В.А. Осеева
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке
. - Подвиньтесь,- сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось? - Ну и ладно! А вам-то что?- покосился на него Павлик.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой!- приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали.
Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика.
Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Плохо
В.А. Осеева
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы.
Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалоб- но мяукал.
Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
Как вам не стыдно!
А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
Что легче
В.А. Осеева
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики.
Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:
Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
Я скажу,- говорит первый,- будто волк на меня напал в лесу.
Испугается отец и не будет браниться.
Я скажу,- говорит второй,- что дедушку встретил.
Обрадуется мать и не будет бранить меня.
А я правду скажу,- говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам.
Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож идёт.
Нет,- говорит,- в этих местах волка. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Хорошее
В.А. Осеева
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
Погуляй со мной, Юра!
Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
Убери посуду, Юрочка.
Убери сама - некогда мне! Покачала головой няня.
А Юра опять ду- мает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
А Юра к маме пошёл:
Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Сыновья
В.А. Осеева
Две женщины брали воду из колодца.
Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки.
Что ж сказать? - говорит женщина.- Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними.
Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьем заливается - заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
Ну что? Каковы наши сыновья?
А где же они? - отвечает старик.- Я только одного сына вижу!
Синие листья
В.А. Осеева
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
Дай мне зелёный карандаш.
А Катя и говорит:
Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу.
Спрашивает Лена:
Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
Мама-то позволила, а брата я не спросила.
Ну что ж, спроси ещё у брата,- говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
Я осторожненько,- говорит Лена.
Смотри,- говорит Катя,- не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
Мне,- говорит Лена,- только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
Это много,- говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
Ну, что ж ты? Бери! - Не надо,- отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает: - Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
Карандаша зелёного нет.
А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена.
А Катя покраснела как рак и говорит:
Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
Надо так давать, чтобы можно было взять.
На катке
В.А. Осеева
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало.
Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке.
Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку.
Девочка упала.
Витя испугался.
Я нечаянно...- сказал он, отряхивая с её шубки снег.
Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
Коленку...
Сзади раздался смех. «Надо мной смеются!»- подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
Эка невидаль - коленка! Вот плакса!- крикнул он, проезжая мимо школьников.
Иди к нам! - позвали они. Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду.
А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Короткий рассказ с большим смыслом ребенку гораздо проще осилить, чем длинное произведение с несколькими темами. Начинайте читать с простых зарисовок и переходите к более серьезным книгам. (Василий Сухомлинский)
Неблагодарность
Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.
Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.
Для чего говорят «спасибо»?
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…
Ласточка
Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю.
Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.
Евгений Пермяк
Как Миша хотел маму перехитрить
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
- Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
- Оно, мама, само отломалось.
- А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
- Она, мамочка, сама разорвалась.
- А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
- Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
- Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
- А как? - спросил Миша.
- Очень просто, - ответила мама. - Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
Короткий рассказ «Ах!»
Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.
Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.
Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!
Ах!
Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.
- Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?
А в детском саду говорят:
- Да как мы ее примем, когда она ничего не умеет делать.
Ах!
Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причесываться, спать укладываться.
Как узнали об этом в детском саду - сами за Надей пришли. Пришли и увели ее в детский сад, одетую, обутую, умытую, причесанную.
Ах!
Николай Носов
Ступеньки
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
– А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:
— Ну, чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.
– Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
– Ну вспоминай, – говорит Валя.
Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
– Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять… И снова остановился.
– Опять забыл? – спрашивает Валя.
– Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.
– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ножки болят.
– Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
– А дальше шесть, – сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!
– Шесть! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.
Горка
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.
Нина Павлова
Мышонок заблудился
Лесному мышонку мама подарила колесо из стебля одуванчика и сказала:
— На, играй, катай возле дома.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Буду играть, буду катать!
И покатил колесо по тропинке под гору. Катал его, катал и так заигрался, что не заметил, как очутился в чужом месте. На земле валялись прошлогодние липовые орешки, а вверху, за вырезными листьями, совсем чужое место! Мышонок притих. Потом, чтобы не было так страшно, положил своё колесо на землю, а сам сел в серединку. Сидит и думает:
«Мама сказала: «Катай возле дома». А где теперь возле дома?»
Но тут он увидел, что трава в одном месте дрогнула и оттуда выпрыгнула лягушка.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка, лягушка, где возледома, где моя мама?
На счастье, лягушка как раз это знала и ответила:
— Беги всё прямо и прямо под этими цветами. Встретишь тритона. Он только что выполз из-под камня, лежит и дышит, собирается ползти в пруд. От тритона сверни налево и беги по тропинке всё прямо и прямо. Встретишь бабочку-белянку. Она сидит на травинке и кого-то поджидает. От бабочки-белянки сверни опять налево и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок.
Поднял своё колесо и прокатил его между стеблями, под чашами цветов белой и жёлтой ветреницы. Но колесо скоро заупрямилось: то об один стебель стукнется, то о другой, то застрянет, то упадёт. А мышонок не отступался, толкал его, тянул и, наконец, выкатил на тропинку.
Тут он вспомнил о тритоне. Ведь тритон-то так и не встретился! А он потому не встретился, что уже успел уползти в пруд, пока мышонок возился со своим колесом. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть налево.
И опять покатил своё колесо наугад. Докатил до высокой травы. И опять горе: колесо запуталось в ней — и ни взад, ни вперёд!
Еле-еле удалось его выпутать. И тут только вспомнил мышонок о бабочке-белянке. Ведь она так и не встретилась.
А бабочка-белянка сидела, сидела на травинке и улетела. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть опять налево.
На счастье, мышонок встретил пчелу. Она прилетела на цветы красной смородины.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка мне, пчёлка, где возледома, где моя мама?
А пчёлка как раз это знала и ответила:
— Беги сейчас под гору. Увидишь — в низинке что-то желтеет. Там будто столики накрыты узорчатыми скатертями, а на них жёлтые чашечки. Это селезёночник, такой цветок. От селезёночника поднимись в гору. Увидишь лучистые, как солнышко, цветы и рядом — на длинных ножках — пушистые белые шары. Это цветок мать-и-мачеха. От него сверни направо и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок…
Куда же теперь бежать? А уже стало темнеть, и никого-то кругом не видно! Мышонок сел под листик и заплакал. И так громко заплакал, что его мама услышала и прибежала. Как он ей обрадовался! А она ещё больше: уж и не надеялась, что сынишка жив. И они весело рядышком побежали домой.
Валентина Осеева
Пуговица
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к кофточке.
- А что, бабушка, - спросила она, - все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
- Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.
- Вот как! - обиженно сказала Таня. - А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял…
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!