Что такое жизнь? Казалось бы, очень простой вопрос, на который каждый из нас знает ответ. Ведь все мы живем, существуем какое-то определенный промежуток времени, а потом покидаем этот мир. Потому и понятие это для нас не ново.
Однако, когда начинаешь задумываться над этим вопросом, ответ кажется далеко не таким очевидным, как представлялось ранее. Дело в том, что, скорее всего, расшифровка этого понятия не может осуществиться только при помощи слов. Это находится где-то внутри каждого из нас, где-то в душе и сердце.
Если обратиться к научным интерпретациям, то определение жизни звучит примерно так: «Это способ существования биологических организмов всей планеты и отдельно взятого организма». Такую расшифровку нам дает биология. Если суммировать все предлагаемые объяснения, которые дают ученые той или иной сферы, становится ясным, что жизнь - это форма активного «присутствия» организма на Земле.
Давайте поразмыслим над тем, что такое жизнь, опираясь только на свои естественные представления, не привлекая теорию. Многие считают, что мы живем, потому что существуем. Но так ли это? которые бы с этим поспорили.
Представьте стандартную ситуацию, которая может случиться с каждым: проблемы на работе, семья рушится, отношения с детьми не складываются… Это простая схема, которая встречается очень часто. И вот тот человек, который стоит в ее центре, как раз и считает, что он отнюдь не ЖИВЕТ, а просто СУЩЕСТВУЕТ! Так что такое жизнь в этом случае? Жизнь - это и в душе. Ведь для каждого из нас есть определенные понятия, необходимые для счастья, то есть для гармоничного существования. Для кого-то это любовь, для кого-то - работа, а для многих - семья и дети. Список можно продолжать до бесконечности, но важно здесь не это: нужно просто понимать, что тебе нужно для того, чтобы твоя жизнь не превратилась в жалкое существование.
Теперь давайте поразмыслим над тем, почему понятие «Жизнь» настолько тяжело поддается расшифровке. Все слова, которыми мы апеллируем, анализируя наше земное существование, придумали мы же сами, то есть люди. Однако смысл, который вкладывается в них, нельзя вложить в простые человеческие выражения. Он сокрыт где-то глубоко, внутри понятия, и объяснить его мы полностью не можем.
К примеру, многие люди попросту не доверяют тем научным объяснениям, которые нам предлагают ученые. Они полагаются только на свои внутренние ощущения. Законы придуманы только для тех, кто их принимает. Остальные же живут по велению сердца и совести. Может быть, это и было бы полностью правильно, если бы мы умели внимательно «слушать» себя, а, главное, «слышать». Те сигналы, которые подает нам организм, мы не всегда интерпретируем правильно.
Потому, для того чтобы понять, что такое жизнь для вас, прежде всего, обратитесь к своему внутреннему «Я», спросите у него, что вам нужно для счастья и гармонии. Ведь если вы получите правильные ответы на свои вопросы и сможете их расшифровать, тогда ваше земное существование наполнится смыслом. Если уж у вас возникла необходимость получить ответ на данный вопрос, тогда полноценного смысла в вашей жизни вы все-таки не видите. Иначе бы вас не посещали подобные мысли.
Улыбка ребенка, радость при встрече с любимым человеком, повышение по службе, здоровье родителей - вот что вызывает в каждом из нас бурю позитивных эмоций и чувство полноты жизни. Именно полноценное существование превращает нас в личность, которая способна ценить окружающий мир и то, что с ней происходит. Умейте видеть счастье, наслаждайтесь им, чувствуйте, ведь это - жизнь как она есть! Ведь именно эмоции делают нас полноценными жителями общества и людьми в целом. Так что давайте будем соответствовать! Хотя это очень непросто!
С точки зрение биологии? Данный вопрос рано или поздно начинает волновать каждого человека. На сегодняшний день существует несколько трактовок данного понятия.
Определение термина
Жизнь - это форма существования живой материи, а также совокупность всех химических и физических процессов, которые протекают в каждой живой клетке. Такие явления способствуют клеточному метаболизму и размножению. За границами клетки жизнь не существует, поэтому вирусы проявляют характеристики живого только после переноса их генетической информации в клетку.
Научившись приспосабливаться к окружающей среде, каждая клетка живого начинает формировать многообразие Самый важный атрибут всего живого на планете Земля - это генетическая информация, которая используется для репликации.
Чтобы обозначить понятие "жизнь", нужно перечислить все качества, которые отличают ее от "не жизни".
Что такое жизнь с точки зрение биологии? На сегодняшний день еще нет точного понятия, но ученые объединили несколько основных критериев живого: метаболизм, рост, развитие, размножение и реакция на внешние раздражители. Другими словами, жизнь - это состояние организма на данный момент.
Появление жизни на Земле
Что такое жизнь с точки зрение биологии? Ответить на этот вопрос поможет изучение ее возникновения. Ученые выделили несколько гипотез, каждая из которых до сих пор научно не доказана:
- Биохимическая эволюция.
- жизни.
- Гипотеза панспермии.
- Самозарождение.
Второе и четвертое утверждения просто представляют философский и исторический интерес. Ведь проведенные научные исследования и опыты их отрицают. Жизнь (определение биология дает с точки зрение биохимических процессов) - важное понятие, которое до сих пор изучается учеными.
Гипотеза биохимической эволюции является единственно принятой и признанной во всем мире.
Сложность живых систем
Современное определение жизни озвучивается так: "Это огромная система, способная к иерархической организации, а также способность к метаболизму, самовозобновлению". Все процессы тонко и точно регулируются.
Для живых систем характерен очень высокий уровень функциональной и структурной упорядоченности во времени и в пространстве. Каждая живая система имеет способность обмениваться информацией и энергией с окружающей ее средой. Поэтому для систем характерна открытость. В отличие от неживых структур, в них бесперебойно происходит работа «против равновесия».
Разнообразие живых организмов
Дайте определение жизни - и вы поймете, что все окружающие вас процессы логичны и взаимосвязаны. Организм является самой основной единицей жизни, ведь именно в его клетках и происходят все жизненные процессы. Являясь отдельной особью, организм входит в состав таких понятий, как популяции и виды. Всей прелестью разнообразия живых организмов занимается биологическая систематика, которая изучает строение всего органического мира.
Вся целостность живой природы сформирована в экосистемы, которые являются составной частью биосферы.
Здоровье, рождение и возраст
Определение понятия жизнь - это лишь маленькая частица того, что можно познать, занимаясь изучением биологии.
Процесс рождения - это появление на свет малыша человека или животного. Данное понятие является очень важным не только в биологии, но и в философии и религии.
Здоровье - это целостное состояние живого организма, при котором он весь в совокупности и все его органы по отдельности слаженно выполняют свои функции.
Что такое жизнь с точки зрение биологии? Жизнь можно определить и здоровьем, ведь чем организм лучше выполняет свои функции, тем жизнь себя лучше проявляет. Вопросом здоровья занимается большое количество наук, каждая из которых имеет определенное направление.
Возраст характеризуется продолжительностью жизни от рождения до определенного момента. Чаще всего под данным понятием имеется в виду календарный возраст. Но также существует определение «биологический возраст».
Что такое поведение
Жизнь (определение биология характеризует как живую материю) характеризуется поведением, то есть способностью живых организмов изменять свои действия под влиянием окружающей среды или внутренних факторов. Данное понятие имеет приспособительное значение, поэтому помогает живым существам избегать негативных факторов окружающей среды. У высших организмов поведенческие реакции контролируются нервной системой.
Дайте определение жизни бактерий и растений - и вы убедитесь, что у них есть способность перемещаться под влиянием внешних факторов. Но поскольку такие движения - это только физиологический фактор, нет смысла говорить о наличии психики и поведения у них. Движения растений - это допсихический уровень отражения.
Живые организмы
Современное определение жизни не может обойтись без понятия живого организма.
Организм - это живая материя, которая обладает системой свойств, отличающих ее от неживых предметов. Каждая отдельная особь - это структурная единица популяционно-видового уровня.
Живые организмы - это самые главные предметы изучения биологии. Для удобства изучения все живые тела распределили по категориям и создали биологические классификации.
Самое простое разделение - на ядерные и безъядерные организмы. А уже потом на много- и одноклеточные.
Образ жизни человека
Дайте определение жизни человека, чтобы разобраться во всех ее тонкостях. характеризуется укладом и стилем жизни.
Образ жизни - это основной фактор, от которого зависит человеческое здоровье. Сюда можно отнести общественную и культурную деятельность, труд, привычки, обучение и другие проявления.
Определение понятия опирается на четыре основных категории: социальную, экономическую, психологическую и социально-экономическую.
Уклад жизни определяется несколькими понятиями: стилем жизни на производственном уровне, социально-экономическими отношениями и взглядами на окружающий мир.
Стиль жизни формируют по обучение и хобби, характер и поведение, труд и предпочтения.
Что такое "ЖИЗНЬ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.
ЖИЗНЬ ЖИЗНЬ - 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, - в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма Ж. мыслится как имманентное свойство пра-материи, фактически синонимичное бытию, - в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей «косной» материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перво-двигателя как источника «силы», приводящей ее в движение). 2) Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию «жизненного мира» и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); «жизненный порыв» как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель). 3) Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Ж. является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего биологии. Вопрос о сущности Ж. и ее определения был и остается предметом дискуссий различных философских и естественнонаучных направлений. Со второй половины 20 в. стали отчетливо проявляться два основных подхода к определению Ж. - субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности Ж. обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают Ж. с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представления о природе материального носителя Ж., которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров - белков, нуклеиновых кислот и др. Современно наукой обосновано положение о многообразии форм Ж. и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности. При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: организменный, популяци-онно-видовой, биоценотический и биосферный. Ориентация исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания, исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказался уровень, связанный с познанием молекулярных основ Ж. Его осуществление привело биологию к эпохальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж., их универсальности для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого. Объектом исследования становятся атомный и электронный уровень организации структур живого. Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал посчитал необходимым включить в определение сущности Ж.: «Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов». Другой тенденцией в познании сущности Ж. является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще Вернадский. В систему своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения «совокупностей организмов», их комплексов, что позволить открыть и «новые свойства жизни», ее «проявления» на биоценотическом и биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения Ж. на Земле. Отличные от естественнонаучных, воззрения на проблему Ж. предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные философские концепции, акцентирующие проблематику человека и его предназначения в мире, а также специально осмысливающие феномен смерти. (см. также: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, ЖИЗНЕННЫЙ МИР).
ЖИЗНЬ - ЖИЗНЬ ж. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельн... Толковый словарь Даля
ЖИЗНЬ - Ж. в философском смысле - такой способ существования, в котором множественность частей и различие ф...
Жизнь
I
одна из высших форм материи, носителями которой являются нуклеопротеидные тела, обладающие свойством органической целостности, т.е. способностью саморегуляторной стабилизации при непрерывном обмене веществом и энергией с окружающей средой. Данная дефиниция конкретизирует известное определение, сформулированное Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых , и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 82). Неизбежная краткость любого определения Ж. исключает возможность охватить все разнообразие ее проявлений; для исчерпывающего представления о ней следовало бы, по замечанию Ф. Энгельса, проследить все формы Ж., низшей до наивысшей. Однако данное определение фиксирует свойство органической целостности, отличающее все формы Ж. от неживой природы, и в то же время предполагает историко-генетическую связь живого с неживым. Эта связь означает, что Ж. могла возникнуть только химическим путем, а не порождается нематериальной «жизненной силой». Материальность Ж. не сводится к химическим, физическим и механическим процессам, как считают сторонники механистического материализма. Самое примитивное живое , «... будучи результатом обычных химических процессов, отличается от всех других тел тем, что оно есть сам себя осуществляющий перманентный химический процесс...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 571). Такой процесс есть предел химии и начало становления органической целостности с самыми элементарными физиологическими свойствами (обмена веществ, сокращаемость, способность к росту и производному от него примитивному делению).
« , - писал Ф. Энгельс, - есть, разумеется, физика и в особенности химия живого тела, но вместе с тем она перестает быть специально химией: с одной стороны, сфера ее действия ограничивается, но, с другой стороны, она вместе с тем поднимается здесь на некоторую более высокую ступень» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 571). Впервые выдвинутая Ф. Энгельсом идея о химическом механизме происхождения Ж. получила дальнейшее развитие в научных гипотезах возникновения Ж., начиная с трудов А.И. Опарина. Существует также множество других гипотез, основанных на концептуально иных допущениях и имеющих экспериментальное обоснование. Длительный (примерно в 2 млрд. лет) период перехода от абиогенных закономерностей к биологическим предполагает эволюции химизма - от неорганических соединений к углеводородам, а от них - к образованию аминокислот и полипептидов. На основе последних формируются фазово-обособленные системы, которые называются по-разному (коацерваты, адсорбционные пленки, микросферы, открытые каталитические системы и т.п.), но все объединены общепринятым понятием «пробионты», или «предбиологические системы». Ни одна из современных гипотез не сводит процесс происхождения Ж. к зарождению некой живой молекулы - химически чистой молекулы белка или . Все они исходят из того, что Ж. возникла путем эволюции той или иной неживой системы в органически целостную систему, способную сохранять стабильность путем саморегуляции. Качественное отличие живой предбиологической системы от неживой заключается не только и не столько в химических особенностях составляющих их компонентов, сколько в особой связи химических взаимодействий, сливающихся в интегративную функцию самосохранения и, в свою очередь, подчиняющихся ей. П.К. Анохин подчеркивал, что стабилизация на основе принципов саморегулирования является первичной и решающей чертой жизненного процесса, именно она обеспечила поступательное развитие структур в предбиологическом периоде. Можно говорить с уверенностью, что никакие близкие к жизни субстраты, в том числе и белок, сами по себе не могут составить жизни, если они не вовлечены в какую-то более обширную систему, функционирующую по принципу саморегуляторной стабилизации. Саморегуляторная стабилизация (аутостабилизация) является исторически первичным и непреходящим свойством Ж. вообще. В этом свойстве резюмируется физиологический по своему содержанию процесс самосохранения и самовоспроизведения живого тела. Исторически первородные живые тела сохранялись в непосредственном взаимодействии с геохимически сложившейся (и на первых порах «животворной») субвитальной средой. В зародышевой форме были присущи все основные свойства Ж., в том числе и способность к «делению» или «почкованию» на автономные и взаимонезависимые части, самосохраняющиеся в том же физиологически непосредственном взаимодействии со средой. Однако они не имели жесткого механизма синтеза белка и не были способны к инвариантному воспроизведению себе подобных. Первые живые тела являлись гетеротрофами, т.е. «питались» абиогенными органическими веществами. С увеличением численности и суммарной массы гетеротрофов в результате их вариативного «деления» интенсивность потребления органических веществ все более превышала интенсивность процессов абиогенного синтеза. По мере нарастания разрыва между утилизацией и синтезом органических веществ постепенно исчезала изолированность «субвитальных территорий» и возникало взаимодействие между живыми системами, прежде отделенными друг от друга; в его рамках происходили взаимообособление и взаимосопряжение все более специализирующихся в своей инвариантности форм Ж. Этот же процесс привел к возникновению генетического кода. Прочная взаимосвязь живого с живым составляет основу биологических закономерностей. Ж. может существовать лишь в форме биоценоза взаимодействующих организмов, одни из которых «исправляют» среду, «испорченную» другими. организуется цепями питания, которые, как правило, включают 3-4 звена. Обязательными компонентами биоценоза являются автотрофы (растения) и различные гетеротрофные организмы (травоядные и хищники). Цепи питания связывают и отграничивают различные виды, взаимоприспосабливая их морфофизиологию. Система биоценоза формирует и контролирует норму реакции каждого вида. Всякое отклонение от этой нормы, вызываемое мутациями различного генеза, либо элиминируется (стабилизирующий ), либо дает начало формированию нового вида (движущий отбор). Поэтому в системе биоценоза идет непрерывная борьба за существование, направленная прежде всего на наличного биоценоза и приводящая в определенных условиях к сопряженной эволюции видов, т.е. к возникновению новых видовых форм жизни. На этом основании биологи полагают, что есть способ существования Ж. Т. о., сфера биологической реальности регулируется закономерностями воспроизведения и эволюции биоценоза. Биологические закономерности вскрывают сущностное единство, эволюционно неизбежное разнообразие и поступательное развитие Ж., осуществляющееся в необратимой смене видоопределенных форм, В настоящее время существует около 2 млн. видов. Наиболее простыми являются одноклеточные организмы, среди которых выделяют прокариотов ( и синезеленые ) и эукариотов. Разница между ними гораздо больше, чем между растениями и животными. не имеют клеточного ядра и располагают лишь одной петлей ДНК, свободно лежащей в цитоплазме. имеют , в котором ДНК собрана в и заключена во внутриклеточную мембрану. Одноклеточные составляют царство простейших (Protista). Из них в ходе эволюции возникли все многоклеточные организмы, среди которых выделяют 3 царства: растения (Metaphyta), (Fungi) и животные (Metazoa). Эволюционно-генетическая связь разнообразных видовых форм Ж. позволяет выделять объективно закономерные направления биологического и морфофизиологического прогресса. Признаками биологического прогресса являются увеличение численности и расширение географического ареала той или иной систематической группы (например, вида, семейства, отряда), т.е. освоение новых экологических ниш. В ходе биологического прогресса Ж. распространилась по всей планете, по всем климатогеографическим зонам от экватора до полюсов; в результате сформировалась . Именно биосфера определяет облик нашей планеты, ибо живой покров Земли значительно преобразовал лито-, гидро- и атмосферу. В тесной и весьма сложной связи с биологическим прогрессом находится - (по А.Н. Северцову), или (по современной терминологии). Его признаками являются дифференциация и структур организма, интенсификация его функций и повышение уровня гомеостаза, возрастание объема и совершенствование механизмов обработки информации, извлекаемой организмом из окружающей среды. Магистральное направление арогенеза - от одноклеточных организмов к многоклеточным, в которых затем дифференцируются тканевые структуры и функции, оформляются органы и системы органов (пищеварительная, дыхательная, кровеносная, локомоторная, нервная и др.). Эволюция нервной системы обеспечивает все большую интеграцию организма и избирательность его реакции на изменение условий существования. , изначально сложившийся как регуляции внутренней среды организма, в процессе эволюции становится ведущим органом регуляции взаимодействия организма с внешней средой. На базе безусловнорефлекторных реакций развивается условнорефлекторная деятельность, которая включает в себя психический компонент. Самая элементарная форма психического отражения - - возникает в процессе эволюции вместе с появлением специфического анализатора (органа чувств). Эволюция психики от ощущения до предметного мышления обусловливает развитие все более сложных форм поведения животных. Это проявляется совокупностью саморегуляторных действий, которые ориентируют животное относительно живых и неживых компонентов среды, имеющих сигнальное значение для самосохранения организма. Обобщенно говоря, животных представляет собой сигнальное взаимодействие организма со средой, опосредующее «сближение» с благоприятными условиями существования и «удаление» от разрушительных. Пределом эволюционного развития психики животных является предметное (ситуативное) . Наиболее ярко оно проявляется в применении простейших орудий - так называемая орудийная деятельность, развитие которой составляет ближайшую естественную предпосылку становления человека. Человек является неотъемлемой частью живой природы. С позиций биологической систематики Homo sapiens полностью соответствует всем критериям биологического вида. Однако по реальному биологическому содержанию этих критериев он является далёко не типичным видом. Homo sapiens в отличие от всякого иного биологического вида характеризуется следующими чертами: Не предопределен к существованию в какой-либо видоопределенной экологической нише (существует по всей планете, начинает выходить за ее пределы); Не «скован» биоценотическими цепями питания (свободен от них, культивирует «биотехнологию» воспроизводства пищи, прогностически способен превратиться в аутотрофа); Не ограничен в проявлениях индивидуальной жизнедеятельности структурно предопределенными функциями (изменяет свое без изменения признаков организации); - не имеет сколько-нибудь развитых врожденных форм поведения (человеческий должен всему обучаться, осваивая формы и способы человеческой деятельности даже на уровне низших функций); Не замыкается в жизненном цикле вида и в иерархической структуре популяции на функции воспроизводства потомства; Не борется, строго говоря, за существование внутри вида и с иными сочленами биоценоза (борется со своими сородичами за средства развития, иногда до взаимоистребления, но не на биологическом основании); Не выводится в своей видоопределенности из чисто биологических закономерностей (биологически «невероятен» и возникает только в процессе труда). Появление человека необъяснимо вне трудовой теории антропосоциогенеза, в процессе которого формируются не только общество и феномен сознания, но и телесная человека. Опосредованная уже по своему возникновению трудом морфофизиологическая организация человека обусловливает возможность трудовой деятельности и может сохраняться лишь благодаря труду. , по определению К. Маркса, есть «... вечное естественное условие человеческой жизни...», представляющее собой «... процесс, в котором своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует веществ между собой и природой» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 195, 188). Труд не менее естественным образом конституирует взаимосвязь между людьми, ибо только их совместная деятельность способна противостоять стихии природных сил. В силу естественности процесса коллективного труда человек уже по природе своей есть общественное существо. Общественная природа человека сохраняется безотносительно к исторически развивающимся общественным (политэкономическим) формам труда. Они, конечно, небезразличны для жизнедеятельности человека, но не инициируют его социальную сущность и не сводят ее к «сгустку экономики». Социальная природа человека представлена уже в его морфофизиологии. Процессы жизнедеятельности организма человека осуществляются. разумеется, не по социальным законам, а по законам физиологии. Однако в своей антропофизиологической определенности они реализуются только во взаимодействии с внешней «социальной одеждой», которая «выкраивается», созидается и восстанавливается человеком для человека по мерке и потребностям функционирования и развития человеческого организма. Человек может существовать только в такой антропосреде. Его социальная природа проявляется в том, что антропофизиологические закономерности детерминируются и регулируются, упорядочиваются и нарушаются закономерностями человеческого общежития. Вечное условие человеческой Ж., т.е. процесс труда, внутренне противоречиво. С одной стороны, является потребностью здорового организма и первейшим условием сохранения и развития здоровья. С другой стороны, чрезмерное напряжение человека, добровольное или вынужденное, влечет за собой ослабление, и исчерпание жизненных сил, что, по меньшей мере, чревато различными заболеваниями или уже свидетельствует о наличии болезни. Неотъемлемым свойством Ж. человека является ее одухотворенность. При этом идет не только о взаимодействии духа и тела, психики и сомы. Совокупность духовных качеств жизни человека проявляется во всей своей полноте в экстремальных жизненных ситуациях. Они могут стимулировать до предела физические силы человека, позволяя преодолевать эти ситуации, или, напротив, предопределяют тяжелейшие эмоциональные стрессы, развитие заболеваний. Медицина призвана способствовать нормативно-физиологическому взаимодействию человека и природы. Только на этом пути станет действительно профилактической и социально ориентированной на оптимальное физиологическое обеспечение жизни человека. Библиогр.:
Маркс К. Капитал, т. 1, Сочинения, 2-е изд., т. 23, с. 188, 195; Энгельс Ф. Анти-Дюринг, Сочинения, 2-е изд., т. 20, с. 82; Гольданский В. Возникновение жизни с точки зрения физики, Коммунист, №1, с. 86, 1986; Тимофеев-Ресовский Н.В. и др. Краткий очерк теории эволюции, М., 1969, библиогр.; Философские проблемы естествознания, под ред. С.Т. Мелюхина. М., 1985; Фролов И.Т. Жизнь и познания, М., 1981; он же, Перспективы человека, М., 1983; Эволюция, с англ., под ред. М.В. Мины, М., 1981. «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг; Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2‑е изд., т. 20, с. 82).
1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .
Синонимы :Антонимы :
Смотреть что такое "Жизнь" в других словарях:
жизнь - жизнь, и … Русский орфографический словарь
Понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии
ЖИЗНЬ, жизни, жен. 1. только ед. Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. только ед. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений. || Физиологическое… … Толковый словарь Ушакова
Как чужой язык: все говорят с акцентом. Кристофер Морли Жизнь есть сон, снящийся Богу. Хорхе Луис Борхес Жизнь это эпидемическая болезнь, передающаяся половым путем. Жизнь что трамвай с вагоновожатым не поразговариваешь. Янина Ипохорская Жизнь… … Сводная энциклопедия афоризмов
Сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? жизни, чему? жизни, (вижу) что? жизнь, чем? жизнью, о чём? о жизни; мн. что? жизни, (нет) чего? жизней, чему? жизням, (вижу) что? жизни, чем? жизнями, о чём? о жизнях 1. Жизнь это особая форма… … Толковый словарь Дмитриева
- (2) 1. Достояние, достаток; совокупность жизненных благ: Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами; погыбашеть жизнь Даждь Божа внука; въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась. 16 17. Ярославе и вси внуце Всеславли! уже… … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"
Жизнь пролетает как мгновение. Вот ты ещё в пелёнках - а через миг уже старик. Ещё вчера ты строил планы на будущее - а сегодня это будущее стало прошлым. И ты надеешься, что твои дети, внуки смогут достичь большего. Ведь у них вся жизнь впереди. Такое же мгновение.
В жизни человека есть два пути. Один путь - путь Совести. Другой путь - путь против неё. Нет никаких законов, никакого списка заповедей или правил, которые обязан выучить, знать и выполнять. Есть только Голос внутри . И в каждой ситуации он говорит, как правильно поступить. Выбор за мной - послушать его или нет.
Что есть этот Голос? Мы называем его Совестью. Но откуда он исходит? Зачем он говорит нам, что делать? И почему его слова так близки, так родны и так правильны? Почему мы так наполнены , когда следуем ему? И почему нам так противно, когда перечим?
В жизни человека есть два пути. Один ведёт к Жизни. Другой - к смерти. Голос Совести - всего лишь голос Оттуда. Оттуда, где Жизнь. Всего лишь рука, протянутая нам, влачащим жалкое существование в этом агрессивном материальном мире, где каждое существо борется за своё выживание. В мире, где главный закон - это закон силы. Сильный съедает слабого, за его счёт продлевая своё существование. Но наступает момент, когда слабые заканчиваются. И даже самый сильный умирает.
"На каждого Виджая найдётся Раджа".
Разве это жизнь?
Я не верю, что это жизнь. Я не верю, что я всего лишь одно из существ, чья судьба - умереть в той или иной пасти - животного ли, человека, или планеты, отправившись на удобрения. Я не верю, что мой внутренний мир имеет конец. Я не верю, что Голос Совести говорит со мной просто так. В этом мире ничто не случайно, ничто не бессмысленно. Если бы жизнь ограничивалась поеданием слабых сильными, какой смысл был бы в Совести? А главное - кто бы создал такую жизнь? И для чего?
Она возникла бы случайно? В мире не существует случайностей. Сама наша жизнь - результат конкретных действий. Каждое мгновение в ней обусловлено предыдущими решениями. Решениями наших родителей, начиная с зачатия и заканчивая отправкой в школу. Нашими решениями, начиная с уличной драки и заканчивая свадьбой. Так неужели столь сложная Вселенная возникла случайно? Сама по себе? Если даже наша, сравнительно примитивная жизнь - результат множества взаимосвязанных, кем-то сотворённых событий?
В этой жизни, как и в этом мире, есть смысл. Бессмысленно создавать существо, которое всего лишь поедает само себя. Глупо считать, что оно появилось само, из ниоткуда. Но если вспомнить, что у нас есть Совесть - всё становится ясно. И находится один простой, всё объясняющий ответ. Жизнь в этом материальном мире - всего лишь школа. Школа, созданная для нас. Для тех, у кого есть Совесть. И в противовес ей - материальные соблазны. И выбор - послушать родное, правильное - либо соблазниться поеданием слабого, в ожидании момента, когда съедят тебя самого.
Чем занимаются в школе? Учатся. Химии, физике, математике, литературе. Чем занимаются в школе жизни? Тоже учатся. Учатся доверию. Доверию своей Совести. Поступил по Совести - обрёл счастье. Поступил против неё - обрёл муки. Есть две Воли - та, которую глаголет Совесть, и наша, идущая с ней в разрез. Наша ли? Я знаю того, кто советует поступать против Совести. Он с рогами и копытами? Нет, я в это не верю. Не видел я ни на плече, ни за спиной никого, подходящего под такое описание. А голос его слышал. В своей голове. Очень часто. Так может, он во мне? Так же, как и Совесть? В это мне поверить легче. Он - это я? Его воля - это моя воля? Его мысли - мои мысли? Нет, не верю. Я не верю в то, что создан в противовес Совести. Как не верю в то, что моя судьба - смерть. Иначе, зачем мне дана Совесть?
В жизни человека есть два пути. Один - путь к Свободе. Другой - к рабству. Что есть Свобода? Свобода - это когда ничто не удерживает. Ни тело, ни мысли, ни цепи, ни другие люди. Разве не так? Не к этому ли мы стремимся всю свою жизнь? Но как стремимся? Стремимся к свободе от тела, заботясь о нём как о самом дорогом и важном на свете? Стремимся к свободе от мыслей, обдумывая всё, что видим и не видим? Стремимся к свободе от цепей, добровольно их надевая? Что есть эти цепи? Это то, что держит. Что диктует нам, как поступать в той или иной ситуации. Это квартира («вернись, ты же мог забыть выключить утюг»), машина («сегодня с друзьями не пойду отдыхать, нужно на СТО завезти»), работа (тут вообще объяснять незачем). Одним словом - деньги. Или ресурсы. То, что позволяет существовать. Существовать нашему телу. О котором мы так заботимся, стремясь к свободе.
Мы стремимся к свободе от других людей. При этом называя себя чьими-то, а кого-то - своими. Разве не так? Я - сын моего отца, он - мой, я - его. Мой парень, моя девушка. Мой муж, моя жена. Опять-таки, мой ребёнок. Слово «мой» применяется к собственности. Напомните, кто там у нас считал людей собственностью? Как мы их называем?
Рабовладельцы.
Человек стремится к Свободе, это так. Что-то внутри него откликается на это манящее слово, такое важное, такое родное. Каждый хоть раз в жизни, но испытывал это незабываемое чувство - когда паришь, когда порхаешь как бабочка, когда нет границ, нет ничего кроме Свободы. Это чувство особенно ясно ощущается, когда действуешь по Совести. Значит, Совесть ведёт к Свободе? Это чувство Свободы наполняет человека, делает его Счастливым. Значит, Свобода ведёт к Счастью?
Так вот для чего нам протягивают Руку Совести? Чтобы привести нас к Счастью? К настоящей Жизни? Ведь откуда-то она тянется, эта рука. И я не верю, что источник её - в этом материальном мире, где каждое существо тем и существует, что поедает других. Я верю, что есть другой Мир, куда нас всех почему-то зовут. И лишь за нами выбор - отправиться навстречу Счастью или остаться тут, в ожидании, когда тебя съест земля.
Что нас держит в этом мире?
Три вещи. Три вещи, которые мы считаем своими. Три вида собственности. Назовём их так: тело, деньги, люди . Наше тело, наши деньги, наши люди. Наши ли? Мы заботимся о нашем теле, всячески его балуем (например, сексом). Почему? Оно ведь наше. Хотя куда чаще люди вообще не разделяют себя и своё тело. Они считают, что «я и есть моё тело». Странно, откуда тогда взялось выражение «моё тело», «её/его тело»… Случайно возникло? Что есть человек? Это тело, сознание, Личность и Душа. Я верю, что последняя во мне всё же есть, что я - не бездушное животное. Тело жаждет удовольствий. Сознание жаждет контроля. Удовольствие лишает человека контроля, а контроль - удовольствий. Душа голосом Совести зовёт в Жизнь. Жизнь - это Свобода от цепей тела, цепей мыслей. Стало быть, у нас внутри есть Лебедь, Рак и Щука. Мы можем быть одновременно и тем, и другим, и третьим? Тянуть повозку в три разные стороны одновременно? Это глупо. Нет, мы не едины внутри себя. Мы - не все эти составляющие, вместе взятые, мы - что-то одно. Но что?
Мы то, что делает выбор. Выбор - чему уделить внимание. Удовольствиям, контролю, либо Жизни. Каждый из нас - Личность. И каждый из нас выбирает, кого слушать. Тело, с его жаждой удовольствий. Сознание, с его желанием контролировать. Или Душу, с её стремлением Домой. Туда, откуда Она родом. Туда, откуда нам её подарили. Туда, откуда исходит голос Совести.
Мы так цепляемся за своё тело, за своё сознание. Но приносят ли они нам счастье? Нет. Только новые заботы и желания. Сиюминутное удовлетворение желания - маленькая радость, за которой опять пустота и новое желание. Разве это счастье?
И главное - насколько это тело наше? Ведь у нас так легко его забрать. Например, при травмах позвоночника. Спросите парализованных людей, считают ли они тело действительно своим? Тех, что ещё в состоянии говорить. Хотя ещё проще тело убить.
“Общая конструкция человека сделана таким образом, чтобы больше была защищена Душа, а не тело. Тело - это всего лишь дополнительная, сменная материальная оболочка, созданная под определённые условия существования во Вселенной в геометрии трёхмерного пространства. Оно временно и смертно”.
Второй вид собственности. Наши деньги. Квартиры, машины, одежда, элементы интерьера… Суть - деньги. Человек, бывает, всю свою жизнь тратит на то, чтобы накопить вокруг себя побольше этих «благ». Всю свою жизнь усердно трудится ради них. Всю свою жизнь подчиняет служению им. Всё своё мгновение… Ради чего? В гроб с собой всё это заберёт? Или, быть может, купит себе ещё часок на смертном одре? Или это поможет его детям прожить более толковую жизнь? Дети ведь так плохо слушаются родителей и так хорошо им подражают. И конечно же, своим примером несчастливый по жизни отец сделает счастливым своего сына. Пройдя свой путь, который не даровал ему Свободы, подарит Свободу ребёнку, навязывая ему этот же путь. Голодный - накормит, больной - вылечит.
Ну и, конечно же, пожары, наводнения, ограбления, просто потерял или забыл. Разве можно считать действительно своим то, с чем так легко можно расстаться? Но самое главное. Разве приносит оно счастье? Ну покажите мне хоть одного счастливого миллиардера. И на это стоит тратить тот миг, который способен привести тебя к Жизни настоящей? А я верю, что способен. Иначе зачем мне Совесть? А люди привязываются к этому. Вторая верёвочка, не дающая шарику улететь в небо. А что там с ним будет, в небе? Он ведь не знает. А вот ветка - она знакома и явна, в ней уверен, к ней можно привязать себя, и висеть - ни там ни тут, пока не лопнешь.
А я знаю, что там. Чувствую. Когда поступаю по Совести.
И, наконец, третий вид собственности. Наши люди. Наши любимые люди. Наши любимые вещи. Ведь владеешь чем? Тем, чем можешь управлять. Чем можешь управлять? Тем, что подчиняется тебе, что не имеет своей воли. Что не имеет своей воли? Вещь. Это звучит странно и даже страшно, но это так. Мы считаем своих близких вещами. Инструментами, которые обязаны выполнять нашу волю. И так обижаемся, когда они её не выполняют. Мы можем себе в этом не признаваться, но это так.
Мы так радуемся, когда обретаем новую вещь. Так радуемся, когда становимся чьей-то вещью - после первого ли поцелуя, драки (все ж знают, как мальчишки друзьями становятся) или обручального кольца. Читатель может со мной поспорить - это ведь Любовь, возвышенные чувства, святые и желанные отношения. Я написал целых три статьи на эту тему, в которых очень детально, исходя опять же из личного опыта, разобрал вопрос отношений и того, есть ли в них Любовь, и если есть - то когда. Ссылки будут внизу этой статьи, здесь же я приведу главную мысль. Настоящая Любовь к другому человеку - это когда ты никоим образом, ни в малейшей степени не посягаешь на его Свободу. Когда не думаешь о нём, как о чём-то, что удовлетворит твои интересы. Когда не считаешь его вещью. Настоящая Любовь, настоящие Духовные отношения между людьми, в том числе между парой - мужчиной и женщиной - основаны на настоящей дружбе. Не той, где друг - лишь средство для достижения своих целей. А той, где друг - это тот, кому без малейшего сожаления отдашь всё, что у тебя есть. Ничего не ожидая взамен. Потому что думаешь о нём. А не о себе. Отдашь всё, кроме себя самого. Потому что ты - не вещь.
Отношения между людьми (всеми без исключения) способны научить человека очень многому. Тому, что тело - не его. Что деньги - не его. Что люди - не его. В его реальной власти и собственности только одно - его выбор. Отношения способны научить человека с радостью расставаться с тем, что не его. Обретая при этом Свободу и Счастье. Отношения способны научить человека сочувствовать, сопереживать, поддерживать, помогать, забывать о себе. И главное. Отношения между мужчиной и женщиной способны научить человека тому, как свято то, что дарует жизнь. Как свята Женщина, дарующая жизнь эту, этот шанс. И как свят Тот, кто дарует нам всем Жизнь Ту. Настоящую. Но всё это возможно лишь тогда, когда мы не считаем человека своей собственностью.
Я верю, что жизнь - это шанс . Шанс обрести настоящую Жизнь. Настоящую Свободу. Настоящее Счастье. И я знаю, что Та Жизнь несовместима с этой. Слишком уж они разные. Ведь в основе одной лежит Любовь, а в основе другой - пожирание. И я вижу, что есть два пути. Привязаться к этой жизни - телом, деньгами или другими людьми. Либо же отпустить её. Отвязать верёвочку от ветки. И полететь. Я выбираю полёт.