Учитель: Голубева Н.А.
Дата проведения: 14.04.15г (в рамках проведения недели профориентации)
Тема: « Да здравствуют растения, окружающие нас! »
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве и профессии растениевод. Расширить знания о растениях.
2. Развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки: сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в группе.
1. Развивать умения учащихся применять знания на практике.
2. Развивать творческие способности и кругозор детей. Активизировать познавательную деятельность детей: содействовать развитию воображения, сообразительности, изобретательности, любознательности, наблюдательности.
3. Воспитывать у детей чувство юмора, стремление к победе, активности среди ровесников.
Оборудование: оформление кабинета, наглядно-демонстрационный материал, атрибуты для конкурсов и игр, загадки, пословицы, ребусы. Музыкальное сопровождение. ИКТ.
Ход урока.
1.Организационный момент.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг»
Внимательно слушай! Запоминай! Активно на уроке отвечай!
2.Постановка целей, сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, для чего нужны растения на Земле. (Ответы детей). Мы надеемся, что каждый, кто присутствует здесь, станет верным другом всех растений на Земле.
Ученик: Ты человек, любя природу
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её, напропалую
И не исчерпай ее до дна
И помни истину простую
Нас много, а природа - одна.
Ученик: С каждым годом число растений сокращается. А ведь если будут растения - будет кислород, будет кислород - будет вода, будет вода - будет хлеб, а объединятся растения, вода, кислород - будет жизнь. Так давайте же будем беречь и охранять растения и любоваться ими.
Учитель: Вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительному миру культурных растений, о них и пойдёт речь сегодня на уроке.
Ученик: Растениеводство - отрасль сельского хозяйства , занимающаяся возделыванием культурных растений . Растениеводство как наука изучает многообразие сортов ,гибридов , форм культурных растений , особенности их биологии и наиболее совершенные приёмы их выращивания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших трудовых и материальных затратах .
Раздел: Технология растениеводства Разработка урока И.В.Быченко
Технологическая карта
Тема раздела Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур (осенний период)
Тема 1-2 урока: Введение. Сельское хозяйство и его структура. Направления растениеводства. Понятия однолетние и многолетние растения,
Сорт. Экскурсия на пришкольный участок.
- Личностные результаты:
3. Предметные результаты:
научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Классификация видов растениеводства и сельскохозяйственных культур
Владение методами чтения и способами графического представления информации
Выявление допущенных ошибок в процессе труда и их исправление.
Тема урока: Сельское хозяйство и его структура. Направления растениеводства. Понятия однолетние и многолетние растения.
Цель урока
- Знакомство с отраслями сельского хозяйства и направлениями растениеводства.
- Формирование знаний о сельскохозяйственных культурах и продолжительности их жизни.
Задачи:
- овладеть методами чтения и способами графического представления информации;
- сформировать понятия: отрасль сельского хозяйства, основная задача растениеводства, направления (виды) растениеводства, культурное растение, сельскохозяйственные культуры: зерновые, хлеба первой группы, хлеба второй группы, зернобобовые, плодовые и ягодные культуры, овощные культуры, кормовые травы; однолетние, двулетние и многолетние растения;
- сформировать умение находить достоверную и скрытую информацию в тексте;
- сформировать умение самостоятельно определять цели своего обучения;
- …владение основами самоконтроля, самооценки.
- сформировать умение работы в паре, в группе;
- сформировать умение создавать письменные тексты.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, демонстрация.
Формы организации работы с учащимися: групповая, индивидуальная.
Объекты труда: опорный конспект, гербарий
Оборудование урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация «Растениеводство – отрасль народного хозяйства»;
- опорный конспект;
- карточки – задания
- кроссворды
- тренировочное упражнение
Межпредметные связи: биология
Информационные источники для учителя:
- http://ru.wikipedia.org
- Г.Ю.Семенова Технология. Основы агрономии.
Информационные источники для учащихся:
- В.Д. Симоненко Технология: Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных учреждений.
- Практическая энциклопедия садовода. Электронное пособие.
План урока.
- Организационный момент – 1 мин.
- Целепологание – 2 мин.
- Критерии оценивания работы на уроке.
- Изложение нового материала – 20 мин
- Закрепление изученного материала – 15 мин
- Проверка выполненных работ –2 мин
- Рефлексия – 2 мин
- Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин
Ход урока.
- Организационный момент.
Учителя приветствуют ребят, отмечают отсутствующих.
- Целепологание.
Слайд 2
Учитель: Ребята, мы с вами живем в сельской местности. Наши папы, мамы, бабушки и дедушки трудятся на предприятиях нашего поселка. И многие семьи имеют целые династии животноводов, механизаторов, доярок. Многие из них являются передовиками производства. Эти профессии возникли давно. А как вы думаете, долго ли они будут существовать?
Ответы учащихся: Эти профессии будут еще долго существовать.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ответы учащихся: В сельском хозяйстве выращивают пшеницу, животных, получают мясо, молоко и т.д, т..е получают продукты питания.
Учитель: Давайте представим, что к вам приехал зарубежный гость и просит вас рассказать о сельском хозяйстве.
Задание 1
Работая в парах, придумайте по несколько предложений (1-3) о сельском хозяйстве, используя ключевые слова (сельское хозяйство, продукты питания и сырье для промышленности (ткацких фабрик, пищевой промышленности и т.д.), отрасли сельского хозяйства, направления растениеводства, сельскохозяйственные культуры), расскажите о сельском хозяйстве иностранному гостю.
Рассказ учащихся о сельском хозяйстве.
Учитель: Полным ли получился наш рассказ?
Ответ учащихся: Нет
Учитель: А как вы думаете, почему?
Ответы учащихся: Потому что мы не все знаем?
Учитель: А хотели бы узнать?
Ответы учащихся: Да.
Учитель: Давайте сформулируем цели нашего урока (т.е с чем мы должны с вами познакомиться и изучить)
Ответы учащихся: Познакомиться отраслями сельского хозяйства, с выращиваемыми культурами.
- Изложение нового материала.
Учитель: В течение всего урока мы с вами будем работать с данной схемой, изучая новый материал, будем постепенно ее заполнять.
Учитель: Познакомиться с отраслями сельского хозяйства и с направлениями растениеводства нам поможет следующие задание. Вам предстоит, работая в парах, прочитать текст, найти и обсудить ответы на вопросы, которые находятся в конце текста.
Задание 2 (работа с текстом - смысловое чтение)
Время выполнения задания 7 минут
Работа в парах: Прочитайте предложенный текст, найдите и обсудите ответы на вопросы. Познакомьте одноклассников с основной мыслью прочитанного текста, используя свои ответы на вопросы. Помогите учителю в заполнении таблицы.
Сельское хозяйство и промышленность – два основных вида материального производства в нашей стране. Основные задачи сельского производства – выращивание культурных растений и разведение животных с целью получения продуктов питания и сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Для решения этих задач используются важнейшие природные ресурсы: земля, вода, электроэнергия; растения и животные, а также сельскохозяйственная техника. Сельское хозяйство делится на две отрасли: растениеводство и животноводство.
|
Карточка задания 2. Растениево́дство - возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания , получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов , гибридов , форм сельскохозяйственных культур , особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах . Растениеводство включает в себя полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство и цветоводство.
|
Карточка – задание 3. Растениеводство обеспечивает население страны продуктами питания, животных – растительными кормами, а многие отросли промышленным сырьем. Животноводство обеспечивает население продуктами питания, живой тягловой силой, легкую промышленность – сырьем, а животноводство – органическими удобрениями. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства тесно связаны между собой. Они комплексно (совместно) решают задачи повышения качества и количества урожая, увеличения надоев молока, привеса животных и т.д.
|
Карточка – задание 4. Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями. Их также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами. Культурные растения получены человеком в результате специального разведения, возделывания, т.е. культивирования. Ценные для человека свойства культурные растения приобрели в процессе отбора лучших образцов и селекции. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных .
|
Ответы на вопрос, самопроверка и заполнение таблицы (при ответах учащихся карточки и ответы на вопросы выводятся на слайдах).
Учитель : Из восьми перечисленных вами направлений (отраслей) растениеводства в нашей области более развиты: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство. (Слайд)
Полево́дство - одна из основных отраслей земледелия (растениеводства), связанная с производством полевых (преимущественно однолетних яровых и озимых) культур.
Овощеводство - отрасль растениеводства, занимающаяся производством овощей - сочных органов (плодов, корневых образований, клубней, луковиц, листьев, стеблей, соцветий) однолетних, мало- и многолетних травянистых растений, употребляемых в пищу в сыром и переработанном виде, а также съедобных грибов.
Плодоводство - отрасль растениеводства, занимающиеся разведением плодовых культур на обособленных земельных массивах и приусадебных участках (наз. плодовыми садами) с целью получения плодов, ягод и орехов.
Цветово́дство - отрасль растениеводства , занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов , создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта , а также для украшения жилых и производственных помещений.
Учитель: Давайте выясним, какими же культурами представлены эти отрасли. Для этого вам предстоит выполнить следующие задания.
Задание 3 (анализ предложенных культур (картинок) и выбор в соответствии заданием)
Время выполнения задания 5 минут
Работая в группе, рассмотрите предложенные картинки, познакомьтесь с культурами. Проанализируйте и определите, к какой группе относятся данные культуры, удалите лишние, если таковые имеются. Представьте вашу группу культур одноклассникам.
- Полевые злаковые зерновые культуры
- Полевые зерновые крупяные культуры
- Зернобобовые культуры и кормовые травы
- Плодовые и ягодные культуры
- Овощные культуры
Конверт 1 |
Конверт 2 |
Конверт 3 |
Конверт 4 |
Конверт 5 |
Конверт 6 |
Учитель: Ребята, время выполнения задания истекло, прошу представителей групп выйти к доске и представить группы культур, с которыми они познакомились. Дайте оценку работе группы.
Представление культур, оценка работы группы.
Слайд (группа 1)
Слайд (группа 2)
Слайд (группа 3)
Слайд (группа 4)
Слайд (группа 5)
Слайд
Учитель: Сельскохозяйственные растения классифицируют еще по продолжительности жизни .
Исходя из характеристики групп растений, выбери представителей однолетних растений, двулетних и многолетних растений и заполни таблицу. Проверь правильность заполнения таблицы по образцу. Найди и исправь ошибки.
- Зерновые злаковые (рожь, пшеница ячмень, овес)
- Лук-батун
- Зерновые крупяные (рис, сорго, просо)
- Хрен
- Зернобобовые (горох, бобы, фасоль)
- Тыква
- Капуста
- Кабачки
- Щавель
- Томат
- Морковь
- Свекла
- Огурец
- Укроп
- Репа
- Картофель
- Редька
- Плодовые (яблоня, груша, слива, вишня и т.д.)
- Перец
- Баклажан
- Ягодные (малина, смородина, крыжовник, земляника и т.д)
Слайд
Проверка правильности выполнения задания
Домашнее задание:
- Прочитай текст. Устно ответь на вопросы расположенные в конце текста. Напиши письмо своему зарубежному сверстнику о растениеводстве своей малой родины (Омской области).
- Подведение итогов практической работы. Оценка работ
Слайд 19
- Рефлексия
- Вам было интересно на уроке?
- Вы узнали что-то новое?
- Был ли доступен изучавшийся материал?
- Вы его поняли?
- Готовы ли вы применить полученные знания на практике?
Слайд
Домашнее задание
Познакомься с вариантами домашнего задания, оцени свои возможности и выбери задание. Еще раз внимательно прочти задание и выполни его.
- Прочитай текст. Перескажи текст маме. Умей отвечать на вопросы расположенные в конце текста.
- Прочитай текст. Устно ответь на вопросы расположенные в конце текста. Напиши письмо своему зарубежному сверстнику о сельском хозяйстве своей малой родины (омской области).
- Прочитай текст. Выучи основные понятия: отрасли сельского хозяйства, основная задача растениеводства, направления (виды) растениеводства, культурное растение, сельскохозяйственные культуры: зерновые, хлеба первой группы, хлеба второй группы, зернобобовые, плодовые и ягодные культуры, овощные культуры, кормовые травы; однолетние, двулетние и многолетние растения. Умей приводить примеры.
Перечерти и заполни таблицу в тетради, используя текст. Недостающую информацию найди в Интернете.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
УМК «Школа России»
Тема урока:
Растениеводство.
Цель урока:
сформировать представление учащихся о растениеводстве.
Задачи урока:
1. Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях.
2. Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности, способность делать выводы.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска Smart Boart, проектор, гербарий растений, учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс», тетрадь на печатной основе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
(Страница 1 )
Кросворд:
Слой земли, на котором растут растения. (Почва)
Главное свойство почвы. (Плодородие)
Вещество, которое делает почву плодородной. (Перегной)
Наука о растениях. (Ботаника)
Одно из условий, необходимых для питания растения. (Свет)
К какой группе относится это растение (сирень). (Кустарник)
К какой группе относится это растение (сосна). (Дерево)
К какой группе относится это растение (осока). (Трава)
Назовите эту часть растения. (Цветок)
Назовите эту часть растения. (Семена)
Назовите эту часть растения. (Стебель)
Назовите эту часть растения. (Корень)
Назовите эту часть растения. (Лист)
Назовите эту часть растения. (Плод)
Как называются растения, которые выращивает человек. (Культурные)
III. Сообщение темы урока.
О каких растениях мы будем сегодня говорить на уроке? (О культурных растениях).
Что значит культурные растения? (Растения, которые посадил человек и ухаживает за ними).
(Страница 2)
Видеофайл «Культурные растения»
(Страница 3)
Сельское хозяйство – это составная часть экономики.
Оно делится на две отрасли: растениеводство и животноводство.
Сегодня мы будем говорить о растениеводстве.
IV. Изучение нового материала.
Что такое растениеводство? (Растениеводство – разведение культурных растений.)
(запись в тетради) стр. 29
(Страница 4)
Растениеводство делится на несколько основных отраслей.
Какие, мы выясним в ходе работы.
Полеводство - это выращивание полевых культур. Давайте с ними познакомимся.
Зерновые культуры.
Прочитайте учебник стр 53.
Рассмотрите гербарий
Что значит зерновые культуры?
Какие зерновые культуры вы рассмотрели? (запись в тетради) с.29 №2
Как человек использует это растение?
Для чего выращивают зерновые культуры?
(Страница 5)
Нужно соотнести название зерновых культур с картинками (Гречиха, рожь, пшеница, овес, просо). Проверка. (запись в тетради) с. 30 №3
(Страница 6)
Из зерновых культур человек получает зерно. Зерно перерабатывают в крупу. Давайте проверим ваши знания, насколько хорошо вы знаете из какой культуры какая крупа изготавливается.
Пшеница – манная, пшеничная
Прос – пшено
Овёс – геркулес, овсяная
Гречиха – гречневая, ядрица, продел
Рис – рис
Ячмень – ячневая, перловая
Кукуруза – кукурузная
(Страница 7)
Следом за зерновыми культурами по своей важности стоит картофель. А знаете ли вы историю этого растения?
Видеофайл «Картофель»
(Страница 8)
К полевым культурам относятся и кормовые культуры.
Прочитайте учебник стр 56 (последний абзац).
Рассмотрите гербарий
Что значит кормовые культуры?
Какие кормовые культуры вы знаете? (запись в тетради) с.29 №2
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают кормовые культуры?
Нужно соотнести название кормовых культур с картинками (Кукуруза, клевер, свёкла, тимофеевка, люцерна). Проверка. (запись в тетради) с. 30 №3
(Страница 9)
Прядильные культуры.
Прочитайте учебник стр. 57 (первый абзац).
Рассмотрите гербарий.
Что значит прядильные культуры?
Какие прядильные культуры вы знаете? (запись в тетради) с.29 №2
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают прядильные культуры?
Нужно соотнести название прядильных культур с картинками (Хлопок, лён). Проверка. (запись в тетради) с. 30 №3
(Страница 10)
Видеофайл «Лён»
(Страница 11)
Восстановить схему производства ткани из хлопка.
(Страница 12)
Овощеводство.
Прочитайте учебник стр 56 (первый абзац).
Что значит овощеводство?
Какие овощные культуры вы знаете? (запись в тетради) с. 30 №3
Игра «Отгадай овощ»
Как надела сто рубах,
Красный нос в землю врос,
Нужен только красный нос. (Морковь)
На грядке длинный и зелёный,
Мелкий и горький, луку брат. (Чеснок)
Над землёй трава,
Хоть чернил он не видал,
Круглый бок, жёлтый бок,
Растут на грядке зелёные ветки,
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают овощные культуры?
(Страница 13)
Плодоводство.
Что значит плодоводство?
Какие плодовые культуры вы знаете? (запись в тетради) с. 30 №3
Игра «Водоворот» (Проверить знания детей фруктов и ягод)
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают плодовые культуры?
(Страница 14)
Цветоводство .
Что значит цветоводство? (Цветово́дство - отрасль растениеводства, занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов, создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта, а также для украшения жилых и производственных помещений.)
Какие цветы вы знаете? (запись в тетради) с. 30 №3
Нужно соотнести название цветочных культур с картинками (Астры, ирисы, хризантемы, пионы, гладиолусы). Проверка.
К какой группе относится? (дерево, кустарник, травянистое растение).
Где выращивают? (В саду, поле, огороде).
Для чего выращивают цветы?
(Страница 15)
Прочитайте учебник стр 57 (второй абзац).
Назовите профессии людей, работающих в растениеводстве. (Хлебороб, хлопкороб, овощевод, садовод). Проверка.
V. Закрепление.
Что такое растениеводство?
С какими отрослями растениеводства мы познакомились?
Для чего люди занимаются растениеводством?
(Страница 16)
Какую роль играют растения в жизни человека?
(Продукты питания для человека, корм для животных, для дыхания, лекарства, материал для промышленности, для красоты).
VI. Итог урока.
О чём узнали сегодня на уроке?
Какое новое открытие для себя сделали?
Как полученные знания можно применить на практике?
Трудно представить нашу жизнь без растений, этих зелёных друзей человека. Растения кормят и одевают нас, очищает окружающий нас воздух, украшают наши жилища. Нам без них не прожить.
VII. Дом. задание.
Тетрадь: с. 31 № 4, 5, 6*
*Подготовить небольшое сообщение об овощной культуре или найти и рассказать легенду о цветочной культуре.
Подготовила
учитель начальных классов
БОУ ШМР «СОШ № 1 им. адмирала А.М. Калинина»
Шексна
Заим Ольга Ивановна
Тема урока: Растениеводство.
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями растениеводства. Расширить знания о культурных растениях.
2.Развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки: сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в группе.
Оборудование:
гербарий культурных растений, компьютер, проектор, дискета с презентацией,
блюдца с крупами (гречневой, рисовой, ячневой, перловой и т. д.).
Ход урока.
Организационный момент.
II . Актуализация ранее изученного
Ребята, над каким разделом учебника «Мир вокруг нас» мы работаем?
У: - Чему учит экономика.
Назовите 3 кита экономики.
У: - Природные богатства, капитал, труд.
Что относится к природным богатствам?
У: - воздух, вода, полезные ископаемые, земля (почва), растения и животные.
Вспомните, что такое экономика? (это - хозяйство) Из каких частей состоит экономика? (сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговлю.)
Запишем информацию в виде схемы.
Как вы думаете, без какой части экономики мы не можем прожить ни одного дня? (без сельского хозяйства)
Ребята, а что такое сельское хозяйство? Чем занимается сельское хозяйство? (выращивание растений и разведением животных).
Запишем эту информацию в схему:
Сегодня на уроке мы не успеем ознакомиться с обоими разделами, поэтому мы выберем один из разделов, тот, который больше знаком нам.
Сформулируйте тему урока (Тема урока: «Растениеводство»)
Вывесить карточку на доску.
Найдите в электронном словаре «Википедия», что означает слово – растениеводство
Дети читают громко. Вы обратили внимание, что растениеводство, как отрасль сельского хозяйства, состоит из разделов.
В связи с этим поставим цель урока: «Знакомство с разделами растениеводства».
Чтобы достичь цели, мы должны решить ряд задач. Давайте вместе выведем задачи урока.
Найдите в электронном словаре название разделов растениеводства. Назовите их. А теперь назовите отрасли растениеводства, которые развиты в Вологодской области и в нашем Шекснинском районе. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство)
Подумайте, по какому признаку они различаются? (по месту произрастания) Где растут культуры каждой отрасли? (поле, огород, сад, цветник).
Откройте, пожалуйста учебник на стр. 53-54, выберите растения и распределите их по отраслям растениеводства, т.е. по месту произрастания культур. На доске карточки с названием растений (люцерна, огурец, тимофеевка, картофель, пшеница, рожь, лён, груша, хлопчатник, кормовая свёкла, роза, астра, морковь, свёкла, гречиха, просо, овёс). Дети соотносят растения с отраслью растениеводства, выходят к доске и прикрепляют карточки.
Теперь можем сформулировать задачи урока:
Познакомиться с культурами полеводства.
- Переходим к решению 1 задачи.
Посмотрите внимательно на культуры полеводства. Я думаю, что их можно классифицировать, т. е. распределить на группы. Подумайте, по какому признаку? (пища для человека, корм для животных и культуры, из которых производят ткань)
Правильно, это
![](https://i1.wp.com/ds02.infourok.ru/uploads/ex/0849/000649d8-6d9a008d/hello_html_m41f70fd4.gif)
Какие растения относятся к зерновым культурам? (пшеница, рожь, ячмень, гречиха) СЛАЙД
Прочитайте учебник на стр. 53, после красной точки. (читают вслух)
Что делают из пшеницы? (хлеб)
Какая бывает пшеница, расскажите. (озимая и яровая)
Что делают из ржи? (ржаной хлеб)
А ещё что делают из зерновых? (крупы)
Работаем в парах.
Задание:
Соединить линией зерновую культуру с крупой, которую делают из неё.
Зерновая культура
Крупа
Пшеница
пшено
Просо
манная, пшеничная
Ячмень
перловая, ячневая
Гречиха
рис
Овёс
кукурузная
Рис
овсяная, геркулес
кукуруза
гречневая
Проверяем (СЛАЙД)
У кого так, как на доске? Молодцы!
Пшеница – манная, пшеничная
Просо – пшено
Овёс – геркулес, овсяная
Гречиха – гречневая,
Рис – рис
Ячмень – ячневая, перловая
Кукуруза – кукурузная
Так какую крупу делают из крупы? (Дети читают правильные ответы.
Хлеб достаётся тяжёлым трудом. Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь. Хлеб – это труд многих и многих людей. Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать. Очень обидно видеть в школьной столовой, как некоторые ученики выбрасывают хлеб, не доедают полезную кашу, приготовленную из зерновых культур.
Какие ещё культуры относятся к полевым? (кормовые культуры)
Почему они так называются? (кормят животных)
Прочитайте учебник стр. 56, 2-ой абзац. (Дети читают вслух)
Какие кормовые культуры вы знаете? (тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла) СЛАЙД
Какие ещё культуры растут в поле?
Прочитайте учебник стр. 57, 1-й абзай. (Читают вслух)
Назовите прядильные культуры.
Какая из них растёт в Шекснинском районе? (лён)
Посмотрим фильм о льне. ФИЛЬМ
Лён-долгунец. У этого растения высокий, до 125 см, стебель. Его убирают, когда стебли пожелтеют, а нежные листья опадут. Лен выдергивают с корнем и расстилают на поле, чтобы стебли вымокли в росе. В это время волокно отделяется от других тканей. Затем лен сушат, вяжут в снопы и обмолачивают, мнут, трепят, а после этого прочесывают. И только потом ткут полотно. Когда-то все это делали вручную, теперь работают машины.
После цветения на верхушках стеблей образуется множество зеленых коробочек с блестящими коричневыми семенами. Из них выжимают масло. Льняное масло используют в пищу, из него делают лучшие сорта красок. Без льняного масла не обходится производство мыла, искусственной кожи и линолеума. Льняным жмыхом кормят скот. А масло и семена применяют в медицине.
Первую задачу мы выполнили.
Если вы запомнили все культуры и их назначение, поднимите зелёный кружок.
Если не все культуры запомнили – жёлтый кружок.
Если ничего не запомнили, поднимите красный кружок.
Я довольна, что вы все усвоили первую задачу.
Физминутка
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
(копают грядки)
Он принес чемодан
(показывают, как он нес чемодан).
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена –
(дети присели, затем встали)
Садовод любовался на всходы.
(восхищаются)
Утром их поливал
(поливают),
На ночь их укрывал
(укрывают),
И берег от холодной погоды.
(дети садятся)
- Прочитайте вторую задачу.
Познакомиться с культурами овощеводства
Назовите овощные культуры. Где их выращивают?
А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете свойства и признаки овощей?
Игра «Отгадай овощ»
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
Мелкий и горький, луку брат. (Чеснок)
Над землёй трава,
Под землёй бордовая голова. (Свёкла)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал. (Баклажан)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок. (Репа)
Растут на грядке зелёные ветки,
А на них – красные детки. (Помидор)
Какой овощ называют вторым хлебом? (картофель)
Посмотрите фильм о картофеле и узнаете историю появления картофеля в России. ФИЛЬМ
(Картофель. Клубни картофеля люди используют в пищу. А на заводах из картофеля получают крахмал. Картофель появился в Европе в 16 веке. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Вернувшись, домой, моряки рассказывали, что жители тех мест – индейцы собирали дикий картофель, ночью замораживали его, на солнце высушивали и готовили блюдо, которое называлось «Чуньё». В России картофель появился позднее, в конце 17 века, предполагают, что Петр I сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом.)
Ребята, расскажите, для чего выращивают овощи? В чём их польза?
Овощи полезно употреблять особенно весной, когда в нашем организме после долгой зимы не хватает витаминов. Если вы хотите быть здоровыми, никогда не болеть, ешьте овощи каждый день. Особенно сейчас, когда многие болеют гриппом.
Вторую задачу мы тоже выполнили.
Если вы отвечали на все мои вопросы и отгадали мои загадки, то оцените себя на высоком уровне, поднимите зелёный кружок.
Если не всё запомнили – жёлтый кружок.
Если ничего не запомнили и не отвечали красный кружок.
Я довольна, что вы все усвоили и вторую задачу.
- Прочитайте третью задачу.
Познакомиться с культурами плодоводства
Назовите плодовые культуры. Где их выращивают?
Какие культуры плодоводства вы знаете? (яблоня, груша, абрикос, персик, слива)
Какие плодовые культуры растут в ваших садах?
Для чего вы их выращиваете? (содержат витамины)
Что готовят из плодовых культур?
Среди муляжей найти лишнее.
Третью задачу мы тоже выполнили.
Если затруднялись – жёлтый кружок.
Если ничего не запомнили и не отвечали - красный кружок.
Я довольна, что вы все усвоили и третью задачу.
- Прочитайте последнюю, четвёртую задачу.
Познакомиться с культурами цветоводства.
Зачем человек обременяет себя трудом, выращивает цветы?
Разве не достаточно тех цветов, которые растут на лугу, вдоль дорог?
СЛАЙД
Где вы обычно видите клумбы, цветники? Что они украшают? (дома, школу, улицы Шексны, городов)
А мы с вами можем украсить цветами нашу школу? Как?
На уроке технологии посадим семена цветов, вырастим рассаду и весной посадим около школы.
Назовите ваши любимые цветы. Какие цветы растут у вашего дома?
Мы выполнили и четвёртую задачу.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос и подведём итоги нашего урока.
Как называются профессии людей, работающих в отраслях растениеводства, с которыми мы познакомились? Прочитайте учебник стр. 57, 2-й абзац. (хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы).
Каким видом труда заняты люди этих профессиц? (физическим)
А нужны ли сельскому хозяйству профессии умственного труда? Назовите. (учёные – селекционеры, которые выводят новые сорта растений, учёные биологи)
Послушайте Гладина Алексея, он подготовил интересное сообщение. (о Н.И. Вавилове)
Подведём итог урока, поиграем и узнаем, как мы усвоили новый материал.
Игра
1 ряд. Выберите листы гербария, с культурными растениями, о которых вы узнали, выполняя 1 задачу.
2 ряд. Выберите листы гербария, с культурными растениями, о которых вы узнали, выполняя 2 задачу.
3 ряд. Выберите листы гербария, с культурными растениями, о которых вы узнали, выполняя 3 задачу.
Какая тема урока?
Назовите цель урока. Мы её достигли, выполнили?
Каким образом? Через решение каких задач?
Я прошу каждого из вас подумать и определить как вы усвоили тему урока, было ли вам интересно, получили ли вы новые знания? На каком уровне? Высоком – зелёный, среднем – жёлтый, низкий – красный. Поднимите карточки.
Но наша тема о сельском хозяйстве не закончена. На следующем уроке познакомимся с животноводством.
Запишите задание на дом: стр. 53-59, Тетрадь стр. 29-31 № 1, № 3, № 4.
Зерновая культура
Крупа
Пшеница
пшено
Просо
манная, пшеничная
Ячмень
перловая, ячневая
Гречиха
рис
Овёс
кукурузная
Рис
овсяная, геркулес
кукуруза
гречневая
Зерновая культура
Крупа
Пшеница
пшено
Просо
манная, пшеничная
Ячмень
перловая, ячневая
Гречиха
рис
Овёс
кукурузная
Рис
овсяная, геркулес
кукуруза
гречневая