На выставке КРИ-09, на стенде компании «Акелла», мы поиграли в проект Left4Dead, используя новый аксессуар от компании NVIDIA – 3D очки NVIDIA 3D Vision. Чтобы лучше понять, что это за зверь мы наведались в московский офис NVIDIA, протестировали очки и расспросили инженера компании Дениса Козлова о свеженьком продукте.
Отправить
На выставке КРИ-09, на стенде компании «Акелла », мы поиграли в проект , используя новый аксессуар от компании NVIDIA - 3 D очки NVIDIA 3D Vision. Признаться, объемная картинка нас впечатлила, но, чтобы оценить возможности девайса в полной мере, у нас не было времени. Поэтому вчера мы наведались в московский офис NVIDIA , что на Старом Арбате, протестировали очки и расспросили инженера компании Дениса Козлова о свеженьком продукте, который месяц назад поступил в продажу на территории России.
Недешевое удовольствие
Что нужно, чтобы полностью погрузиться в виртуальный мир и на себе любимом почувствовать что такое «быть в игре»? На самом деле не так уж и мало. Во-первых, придется раскошелиться на современный монитор, поддерживающий частоту 120 герц, реальную частоту, а не обозначенную производителем для привлечения внимания покупателей. Сейчас в России таких дисплеев всего два - Samsung 2233RZ 22" и Viewsonic VX2265wm , но в ближайшее время их станет значительно больше. Во-вторых, надо будет купить видеокарту компании NVIDIA , начиная с GeForce9600. Для стабильной работы системы очень важны мощный видеочип и хорошая общая конфигурация компьютера, потому что игра потребует от вашей машины двукратной производительности, чтобы выводить на экран не одну картинку, а целых две - для каждого глаза.
В комплекте с чудо-очками, в дужку которых встроен аккумулятор, работающий до 40-ка часов без подзарядки, вы найдете специальное устройство под нехитрым названием эмиттер и набор драйверов - они то и создают слегка размытое изображение, кое окуляры преобразовывают в четкую объемную картинку.
Демонстрация возможностей новинки началась со специальной программы, разработанной NVIDIA - на мониторе вращается значок компании, затем уходит в глубь экрана и выходит из него. Выглядит все это очень реалистично - вылетевший из дисплея рисунок хочется схватить руками, либо толкнуть его. Кажется, что картинка «живая», а действие разворачивается прямо перед тобой, а не на плоской поверхности телевизора.
Кроме того, очки позволяют любоваться трехмерными фотографиями и смотреть фильмы в 3D, но все это мелочи по сравнению с тем, что они вытворяют с графикой непосредственно в играх, причем совершенно разных жанров - в ураганных экшенах, динамичных гонках и в спокойных стратегиях. На данный момент систему поддерживают более четырехсот проектов - от и «» до и . Последние две мы и протестировали.
Жизнь в игре
В динамичном, веселом и отчасти жестоком творении от студии Valve все объекты, модели персонажей и зомби выглядят объемными, а тени глубокими. Создается впечатление, что в компании друзей ты действительно бегаешь по городу или помещениям, держа дробовик в мозолистых руках, и отстреливаешь надоедливых зомби. А если пуля угодит прямо в цель, то кусочки полусгнивших тел упырей разлетятся в разные стороны, а не просто упадут на пол.
В гонках очки показывают себя еще лучше, чем в играх других жанров. К примеру, в объемные автомобили с ревом несутся по трассе на большой скорости, ударяются о бордюры, сталкиваются друг с другом, выпуская пучки ярких искр, и кувыркаются, теряя двери, бамперы, колеса и другие детали. Все это выглядит очень натурально. Кажется, что ты смотришь на происходящее в реальности из какого-то окошка. Красочное действие завораживает и утягивает за собой в виртуальный мир.
Однако не все так сладко, в некоторых проектах пользователи могут столкнуться с обидными багами. Например, во многих стратегиях индикатор здоровья юнита находится над его головой. А в полном 3D он, потеряв ориентацию на местности, улетит куда-нибудь в сторону. В результате геймеру будет сложно понять к какому именно солдату или танку относится та или иная шкала. Кроме того, очки немного затемняют изображение и притупляют контрастность, но к этому можно быстро привыкнуть.
Окуляры поддаются настройке - пользователь может регулировать глубину 3D изображения. Но тут есть небольшой нюанс - одни игры поддерживают эту технологию хорошо, а другие лишь наполовину, поэтому не всегда можно будет добиться идеальной картинки. Аккумулятор заряжается от компьютера через обычный USB кабель. Кстати к одному передатчику можно подключить столько очков, сколько вы захотите или сколько людей вместит ваша комната. Это позволит устроить совместный с друзьями или родными просмотр 3D фильма или фотографий.
Рекомендованная цена комплекта, включающего очки, драйвера и передатчик, составляет всего 199 долларов. Но если геймер захочет полностью погрузиться в истинное 3D, то ему придется сделать нехилый апгрейд компьютера, прикупив мощную видеокарту GeForce, современный процессор и увеличив объем оперативной памяти.
В заключении хочется сказать, что эта технология существует уже не первый день, но компании NVIDIA удалось качественно реализовать ее в играх. Достаточно один раз надеть эти волшебные очки и взглянуть через них на преобразившийся виртуальный мир, и вам больше не захочется играть в обычные проекты.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER!
Первое знакомство с продуктом GeForce 3D Vision в нашей тестовой лаборатории было уже и раньше. В мы говорили о стереоочках, коротко о технологиях формирования стереоскопического изображения и непосредственно о "3D Vision Ready" мониторе . При этом значительная доля обзора была уделена аппаратному обеспечению, а самое главное - влияние стереоскопического рендеринга на производительность графической подсистемы было исследовано лишь субъективно.
Сегодня мы постараемся восполнить данный пробел и объективно оценим все нюансы технологии построения стереоскопического изображения с точки зрения нагрузки на видеокарту при тех или иных настройках. Попутно более подробно изучим "коробочное стерео" 3D Vision и его технологические особенности.
По воле случая полигоном для испытаний будет тестовый ПК, позаимствованный с соответствующей демозоны магазина Silverado. К слову сказать, именно эту конфигурацию сборщики Silverado считают оптимальным, а главное, недорогим вариантом, с которого стоит начинать знакомство с миром развлечений в "настоящем" 3D. Насколько это верно, мы обязательно проверим, подкрепив реальными тестами в современных играх, а пока проведем небольшой экскурс в технологические особенности NVIDIA 3D Vision.
NVIDIA 3D Vision с точки зрения технологии
Как известно, технология построения стереоскопического изображения, выражаясь простым языком, заключается в формировании специальной картинки для каждого глаза в отдельности, точки обзора которых несколько смещены относительно друг друга. В результате каждый глаз видит свою картинку, а наш мозг благодаря этому хитрому обману формирует иллюзию объемного изображения.
Существует множество способов, с помощью которых можно разделить картинку для каждого глаза, но мы рассмотрим лишь только самые распространенные.
Первый способ - это использование методики цветового разделения. Для каждого глаза используется свой светофильтр, пропускающий кадры только определенных цветов. Для этого применяются очки с пластиковыми линзами разных цветов.
Они достаточно просты в изготовлении и дешевы, но при всем этом имеют ряд существенных недостатков. В первую очередь это очень посредственное качество стереоэффекта, а картинка при этом достаточно контрастной и яркой не получается.
Второй способ - это методика поляризационного разделения картинки. Эта технология использует специальные поляризационные фильтры, с разной направленностью, посредством которых каждый глаз получает нужную картинку.
В современных кинотеатрах поляризационное стерео проблем не вызывает - для этого необходимо использовать сразу два проектора, показывающих через поляризатор свою картинку, а также специальный экран с металлизированным покрытием. В итоге мы получаем хорошее изображение, недорогие очки, но весьма сложную для реализации в домашних условиях технологию.
Третий способ - это система активных затворных очков. В данном случае все основывается на разделении изображений для каждого глаза во времени.
Каждая из линз данных очков благодаря электронному управлению попеременно закрывает ЖК-затворы для правого и левого глаза. При этом должно выполняться одно из обязательных условий - это синхронизация изображения на экране и работа "шторок" стереоочков, дабы картинка попросту не "плясала" по экрану. Недостатком такого способа формирования стереоизображения является необходимость в высокой частоте развертки монитора, поскольку фактически при формировании картинки требуется выводить в два раза больше кадров, чем обычно. К примеру, нынешние 3D Vision Ready мониторы имеют частоты развертки 120 Гц, а при формировании мнимого 3D-изображения затворным методом на каждый глаз будет выводиться только 60 Гц.
Именно так и работают участвующие в обзоре стереоочки NVIDIA 3D Vision. Однако стоит упомянуть, что предоставленный продукт чем-то совершенно новым назвать нельзя.
Еще в 1999 году компания ELSA Technology представила очки 3D Revelator, которые входили в комплект к видеокартам Elsa Erazor. Очки работали с ЭЛТ-мониторами с частотой развертки 100 Гц.
В дальнейшем на этом поприще попытала счастье ASUS со своими Delux-видеокартами GeForce и специальными затворными 3D-очками, однако у нее, равно как и у ELSA, далеко продвинуть сей продукт не получилось. Виной всему стал технический прогресс, отправивший на помойку громоздкие ЭЛТ-мониторы, которые уступили место современным ЖК-экранам. Как известно, стандартная частота обновления обычного LCD-монитора составляет 60 герц, и в случае использования технологии затворных очков картинка становилась тридцатигерцовой, что абсолютно неприемлемо. Это означало скорую "кончину" такого принципа построения стереоизображения.
Именно благодаря новейшим технологиям производства ЖК-мониторов появилась возможность "оживить" 3D-очки и сделать их вновь актуальными.
Первым, кто решился на этот шаг, - это калифорнийский гигант NVIDIA, ведущий разработчик графических чипов и ускорителей.
Ныне производитель занимается активным продвижением и раскруткой своего продукта. Ежедневно пополняется список поддерживаемых игр (сейчас их около 450), доступны бесплатно приложения для работы с картинками (для преобразования их в стерео) и просмотра стереоскопического видео. Производители мониторов пополняют списки своих 120 Гц новинок, а кинокомпании анонсируют первые лицензионные 3D-стереофильмы.
А ведь, как известно спрос всегда рождает предложение, посему можно сделать однозначный вывод - технологии стереоскопического изображения весьма востребованы и перспективны, а их популярность и распространение неизменно растут. 2D-картинка уже наскучила и хочется чего-то нового, так почему бы не воспользоваться прекрасными возможностями 3D-стерео.
Итак, оставим в покое все технологические моменты визуализации стереоскопической картинки и приступим к непосредственному изучению очков NVIDIA 3D Vision.
Набор NVIDIA 3D Vision kit
Девайс поставляется в достаточно большой для такого продукта коробке, с небольшим прозрачным окошком, через которое видна одна из линз очков.
Внутри все лаконично и грамотно распределено по отдельным коробкам-отсекам. Очки, дополнительные наладки и ИК-приемник уложены в бокс (состоит из двух половинок) со специальными поролоновыми нишами и надежно там закреплены. Внутри другой коробки были найдены следующие весьма полезные аксессуары:
- тряпочка для протирки очков;
- базовая станция;
- 2 USB-кабеля (для зарядки очков и для подключения базовой станции);
- чехол;
- диски с драйверами и ПО;
- инструкция по эксплуатации.
Линзы представляют собой управляемые электроникой прозрачные ЖК-экраны, работа которых заключается в попеременном затемнении с определенной частотой.
На левой дужке очков разместились mini-USB-разъем для зарядки, светодиод индикатора работы и кнопка управления питанием устройства. Там же находится аккумулятор, необходимый для работы очков, которого, как заявляет производитель, после полной зарядки (а это около 3 часов) должно хватить примерно на 40 часов автономной работы. Полученные на практике значения были лишь слегка ниже теоретических - чуть более 37 часов без подзарядки.
Дизайн очков - дело весьма спорное, и об этом мы спорить не будем. Кому-то они покажутся весьма стильными, а кто-то найдет их забавными.
В любом случае с задачей выпустить удобные очки для людей с различным размером и строением лица дизайнеры NVIDIA справились хорошо - сидят удобно, кто бы их ни надевал. Тут главное - комфорт и работали, чтоб отлично, а дизайн, пожалуй, дело второго плана.
Для коммуникации очков с компьютером используется ИК-передатчик, подключаемый к ПК посредством mini-USB-кабеля.
Передняя панель усеченной пирамидки практически пуста и, помимо небольшой кнопки включения, не имеет органов управления.
Сзади устройства разместились: интерфейс mini-USB, вход "3D Sync In" для подключения поддерживающих данную технологию телевизоров и проекторов, колесико, регулирующее глубину 3D-эффекта и индикатор работы.
Итак, помимо NVIDIA 3 D Vision kit , представленная стереоскопическая система требует наличия 120-герцового монитора, видеокарты одноименного производителя и операционной системы Windows 7/Vista.
NVIDIA 3 D Vision
На момент написания статьи официально было выпущено около 6 моделей 3D Vision Ready LCD дисплеев и несколько проекторов:
Помимо этого, на неофициальных ресурсах бескрайнего Интернета нам удалось найти еще две модели стодвадцатигерцовых монитора
Наверняка они уже совсем скоро пополнят списки совместимости 3D Vision, и, вероятнее всего, это лишь вопрос времени.
Для тестов очков NVIDIA мы подготовились основательно - раздобыли достойный ПК, подготовили набор актуальных 3D-игр 2009-2010 года.
Но прежде, чем будут озвучены результаты объективных тестов, пару слов о конфигурации тестового стенда.
Готовый десктоп Silverado для 3 D - Vision -утех. Конфигурация и основные характеристики
Тестовый стенд сегодняшнего обзора - эта "чистокровная свежеиспеченная" OEM-сборка магазина Silverado , без каких-либо поправок и постороннего вмешательства в конфигурацию.
Компания позиционирует его как недорогое решение для технологии NVIDIA 3D Vision.
Конфигурация тестовой платформы:
Однако не обошлось и без некоторых мелких "шероховатостей" - это небольшой объем оперативной памяти, поскольку для современно игрового ПК разумнее было бы использовать 4 GB.
О рациональности связки SLI из двух видекарт Sparkle GeForce 9800 GT можно также поспорить, однако без реальных игровых тестов (c активированным 3D-стерео естественно), что-то конкретное сказать пока сложно, посему оставим этот вопрос открытым до завершения всех тестов.
Внутри системного блока, на удивление, царит порядок - все кабели уложены как надо, лишние концы перетянуты нейлоновыми стяжками и спрятаны. По самой сборке нареканий нет - твердые десять баллов!
Для работы очков потребуется специальный стереодрайвер, который находится на прилагаемом диске. Правда, мы рекомендуем скачать последнюю версию драйверов GeForce 3D Vision с сайта производителя, так как с новой версией значительно пополняется список поддерживаемых 3D-игр, и исправляются замеченные "баги".
После установки драйвера в контрольной панели NVIDIA добавляются две новые вкладки, в которых настраивается глубина параллакса трехмерного пространства, а также можно выбрать тип специального лазерного прицела, который в игре будет учитывать особенности стереокартинки.
Здесь же можно ознакомиться с поддерживаемыми играми и степенью их совместимости. К слову сказать, перечень весьма внушительный, однако качество стереокартинки от игры к игре отличается, о чем информирует рейтинг совместимости приложения с 3D Vision. Об этом поговорим чуть ниже, а сейчас займемся вопросом, насколько хорошо работают очки?
В качестве основных тестовых игр мы использовали:
- Batman: Arkham Asylum;
- Far Cry 2;
- Crysis Warhead;
- Bioshock 2;
- Metro2033.
Признаемся честно: стереоскопическая картинка NVIDIA 3D Vision действительно поразила нас своими эффектами. Изображение становится более живым и объемным, возникает ощущение глубины пространства.
GeForce 3D Vision создает весьма увлекательнейшие эффекты, добавляющие еще большую степень реальности виртуальному миру.
Драйвера настроены таким образом, что при запуске совместимой игры стереорендеринг автоматически активируется, а очки выходят в рабочий режим. При этом если приложение запущено впервые, то пользователь информируется небольшой табличкой о степени совместимости с текущей игрой, а также даются небольшие подсказки для ее оптимальной настройки.
Из отрицательных моментов очков 3D Vision отметим некоторое мерцание картинки, оно, конечно, не так сильно бросается в глаза, однако привносит заметную утомляемость. Помимо прочего, линзы во время работы заметно затемняются (сказывается время отклика ЖК-затворов), что можно также отнести к минусам 3D-очков NVIDIA и вообще затворной технологии. Следует обратить внимание на то, что далеко не все люди чувствительны к этому мерцанию и большинство, скорее всего, его просто не заметят.
Также не всегда корректно визуализируется стереоизображение - некоторые предметы и эффекты выглядят недостаточно объемными или вообще не преобразуются в стерео и на экране смотрятся как обычное 2D. На фоне объемной картинки такие предметы выглядят, как картонные силуэты, и это сильно "режет" глаз. Вообще, качество стереокартинки зависит не столько от работы драйвера, сколько от качества исходного материала. Соответственно, лучше всего в стерео смотрятся игры, которые создавались для просмотра в стерео и на соответствующем оборудовании, например, недавно вышедшая игра "Metro 2033".
Например, в Crysis Warhead совершенно несуразным выглядит дым, погодные эффекты (снег), а также огонь.
Но и на этом стоит отдать должное разработчикам, ведь они "боролись", оптимизируя уже изданные игры, пытаясь обеспечить как можно лучший результат. Но в любом случае мы рекомендуем играть в игры с рейтингами совместимости "хорошо", "отлично" и "3D Vision ready", иначе впечатление от очков NVIDIA может быть изрядно подпорчено.
А что же с производительностью?
Итак, совершенно очевидным становится тот факт, что при активизации NVIDIA 3D Vision производительность видеоподсистемы фактически падает в два раза, поэтому для нормальной игры требуется весьма мощный ускоритель. В угоду производительности некоторые игры подвергались дополнительным настройкам, направленным на упрощение картинки.
В целом компьютер хорошо справился со своей задачей, продемонстрировав достойный фреймрейт в тестируемых приложениях. Отметим, что данные результаты были получены при нативном разрешении монитора и на качественных настройках графики. Для тех, кому будет недостаточно производительности, всегда есть возможность понизить детализацию картинки и подобрать оптимальный режим с нужным количеством FPS.
Реализация технологии стереоскопического видео в рамках NVIDIA 3D Vision заслуживает преимущественно положительных отзывов. Конструкция очков продумана до мелочей, настройки драйверов просты, а подготовка к работе устройства не требует серьезных затрат по времени.
Однако есть несколько нюансов, которые могут отпугнуть желающих приобрести NVIDIA 3D Vision Kit, - это общая цена решения. Ведь, помимо очков, пользователю понабятся стодвадцатигерцовый монитор или проектор и высокопроизводительный компьютер, укомплектованный видеокартой NVIDIA. Рекомендуемая стоимость активных очков - $199, за "3D Vision Ready" монитор придется выложить около $430, плюс еще мощная видеокарта… Подсчитать цену вопроса несложно, а вот стоит ли это таких денег - здесь, пожалуй, каждый для себя решает сам, а мы лишь приводим факты.
Стоимость затворной стереотехнологии NVIDIA может показаься сравнительно высокой, однако стоит понимать, что из массовых применений 3D она наиболее качественная и оправдывает свои вложения для тех, кому необходимо получить максимальный уровень погружения в игру. Но не за горами время, когда 120 Гц ЖК-панели будут активно появляться на рынке, очки подешевеют, а все современные игры будут выходить с обязательной поддержкой 3D, тогда пользователи наверняка обратят внимание на NVIDIA 3D Vision.
Что же касается компьютера Silverado , то здесь серьезных замечаний у нас нет. ПК вполне рационально сконфигурирован, обеспечивает хорошую производительность как в обыкновенном 2D, так и с активированным стерео (естественно, с учетом цены). Поэтому мы можем смело отметить, что в роли начальной игровой платформы для технологии NVIDIA 3D Vision он подходит хорошо.
Благодарим представительство компании ViewSonic в Республике Беларусь за предоставленные на тест очки NVIDIA 3 D Vision .
Фотографии выполнены в студии TECHLABS, фотограф Дмитрий Трамбицкий
Собственно, сама по себе технология 3D Vision в особых рекомендациях не нуждается: самая развитая на сегодняшний день стереоскопическая 3D-экосистема, построенная NVIDIA и включающая в себя всё необходимое – от видеокарт, драйверов и 3D-очков 3D Vision до сертификации мониторов и тюнинга 3D-игр. За два с половиной года, минувших с начала продаж первой версии, более полумиллиона пользователей ПК стали владельцами активно-затворных комплектов 3D Vision – грех не прислушаться к такой весомой “критической массе”, когда речь заходит о возможности улучшения и выпуска нового поколения технологии.
Прежде всего, о новых очках, они действительно больше прежних версий: по площади прирост составляет примерно 20%, при этом высота каждой линзы очков 3D Vision 2 варьируется в пределах 30-35 мм против 26-32 мм у очков 3D Vision, а ширина, соответственно, 36-58 мм против 36-54 мм у предыдущей версии. Собственно говоря, прежняя версия очков “утопает” в новой, и этот пример не может не порадовать тех, кому приходится одевать 3D-очки поверх обычных, диоптрийных. Скажу по своим впечатлениям: использовать новые 3D-очки вместе с диоптрийными теперь гораздо комфортнее, обе дужки очков могут опираться на переносицу, и при этом линзы очков даже не соприкасаются.
Вес новых очков слегка вырос – 56 грамм против 51 грамма у предыдущей версии, но это с лихвой компенсируется изменившейся в лучшую сторону эргономикой. Прежде всего, обратите внимание на то, как хорошо новые очки закрывают периферийное поле зрения от побочных засветок и мерцаний, в отличие от предыдущей версии, у новых очков для этого сверху теперь предусмотрен своеобразный “козырёк “.
Как и прежде, универсальность очков для любой головы обеспечивается надёжным прижатием кончиков дужек на висках, однако теперь для этой цели используются более широкие и удобные площадки. Как и прижде, в комплекте с очкам поставляется три пары разного размера наносников.
Кнопка включения очков, ранее размещавшаяся на верхней кромке левой дужки, теперь перенесена на внешнюю плоскость той же дужки. Теперь для включения очков достаточно жеста, схожего с прикосновением к виску.
Однако эргономика – это далеко не все усовершенствования в новом комплекте 3D Vision 2. По словам специалистов компании, новый, оптимизированный алгоритм переключения обеспечивает дополнительное подавление фантомных искажений от взаимного проникновения изображений разных каналов.
На практике это выглядит просто потрясающе, по крайней мере, для тех, кто привык к первому поколению технологии, эффект от включения 3D LightBoost поначалу может показаться просто шокирующе, непривычно светлым. Кроме того, что теперь можно играть или смотреть фильмы при включенном в комнате свете без риска потерять контраст на экране, высокий уровень яркости также позволяет свести к нулю любые проблемы от побочной засветки и мерцания тех же флуоресцентных ламп на периферии зрения. Ещё один плюс технологии 3D LightBoost – более продолжительное время нахождения линз 3D-очков в открытом состоянии. Косвенно этот эффект выражается в том, что вы гораздо лучше видите окружающие предметы, печатать на клавиатуре теперь не обязательно на ощупь, прекрасно читаются надписи на клавишах, видны различные предметы на столе и т.д.
Наконец, ещё одна новость, хотя и косвенно, но всё же относящаяся к сегодняшней теме: отныне список мониторов с поддержкой NVIDIA 3D Vision 2, равно как и к 3D LightBoost, будет активно пополняться моделями с диагональю 27 дюймов. Первая модель с технологией 3D LightBoost – ASUS VG278H, представленная одновременно с новым комплектом 3D Vision 2, из числа таковых.
Причина очевидна: 27-дюймовый экран обладает площадью, примерно на 50% превосходящую поверхность 22-дюймовых дисплеев, с которых начиналась история 3D Vision. Никто, конечно, не запретит вам использовать с очками 3D Vision 2 любые другие 22-, 23- или 24-дюймовые дисплеи, однако скажу как на духу: после того, как мне довелось поиграть за огромным 27-дюймовым экраном в Batman: Arkham City, а затем в FIFA Soccer 2012, желание возвращаться за свой 24-дюймовый монитор полностью пропало. Словом, ASUS VG278H – одна из немногих новинок, которая попала в мой лист пожеланий с полувзгляда.
Несколько слов о совместимости. Новые очки 3D Vision 2 обратно совместимы с предыдущими комплектами без каких-либо оговорок, равно как и старые очки, проводные и беспроводные, отлично подойдут к новым мониторам с поддержкой 3D LightBoost. Более того, новые мониторы с 3D LightBoost будут превосходно функционировать не только в паре с ПК, но и с любыми другими 3D-устройствами, оснащёнными HDMI 1.4, например, с Sony PlayStation 3, плеерами Blu-ray 3D Player и др. А вот апгрейд старых 3D-мониторов до поддержки 3D LightBoost, увы, не предусмотрен.
Наконец, о ценах. Новые комплекты 3D Vision 2 появились в рознице США по тем же ценам, по которым продавались их предшественники – $149 за комплект из очков и USB-эмиттера и $99 за очки. В России, как мне пояснили в российском представительстве NVIDIA, новые комплекты появятся уже в 2012 году. Впрочем, одна лазейка для более раннего приобретения всё же есть. Те, кому совсем не терпится, могут попробовать поискать в российской рознице 3D-мониторы с поддержкой 3D LightBoost. Кроме того, что они будут прекрасно работать и со старыми комплектами, могу намекнуть, что в розницу также будут поставляться некоторые модели укомплектованные наборами 3D Vision 2, при этом такой комплект, конечно же, будет гораздо выгоднее, чем покупка монитора и набора по отдельности.
И в завершение публикации – обещанный в самом начале видеоролик нашего производства о комплекте 3D Vision 2 и технологии 3D LightBoost.
Доброго времени суток, уважаемые читатели. В этой статье уделим внимание виртуальной реальности. Если вы устали от мира, то спокойно можете модернизировать оборудование и приобрести 3D очки NIVDIA 3D Vision и подарить себе ощущение свободы в играх. Для вас станет доступным целый новый мир, наполненный яркими красками.
Это технология придает изображениям, видео и другому контенту реалистичности, поэтому вы чувствуете себя участником событий. Очки оснащены линзами, которые защищают глаза от попадания стороннего света, что дает возможность полностью погрузиться в виртуальную вселенную. Материал мягкий, удобный, поэтому не вызывает никакой дискомфорта.
Введение в тему
В последние несколько лет большими темпами развивается технология виртуальной реальности. И если раньше об этом можно было только мечтать, то сейчас это становиться частью нашей повседневной жизни.
Такие крупные фирмы, как Samsung и NVIDIA, сейчас являются неоспоримыми лидерами в сфере разработки. Ранее оборудование для дома было роскошью, доступной только специалистам и богатым клиентам. Но сейчас рынок расширяется и цены значительно снижаются.
Назначение данных очков
VR очки используются для получения:
- изображение высокого качества, которое обеспечивает широкий угол обзора;
- уникальная технологическая разработка обеспечивает максимальную яркость и насыщенность цветов рабочей среды на мониторах ноутбуков и стационарных компьютерах;
- лучшей синхронизации с оборудованием для захватывающего игрового процесса;
- гибкость, максимальное удобство и отсутствие отвлекающих факторов;
- высокой частоты смены кадров, что удалит всю размытость, искажения и возможные задержки проявления изображений;
- одновременной работы с пятью мониторами с высоким разрешением;
- возможности играть в реалистичные приложения при подключении к телевизору или дополнительному монитору;
- создания собственного 3D Full HD кинотеатра;
- просмотра фильмов, трейлеров, роликов, видео и фото захватывающем широком формате.
Принцип работы
Система работает следующим образом:
- в основе очков виртуальной реальности лежит принцип стереоскопического зрения;
- для каждого глаза строится отдельное изображение, чтобы обеспечить полный угол обзора;
- остальная картина складывается и рассчитывается мозгом человека;
- потребность использования большого количества мониторов;
- оптическая система устанавливается перед экраном для установки визуальной пропорциональности объекта;
- внедрение беспроводных технологий для удобства игр.
Особенности модели
Рассмотрим внешние характеристики объекта.
Материалы корпуса и габариты
Устройство представляет собой:
- новый и современный дизайн;
- использование мониторов последнего поколения размером 27 дюймов с эмиттером, встроенным в корпус;
- новая технология распределения цвета;
- по сравнению с предыдущими моделями увеличился размер конструкции;
- увеличение угла обзора, благодаря высокой диагонали;
- возможность совмещать с обычными очками для зрения;
- использование современных материалов, которые отличаются легкостью и удобством;
- кнопка включения находится с левой стороны дужки;
- взаимозаменяемость комплектующих устройств разных поколений;
- оптимизация алгоритма переключения между линзами.
Качество сборки
Все материалы, используемы при изготовлении очков, современные. Поэтому изделие легкое, обладает прочностью. Несмотря на увеличение размеров, это не вызывает дискомфорта при использовании.
Позиционирование
Производитель утверждает, что продукция – недорогое решения для современных технологий, что является неоспоримым преимуществом.
Технические характеристики
К техническим характеристикам устройства можно отнести:
- в качестве источника сигнала может использоваться компьютер, ноутбук или телевизор;
- оснащен жидкокристаллическим дисплеем;
- для подключения к оборудованию используется интерфейс USB 2.0;
- подсоединяется при помощи ИК-порта;
- для питания используется проприетарный аккумулятор;
- работа на расстоянии до 4,5 метров;
- автономность составляет 60 часов.
Системные требования и платформы
Для подключения VR очков компьютер должен обладать минимальными характеристиками:
- версия операционной системы – Windows Vista и выше;
- разрядность – 64 или 32 бита;
- видеокарта – NVIDIA GeForce GTX 200 и более поздние модели;
- процессор – Intel Core 2 Duo или AMD Athlon X2 и выше;
- оперативная память – от 1 Гб;
- отображение 3D Vision.
Комплектация
Стандартный комплект включает такие элементы:
- VR очки;
- инфракрасный трансмиттер, обеспечивающий подключение к устройству;
- микрофибровая салфетка;
- накладка на нос с запасом;
- батарея для питания;
- USB-кабель для подключения к компьютера и зарядки;
- инструкция по эксплуатации.
Как подключить к ПК и настроить
Следуйте простой инструкции:
- подсоедините очки при помощи HDMI или DVI кабеля к телевизору или монитору;
- если у вас DLP разъем, то придется использовать переходник, который предоставляется в комплекте;
- подключите ИК-передатчик к USB-порту гаджета;
- используйте кабели, которые были в упаковке.
Настройка с аппаратной стороны окончена.
Программное обеспечение
Для того, чтобы обеспечить синхронизацию устройств, вам нужно установить ПО:
- драйвера режима стерео, диски с которыми должны быть в коробке;
- автоматически устанавливается дополнительное приложение с настройками оборудования и проводиться калибровка;
- в появившемся окне вы настраиваете глубину 3D;
- на панели есть специальная настройка – лазерный прицел, которая обеспечивает реалистичность во время игр.
Если 3D очки не работают, то попробуйте следующее:
- проверьте состояние ИК-передатчика – если он включен, светодиод должен засветиться зеленым;
- убедитесь в том, что запущен стереоскопический режим;
- проверьте настройки в приложении;
- запустите мастер по синхронизации, который автоматически проведет диагностику и обслуживание возможных неполадок;
- убедитесь в достаточном уровне заряда батареи;
- попробуйте подключить к другому оборудованию, используя DVI кабель.
Совместимость с играми
Очки виртуальной реальности позволяют играть в более, чем 500 различных игр. Создается эффект реалистичности. Перед пользователем возникают реальные 3D объект. Это заметно в приложениях с высоким показателем 3 Vision ready, что видно по характеристикам игры. Ярким представителем является Metro 2033.
Производительность 3D
Многие беспокоятся о производительности графики в режиме стерео. При проведении тестов производительность значительно падает. Это тормозит работу центрального процессора. Не все игры запускаются на максимальных настройках. Для обеспечения наибольшей производительности рекомендуется снижать характеристики. Особенно на менее мощных видеокартах.
Цена и доступность
Пока еще стоимость товара высокая. Хотя по сравнению с прошлыми годами она значительно снизилась. Сейчас вы сможете найти самую простую модель устройства практически в любом Интернет-магазине.
Проблема получения стереоизображения и 3D-видения будоражит умы разработчиков компьютерной техники уже не первый десяток лет. В той или иной степени она была достаточно успешно решена еще в самом начале XXI века с появлением стереодрайвера eDimensional Stereo Game Driver для видеокарт ATI. Примерно в то же время быстро набирал популярность пакет драйверов NVIDIA, работавший с сотнями игр, имевший регулировку параллакса, а также оснащенный несколькими утилитами, среди которых нужно отметить программу просмотра стереоизображений и программу захвата "объемных" скриншотов. Были и другие, менее известные программные продукты, но широкого распространения они не получили. Что касается аппаратной части, то здесь недостатка решений тоже не наблюдалось. Причем стоимость устройств, совместимых с упомянутыми выше драйверами, колебалась в необычайно широком диапазоне - от 20 руб. до нескольких тысяч долларов! Вы, наверное, уже догадались, что речь идет о стереоочках, построенных на основе различных стереоскопических технологий. Несмотря на заметную разницу в стоимости и принципах работы, во всех стереоочках используется единый способ получения стереоизображения - для левого и правого глаза создаются различные изображения, точки обзора которых несколько смещены относительно друг друга. Коэффициент этого смещения и есть та глубина или объем, которыми любуется пользователь, глядя в плоский монитор. Самой простой и доступной технологией получения стереоизображения является цветовое разделение, которое сегодня довольно часто используется при просмотре стереофильмов. Все наверняка видели очки с синим и красным фильтрами, пропускающими кадры лишь определенных цветов. Такие очки и сегодня стоят в пределах 100 руб. и при этом успешно доносят 3D-изображение до широких масс. Конечно, качество стереоэффекта подобные устройства дают не самое лучшее, да и искажение цветов зачастую сильно бросается в глаза.Технология поляризационного разделения лишена этих недостатков, т.к. в этом случае очки имеют не цветовые фильтры, а поляризационные, с разной направленностью. Таким образом, каждый глаз в поляризационных очках получает нужное изображение. Недостатки есть и у этой технологии - требуется дорогостоящее и крупногабаритное оборудование. Именно такие очки в настоящее используются в кинотеатрах IMAX, фильмы для которых снимают на две пленки специальной камерой с двумя объективами, разнесенными друг от друга на расстояние, примерно равное расстоянию между глазами человека.
Но описанные выше стереоскопические технологии - не единственные в своем роде. Среди них есть и более совершенные, хотя и требующие более значительных материальных затрат от конечного пользователя. К их числу относится технология разделения изображений для каждого глаза во времени. Стереоочки, использующие данную технологию, оказываются более сложной конструкции, при этом они должны подключаться к компьютеру и синхронизироваться с изображением на экране. При этом, каждый глаз получает изображение по очереди, в строгом соответствии с тем, что выводится на экран. Из освоенных на сегодняшний день стереотехнологий эта является наиболее совершенной по качеству 3D-картинки. К ее недостаткам стоит отнести лишь необходимость в большой частоте развертки дисплея или другого проецирующего устройства, ведь приходится выводить в два раза больше кадров, чем обычно. Так, при частоте дисплея 120 Гц, для каждого глаза изображение будет обновляться с частотой лишь 60 Гц. При меньшей частоте развертки глаза будут сильно уставать вследствие появления на экране характерного мерцания. Именно это важное требование и стало преградой на пути развития стереоскопических технологий несколько лет назад. Высокие частоты развертки были доступны ЭЛТ-мониторам, но большинство ЖК-панелей до сих пор работает при 60 Гц. Впрочем, прогресс не стоит на месте, и необходимая для работы очков затворного типа развертка с частотой 120 Гц сегодня доступна уже и у ЖК-мониторов. Путь оказался открыт, и NVIDIA, опережая конкурентов и доказывая свое лидерство в мире стерео, сразу же сделала серьезный ход, выпустив на рынок GeForce 3D Vision - новые стереоочки затворного типа. Как видите, назвать новый продукт революционным или хотя бы просто чем-то совершенно новым, нельзя. Еще лет восемь назад на отечественном рынке были представлены стереоочки, поставляемые в комплекте с видеокартами ASUS GeForce (в версиях Deluxe). Были и другие продукты - например, очки CrystalEyes от компании VRLOGIC .
Также были широко известны в свое время очки 3D Revelator от компании ELSA Technology Inc. , о которых мы писали еще в 1999 году,
Или даже шлемы виртуальной 3D-реальности I-glasses от компании i-O Display Systems . И хотя на отечественном рынке сегодняшний выбор стереоочков никак нельзя назвать широким, модель GeForce 3D Vision от NVIDIA не уникальна.
Комплект поставки
Поставляются очки в относительно компактной картонной коробке с прозрачными вставками. Сама коробка - это своего рода маленький дизайнерский шедевр. Каждый аксессуар здесь комфортно располагается в индивидуальном поролоновом отсеке и надежно защищен от внешних воздействий.Кроме очков, в коробке был найден передатчик ИК-сигналов, два USB-кабеля A-B разной длины (для подключения к компьютеру ИК-передатчика и зарядки встроенного в очки аккумулятора), кабель DVI-HDMI, аудиокабель VESA stereo-mini-jack (2,5 мм) для подключения к DLP, сменные резиновые насадки для комфортного расположения очков на переносице, тряпочка из микрофибры для протирки, мягкий чехол, а также набор драйверов, стереопримеров и инструкций. Надо сказать, что набор весьма внушительный и позволяет покупателю забыть о дополнительных тратах на нужные кабели при подключении стереоочков к той или иной A/V-аппаратуре.
Внешний вид
Внешне GeForce 3D Vision выглядят почти как обычные солнцезащитные очки. Конечно, за десяток лет, прошедших со времени бума стереоскопии в компьютерном мире, тенденции в моде претерпели множество изменений и даже возрождений, но раньше стереоочки в большинстве своем не отличались привлекательным дизайном, главное - чтобы сидели плотно и функции свои выполняли. К счастью для всех ценителей красоты, новинка лишена этого недостатка.
Широкие пластиковые дужки в раскрытом состоянии сливаются с черной лакированной оправой, окаймляющей затемненные слегка зеленоватые стекла. Оправа эффектно сочетает и сглаженные формы, и рубленые грани, отчего смотрятся очки стильно и модно. Механизм раскрытия дужек работает идеально. Винтовых соединений не видно, так что подкручивать со временем разболтавшиеся дужки не придется.
Концы дужек изогнуты и покрыты прорезиненным материалом ярко-зеленого фирменного цвета NVIDIA.
Левая дужка в самой широкой своей части имеет небольшое утолщение, в котором располагается аккумуляторная батарея, порт mini-USB для подключения кабеля зарядки, короткоходная кнопка включения в верхней части, а также светодиодный индикатор работы, который через некоторое время после включения гаснет и, таким образом, не раздражает пользователя своим светом, если тот работает в темном помещении.
Резиновые накладки для переносицы у очков сменные. В комплекте их имеется три штуки, так что практически каждый сможет подобрать подходящий размер.
ИК-передатчик и подключение
ИК-передатчик, как и оправа очков, изготовлен из черного лакированного пластика. Усеченная пирамидка в нижней части немного скошена, что придает ей дополнительную элегантность. Передняя панель в нижней части имеет небольшую кнопку включения, а задняя панель срезана. Здесь находятся два разъема (USB для подключения к компьютеру и mini-jack 2,5 мм для подключения фирменным кабелем к стереоинтерфейсу VESA), индикатор работы и пластиковое колесико, регулирующее глубину 3D-эффекта. Примечательно, что колесико расположено именно сзади, а не на лицевой части приемника, что выглядит немного нелогично.
Кстати, сама идея регулировки глубины 3D-эффекта не нова. И раньше (десяток лет назад) в фирменных стереодрайверах NVIDIA была такая регулировка. Сегодня изменять параллакс можно не только с помощью настроек в драйвере, но и аппаратно, что, несомненно, более удобно. ИК-приемник подключается к компьютеру трехметровым USB-кабелем, поэтому расположить ресивер можно на приличном расстоянии и от компьютера, и от дисплея, что, безусловно, важно, если он у вас не самой маленькой диагонали. Кроме того, очки без проблем работают на расстоянии 5-6 м от приемника - главное, чтобы последний находился в зоне прямой видимости. Кстати, очков, подключенных к ресиверу, может быть сколь угодно много, так что при желании можно без проблем смотреть стереофильмы как вдвоем, так и в огромной веселой компании. А вот кабель зарядки встроенного в очки аккумулятора не слишком длинный - около двух метров. Впрочем, по заявлению производителя, зарядки достаточно для 40 часов непрерывной работы, так что часто заряжать очки вам не придется.
Почем "стерео" для народа?
Как мы уже выяснили выше, для работы GeForce 3D Vision требуется ЖК-монитор с поддержкой развёртки 120 Гц (на данный момент в продаже есть две таких модели - Samsung SyncMaster 2233RZ и Viewsonic VX2265wm), один из DLP-телевизоров Mitsubishi (перечень моделей есть в описании очков на сайте NVIDIA), другие «3D Ready» DLP-телевизоры или проектор DepthQ. Можно с большой степенью уверенности предположить, что в ближайшие месяцы список совместимого оборудования существенно расширится. Но даже если на вашем новом ЖК-телевизоре красуется надпись "120 Гц" - это вовсе не означает, что GeForce 3D Vision будут работать с ним. Дело в том, что сигнал от компьютера большинство таких панелей, рассчитанных в первую очередь на телеприем, все равно получают по DVI-интерфейсу с частотой лишь 60 Гц. Так что перед покупкой придется выяснять технические характеристики достаточно подробно. К нам на тестирование попали очки с монитором Samsung SyncMaster 2233RZ - наиболее распространенной в данный момент 120-Гц моделью. Более того, уже сейчас вы можете встретить предложения о продаже как отдельно очков GeForce 3D Vision, так и набора, в котором к очкам прилагается еще и данный монитор. Стоимость очков на отечественном рынке составляет порядка $200, а указанного монитора - $550. Если учесть, что у подавляющего большинства пользователей монитора с частотой развертки 120 Гц в наличие нет, то цена на новую стереотехнологию автоматически становится равной $750. Много это или мало - решать вам. Те, кто увлекался стереоиграми десять лет назад, наверняка помнят, что для работы с очками еще в то время требовалась достаточно производительная машина, а разрешение и детализация в играх все равно были невысокими. Увы, но GeForce 3D Vision также потребует от пользователя серьезный современный компьютер: процессор не ниже, чем Intel Core 2 Duo или AMD Athlon X2, видеокарту NVIDIA GeForce серий 8ххх, 9ххх или GTX200 и установленную 32- или 64-битную Microsoft Windows Vista. Увы, системе Windows XP предлагается уйти на покой. Круг потребителей сузился еще немного - сюда входят лишь достаточно продвинутые геймеры. Тем же, кто просто хочет "смотреть стереокино", предварительно придется провести модернизацию своего старого компьютера.Работа с очками и тестирование
Подключение и установка драйверов заняли не много времени. Тестирование мы проводили на стенде с процессором Intel Core i7 965 Extreme 3,84 ГГц, материнской платой Gigabyte EX58-UD5, 4 Гб оперативной памяти DDR3-1333 и видеокартой NVIDIA GeForce GTX 295 с комплектом драйверов v.7.15.11.8208 и стереодрайвером v.182.08, установленными под Windows Vista Ultimate 6.0.6001 SP 1. После установки автоматически запускается проверка подключенного оборудования - и монитор, и очки были найдены и опознаны без проблем, и после короткого теста, все оборудование перешло в режим ожидания стереоразвлечений.На поставляемом в комплекте диске имеется тестовый видеоролик, снятый в режиме стерео. Он ничего интересного из себя не представляет, но дает общее представление о возможностях очков. Впрочем, гораздо интереснее проверить эти возможности на настоящих фильмах, чем на тестовых роликах. Но с фильмами мы развлекаться не стали, а проверили работу новинки на нескольких вполне современных играх. Интерес в данном случае представляли следующие вещи: совместимость очков с теми или иными играми, качество стереоэффекта и ощущения от его работы (к сожалению, исключительно субъективные), снижение производительности в результате передачи двух кадров вместо одного, а также влияние работы стереодрайвера на производительность.
С совместимостью вопрос был снят практически сразу. Достаточно лишь взглянуть на официальный список поддерживаемых игр, чтобы понять - GeForce 3D Vision подойдут игроманам всех мастей. Конечно, у нас не было возможности проверить на работоспособность такой обширный список игр, но поверить на слово производителю в данном случае можно - подобных проблем не было и в далеком прошлом, на заре появления стереодрайверов NVIDIA. Более того, несколько сотен самых популярных игр не только проверены на совместимость с очками, но и для каждой из них создан свой профиль со своими настройками.
С качеством 3D-эффекта и личными ощущениями дело обстоит сложнее. Эти параметры, увы, нельзя выразить цифрами или просто количеством - только словами, а, стало быть, субъективным мнением. Но все же, попробуем ограничиться исключительно фактами. Во-первых, нужно отметить, что очки заметно затемняют изображение. В тех играх (и фильмах), где преобладают яркие краски и светлые тона, это очень хорошо заметно - достаточно просто снять очки, чтобы ощутить огромную разницу. Это явный минус GeForce 3D Vision. А вот цветопередача не искажается совсем, что нужно причислить к положительным моментам, свойственным, впрочем, всей затворной стереотехнологии. Еще одним отрицательным моментом является то, что мерцание изображения в очках все же заметно. Конечно, не сильно, да и не каждый на это обратит внимание. Через час игры голова не болит, но чувствуется некоторая усталость. Как бы там ни было, а очки вносят дискомфорт, пусть и не очень большой. "Трехмерность" изображения в разных играх проявляется по-разному. Во многом это зависит от движка и проработки деталей в сценах, а во многом - и от жанра игры. Так, стереоэффект особенно сильно проявляется тогда, когда на переднем плане достаточно много различных предметов - в Far Cry 2 эффект просто великолепный. Проработка заднего плана не такая существенная, но тоже заметная. Все это касается и различных симуляторов, особенно, когда персонаж находится в кабине самолета или автомобиля. Тем не менее, если в игре постоянно смотреть на автомобиль сзади, пусть даже и на трехмерный, удовольствие очень скоро ослабевает и игра надоедает. Так, например, произошло на автотрассах Need for Speed ProStreet. В стратегиях стереоэффект хоть и заметен, но такого восторга, как в шутерах, не приносит. Стереорежим настраивается таким образом, что при запуске той или иной игры он может подключаться автоматически, а при выходе из нее он автоматически выключается. В нашей тестовой конфигурации были доступны практически все возможные разрешения в играх. Тем не менее, и детализацию, и разрешение приходится снижать в пользу скорости - снижение производительности при подключении очков видно невооруженным глазом. Тесты показывают, что производительность при подключении очков падает чуть больше, чем в два раза, что вполне нормально, ведь стереодрайвер тоже использует часть ресурсов - к счастью, совсем немного. Все это наглядно можно увидеть на представленных ниже диаграммах полученных результатов.
Бросается в глаза тот факт, что режим SLI при подключении стереодрайвера не работает. На официальном сайте производитель уверяет, что технология 2-way NVIDIA SLI работать должна без проблем, а в скором будущем в драйвер будет добавлена и возможность работы с 3-way NVIDIA SLI. Скорее всего, так и есть, а полученные результаты свидетельствуют о некорректной работе драйверов с конкретной видеокартой GeForce GTX 295 в режиме SLI. Более важно другое: сам стереодрайвер требует для работы не так уж и много ресурсов. А вот режим работы стерео, как ему и положено, снижает производительность видеокарты в два раза, поскольку необходимо рассчитывать вдвое больше кадров, чем в обычном режиме.