40. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.
Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы:
1) труда, как комплексного социального явления;
2) способа производства материальных благ;
3) закономерностей и механизмов функционирования материально-производственной сферы в целом.
Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, реализации поставленных целей, он есть процесс созидания, положительная творческая деятельность. Продуктами труда являются материальные (продукты питания, жилье, транспорт, одежда, услуги, без которых немыслима жизнь) так и духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т.д.) блага.
Но труд несет в себе и другой, не менее важный, социальный результат. В процессе труда развивается сам субъект труда, человек. Таким образом человек, общество, общественные отношения являются всегда конечными результатами труда.
Общественный характер труда заключается в исторической его перманентности, непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Только труд как совокупная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ является основной причиной общественного богатства.
Труд, являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой:
1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир;
2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей;
3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний;
4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.
Способу производства материальных благ принадлежит особая роль в общественной жизни он является основным фактором, определяющим развитие взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т.д. Материализм подчеркивает, что в конечном счете именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. история общества рассматривается в первую очередь как история способов производства. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, и как производится, какими средствами труда. Каждый способ производства, развивая способности человека является определенным видом и способом производства субъективных человеческих сил, способом развития производительно действующего индивида. Способ производства в конце концов утверждает и определенный образ жизни людей.
41. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.
Материальное производство играет определяющую роль в жизни человеческого общества. Прежде всего потому, что оно является источником жизни общества. Люди, прежде чем думать, заниматься искусством или политикой, должны жить. Но для того чтобы жить, они должны производить материальные блага- предметы пищи, одежды, обуви, жилища. Животные берут готовыми свет и тепло солнца, растительную и животную пищу из внешней природы. Этого достаточно для того, чтобы они могли существовать и развиваться по биологическим законам природы. Человеческое общество как общество погибнет, если не будет создавать из вещества природы продукты питания, одежду и жилища.
Основные изменения в обществе начинаются прежде всего в материальном производстве, а затем уже находят отражение в духовной жизни общества. Общественные взгляды и учреждения в конечном счёте отражают характер производства и порожденных им материальных (экономических) отношений между людьми. Новые общественные взгляды и теории рождаются лишь тогда, когда созревают материальные условия для их осуществления.
Человек является социальным существом и формирование сознания вне общества не возможно, т.е. при рождении человек, не обладает сознанием и если его изолировать от общества, то само по себе сознание сформироваться, не сможет. Развиваясь в обществе человек, прежде чем он осознаёт, что живёт в тех или иных производственных отношениях, уже включён в эти отношения. Как сказал К. Маркс: “не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.
Некоторые философы в структуре материального производства различают сегодня, с одной стороны, технологический способ производства - способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой, а с другой стороны, экономический способ производства , т. е. общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет обществу нормально функционировать на данной конкретно-исторической ступени своего развития
Будучи процессом создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе, материальное производство включает в себя целесообразную деятельность, т. е. труд; предметы труда: различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке; средства труда, служащие для воздействия на предмет труда, главная их часть - орудия производства (инструменты, машины, автоматы).
42 . Социальная структура общества: различные подходы к ее определению. Классы, социальные группы, слои. Теория социальной стратификации.
Социальная структура общества: различные подходы к ее определению.Классы,социальные группы,слои.Теория социальной стратификации.Социальная структура общества. Социальные структуры общества - совокупность классов, слоев, групп и взаимоотношения между ними. Социальные структуры выделяют по различным признакам, например социально-демографическая структура общества. Все зависит от главного критерия по которому производится структурирование. В завис от численности, социальные общности подразделяют на «большие»(классы, нации), «средние»(территориальные общности и производственные коллективы), и «малые»(семья).Каждая ОЭФ имеет свою, присущую только ей социально-классовую структуру, которая, отражая степень развития СП, является необходимым условием его функционирования и саморазвития.» Источником разделения общества на классы является общественное разделение труда (ОРТ) по конкретным видам деятельности. Исторически определенное отделение пастушества от земледелия, отделение ремесла от сельхозработ. Отделение умственного труда от практически-прикладного. ОРТ приводит к появлению частной собственности. В обществе появляется социальное неравенство.
Пути происхождения класса.
1.Через отделение в общине эксплуататорской верхушки.
2.Посредством обращения людей в рабство.(Сначала чужеплеменников, затем - своих)
Главная причина разделения общества на классы лежит в прогрессе. Бывают основные и неосновные классы. Основные - те, существование которых обусловлено существующими СП. Неосновные - те, что на основе отжившего или зарождающегося СП. Кроме классов в обществе существуют сословия, касты, слои. Экономические условия и занимаемое ими место в обществе определяют их интересы. Несовпадение интересов приводит к классовой борьбе. Классовая борьба всегда особенно обостряется в период смены ОЭФ. Формы классовой борьбы:
1.Экономическая борьба за наивыгоднейшие условия существования.
2.Политическая борьба за власть
3.Идеологическая борьба(«Борьба за идеи»).
Социальные стратификации. Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают вертикальную мобильность (перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную мобильность (перемещение в пределах одной страты).
Мы знаем, что существует много разных наук. Одни изучают природу — физика, биология, зоология, ботаника и т.д. А другие — человеческое общество, это история, литература, и др.
Каждая из этих наук изучает ту или иную сторону жизни общества. Таких сторон множество. Но ведущую роль в жизни общества играют отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ .
Почему? Потому, что человек может жить и заниматься каким-либо делом, только если у него есть пища, одежда, жилище и другие материальные блага, которые ему нужны, чтобы выжить в этом мире. Эти блага не падают сами собой с неба — они производятся самими людьми . Дело в том, что если все животные все необходимое им для жизни просто находят в природе, то человек «просто найденным» удовлетвориться никак не может — он так не выживет. Чтобы выжить в природном мире, человек должен производить сам для себя те предметы, которые ему требуются для жизни — выращивать зерно, разводить скот, делать гончарную посуду, ткать ткани и пр.
Но люди производят материальные блага не в одиночку, а сообща . Даже самая примитивная форма производства первобытных людей - охота была возможна только при условии объединения усилий многих членов первобытного общества. Вот почему производство всегда имеет общественный характер .
Для того чтобы производство материальных благ стало возможным, необходимо затратить труд человека. Труд - это целесообразная деятельность человека по производству нужных ему вещей.
Иногда говорят о «труде» пчел, муравьев, бобров. Но это неверно. Труд характерен только для человека. У животных не может быть никакой целесообразной деятельности, т.е. деятельности с заранее заданной целью. Самое большее, на что они способны,- это инстинктивно приспособиться к существующим природным условиям.
Чтобы что-то производить, надо иметь то, из чего производишь, и то, с помощью чего производишь. То есть предметы и орудия труда.
То, на что направлена деятельность человека, называется предмет труда . Предметы труда могут быть даны самой природой или же созданы человеком. Но даже тогда, когда они создаются человеком, в основе их все равно изначально лежит природный продукт.
Предметы труда, которые даются самой природой в готовом виде, это, например дерево, угольные пласты в шахте, нефть, руда, газ, добываемые из недр земли, и пр.
Предметы труда, которые созданы человеком — это такие предметы, которые подвергались предварительной обработке, например, бензин, керосин и другие вещества, полученные из нефти на нефтеперегонном заводе. Такие предметы труда называются сырьем или сырым материалом .
Развитие науки и техники создало и продолжает создавать новые предметы труда, например, т.н. синтетические материалы . Они имеют ряд преимуществ перед естественными (природными) предметами труда: они очень прочны и в то же время обладают рядом новых, нужных человеку, свойств, позволяющих изготавливать из них такую продукцию, которая лучше удовлетворяет те или иные потребности людей.
Человек, воздействуя на предметы труда, при помощи средств труда производит из них то, что нужно обществу. К средствам труда относятся прежде всего орудия производства - машины, станки, оборудование и т. п., а также производственные здания, склады, каналы, дороги, транспорт. Туда же включаются и трубопроводы, сосуды, баки и другие предметы, которые Маркс называл «сосудистой системой производства».
Главная роль в средствах труда принадлежит орудиям производства , посредством которых люди активно воздействуют на предметы труда, переделывая их для удовлетворения своих потребностей. Эти орудия Маркс называл «костной и мускульной системой производства». Они служат показателем технического прогресса, мерилом власти человека над природой.
По орудиям производства можно судить и о характере социально-экономических отношений того или иного периода истории человечества. «Экономические эпохи,- писал Маркс,- различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда».
Итак, в процессе труда человек использует средства труда и предметы труда. Вместе взятые, они образуют средства производства .
Никакое производство без средств производства невозможно. Но средства производства сами по себе не могут создавать материального блага. Только человек способен привести в движение станки, машины, комбайны и пр., и их помощью воздействовать на предмеры труда.
Средства производства и люди, обладающие знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящие в движение средства производства, называются производительными силами общества . Чем выше уровень производительных сил, тем больше степень господства человека над природой. Люди, создающие материальные блага, являются решающей производительной силой общества.
Поскольку производство всегда носит общественный характер — люди работают сообща, создавая какие-то материальные блага, то в процессе производства они необходимо вступают друг с другом в определенные отношения. Такие отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, называются производственными отношениями.
Возьмем, к примеру, производство автомобилей. Для того чтобы выпускать автомашины, нужно иметь или построить завод. Допустим, что этот завод принадлежит капиталисту. Он, чтобы произвести автомобили, нанимает рабочих. Между владельцем завода, а значит и всего заводского оборудования, и рабочими в процессе производства автомобилей устанавливаются определенные отношения - отношения капиталистической эксплуатации. Рабочие трудятся на капиталиста, ибо вся продукция, производимая на заводе, принадлежит собственнику предприятия и прибыль, получаемая от продажи автомобилей, также идет ему в карман.
Получается, что производственные отношения зависят от формы собственности на средства производства.
Устанавливаются производственные отношения вовсе не произвольно. Могут сказать — ведь рабочие нанимаются к капиталисту по своей собственной воле! Формально это так. Но в условиях буржуазного общества фабрики, заводы, железные дороги и пр. находятся в руках частных собственников, а рабочие лишены всех этих средств производства и, чтобы существовать, вынуждены идти работать на капиталистические предприятия. Получается, что никакой собственной воли (или, как сейчас говорят, «свободы выбора») у рабочих и нет! Они не могут не наниматься к капиталистам на работу, ибо таковы объективные условия их существования.
Производственные отношения отражаются на всей жизни общества. В частности они определяют отношения между людьми, возникающие в связи с распределением произведенных продуктов. Характер распределения зависит от общественной формы производства. Если производство капиталистическое, то распределение материальных благ осуществляется в интересах господствующего в обществе класса буржуазии, а если социалистическое, как это было в СССР, то в интересах народа, которому в Советском Союзе принадлежали все средства производства!
Получается, что для того чтобы узнать, каков характер производственных отношений в той или иной стране, следует прежде всего выяснить, в чьей собственности находятся там средства производства. От формы собственности на средства производства зависит положение классов в обществе, обмен и распределение материальных благ, созданных в процессе производства.
Производственные отношения и производительные силы в совокупности образуют способ производства .
Поскольку любое самое совершенное орудие само по себе ничего не производит, и одновременно человек не может ничего произвести без средств и предметов труда, получается, что для того чтобы процесс производства материальных благ имел место, надо соединить рабочую силу со средствами производства. А это неизбежно ведет к возникновению отношений между людьми - производственных отношений. Выходит, что производительные силы и производственные отношения не могут существовать отдельно друг от друга и только в единстве и взаимодействии их существует тот или иной способ производства материальных благ.
При этом роль их в развитии способа производства неодинакова. Ведущее место здесь принадлежит производительным силам. Они гибки и пластичны, способны очень быстро развиваться, а развитие и изменение их, и в первую очередь появление новых орудий труда, неизбежно отражается на производственных отношениях — они тоже меняются. В результате происходит переворот во всем способе производства, изменение всего общественного строя.
Но производственные отношения, развиваясь вслед за изменением производительных сил, далеко не пассивны. Будучи прогрессивными, они ускоряют развитие производительных сил. Если же они устаревают, то превращаются из форм развития производительных сил в их оковы.
Отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ (экономические общественные отношения), составляют базис общества, его опору. На его основе возникают и развиваются политическая и юридическая надстройки , различные формы общественного сознания. В целом базис и надстройка характеризуют ту или иную общественно-экономическую формацию .
В истории человеческого общества известны пять последовательно сменявших друг друга общественно-экономических формаций:
- первобытнообщинная,
- рабовладельческая,
- феодальная,
- капиталистическая
- и коммунистическая.
Коммунистическая формация в своем развитии проходит две фазы: низшую - социализм и высшую - собственно коммунизм.
Смена одних общественно-экономических формаций другими происходит не по чьему-то желанию, а в силу действия объективных экономических законов.
Человек является общественным существом. Поэтому труд человека всегда носит общественный характер, который проявляется в двух взаимосвязанных формах: разделение труда и кооперация труда.
Разделение труда - это дифференциация и специализация видов труда, закрепляющаяся путём профессиональной подготовки каждого работника. Разделение труда осуществляется на различных уровнях:
а) международное разделение труда между странами, т.е. между национальными экономиками;
б) разделение общественного труда на крупные роды: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.;
в) межотраслевое разделение труда - в промышленности, сельском хозяйстве и т.д. Например, в современной промышленности обособленно существуют и развиваются свыше 700 отраслей;
г) внутрипроизводственное разделение труда - на предприятиях, в том числе подетальное и пооперационное разделения труда.
Кооперация труда - это совместный (коллективный) труд многих людей, участвующих в создании определенного вида блага. Кооперация труда характеризуется следующими чертами:
а) совместный труд нуждается в управлении (со стороны бригадира, мастера, прораба и т.д.);
б) в процессе совместного труда применяется коллективная сила труда. Наглядным примером здесь может служить бревно, которое не поднять в одиночку и легко поднять вшестером;
в) при кооперации труда объективно возникает эффект соревнования, который проявляется не только в стремлении работника быть первым среди равных, но также в согласовании действий, высокой профессиональной ответственности и взаимном доверии между всеми работниками предприятия.
При сравнении кооперации труда и разделения труда выявляется ведущая, т.е. определяющая, роль разделения труда. Впервые этот приоритет разделения труда рассматривал А.Смит. Он привёл два существенно важных аргумента. Во-первых, «богатство рождается из разделения труда». Для иллюстрации этого тезиса А.Смит применил пример с изготовлением булавок. Если ремесленнику предложить изготовить булавки, выполняя все необходимые трудовые операции, начиная от поиска руды в земле, то возможно за один год он изготовит одну булавку. Если же этому ремесленнику предложить готовую проволоку, то возможно в один день он изготовит 20 булавок. Но если 100 ремесленников объединить в мануфактуре, где их труд разделить по операциям, то в один день они будут изготавливать 2000 булавок. Здесь количество разделенных операций равняется 100-кратному увеличению объёма выпуска продукции. Однако ремесленник превращается в рабочего, выполняющего лишь одну трудовую операцию и, как следствие, получающего заработную плату за выполнение своей трудовой операции в течение рабочего дня.
Во-вторых, при разделении труда между хозяйственно-обособленными профессиональными работниками (например, ремесленниками) обнаруживается действие закона экономии рабочего времени. Действие данного закона А.Смит иллюстрирует с помощью следующего примера.
Предположим, на рынке встречаются кузнец и столяр. Первый покупает стул и отдает за него три топора. Известно, что на изготовление одного топора кузнец затрачивает полтора часа, а столяр делает один стул за шесть часов. Экономия рабочего времени выявляется, если далее предположить, что кузнец начнет сам для себя делать такой же стул, а столяр захочет выковать для себя такой же топор. Тогда в силу недостаточности профессиональных умений и навыков каждый из них затратит большее время на изготовление названных изделий. Допустим, что столяр изготовит «свой» топор за 12 часов, а кузнец сделает «свой» стул за 36 часов. Следовательно, когда кузнец и столяр совершают обмен - один стул за три топора, каждый из них экономит свой труд. «Каждый из них как бы получает больше труда, чем отдает, каждый выигрывает время и силы» .
В заключение отметим, что профессиональное разделение труда, порождающее эффект экономии рабочего времени, объективно нуждается в обмене результатами труда, т.е. в рыночных отношениях между двумя хозяйственно-обособленными профессиональными работниками (товаропроизводителями). Эти рыночные отношения выполняют, по сути, роль кооперации труда, развивающейся в общественном масштабе, благодаря которой (рынку!) развивается и вся система общественного разделения труда.
Введение
Марксизм - система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории. Данная работа актуальна даже сейчас. А скорее, особенно сейчас - спустя время, после того как с марксизма слетела “позолота” идеологии партии, и он может быть рассмотрен трезво, лишь как система взглядов и утверждений.
Цель данной работы: заключается в рассмотрении марксизма, как научной теории.
Объект: политические учения.
Предмет: политическое учение - марксизм.
В работе использованы методы: изучения, обобщения, анализа. А также работы-источники таких авторов как: Ленин В.И., Маркс К., Энгельс Ф.
Материальное производство: понятие и основные элементы
Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая, в конечном счете, и определяет все вплоть до утонченной сферы духа, - это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей.
Что же являет собой собственно материальное производство?
Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.
Деятельность людей, в какой бы сфере жизни общества она ни протекала, направляется определенными потребностями материального производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом его дальнейшего развития. Потребность есть не что иное, как состояние организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом, выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности, нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования и развития.
Однако для осуществления деятельности недостаточно одного только наличия потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для ее достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения потребности, достижения цели.
Поскольку субъектом общественно-исторической деятельности являются индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп, партий, классов и т.д.), постольку их деятельность всегда основывается на иерархии интересов - от личностно-индивидуальных до самых широких общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива, ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком общественных систем является их способность целенаправленно формировать и мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и т.д.). Характер интересов - объективный, чрезвычайно тонкий показатель состояния общественной системы, ее здоровья.
Потребности и интересы - как личные, так и общественные - имеют сложную исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных и кончая наиболее утонченными духовными - познавательными, нравственными, эстетическими и т.п.
Общественные потребности и интересы составляют своего рода пружину социального механизма: они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и общества в целом.
В совокупности всех общественных интересов ведущая роль принадлежит интересам в системе материального производства. Развитие экономической сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного развития, поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от совершенствования и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также от умелого сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными. Одним из рычагов стимулирования роста материального производства является повышение материальной и моральной заинтересованности (иными словами, мобилизация интересов) каждого в результатах своего труда и общего дела. Ведь там, где нет заинтересованности, не может быть и настоящего дела.
Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными, так и функциональными, когда они выражают направленность субъекта либо на конечный результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса, так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической, нравственной и творчески-интеллектуальной сторон самого процесса труда. Если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от этого страдает и результат - качество продукта. Таким образом, ясно, что функциональные и предметные потребности и интересы слишком тесно переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов обществу не безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им рубежи. Не безразличен он и каждому труженику, заинтересованному в конечных результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне принудительной силой, превращаясь в искусство, достигая порой истинных вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.
Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и личных потребностей и интересов - существенное условие правильного выбора направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес развития производительных сил, увеличения производительности труда и совершенствования всей системы производственных отношений, что составляет решающий критерий исторического прогресса человечества, а также совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения его духовно-творческих потенций.
Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но, кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда.
Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства выделяются два вида труда - живой и овеществленный.
Не менее важным элементом структуры производительных сил является производственная технология. Решение технологических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и т.д.
Сложность современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное использование средств производства, управление и планирование. Наука все больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной производительной силой, а производство - технологическим применением науки. При современном уровне развития техники повышение квалификации работников возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний. При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях. Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный, интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени, воплощенной в различных художественных, эстетических, этических, философских ценностях его бытия.
Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные формы организации и управления производством не должны заслонять от нас главного - человека. Человек - не простая сила наряду с машиной, а одухотворяющее начало всего процесса общественного производства, впитавшее в себя опыт всемирной истории человечества.
Производство не является самоцелью развития общества, а служит в конечном счете лишь средством развития его главной ценности - человека. Именно в трудовом процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование и самоутверждение человека как высшей ценности.
Итак, производительные силы, - это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие производственными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ; созданные обществом средства производства, а также организация труда, технология производства, техники и достижения науки. Показателем уровня развития производительных сил общества является производительность труда, измеряемая не только количеством продукции, создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более - развитием и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.
Всякая экономическая система не может существовать вне производства. Оно пронизывает все нити хозяйственного процесса и является естественным условием человеческой жизни, образуя его материальную основу. Именно производству человечество обязано своим развитием .
Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития общества.
Процесс производства включает в себя прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность человека. Также оно включает в себя и духовное производство, производство людей, как общественных индивидов и производство "самой формы общения", т.е определенного типа социальной связи людей. Такой подход позволяет рассмотреть его как производство общественной жизни, выражение органической целостности человеческой деятельности.
Производство имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, это отношение людей к природе, в котором люди видоизменяют вещество природы для удовлетворения своих потребностей. Господство человека над природой характеризуется уровнем развития производительных сил и прежде всего средств производства. В этом отражается материальное содержание производства, его техническая сторона.
С другой стороны, оно включает в себя отношение людей к друг другу в процессе производства, или взаимоотношения людей в процессе производства. Это есть не что иное, как производственные отношения людей, центральное место среди которых занимают отношения собственности. Это есть общественная сторона, общественный характер производства. Именно производство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что, в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и духовных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное содержание производства, если рассматривать его применительно к обществу в целом. Иначе говоря, производство является общественным прежде всего потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество.
В рамках анализа взаимодействия составных частей структуры общественного производства необходимо отметить следующее. Безусловно, основанием общественного характера производства является совместный труд индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы общественной связи и жизнедеятельности. К тому же, по мере того как человек переходил от присвоения готовых продуктов к труду, происходило формирование человеческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности. Таким образом, производство сознания включается непосредственно в реальный процесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни. Кроме того, объективной основой образования и развития структуры общественного производства является разделение труда. Общественное производство представляет собой совокупность различных отраслей и производств, возникших в результате общего и частного разделения труда. При общественном разделении труда совершается процесс обособления различных видов конкретного труда в самостоятельные сферы деятельности, при котором производители специализируются на изготовлении продукции в определенных отраслях и видах производства и связаны между собой обменом результатами трудовой деятельности.
Категория общественного производства дает представление о целостности самой основы общественной жизнедеятельности, отмечая единство и взаимодействие материальных и духовных процессов жизни людей. Фундамент этого единства составляет деятельность людей по производству и воспроизводству условий своего существования, а критерием общественного характера производства выступает развитие человека, как общественного существа.
Понятие общественного производства, как совокупности идей о практическом характере общественной жизни, предметно-деятельной природе человека, а также целостного характера общественной деятельности людей, приобретает значение основополагающего принципа, который рассматривает весь исторический процесс как единое целое, где все моменты и факторы взаимосвязаны друг с другом .
Разработка направления предпринимательской деятельности для конкретного образовательного учреждения
Переход
российского общества к новым формам хозяйственной деятельности актуализировал
проблему подготовки предприимчивых, инициативных, ответственных и компетентных
специалистов. Существующая экономическая ситуация обусловливает необходимость
повышения уровня экономического образован...
Методологические и практические вопросы наличия и эффективности использования основных средств на предприятии
Одним из важнейших факторов повышения эффективности
финансово-хозяйственной деятельности компаний служит обеспеченность их
основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их
использование. Роль основных средств в процессе труда определяется тем, что в
свое...