Во время суетной и тревожной жизни порой так хочется окунуться в покой, и сделать это возможно в православном храме около святого образа Иоанна.
Икона Иоанна Кронштадтского присутствует во многих христианских церквях. Преподобный святой продолжает помогать людям и после смерти также, как помогал во время своей Богу и людям посвященной жизни.
Отличительные черты иконы Иоанна Кронштадтского
Преподобный протоиерей скончался в 1908 году, в это время уже существовал фотограф, и до настоящего времени сохранились прижизненные снимки святого, помогающие иконописцам передать облик святого на полотне.
Праведный Иоанн Кронштадтский
Внимательно взирая на образ святого, даже на расстоянии понимаешь, что перед тобой лик человека, имеющего при жизни глубокий ум и сильную волю.
Во время молитвы святому с иконы нисходит особая благодать, молящие порой чувствуют присутствие преподобного около себя, его образ буквально оживает и от смертных отличается только нимбом над головой.
В чем помогает икона
Из воспоминаний монахов монастыря, в котором служил протоиерей Иоанн, известно, что святой никогда не отказывал людям в помощи, чудеса исцеления происходили как при жизни преподобного, так и после смерти.
У святого образа христиане просят о даровании:
Люди, зависящие от алкоголя, были под особой опекой святителя. К нему за помощью приходили не только родственники пьяниц, но и сами хронические алкоголики. Никому не отказывал любящий людей батюшка.
Молодые приходят к иконам святого просить о даровании усердия в учебе, старики - о достойной старости, духовном и телесном здоровье.
Важно! Бескорыстная помощь святого при жизни продолжается в чудодейственных проявлениях, дарованных по молитвам у святого образа.
Помогает Иоанн Кронштадтский всем, независимо от вероисповедания и общественного статуса. С благодарением уходят от святого богатые и нищие, больные и здоровые, молодые и старые.
Как при жизни праведника, так и после его смерти люди считают за честь пожертвовать на храм во имя укрепления христианской веры.
Чудеса по молитвам
Нескончаем поток благодарственных посланий, записанных в храме Иоанна Кронштадтского, после полученных чудесным образом исцелений и освобождений.
- Евгении врачи вынесли приговор - бездетность, но женщина не сдалась, если нет лечения, тогда надо надеяться на Божье исцеление. Женщина поехала к святым мощам святого, долго молилась у иконы преподобного и, по возвращении домой оказалось, что она беременна.
- Протоиерея Владимира Гамариса подвергли религиозным гонениям в 1982 году по сфабрикованному обвинению. Владимир попросил в письме защиты архиерея, отправил послание и в ту же ночь увидел сон, в котором святой Иоанн молился на коленях у алтаря его церкви. Наутро пришла весть, что замысел безбожников провалился.
- Светлана Цвирко благодарил батюшку за чудесное исцеление мамы и свекрови. У ее мамы подозревали рак, и она приехала в Петербург на обследование. Здесь же лечилась свекровь, у которой обнаружили гангрену и почерневшую ногу хотели ампутировать. Женщина целый день провела в молитвах около могилы Иоанна, после чего позвонила мама и сказала, что рака нет, произошла ошибка, а вскоре и свекровь выписали, гангрена отступила сама по себе. С того времени икона святого Иоанна Кронштадтского, приложенная к могиле святого, постоянно находится со Светланой.
Перечень чудес, совершенных по молитвам около чудодейственного образа, не имеет конца.
Святой праведный
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (†1908)
Детство
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (настоящее имя Иван Ильич Се́ргиев) родился 19 октября (1 ноября по новому стилю) 1829 г. в селе Сура Архангельской губернии - на далеком севере России - в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, думая, что дитя не доживет до утра, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день празднуемого Св. Церковью. Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться.
Родители Вани были людьми простыми и глубоко верующими. Отец, Илья Михайлович, пел и читал молитвы во время богослужения в местной сельской церкви. Он с раннего детства брал своего сына в церковь и тем воспитал в нём особенную любовь к богослужению.
Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари.
Уже в детстве ему была свойственна особая чуткость к проявлениям духовного мира: в 6 лет Иоанн сподобился явления своего Ангела-Хранителя. Маленький Ваня часто болел и порой долгие дни проводил в постели. Он не только видел, как молится за его здоровье мама, но и сам молился с ней.
В 6 лет отец купил Ване букварь и стал обучать сына грамоте. Грамота вначале давалась ему с трудом, как и преподобному Сергию Радонежскому, - и точно так же, как и Преподобный, по молитве отрок Иоанн обрел способности к учению. Однажды ночью, когда все спали, шестилетний Ваня увидел в комнате необычный свет. Присмотревшись, он замер: в неземном свете парил Ангел Хранитель. Смущение, страх и одновременно радость охватили ребёнка. Увидев волнение мальчика, Ангел успокоил его и, пообещав ограждать от всех горестей и бед, исчез.
Учёба
Отрок Иоанн молится по дороге в школу
С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил Архангельское приходское училище, в 1851 году окончил Архангельскую Духовную семинарию и за успехи был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия, защитив работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев».
Еще учась в семинарии, он лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в Академию. И послушный сын покорился.
Поступив в Академию, молодой студент не оставил свою мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу, и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери.
Начало служения
Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью.
После завершения духовного образования в 1855 г. он стал священником Андреевского собора в Кронштадте, где прослужил 53 года.
В декабре 1931 года Андреевский собор
был закрыт. Во второй половине 1931 года в помещении собора располагался склад закупочного кооператива. В 1932 году собор был разобран. На образовавшемся сквере в 1955 году был установлен памятник Ленину. Сквер назвали Ленинским. В 2001 году этот памятник перенесли в сквер Юного ленинца. В 2002 году Андреевским союзом был установлен памятный гранитный знак с надписью:
«На этом месте стоял собор Андрея Первозванного, в котором 53 года служил Великий Молитвенник Земли Русской святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Собор был освящён в 1817 году, разрушен в 1932 году. Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».
Женился на дочери протоиерея того же храма Константина Новицкого Елизавете, но детей не имел. Супруги «приняли на себя подвиг девства». Брак его, который требовался обычаями нашей Церкви для иерея, проходящего свое служение в миру, был только фиктивный, нужный для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов. В действительности, он жил с женой как брат с сестрой.
Иоанн Кронштадтский с супругой
12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию "Сергиев" и называли его "Кронштадтский", да и сам он нередко так подписывался.
Расположенный на острове Котлин в Финском заливе, в 46 верстах от Санкт-Петербурга, Кронштадт тех времён был не совсем обычным городом. С одной стороны, мощная военно-морская крепость, стоянка и база Балтийского военного флота. А с другой - место ссылки нищих, бродяг и провинившихся в чем-либо людей. Много было здесь и чернорабочих, которые трудились в порту и на заводах. Ютились эти жители по окраинам города. Кто мог, строил себе лачуги из полусгнивших брёвен и досок. Другие рыли землянки. Люди жили в беспросветной нужде, в холоде и голоде. Попрошайничали не только дети, но и их пьющие отцы, а порой и отчаявшиеся матери.
И на этих, презираемых всеми, несчастных и опустившихся людей обратил внимание отец Иоанн. Молодой священник стал посещать бедные кварталы.
Своими хлопотами за кронштадтских "несчастных босяков" досаждал отец Иоанн многим, а особенно - властям и высокопоставленным чиновникам. Многие не верили в искренность его намерений, глумились над ним, распространяли о батюшке клевету и наветы, называли юродивым. Но не смотря ни на что, отец Иоанн шёл своим путём.
«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его , — говорил о. Иоанн, — не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем ». С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и воз-рождая силою своей истинно пастырской состраждущей любви.
Вразумляя падших людей и молясь за них, жертвуя нищим деньги и вещи, отец Иоанн помогал и больным. Порой его звали к больному ночью, и он, не раздумывая, ехал, не боясь даже самых заразных. За свои поездки к больным и за молебен об исцелении отец Иоанн никогда ничего не просил. Напоминал только, что благодарить за все нужно Бога.
Открытие дара чудотворения
Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой возможности пере-числить все чудеса, совершенные отцом Иоанном. Наша неверующая интел-лигенция и ее печать намеренно замалчивали эти бесчисленные явления силы Божией.
По молитвам Иоанна Кронштадтского и возложением его руки излечивались самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались, как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо отцу Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось.
Сохранилось немало свидетельств исцелений.
Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901г.). Женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к отцу Иоанну в бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека.
Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожаром, после того как отец Иоанн вознес там свою молитву.
Множество чудес совершалось по молитвам благодатного пастыря. Особенно жалел отец Иоанн подверженных страсти винопития и многих исцелил от нее.
Отец Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из заграницы иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой отцу Иоанну за его великие подвиги - молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.
"Всероссийский батюшка"
Вскоре вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Слава о нем как о знаменитом пастыре, проповеднике и чудотворце быстро распространилась повсюду. Наступил второй период его славной жизни, его подвигов. Вначале он сам шел к народу в пределах одного своего города, а теперь народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь.
Еще большее число писем и телеграмм получал он. Вместе с письмами и телеграммами текли к отцу Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, отец Иоанн тотчас же все раздавал. По самому минимальному подсчету чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!).
Св. Иоанн Кронштадтский приводит бездомных детей в приют.
На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение - «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
Достигнув высокой степени молитвенного созерцания и бесстрастия, отец Иоанн спокойно принимал богатые одежды, преподносимые ему его почитателями, и облачался в них. Это ему даже и нужно было для прикрытия своих подвигов. Дорогую одежду некоторые лица ставили в вину отцу Иоанну. Однако, по свидетельству очевидцев, он не заказывал её себе, и принимал лишь для того, чтобы не обидеть даривших лиц, искренно хотевших чем-либо отблагодарить его или услужить ему. В действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, отец Иоанн был величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост.
Полученные же пожертвования раздавал все, до последней копейки. Так, например, получив однажды при громадном стечении народа пакет из рук купца, отец Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая даже пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей!» - «Его счастье», спокойно ответил отец Иоанн. Иногда, однако, он отказывался принимать от некоторых лиц пожертвования. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы 30 000 рублей. В этом случае проявилась прозорливость отца Иоанна, ибо эта дама получила эти деньги нечистым путем, в чем после и покаялась.
Был отец Иоанн и замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки - экспромтом. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем и исключительной богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа.
"Всероссийский батюшка" (как называли отца Иоанна) сам постоянно путешествовал по стране, посещая самые глухие ее уголки. Эти поездки были настоящим триумфом смиренного Христова служителя. Всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу. Стечение народа определялось десятками тысяч, и все бывали объяты чувствами сердечной веры и благоговения, страхом Божьим и жаждою получить целительное благословение. Во время проезда отца Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу, многие при приближении парохода становились на колени.
Когда 20 июля 1890 года Иоанн Кронштадтский служил в соборном храме Харькова, на Соборной площади собралось свыше 60 000 человек. Точно такие же сцены происходили в поволжских городах: в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде. Где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей: вокруг него собирались толпы и буквально рвали его одежду (один раз жители Риги разорвали его рясу на куски, каждый желая иметь у себя кусочек).
Распорядок дня Иоанна Кронштадтского
В этом доме на втором этаже находилась квартира причта Андреевского собора — Иоанн Кронштадтский жил в ней с 1855 по 1908 год
Вставал отец Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии.
При Иоанне Кронштадтском дом был двухэтажным, но в советское время к нему пристроили еще два этажа, что сильно запутало историков когда искали квартиру. На фото: макет дома, как он выглядел раньше
Около 4 часов он отправлялся в собор к утреней. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню.
Гостиная квартиры-музея Иоанна Кронштадтского
За утреней отец Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь.
Из-за громадного количества желавших исповедоваться у отца Иоанна, им была введена общая исповедь. Производила она - эта общая исповедь - на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5 000 человек, всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение, и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась. В иные дни он исповедовал по 12 часов и причащал за службой непрерывно в продолжение 3-4 часов.
Проповедь в Андреевском соборе Кронштадта.
По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, совершение отцом Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Служба отца Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, хода́таем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Чтение отца Иоанна на клиросе было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что отец Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих.
Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более 2-х часов.
Во время службы письма и телеграммы приносились отцу Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть.
После службы, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.
Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божьей!
Преподавательская деятельность
Иоанн Кронштадтский был и замечательным педагогом-законоучителем. Свыше 25 лет он преподавал Закон Божий в Кронштадтском Городском училище (с 1857г.) и Кронштадтской классической гимназии (с 1862г).
Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в наших учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У отца Иоанна мерами поощрения не служили отметки, ни мерами устрашения наказания. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было «неспособных».
На его уроках все, без исключения, жадно вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти живые беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся. Такой способ преподавания он в своих речах, обращаемых к педагогам перед началом учебного года, объяснял необходимостью дать отечеству прежде всего человека и христианина, отодвигая вопросы о науках на второй план.
Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырабатывался полезный член общества.
Особенное значение отец Иоанн придавал чтению житий святых, и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому.
В 1887 году Иоанн Кронштадтский был вынужден оставить преподавательскую деятельность.
Духовный дневник «Моя жизнь во Христе»
Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил, однако, время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания. Эти мысли составили собою замечательную книгу, изданную под заглавием «Моя жизнь во Христе».
Всю свою жизнь в Кронштадте св.Иоанн вел духовный дневник — более 50 лет. Выписки из него были изданы в двух томах под названием "Моя жизнь во Христе" еще во времена св.Иоанна. После Второй мировой войны часть дневников была утеряна.
Книга эта представляет собою подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. В полном собрании сочинений Иоанна Кронштадтского издания 1893 года «Моя жизнь во Христе» занимает 3 тома в 1000 с лишним страниц. Это - совершенно своеобразный дневник, в котором мы находим необыкновенно поучительное для каждого читателя отражение духовной жизни автора. Каждое слово - от сердца, полно веры и огня; в мыслях - изумительная глубина и мудрость; во всем поразительная простота и ясность. Нет ни одного лишнего слова, нет «красивых фраз». Их нельзя только «прочитать» - их надо всегда перечитывать, и всегда найдешь в них что-то новое, живое, святое.
«Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет, настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимейшей настольной книгой.
Книга эта на вечные времена останется ярким свидетельством того, как жил наш великий праведник и как должно жить всем тем, кто хотят не только называться, но и в действительности быть христианами.
Основная мысль всех письменных творений Иоанна Кронштадтского - необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстями и похотями, преданность вере и Церкви Православной, как единой спасающей.
Общественно-политическая позиция
Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, Иоанн Кронштадтский с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.
Революционные катаклизмы, в том числе в Кронштадте, Иоанн Кронштадтский воспринимал как беснование, утверждал, что «если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города».
Объектом особых опасений Иоанна Кронштадтского была деятельность революционной антицерковной интеллигенции. Главной причиной революционного брожения в России он считал отпадение людей от Церкви.
С начала 1890-х он резко критиковал популярного и влиятельного в обществе писателя графа Льва Толстого. Критиковал за то, что последний «извратил весь смысл христианства», «задался целью… всех отвести от веры в Бога и от Церкви», «глумится над Священным Писанием», «хохотом сатанинским насмехается над Церковью», «погибает вместе с последователями». Считал, что учение Толстого усилило «развращение нравов» общества, что его писаниями «отравлено множество юношей и девиц», что толстовцы «испровергают Россию и готовят ей политическую гибель».
После 1905 года и последовавшей либерализации цензуры, в русской прессе стали печатать негативные статьи и карикатуры на Иоанна Кронштадтского, порой носившие непристойный и насмешливый характер. Его критиковали за выступления против Толстого, за резкое неприятие революционного движения и поддержку самодержавной формы правления. В газетах писали, что Иоанн Кронштадтский окружил себя недостойными людьми, разворовавшими значительную часть пожертвований, которые контролировали общение паломников с ним, допуская преимущественно тех, с кого можно было получить мзду; что особой статьей доходов стало распространение молитв, якобы составленных Иоанном Кронштадтским, крестиков и др. предметов, «освященных» им.
Самым заметным антицерковным произведением стала повесть Николая Лескова «Полунощники» (1890). В значительной своей части повесть критически освещает деятельность Иоанна Кронштадтского. Пастырь был изображен как псевдоцелитель, а его сторонники - как сектанты.
В 1880-е из среды его почитателей обособилась группа фанатичных поклонников, получившая наименование иоаннитов , которые почитали его за воплотившегося вновь Христа (что расценивалось как разновидность секты хлыстов; были признаны Святейшим Синодом как секта 12 апреля 1912 года); сам отец Иоанн их отвергал и осуждал, но само её наличие создавало в определённых кругах скандальную репутацию.
Кончина Иоанна Кроншадтского
К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни Иоанна Кронштадтского присоединился мучительный личный недуг - болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он предписания знаменитых врачей, пользовавших его, - поддерживать свои силы скоромной пищей. Вот его слова: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет - Святое Причастие».
Хотя болезнь причиняла много страданий, однако Батюшка не изменял своему правилу — ежедневно совершал богослужение, причащаясь Святых Христовых Тайн. Только в последние дни своей жизни он не мог совершать литургии и причащался на дому. В последний раз он отслужил литургию в Андреевском соборе 9 декабря.
Отец Иоанн точно предсказал день своей кончины. 18 декабря, как бы забывшись, он спросил игуменью Ангелину: «Которое сегодня число?» Она ответила: «Восемнадцатое». — «Значит, еще два дня», — сказал в раздумье Батюшка. Незадолго до смерти он разослал всем почтальонам, рассыльным и т. п. людям, исполнявшим его поручения, праздничные открытки на Рождество Христово. «А то и вовсе не получат», — прибавил он.
Всероссийский пастырь скончался 20 декабря (по старому стилю) 1908 года на 80-м году жизни и был погребен в Иоанновском монастыре на Карповке в Санкт - Петербурге.
В погребении Иоанна Кронштадтского участвовали и присутствовали десятки тысячи людей, а у гробницы его и тогда и в последующее время совершалось немало чудес.
Необычайны то были похороны! Гроб с телом Иоанна Кронштадтского был выставлен в Андреевском соборе для прощания. Народ беспрерывно шёл в храм всю ночь с 21 на 22-е декабря. На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах - это был случай в России совершенно беспримерный.
Похоронное шествие сопровождалось войсками со знаменами, военные оркестры исполняли «Коль славен», по всей дороге через весь город стояли войска шпалерами. Чин отпевания совершал С.-Петербургский Митрополит Антоний, во главе сонма епископов и многочисленного духовенства. Лобызавшие руку покойного свидетельствуют, что рука оставалась не холодной, не окоченевшей. Заупокойные службы сопровождались общими рыданиями людей, чувствовавших себя осиротевшими. Слышались возгласы: «Закатилось наше солнышко! На кого покинул нас, отец родной? Кто придет теперь на помощь нам, сирым, немощным?» Но в отпевании не было ничего скорбного: оно напоминало собою скорее светлую пасхальную заутреню, и чем дальше шла служба, тем это праздничное настроение у молящихся все росло и увеличивалось. Чувствовалось, что из гроба исходит какая-то благодатная сила и наполняет сердца присутствующих какою-то неземною радостью. Для всех ясно было, что в гробу лежит святой, праведник, и дух его незримо носится в храме, объемля своею любовью и ласкою всех собравшихся отдать ему последний долг.
Катафалк с гробом Иоанна Кронштадтского около Андреевского собора
Похоронная процессия с гробом Иоанна Кронштадтского на льду Финского залива
Вдова Елизавета Константиновна пережила отца Иоанна всего на несколько месяцев, и была похоронена 24 мая 1909 года на кладбище у Андреевского собора (в конце жизни Елизавета Константиновна перенесла тяжелую операцию, после которой лишилась ног) .
Мощи Иоанна Кронштадтского
Иоанновский монастырь на Карповке
Мощи праведного Иоанна Кронштадтского покоятся под спудом в Иоанновском монастыре на Карповке .
Надгробие над мощами Иоанна Кронштадского в Иоанновском монастыре в С.-Петербурге
Здесь же находятся известная икона святого Иоанна с его епитрахилью и его облачения.
Частица епитрахили имеется также в Троице-Измайловском соборе Санкт-Петербурга, в иконе, являющейся точным списком с монастырской иконы.
В Москве икона Иоанна Кронштадтского с частицей мощей находится в Храме преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской Слободе (м."Площадь Ильича",ул. Николоямская, 57-59).
Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе
Причисление его к лику святых - канонизация - состоялось в 1990 г.
Ему молятся во всякой семейной и бытовой нужде и в болезнях, а также об избавлении от пьянства.
Изречения:
- «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его. Не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нём».
- «Ты ненавидишь врага - ты глуп… люби врага - и ты будешь премудр».
- «Надо помнить, что в том и христианская вера состоит, чтобы любить врагов».
- «Смотри на всякого человека, домашний он или чужой, как на всегдашнюю новость в мире Божием, как на величайшее чудо Божией премудрости и благости, и привычка твоя к нему да не послужит для тебя поводом к пренебрежению его. Почитай и люби его, как себя, постоянно, неизменно».
- «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа, или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди поэтому всё равно, что один человек, или одно великое древо человечества».
- «Молитесь, Господь поможет вам по вере вашей».
- «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету великого князя Владимира - как единая Церковь… Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть Подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
- «Демократия в Аду, а на небесах - Царство Божье».
- «Не будьте беспощадными судиями людей, работающих Богу и впадающих в жизни в противоречие самим себе, то есть своему благочестию; их поставляет в противоречие самим себе диавол, злой сопротивник их; он сильно хватается зубами своими за их сердце, нудит их делать противное».
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Молитва святому праведному Иоанну Кронштадтскому
О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал:
Имя Тебе - Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося.
Имя Тебе - Сила: укрепи меня, изнемогающаго и падающаго.
Имя Тебе - Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями.
Имя Тебе - Мир: умири мятущуюся душу мою.
Имя Тебе - Милость: не переставай миловать меня.
Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: христоименитый и праведный угодниче Божий!
Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойныя плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Тайн. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов видимых и невидимых избави.
Светом лика твоего служителей и предстателей Алтаря Христова на святыя подвиги пастырскаго делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святыя обители озари!
Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенныя собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольстей Церкви.
Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави.
Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского, глас 1
Православныя веры поборниче, земли Российския печальниче, пастырем правило и образе верным, покаяния и жизни во Христе проповедниче, Божественных Таин благоговейный служителю и дерзновенный о людех молитвенниче, отче праведный Иоанне, целителю и предивный чудотворче, граду Кронштадту похвало и Церкве нашея украшение, моли Всеблагаго Бога умирити мир и спасти души наша.
Кондак праведного Иоанна Кронштадтского, глас 3
Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою,// и врата адова не одолеют ей.
Святому Иоанну Кронштадтскому молятся по самым разным поводам. Пастырь изгонял бесов и снимал порчу и сглаз, избавлял от уныния и скорби, способствовал в избавлении от вредных привычек. Многочисленные исцеления, происходящие по молитвам отца Иоанна сумели привлечь множество людей, которые жаждали увидеть его и просить о помощи.
И по всенародному почитанию этого святого можно судить о невероятной силе его молитв. Иоанн Кронштадтский мог исцелять ото всех недугов. И хотя в детстве святому грамота давалась тяжело, прочитав горячую молитву Господу, он начал читать. Поэтому не удивительно, что к Иоанну обращаются и те, кто нуждается в помощи в учебе.
Иоанн Кронштадтский настолько прославился еще при жизни, что на проповеди в Андреевском соборе ежедневно собиралось больше тысячи народа, чтобы послушать учение священнослужителя и обратиться с просьбой об исцелении. В годы смуты Иоанн Кронштадтский предстал в качестве непримиримого обличителя лжи. Он представляет собой яркий пример несокрушимой веры в Бога, надежду на Его милость к кающемуся человеку, любовь к своему народу.
Иоанн Кронштадтский является мудрым наставником и добрым пастырем, сделавшим много для того, чтобы укрепить свою веру, помогать людям, и спасти страну от надвигающейся смуты. Посему молятся ему и те, кто чувствует, что вера ослабевает под натиском мирских соблазнов.
И сегодня чудеса, совершенные Иоанном Кронштадтским нередко можно услышать в устах людей, которые не забывают его.
Самые известные молитвы Иоанна Кронштадтского
Многие неоднократно задавались вопросом, почему молитва святому Иоанну Кронштадтскому отличается огромной целительной силой. Наверное оттого, что сам святой своими делами и праведной жизнью заслужил благословение Бога. С ранних лет он познал, что такое нужда, так как его семья всегда была бедной. Поэтому юноша с ранних лет научился довольствоваться малым и самым необходимым, и религиозное учение заняло всю его жизнь.
Если страждущий и безработный человек обратиться с мольбой к святому Иоанну Кронштадтскому, его затруднительная ситуация быстро разрешится самым лучшим образом. Главное - верить в чудодейственную силу обращения к Господу, и молитва Иоанну Кронштадтскому, заступнику людскому перед Всевышним, обязательно поможет и спасет от уныния человека и его ближних.
Молитва Иоанну Кронштадтскому
«О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе - Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе - Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающаго. Имя Тебе - Свет: просвяти душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе - Мир: умири мятущуюся душу мою. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и не осужденно причащатися Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междуусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.»
|
В истории святой Иоанн запомнился людям как самый грамотный российский священник, самый образованнейший и умнейший человек своего времени, теолог, историк, философ, религиовед.
И молитва Иоанну Кронштадтскому, произнесенная в сокровенный час всегда поможет человеку и спасет от чревоугодия и искушения бесов, если он будет ее не только слушать, но и читать.
Святой всегда помогал людям при жизни и даровал исцеление. Словами утешения он менял жизнь человека, даря ему надежду. Безнадежно больные люди выздоравливали. Все это происходило потому, что святой всегда в молитвах уповал на Бога, и доверялся ему во всем. Поэтому не стоит сомневаться, что и молитва праведному Иоанну Кронштадтскому будет услышана. Чудеса, совершаемые по просьбам святого священнослужителя Иоанна Кронштадтского, наводили удивление и умиление даже на самые скептические умы - не зря священник находился в окружении народа.
Перед иконой праведного Иоанна Кронштадтского просят защиту от греха тогда, когда человек, который находится под воздействием страстей и эмоций, сам не справляется с искушениями.
Каждая молитва святого оказывает неимоверную помощь от чревоугодия и тогда, когда необходимо вразумить и направить на путь истинный самого грешника и его ближних. Молитвы праведному Иоанну утешают родных, спасают от уныния и порчи страдающих за ближнего. Стоит отметить существование специальной молитвы от пьянства и бесов, которую составил Иоанн Кронштадтский.
Молитва Иоанну Кронштадтскому «От пьянства»
«Господи, призри милостиво на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь».
С помощью нее святой Иоанн просил Бога даровать исцеление человеку, страдающему от пьянства. Эта молитва оказывает помощь в самых трудных ситуациях.
Как помогает молитва?
Благодаря молитве святому Иоанну Кронштадтскому происходят настоящие чудеса. И тысячи свидетельств служат тому настоящим подтверждением. С помощью молитвы Иоанна Кронштадтского больные раком избежали хирургического вмешательства, химиотерапии, и периода восстановления, и получили исцеление. Люди спасались от порчи и вылечивались от сильнейших ожогов, в особенности, если рану смазывали маслом, взятым из лампадки возле иконы.
Молитва праведного Иоанна Кронштадтского способна поднять на ноги даже самого безнадежного больного, она помогает устроить человеку личную жизнь, женщинам - благополучно и без проблем выносить и родить малыша. И свидетельств этому - десятки и сотни на религиозных форумах и на сайтах храмов. Если вы будете соблюдать праведный образ жизни, и подходить к молитвам с чистым сердцем и душой, то и вам она поможет.
Видео: Молитва Иоанну Кронштадтскому
Мощи: Иоанновский жен. м-рь на Карповке (Санкт-Петербург)
Изучая житие и труды Иоанна Кронштадтского удивляет дерзновение, с каким молился о людях, требующих помощи. Даже Иисус в ночь перед страданиями просил: пронести чашу сию мимо, добавляя: «Не Моя воля, а Твоя, Боже, да будет» .
Этой фразой рекомендуется заканчивать любое прошение, веря, Господь изберет лучший вариант. До определенных пор так поступал святой Иоанн. Пока не получил благословения «требовать» исцеления, вразумления, помощи нуждающимся .
Всероссийский батюшка
Получая письма с просьбой помочь, Святой праведник молился, и больные выздоравливали, не видя самого батюшку. Слава о силе его молитв была так велика, что Андреевский храм, в котором служил (вместимостью 5000! тыс. человек) всегда был переполнен. Почитатели святынь, растерзали на кусочки епитрахиль, когда посещал Ригу. Вот пример, как он молился:
Позвали о. Иоанна к больному, у которого случился заворот кишок. Врачи ничего не могли сделать, мужчина умирал. Батюшка стал молиться так: «Господи, ты сделал его отцом шестерых детей. Не оставь их сиротами. Исцели страждущего» . Утром, к удивлению врачей, умирающий пошел на поправку.
Все люди разные, особенно в несчастьях, но святые очень похожи между собою. Они обладают удивительной способностью любить как хороших, так и плохих, видя в каждом Образ Божий. Иоанн Кронштадтский мечтал о том, чтобы такими были все. Человек, с помощью Божией, должен стяжать Дух Любви, тогда не будет на земле нищих, голодных и страдающих.
Присущая угоднику Божию боль за судьбу страны, будущее которой он видел, сделала его пламенным борцом с губительными веяниями безверия — Всероссийским батюшкой. Со своими проповедями он посетил много городов. Равнодушных слушателей не было. Несмотря на попытки революционеров стереть дорогое имя из памяти народа, разрушив Андреевский храм, и залив мощи бетоном, Слава о нем растет. Каким помнят о. Иоанна:
Слушать онлайн молитву Святого Иоанна Кронштадтского:
Живы воспоминания о былом его попечении о нуждах простых людей. Ныне чудесная помощь подается всем, кто к нему обращается. Для него нет души отвергнутой, любому готов служить как при жизни, так и по кончине .
Смерть смиренного праведника
Прибыв по адресу, его оттеснили от встревоженных сопровождающих, якобы приглашая к болящему. Там накинулись с ножом. Чуя беду, кучер взломал двери, ворвался в комнату, но батюшке уже нанесли несколько ножевых ранений. Смиренный батюшка запретил об этом рассказывать, полностью отдав себя в руки Божии. После чего немного проболел и мирно отошел ко Господу .
О чем просят Иоанна Кронштадтского?
Умер светильник земли русской не так давно в 1908 году. С тех пор люди не переставали обращаться к нему за помощью. За последние годы наберутся тома с описанием чудесных исцелений, которые получили молясь как у раки с мощами, так и дома. Прежде чем просить о чем-либо, узнайте об этом удивительнейшем человеке.
Читая об Иоанне Сергиеве Кронштадтском, у людей меняется мировоззрение, неверующие приходят в церковь, нуждающиеся получают просимое. У святителя была особая привязанность к малышам. Он любил всех, но деток неизмеримо больше. Одному мужу-пьянице сказал: «У тебя дома – рай, потому что в нем живут дети, а ты променял его на кабак».
В этих словах было столько любви и сострадания, что мужчина бросил пить. Батюшка прославился, как исцеляющий от любой зависимости, особенно от пьянства. Не верьте в узкую специализацию святых или икон. В конце-концов все прошения направлены ко Христу. Святые соучаствуют в наших просьбах. Подкрепляют немощные молитвы своей, находясь пред престолом Господа. Вот небольшая часть, о чем прося, получили помощь:
- Избавление от недуга пьянства.
- Исцеление тяжелой формы рака.
- Открытие способностей к обучению (языки, математика).
- Поступление в институт.
- Лечение опухоли мозга – болезнь прошла без операции.
- Известен случай, когда умершая на реанимационном столе женщина, ожила в момент молитвы сестры под окном храма с мощами И. Кронштадтского.
- Лампадным маслом, что освещается у раки Святого, излечили многолетнюю астму.
- Помощь получали: от последствий обморожения; при обездвиживании руки; повреждении нерва, грозящего параличом; язве желудка; воспалении легких; сильных ожогах после взрыва; болезни почек и многих других.
Заключение: Обращайтесь к святым за помощью. Верьте, что болезни, скорби, неудачи в делах и отношениях можно исправить. Вы не одиноки в своей беде. Господь и святые праведники всегда рядом, чтобы спасать и оберегать от всякого зла. Главное – вовремя попросить, обратиться, познать, как любят нас Силы Небесные. С Кем когда-то, дай Бог, обрящемся и мы .
Молитва ко святому праведному Иоанну, пресвитеру Кронштадтскому, чудотворцу
О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся.
Ты же, отче праведне, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует.
О святче Божий, помози нам веру православную непорочно соблюсти и заповеди Божий благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя.
Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, отечеству же нашему мир и процветание в Правде Божией испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Немже живем, и движемся, и есмы, и пребудем во веки. Аминь.
Молитва Иоанну Кронштадтскому (2)
О, святый праведный отче Иоанне, Всероссийский светильниче и предивный чудотворче! Ты от младенческих лет Богом избран был еси и, духом пламенея, яко истинный пастырь, житием, словом, любовию, верою, чистотою людем послужил еси. Сего ради молим тя, праведный отче: моли Человеколюбца Бога Церковь святую миром и тишиною оградити, землю Российскую во благоденствии сохранити, пастыри благодати и истины преизобильно исполнити, власти умудрити, православное воинство укрепити, немощныя исцелити, развращенныя исправити, юныя воспитати, старцы и вдовицы утешити и нам всем во Царствии Небеснем сподобитися со всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь
Молитва Иоанну Кронштадтскому (3)
О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе Сила: укрепи меня, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе - Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими cтрастями. Имя Тебе - Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя тебе Милость: не переставай миловать меня. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святыя подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольстей Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
БЛАГОДАРСТВЕННАЯ МОЛИТВА
Благодарю Тя, Господи Боже мой, за дарование мне бытия, за рождение меня в христианской вере, за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя, за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою, за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою мне дарованные.
МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
О, Владычице! Да не вотще и всуе мы нарицаем Тебя Владычицей: яви и являй присно над нами Твое святое, живое, действенное владычество. Яви, ибо все можеши во благое, яко Мати всеблагая всеблагого Царя; разгоняй мрак сердец наших, отражай стрелы лукавых духов, льстивно на нас движимые. Мир Сына Твоего, мир Твой да царствует в сердцах наших, да все присно радостно восклицаем: кто после Господа, яко Владычица наша, всеблагая, всеблагомощная и пребыстрая Заступница наша? На то Ты возвеличена, Владычица, на то обилие несказанное божественной благодати Тебе дано, на то неизреченное дерзновение и сила у престола Божия и дар всемогущей молитвы даны Тебе, на то Ты неизреченной святостью и чистотой благоукрашена, на то Тебе могущество безприкладное от Господа дано, чтобы Тебе сохранять, защищать, заступать, очищать и спасать нас, наследие Сына Твоего и Бога, и Твое. Спасай же нас, о, Пречистая, Всеблагая, Премудрая и Всеблагомощная! Ты бо еси Мати Спаса нашего, Который из всех имен благоволил более всех называться Спаситель. Нам, странствующим в житии сем, свойственно падать, ибо мы обложены плотью многострастной, окружены духами злобы поднебесными, прельщающими ко греху, живем в мире прелюбодейном и грешном, соблазняющем на грех; а Ты превыше всякого греха, Ты Солнце пресветлое, Ты еси Пречистая, Всеблагая и Всеблагомощная, Тебе свойственно очищать нас, оскверненных грехами, как мать очищает детей своих, если мы воззовем к Тебе смиренно о помощи, Тебе свойственно подымать нас, непрестанно падающих, заступать, охранять и спасать нас, наветуемых от духов злобы, и наставлять нас шествовать ко всякому пути спасительному.
МОЛИТВА КО ГОСПОДУ
Господи! Имя Твое -Любовь - не отвергни меня, заблуждающегося.
Имя Тебе Сила - укрепи меня, изнемогающего и падающего.
Имя Тебе Свет - просвети мою душу, омраченную житейскими страстями.
Имя Тебе Мир - умири мятущуюся душу мою.
Имя Тебе Милость - не переставай миловать меня. Аминь.
МОЛИТВА УТРЕННЯЯ
Боже! Творче и Владыко мира! призри милостиво на создание Твое, украшенное Твоим божественным образом в сии утренние часы: да живит, да просветит Твое Око, тьмами тем крат светлейшее лучей солнечных, мою душу темную и умерщвленную грехом. Отыми от меня уныние и леность, даруй же мне веселие и бодрость душевную, да в радовании сердца моего славлю Твою благость, святость, Твое беспредельное величие, бесконечные Твои совершенства на всякий час и на всяком месте. Ты бо еси Творец мой и Владыка живота моего, Господи, и Тебе подобает слава от разумных созданий Твоих на всякий час, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА ОТ ПЬЯНСТВА
Господи, призри милостиво на раба твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселия: даруй ему (имя) познати сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов духа. Аминь
МОЛИТВА ПО ВЫЗДОРОВЛЕНИИ
Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне единородный безначального Отца, едине исцеляяй всякий недуг и всяку язю в людех, яко помиловал мя еси, грешного, и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и во славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА О СПАСЕНИИ КОГО-ЛИБО ОТ ТЕЛЕСНОЙ СМЕРТИ
Буди благословенна вера ваша, по вере вашей да даст Господь исполнение моей недостойной, маловерной молитве и да приложит мне веру.
МОЛИТВА О ГОРДЫХ И СТРОПТИВЫХ
Господи, научи раба Твоего, в диавольскую гордость впадшего, кротости и смирению, и отжени от сердца его мрак и бремя сатанинской гордыни!
МОЛИТВА О ЗЛОБНЫХ
Господи, блага сотвори раба Твоего сего благодатию Твоею!
МОЛИТВА О СРЕБРОЛЮБИВЫХ И ЖАДНЫХ
Сокровище наше нетленное и богатство неистощимое! Даруй рабу Твоему сему, сотворенному по образу и подобию Твоему, познать лесть богатства, и яко вся земная - суета, сень и соние. Яко трава дни всякаго человека, или яко пучина, и яко Ты, един богатство, покой и радость наша! Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей. Говори: я виноват, я грешен. Помни, что как ты немощен, так и ближний, а немощь за немощь уничтожается, и винить нечего немощных и грешных, если они признаются в своей немощи. Диавола, сильного во зле, надо винить.
МОЛИТВА О ЗАВИСТЛИВЫХ
Господи, просвети ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, безчисленных и неизследимых даров Твоих, ихже прият от неисчетных щедрот Твоих, во ослеплении бо страсти своея забы Тебе и дары Твои богатые, и нища себя быти вмени, богат сый благами Твоими, и сего ради зрит прелестне на благая рабов Твоих, имиже, о пренеизглаголанная Благостыня, ущедреши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоея. Отьими, всеблагий Владыко, покрывало диавола от очию сердца раба Твоего и даруй ему сердечное сокрушение и слезу покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном от него в свою его волю и да не исторгнет его от руки Твоея.
МОЛИТВА К БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Владычице Богородице! Ты, Коей любовь к христианам превосходит любовь всякой матери земной, всякой жены, внемли нам в молитва наших и спаси нас! Да памятуем мы о Тебе постоянно! Да молимся Тебе всегда усердно! Да прибегаем всегда под кров Твой святый неленостно и без сомнения.
Даждь ми, Господи, любити всякаго ближняго моего, как себя, всегда, и ни из-за чего на него не озлобляться и не работать диаволу.
Даждь ми распять мое самолюбие, гордость, любостяжание, маловерие и прочие страсти.
Да будет нам имя: взаимная любовь; да веруем и уповаем, что для всех нас всё Господь; да не печемся, не беспокоимся ни о чем; да будешь Ты, Боже наш, единым Богом сердца нашего, и, кроме Тебя, ничто.
Да будем мы между собою в единении любви, якоже подобает, и все разделяющее нас друг от друга и от любви отлучающее да будет у нас в презрении, как прах, попираемый ногами. Буди! Буди! Аминь.Если Бог даровал Самого Себя нам, если Он в нас пребывает и мы в Нем, по неложному слову Его, то чего Он не даст мне, чего пощадит, чего лишит, в чем покинет?
Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс. 22,1).
Итак, будь премного покойна, душа моя, и ничего не знай, кроме любви.
Сия заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15,17)
МОЛИТВА ОБ ИСЦЕЛЕНИИ КО ГОСПОДУ
Господи, возможно Тебе сделать (то) и (то) рабу Твоему (имя); сотвори ему это, ибо имя Тебе - благий Человеколюбец и Всемогущий. Аще мы, лукава суще, умеем даяние блага даяти не токмо чадам, но и чужим, кольми паче Ты даси всевозможныя блага просящим у Тебе. Благий Человеколюбче! Иже тварь единым словом соделавый и из нея человека создавый, посети же неизреченным Твоим человеколюбием падшаго раба Твоего, яко да не погибнет до конца дело руки Твоея. Аминь.
Имя святого праведного Иоанна Кронштадтского известно, наверное, каждому. «Всероссийский батюшка» — он был истовым служителем Господним, чудным молитвенником, добрым советником, помощником всем несчастным и обездоленным… Кому неизвестны многочисленные описания его помощи жителям Кронштадта и Санкт-Петербурга, кто не читал описания его подвижнической жизни? «Моя жизнь во Христе», «Мысли христианина» — настоящая сокровищница святоотеческой мысли.
Нам особенно дорога связь отца Иоанна Кронштадтского с Духовной Академией, в которой он учился с 1850 по 1855 г. и которую закончил со степенью кандидата богословия. Иван Сергиев поступил в Академию на казенное содержание после отличного окончания Архангельской духовной семинарии. По причине бедности он был вынужден занять должность письмоводителя при академии. В своей автобиографии о. Иоанн вспоминает: «В академическом правлении тогда занимали места письмоводителей студенты за самую ничтожную плату и я, имея мать, бедную вдову, нуждавшуюся в моей помощи, на предложение секретаря академического правления с радостью согласился занять это место». В Академии привилась ему любовь к молитве, до конца жизни о. Иоанн сохранил привычку молиться на свежем воздухе. Одним из излюбленных мест для молитвы и размышления был академический парк, в котором о. Иоанн проводил много времени (сейчас от этого парка ничего не осталось).
Праведный Иоанн Кронштадтский высоко ценил открывшуюся ему возможность получить образование в столичной Академии. Во время учебы Иоанн Сергиев сначала хотел принять монашество и стать миссионером в Китае, Африке или Южной Америке. Но впоследствии стал священником в Кронштадтском соборе св. апостола Андрея Первозванного. С этого назначения и начались его многочисленные труды и подвиги в служении Богу и ближнему.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1990 года св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизован, и установлено совершать его память 20 декабря / 2 января – в день блаженной кончины святого праведника. 1/ 14 июня вспоминается его прославление.
Сохранилось много прижизненных фотографий святого, натурных живописных портретов. Интерес к его личности был так велик, что его изображения уже при жизни тиражировались в технике литографии и гравюры, создавались жанровые рисунки.
Написание икон связано с началом почитания праведного Иоанна Кронштадтского. Первый образ был написан к прославлению. И уже на нем можно увидеть черты, ставшие характерными для изображения святого: он представлен в облачении священника с потиром в руке.
Св. Иоанн Кронштадтский. Волочкова И.В. (Реставрационно-иконописная мастерская Данилова монастыря под руководством И.В. Ватагиной) (+ 1.08.2007). Икона. Москва. 1990 г. Икона написана на канонизацию святого.
Известно, что батюшка ежедневно служил Литургию и многих призывал к участию в Таинстве: «Причащение должно быть стержнем, вокруг которого выстраивается вся наша жизнь» — говорил он. Правая рука святого указывает на Потир или изображена в жесте благословения.
Св. Иоанн Кронштадтский. Александр Сорокивский, выпускник и преподаватель СПбДА.
Необычен образ, выполненный архимандритом Зиноном (Теодором) в 1997 г. На нём святой представлен в рост, в левой руке он держит свиток, правая обращена ко Христу. Надпись в свитке «Величие несказанное и дар неизреченный – причастие Пречистого Тела и Крови Сына Божия» — слова святого.
Св. Иоанн Кронштадтский. Архимандрит Зинон (Теодор). Псков. До 2006 года.
Есть образы, на которых святой изображается традиционно для святителей – с Евангелием в левой руке и с благословляющей десницей.
Св. Иоанн Кронштадтский. Евгений Малягин.
На иконе, созданной Д. Г. Мироненко, присутствует также изображение Кронштадта, с узнаваемой архитектурой соборов.
Мироненко Д.Г.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский изображается традиционно в соборе всех русских святых.
Фрагмент. Собор святых земли Эстонской.
Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. 146 х 88. Храм Нарвской иконы Божией Матери. Нарва. Эстония.
А также – в соборе Санкт-Петербургских святых .
Собор Санкт-Петербургских святых. Фрагмент. Христина Прохорова.
Нельзя не отметить, что среди собора святых Санкт-Петербургской Духовной Академии святому отводится центральное место, среди святителей.
Образ «Собор святых Санкт-Петербургской Духовной Академии», созданный выпускником Иконописного отделения СПбДА о.Владимиром Домацких.
Среди образов в монументальной живописи следует особо отметить выполненный Зданович А.В. в соборе в Гамбурге. Представлена ростовая фигура святого и 6 житийных клейм, раскрывающих основные моменты жития: служение святого, его помощь ближним, чудеса, успение.
Св. Иоанн Кронштадтский с житием. Зданович А.В. (Иконописная школа). Фреска иконостаса храма св. Иоанна Кронштадтского. Гамбург. Германия. 2007 — 2008 годы.
Св. Иоанн Кронштадтский с житием. Фрагмент. Зданович А.В. (Иконописная школа). Фреска иконостаса храма св. Иоанна Кронштадтского. Гамбург. Германия. 2007 — 2008 годы.
Разработка иконографии святого, известного по многочисленным живописным и фотографическим портретам, в традициях древнерусской живописи – работа творческая и в то же время чрезвычайно непростая. Многие образы были разработаны и выполнены преподавателями и выпускниками Иконописной школы СПбДА.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Сергий Радонежский. Христина Прохорова.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Сергий Радонежский. Фрагмент. Христина Прохорова.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Д.Ю. Джемс-Леви.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Кусов И.А.
Собор святых: праведный Иоанн Кронштадтский, свщмч. Серафим Петроградский, сщмч Вениамин Петроградский, сщмч. Иоанн Царскосельский. Алексей Козлов.
Альбом изображений:
https://vk.com/icon.spbda?z=album-80064689_240035462