Александр Невский
VI Александр Невский и Золотая Орда
Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра, быстро осознало масштабы опасности, грозящей стране с Запада, и потребность в сильном союзнике. Обрести этого союзника на Руси помогли логика событий и гений Александра Невского.
В 1242 г. умирает хан Угэдэй. Из-за этой смерти коренным образом изменилось положение в Орде хана Батыя. Еще во время военного похода 1238-1239 гг Батый поссорился со своим двоюрдным братом - Гуюком. Гуюк оскорбил Батыя, назвав его старой бабой и пригрозив оттаскать за волосы. Их кузен Бури поступил не лучшим образом: он собрался «поленом бить Батыя по груди и животу». За это Батый, являющийся главнокомандующим ханской армии, выгнал обоих царевичей к своим отцам. Отцы жестко наказали их за нарушение воинской дисциплины: выгнали из ханской ставки и лишили всех чинов.
И вот, после смерти Угэдэя, который был сдерживающей силой по отношению к изгнанным царевичам и хану Батыю, умирает, и Гуюк с Бури начинают совместную борьбу против Батыя. Гуюк был претендентом на великого хана, и это сильно осложняло Батыю борьбу. В его распоряжении находилось четыре тысячи воинов, а в распоряжении Гуюка, став он великим ханом - не менее 100 тысяч человек. Батыю нужен был союзник, чтобы продолжать борьбу, и дальнейший ход событий лишь подтвердил эту необходимость.
В 1246 году Гуюк избирается великим ханом. Судьба Батыя висела на волоске, и он попытался обрести поддержку на Руси. В то время какие-либо противоборства между монголами и русскими смысла не имели. Кроме того, по-видимому, исчезли и сами эмоциональные мотивы противоборства. Русские даже называли Батыя «добрым ханом». Союз между Русью и Батыем стал возможен.
Нужно отметить, что было также возможно союзничество Александра Невского с Западом, так как представителей западников он хорошо знал еще со времен Ледового побоища. Предстоял тяжелый выбор союзника. Александр Невский сумел правильно разобраться в этнополитической обстановке, поставить патриотизм и любовь к Родине выше своих личных предпочтений. Ведь был отравлен в Каракоруме его отец, был отравлен ордынским ханом, как предполагалось и являлось тогда общепринятым. Тем не менее Александр Ярославович сделал выбор не в пользу своих личных потрясений, а во благо своей Родины.
В 1251 году Александр приезжает в Орду Батыя, заводит дружбу с его сыном Сартаком, потом и братается с ним, став тем самым приемным сыном хана, его родственником.
Нелегко было Александру удерживать этот союз, многие, близкие ему люди, были против союза с монголами. Его родной брат Андрей был западником и объявил, что заключает союз со шведами, ливонцами и поляками с целью избавиться от монголов. Выполняя союзные обязательства, Батый посылает на Русь полководца Неврюя (1252 г), который разбил войско Андрея, и тот был вынужден эмигрировать в Швецию. При всем при этом «Неврюева рать» нанесла Руси ущерб больший, чем поход Батыя, произошедший ранее.
Активно выступал против татар князь Даниил Галицкий. Его политический курс состоял в том, чтобы сделать Галицко-Волынское княжество феодальным самостоятельным государством, ориентированным на Запад.
Вообще, программа западников была направлена на то, чтобы, опираясь на помощь рыцарей, объединить все силы русских князьей и изгнать монголов. Надо понимать, насколько эта идея казалась привлекательной: западные ордены были сильны и многочисленны и вполне могли изгнать монголов и освободить Русь. Так было теоретически. Практически же западные интервенты ставили перед собой свою задачу: используя русских ратников, изгнать монголов с Руси, а затем покорить обескровленную Русь, подобно Прибалтике. И идея объединения Руси в то время была иллюзорна. Она окончательно распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли, которые постоянно воевали между собой. Александр Невский прекрасно понимал все эти условия, и поэтому взял направление на союз с монголами.
Союз давал русским князьям большую свободу действий. Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи для противостояния натиску Запада и внутренней оппозиции. Но вскоре ему пришлось испытать невероятное потрясение, под угрозой вдруг оказалась вся полиическая линия. В 1256 году умирает Батый, а за ним погибает и его сын Сартак, будучи отравленным. Брат Батыя Берке-хан устанавливает мусульманскую диктатуру в Орде. Александру ничего не оставалось, как отправляться к Берке и договариваться об уплате дани монголам в обмен на военную помощь против литовцев и немцев. В том же году хан Берке приказал сделать вторую перепись на Руси (первая была сделана при отце Александра Невского). В рязанскую, суздальскую и муромскую явились переписчики, начали всех до единого переписывать, чтобы потом обложить поголовно данью. Дошли и до Новгорода. Новгородцы, узнав, что к ним направляются переписчики, подняли мятеж. Так как Новгород не так пострадал от татар, как другие горда, здесь считали, что платят дань по собственному согласию, а не по гнету. Чувствуя приближающуюся опасность, Невский самолично, вместе с переписчиками, явился в Новгород. Новгородцы наотрез отказались платить дань. Но все-таки, неимоверными стараниями Александра Невского, татарских послов не только не обидели, но и отпустили обратно в Орду, богато одарив. Народ волновался и подозревал Невского в сговоре с ордынцами против Руси. Князь новгородский Василий, сын Александра, был на стороне недовольных, что было очень неприятным личным фактом для Александра: тому, постоянно оруженному критикой и подозрениями в измене, приходилось идти против собственного сына. В итоге Василий бежал в Псков, откуда вскоре был выгнан Невским.
Жестоко расправившись с заговорщиками и организаторами бунта (им выкалывали глаза), Александр убедил новгородцев выплачивать дань. Это, конечно, никому не было приятно, но все-таки лучше расстаться с деньгами, чем с независимостью и жизнью.
Союзный договор с ордой оказался впоследствии благом для Руси, с точки зрения установления порядка внутри страны. Хоть Русь и оставалась зависимой от монголо-татар (не было сил сопротивляться их прямым нашествиям), но и установилась обстановка союза, что как бы уравнивало условия Руси и Орды, тем самым прикрывая монголо-татарское иго, вело к формированию другого отношения русского народа к монголам, как к союзникам и друзьям, а не как к хозяевам своей свободы. Александр Невский добился мирного отношения народа к Орде, пусть даже оно и не было полным.
Нелегко было Александру Невскому отбиваться от западных врагов, но, одержав великие победы, чувство народной радости и благодарности ему было наградою за тяжелые воинские труды и заботы. А теперь Невский был вынужден заискиваться перед ханом и его сановниками, унижаться перед ними, одаривать их, чтобы только уберечь русскую землю от новых бед. Приходилось ему также заставлять свой народ платить дань монголо-татарам. Иногда приходилось применять силу, причем приходилось делать это непосредственно ему самому. Приходилось наказывать своих людей за непослушание монголо-татарам, из за чего болезненно сжималось сердце.
Многие, не так глубоко, как Александр Невский, понимали сложившуюся ситуацию, осуждали его и называли угнетателем своего народа. Но Невский «угнетал» русских истинно ради для того, чтобы их окончательно не разбили. Если бы он не совершал так называемый некоторыми гнет, все новые и новые погромы обрушивались бы на русскую землю, и та, возможно, никогда бы уже не смогла восстановиться. Как выдающийся дипломат, Невский разглядел путь выживания для Руси в хитрой дипломатичной политике по отношению к монголо-татарам. И, как показало время, эта политика оказалась очень правильной.
Сильно в такой обстановке волновались новгородцы. Политика Невского им была непонятно, они подозревали, что любимый и почитаемый ими князь - изменник. Они сопротивлялись монголо-татарам.
Умрем честно за Св. Софию и дома ангельские,-- кричал народ,-- сложим головы наши у Св. Софии!
Они были убеждены в своей правоте по отношению к монголо-татарам.
Однако вскоре пришедшая весть о том, что ханские полки идут к Новгороду и увещевания некоторых благоразумных бояр подействовали успокаивающе. Волнения улеглись. Новгородцы позволили татарам произвести перепись и выплатили дань. Однако, Александр Невский не мог разорваться на всю Русь и везде доводить народ до благоразумия. Успокоился Новгород, заволновались другие города. Кроме того, ханские сборщики вели себя крайне грубо и неуважительно: брали сверх положенной дани, изымали все имущество сразу, забирали детей в неволю. Люди не могли долго терпеть. В Суздале, Ростове, Ярославле, Владимире и других городах сборщики дани были перебиты.
Разъяренный этими новостями хан, убежденный в обязанности всех русских людей выплачивать дань Орде, принялся собирать армию и готовиться к разрушительному нашествию на русскую землю. Ордынцы готовились страшно наказать мятежников. Узнав об этом, Александр Невский, и так находящийся в постоянных заботах и стрессах, поспешил в Орду.
Ужасно нелегко было ему ублажать хана и его сановников, зиму и лето провел он в Орде, постоянно заискиваясь перед злейшими врагами русских. Тогда, видимо, у Александра Невского было сильно подавлено чувство гордости за русский народ, за его силу и состоятельность. Не стал он гордиться перед ордынцами, угрожать силами русскими, которые были бы сильно преувеличены. Не стал, и никогда этого и не делал. По нужде всегда поступал великий русский князь, по нужде и по разуму, а не по мимолетным эмоциям. Отдавал себя полностью ради сохранения земли русский, русского народа.
Путем огромных стараний и таланта дипломата удалось Невскому добиться от Орды важную льготу: теперь русских не обязывали поставлять рекрутов в монголо-татарские армии. Нелегким делом, а порой и невозможным, было проливать и бороться русским людям за злейших врагов своих, угнетателей и оббирателей.
Александр Невский
В годы Великой Отечественной войны образ Александра Невского был воодушевлением для многих бойцов. Был учережден орден Александра Невского, которым награждали командиров, сумевших малой силой решить крупные боевые задачи...
Борьба за великое княжение в период монголо-татарского ига
В 1251 году Александр Ярославович Невский приехал к Бату с жалобой на брата Андрея, обвинив его в том, что он не платит дань в полном размере. Бату послал против Андрея Ярославовича войско. Андрей пытался организовать сопротивление...
Городец на Волге, историческое описание
Еще пылали русские города и стоял пока не тронутый Киев...
Золотая орда. Мифы и реальность
В начале 13 века монгольские племена, объединенные властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы...
Образование единого Российского государства в конце XV - начале XVI века
В 40-х гг. XIII в. в Восточной Европе создается крупное государственное объединение - Джучиев Улус (или, согласно русской исторической традиции, - Золотая Орда). Джучиев Улус сумел объединить Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Приуралье...
Правление Ивана Даниловича Калиты
По отношению к Орде московский князь вел традиционную политику отца и деда. В Орде он неизменно встречал большие почести от хана Узбека, приходившегося ему свояком. Узбек прислушивался к мнению Ивана Даниловича...
Роль монголо-татарского ига в развитии Руси
Русские земли в XII- XIII вв. Социально-политическое и культурное своеобразие их развития
Александр родился в 1220 г. и рано повзрослел - уже в 15 лет он стал новгородским князем. С ранних лет Александр не выпускал меча из рук и уже 19-летним юношей победил шведов на берегу Невы в 1240 г. в славной на Руси Невской битве...
Русские княжества в составе Золотой Орды
В середине XIII века на юге, юго-востоке от Руси возникло государство Золотая Орда, или улус Джучи. Оно занимало большую территорию, от нижнего течения Дуная и Днестра на западе, до Сырдарьи и Иртыша на востоке...
Русь и Орда
Под 1257 г. в одном из списков Лаврентьевской летописи значится следующая заметка: "Toe же зимы бысть число и изо-чтоша всю землю Русскую, только не чтоша, кто служит церкви". В другом списке сказано подробное: "Toe же зимы приехаши чпслениции...
Татаро-монгольское нашествие
В середине ХIII в. один из внуков и Чингисхана Хубилай перенес свою ставку в Пекин, основав династию Юань. Остальную часть Монгольской державы номинально подчинялась великому хану в Каракоруме...
Татаро-монгольское нашествие
Татаро-монгольское нашествие на русские земли в первой половине XIII века
Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Непрекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками...
Татары в России
Одновременно с нашествием восточных степняков на Русь обрушились завоеватели с запада - ливонские, тевтонские рыцари и шведы. Русские князья вынуждены были вступить в борьбу с новыми врагами. В 1234г Ярослав, княживший в Новгороде...
Управление русскими землями в условиях ордынского ига
В середине XIII века с востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. Помимо этого, с запада русские земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей...
Зимой 1237/38 многоплеменные орды хана Батыя, обычно называемые сборным именем «монголо-татары», опустошили Рязанскую и Владимиро-Суздальскую земли. В 1239-1240 гг. они разорили южнорусские земли (что в нынешней Украине). Стратегия «монголо-татар», если верить летописным известиям об их нашествии, состояла в том, чтобы сначала навести ужас на неприятельскую землю, пройдя по ней огнём и мечом, а потом требовать от её правителей покорности и регулярной уплаты дани. Сами ордынцы не основывали колоний в подвластных русских землях, но какое-то время после нашествия там жили их чиновники (баскаки) для переписи населения и сбора с него дани.
В установлении вассальной зависимости русских земель от «монголо-татар» большую роль сыграл великий князь владимирский Александр Ярославич по прозванию Невский. Летописная традиция, а вслед за ней русские историографы привычно оправдывают Александра тем, что могущество Золотой Орды не оставило ему выбора. Он был вынужден подчиниться силе ханов, чтобы избавить Русь от новых опустошительных разорений. Однако внимательное изучение источников показывает, что эти оправдания надуманные. Александр Невский был активным деятелем по установлению золотоордынского ига на Руси, рассчитывая с помощью ханов утвердить свою власть над прочими русскими князьями. Его правление отмечено не ослаблением золотоордынского гнёта, а его усилением и распространением на те области Руси, которые не были затронуты Батыевым нашествием. Карательные походы ханов на Русь стали нормой со времени Александра Невского.
В 1243 году Батый позвал отца Невского – Ярослава Всеволодича – к себе в ставку, чтобы утвердить его на великом княжении. С того момента только тот русский князь считался законным, кому ордынский хан давал ярлык на княжение. В 1246 году Ярослав скончался, и, как обычно, за престол разгорелась борьба между братьями. Но теперь у претендентов был арбитр – хан, и к нему отправились два старших Ярославича – Александр и Андрей. Батый назначил Александра, старшего из двух братьев, великим князем Киевским и всей Южной Руси, а Андрея – великим князем Владимирским и Новгородским. С этими ярлыками князья возвратились на Русь в 1249 году. Александр был недоволен, так как киевский престол давно потерял своё фактическое значение, и ждал случая отобрать у брата Владимирское княжение.
Случай не замедлил представиться. Андрей усиленно сносился с галицким князем Даниилом Романовичем на предмет общего восстания против Орды. Александр без сомнения знал об этом заговоре, но не только не примкнул к нему, но, напротив, решил отправиться в Золотую Орду с доносом на брата, чтобы получить у хана его волость. Огромная «монголо-татарская» империя не могла управляться из одного центра, и Золотая Орда со столицей в Сарае (в низовьях Волги) стала уже почти независимым государством. Правил в ней тогда хан Сартак.
Неизвестная летопись, которой пользовался историк В.Н. Татищев, сообщает по этому поводу следующее: «Иде князь великий Александр Ярославич во Орду к хану Сартаку, Батыеву сыну, и прият его хан с честию. И жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана [Батыя – Я.Б.], взя великое княжение под ним [Александром – Я.Б.], яко старейшим, и грады отческие ему поимал, и тамги хану не платит сполна. Хан же разгневася на Андрея и повеле Неврюи салтану идти на Андрея и привести его перед себя». Ордынское войско под начальством Неврюя внезапным нашествием расстроило все планы Андрея. Тот был вынужден выступить против Орды со своими немногочисленными силами, потерпел поражение и был вынужден бежать в земли Ливонского ордена в Прибалтике. Ордынцы опустошили всю Владимиро-Суздальскую землю, жгли, пленили, убивали. После чего Александр, имея при себе ханский ярлык, сел на престоле во Владимире. Было это в 1252 году.
Большинство российских историков, начиная с Карамзина, без всяких оснований объявили много мест в «Истории российской» Татищева» вымыслом автора. По их мнению, Александр направился в Орду уже после того, как Андрей первым выступил против хана, а Александр не пожелал к нему примкнуть, якобы страшась неизбежных последствий сего выступления. Однако никаких рациональных доводов против достоверности данного известия, кроме желания обелить Александра, они не привели. Известие выглядит вполне вероятным, особенно с учётом предшествовавших и последующих событий. Крупный дореволюционный историк Д.И. Иловайский считал версию Татищева наиболее достоверной.
В 1256 году Батый умер, и верховным ханом стал Берке. Сартак был убит в борьбе за власть, и наместником Золотой Орды стал Улагчи. В 1257 году Невский ездил в Сарай к Улагчи, и последний потребовал, чтобы все земли, подвластные Александру, включая Новгород, были переписаны и платили дань. Выполняя указание хана, Александр лично приехал в Новгород (в 1259 году) с ордынскими баскаками. Сын Невского, Василий, наместник в Новгороде, не захотел подчиниться отцу и бежал.
Невский устрашил новгородцев жестокими репрессиями. Даже благоволивший к нему Н.М. Карамзин писал, что Александр «бояр, наставников Василиевых, казнил без милосердия. Некоторые были ослеплены, другим обрезали нос». Несмотря на это, в городе не утихали волнения. Александр и ордынские чиновники были вынуждены бежать из Новгорода. Но они обещали вернуться с ордынской ратью и покарать население. Эта угроза привела постепенно граждан к покорности. «Моголы ездили из улицы в улицу, переписывая домы; безмолвие и скорбь царствовали в городе», – описывает Карамзин.
Ни в одном источнике нет указания, будто Александр Невский склонился под ордынское иго и привёл под него ещё не покорённые до той поры русские земли потому будто, что рассчитывал, что в будущем Русь сумеет собраться с силами и свергнуть иноземное владычество. Ни в одном высказывании Невского, переданном нам его современниками, не сохранилось и тени намёка на такую мотивацию. Все оправдания его действий надеждой на свержение ига в будущем придуманы задним числом, не ранее XIX века. Не придумывая избыточных сущностей, мы вынуждены предположить, как наиболее вероятное, что Александр Невский видел в усилении ордынского ига над Русью средство для усиления собственной власти, и не брезговал ради этой цели жертвовать достоянием и независимостью Русской земли.
Ярослав Бутаков
В 1246 г. на Руси стоял великий плач. Во Владимир из далекого Каракорума привезли тело отравленного там великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Владимирский престол оказался свободен.
Наиболее авторитетным князем на Руси был старший сын Ярослава - Александр Невский. Его военные победы гремели по всему тогдашнему миру, его дипломатический талант был широко известен. Монгольские правители опасались его. Они приказали Александру прибыть в Каракорум якобы для того, чтобы даровать ему ярлык на великое княжение. Но Александр медлил, понимая, что его ждет участь отца. Во главе сильной дружины он явился во Владимир на похороны отца, что вызвало недовольство монгольских правителей. Они отдали ярлык на великое княжение брату Ярослава Всеволодовича. Затем Батый еще раз позвал Александра Невского в Орду. В послании хана говорилось: «Один ты не хочешь покориться мне. Но если хочешь обезопасить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь от меня честь». Александру пришлось подчиниться. Батый был поражен умом князя и воскликнул: «Истину мне сказали, что нет князя подобного» ему!» С этих пор между ханом и русским полководцем установились уважительные и даже дружеские отношения.
Александр Невский спокойно воспринял интриги Каракорума. И даже не появился в Киеве, а отправился в Новгород и там принялся укреплять границы русских земель. Лишь в 1252 г., когда в Монголии отошли от дел враги Александра Невского, тот получил ярлык на великое владимирское княжение.
Пока Александр был в Орде, Андрей вместе с младшим братом поднял восстание против ордынских завоевателей. Действиями братьев руководило ущемленное самолюлбие Андрея, который всегда находился в тени славы I своего знаменитого брата и теперь, лишившись титула великого князя, бросил ему открытый вызов. Это были два разных подхода к отношениям с Ордой: осторожная, взвешенная, дальновидная политика Александра Невского, который ненавидел Орду, но опасался идти на конфликт с нею, и удалая, нерасчетливая политика Андрея Ярославича. Александр Невский находился в Орде, когда пришло известие, что Владимир, Переяславль и некоторые другие города попытались сбросить с себя монголо-татарское иго. Это было первое крупное восстание против власти Орды на Руси, и возглавили его Рюриковичи. Батый быстро подавил плохо подготовленное восстание. На Русь отправилось ордынское войско во главе с темником Неврюем - Неврюева рать. Огнем и мечом прошли ордынцы по восставшим землям. Андрей был разбит в сражении и бежал в Новгород, но город его не принял. Тогда он укрылся в Швеции у врагов Александра Невского. Александр, заняв великокняжеский стол во Владимире, не стал мстить своим противникам на Руси и сделал все для того, чтобы объединить и сплотить Русь. Только в этом он видел возможность в дальнейшем сопротивляться монгольским завоевателям. В Новгород Александр Невский отправил наместником своего сына. Он сурово карал новгородцев за их сепаратизм, но помогал им в борьбе с иноземными захватчиками. Так, великий князь двинул полки против шведов, высадившихся на берегу реки Нарвы в принадлежавших Новгороду землях чуди. Те в панике бежали. В 1256 г. он сам, последний раз в жизни, повел войско в земли финнов, которые были завоеваны шведами, одержал ряд блестящих побед и разгромил крепости шведов. Александр вымолил в Орде прощение для Андрея, и тот вернулся на Русь. В 1257 г. владимирский князь встал перед тяжким выбором. В этот год ордынцы, выполняя приказ великого хана Монголии, начали переписи русского населения для его обложения новой данью. Привыкшая к произволу поработителей Северо-Восточная Русь покорилась, а жители Новгорода возмутились. Во главе недовольных встал сын Невского - новгородский князь Василий. Александр повел рать на Новгород, изгнал сына и вместе с ордынцами провел перепись. Этим было предотвращено появление на Руси новой карательной экспедиции. Все свои силы и организаторский талант Александр Невский направил на возрождение Руси. Он способствовал укреплению городов, строительству новых храмов. Он первым из русских князей начал укрывать часть ордынского выхода, тем самым сохраняя средства для восстановления Руси.
14 ноября 1263 г. Александра Невского не стало. Его оплакивала вся Русь. За подвиги и страдания во имя Отечества Александр Невский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Вопросы к лекции:
1. Какие события в истории монголов предшествовали их нашествию на Русь?
2. Каким образом Чингисхан использовал в своих интересах огромный научный и культурный потенциал Китайской, империи?
3. Какие признаки придавали монгольскому обществу XIII в. черты отсталой цивилизации?
4. В чем состояла вассальная зависимость русских земель от Золотой Орды?
5. Как вассальная зависимость Руси от Орды и ордынское иго повлияли на характер русского человека?
6. Какие три враждебные силы сосредоточились у северо-западных границ русских земель в XIII в.?
7. Почему имя Александра Невского пережило века?
8.Какие события времен Александра Невского способствовали возрождению у народов Руси гордого духа свободы?
Александр Невский является одной из самых известных и спорных фигур в российской истории. Оценки его личности и его деятельности разнятся до крайних противоположностей: от возведения князя в число величайших людей России и фактического спасителя государства и народа, до прикрепления к нему ярлыка предателя национальных интересов ради собственной власти. Главным образом ожесточённые споры вокруг фигуры Александра Ярославовича связаны с его взаимоотношениями с Золотой Ордой и её правителями.
«Против» Александра Невского
Концепция противников Александра Невского строится на том неоспоримом историческом факте, что он действительно сотрудничал с Золотой Ордой. Так, властитель Орды Батый (Бату-хан) в конце 1240-х годов поддержал именно князя Александра в его споре за верховную власть (каковая связывалась с титулом «великого князя киевского») с братом Андреем. Дело в том, что именно Андрей по завещанию отца, князя Ярослава Всеволодовича, должен был получить этот титул, а Александру должен был достаться титул великого князя владимирского. Но Невский оспорил такой порядок вещей и при поддержке Батыя получил титул.
Дальнейшие действия Невского сторонниками данной концепции также трактуются однозначно как удержание личной верховной власти над русскими землями любой ценой, в том числе и путём подавления недовольных силами татаро-монголов.
Для решения именно этой задачи Невский подавлял сопротивление монгольским захватчикам: в 1251 году выступил против брата Андрея, решившего вступить в вооружённую борьбу с ордынцами, а в 1257 году жестоко наказал новгородцев, которые восстали против переписи населения, которая была организована Ордой для взимания дани. Фактически, сам Александр собственными силами и осуществлял взимание дани и переправку её в Орду. Так что с этой позиции Александр Невский выглядит человеком, который был заинтересован лишь в личной власти, что привело его к союзу с Золотой Ордой против русского народа.
Был ли Невский «родственником» Батыя
Прежде чем разобрать аргументы сторонников противоположного мнения о характере сотрудничества Александра Ярославовича с Золотой Ордой, следует обратить внимание на ставшее особенно популярным в последнее время мнение о том, будто Невский являлся приёмный сыном Батыя и кровным братом его наследника, хана Сартака. Источником этого мнения являются исторические труды Льва Гумилёва, который в качестве непреложного факта сообщает о совершённом между Александром Невским и Сартаком ритуале «кровного братания», распространённого у степных кочевников. Ритуал этот заключался в выпускании нескольких капель крови каждого из участников в чашу с кумысом и распития ими этого напитка. Таким образом, в жилах каждого побратима теперь текла кровь другого, это означало особую связь.
Современные сторонники этой теории полагают, что косвенным свидетельством реальности этого события являются переданные в «Житии» Невского слова Батыя после встречи с князем: якобы, никого он не видел из князей, равного Александру. Нынешние интерпретаторы полагают, что эти слова произнёс на самом деле Сартак и они были частью традиционного ритуала «кровного братания».
Однако, если рассматривать реальные исторические свидетельства, то обнаружится, что никаких сообщений о кровном братстве Александра Невского и Сартака и, следовательно, о каких-то «родственных» отношениях между князем и Батыем, не существует.
Об этом не упоминает ни одна летопись, ни один другой источник того времени, до работ Гумилёва это событие вообще нигде не «всплывает». К тому же историки сомневаются, что такой ритуал, имеющий явный языческий характер, проводили бы христиане: Сартак исповедовал христианство, пусть и еретическое, несторианского толка, а Невский, разумеется, был православным.
«За» Александра Невского
Что касается вышеприведённой оценки сотрудничества Александра Невского с Золотой Ордой, то имеется и противоположная позиция, которую можно считать основной для современной исторической науки. Приверженцы данной позиции призывают, во-первых, рассматривать иную трактовку уже приведённых фактов, во-вторых, не забывать и о других. Прежде всего, не стоит думать, что Александр Невский сразу помчался в Орду после смерти отца, чтобы заручиться поддержкой Батыя в борьбе за власть. Дело в том, что из Орды пришёл «вызов» для Александра и его брата Андрея, по которому они должны были отправиться даже не в Золотую Орду, а в Каракорум, столицу всей Монгольской империи, чтобы получить полномочия на своё княжение. При этом Александр в течение двух лет не реагировал на «вызов», с одной стороны, взвешивая все возможности, во-вторых, решая внутренние дела.
Также не столь однозначным выглядит и вопрос борьбы за власть. Так как Александр был старшим из оставшихся в живых сыновей Ярослава Всеволодовича и был основным претендентом на киевский престол. Если добавить к этому непростые отношения между братьями, то распря о том, кому быть киевским князем, кому владимирским, становится более сложным вопросом. К тому же на тот момент титул великого князя киевского был чисто номинальным, потому как Киев был в руинах, так что сомнительно, что борьба за киевский престол была чем-то большим, чем просто стремлением восстановить статус-кво.
Наконец, совершенно иначе трактуется факт сотрудничества Александра Невского с Ордой. Во-первых, обращается внимание, что после получения титула Александр Невский в течение пяти лет не ездил в Орду.
То есть, получив гарантии невмешательства ордынцев в русские дела, князь занялся внутренними проблемами и защитой от натиска крестоносцев с запада. Это является весомым свидетельством политической самостоятельности князя.
Если же рассматривать, участие Невского в подавлении вспышек антиордынских мятежей и в налаживании системы сбора дани, то для этого были свои причины. После всё-таки состоявшейся поездки в Каракорум Невский как никто другой представлял себе мощь Монгольской империи и понимал, что восстание обескровленных и разделённых русских княжеств приведёт к полному уничтожению русской государственности. Вдобавок ордынцы были, по сути, безразличны к религиозной и культурной жизни Руси, им требовалась лишь дань - тогда как крестоносцы были настроены на внедрение на Востоке католичества. Так что из двух зол Александр Невский выбрал меньшее, то есть тот вариант, который позволял сохранить самостоятельную, пусть и вассальную, государственность и национальную и культурную самобытность русского народа.
В начале 60-х гг. XIII в. Волжская Орда отделилась от Монгольской империи, став суверенным государством. Разладом между каракорумским и саранским правительствами немедленно воспользовались на Руси. Во многих русских городах произошли восстания против сидевших здесь имперских чиновников. поддержал эти выступления, рассылая грамоты с призывом «тотар побивати». В Сарае на эти действия смотрели сквозь пальцы, поскольку дело шло о ликвидации превратившейся в чуждую структуру власти. Однако став самостоятельными, сарайские ханы начали испытывать недостаток в вооруженных силах. Во время существования единой Монгольской империи такой недостаток покрывался за счет мобилизации в монгольские войска подвластного монголам населения. Сарайский хан Берке пошел по проторенному пути. В 1262 г. он потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский вынужден был отправиться в Орду, чтобы как-то смягчить требования хана. Берке задержал русского князя в Орде на несколько месяцев. Там Александр заболел. Уже будучи больным, он выехал на Русь. С трудом добравшись до Городца на Волге, князь понял, что до Владимира ему не доехать. Днем 14 ноября 1263 г. он постригся в монахи, а к вечеру того же дня скончался. Через 9 дней тело князя было доставлено в стольный Владимир и при большом стечении народа захоронено в основанном дедом Александра Всеволодом Большое Гнездо Рождественском монастыре.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
В 1262 г. сразу в нескольких городах Северо-Восточной Руси - Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле - вспыхнуло восстание, в результате которого сборщики дани, присланные великим ханом, были перебиты или изгнаны. Карательного похода из Золотой Орды не последовало: ее хан Берке в это время стремился к независимости от великоханского престола, и изгнание из Руси чиновников великого хана соответствовало его интересам. Но в том же году Берке затеял войну против монгольского правителя Ирана Хулагу и стал требовать послать ему на помощь русские войска. Александр отправился в Орду, чтобы «смолити людии от беды тои». Перед отъездом он организовал большой поход против Ливонского ордена.
Александр пробыл в Орде почти год. Миссия его, по-видимому, удалась: сведений об участии русских войск в войнах Золотой Орды против Хулагу нет. На обратном пути на Русь осенью 1263 г. 42-летний великий князь разболелся и умер 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, приняв перед смертью монашеский постриг. 23 ноября тело Александра было погребено в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. В надгробной речи митрополит всея Руси Кирилл сказал: «Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской!»
В литературе можно встретить предположение, что Александр, подобно отцу, был отравлен татарами. В источниках, однако, такая версия его смерти не встречается. В принципе, нет ничего удивительного в том, что длительное пребывание в непривычных климатических условиях могло сказаться на здоровье уже немолодого по тогдашним меркам человека. К тому же Александр, по-видимому, железным здоровьем не отличался: под 1251 г. летопись упоминает о тяжелой болезни, едва не сведшей его в могилу в тридцатилетнем возрасте.
После смерти Александра великим князем владимирским стал его младший брат Ярослав. Сыновья Александра получили: Дмитрий - Переяславль, Андрей - Городец. Младший, Даниил (родился в 1261 г.) стал через некоторое время первым московским князем и от него пошла династия московских великих князей и царей.
Если официальная (светская и церковная) оценка личности Александра Невского всегда была панегирической, то в исторической науке его деятельность трактовалась неоднозначно. И эта неоднозначность естественно вытекает из видимого противоречия в образе Александра. В самом деле: с одной стороны, это, несомненно, выдающийся полководец, выигравший все сражения, в которых участвовал, сочетавший решительность с расчетливостью, человек большой личной храбрости; с другой - это князь, вынужденный признать верховную власть иноземного правителя, не попытавшийся организовать сопротивление бесспорно самому опасному врагу Руси той эпохи - монголам, более того - способствовавший им в установлении системы эксплуатации русских земель.
Одна из крайних точек зрения на деятельность Александра, сформулированная в 20-е годы прошлого века русским историком-эмигрантом Г.В. Вернадским, а в последнее время в основном повторенная Л.Н. Гумилевым, сводится к тому, что князь сделал судьбоносный выбор между ориентацией на Восток и ориентацией на Запад. Пойдя на союз с Ордой, он предотвратил поглощение Северной Руси католической Европой и, тем самым, спас русское православие - основу самобытности. Согласно другой точке зрения, отстаиваемой английским историком Дж. Феннеллом и поддержанной отечественным исследователем И.Н. Данилевским, именно «коллаборационизм» Александра по отношению к монголам, предательство им братьев Андрея и Ярослава в 1252 г. стали причиной установления на Руси ига Золотой Орды.
Так был ли действительно сделан Александром исторический выбор и может ли один и тот же человек быть и героем, и коллаборационистом-предателем?
При условии учета менталитета эпохи и особенностей личной биографии Александра обе названные точки зрения выглядят надуманными. Сюзеренитет Орды сразу же приобрел в мировосприятии русских людей некое подобие легитимности; ее правитель именовался на Руси более высоким титулом, чем любой из русских князей - титулом «царь». Зависимость русских земель от Орды в основных чертах (включая взимание дани) стала складываться еще в 40-е годы XIII в. (в то время, когда Александр княжил в Новгороде и не влиял напрямую на русско-татарские отношения); в 50-е годы произошло лишь упорядочение системы экономической эксплуатации. После смерти отца в 1246 г., когда Александр стал сильнейшим князем в Северной Руси, он действительно стал перед выбором: поддерживать мирные отношения с Ордой, признавая верховный сюзеренитет ханов над Русью (уже признанный к этому времени всеми значительными князьями как Северной, так и Южной Руси) и противостоять Ордену, либо начать сопротивление татарам, заключив союз с Орденом и стоящим за ним религиозным главой католической Европы - папой (перспектива войны на два фронта князю, большую часть жизни проведшему в Новгороде, близ ордынской границы, должна была казаться неприемлемой, и вполне справедливо). Александр колебался до возвращения из поездки в Каракорум и твердо выбрал первый вариант только в 1250 г. Чем было обусловлено решение князя?
Разумеется, следует учитывать общее настороженное отношение к католичеству и личный опыт Александра, которому в 1241 - 1242 гг., в возрасте двадцати лет, пришлось отражать наступление на Новгородскую землю немецких крестоносцев, поддерживаемых Римом… Можно предполагать, что свое воздействие оказали четыре фактора:
1) В ходе своей двухгодичной поездки по степям (1247 - 1249 гг.) Александр смог, с одной стороны, убедиться в военной мощи монгольской империи, а с другой - понять, что монголо-татары не претендуют на непосредственный захват русских земель, довольствуясь признанием вассалитета и данью, а также отличаются веротерпимостью и не собираются посягать на православную веру. Это должно было выгодно отличать их в глазах князя от крестоносцев, действия которых характеризовались непосредственным захватом территории и насильственным обращением населения в католичество.
2) После возвращения Александра на Русь в конце 1249 г. к нему должны были дойти сведения о том, что сближение с Римом сильнейшего князя Южной Руси Даниила Романовича Галицкого оказалось бесполезным для дела обороны от татар: обещанный папой антитатарский крестовый поход не состоялся.
3) В 1249 г. фактический правитель Швеции ярл Биргер начал окончательное завоевание земли еми (Центральная Финляндия), причем сделано было это с благословения папского легата. Земля еми издревле входила в сферу влияния Новгорода, и Александр имел основания расценить происшедшее как недружественный по отношению к нему акт со стороны курии.
4) Упоминание в булле от 15 сентября 1248 г. возможности учреждения в Пскове католической епископской кафедры неизбежно должно было вызвать у Александра отрицательные эмоции, т.к. ранее епископия была учреждена в захваченном немцами Юрьеве, и поэтому предложение об утверждении таковой во Пскове ассоциировалось с аннексионистскими устремлениями Ордена, напоминая о более чем годичном пребывании Пскова в 1240 - 1242 гг. в руках крестоносцев. Таким образом, решение князя прекратить контакты с Иннокентием IV было связано с осознанием бесперспективности сближения с Римом для противостояния Орде и с явными проявлениями своекорыстных мотивов в политике папы.
В целом можно констатировать, что в действиях Александра Ярославича нет оснований искать какой-то осознанный судьбоносный выбор. Он был человеком своей эпохи, действовал в соответствии с мировосприятием того времени и личным опытом. Александр был, выражаясь по-современному, «прагматиком»: он выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично. Когда это был решительный бой, он давал бой; когда наиболее полезным казалось соглашение с одним из врагов Руси, он шел на соглашение. В результате, в период великого княжения Александра (1252 - 1263 гг.) не было татарских набегов на Суздальскую землю и всего две попытки нападения на Русь с Запада (немцев в 1253 и шведов в 1256 г.), быстро пресеченные. Александр добился признания Новгородом сюзеренитета великого князя владимирского (что стало одним из факторов, благодаря которым именно Северо-Восточная Русь превратилась позже в ядро нового, Российского государства). Предпочтение им владимирского стола киевскому было решающим событием в процессе перемещения номинальной столицы Руси из Киева во Владимир (т.к. оказывалось, что именно Владимир был избран в качестве столицы князем, признанным «старейшим» на Руси). Но эти долгосрочные последствия политики Александра Невского не были следствием изменения им объективного хода событий. Напротив, Александр действовал в соответствии с объективными обстоятельствами своей эпохи, действовал расчётливо и энергично.