Книги, как и люди, разные. Бывает, берешь книгу в руки, открываешь и начитаешь читать, строчка за строчкой, остановиться не можешь, и перед тобой открывается целая эпоха. С такими книгами никакие исторические справки, документальные фильмы, газеты или справочники сравниться не могут. Картины природы и жизни, главные герои, их взаимоотношения - всё буквально пропитано духом времени. К числу таких произведений можно отнести и цикл рассказов Тургенева «Записки охотника».
Когда начинаешь Ивана Тургенева «Записки охотника» читать, то понимаешь что рассказ «Хорь и Калиныч» открывает сборник и вместе с тем становится духовным ядром всей серии, посвященной теме крепостного права. Хорь и Калиныч - это два приятеля, два крестьянских характера, абсолютно не похожие друг на друга, но именно они представляют истинные силы нации, которые готовы расти и развиваться. Но есть одна помеха - крепостничество. От его пагубного влияния страдает не только простой народ. Вседозволенность и моральное разложение дворянства - вот ещё одно ужасное последствие, второе звено одной цепи - крепостного права, которое уже приняло вид общенационального зла. Именно об этом говорит автор, и его лирический герой - охотник, который от рассказа к рассказу принимает разный облик. То он страстный охотник, как в рассказе «Бежин луг», то простой странник - сторонний наблюдатель, как в рассказе «Бирюк», то проявляется и его дворянское происхождение. Не меняется одно - его внутреннее содержание: благородство, честность, жизнелюбие, и, конечно же, любовь к русской природе. В целом, природа - это еще один центральный персонаж цикла «Записки охотника». В представлении Тургенева она - это настоящая стихия, живущая по своим законам, которые не всегда нам понятны, таинственные и пугающие. Но в то же время природа и человек - это две неразрывные части друг друга.
Скачать книгу Тургенева «Записки охотника» полностью можно бесплатно на нашем сайте. Изучить текст онлайн можно без регистрации.
В эпоху, когда складывались нравственные принципы и убеждения Тургенева, когда формировался Тургенев-гражданин, на первый план уже выдвигался вопрос об освобождении крестьян от крепостного права. Понемногу все громче и громче раздавались голоса, сначала намекавшие на необходимость такой реформы, затем советовавшие введение ее, а затем уже и прямо требовавшие подобной реформы. Тургенев обратил все свои усилия против самого позорного явления русской жизни – крепостного права.
Тургенев — прекрасный живописец русского мира, и задуманный им план, проходя с котомкой охотника по различным местам и закоулкам России, ознакомить нас со многими людьми и характерами,удался в полной мере. Это мы видим в «Записках охотника».
Какова история создания цикла рассказов «Записки охотника»? Первые рассказы из этого цикла увидели свет в конце 40-х годов XIX века, в то время, когда основы крепостного права держались крепко. Власть дворянина-помещика ничем не ограничивалась, не контролировалась. Как человек, Тургенев видел в крепостничестве высшую несправедливость и жестокость; в силу этого, и разумом и сердцем Тургенев ненавидел крепостное право, которое для него было, по его собственному выражению, личным врагом. Он дал себе известную «Аннибаловскую клятву» не складывать никогда оружия против этого врага. Выполнением этой клятвы и стали «Записки охотника», которые являются не только общественно-значимым произведением, но и обладают большими достоинствами с литературно-художественной точки зрения.
В 1852 году «Записки охотника» впервые были выпущены отдельным изданием.
Какую главную цель преследовал И.С.Тургенев про создании этого произведения? Главная цель «Записок охотника» — обличение крепостного права. Но подошел автор к реализации своей цели оригинальным способом. Талант художника и мыслителя подсказали Тургеневу, что во главу угла надо ставить не предельные случаи жестокости, а живые образы. Именно таким образом художник достучится до русской души, до русского общества. И ему удалось это сделать в полной мере. Эффект от художественного произведения оказался полным, потрясающим.
«Записки охотника» — это цикл, состоящий из 25 рассказов, иначе их называют очерками, из жизни крепостных крестьян и помещиков. В некоторых рассказах автор «мстит» своему врагу (крепостному праву) очень осторожно, в других он совсем забывает о враге, и помнит только о поэзии природы, о художественности бытовых картин. Следует заметить, что рассказов такого рода немало. Из двадцати пяти рассказов усмотреть прямой протест против крепостничества можно в следующих: «Ермолай и Мельничиха», «Бурмистр», «Льгов», «Два Помещика», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание». Но и в этих рассказах в деликатной форме выражается этот протест, таким несущественным элементом является он наряду с чисто художественными элементами рассказов. В остальных рассказах не слышится никакого протеста, они освещают стороны помещичьего и крестьянского быта.
Главная тема «Записок охотника» — судьбы крестьянства в эпоху крепостного права. Тургенев показал, что крепостные — это тоже люди, что они тоже находятся во власти сложных душевных процессов, им присуща многосторонняя нравственная жизнь.
Главная мысль «Записок охотника» — это «мысль о достоинстве человеческом», о гуманности. Крепостная зависимость — это зло, она отделяла крестьян непроходимой пропастью от остального человеческого общества, вообще от умственной культуры. Крестьянину приходилось собственными силами и в своей собственной среде искать удовлетворения насущным запросам человеческой души. Кругом — люди или равнодушные или враждебные ему. Рядом с ним такие же «униженные и оскорбленные», как и он сам. Всякий, кто сколько-нибудь по своим способностям и природным наклонностям выдавался над темной средой, должен был чувствовать глубокое, мучительное одиночество. Не с кем отвести душу, некому поверить глубокие чувства, вложенные так некстати в сердце крепостного.
В чем заключается характерная особенность этого масштабного произведения Тургенева? Прежде всего, необходимо отметить полный реализм «Записок охотника». Реализм этот составляет основу творчества Тургенева. По справедливому указанию Белинского, Тургенев не сумел бы художественно обрисовать характер, которого он не встречал в действительности. Такой склад творчества дал возможность Тургеневу раскрыть общечеловеческую сущность крестьянской души и нарисовать два основных крестьянских типа: Хоря и Калиныча. В рассказе «Бежин луг» он указал и в детской среде те же два основных типа: Павлуша – будущий Хорь, Ваня – Калиныч. Изобразив всесторонне крестьянство и помещичью среду, Тургенев сделал крупный шаг вперед по направлению к реализму, в сравнении с величайшим из предшествовавших ему реалистов – Гоголем. Но Гоголь видел действительность в своем преломлении. Тургенев же ту же действительность умел рассмотреть всесторонне, и у него жизнь разворачивается во всей ее полноте. И при таком полном, всестороннем освещении жизни Тургенев проявляет в «Записках охотника» совершенную объективность.
«Записки охотника» не представляют все же прямого нападения на крепостное право, но наносят ему жесточайший удар косвенно. Тургенев изображал зло таковым не с явной целью бороться с ним, но потому, что видел его отвратительным, возмущающим чувство человеческого достоинства. Следствием его реализма и объективности и является изображение в «Записках охотника» типов положительных и отрицательных, привлекательных и отталкивающих, как в крестьянской среде, так и в помещичьей. При этом Тургеневу необходимо было обладать высокой степенью наблюдательности. Подобную наблюдательность отмечал в Тургеневе и Белинский, который писал, что талант Тургенева – наблюдать явления и передавать их, пропуская через свою фантазию, но не опираться при этом только на фантазию.
Благодаря своей наблюдательности, Тургенев обрисовывал до мельчайших подробностей своих действующих лиц и их облик, как нравственный, так и внешний, во всем, что было характерного для них и в одежде и в манере выражаться и даже в жестах.
«Записки охотника» обладают высоким художественным достоинством. Они представляют полную и яркую картину русской жизни, изображенной так, как она и проистекала перед автором. И эта правдивая картина приводила читателя к мысли о несправедливости и жестокости, господствующих по отношению к народу. Крупное художественное достоинство «Записок охотника», помимо их беспристрастности, заключается и полноте нарисованной в них картины. Освещены все типы современной Тургеневу России, обрисованы и привлекательные и отталкивающие лица, охарактеризованы и крестьяне и помещики.
Внешним достоинством «Записок охотника» является та сила влияния, которое они оказывают на читателя, благодаря языку, которым они написаны, и, особенно, живости и красоте описаний. В качестве примера таких описаний можно указать сцену пения Якова Турка; читатель вместе с автором переживает все, что навеяло на слушателей это пение, и нельзя не поддаться поэтическому обаянию воспоминаний о лебеде, навеянного на автора пением Якова. Не менее поэтичны и сильны по своему воздействию на душу читателя описания, встречающиеся в рассказах «Свидания», «Бежин луг», «Лес и степь».
Все достоинства «Записок охотника», как художественного произведения, в связи с высокогуманными идеями, которыми проникнуты рассказы, обеспечили им прочный успех не только у современников Тургенева, но и у последующих поколений.
– это небольшие рассказы, о которых повествует нам автор. Двадцать пять рассказов включил Тургенев в свои «Записки охотника» и их краткое содержание познакомит вас с данными произведениями автора, помогая отвечать на заданные вопросы школьной программы.
Тургенев Записки охотника хорь и Калиныч
Итак, первый рассказ Тургенева из «Записок охотника» — это «Хорь и Калиныч». Здесь главный герой был на охоте в Жиздринском уезде, где и повстречался с местным помещиком Полутыкиным. Этот помещик был хорошим охотником и гостеприимным хозяином. Познакомившись с автором, он пригласил его к себе домой, а по пути к помещику, мужчины заехали в произведении Тургенева «Записки охотника» к Хорю, а после Тургенев в «Записках охотника» знакомит нас с Калинычем. Это два мужика, которые служили у Полутыкина.
Хорь жил в лесу в своей избе, куда поселился сразу после пожара. С тех пор прошло много лет, Хорь уже и разбогател, но откупаться от хозяина не хотел, так как считал, что это пустая трата денег. Далее мужчины приезжают на усадьбу, где и ночуют. На следующий день они идут на охоту, при этом захватив с собой Калиныча, без которого помещик никогда не охотился. Так автор знакомиться с двумя совершенно разными людьми, у которых были разные характеры. Хорь был рационалистом, Калиныч – романтик-мечтатель. Но, при этом, они были хорошими друзьями. Автор за три дня, которые он жил у Хоря, привязался к мужикам, но нужно было ехать.
Записки охотника Ермолай и мельничиха
Теперь наш герой решил поохотиться с крепостным Ермолаем. Ермолай был крепостным помещика, что был соседом нашего охотника. Сам Ермолай был беззаботным, имел жену, которая жила в лишениях, пока тот где-то блуждал. Дома Ермолай был тираном, а вот на стороне становился всем известным Ермолкой. Решили наши герои поохотиться в березовой роще. Целый день провели на охоте, а вечером не стали возвращаться домой, а решили переночевать на мельнице. Там охотник разговорился с мельничихой Ариной, которой выпала нелегкая судьба. Здесь мы узнаем, что Арина служила у графа Зверькова, где было за правило всем горничным быть не замужними. Но, однажды Арина обратилась к хозяину с просьбой разрешить свадьбу. Как оказалось, она понесла от лакея. Хозяева ее и отправили в село, а лакей был отдан в солдаты. Арине пришлось выйти замуж за нелюбимого за мельника, а ребенка потеряла.
Малиновая вода
И вновь наш герой на охоте. Это был летний жаркий день, поэтому наш охотник спустился к источнику, что носил название «Малиновая вода», чтобы попить воды, здесь и решил отдохнуть. Охотник прилег и заметил двух рыбаков: Степушку, чье прошлое никому неизвестно и Михайла Савельева, кто был вольноотпущенником. Охотник разговорился с рыбаками и тут услышали шорох. Обернувшись, увидели мужика, что шел с Москвы. Разговорившись с ним, они узнают, что тот ходил к барину, дабы тот сократил оброк, ведь после смерти сына, ему сложно будет его платить, но барину было все равно. Вскоре спутники пошли каждый в свою сторону.
Уездный лекарь
Дело происходит осенью. Возвращаясь с охоты, наш охотник заболел. В гостинице он вызвал уездного доктора, который и рассказал нашему герою свою историю. Когда-то доктор приехал к больной. Это была молоденькая девушка. Она была красивой и приглянулась доктору. Каждый день доктор проводил с больной, давая лекарство со свои рук. Но больной легче не становилось. Он прекрасно понимал, что болезнь забирает жизнь девушки, да и сама больная прекрасно все понимала. Однажды больная призналась доктору в любви и поцеловала его. Доктор не устоял перед чарами больной. Через три дня девушка умирает. Сам же доктор спустя время, женился на озлобленной дочери купца с богатым приданным.
Однодворец Овсяников
Однодворец Овянников – человек, который походил на богатого купца. Он был женат, но жили без детей. С ним нашего охотника познакомил Радилов. Наш герой поехал к Овсянникову, где и разговорились в произведении Тургенева «Записки охотника» наши герои. Говорили о прошлых и настоящих временах. При этом Овсянников не нахваливал прошлое. В разговоре Овсянников вспомнил деда нашего героя, заговорил о своем соседе Комове. Рассказал Овсянников и о московской жизни, где видывал много вельмож. Далее речь пошла об охоте, позже к мужчинам присоединился Митька – племянник Овсянникова и Лежень – помещик из Орлова.
Льгов
Рассказ Льгов» повествует нам о том, как автор и Ермолай отправились на очередную охоту в одно из сел под названием Льгов. Именно там находится озеро, где водились утки. Во Льгове им повстречался бывший крепостной Владимир, который получил вольную и сейчас держится как человек утонченных манер. Также встречают Сучка, который кем только не побывал в своей жизни. Был и поваром, и актером, и кучером. А сейчас служит рыболовом. Вот все они и отправились на лодке охотится на уток. Охота удалась на славу, вот только лодка с дыркой оказалась. В итоге все утки пошли на дно, а вот незадачливым охотникам пришлось по броду добираться до берега.
Тургенев Записки охотника Бежин луг
Здесь автор отправился на охоту, но заблудился. Было темно, поэтому пришлось ориентироваться по звездам. Далее Тургенев в рассказывает о луге, что носил название Бежин. Там встретил крестьянских детей, что пасли и охраняли табун лошадей. Охотник попросился переночевать у их костра и, притворившись спящим, услышал самые разные страшные истории. Мальчики рассказывали и о домовом, что живет на фабрике, и о русалке, что обитает на деревьях, и о том, как соседка ночью ходила на кладбище, и об утопленнике, что похоронен у плотины и другие рассказы. Рассказы длились до рассвета. Рано утром наш герой попрощался с ребятами и отправился в путь.
Касьян с Красивой Мечи
Здесь автор возвращался с охоты на тележке и вдруг кучер стал нервничать. Как оказалось, путь охотнику могла пересечь похоронная повозка, что было плохой приметой. Вот и решили они сильнее погонять лошадей, но тут сломалась ось и пришлось идти до Юдиных выселок, где и починили телегу. Там и встретился Касьян – маленький карлик странной внешности, которого Тургенев попросил составить компанию, показывая дорогу на сечку, где можно было поохотиться на тетеревов. Касьян согласился, на месте уже сказал, что дичь нельзя убивать, грешно. В итоге им не встретился никто, на что Касьян утверждал, что это именно он отвел всех птиц. Охотясь, они встретили девочку Аленушку, которая была сиротой. Касьян назвал ее родственницей и души в ней не чаял. По возвращении в деревню, автор с кучером поехали домой.
Бурмистр
Однажды охотник наш собрался в Рябого, и Пеночкин попросился составить компанию, чтобы добраться до Шепиловки. Там жил бурмистр Софрон, которым Пеночкин не мог нахвалиться. Он рассказал, что при Софроне за крестьянами не водится недоимок. В этот день автор не попал на охоту. Вместе с Пеночкиным их пригласили к бурмистру. Там все поужинали и пошли спать. На второй день Пеночкин показывал свои владения. Их сопровождал Софрон. Всю дорогу он плакался о том, что не хватает земли. Далее к ним подошли , которые стали жаловаться на бурмистра. Пеночкин обиделся на бурмистра и дальше с ним не разговаривал.
Контора
Однажды, будучи на охоте, автора застал дождь, поэтому ему пришлось идти в ближайшую деревню, чтобы там переждать. Вместо жилища старосты, охотник попал в контору, где его приютил толстяк. Он же и рассказал автору, что всем здесь главенствует Лиснякова, а сам толстяк был главным в конторе. Хоть в имении и имелся бурмистр со старостой, но всем заправляла барыня, которая подписывала все распоряжения самолично.
Попив чай, автор уснул, но уже через два часа его разбудили разговоры. В конторе разговаривали конторщик и купец. Как понял наш герой, прежде чем попасть к барыне и заключить с ней сделку, купцам приходилось платить мзду конторщику.
Далее в конторе начался скандал, скандалил фельдшер Павел с конторщиком. Весь разговор шел о Татьяне, которую оговорил конторщик. Из-за него девушку перевели в посудомойки, запретив выходить замуж. Как итог, барыня оставляет фельдшера и конторщика у себя, а вот Татьяну пришлось сослать.
Записки охотника бирюк
И вновь очередная охота и в этот раз автора вновь застал дождь. Пришлось спрятаться под кустом. И тут он заметил местного лесника, который проходил мимо. Он и пригласил охотника к себе в хижину. В хижине была нищета, там находилась девочка, качающая люльку с ребенком. Как потом рассказал лесник, которого местные прозвали бирюком, его жена бросила, сбежала, детей оставила. Автор слышал о леснике, о его силе и о том, как все его боялись. Подкупить его нельзя было, и вынести даже небольшую вязанку дров тоже нельзя было.
Тут дождь закончился и мужчины вышли на улицу. Там бирюк услышал стук топора. Он побежал на звук и увидел срубленное дерево. А рядом стоял нищий крестьянин. Лесник схватил его, связал. Охотник сказал, что выплатит за срубленное дерево, лишь бы тот отпустил крестьянина, но бирюк не соглашался. Пришли они вновь в хижину и там лесник развязал руки пленному и сказал убираться на все четыре стороны. И все-таки охотник понял, Бирюк славный малый.
Лебедянь
Лебедянь – небольшая деревня, где постоянно организовывались ярмарки. Туда и отправился наш охотник, чтобы купить лошадей для брички. Там все рассказывали, сколько господ и князей приехало на ярмарку.
Охотник двух коней нашел, а вот третью не смог подобрать. Пошел он в кофейню, чтобы перекусить и там заметил князя, который играл в бильярд с поручиком. Сам поручик нравился богачам, чем и пользовался поручик, сменяя одного покровителя, на другого.
На второй день охотник подошел к барышнику, чтобы купить третью лошадь, но к нему подъехал князь, на которого барышник и переключил все свое внимание. Охотник же пошел к какому-то домику, где также продавали лошадей. Там охотник купил лошадь, недорогую. Вот только лошадь, как потом оказалось, была хромой и загнанной. Лошадь никто обратно не взял, деньги никто не вернул. Для нашего охотника это был урок.
Певцы
В этот раз мы попадаем в Колотовку – деревню, где располагался кабак «Притынный». Кабак все с удовольствием посещали, так как там работал Николай Иваныч, который мог заинтересовать и привлечь посетителей. Был он хорошим мужиком, пользовался уважением у соседей. Была у него жена и дети. В кабак наш герой зашел, так как его одолела жажда. Попал в кабак, как раз в то время, когда в заведении организовали соревнование местных . Соревновался Яшка, что работал черпальником на бумажной фабрике, участвовал Моргач, который ранее был кучером, затем приказчиком, потом получил вольную и стал богачом. Обалдуй также принимал участие. Это местный холостяк, без которого не обходилась ни одно попойка.
Итак, конкурс певцов начался. Все спели по порядку, вот только охотник до конца не стал сидеть. Он ушел раньше. На сеновале нашел местечко и уснул. Вечером в кабаке уже праздновали победу. Победителем стал Яшка.
Петр Петрович Каратаев
Однажды охотнику пришлось засидеться в почтовом отделении, так как не было лошадей, на которых можно было уехать. Там он встретил Петра Петровича Каратаева – помещика, что разорился и который направлялся в Москву на заработки.
А ведь недавно Каратаев жил в своей деревне. Однажды ему повстречалась Матрена, которую и полюбил он. Хотел ее выкупить и жениться, но хозяйка ее, несмотря на то, что Каратаев предлагал купить за любую цену, не соглашалась, а потом и вовсе отослала ее.
Однако Каратаев не остановился, он нашел Матрену, выкрал и привез к себе домой. Там они жили, пока в одно время бывшая ее барыня не увидела Матрену с Каратаевым. У Каратаева начались проблемы. Видя это Матрена вернулась в Кукуевку обратно, и что было дальше с ней, охотник не узнал. Сам же Каратаев спустя год после встречи, вновь встретился нашему автору. Встретил он его в Москве в кофейне. Его деревню продали с аукциона, сам он скатился, стал пить, ходил потрепанный. Больше наш охотник никогда Каратаева не видел.
Свидание
Как-то сентябрьским погожим днем наш охотник вышел в рощу, где и уснул. Когда проснулся, то увидел недалеко девушку лет двадцати. Она сидела с букетом васильков, а по щеке катилась слеза. Вдруг послышались шаги и к девушке вышел камердинер богатого барина. Он пришел попрощаться с девушкой навсегда, так как уезжал с хозяином в Петербург, ее же взять не мог, к тому же не пара она для него, так как необразованная. Девушка же боялась, что выдадут за нелюбимого ее. Хотела хоть на прощание услышать приятные слова от милого, но так не услышала. Он развернулся и просто ушел. Она же осталась рыдать. Не смог сдержать себя наш автор, подошел к девушке, а она, испугавшись, убежала. Охотник подобрал цветы, которые до сих пор у него хранятся, а образ Акулины, той самой девушки, до сих пор хранится в памяти.
Живые мощи
Как-то охотник с Ермолаем пошли на охоту и их вновь застал дождь. Ермолай предложил отправиться на хутор, что принадлежал матушке нашего героя. Придя туда, они увидели старый флигель, где автор и переночевал. На следующий день, блуждая по тропинке, автор заглянул в сарайчик, где увидел странное, как ему показалось, существо. А оно еще и окликнуло его. Подойдя поближе, он увидел девушку, которая уже и на девушку не похожа, кожа да кости. Вся высохшая. Как оказалось, это бывшая красавица, за которой наш герой когда-то вздыхал. Она была влюблена и помолвлена с Полякковым. Но однажды, девушка упала с крыльца и после этого стала чахнуть. Ни один доктор ей не мог помочь. Так она и лежала. Летом в сарае, а зимой – в предбаннике. Жених же отказался от нее и женился на другой. Девушка же доживала, терпя ежедневную боль. Ждала свою смерть. Даже сон ей приснился, где смерть назвала день смерти, и произойдет это после петровок. Спала же она редко из-за боли. Хозяйка ей приносила лекарство, но оно закончилось. Охотник наш понял, что это был опиум, и пообещал достать его. Ехать в больницу отказалась. В деревне девушку называли «Живые мощи», и никто от нее беспокойства никогда не испытывал. Через несколько недель девушка умерла, как и говорила, смерть пришла после петровок.
Вот мы и рассмотрели рассказы Тургенева из «Записок охотника» в кратком их содержании, надеемся это вам поможет в написании сочинений по школьной программе.
Тургенев, Краткое содержание Записки охотника
А какую оценку поставите вы?
На этой странице искали:
- записки охотника
- краткий рассказ рассказа записки Охотника Тургенев
Бежин луг
Прекрасным июльским днем, одним из тех дней, когда погода установилась надолго, рассказчик охотился на тетеревов в Чернском уезде Тульской губернии. Он настрелял довольно много дичи, и когда стало темнеть, решил вернуться домой, но заблу-дился. Достаточно долго плутал охотник, между тем ночь при-ближалась. Он даже попытался спросить свою охотничью собаку Дианку, куда же он забрел и где находится. «Умнейшая из чет-вероногих тварей» молчала и только виляла хвостом. Продолжая плутать, охотник очутился над страшной бездной. Холм, на ко-тором он находился, спускался отвесным обрывом. На равнине возле реки горели и светились два огонька, около них сновали люди.
Рассказчик узнал, куда зашел. Это. место было известно под названием Бежина луга. Охотник спустился вниз и собирался по-просить людей о ночлеге возле костра. Его встретили собаки злоб-ным лаем. Около огней раздались детские голоса, и охотник из-далека ответил ребятишкам. Они отогнали собак, которых особен-но поразило появление Дианки, и мужчина подошел к костру.
Это были ребятишки, которые стерегли табун на ночном паст-бище. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют на пастбище но-чью: днем мухи и оводы просто не дадут им покоя.
Охотник сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к кост-ру. Мальчиков, сидевших у костра, было пятеро: Федя, Павлу-ша, Ильюша, Костя и Ваня.
Федя был старше всех. Ему было лет четырнадцать. Это был стройный мальчик Со светлыми глазами и постоянной веселой полуулыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой се-мье, и в поле выехал для забавы. Павлуша был неказистый на вид. Но говорил он умно и прямо, и в голосе его звучала сила. Лицо Ильюши выражало тупую, болезненную заботливость. Он словно все щурился от огня. Ему и Павлуше было лет двенадцать. Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал любопытство сво-им задумчивым и печальным взором. Ване было всего лет семь, он дремал на рогожке.
Ребятишки разговаривали о том, о сем, но вдруг Федя обра-тился к Ильюше и спросил его, словно продолжая прерванный рассказ, видел ли Ильюша домового. Ильюша ответил, что не видел, поскольку его видеть нельзя, а слышал в старой рольне, на фабрике. Под домовым ночью трещали доски, неожиданно могло застучать колесо, шевелились котлы и приспособления, на кото-рых делали бумагу. Потом домовой будто к двери пошел и вдруг закашлялся и поперхнулся. Ребятишки, ночевавшие тогда на фаб-рике, свалились от страха и друг под дружку полезли.
А Костя рассказал другую историю — о слободском плотнике Гавриле, который все время невеселый, потому что в лесу видел русалку. Русалка все время хохотала и звала парня к себе. Но господь его надоумил, и Гаврила осенил себя крестом. Русалка расплакалась и пропала, посетовав, что не надо было человеку креститься. Она теперь все время плакать, мол, будет, но и ему она пожелала убиваться до конца дней. После этих слов нечистая сила пропала, Гавриле стало ясно, как из лесу выйти. Но с тех пор он и ходит невеселый.
Следующая история была Ильюшина. Это был рассказ о том, как псарь Ермил подобрал на могиле утопленника белого бараш-ка, который ночью оскалил зубы и заговорил с Ермилом челове-ческим голосом.
Федя продолжил разговор историей про покойного барина Ивана Иваныча, который все ходит по земле в кафтане долгопо-лом и что-то ищет. Дедушке Трофимычу, спросившему у покой-ника, что тот ищет, Иван Иваныч ответил, что ищет разрыв- траву. Давит его могила, и хочется вон.
Ильюша подхватил беседу и поведал о том, что покойника можно увидеть в родительскую субботу, если сесть в церкви на паперти. Но можно увидеть и живого, кому в этом году очередь помирать. Бабка Ульяна видела Ивашку Федосеева, мальчика, погибшего весной, а потом себя самое. А в ней с этого дня душа еле держится, хоть и жива она еще. Ильюша рассказал и о Триш-ке, необыкновенном человеке, предания о котором уж очень были похожи на предания об антихристе. Разговор перешел на водяно-го, а с него и на Акулину-дурочку, которая рехнулась с тех пор, как пыталась в реке утопиться.
В этой же реке утонул и мальчик Вася. Мать его сгребала сено, пока сын играл на берегу. Мальчик внезапно пропал, только ша-почка по воде поплыла. Мать его с тех пор не в своем уме.
Пришел Павел с полным котелком воды в руках и сказал, что дело неладно, его звал домовой. Федя при этом известии приба-вил, что Павла звал утопший Васятка.
Охотнику постепенно сон сморил глаза, и проснулся он толь-ко на рассвете. Все мальчики спали около костра. Один Павел проснулся и пристально поглядел на ночного гостя, который кив-нул ему головой и пошел вдоль реки.
К сожалению, Павла в этом же году не стало: он упал с лоша-ди и убился.
Хорь и Калиныч
Рассказчик знакомится с помещиком Полутыкиным, страст-ным охотником, который приглашает его к себе в имение. Ноче-вать они заходят к крестьянину Хорю. Хорь имел крепкое хозяй-ство и обладал практическим складом ума. Он был крепостным Полутыкина, хотя у него была возможность откупиться от своего барина. Но Хорю это было невыгодно, поэтому он отказался от подобных мыслей.
Манеры у Хоря неторопливые, он не приступает к делу, не обдумав и не рассчитав все наперед, не мыслит абстрактно, его не посещают мечты.
Его приятель Калиныч является полной противоположностью. У него когда-то была жена, которую он очень боялся, но это было давно. Сейчас он живет один и часто сопровождает Полутыкина на охоте. Это занятие стало смыслом его жизни, так как дает ему возможность общаться с природой.
Хорь и Калиныч — друзья, несмотря на то, что они по-разно-му смотрят на жизнь. Калиныч, как человек восторженный, меч-тательный, не совсем разбирающийся в людях, благоговел перед барином. Хорь же насквозь видел Полутыкина, поэтому несколь-ко иронически относился к нему.
Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство, пото-му что чувствовал, что он мудрее. И Калиныч, в свою очередь, любил и уважал Хоря.
Хорь умел скрывать свои мысли, хитрить, говорил мало. Ка-линыч объяснялся с жаром, восторженно. Калиныч был знаком с тайнами природы, мог останавливать кровь, заговаривать испуг. Всеми этими умениями не обладал практичный Хорь, который «стоял ближе к обществу, к людям», в то время как Калиныч, — к природе.
Ермолай и мельничиха
Рассказчик повествует о том, как однажды они с охотником Ермолаем отправились на «тягу» — вечернюю охоту на вальд-шнепов.
Затем он знакомит читателей с Ермолаем. «Ермолай был чело-век престранного рода: беззаботен, как птица, довольно говор-лив, рассеян и неловок с виду». При этом «никто не мог сравнить-ся с ним в искусстве ловить весной, в полую воду, рыбу, доста-вать руками раков, отыскивать по чутью дичь, подманивать пе-репелов, вынашивать ястребов, добывать соловьев…»
Простояв на тяге около часу, убив две пары вальдшнепов, рассказчик с Ермолаем решили переночевать на ближайшей мельнице, но их не пустили, а разрешили переночевать под открытым навесом. Жена мельника Арина принесла им еды для ужина. Оказалось, что рассказчик знает ее бывшего барина господина Зверкова, у жены которого Арина служила горнич-ной. Однажды она попросила у барина разрешения выйти за-муж за лакея Петрушку. Зверков и его жена сочли себя оскор-бленными этой просьбой: девушку сослали в деревню, а лакея отдали в солдаты. Позже Арина вышла замуж за мельника, который выкупил её.
Малиновая вода
Действие происходит в самую жару в начале августа, когда рассказчик отправился на охоту и пошел в направлении ключа, известного под названием Малиновой воды.
У реки он встречает двух стариков, ловящих рыбу, — шумихинского Степушку и Михайло Савельева по прозвищу Туман. Далее следует рассказ об их жизненных историях.
Уездный лекарь
Однажды осенью, возвращаясь с отъезжего поля, рассказчик простудился и заболел. Произошло это в уездном городе, в гости-нице. Позвали доктора. Уездный лекарь, Трифон Иванович, вы-писал лекарство и начал рассказывать о том, как однажды, во время игры в преферанс у местного судьи, был вызван в дом од-ной обедневшей вдовы. Это была помещица, жившая в двадцати верстах от города. В записке от нее говорилось, что дочь ее уми-рает, и она просит доктора поскорее приехать.
Приехав, лекарь принялся оказывать медицинскую помощь ее дочери, Александре Андреевне, больной горячкой. Трифон Ива-нович остался у них на несколько дней ухаживать за пациенткой, чувствуя «сильное к ней расположение». Несмотря на все его ста-рания девушка не поправлялась. Однажды ночью, чувствуя, что скоро умрет, она призналась доктору в любви. Через три дня Алек-сандра Андреевна скончалась.
А лекарь после — вступил в законный брак, взяв в жены ку-печескую дочь Акулину, злую, но с семью тысячами приданого.
Однодворец Овсяников
Здесь рассказчик знакомит читателей с однодворцем Овсяниковым. Это был человек полный, высокий, лет семидесяти, с ли-цом, напоминающим несколько лицо Крылова, с ясным и умным взором, с важной осанкой, мерной речью и медлительной поход-кой. Все соседи его чрезвычайно уважали и почитали за честь знаться с ним. Жил Овсяников один со своей женой в уютном, опрятном домике. Держал небольшую прислугу, одевал людей своих по-русски и называл работниками. «Он почитал за грех продавать хлеб — Божий дар, и в 40-м году, во время всеобщего голода и страшной дороговизны, раздал окрестным помещикам и мужи-кам весь свой запас; они ему на следующий год с благодарностью взнесли свой долг натурой». Из книг Овсяников читал только ду-ховные. К нему часто приходили соседи за советом и помощью, с просьбой рассудить, помирить их.
Одним из соседей Овсяникова был Франц Иванович Лежень. В 1812 году он отправился в Россию с наполеоновской армией ба-рабанщиком. При отступлении Лежень попался в руки к смоленс-ким мужикам, которые хотели его утопить. Проезжавший мимо помещик пожалел француза. Он спросил, играет ли тот на форте-пиано, и привез домой в качестве учителя для Своих дочерей. Через две недели Лежень переехал от этого помещика к друго-му, человеку богатому и образованному, который полюбил фран-цуза за добрый и веселый нрав и женил на своей воспитаннице. Лежень поступил на службу, стал дворянином, а под конец — русским помещиком. Он переселился жить в Орел и завел дружбу с Овсяниковым.
Льгов
Повествователь с Ермолаем отправляется стрелять уток в Льгов — большое степное село. Оказавшись у берега реки, они находят лодку рыболова Кузьмы, по прозвищу Сучок. Кем толь-ко не был он в своей жизни: казачком, кучером, поваром, кофишенком, актером, форейтером, садовником, доезжачим, а сейчас он является господским рыболовом, который вот уже семь лет приставлен ловить рыбу в пруду, где рыба не водится. У него было несколько имен и прозвищ в течение жизни.
Касьян с Красивой Мечи
Рассказчик возвращается с охоты душным летним днем. У ко-леса их телеги ломается ось, и кучер Ерофей винит в этом встре-ченную по дороге похоронную процессию. Считается, что встре-тить покойника — плохая примета. Рассказчик узнает, что хоро-нят Мартына-плотника, умершего от горячки. Кучер тем време-нем предлагает ехать на Юдины выселки, чтобы раздобыть там новую ось для колеса. На выселках рассказчик встречает Касья-на — карлика лет пятидесяти с маленьким, смуглым и смор-щенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глаз-ками и курчавыми, густыми черными волосами. Все тело его было чрезвычайно тщедушно и худо, а взгляд был странен и необыкновенен.
Касьян говорит, что новую ось можно раздобыть у купечес-ких приказчиков в дубовой роще, которую вырубают на продажу, и соглашается сопровождать туда охотника. Тот решает поохотиться в роще. Касьян просит взять его с собой. После долгих блужданий рассказчику удается подстрелить лишь коростеля.
«- Барин, а барин! — промолвил вдруг Касьян своим звуч-ным голосом.
Я с удивлением приподнялся; до сих пор он едва отвечал на мои вопросы, а то вдруг сам заговорил.
Что тебе? — спросил я.
Ну, для чего ты пташку убил? — начал он, глядя мне прямо в лицо.
Как для чего? Коростель — это дичь: его есть можно.
Не для того ты убил его, барин: станешь ты его есть! Ты его для потехи своей убил».
Касьян утверждает, что всякую лесную тварь грешно уби-вать, а человеку пища положена другая — хлеб и «тварь ручная от древних отцов». Он говорит, что «против смерти ни человеку, ни твари не слукавить. Смерть и не бежит, да и от нее не убе-жишь; да помогать ей не должно…»
Рассказчик узнает, что Касьян хорошо знает лечебные тра-вы, в свое время ходил «и в Симбирск — славный град, и в самую Москву — золотые маковки; ходил на Оку-кормилицу, и на Волгу-матушку». «И не один я, грешный… много других хрестьян в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут… да!.. А то что дома-то, а? Справедливости в человеке нет, — вот оно что…»
Кучер Ерофей считает Касьяна юродивым и глупым челове-ком, однако признает, что Касьян вылечил его от золотухи. «Бог его знает: то молчит как пень, то вдруг заговорит, — а что заго-ворит, Бог его знает. Разве это манер? Это не манер. Несообраз-ный человек, как есть».
Бурмистр
Вертах в пятнадцати от имения повествователя живет моло-дой помещик — гвардейский офицер в отставке Аркадий Пав-лович Пеночкин. Дом его построен по плану французского ар-хитектора, люди одеты по-английски, хозяйством занимается с большим успехом. Пеночкин выписывает французские книги, но практически не читает их. Считается одним из самых образо-ваннейших дворян и завидных женихов губернии. Зимой ездит в Петербург. Повествователь неохотно его посещает, но однаж-ды ему приходится провести ночь в имении Пеночкина. Утром был завтрак на английский манер. Далее они едут вместе в де-ревню Шипиловку, где останавливаются в избе местного бур-мистра Софрона Яковлевича. Тот на все расспросы Пеночкина о делах в хозяйстве отвечал, что все идет очень хорошо благо-даря распоряжениям барина. На другой день Пеночкин вместе с повествователем и бурмистром Софроном отправились осматри-вать поместье, где царил необычайный порядок. Затем поехали охотиться в лес, а вернувшись, пошли смотреть веялку, недав-но выписанную из Москвы.
Выходя из сарая, они увидели двух мужиков, старого и моло-дого, стоявших на коленях. Они жаловались на то, что совсем замучены бурмистром, который двух сыновей старика забрал в рекруты, а теперь и третьего отнимает. Увел последнюю корову со двора и избил его жену. Утверждали, что бурмистр не их одних разоряет. Но Пеночкин не стал их слушать.
Через два часа повествователь был уже в селе Рябове, где разговорился со знакомым мужиком Анпадистом о Шипиловских крестьянах. Тот объяснил, что Шипиловка только числится за барином, а владеет ею Софрон как своим добром: крестьяне ему кругом должны, работают на него, как батраки, а бурмистр про-мышляет землей, лошадьми, скотом, дегтем, маслом, пенькой, поэтому богат очень, но крестьян бьет. Мужики не жалуются ба-рину, потому что Пеночкину все равно: главное, что недоимок нет. А на Антипа Софрон взъелся из-за того, что тот повздорил с ним на сходке, поэтому теперь и мстит ему.
Контора
Действие происходит осенью. Охотник бродил с ружьем по полям и вдруг увидел низкий шалаш, в котором сидел старик сторож, указавший ему дорогу. Так повествователь оказался в имении Лосняковой Елены Николаевны, в главной господской кон-торе, где распоряжается конторщик Николай Еремеев. Рассказ-чик, находясь в соседней комнате и притворяясь спящим, узнает о нем и о жизни в имении много нового.
Бирюк
Охотник возвращался домой один, на беговых дрожках. Надви-галась гроза, и внезапно ручьями полил дождь. Вдруг в темноте, при блеске молнии, около дрожек выросла высокая фигура. Че-ловек строгим голосом потребовал назвать себя и, услышав ответ, успокоился. Сам он оказался здешним лесником и предложил охот-нику переждать дождь у него в избе. Лесник взял лошадь под уздцы, и вскоре глазам охотника предстала небольшая избушка на широком дворе. На пороге их встретила девочка лет двенадца-ти, в рубашонке, подпоясанной покромкой, и с фонарем в руке. Лесник отправился поставить дрожки под навес, а барин вошел в избу. Ужасающая бедность предстала перед ним. В люльке ле-жал ребенок, который тяжело и часто дышал. Девочка его ука-чивала, левой рукой поправляя лучину. Вошел лесник. Барин по-благодарил лесника и спросил его имя. Тот ответил, что его зовут Фома, по прозвищу Бирюк.
Охотник с удвоенным любопытством поглядел на лесника.
О честности, неподкупности и силе Бирюка ходили легенды.
Барин поинтересовался, где хозяйка. Лесник сначала ответил, что умерла, а потом поправился, сказав, что убежала с проез-жим мещанином, бросив и едва родившегося ребенка.
Бирюк предложил барину хлеба, но тот сказал, что не голо-ден. Лесник вышел на двор и вернулся с известием, что гроза проходит, и предложил гостю проводить его из лесу. Сам же взял ружье, объяснив это тем, что у Кобыльего Верху дерево рубят, шалят — он слышал со двора.
На место порубки барин с лесником не успели. Охотник бро-сился к тому месту, откуда доносился шум борьбы, и увидел лес-ника, скрутившего вору руки кушаком за спиной. Вор оказался мужиком в лохмотьях, с длинной бородой. Барин мысленно дал слово: во что бы то ни стало освободить беднягу. Мужика усади-ли на лавку, и в доме установилась мертвая тишина.
Вдруг пленник заговорил и попросил Фому Кузьмича, т. е. Би-рюка, освободить его. Фома был непреклонен, и после долгих пре-пирательств у мужика вырвались угрозы в адрес лесника. Бирюк встал, в порыве гнева подошел к мужику. Тот испугался, что его будут бить, да и барин вступился за пленника. Бирюк велел бари-ну отстать, сдернул кушак с локтей мужика, нахлобучил ему шапку на глаза, схватил за шиворот и вытолкнул вон из избы.
Барин похвалил Бирюка, мол, он словный малый. Лесник от него отмахнулся и просил только никому ничего не сказывать.
Потом проводил барина и простился с ним на опушке леса.
Лебедянь
Повествователь рассказывает о том, как лет пять назад он по-пал в Лебедянь в самый развал ярмарки. После обеда он отправ-ляется в кофейную, где играли на бильярде.
На другой день он отправился выбирать себе лошадь, долго смотрел, наконец купил. Но она оказалась запаленной и хромой, а продавец отказался взять ее обратно.
Певцы
Действие происходит в небольшом селе Колотовка. Здесь рас-сказывается о состязании двух певцов из народа — Якова Турка и рядчика из Жиздры. Рядчик пел «высочайшим фальцетом», го-лос у него был «довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплый; он играл и вилял этим голосом, как юлою, <…> умолкал и потом вдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихват-ской, заносистой удалью. Его переходы были иногда довольно сме-лы, иногда довольно забавны: знатоку они бы много доставили удовольствия».
Яков «пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, на-шим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого зву-ка его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, слов-но знакомая степь раскрывалась <…>, уходя в бесконечную даль».
«Не одна во поле дороженька пролегала», — пел Яков, и всем присутствующим становилось жутко. В его голосе была и непод-дельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». Материал с сайта
Отдохнув на сеновале и покидая деревню, охотник решил за-глянуть в окно Притынного кабачка, где несколько часов назад был свидетелем дивного пения. Его глазам представилась «неве-селая» и «пестрая» картина: «Все было пьяно — все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал струны гитары…»
Отойдя от окна, из которого доносились нестройные звуки ка-бацкого «веселья», охотник быстро зашагал прочь от Колотовки.
Петр Петрович Каратаев
Действие происходило осенью, на дороге из Москры в Тулу, когда рассказчик просидел почти целый день из-за недостатка лошадей в почтовом доме, где он познакомился с мелкопомест-ным дворянином Петром Петровичем Каратаевым. Каратаев рас-сказывает повествователю свою историю. Он почти разорен — из-за неурожаев и собственного неумения управлять хозяй-ством, а теперь едет в Москву служить. Затем он вспоминает, как полюбил когда-то красивую крепостную девушку Матре-ну, решил выкупить ее у госпожи. Его приняла родственница барыни и велела ему заехать через два дня. Приехав в указан-ный срок, Петр Петрович узнал, что Матрену отправляют в степную деревню, так как барыня не хочет продавать девуш-ку. Тогда Каратаев отправился в ту деревню, куда сослали Мат-рену, и увез ее к себе тайком, ночью. Так они прожили пять месяцев в радости и согласии.
Но однажды, катаясь на санях, они поехали в деревню Матре-ниной барыни, где их увидели и узнали. Барыня подала на Кара-таева жалобу, что беглая ее девка проживает у него. Приехал исправник, но на этот раз Петр Петрович сумел откупиться. Од-нако его не оставили в покое. Он влез в долги, прятал Матрену, но та, пожалев Каратаева, пошла и сама себя выдала.
Через год после этой встречи повествователь приехал в Моск-ву, зашел там в кофейню, где увидел выходящего из бильярдной
Петра Петровича. Тот рассказал, что нигде не служит, деревню его продали с аукциона, а он намерен до конца своей жизни оста-ваться в Москве.
Свидание
Нежно любящая Акулина приходит в рощу на свидание с из-балованным барским камердинером и узнает, что он уезжает со своим господином в Петербург, возможно, покидая ее навсегда. Виктор уходит без тени расстройства или раскаяния, а бедная обманутая девушка предается безутешным рыданиям.
Природа здесь является тонким лирическим комментарием к тягостному, безысходному состоянию девушки: «… сквозь неве-селую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, про-крадывался унылый страх недалекой зимы. Высоко надо мной, тяжело и, резко рассекая воздух крылами, пролетел осторож-ный ворон, повернул голову, посмотрел на меня сбоку, взмыл и, отрывисто каркая, скрылся за лесом…»
Живые мощи
Рассказчик вместе с Ермолаем отправляется за тетеревами в Белевский уезд. Дождь не переставал с самого утра. Тогда Ермо-лай предложил поехать переночевать в Алексеевку — хуторок, который принадлежал матери повествователя, о существовании которого он раньше и не подозревал.
На следующий день он пошел побродить по одичалому саду. Дойдя до пасеки, увидел плетеный сарайчик, где лежала ма-ленькая фигура, похожая на мумию. Ею оказалась Лукерья, в прошлом красавица. Она рассказала свою историю, как семь лет назад упала с крыльца и начала болеть. Тело ее иссохло, и она потеряла способность двигаться. Господа сначала пытались ее ле-чить, а потом отправили в деревню к родственникам. Здесь Луке-рью прозвали «Живые мощи». О своей теперешней жизни она го-ворит, что всем довольна: Бог послал крест — значит, любит ее. Рассказывает, что видит сны: Христа; родителей, которые кла-няются ей и говорят, что она страданиями своими искупает их грехи; смерть, которую Лукерья упрашивает забрать ее с собой. На предложение рассказчика отвезти ее в больницу отвечает от-казом — лечебные процедуры ей не помогают, причиняя только лишние страдания. Она просит барина сказать своей матушке, чтобы та сбавила оброк здешним крестьянам — земли у них бед-ные, урожаи плохие.
Через несколько недель после их встречи Лукерья умерла.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- тургенев записки охотника краткое анализ
- краткие содержания записки охотника
- кратко о записках охотника
- записки охотника смерть краткое содержание
- тургенев краткое содержание лебедянь
1852 (отдельное издание)
Запи́ски охо́тника - цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева , печатавшихся в 1847-1851 году в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году . Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.
Список рассказов
Окончательный свой состав сборник получил только в издании 1874 года: автор включил в него три новых рассказа, написанных на основе ранних замыслов, в своё время оставшихся нереализованными.
Ниже после названия рассказа указывается в скобках первая публикация.
- Хорь и Калиныч (Современник, 1847, No 1, отд. «Смесь», с. 55-64)
- Ермолай и мельничиха (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 130-141)
- Малиновая вода (Современник, 1848, No2, отд. I, с. 148-157)
- Уездный лекарь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 157-165)
- Мой сосед Радилов (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 141-148)
- Однодворец Овсянников (Современник, 1847, No 5, отд. I, с. 148-165)
- Льгов (Современник, 1847, No 5, отд. Г, с. 165-176)
- Бежин луг (Современник, 1851, No 2, отд. I, с. 319-338)
- Касьян с Красивой мечи (Современник, 1851, No 3, отд. I, с. 121-140)
- Бурмистр (Современник, 1846, No 10, отд. I, с. 197-209)
- Контора (Современник, 1847, No 10, отд. I, с. 210-226)
- Бирюк (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 166-173)
- Два помещика (Записки охотника. Сочинение Ивана Тургенева. М., 1852. Ч. I-II. С. 21-40)
- Лебедянь (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 173-185)
- Татьяна Борисовна и ее племянник (Современник, 1848, No 2, отд. I, с. 186-197)
- Смерть (Современник, 1848, No 2. отд. I, с. 197-298)
- Певцы (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 97-114)
- Петр Петрович Каратаев (Современник, 1847, No 2, отд. I, с. 197-212)
- Свидание (Современник, 1850, No 11, отд. I, с. 114-122)
- Гамлет Щирговского уезда (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 275-292)
- Чертопханов и Недопюскин (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 292-309)
- Конец Чертопханова (Bестник Eвропы, 1872, No 11, с. 5-46)
- Живые мощи (Складчина. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. СПб., 1874. - С. 65-79)
- Стучит! (Сочинения И. С. Тургенева (1844-1874). М.: изд. братьев Салаевых, 1874. Ч. I. - С. 509-531)
- Лес и степь (Современник, 1849, No 2, отд. I, с. 309-314)
Известно ещё 17 замыслов Тургенева, относящихся к циклу «Записки охотника», но оставшихся по разным причинам неосуществленными . Разработку одного из них Тургенев начинал в 1847-1848 гг., сохранились два фрагмента: «Реформатор и русский немец» (6 страниц текста в современном собрании сочинений) и «Русский немец» (1,5 страницы текста) .
В эпоху СССР широко распространены были «детские» издания сборника, куда включались только избранные рассказы (менее половины канонического состава). Текстологический их анализ никогда не проводился. В полном своём составе «Записки охотника» печатались только в собраниях сочинений Тургенева (издававшихся, впрочем, колоссальными тиражами).
Наиболее исправными с точки зрения текстологии являются два советских академических издания «Записок охотника»:
- Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах (тридцати книгах): Сочинения в пятнадцати томах. Т. 4. Записки охотника. 1847-1874. - М.: Наука , 1963. 616 с. 212 000 экз.
- Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах: Сочинения в двенадцати томах. Издание второе, исправленное и дополненное. Т. 3. Записки охотника. 1847-1874. - М.: Наука , 1979.
Примечания
Экранизации
- 1935 - Бежин луг - фильм С. Эйзенштейна , утрачен
- 1971 - Жизнь и смерть дворянина Чертопханова (по мотивам рассказов «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова»)
Ссылки
- Записки охотника в библиотеке Максима Мошкова
Иван Сергеевич Тургенев | |
---|---|
Романы | |
Повести и рассказы |
|
Драматургия |
Безденежье Где тонко, там и рвётся Нахлебник Завтрак у предводителя Холостяк Месяц в деревне Провинциалка |
Прочее |
Стихотворения в прозе Литературные и житейские воспоминания |
Персонажи | |
Связанные статьи |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Записки охотника" в других словарях:
Жарг. шк. Шутл. 1. Тетрадь школьника. ВМН 2003, 52. 2. Дневник. /i> По названию сборника рассказов И. С. Тургенева. Максимов, 148 …
Записки охотника (Тургенева) - Под таким заголовком появился в 1852 году отдельным изданием сборник рассказов Т а, помещенных в Современнике 1847 1851 г. и озаглавленных Из записок охотника.Заглавие это было придумано одним из соиздателей журнала, И. И. Панаевым, по мнению Т… … Словарь литературных типов
Записки об уженье рыбы (Аксакова) - Первое издание Записок (М. 1847 г.) расходилось ужасно туго. По словам С. Т., книги, расхваленной во всех журналах, за пять лет продалось не более 15 ти экземпляров. 2 изд. М. 1854 г. 3 ье М. 1856 г. Записки доставили Аксакову литературное имя … Словарь литературных типов
Записки ружейного охотника Оренбургской губернии (Аксакова) - начаты в 1850 г.; первое издание появилось в 1852 г. (Москва). Об этой многочитаемой и многолюбимой книге И. С. Тургенев писал в Современнике: всякий, кто только любит природу во всем ее разнообразии, во всей ее красоте и силе, всякий, кому… … Словарь литературных типов
Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах (Аксакова) - появились в отдельном издании 1855 г. Первоначально эти рассказы предназначались для задуманного А. в 1853 г. Охотничьего сборника. Этот сборник, по мысли С. Т., должен был выходить ежегодно по широкой программе. К участию в издании А. думал… … Словарь литературных типов
Записки охотника. Жарг. шк. Шутл. 1. Тетрадь школьника. ВМН 2003, 52. 2. Дневник. /i> По названию сборника рассказов И. С. Тургенева. Максимов, 148. Записки сумасшедшего. 1. Жарг. шк. Шутл. Тетрадь школьника. ВМН 2003, 52. 2. Жарг. шк. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок
Знаменитый писатель. Род. 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Т. и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его Сергей Николаевич, отставной полковник кирасир, был… … Большая биографическая энциклопедия