Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.
Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.
Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.
Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.
В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.
Карл Иванович
Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.
Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.
Мама
Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.
У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.
Папа
Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.
Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.
Наталья Савишна
Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.
Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.
Соня, Катя и Сережа
Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.
Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.
Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.
Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Толстой «Детство» главные герои и их характеристика поможет понять произведения лучше.
Толстой «Детство» главные герои
- Николенька Иртеньев - от его имени ведётся повествование
- Володя Иртеньев - брат Коли
- Любочка — сестра Коли и Володи
- Papan (папа по-французски)
- Maman (мама по-французски)
- Бабушка
- Карл Иваныч - домашний учитель Коли
- Мими – гувернантка Иртеньевых
- Наталья Савишна — экономка
- Гриша — юродивый и странник
Николенька Иртеньев — 10-летний мальчик, который растет в дворянской семье в деревенском поместье.
Мальчик умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к родным, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.
Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.
Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.
Карл Иванович — учитель, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой.
Наталья Савишна -женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она - крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта - самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.
Толстому в произведении Детство удается воссоздать семейный климат своего детства, именно поэтому повесть считается автобиографической. Главный герой произведения десятилетний мальчик Николенька Иртеньев. В его возрасте дворянские дети отправлялись на обучение. На учёбу в Москву, вместе с отцом и братом, ожидает отправления и главный герой, который так же как и писатель переживает утрату родного человека - мамы.
С первых страниц читатель окунается в обстановку быта дворян XIX века. В детском мире маленького Колю окружают гувернёры, среди которых самым близким становится преподаватель Карл Иванович. Незначительное чувство обиды на этого великодушного человека становится для Николеньки мучительным чувством стыда.
В своей повести автор описывает психически переменчивое состояние героя, внутренний монолог выступает свидетельством перемен. Зло у мальчика сменяется стыдливостью, а радость печалью. Быстрые переходы от одного состояния к другому литераторы определили понятием - диалектика души.
Таким же томительным испытанием становится и его ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию Николеньки после смерти его матери. Когда умирает Наталья Савишна, через год после смерти матери Николеньки, герою приходится повзрослеть в один миг.
Главная тематика произведения - формирование личности. Индивидуальность человека проявляет себя с самого детства. События происходящие в детстве во многом предопределяют судьбу человека. Любому поведению есть свое объяснение, которое нужно искать в детстве.
Тема семьи также прослеживается в фабуле произведения. Взаимоотношения в семье оказывают существенное влияние на будущее детей.
Автор поднимает злободневные проблемы, которые и сегодня беспокоят многих. Потеря дорогого человека, отрицательное влияние со стороны сверстников, неправильное поведение взрослых в присутствии ребенка, неопределенность выбора - вот самые основные проблемы, которые удается раскрыть автору.
В повести писатель показывает какое влияние оказывают окружающий мир на формирующуюся личность. Любой пустяковый эпизод из детства способен вырасти в целый мотив судьбоносного поступка.
Смысловая часть произведения заключена в указании на роль семьи в жизни каждого из нас. Именно семья указывает ориентиры, по которым дальше пойдёт человек.
Анализ 2
Повесть «Детство» - часть трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». С этой работы началась творческая биография писателя. Это автобиографическое произведение написано на Кавказе. Многие эпизоды взяты из жизни автора: взаимоотношения с братом, ранняя потеря матери. Автора и героя роднят поиски истины и самого себя. Повесть реалистична, в ней описаны культура, быт и нравы дворянства XIX века. Произведение написано от первого лица.
Главный герой – Николенька Иртеньев, в начале произведения ему 10 лет, он впечатлительный и думающий ребенок. Это тот возраст, когда дворянские дети отправлялись получать образование, чтобы учиться дети покидали отчий дом и отправлялись в пансионаты или лицеи. Так происходит с героем. Когда отец сообщает ему об отъезде в Москву, Николенька расстраивается от мысли, что придется покинуть мать. Он думает о том, что детство уже позади, вспоминает важные и трогательные моменты.
Автор передает особенности жизни дворян того времени: детство героя прошло среди гувернанток и дворовых людей. Для Николеньки ближе всех в этот период был его учитель, Карл Иванович, с которым автор знакомит читателя с первых страниц повести. Сначала обидевшись на доброго гувернера, герой испытывает стыд, который не дает ему покоя.
Проза конца XIX века называется литературоведами психологической, в которой прослеживается развитие души героев. В этом повествовании показана диалектика души Николеньки. Ссора с Наталье Савишной также демонстрирует этот художественный прием. Наталья Савишна служила в семье Иртеньевых с тех пор, как мать Николеньки была еще ребенком. Когда ей дали вольную, Наталья Сашивна расстроилась и восприняла это, как личную обиду. Автор рисует ее как преданную и добрую женщину, которую очень любил Николенька.
Образ мамы, Натальи Николаевны детально не прорисован. Но для сына мать – самый чистый человек, когда она улыбается все вокруг освещается. Николенька, потеряв маму, а потом и любимую няню, быстро повзрослел. Он думал о том, что проведение соединило его с близкими людьми, чтобы он помнил и сожалел о них. Наш герой понимает, что жизнь не вечна.
Важным этапом в формировании личности Николеньки является дружба с Сережей Ивиным, который был его кумиром. После того, как Сережа обижает сына небогатого иностранца, Николенька разочаровывается в друге. Он не знает, чем помочь униженному мальчику, это его мучает.
Поиск самого себя связан с эпизодом в московском доме бабушки-княгини. Николенька написал свое первое стихотворение, сначала был этим горд, но потом, читая, осознал, что строки о том, что он любит бабушку, как родную мать, не соответствуют действительности. Маму герой любит совсем иначе, для него нет человека дороже.
Испытывая сильные эмоции, в отношениях с матерью, друзьями, родными из Москвы, Николенька осознает, что его детство закончилось, что оно было прекрасно и неповторимо. Диалектика души героя продолжится, но уже в следующей повести трилогии.
Детство Толстого - анализ произведения
Как известно Лев Николаевич, был одним из поэтов который интересовался русского народа. Произведение «Детство», было одним из первых творений этого поэта. Будучи на Кавказе, Лев Толстой взялся за создание первой части автобиографического произведения «Детство». Именно эта часть повести по мнению автора должна показать поочередно этапы личностного становления человека.
В книгу были вложены многие события и истории из жизни Льва Николаевича. Поэт в раннем возрасте потерял мать, он старался ровняться на своего брата и с самого детства пытался найти себя в жизни.
Главным героем произведения, Николенька, который был из семьи дворян. Он был очень умен, чувствителен и учеба для него казалась очень скучна. Его вспыльчивость и чрезмерная чувствительность приводит его к ошибкам, но это не мешает ему оставаться добрым. Несмотря на то что его легко было сбить с пути, он всегда старался подражать сильным ровесникам.
Очень сильное влияние на главного героя произведения, конечно же имела его мать. Автор показывает, что доброе материнское сердце, сделало Николеньку таким чувствительным и чутким мальчиком.
В этом произведении автор пытается донести до читателя, что окружающий мир может влиять на нас и на формирование личности. Любое событие происходящее в жизни Николеньки выстраивалось в четкую картину, которая отразилась на формировании его сознания. В этом произведении Толстой показывает, как маленький, казалось бы незначительный эпизод жизни может привести к поступкам, которые в дальнейшем решат судьбу человека.
Мораль данной повести такова, что нельзя пренебрегать воспитанием подрастающего поколения. Все что вкладывается в ребенка с детства, очень важно, ведь мировоззрение человека формируется с самого раннего возраста. Данная повесть говорит нам о том, что роль семьи в жизни общества переоценивать не стоит. И то каким вырастет человек в первую очередь зависит от его родных, которые должны направить его на правильный путь.
Среди знаменитых и выдающихся людей 20 века особое место занимает Юрий Гагарин – первый в мире человек, полетевший в космос. С его биографией знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза
Произведение поэта посвящено изучению проблематики взаимоотношений простого народа и царской власти, волновавшей многих пушкинских современников, задумавшихся о назревшей отмене крепостного права и об ограничении самодержавия
Сны в литературных произведениях носят символический характер. Особенно это хорошо прослеживается у Ф.М. Достоевского. Так, например, в романе «Преступление и наказание» такие сны снятся двум героям Родиону Раскольникову и Аркадию Свидригайлову
Темы, которые затрагивает Л. Н. Толстой в своём творчестве, поистине вечны! На уроке вам предстоит познакомиться с произведением, в котором проявилось все мастерство Толстого-писателя, психолога, философа. Речь пойдет об автобиографической повести «Детство». Вы прочитаете и проанализируете главы «Классы», «Наталья Савишна», «Детство».
Тема: Из литературы XIX века
Урок: Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Анализ избранных глав
Рис. 1. Обложка книги ()
Чтение и анализ главы «Классы».
Главную роль в этой главе играет учитель Карл Иванович, с ним мы уже познакомились в главе «Maman». Но, безусловно, особенностью произведения является то, как маленький мальчик Николенька Иртеньев, которому 10 лет, воспринимает жизнь, взрослых и своего учителя Карла Ивановича. Глава начинается так:
«Карл Иваныч был очень не в духе».
Давайте понаблюдаем за реакцией взрослых в этой главе, за реакцией ребенка, за его мыслями, за его пониманием жизни.
«Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить. Володя учился порядочно; я же так был расстроен, что решительно ничего не мог делать».
Рис. 2. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()
Как мы знаем, Николенька был расстроен от известия о том, что их теперь увозят в Москву, и учитель Карл Иванович учить больше не будет.
«Долго бессмысленно смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке, не мог читать...» «Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге».
Насколько остро чувствует мальчик отношение к себе?
«Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».
Несмотря на то, что Николенька еще ребенок, он прекрасно видит и понимает поступки взрослых. Николенька слышит разговор в комнате Николая, где Карл Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться и лишает его работы.
«- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! тогда я был добрый, милый Карл Иваныч, тогда я был нужен; а теперь, - прибавил он, иронически улыбаясь, - теперь дети большие стали: им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся, Николай?»
И, конечно, Николенька сочувствовал тому горю, которые испытывал Карл Иванович. Вот, как об этом пишет Толстой:
«Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие».
Таковыми были чувства ребенка, но посмотрим, как проявляется обида Карла Ивановича во время урока.
«Несколько раз, с различными интонациями и с выражением величайшего удовольствия, прочел он это изречение, выражавшее его задушевную мысль». А изречение было такое: «Из всех пороков самый тяжкий есть Неблагодарность».
Как же воспринимает Николенька поведение своего учителя?
«Лицо его не было угрюмо, как прежде; оно выражало довольство человека, достойно отмстившего за нанесенную ему обиду».
Николенька понимает поведение Карла Ивановича и воспринимает его как человека, чуть-чуть не уследившего за своими чувствами.
«Было без четверти час; но Карл Иваныч, казалось, и не думал о том, чтобы отпустить нас: он то и дело задавал новые уроки. Скука и аппетит увеличивались в одинаковой мере. Я с сильным нетерпением следил за всеми признаками, доказывавшими близость обеда. Вот дворовая женщина с мочалкой идет мыть тарелки, вот слышно, как шумят посудой в буфете...»
Но Карл Иванович был неумолим. Так заканчивается глава «Карл Иванович».
Чтение и анализ главы «Наталья Савишна».
Рис. 3. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()
«В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее вверх - находиться в числе женской прислуги бабушки. Горничная Наташка отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием. Когда родилась матушка и понадобилась няня, эту обязанность возложили на Наташку. И на этом новом поприще она заслужила похвалы и награды за свою деятельность, верность и привязанность к молодой госпоже. Но напудренная голова и чулки с пряжками молодого бойкого официанта Фоки, имевшего по службе частые сношения с Натальей, пленили ее грубое, но любящее сердце. Она даже сама решилась идти к дедушке просить позволенья выйти за Фоку замуж. Дедушка принял ее желание за неблагодарность, прогневался и сослал бедную Наталью за наказание на скотный двор в степную деревню. Через шесть месяцев, однако, так как никто не мог заменить Наталью, она была возвращена в двор и в прежнюю должность. Возвратившись в затрапезке из изгнания, она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово.
С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец: весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою».
«Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность, она позвала ее к себе и, выразив в самых лестных словах всю свою к ней признательность и любовь, вручила ей лист гербовой бумаги, на котором была написана вольная Наталье Савишне, и сказала, что, несмотря на то, будет ли она или нет продолжать служить в нашем доме, она всегда будет получать ежегодную пенсию в триста рублей. Наталья Савишна молча выслушала все это, потом, взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок, и пристально смотрела на валявшиеся на полу перед ней клочки изорванной вольной».
«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их...»
И опять-таки это тот взгляд взрослого человека на то, что с ним было в детстве, взгляд с позиции времени, с позиции мудрости.
«...тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?»
И интересный случай встречается нам в главе «Наталья Савишна».
Подумайте, как в этой сцене проявится человеческий характер и характер главного героя.
«Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.
Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, - сказала maman.
Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла.
После обеда я, в самом веселом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: "Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!" Меня так это обидело, что я разревелся от злости».
Первое чувство, которое возникает у героя, это чувство обиды и чувство злости.
«"Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!"»
Вот в этой сцене Николенька воспринимает все те традиции, которые были характерны для дворянских семей, тот уровень понимания, что они с Натальей находятся не на одинаковых уровнях социальной лестницы, он уже понятен Николеньке.
Однако, это чувство злости, чувство обиды уступает другим более нравственным категориям.
«Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление».
Посмотрите, как развиваются чувства: обида, злость и затаенная злость.
«Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.
Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке: я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».
Чтение и анализ главы «Детство»
Рис. 4. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()
Глава «Детство» начинается замечательными словами, которые могли бы стать эпиграфом ко всей повести:
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Обратите внимание на лексику, использованную в главе. Сколько хороших, теплых слов! Постарайтесь увидеть самые главные из них, ключевые слова.
«...Сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!».
«Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку».
«Слезы любви и восторга».
«...Любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.
После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие».
Сколько теплых слов мы увидели: сердце, нежность, любовь . Слово «любовь» повторяется в течение главы несколько раз. Любовь, любовью, люблю, слезы любви и восторга, светлое счастье, любовь и надежда, на душе легко, светло, отрадно - вот те ощущения детства, которые пронес Николенька.
«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?» «Неужели остались одни воспоминания?»
Вот таким вопросом заканчивается глава «Детство». И Толстой ставит этот вопрос перед читателем, вернуться ли когда-нибудь та свежесть и беззаботность? Какое время может быть лучше того, чем время детства? Наверное, нужно любить, ценить свое детство, с любовью относиться и к маме, и к папе.
Вывод.
Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно проявляет свои чувства и часто бывает беспощадным по отношению к себе, часто корит себя за какие-то поступки, за которые самому становится потом стыдно.
Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне. Он вспоминает людей, которые были беззаветно преданы их семейству, он вспоминает свое детство.
Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, способность любить самому. Это те чувства, которые восхищают самого Толстого. Но в то же время, Толстой показывает, как очень часто мир взрослых людей может разрушить детское понимание жизни.
Повесть «Детство» заканчивается смертью матери. И наступает другая, совсем иная пора, которую никогда уже Николенька не назовет счастливой, невозвратимой порой детства.
Список литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012. Источник).
Домашнее задание
- Какой эпизод повести произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
- Чему учит повесть Толстого «Детство»? О чем заставляет задуматься?
- Как вы думаете, полезно эту повесть читать не только детям, но и взрослым? Почему?
- Вспомните яркий эпизод своего детства. Попробуйте рассказать о нем или описать в толстовской манере. Попытайтесь не только изложить ход события, но и передать чувства, переживания, мысли по поводу людей и событий.
«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.
Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.
Жанр и направление
Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.
Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.
Суть
В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.
Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в
Главные герои
Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной . Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.
- Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
- Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
- Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
- Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
- Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.
- Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
- Еще одна немаловажная тема – воспитание . Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
- Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
- Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
- Роль учителя . Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.
Темы
Проблематика
В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.
- Потеря близкого человека . Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
- Дурное влияние . Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
- Неосторожность и неосмотрительность взрослых . Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
- Проблема выбора жизненного пути . Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.
Главная мысль
В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.
Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.
Вывод: чему учит?
Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.
Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.
Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!